Использование аллегории и метафоры
В стихотворении «К Морфею» Александр Сергеевич Пушкин использует аллегорию и метафору для передачи своих мыслей и эмоций.
Аллегория — это риторическая фигура, которая используется для переноса смысла, когда одна вещь символизирует другую. В стихотворении аллегория используется для описания Морфея — древнегреческого бога сновидений, который является персонификацией сна. Пушкин представляет Морфея как юношу, облаченного в пурпур. Этот образ символизирует сон, который приходит к человеку во время отдыха и наполняет его жизнь грезами и фантазиями.
Метафора — это фигура речи, основанная на сравнении двух несхожих понятий, что создает новые образные значения. В стихотворении Пушкин использует метафору для описания Морфея как «бледного короля» и «властителя снов». Эти образы придают Морфею таинственность и непостижимость, а также подчеркивают его власть над сновидениями и сознанием людей.
Использование аллегории и метафоры в стихотворении «К Морфею» позволяет Пушкину создать художественную картину сна и передать его магическую и притягательную силу. Эти поэтические фигуры помогают читателю воспринять страсть и мечты, которые связаны с сном, и воздействуют на его эмоциональное состояние.
История создания
С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия»
сразу же пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.
В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность ещё раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.
Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.
Примечания
Стихотворение, написанное в 1816 г., в этой лицейской редакции (под заглавием «К сну») Пушкиным напечатано не было (см. т. I, стр. 164, 316 и 383). В переделанной редакции напечатано Пушкиным в альманахе «Полярная звезда. Карманная книжка на 1824 г., для любительниц и любителей русской словесности, изданная А. Бестужевым и Рылеевым». СПб., 1824, стр. 91 (ПЗ).Копия в тетради Всеволожского, л. 8. (Вс). Напечатано Томашевским в публикации «Тетрадь Всеволожского» — «Летописи Гос. Литературного музея», кн. первая, 1936, стр. 10—11 и 45. Здесь текст уже в переделанной редакции. В 1825 г. Пушкиным карандашом исправлено заглавие, в тексте сделана поправка, но затем все стихотворение зачеркнуто.
В тетради Капниста, л. 12—12 об. стихотворение включено в отдел «Элегии», причем написан весь текст, затем зачеркнутый. Сбоку сделана помета: «Если оставить, так перенести в мелк. стихотв.» См. Л. Н. Майков «Автографы Пушкина, принадлежащие гр. П. И. Капнисту» — «Известия Отделения русского яз. и слов. имп. Академии Наук», т. I, 1896, кн. 3, стр. 579 и Томашевский «Материалы по истории первого собрания стихотворений Пушкина» (1826 г.). II. «Капнистовская тетрадь» — «Литературное Наследство» № 16—18, 1934, стр. 850.
Под заглавием «К Морфею» и «Морфею» вошло в списки стихотворений, предназначаемых для издания, составленные в конце апреля — августе 1827 г. и в конце мая — июне 1828 г. (ПД №№ 291 и 95). См. книгу М. А. Цявловского, Б. Л. Модзалевского и Т. Г. Зенгер «Рукою Пушкина», 1935, стр. 238 и 246. Печатается по ПЗ.
Переделанная редакция датируется 1817—1819 гг., предположительно не позднее ноября. (М. Цявловский).
Из «Брюсова В. Я.: Первая любовь Пушкина».
Первую, платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его (фрейлина Екатерина Павловна Бакунина).
Лето 1816 года Е. Бакунина с матерью провела в Царском Селе, и Пушкин мог чаще встречаться с нею. Началась вторая глава его романа и новый цикл его стихотворений: «Надпись к беседке», «Месяц», «К письму», «Певец», «К Морфею», «Пробуждение», «К ней», «Осеннее утро», «Разлука».
Нельзя сомневаться, что встречи Пушкина и Бакуниной были, действительно, свиданиями чистыми, чуждыми всякой чувственности. Нельзя сомневаться и в искренности приведенных стихов. Но надо предположить, что они были написаны в минутном порыве, потому что в самой любви Пушкина к Бакуниной сладострастный оттенок все же был. Ранний поклонник Парни, автор анакреонтических стихотворений 1815 года, позднее сознававшийся в «бесстыдном бешенстве» своих желаний, — не мог до конца превратиться в мечтательного романтика. В самых безнадежных элегиях Пушкин все же мечтает об «отраде тайных наслаждений», о том, чтобы в час, когда луна покроется темнотой, ему «открылось окно», или о том, чтобы туманный луч луны вел его к «полночи сладострастной», или о том, наконец, чтобы
в радости немой, в блаженстве упоенья
Твой шопот сладостный и томный стон внимать,
И тихо в скромной тьме для неги пробужденья
Близ милой засыпать.
Характерны в этом отношении и два стихотворения, посвященные сну — «К Морфею» и «Пробуждение», особенно второе. В них юноша, не имея возможности встречаться с милой, мечтает о том, чтобы быть с ней хотя бы в сновидениях.
Благодарим за прочтение стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К Морфею»!
Читать стихи Александра ПушкинаНа главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.
История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.
Тема стихотворения – тема свободы, восхищение морем, водной стихией.
Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырёх- и пятистиший.
Жанр – элегия.
Метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».
Эпитеты – «свободная стихия», «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».
Тема
Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.
В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим»
. В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.
У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован»
. В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.
Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, «властителем дум»
, певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.
В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.
Анализ языковых средств
Стихотворение «К Морфею» Александра Сергеевича Пушкина написано на русском языке и уникально сочетает в себе различные языковые средства, которые помогают передать глубину и музыкальность стиха.
Аллитерация и ассонанс
В стихотворении применяется множество аллитераций и ассонансов, которые создают особую ритмическую гармонию и подчеркивают звуковое богатство текста.
Например, в строке «Могучие песни твоей стаи» присутствует аллитерация «твоей стаи», а также ассонанс звуков «твоей» и «стаи», благодаря чему эти слова объединяются и звучат еще более эмоционально и выразительно.
Также в стихотворении присутствует аллитерация и ассонанс звуков «м» и «н» в таких строках, как «Млечных волн», «Младенческое плаканье», «Моя златовласая сказка». Это создает ощущение плавности и мелодичности текста, усиливая воздействие на чувства читателя.
Метафоры и сравнения
Пушкин использует метафоры и сравнения, чтобы описать мир морфея и его влияние на человека.
Например, в строке «Сладкая дрема, вечный сонник счастливый» содержится метафора, которая придаёт сновидению черты счастья и удовлетворения. Здесь сон представлен как мир беззаботный и идеальный.
Сравнение же «Сон твоих ангелов мерещится мне» подчеркивает недоступность и загадочность мира морфея, приравнивая его к существам, живущим в иных сферах.
Эпитеты и оксюмороны
В стихотворении «К Морфею» Пушкин также использует эпитеты и оксюмороны для создания особой атмосферы и выразительности произведения.
Например, в строке «Сирен», «окрылен», «таинственный бог» используются эпитеты, которые описывают Морфея и подчеркивают его мистическую и притягательную природу.
В строке «И многоразличные сомненья мучат меня» мы видим оксюморон, в котором сочетаются противоположные понятия «многоразличные» и «сомненья». Это помогает передать сложность и неразрешимость вопросов, связанных с миром морфея и его властью над человеком.
Таким образом, стихотворение «К Морфею» Александра Сергеевича Пушкина является прекрасным примером использования различных языковых средств для передачи эмоций и выразительности текста.
Описание стихотворения «К морфею» Пушкина
Строфическая форма стихотворения представлена четырехстишием, где каждое стихотворение состоит из трех ямбических строк. Хотя формула рифмовки также может варьироваться, Пушкин в этом стихотворении использовал абаб, в четвертом стихотворении представлена полуформула.
Тема стихотворения «К морфею» связана с вымыслом, в котором герой обращается к Морфею, богу сна и Прекрасного и просящий его не прерывать его сон, чтобы он мог вернуться в свои размышления.
Метафоричный язык стихотворения помогает передать эмоциональное состояние лирического героя, его желание бежать от реальности в области сновидений и фантазии.
В стихотворении использованы такие средства художественной выразительности, как сравнение, гипербола и метафора, которые помогают передать глубину чувств и желания погрузиться в мир сновидений и воображения.
К морфею,
Морфей дитя безумных мечтаний,
Младенец тугой, души бессильных ликов,
Приди, я попрошу тебя…
Строфическое устройство стихотворения, его метафорическая символика и выразительный язык делают «К морфею» одним из ярких произведений Александра Сергеевича Пушкина, в котором автор прекрасно передает свое личное состояние и эмоции.