Молитва слова песни Булат Окуджава Олег Погудин – без регистрации, в лучшем качестве
Трек: Молитва (слова песни Булат Окуджава)
Пока Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
чего у него нет:
мудрому дай голову,
трусливому дай коня,
дай счастливому денег.
И не забудь про меня.
Господи, твоя власть!—
дай рвущемуся к власти
дай передышку щедрому,
хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние.
И не забудь про меня.
я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый,
что он проживает в раю,
как верит каждое ухо
тихим речам твоим,
как веруем и мы сами,
не ведая, что творим!
Пока Земля еще вертится,
и это ей странно самой,
пока ей еще хватает
дай же ты всем понемногу.
И не забудь про меня.
Последние песни
Опубликовано: 11 месяцев назад
Опубликовано: 9 месяцев назад
Опубликовано: 10 месяцев назад
Опубликовано: 8 месяцев назад
Опубликовано: 10 месяцев назад
Опубликовано: 11 месяцев назад
Опубликовано: 2 года назад
2000-2015. Наслаждайтесь музыкой в онлайн режиме, смотрите наши клипы и участвуйте в горячих обсуждениях на форуме. Только лучшее и свежее от Ведьмака!
Какую роль в стихотворении б. ш.окуджавы играют повторы?
в предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. так же как и пушкин в “евгении онегине” (“всегда я рад заметить разность между онегиным и мной”), лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. лермонтов не считал печорина положительным героем, с которого надо брать пример. автор подчеркнул, что в образе печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала xix века.
в романе лермонтова “герой нашего времени” показан молодой человек, от своей неприкаянности, в отчаянии себе мучительный вопрос: “зачем я жил? для какой цели я родился? ” он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.
печорин — офицер. он служит, но не выслуживается. печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. но мы не можем не видеть, что печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. нас отталкивает равнодушие печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. но печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
характер печорина сложен и противоречив. герой романа говорит о себе: “во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит ” каковы причины этой раздвоенности?
“я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке ” — признается печорин. он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. печорин — эгоист. еще пушкинского онегина белинский называл “ эгоистом” и “эгоистом поневоле”. то же самое можно сказать и о печорине. печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. он находится в постоянной раздвоенности духа.
в общественно-политических условиях 30-х годов xix века печорин не может найти себе применения. он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.
но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. на всем протяжении романа печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
и все же печорин — натура, богато одаренная. он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. его дневник — не что иное, как саморазоблачение. он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть бэлы, свидание с верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. равнодушие, черствость — маска самозащиты. печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. в этом печорин сходен с героем поэмы “демон”. и правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
во всех новеллах, которые лермонтов объединил в романе, печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка бэла, разочаровывается в дружбе максим максимыч, княжна мери и вера, погибает от его руки грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер вулич.
белинский видел в характере печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.
Конспект урока в 6 классе. Анализ стихотворения Б.Окуджавы «Полночный троллейбус»
Урок-лаборатория
Тема урока
:Анализ стихотворения Б.Ш.Окуджава«Полночный троллейбус».Ход урока
1. Мобилизующее начало урока.
1) Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Вы пришли на урок литературы, а на слайде почему-то изображены предметы, которые никакого отношения к нему не имеют. Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения?
- Где проводятся исследования, анализы? (В лаборатории
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете лексическое значение слова ЛАБОРАТОРИЯ? (Лаборатория – это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов иисследований, химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т.д.)
- Но в нашем классе нет условий для каких-то опытов, зато на центральном столе лежит старый сборник стихов. Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься? (исследовать текст, анализировать его).
- Каким инструментом пользуются поэты и писатели, чтобы передать нам свои мысли, поделиться с нами своими чувствами, раскрыть перед нами окружающий мир? (СЛОВОМ)
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке и попробуйте сформулировать тему (Анализ стихотворения)
- В основе анализа – слово поэта. Чем точнее слово, тем ярче образ.
2) Вхождение в тему урока через отработку техники чтения
Работа в группах
(каждая группа получает своё задание в зависимости уровня техники чтения).
- Наш урок так и называется – урок-лаборатория. Разрешите мне представить работников нашей лаборатории, которая состоит из нескольких отделов:
- Первый отдел
— «Лаборатория слова ». Работники этого отдела исследует ассоциативный ряд.
Второй отдел «Лаборатория образа
, в котором работают исследователи, изучающие внешний и внутренний облик ЛГ.
Третий отдел
— «Лаборатория аналитиков ». Их задача – выдвигать гипотезы, то есть предположения, и доказывать их.
Четвёртый отдел
«Лаборатория интонирования отвечает за связи с общественностью. Задача ребят – озвучить стихотворение так, чтобы все поняли, какой глубокий смысл заложен в поэтическом тексте.
Есть в нашей лаборатории человек, который отвечает за сроки выполнения экспериментов и опытов. Назовём его условно «хранителем времени».(Астапов Михаил)
Проведем первый опыт: найдём ответ на вопрос «ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО».
Опыт первый – «Вхождение в тему»
Перед вами сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жило-было существо по(10)имени Одиночество. Оно управляло душами людей. Одиночество умело рисовать и(20)рисовало Отчаяние. Оно умело петь и пело Страдание. А люди(30)подчинялись ему…Им было очень плохо, потому что они ни(40)на что не надеялись и ничего не ждали: ни любви,(50)ни счастья, ни радости… Друзей у них не было.Но(60)однажды ярко и весело пробежал по их домам солнечный лучик,(70)и заглянула к ним в гости Надежда… И вместе с(80)Надеждой пришли Любовь, Счастье и Радость…Обрадовавшись им, люди взялись(90)за руки,и … ушло Одиночество из их жизни, а вместе(100)с ним Боль и Страдание. Люди стали едины, у них появились Друзья.(112) |
Группа 1 – «Лаборатория слова
» (способ чтения — углубленное чтение)
Внимательно прочитайте сказку и на доске создайте «Облако мыслей
»: какие ассоциации возникают у вас со словом ОДИНОЧЕСТВО?
Примечание:
выполнив эту работу, ответьте на вопрос: что несёт человеку одиночество и почему?
Группа 2
– «Лаборатория образа » (способ чтения — быстрое чтение)
Прочитайте сказку. Ответьте на вопрос: можно ли нарисовать ОДИНОЧЕСТВО? Свой ответ докажите. (Прикрепите рисунок на доску)
Примечание:
выполнив эту работу, ответьте на вопросы: Как выглядит одиночество? Знакомо ли вам чувство одиночества? Как может выглядеть одиночество и почему?
Группа 3 –
«Лаборатория аналитиков » (способ чтения — выборочное чтение)
Прочитайте сказку. Выдвиньте гипотезу: что может лежать в основе распределения образов героев в два столбика? Распределите их в два столбика. Объясните, по какому принципу вы их объединили.
Группа 4 —
«Лаборатория интонирования » (те, кто имеет низкую технику чтения) (способ чтения — углублённое чтение, приём – «Ускорение»).
1) Медленно и вдумчиво прочитайте сказку про себя, останавливаясь на трудных словах. Подчеркните эти слова и прочитайте их еще раз по слогам.
2) прочитайте сказку в течение одной минуты,
3) отметьте то место, до которого дочитали,
4) про
Текст песни Окуджава Булат – Молитва
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому
Чего у него нет:
Умному дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег
И не забудь про меня.
Пока землья еще вертится
Господи, Твоя власть –
Дай рвущемуся к власти
Дай передышку щедрому
Хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье
И не забудь про меня.
Я верую в мудрость Твою,
Как верит солдат убитый,
Что он проживает в раю;
Как верит каждое ухо
Тихим речам Твоим
Как веруем и мы сами,
Не ведая, что творим.
Пока земля еще вертится,
И ето ей странно самой,
Пока еще хватает
Дай же Ты всем понемногу
И не забудь про меня.
Текст песни добавил: Аноним
Права на тексты песен, переводы принадлежат их авторам.
Как научиться рисовать
Если ты хочешь стать живописцем, ты рисовать не спеши. Разные кисти из шерсти барсучьей перед собой разложи, белую краску возьми, потому что это — начало, потом желтую краску возьми, потому что все созревает, потом серую краску возьми, чтобы осень в небо плеснула свинец, черную краску возьми, потому что есть у начала конец, краски лиловой возьми пощедрее, смейся и плачь, а потом синюю краску возьми, чтобы вечер птицей слетел на ладонь, красную краску возьми, чтобы пламя затрепетало, потом краски зеленой возьми, чтобы веток в красный подбросить огонь.
Перемешай эти краски, как страсти, в сердце своем, а потом перемешай эти краски и сердце с небом, с землей, а потом… Главное — это сгорать и, сгорая, не сокрушаться о том. Может быть, кто и осудит сначала, но не забудет потом!
(Булат Окуджава)
Прощание с осенью
Осенний холодок. Пирог с грибами. Калитки шорох и простывший чай. И снова неподвижными губами короткое, как вздох: «Прощай, прощай…»
«Прощай, прощай…» Да я и так прощаю все, что простить возможно, обещаю и то простить, чего нельзя простить. Великодушным я обязан быть.
Прощаю всех, что не были убиты тогда, перед лицом грехов своих. «Прощай, прощай…» Прощаю все обиды, обеды у обидчиков моих.
«Прощай…» Прощаю, чтоб не вышло боком. Сосуд добра до дна не исчерпать. Я чувствую себя последним богом, единственным умеющим прощать.
«Прощай, прощай…» Старания упрямы (знать, мне лишь не простится одному), но горести моей прекрасной мамы прощаю я неведомо кому.
«Прощай, прощай…» Прощаю, не смущаю угрозами, надежно их таю. С улыбкою, размашисто прощаю, как пироги, прощенья раздаю.
Прощаю побелевшими губами, пока не повторится все опять — осенний горький чай, пирог с грибами и поздний час — прощаться и прощать.
(Булат Окуджава)
Случай от верующего
Воскресным утром, после службы в церкви, прихожанин Иван сидел на скамейке во дворе храма и читал стихотворение “Молитва” Булата Окуджавы. Это было его любимое произведение, которое всегда вызывало у него глубокие мысли и эмоции.
Иван начал размышлять о том, какое значение имеет для него эта молитва. Стихи Булата Окуджавы переносят его в мир духовных переживаний и помогают укрепить веру в Бога
Каждая строка пронизана глубинной философией и рассуждениями о смысле жизни.
Также Иван обратил внимание на музыкальную гармонию стихотворения. Он слышал в своей голове мелодию, которую Окуджава сочинил к этим стихам
Она была простой и трогательной, но в то же время передавала всю глубину и значимость каждого слова.
Иван закрыл глаза и позволил себе погрузиться еще глубже в мир стихотворения. Он слышал голос Булата Окуджавы, исполняющего эти строки на концерте. В этот момент ему показалось, что он сам находится в зале и сопереживает каждому произнесенному слову.
Под вечер, Иван вернулся домой и решил записать свои мысли в дневник. Он хотел сохранить это впечатление и поделиться своими открытиями с другими прихожанами. Он был уверен, что этот опыт поможет им так же глубоко погрузиться в мир стихотворения и ощутить его смысл настолько же ярко, как и он сам.
«Молитва» в исполнении Булата Окуджавы
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет..
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
умному дай голову, трусливому дай коня,
дай счастливому денег… И не забудь про меня.
Пока Земля еще вертится, Господи, — твоя власть! —
дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье… И не забудь про меня.
Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
как верит каждое ухо тихим речам твоим,
как веруем и мы сами, не ведая, что творим!
Господи, мой Боже, зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,
пока ей еще хватает времени и огня,
дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня.
Невероятно сильное стихотворение, что пробирает до дрожи. Булат Окуджава воистину гениален, и с этим спорить было бы глупо, ведь его лирика льется от самых глубин его души, от самых глубин человеческого естества, поэтому его строчки больше ощущаются сердцем, а не разумом.
Анализ стихотворения «Молитва» Окуджавы
Сегодня в школе мы знакомились с творчеством Булата Окуджавы, анализируя его стихотворения. На дом нам также задали сделать анализ еще одной его работы под названием Молитва. У данного стихотворения своя история и оно имеет второе название, что звучит как Молитва Франсуа Вийона. Но почему в этом стихотворении два названия, мы рассмотрим в анализе Молитвы.
Булат Окуджава: Молитва
Еще в 1963 году Окуджава написал стихотворение Молитва, которое можно отнести к философской лирике писателя. Вот только цензура не пускала его в печать, так как имело оно религиозную тематику. Чтобы изменить ситуацию, Окуджава меняет его название, где приписывается имя легендарного французского поэта. Таким образом второе название, как та маска, что скрывает настоящую сущность. О чем же само стихотворение?
Окуджава написал стих Молитва, а мы делая анализ, можем сказать, что это хоть и небольшое произведение, но очень жизненное. В нем писатель освещает драматизм жизни со всей ее остротой взаимоотношений, с ее конфликтами, переживаниями и противоречиями. Уже с первой строки уставший герой от безнадежности, обращается к Богу. Он его последняя надежда, ведь так хочется лучшей жизни.
Читая первую строфу, чувствуется даже не просьба а приказ, где герой требует дать людям все, что им нужно и в чем нуждается человечество. Вот только драматизм в том, что люди сами не знают, чего хотят. Вернее, хотят не того, что им нужно на самом деле. Так умный просит голову, трусливому нужен конь. Счастливому для полного счастья недостаточно денег и при этом герой говорит, чтобы и про него Господь не забыл. Дальше мы видим, как героя достала несправедливость, и просить дать всем, кто так нуждается во власти, навластвоваться. Это позволило бы им понять, что и в бочке с медом всегда найдется деготь.
Знакомясь с Окуджавой и его Молитвой в анализе его произведения, переходим к третьей строфе, которая пронизана отчаянием. Оно появилось оттого, что приходит осознание неправильных действий, ошибок. Ведь многие, в том числе и герой стихотворения, не ведают что творят.
А дальше финишная прямая, которая завершает стихотворение. И здесь лирический герой, обращаясь к Господу, просит дать людям всего понемногу, в том числе и ему.
Завершая анализ стихотворения Молитва отметим, что мир не совершенен и это волнует героя. Он не может быть в стороне и чтобы что-то изменить, он обращается к Господу, как к последней надежде. Ведь только Бог может изменить несовершенную земную жизнь. по крайней мере герой на это очень надеется.
В городском саду
Круглы у радости глаза и велики у страха, и пять морщинок на челе от празднеств и обид… Но вышел тихий дирижер, но заиграли Баха, и все затихло, улеглось и обрело свой вид.
Все стало на свои места, едва сыграли Баха… Когда бы не было надежд — на черта белый свет? К чему вино, кино, пшено, квитанции Госстраха
и вам — ботинки первый сорт, которым сносу нет?
«Не все ль равно: какой земли касаются подошвы? Не все ль равно: какой улов из волн несет рыбак? Не все ль равно: вернешься цел или в бою падешь ты,
и руку кто подаст в беде — товарищ или враг?..»
О, чтобы было все не так, чтоб все иначе было, наверно, именно затем, наверно, потому, играет будничный оркестр привычно и вполсилы, а мы так трудно и легко все тянемся к нему.
Ах музыкант мой, музыкант, играешь, да не знаешь, что нет печальных и больных и виноватых нет, когда в прокуренных руках так просто ты сжимаешь, ах музыкант мой, музыкант, черешневый кларнет!
(Булат Окуджава)
Удивительная история песни “Молитва” Булата Окуджавы
и долгое время считалось, что это вольный перевод Булата Окуджавы стихотворения этого средневекового французского поэта. Однако, Булат Шалвович впоследствии признавался, что к Вийону текст песни не имеет никакого отношения. Дело в том, что стихотворение «Молитва» не принимали в печать в советские времена по идеологическим соображениям, тогда Булат Шалвович придумал новое название, и в печать взяли. Музыка была придумана позднее, сначала были напечатаны стихи.
Б. Окуджава: «Никакого отношения к Франсуа Вийону эта песня не имеет. Я написал стихи о себе, о своей жизни. Но в редакции не захотели это так печатать, и я назвал их «Молитва Франсуа Вийона». Но это было давно, теперь уже так не делают.»
История вышла крайне запутанной:)) Многие по-прежнему считают, что Окуджава перевел Вийона, и не верят признанию Б.Ш. Но я искала во французских источниках и не нашла такого стихотворения. Есть с похожим названием «Баллада с молитвой Богоматери» Ballade pour prier Notre Dame, и ее слова не похожи вовсе на «Молитву» Окуджавы.
Гениальность этой истории в удивительной убедительности легенды о переводе. Это совершенное попадание, вольная или невольная стилизация под Франсуа Вийона (и в особенности, полюбившиеся всем переводы Эренбурга).
И, пожалуй, я пока оставлю метку «Песни на стихи Вийона»
- Добавить комментарий
- 3 комментария
Android
Выбрать язык Текущая версия v.210.1
Целостный анализ стиха Б.Окуджавы «Осень»
Имя Булата Окуджавы широко известно читателям и любителям поэзии. Его невозможно отделить не только от своеобразного социокультурного явления 1950-90-х годов — авторской песни, одним из основоположников которой он был, но и от главных путей развития отечественной лирической поэзии и — шире — литературы второй половины XX столетия. О его произведениях и творчестве опубликовано немало рецензий и критических статей, — быть может, особенно обильным в этом плане было «скорбное лето девяносто седьмого»
И все же феномен Окуджавы, секрет воздействия его поэтического слова, специфика художественного мира во многом остаются тайной и загадкой и все еще нуждаются в тщательном изучении, привлекают и будут привлекать пристальное внимание исследователей.Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве. Детство его прошло на Арбате, в тех самых дворах и переулках, память о которых стала его поэтической памятью, несшей в себе не только светлые воспоминания, но и черты сложной, трагической эпохи
В 1937 году был арестован, обвинен в «троцкизме» и вскоре расстрелян его отец, мать была отправлена в лагеря. Мальчик остался с бабушкой.Когда началась Великая Отечественная война, он жил у родственников в Грузии. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, воевал — сначала минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии, был ранен, и все это сказалось на его дальнейшей творческой судьбе. Впервые стихи его были опубликованы в армейских газетах Закавказского военного округа в 1945 г. После войны окончил Тбилисский университет и несколько лет работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и затем в самой Калуге. Там и вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, написанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеянностью». Вскоре он переезжает в Москву, где в 1959 г. выходит его книга «Острова», стихи которой привлекают внимание читателей и свидетельствуют о рождении большого художника со своим неповторимым поэтическим миром.За годы творческой деятельности Окуджава ярко проявил себя как самобытный поэт и прозаик, автор ряда поэтических книг: «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Капли Датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), «Чаепитие на Арбате» (1996).Его перу принадлежат исторические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов»), «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (1961) и рассказы (книга «Девушка моей мечты», 1988), киносценарии «Верность», «Женя, Женечка и «катюша», роман — «семейная хроника» — «Упраздненный театр» (1995). Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка… Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении… Лирический герой у меня одинаковый и в стихах, и в прозе».Творческая деятельность Окуджавы многообразна. Но наибольшую известность ему уже на раннем этапе принесли, как он сам их называл, «скромные городские песенки», которые в его собственном исполнении, под аккомпанемент гитары нашли пути к сердцам многочисленных слушателей, вызвав к жизни ряд других столь же самобытных явлений авторской песни (Н. Матвеева, А. Галич, В. Высоцкий, позднее В. Долина и др.).
Исторический контекст
Стихотворение «Почему мы исчезаем…» было написано в 1986 году. Это было время перехода от долгого периода в истории СССР — эпохи застоя — к так называемой «перестройке». Кардинальные изменения в идеологической, политической и культурной жизни общества, которые начались уже в 1985 году, находили отражение в литературном процессе.
Утверждается свобода слова, гласность, совсем скоро из тени выйдет «возвращенная литература» — произведения Бунина, Шмелева, Ходасевича, Гумилёва, Тэффи, различные критические работы, статьи и мемуары, находившиеся под запретом в СССР до перестройки.
В это переходное время продолжают творить авторы, заявившие о себе еще во времена «оттепели», в 1960-е годы: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Вадим Шефнер, Новелла Матвеева и другие. Среди них был известный представитель жанра авторской песни, поэт Булат Окуджава.
Булат Окуджава как автор молитвы
Его по праву называют родоначальником бардовской песни в России. Молитвы Булата Окуджавы знают и поют во всем мире.
Биография
Булат Шалвович (1924 — 1997)— советский поэт и писатель, автор и исполнитель собственных песен родился в Москве. Но корни его семьи — в Грузии, Кутаиси. После рождения сына, отца, как партийного работника, направили на работу в Тифлис. Здесь мальчик пошел в русскую школу.
В 1942 году попал на фронт, был ранен. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Работал учителем.
Первые пластинки поэта стали выходить в середине 70-х годов прошлого столетия. В годы перестройки активно занимался публичной действительностью, подписал несколько открытых писем. Объездил со своими концертами весь мир.
Литературная и музыкальная деятельность
Первые стихи начинающий поэт опубликовал в Калуге в 1956 году, где работал учителем. Затем, после реабилитации отца и возвращения в Москву, стал выпускать свои лирические сборники в столице.
Позже автор переключился на прозу, в том числе историческую.
Тогда же начал исполнять песни на собственные стихи. Первая грампластинка была выпущена в Париже, магнитофонные записи распространялись по всему СССР.
Слушателям особенно полюбилась песня, на непривычную в те годы молитвенную тему, которая начиналась словами: «Пока земля еще вертится».
Творческое наследие автора
Список художественных произведений Окуджавы довольно обширен.
Назовем лишь самые известные сборники стихов:
- «Острова»;
- «Веселый барабанщик»;
- «По дороге в Тинатин»;
- «Март великодушный».
Первые сочинения в прозе были посвящены детству и школе.
Особую популярность завоевали исторические романы:
- «Бедный Авросимов»;
- «Похождения Шипова»;
- «Путешествие дилетантов»;
- «Свидание с Бонапартом».
Музыкальная деятельность тоже была довольно заметной. В 1980-годах бард записал два диска-гиганта: «Песни и стихи о войне» и «Автор исполняет новые песни», куда вошли самые известные произведения.
Чудесный вальс
Ю.Левитанскому
Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс. Он наигрывает вальс то ласково, то страстно. Что касается меня, то я опять гляжу на вас, а вы глядите на него, а он глядит в пространство.
Целый век играет музыка. Затянулся наш пикник. Тот пикник, где пьют и плачут, любят и бросают. Музыкант приник губами к флейте. Я бы к вам приник! Но вы, наверно, тот родник, который не спасает.
А музыкант играет вальс. И он не видит ничего. Он стоит, к стволу березовому прислонясь плечами. И березовые ветки вместо пальцев у него, а глаза его березовые строги и печальны.
А перед ним стоит сосна, вся в ожидании весны. А музыкант врастает в землю… Звуки вальса льются… И его худые ноги как будто корни той сосны — они в земле переплетаются, никак не расплетутся.
Целый век играет музыка. Затянулся наш роман. Он затянулся в узелок, горит он — не сгорает… Ну давайте ж успокоимся! Разойдемся по домам!.. Но вы глядите на него… А музыкант играет.
(Булат Окуджава)
Булат Окуджава песня. “Молитва” кого могу попросить? Народ очень прошу
(Молитва Франсуа Вийона)
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
мудрому дай голову, трусливому дай коня,
дай счастливому денег.. . И не забудь про меня.
дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье.. . И не забудь про меня.
как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
как верит каждое ухо тихим речам твоим,
как веруем и мы сами, не ведая, что творим!
Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,
пока ей еще хватает времени и огня.
дай же ты всем понемногу.. . И не забудь про меня.
Удивительная история песни «Молитва» Булата Окуджавы
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
мудрому дай голову, трусливому дай коня,
дай счастливому денег. И не забудь про меня.
Пока Земля еще вертится — Господи, твоя власть!
дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому, хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние. И не забудь про меня.
Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
как верит каждое ухо тихим речам твоим,
как веруем и мы сами, не ведая, что творим!
Господи мой Боже, зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,
пока ей еще хватает времени и огня,
дай же ты всем понемногу. И не забудь про меня.
У этой любимой всеми песни существует два названия: «Молитва» и «Молитва Франсуа Вийона» ,
и долгое время считалось, что это вольный перевод Булата Окуджавы стихотворения этого средневекового французского поэта. Однако, Булат Шалвович впоследствии признавался, что к Вийону текст песни не имеет никакого отношения. Дело в том, что стихотворение «Молитва» не принимали в печать в советские времена по идеологическим соображениям, тогда Булат Шалвович придумал новое название, и в печать взяли. Музыка была придумана позднее, сначала были напечатаны стихи.
Гениальность этой истории в удивительной убедительности легенды о переводе. Это совершенное попадание, вольная или невольная стилизация под Франсуа Вийона (и в особенности, полюбившиеся всем переводы Эренбурга).
И, пожалуй, я пока оставлю метку «Песни на стихи Вийона»
Кому ставить свечку
Молитва Булата Окуджавы – это стихотворение, которое включает глубокие мысли и отражает музыкальную гармонию. Он призывает читателя задуматься о смысле и ценности жизни, а также о месте человека в мире. Стихи Окуджавы пронизаны чувством саморефлексии и душевного трепета, что создает атмосферу контемпляции и поиска. Поэтический язык и гармоничный ритм олицетворяют эмоциональное состояние автора и помогают передать его мысли и чувства читателю. Зажигание свечи с Анализ стихотворения “Молитва” Булата Окуджавы может быть подходящим для святого, который символизирует размышления и духовное богатство.
Интересный факт
Интересный факт заключается в том, что стихотворение “Молитва” Булата Окуджавы внушает глубокие мысли и одновременно обладает прекрасной музыкальной гармонией. Он запечатлел в нем свои внутренние переживания и душевные беспокойства, нашел способ выразить свою молитву через слова и музыку. Это стихотворение привлекает своей искренностью и эмоциональностью, открывая глубинные сокровенные мысли и чувства автора. Оно также обладает потрясающей мелодичностью и ритмом, что делает его впечатляющим и проникающим в душу слушателей.
Произведение
Стихотворение «Почему мы исчезаем…» было написано в 1986 году, когда Булату Окуджаве было уже 62 года. Впервые текст был опубликован в журнале «Юность» вместе с другими девятью лирическими произведениями, которые составили целостный цикл. Стихотворение стало важным этапом осмысления поэтом темы существования Бога и Его присутствия в жизни людей.
«Почему мы исчезаем…» — это поэтический отклик Булата Окуджавы на одну из ветхозаветных книг — книгу Екклесиаста. В стихотворении поэт размышляет о своем жизненном пути. Он осознает неизбежный исход всего, конечность жизни. Трагический тон стихотворения, заданный уже в первых строках, соответствует тому настроению, с каким автор книги Екклесиаста, которым в христианском предании является царь Соломон, рассказывает о том, что ничто не вечно в этом мире — все «суета сует».
Царь Соломон (иконографическое изображение)
Как Екклесиаст пытался изведать все премудрости мира, так и герой стихотворения Окуджавы с высоты собственного опыта говорит о том, что все стремятся изведать и открыть истину. Екклесиаст описывает картину вечного круговорота вселенной и говорит, что накопление богатства, наслаждения и почести, — все это уже было. Возвратится прах в землю, чем он и был (Еккл 12:7), — «в дым и пепел, в глинозем, в солончаки».
Екклесиаст утверждает: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9), Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Еккл 1:4). Об этом вечном повторении рассуждает герой стихотворения: «И грядущим поколеньям… тоже это предстоит».
Французская виниловая пластинка с песнями Окуджавы (1972)
Время рождаться и время умирать (Еккл 3:2); эта ветхозаветная цитата — один из главных мотивов стихотворения Окуджавы. Герой стихотворения постиг библейскую истину о том, что непреходящим, вечным, зорким, всеведущим является только Бог. Здесь Окуджава не отрицает Его, а принимает, пусть пока и в духе ветхозаветного мудреца. Со стихотворения «Почему мы исчезаем» началось серьезное осознание поэтом Окуджавой подлинного присутствия Бога в человеческой жизни.
Случай от верующего
Воскресным утром, после службы в церкви, прихожанин Иван сидел на скамейке во дворе храма и читал стихотворение “Молитва” Булата Окуджавы. Это было его любимое произведение, которое всегда вызывало у него глубокие мысли и эмоции.
Иван начал размышлять о том, какое значение имеет для него эта молитва. Стихи Булата Окуджавы переносят его в мир духовных переживаний и помогают укрепить веру в Бога
Каждая строка пронизана глубинной философией и рассуждениями о смысле жизни.
Также Иван обратил внимание на музыкальную гармонию стихотворения. Он слышал в своей голове мелодию, которую Окуджава сочинил к этим стихам
Она была простой и трогательной, но в то же время передавала всю глубину и значимость каждого слова.
Иван закрыл глаза и позволил себе погрузиться еще глубже в мир стихотворения. Он слышал голос Булата Окуджавы, исполняющего эти строки на концерте. В этот момент ему показалось, что он сам находится в зале и сопереживает каждому произнесенному слову.
Под вечер, Иван вернулся домой и решил записать свои мысли в дневник. Он хотел сохранить это впечатление и поделиться своими открытиями с другими прихожанами. Он был уверен, что этот опыт поможет им так же глубоко погрузиться в мир стихотворения и ощутить его смысл настолько же ярко, как и он сам.
Весна
Небо синее, как на картинке. Утро майское. Солнце. Покой. Улыбается жук на тростинке, словно он именинник какой.
Все устали от долгой метели, раздражительны все потому… Что бы там о зиме вы ни пели, но длиннее она ни к чему.
Снег такой, что не сыщешь друг друга: ночь бездонная, словно тюрьма; все живое засыпала вьюга, а зачем — позабыла сама.
Всяк, заблудший во льдах ее синих, поневоле и слеп и безуст… Нет, увольте от сложностей зимних, от капризов ее и безумств.
Слава богу, что кущи и рощи наполняются звоном опять. Пусть весна легковесней и проще, да ведь надо же чем-то дышать!
Наслаждается маем природа, зверь в лесах и звезда в небесах; а из самого сердца народа вырывается долгое «ах!».
(Булат Окуджава)
Мой карандашный портрет
Шуршат, шуршат карандаши за упокой живой души. Шуршат, не нашуршатся, а вскрикнуть не решатся. А у меня горит душа, но что возьмешь с карандаша: он правил не нарушит и душу мне потушит. …Последний штрих, и вот уже я выполнен в карандаше, мой фас увековечен… Но бушевать мне нечем, и жилка не стучит в висок, хоть белый лоб мой так высок, и я гляжу бесстрастно куда-то все в пространство. Как будет назван тот портрет? «Учитель», «Каменщик», «Поэт», «Немой свидетель века»?.. Но мне ли верить в это? Я смертен. Я горю в огне. Он вечен в рамке на стене и премией отмечен… …да плакать ему нечем.
(Булат Окуджава)