Жанр, рифма, композиция и тропы
По жанру стих относится к автопортрету, который ставится в противовес нападкам критики и доказывает право поэта на признание.
Композиция состоит из четырех катренов и развивается линейно, имея при этом акцентированный восклицанием финал.
Рифмовка перекрестная (тенденций – глубины – младенцы – весны), где в первом и третьем катрене рифмы открытые и закрытые, во второй строфе только открытые, а в четвертой только закрытые (песен – иной – чудесен – мной).
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (нездешние края, особая глубина, песня радужна).
- Олицетворение (смысл склонится).
- Анафора (Я – соловей…).
- Неологизм (сероптичка).
Отметим также риторический вопрос в третьем катрене и несколько восклицаний, которые придают строкам нужную эмоциональность и подчеркивают значимые для поэта места произведения.
Примечания
. См. высказывание А. Блока, ранее процитированное в работе: «Это настоящий, свежий детский талант. Куда пойдет он, еще нельзя сказать; что с ним стрясется: у него нет темы. Храни его Бог» (Блок А.А. Из дневников и записных книжек // Игорь Северянин глазами современников. С. 49.).
. «Не имея оригинальных идей, он пытается взять реванш, по крайней мере, на оригинальной форме…» (Амфитеатров А. Человек, которого жаль // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 368).
. Горький М. Из писем // Игорь Северянин глазами современников. С. 54.
. «Поэза благословения» (сб. «Victoria Regia»).
. «Поэза к Европе» (сб. «Victoria Regia»).
. Этот мотив мы находим еще в стихотворении А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…»: «Со старшими мы братьями прощались / И в сень наук с досадой возвращались, / Завидуя тому, кто умирать / Шел мимо нас…». В двадцатом веке он преломляется, например, в творчестве В. Высоцкого: «<…> А в подвалах и полуподвалах / Ребятишкам хотелось под танки» («Баллада о детстве»).
. Цикл «Стихи в ненастный день».
. В стихотворении «Газэлла IX» Северянин прямо обращается к создателю образа «Грядущего Хама» Д. Мережковскому.
. «Во имя искусства» (сб. «Вервэна»).
. «Борису Верину» (сб. «Вервэна»).
. «Отходная Петрограду» (сб. «Вервэна»).
. См., например, стихотворения «По справедливости», «Крашеные» («Вервэна»), «Долой политику!», («Фея Eiole»).
. Исаков С. Игорь Северянин 1918—1921 гг. Жизнь и мировосприятие. Литературная позиция. Изменения в творческой манере // Исаков С. Русские в Эстонии (1918—1940). Историко-культурные очерки. Тарту: Компу, 1996. С. 191.
. Выражение А.Т. Твардовского, произнесенное, конечно, позже, в связи с литературной работой на фронтах Великой Отечественной войны, но верно отразившее суть подвига любого художника, сражающегося во время войны словом, единственным своим оружием.
. Например, автобиографический очерк «Визит полпреда».
. В качестве примера приведем отрывок из мемуарного очерка Б. Погореловой «Брюсов и его современники»: «Много позднее, во время революции из Ревеля (тогда ставшего столицей Эстонии) от Северянина пришло письмо. В нем поэт просил В.Я. похлопотать для него о въездной обратной визе в Россию» (Погорелова Б. Брюсов и его современники // Игорь Северянин глазами современников. С. 35).
. См. подробный анализ этих сборников в следующих главах диссертационной работы.
. Брюсов В. Игорь Северянин // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 297.
. Эта черта проявилась, например, в разделах «Живи, живое!» («Златолира») и в «Там, у вас на Земле» («Классические розы»).
. См. строки конечного стихотворения сборника: «Напрасно бы искать причала / Для бесшабашного пловца. / В поэме жизни нет начала! / В поэме жизни нет конца!» («Финал»).
. См., например: «Да, Пушкин стар для современья, / Но Пушкин пушкински велик!» («Поэза истребления»), «А если б Пушкин ожил и к нам пришел?» («Газэлла IX»).
. См., например, «Чары соловья».
. «Поэза о старых размерах» (сб. «Менестрель»).
. Исаков С. Игорь Северянин 1918—1921 гг. Жизнь и мировосприятие. Литературная позиция. Изменения в творческой манере. С. 192.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Анализ стихотворения Северянина «Интродукция»
Игорь Северянин постоянно вел негласную войну с литературными критиками, которые донимали поэта своими необъективными рецензиями. В том, что его невзлюбили известные журналисты и публицисты, северянин бы отчасти и сам виноват, так как вел себя на людях достаточно эпатажно и порой даже агрессивно. Что же касается стихов, то поэт не упускал момента заявить на весь мир, что сам себя считает непревзойденным гением, а чужое мнение его не интересует.
Впрочем, северянин лукавил, потому как уколы критиков воспринимал очень болезненно и время от времени отвечал им не менее дерзкими выпадами. Одним из таких разоблачительных произведений является «Интродукция», опубликованная в 1918 году и вызвавшая новую волну ожесточенных нападок на поэта.
В том произведении автор сравнивает себя с соловьем, пение которого лишено «особой глубины», тем не менее, автор утверждает, что и старикам, и детям оно действительно по душе. Все же остальные люди, обремененные возом личных проблем, попросту не в состоянии оценить красоту стихов поэта, утверждающего: «Но песня радужна моя».
Игорь Северянин готов согласиться с тем, что его стихи далеки от совершенства и, возможно, не в полной мере отвечают общепризнанным поэтическим канонам. Однако он не сомневается в то, что каждая строчка идет из глубины души, она наполнена искренностью и чистотой. Более того, поэт стремится к тому, чтобы его произведения рождали в душе читателей лишь позитивные чувства и звали их за собой « в нездешние края». Сравнивая себя с соловьем, поэт отмечает, что мнение критика его совершенно не интересует. Ведь вольной птице все равно, что о ней думают окружающие. Поэтому он советует всем своим злопыхателям: «Ищи, свинья, услад в корыте, а не в руладах из ветвей!».
Конечно же, только Северянин мог позволить себе подобный выпад в адрес всеми уважаемых литературоведов. Он отдавал себе отчет, что подобные стихи непременно станут поводом для нового витка противостояния, и был недалек от истины. Спасло положение лишь то, что из-за смены власти многим критикам попросту не было дела до Северянина. К тому же поэт уже успел эмигрировать за границу и обосновался в Эстонии, продолжая издеваться над своими оппонентами и утверждая: «Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной». Автор интуитивно чувствовал, что побеждает в неравной схватке с литературными критиками хотя бы потому, что его слово в этой перепалке все равно останется последним.
Я — соловей: я без тенденций И без особой глубины. Но будь то старцы иль младенцы,- Поймут меня, певца весны.
Я — соловей, я — сероптичка, Но песня радужна моя. Есть у меня одна привычка: Влечь всех в нездешние края.
Я — соловей! на что мне критик Со всей небожностью своей?- Ищи, свинья, услад в корыте, А не в руладах из ветвей!
Я — соловей, и, кроме песен, Нет пользы от меня иной. Я так бессмысленно чудесен, Что Смысл склонился предо мной!
Ответ соловья воронам
Стих состоит из четырех катренов и каждый начинается с утверждения, что лирический герой есть соловей, который поет нездешние мотивы голосом своего врожденного, данного Богом, таланта.
Впрочем, в 1918 году Северянин уже не подает себя, как «короля поэтов», он именуется невзрачной птичкой, которая, вместе с тем, умеет петь радужные песни и влечет все в край своего творчества.
Да, кое-где нет должной глубины строк, но:
Они поймут именно потому, что он поет для них и пытается открыть им с помощью поэзии новый мир, мир своего таланта, где правит Лира.
В третьем катрене идет вынужденное нападение на критиков, которых автор «Ананасов в шампанском» называет не иначе как свиньями.
Им он советует находить объект для своих нападок в корыте, а не крутить рылом в его стихотворных руладах, где находится слепок души поэта.
Финальная строфа – это подведение итога, когда лирический герой признает, что он всего лишь соловей, и ничего не умеет, кроме как петь. Если забрать у него это право, то он станет некем, но пока он поет, пока он «бессмысленно чудесен» в своем пении, то сам Смысл Вселенной склоняется перед ним, как ублаженный слушатель.
Стих показывает интродукцию Северянина, когда поэт пытается завоевать новую для себя территорию с помощью поэзии и привить к ней любовь у местных аборигенов, сделав их почитателями сероптички.
Стихотворение открывает простую для поэта истину – его роль в мире – это не отбиваться от нападок критиков, а творить, доказывая своим пением, что он выше на голову их оскорбительных выводов и нападок.
Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное
Игорь Северянин поэт 20 века.
Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.
В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.
А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.
В 1913 году московское издательство “Гриф” выпустило сборник “Громокипящий кубок” Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры.
Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. “Хабанеру II” Лев Николаевич навал безнравственной. Популярность, выпавшая на долю “Громокипящего кубка”, позволила Северянину начать публичные
Чтения поэта обладали отличительной особенностью: стихотворения им пропевались. При этом использовались мелодии собственного сочинения.
Название “Громокипящий кубок” отсылает читателей к знаменитой тютчевской “Весенней грозе”. Кроме того, последняя строфа этого произведения выступила в роли эпиграфа к книге. Она задает тон всему сборнику, диктует настроение.
Северянин предлагает вниманию читателей разносторонний образ громокипящего кубка весны, пролитого на землю ветреной Гебой.
и море” – стихотворение, написанное в августе 1910 года. Поэт включил его в первый раздел книги, получивший название “Сирень моей весны”. Главные темы серии произведений, открывающей “Громокипящий кубок”, – преклонение перед силой любви, восторг от возрождения природы и души, происходящего в весенние месяцы.
В разделе причудливым образом переплетается наивное мироощущение, сходное с восприятием окружающей действительности ребенком, с нарочитой эстетской манерностью.
В творчестве Северянина солнце – образ далеко не главный. Чаще всего оно символизирует поэтическую гениальность, выступает в роли верховного божества, определяющего меру таланта стихотворца, его место в литературе. В произведении “Солнце и море” светило предстает перед читателями в иной ипостаси, становясь олицетворением любви, бесконечной энергии, молодости.
Первый план стихотворения – изображение ежедневных природных процессов. Вечером солнце уходит с небосклона, словно утопая в море. Это было много столетий назад, это есть сейчас, это будет продолжаться вечно. Пока солнце и море любят друг друга, не исчезнет жизнь на земле.
Так и человеческое сердце. Оно живет до тех пор, пока в нем есть любовь, хоть и нелегкая, неравная, связанная с постоянной борьбой.
Солнце Землю целовало — Сладко жмурилась Земля. Солнце Землю баловало, Сыпля злато на поля.
Солнце ласково играло В простодушной похвальбе. И Земля его избрала В полюбовники себе.
И доколе будет длиться Их немудрая любовь, Будет мир в цветы рядиться, В зелень вешнюю лугов!
если говорить про художественно-выразительные средства языка, то тут есть 1) олицетворения: Солнце Землю целовало, Сладко жмурилась, Земля, Солнце Землю баловало, Солнце ласково играло. они придают то, что всё живое 2) эпитеты: сладко, в простодушной, немудрая. характеризуют Землю 3) аллитерации: Солнце Землю целовало, сыпля злато ( звук С, Ц) 4) ассонансы: Солнце Землю целовало ( звук Е, О) . Подчеркивают звуковые особенности стихотворения 5) инверсия: В зелень вешнюю лугов
Море любит солнце, солнце любит море… Волны заласкают ясное светило И, любя, утопят, как мечту в амфоре; А проснешься утром — солнце засветило!
Солнце оправдает, солнце не осудит, Любящее море вновь в него поверит… Это вечно было, это вечно будет, Только силы солнца море не измерит.