Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
виза в Китайвиза в Болгарию
Анализ стихотворения «К Овидию» Пушкина
В южной ссылке молодой Александр Сергеевич Пушкин по-новому взглянул на судьбу римского изгнанника поэта Овидия и его творчество.
Стихотворение написано в декабре 1821 года. Его автору исполнилось 22 года, он признан неблагонадежным, «зараженным либеральной чумой» и отправлен в Кишинев на исправление. Служба была необременительной, а южная природа, романтические увлечения, чтение стали источником вдохновения для поэта. По жанру – послание, по размеру – шестистопный ямб со смежной рифмой. Лирический герой – сам автор, мысленно беседующий с тенью Овидия. Ведь он оказался в примерно тех же местах. Композиция условно делится на 3 части: в первой герой обращается к Овидию, описывает его жизнь, во второй – сравнивает себя с ним, в третьей грустно подводит итог собственной жизни, надеется, что когда-нибудь и его тень придет искать задумчивый поэт. Лирический герой перечитывает книги «певца любви». «Я сердцем следовал за тобой»: он будто видит корабль, с которого на «дикие берега» сходит римлянин. Его встречают «рожденные в снегах» холодной Скифии «свирепые сыны». Овидий опасается за свою жизнь, изнеженный, теперь он носит меч. Семьи с ним нет, друзья словно забыли. Он просит заступиться за него перед «Октавием» (император). Но, увы, «роскошный гражданин» все также не прощен.
Дальше А. Пушкин пишет на контрасте: «я слез не проливал», себя называет «суровым славянином», удручает его не только ссылка, разочарован он и в себе, в своем безрассудстве, и в жизни вообще. И климат ему видится иным: зима дышала там – здесь солнце. «Безвестен буду я для новых поколений». Но если кто-то потом «придет искать мой след», то «будет мило мне его воспоминанье». В финале А. Пушкин, покоренный умиротворением природы, благодарит сей край за вдохновенье. Лексика возвышенная. Несколько восклицаний, вопросов, обращений. Многие строки афористичны: не славой – участью я равен был тебе. Эпитеты: нежный, живо, мрачную, жестокая, карающую, враждующей. Инверсия: скитался я, веял ветерок, песни робкие. Олицетворения: лиры глас, унылых струн. Сравнения: лед кристалла, звуки, как стон разлуки. Повторы: дивись, лира. Метонимия: сын юга, великодушный грек. Метафора: твоей молвой наполнен сей предел.
Еще в лицейские годы А. Пушкин познакомился с трудами античных авторов, явные и скрытые цитаты из Овидия рассыпаны во множестве его произведений, включая роман в стихах «Евгений Онегин».