Поэтика контраста в поэзии а. фета (на примере анализа стихотворений «печальная береза» и «кот поет, глаза прищуря»)

Анализ стихотворения «весенний дождь» фета

Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу» по плану. 1. тема. 2. основная мысль,…

Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу» 1. Тема.

Тема стихотворения — описание чувств лирического героя, которые не выражены словами. У романтиков часто встречалась мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Романтики не доверяли языку слов как средству выражения эмоций. Свои чувства они прятали в глубине души.

2. Основная мысль, настроение.

Основная мысль стихотворения — доказать свои высокие чувства, не облечённые в слова. «Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть» — дважды повторяет автор основную мысль. Настроение — печальное, тревожное, как и трепетная душа поэта.3. Образы. Действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и «содроганьями». В последней же строке второй строфы стихотворения Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его «сердце цветет», словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта. Отдельным поэтическим образом является грудь лирического героя с больной и усталой душой, с глубокими чувствами и эмоциями.

4. Композиция.

Это стихотворение представляет собой три строфы с очень точной рифмовкой. Особенностью построения есть то, что автор делает своеобразное окаймление в начале и в конце стихотворения, чтобы подчеркнуть главную мысль: Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть. Он дрожит, и неясно, что является причиной этому, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет его начало: «Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу». 5. Средства художественной выразительности. «Молча твердить» -это оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения. «Спят цветы», «сердце цветёт» — метафоры. Его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот единство человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом. Это стихотворение очень мелодично. Этому способствует анафора с союзом и. Оно положено на музыку Чайковским, по своему содержанию перекликается с пушкинским лирическим откровением, тоже ставшим знаменитым романсом: «…я не хочу печалить вас ничем».

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Чудная картина»

Удивительно легкое творение, умиротворяющее и завораживающее трогательностью образов – «Чудная картина» А. Фета. Произведение было создано в 1842 году. В его содержании Фет вновь раскрывает свой дар передавать простыми словами необычайную красоту мира. В этот раз автора зацепила прелесть зимнего пейзажа.

Стихотворение можно поделить на две образные составляющие: нежное восхищение поэта увиденным и подробная передача свойств наблюдаемой природы. Первая строчка дословно дублирует название стихотворения. Вторая – состоит из откровенного душевного признания («Как ты мне родна»), за которым следует остальная часть пояснительного содержания. Следует отметить, что произведение состоит лишь из одного предложения. Оно разделено на две равные четырехстрочные строфы. Перечисление выхваченных поэтическим взором картин ведется через запятые и соединительные союзы.

«Белая равнина» – первое, что поражает душу автора. После заглядывается он ввысь – на «полную луну». Взгляд невольно охватывает всю обозреваемую ширь – «свет небес». Отражение блистающих небесных светил видит Фет на снегу

И, наконец, глаза вниманием устремляются вдаль – «одинокий бег» саней становится преисполненным смысла

Удивительно, только существительными и меткими эпитетами нарисовал поэт целостную картину зимы, вложил свои чувства в эти описания и сроднил природу с человеком. Глаголы оказались лишними для воплощения литературной идеи.

Последние две строки раскрывают мотив одиночества. Затерянность человеческого существа в белых снежных просторах воспринимается автором глубоко личностно. Он проецирует свои чувства: движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.

Инверсия позволяет выстроить гармонические ряды трехстопного хорея, а олицетворение встраивает в стих мотив пути («саней… бег»). Цветовая палитра стиха монотонна, но изумительно яркая благодаря контрастам: белое – сугробы, луна и звезды, и черное – бездна неба, фигура повозки.

Пространство стихотворения поочередно, строка за строкой расширяется до всеобъемлющих пределов. Увидев сияющий морозный пейзаж, Фет с любовью в душе заключает: «Чудная картина».

«Чудная картина» А.Фет

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

А.В. Кудинова. Домашняя работа по литературе за 5 класс к учебнику «Литература. 5 класс»

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из русской литературы XIX века

Афанасий Афанасьевич Фет

«Чудная картина…»

К стр. 227

1. «Чудная картина», нарисованная Фетом, вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

2. Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей. Он делает это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа

Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег

Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

3. Стихотворение написано трехстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые. Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки , . В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук , который в этих стихах передает ощущение света.

Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.

4. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна. Это происходит благодаря тому, что все стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения грамматическая основа выражена местоимением «ты» и кратким прилагательным «родна». Во второй части мы видим однородные подлежащие «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим картину, нарисованную художником на полотне.

Анализ стихотворения Фета Чудная картина 5 класс

Афанасий Афанасьевич Фет — знаменитый русский поэт середины XIX века. «Чудная картина» относится к раннему периоду его многогранного творчества.

Читатель может обнаружить для себя череду спрятанных в произведении мотивов. Сюда можно отнести очарованность и восхищение героя увиденным пейзажем. Фет внедряет в строки стихотворения неповторимое ощущение путешествия, возникающие во второй части произведения. Одинокая, вышедшая на улицу луна, освещающая белую равнину, как бы иллюстрирует и людское одиночество, так умело выраженное через студеную красоту окружающего автора мира. 

Афанасий Афанасьевич искусно использует эпитеты, называя, снег блестящим, небеса высокими, а бег одиноким. Кроме того, можно заметить и нотки инверсии, выраженные в сочетании далеких саней и высоких небес. 

Автор прибегает к приему безглагольности, прибегая к помощи назывных предложений. Используемый прием представлен через односложное предложение, что передает ощущение наполненности поэта чувствами восхищения. Оно читается легко и непринужденно. 

В произведении мы видим динамику изменений чувств фетовского персонажа, описывающего то, что он видит. Его субъективная оценка сменяется описанием окружающей обстановки, которая, в свою очередь, приобретает харизматическую эмоциональную окраску — «свет небес», «блестящий снег». Начало и концовка данного произведения объединены волнующими переживаниями главного героя. Здесь читатель может наблюдать восхищающее нас чувство красоты родимой земли, которое сливается с ощущением затерянности человека в этом крае бескрайней страны под названием Россия. 

Афанасий Фет смог передать читателю в маленьком стихотворении всю обаятельность и уникальность зимне ночи, полноту чувственных ощущений от увиденных красот и духовное единство с российской природой. Читая его, проникаешься любовью к родной стране и ее неповторимым красотам.

5 класс, 10 класс по плану

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение было написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Текст: pishi-stihi.ru

Стихотворение как комментарий к картине

Стихотворение, написанное к картине, может быть отличным комментарием к произведению искусства. Оно способно передать эмоции художника, раскрыть его глубокое понимание изображаемой сцены и открыть новые грани смысла для зрителя.

Избранные строки из стихотворения

Проплывают вареньям сродные некстати, –

Над полюсом плывущего континента.

Произнесение фетовской секретной завета

Тревожит и сотрясает иилина совести…

В этих строках стихотворения передается некая ощущение несоответствия, несоответствия вареньям и движению континента. Это создает чувство неуверенности и тревоги, которое может быть связано с изображаемой на картинах темой или настроением.

Интерпретация стихотворения

Строки стихотворения Фета оживляют картину, расширяя ее значение. Они придают образу глубину и сложность, вызывая у зрителя дополнительные вопросы и эмоции. Стихотворение становится своего рода ключом к пониманию и интерпретации изображения.

  • Строки стихотворения добавляют дополнительные слои смысла.
  • Они вызывают в зрителе эмоциональный отклик.
  • Строки помогают углубить понимание искусства.
  • Они придают картине новую глубину и эмоциональную напряженность.
  • Стихотворение может помочь разгадать скрытые смыслы произведения.

Поэзия А. А. Фета. Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу»

Афанасий Афанасьевич Фет (а точнее, Фёт) родился пятого декабря 1820 года, прожил долгую жизнь и умер в 1892 году. Это необычный и, определенно, великий русский поэт.

Отличительные черты поэзии Фета

Стихотворения Фета всегда отличались ассоциативностью. Но это была особая ассоциативность. В логической цепочке он делал пропуски, отчего для неподготовленного читателя были непонятны его ассоциативные связи. Поэзию Фета считали трудной, неясной. Все потому, что он пытался говорить душой, а не текстом, передать свои образы на подсознательном уровне. Поэт говорил о таких чувствах, которые, по его мнению, не нуждались в словах.

Еще одна характерная черта – это музыкальность. Все произведения Фета пронизаны звуками. За эту свою особенность он часто подвергался нападкам пародистов. В те годы было модно делать пародии на стихотворения поэтов. И Фет страдал от таких насмешек больше всего, но себе тем не менее не изменял.

Кому посвящено стихотворение «Я тебе ничего не скажу»

1885 год. Поэт смертельно болен и понимает, что жизнь его скоро кончится. Он все больше размышляет о своей жизни. И вот в таком состоянии пишет это стихотворение. Посвящает его Марии. Но какой?

Прежде чем проводить анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», следует понять предысторию и вернуться назад, в молодые годы поэта.

Две Марии. Трагедия и семейная жизнь

Во времена своей военной службы Афанасий страстно влюбляется в Марию Лизич. Их роман продолжается два года. Но бедны и он, и она. Фет понимает, что при таких обстоятельствах не может связать себя узами брака с возлюбленной. Его переводят служить в другое место, и они расстаются. Спустя два дня после отъезда Афанасий узнает, что любимая погибла при довольно странных обстоятельствах, она сгорела заживо в собственной комнате.

По одной из версий, Мария сама себя подожгла. По другой легенде, Мария случайно уронила свечу на платье, когда перечитывала письма от возлюбленного. Платье загорелось, и девушка не смогла потушить огонь. А перед смертью крикнула с балкона, чтобы спасли письма Фета.

Поэт долго переживал утрату и даже винил себя в том, что девушка погибла. Ведь женись он на ней, будь он с нею, этого бы не случилось.

В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной. Многие утверждали, что с его стороны это был брак исключительно по расчету. Однако их семейная жизнь была отнюдь не несчастной. Жена мужа боготворила, заботилась о нем. Поэт ценил чувства и поддержку жены. Но, конечно, в его памяти все еще жила его первая, трагическая любовь.

Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фета

Данное стихотворение посвящено сразу двум Мариям: и погибшей возлюбленной, и нынешней жене.

В нем он одновременно признается в любви Марии Лизич, и так и не решается сказать Марии Боткиной, что почти тридцать лет их совместной жизни он любил другую. Поэт как бы пытается ее заверить, что все хорошо, но на самом деле его все еще преследует старая боль.

Проводя анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», можно ясно увидеть, как поэт сравнивает свои воспоминания с ароматом цветов, и именно они, эта его эфемерная любовь, дают ему силу, чувство, что он живет полной жизнью. И эту тайну автор желает унести с собой. Однако Мария давно уже все знает и сочувствует поэту, возможно, именно поэтому она заботится о нем с удвоенной силой и потакает всем его капризам, лишь бы любимый человек хоть иногда улыбался.

Делая анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», нельзя также забывать о том, как поэт не доверял словам. Его фраза о том, что он ничего не скажет, означает не только то, что он скрывает свои истинные чувства от жены. Это также говорит о том, что он считает, что всю полноту чувств, движения души никак нельзя передать языком слов. Это та мысль, которая проходит красной нитью через всю его лирику. «Молча твержу» –этот оксюморон только подтверждение тому, что нельзя выразить словами все чувства души.

Стихотворение построено по зеркальному принципу – начало и окончание состоит из одинаковых строк. При написании автор использовал трехстопный анапест с перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения можно закончить тем, что поэт так ничего и не сказал прямо. Он не договорил. Он даже не дал понять, от чего он дрожит – от радости ли воспоминаний, от ночного ли холода или от чего-то еще. Только главная идея ясна – боль еще жива и чувства не выразить словами.

Анализ стихотворения Фета “Чудная картина”

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение “Чудная картина”, мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные

предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении “Чудная картина” поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: “Как ты мне родна!”. Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – “белая равнина, полная луна” привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает “саней далеких одинокий бег”.

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь» 10 класс

А. А. Фет поистине гениальный русский поэт. Он очень тонко и чутко, создавая яркие образы русской природы, умел отразить самые сложные душевные переживания, присущие человеческой душе. Поэт служил искусству, его не волновали проблемы политики и общества, за что он часто встречал непонимание со стороны революционных и демократически настроенных деятелей. Для Фета имели значения лишь такие вечные ценности как красота, любовь, природа. Его творения наполнены чарующим звучание звуков, яркими красками образов, видимых и ощущаемых как незабываемые светлые моменты жизни. В стихах Фета природа и человек — неразделимы. Ей, как и любому живому существу присущи свои настроения и волнения. Для поэта природа — мир пропитанный красотой и гармонией, убежище от невзгод и проблем. Таким же пристанищем для души поэта является и поэзия, в которой он воспевает красоту и гармонию природы.

В 1857 году, будучи уже в зрелом возрасте, поэт написал стихотворение «Весенний дождь». Еле уловимый миг жизни он сумел уловить и так мастерски красочно описать. Для нас раскрывается картина дождя, весеннего и тёплого, он начинается совсем незаметно:

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

Размеренная картина яркого, безоблачного, весеннего дня сменяется наступлением дождя. Тёплыми и солнечными эмоциями наполнены строки стихотворения. Несмотря на дождь, который сменяет яркое солнце, ощущение тепла и радости неизменно присутствует.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Создаётся картина полупрозрачности и света, нежности и чистоты природы.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Не смотря на свой небольшой объём в четыре строфы, стихотворение наполнено жизнью, запахами, красками и звуками. Поэт передаёт картину тёплого весеннего дождя, ощущение света, тепла, весны, радости, которыми пропитаны строки стихотворения.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Чудная картина»

Удивительно легкое творение, умиротворяющее и завораживающее трогательностью образов – «Чудная картина» А. Фета. Произведение было создано в 1842 году. В его содержании Фет вновь раскрывает свой дар передавать простыми словами необычайную красоту мира. В этот раз автора зацепила прелесть зимнего пейзажа.

Стихотворение можно поделить на две образные составляющие: нежное восхищение поэта увиденным и подробная передача свойств наблюдаемой природы. Первая строчка дословно дублирует название стихотворения. Вторая – состоит из откровенного душевного признания («Как ты мне родна»), за которым следует остальная часть пояснительного содержания. Следует отметить, что произведение состоит лишь из одного предложения. Оно разделено на две равные четырехстрочные строфы. Перечисление выхваченных поэтическим взором картин ведется через запятые и соединительные союзы.

«Белая равнина» – первое, что поражает душу автора. После заглядывается он ввысь – на «полную луну». Взгляд невольно охватывает всю обозреваемую ширь – «свет небес». Отражение блистающих небесных светил видит Фет на снегу

И, наконец, глаза вниманием устремляются вдаль – «одинокий бег» саней становится преисполненным смысла

Удивительно, только существительными и меткими эпитетами нарисовал поэт целостную картину зимы, вложил свои чувства в эти описания и сроднил природу с человеком. Глаголы оказались лишними для воплощения литературной идеи.

Последние две строки раскрывают мотив одиночества. Затерянность человеческого существа в белых снежных просторах воспринимается автором глубоко личностно. Он проецирует свои чувства: движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.

Инверсия позволяет выстроить гармонические ряды трехстопного хорея, а олицетворение встраивает в стих мотив пути («саней… бег»). Цветовая палитра стиха монотонна, но изумительно яркая благодаря контрастам: белое – сугробы, луна и звезды, и черное – бездна неба, фигура повозки.

Пространство стихотворения поочередно, строка за строкой расширяется до всеобъемлющих пределов. Увидев сияющий морозный пейзаж, Фет с любовью в душе заключает: «Чудная картина».

Анализ стихотворения по строфам

«Я тебе ничего не скажу» начинается с обращения лирического героя к своей второй половине. Он говорит о некоторой тайне — «что я молча твержу», которую ни за что не откроет даже намеком, чтобы не тревожить дорогого человека. Во второй строфе герой произведения сравнивает свое сердце с ночными цветами: днем они спят, как и душа поэта, вынужденная скрывать истинные чувства, а к ночи, когда несчастный остается наедине с собой, «сердце цветет» в мыслях о милом человеке, которого нет рядом.

В третьей строфе поэт продолжает начатую мысль, называя свою грудь «усталой и больной», так как измучены его душа и сердце. Но вечерний воздух освежает сердечную рану — возможно, с прежней возлюбленной герой часто гулял вечерами средь ароматов ночных цветов. Стихотворение завершается теми же строчками, с которых началось — несмотря на душевную боль и мучительные воспоминания, герой ни за что не потревожит женщину своей настоящей жизни личными воспоминаниями о женщине из прошлого, а потому он никогда и ничего не расскажет.

klassreferat.ru

Все стихи Фета по категориям: полный список

  • Детям
  • Школьникам
  • По темам
  • По типу

Лучшие стихи Фета:

  1. Ель рукавом мне тропинку завесила…
  2. Учись у них — у дуба, у березы…
  3. Печальная береза…
  4. Вечер
  5. Я пришел к тебе с приветом…
  6. Осень
  7. Весенний дождь
  8. Шепот, робкое дыханье…
  9. Еще майская ночь
  10. Бабочка
  11. Поэтам
  12. Заря прощается с землею…
  13. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…
  14. Чудная картина…
  15. Смерть
  16. Ласточки
  17. Бал
  18. Ласточки пропали…
  19. Мама! глянь-ка из окошка…
  20. Это утро, радость эта…
  21. Я тебе ничего не скажу…

Стихи Фета поразили современников и поражают нас яркостью и согласностью красок, большим эмоциональным накалом.

Поэт считал, что творить надо по наитию и вдохновению. Предметом искусства могут быть природа, любовь, прекрасное – и этому он следовал в своей поэтической практике. Вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры.

Значительное место в его лирике занимает природа, она как бы откликается на чувства поэта. Человек – частица живой природы, существо, равноправное ей. Поэт любил изображать переходные состояния природы, разные времена года: осень, весна, лето и зима – все одинаково прекрасно.

Очень значительна его любовная лирика, воспевающая радости и беды большого человеческого чувства. Целый цикл стихотворений о любви к женщине посвящен Марии Лазич, большинство из них имеет драматический характер.

Преобладающее настроение в его произведениях — упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Поэзия для Фета – чистая эссенция, что-то вроде разреженного воздуха на горных вершинах: не дом человеческий, а святилище.

Как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь. К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с «целым мирозданием». Звучат в стихах и античные мотивы, и христианские.

В этом разделе вы также найдете все лучшие стихи Фета, которые проходят ученики 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов по школьной программе. Патриотические стихи о Родине и России, о войне и о свободе. Грустные стихи о кладбище и религии, об одиночестве, о свободе. Посвящения матери и женщинам. Философские размышления о добре и зле, о дружбе, о бездне.

Взрослым читателям понравятся короткие стихи про сон, сатирические стихи с матом. А также лирические, романтические и исторические произведения. А еще читайте посвящения, эпиграммы, романсы – и наслаждайтесь жемчужинами мировой лирики.

Образы и символы в стихотворении

Изучая биографию Фета, можно сделать вывод об абсолютной противоположности образа лирического героя и самого поэта. Поэт известен нам как человек целеустремленный, деловой и даже, можно сказать, приземленный. В то время как лирический герой, нежный и романтичный, совершенно далек от обыденных, «земных» проблем. Можно предположить, что лирический герой – это и есть настоящий поэт, в силу некоторых обстоятельств, вынужденный измениться, стать жестче.

В стихотворении мы видим два основных образа: это адресат произведения – возлюбленная лирического героя и ночь. И если об адресате в стихотворении сказано достаточно прямо, то ночь – просто подразумевается автором. К ночи у поэта всегда было особое трепетное отношение: по его мнению, ночь – время, предназначенное для раскрытия души, сокровенных чувств. Ночь хранит наши тайны, и только она способна объединить реальный мир с миром грез и мечтаний.

В стихотворении особое отношение автор показывает к цветам. Цветок – это символ радости, красоты и женственности. Сердце лирического героя «расцветает» с наступлением ночи. «Ночные цветы» — это приятные чувства, которые днем оказываются скрыты ото всех, но с наступлением ночи всё самое сокровенное выходит на поверхность. Поэтому ночь для лирического героя особенно дорога и долгожданна.

Адресат в стихотворении описывается автором весьма скупо. Мы знаем лишь о нежном и трепетном отношении героя к объекту любви: «Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть…»

«Чудная картина» А.Фет

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

5 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: