Краткий анализ
В первых строках стихотворения Тютчев приветствует гостей Славянского съезда, называя их не гостями, а своими на русской земле.
Далее начинается политика, замаскированная в красивых строках (.
Зачем-то Тютчев, после такого милого и доброго начала, начинает тыкать собрание в независимость России, которой никогда не правили иноязычные власти. Правили, Федор Иванович, и ни раз правили…
Дальше больше – автор строк утверждает, что все подданные России должны говорить только на одном языке – на русском.
Вот в 2022 году и отрыжка с войной в Украине, с поддержкой самоназначенного президента в Беларуси, с попытками вмешаться в разборки элит в Казахстане…
Ниже по тексту поэт, кстати, много лет проживший в Германии, где служил дипломатом, называет европейскую почву фарисейской, правящей по двойным стандартам.
Хм, можно вопросик к покойному автору строк? А почему тогда Европа последние веков 5 заметно превосходит русских по уровню жизни рядовых граждан? Не элит, которые в России за счет воровства и кумовства всегда в золоте, а простых граждан? Ну да, Тютчев никогда не был близок к рядовой социальной прослойке, поэтому думает, что они питаются патриотизмом и всегда им сыты…
Далее бла-бла на ту же тему и в финале Тютчев обращается к Богу, который почему-то должен помочь всех низвергнуть и возвести Россию на мировой престол.
Обратите внимание на последнее слово стихотворения «предел» — царь должен заступиться не за Васю кузнеца и не за Марфу крестьянку – пес с ними, а за сохранность огромной территории России, которая кормит и поит власть и приближенных к ней подхалимов и бизнесменов. Однозначная пропаганда XIX века, в которой поэт хочет лизнуть власть и поцеловать её в десны… Стыдно, Федор Иванович, стыдно…. Однозначная пропаганда XIX века, в которой поэт хочет лизнуть власть и поцеловать её в десны… Стыдно, Федор Иванович, стыдно…
Однозначная пропаганда XIX века, в которой поэт хочет лизнуть власть и поцеловать её в десны… Стыдно, Федор Иванович, стыдно…
Текст
Чему бы жизнь нас ни учила,Но сердце верит в чудеса:Есть нескудеющая сила,Есть и нетленная краса.
И увядание земноеЦветов не тронет неземных,И от полуденного знояРоса не высохнет на них.
И эта вера не обманетТого, кто ею лишь живет,Не всё, что здесь цвело, увянет,Не всё, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногихЛишь тем доступна благодать,Кто в искушеньях жизни строгих,Как вы, умел, любя, страдать.
Чужие врачевать недугиСвоим страданием умел,Кто душу положил за другиИ до конца всё претерпел.
1870 год.
Стихотворение «Чему бы жизнь нас не учила» написано Федором Тютчевым в редком для себя жанре религиозной лирики и параллельно является посвящением своему закадычному другу зрелости – Александре Плетневой. Стих пишется в 1870 году, когда Федору Ивановичу 67 лет и до смерти остается всего 3 года.
Анализ стихотворения Тютчева «Славянам»
Два поэтических послания, адресованные братским народам, были созданы в 1867 г. Поводом для эмоционального обращения послужила череда торжественных мероприятий, проходивших в рамках славянского съезда в столице, Москве и провинции. Тютчевское творение было прочитано на одном из праздничных обедов, данном в честь представительной делегации.
В первоначальных редакциях заглавие включало в себя определение «австрийским». Подобное уточнение неслучайно: автора волновали факты, свидетельствовавшие о дискриминации чехов, хорватов, сербов, бывших в ту пору подданными Австрийской империи. В качестве эпиграфа, подтверждающего националистические убеждения политиков, приводятся циничные слова саксонского министра, позже перешедшего на службу австрийскому правительству. Актуальная философско-политическая тема нашла отклик в чешском обществе: перевод стихотворения, осуществленный Эммануилом Ваврой, был вскоре опубликован в газете, которую выпускали активисты национального освободительного движения.
Идейно-композиционным стержнем послания является символический образ стены, навеянный эпиграфом. Стена-«твердыня» крепка и огромна, она служит надежной защитой от агрессоров. Последние обозначены обобщенным образом захватчиков – крикливых, самонадеянных и задиристых любителей повоевать.
С уверенностью прогнозируя поражение иноземных «богатырей», автор обращается к классическому мотиву возмездия, настигающего дерзкого агрессора. Натиск чужеземцев настолько слаб, что не заслуживает активного противодействия: атаку успешно отразит стена, обозначенная неожиданным эпитетом «родная». Еще раз упомянув об исключительной прочности условной постройки, автор подчеркивает оборонительный характер тактики славян, укрывшихся от захватчиков. С образами людей-защитников соотносится семантика олицетворения, заключающего пятую строфу. С его помощью поэт оживляет камни, из которых возведено нерушимое сооружение.
Содержание трех последних катренов конкретизирует лирическую ситуацию: адресатов текста, объединенных в понятие лирического «вы», теснят немецкие войска. Обещая помощь братскому народу от лица русского общества, поэт вновь обращается к символическому контексту: спасение к угнетаемым приходит в образе стены, становящейся «живым оплотом» для всех славян.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Тютчев славянам
Что хочет сказать Тютчев, приехавшим в Москву славянам, на какие подвиги поэт хочет их благословить? На культурную революцию? На развитие экономического потенциала? Нет… На противостояние всему миру, который лжет и лицемерит в противовес праведной по умолчанию России, мухи не обижающей, всегда белой и пушистой…
Главная и извечная проблема России, что она не хочет быть равной среди равных, не может жить по общим законам, а всегда ставит себя особняком, считая другие народы лживыми и подлыми. Сама же при этом не имеет никакого доминантного значения, за исключением большой территории, погрязшей во взяточничестве и круговой поруке…
Коротко за историю
С Александрой Васильевной Плетневой Тютчев познакомился на склоне жизни, сначала их дружба имела чисто светский характер, после переросла в полноценные дружеские отношения. Точкой сближения стали трагедии в жизни обоих – Александра потеряла мужа, а Федор любовницу (фу какое слово) Елену Денисьеву, которая много лет оставалась музой и прибежищем для души и тела.
Ближе к смерти Тютчев все чаще писал в жанре философской лирики, все чаще обращался в стихах к Богу и задавал извечные вопросы мироздания. Это стихотворение из этого же разряда, оно не только является данью уважения к другу, но и пытается помочь найти себя в земной жизни.
Стихи Тютчева о любви
Я помню время золотое…
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Слезы
O lacrimarum fons…
Gray
Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.
В душном воздуха молчанье…
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..
Лето 1854
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..
К N.N.
Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!
Проходя свой путь по своду…
Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?
Все отнял у меня казнящий Бог…
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.
На Неве
И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!
Весь день она лежала в забытьи…
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Анализ стихотворения Тютчева «Славянам»
На создание поэтического приветствия автора вдохновило значительное общественное событие, произошедшее весной 1867 г., — съезд, принявший более 80 зарубежных гостей. К делегатам, которые представляли 11 славянских народностей, не имевших собственной государственности, обращены торжественные тютчевские строки.
Произведение открывает радушное обращение к обобщенному образу лирического адресата: начавшаяся встреча трактуется как пир в кругу родственников, зримое подтверждение искренних и добрых отношений «своих» — русских хозяев и славянских гостей.
Во второй строфе возникает образ гостеприимной России, надежного дома для братских народов, подвергаемых гонениям на родине. Изображение идеального художественного пространства дома-страны дополняется комплексом характеристик через отрицание: здесь нет чужаков-расистов у власти, язык един для всех, славянская национальность не возводится в ранг недостатка, существенного изъяна.
Лирический герой приходит к выводу: истинная причина ненависти к славянам — боязнь, что они объединятся, явив на политической арене дружную и мощную силу. Возвращаясь к образному ряду, заявленному в зачине, автор оперирует понятиями родства: семья, братья, сыновья одной матери.
Критические интонации, адресованные европейскому обществу, достигают кульминации в пятой строфе. Герой-оратор обвиняет западных оппонентов в двойной морали. Она предусматривает принципы верховенства закона и справедливости лишь для избранных народов. Незавидное «наследие славян» составляют ложь и насилие. Субъекта речи возмущает сложившаяся ситуация. Чувства притесняемых, обделенных славян метафорически уподобляются старой ране, которая тревожит больного.
Два восьмистишия посвящены позорному явлению, расколовшему единство славянской среды. Опальным племенем становятся поляки: хотя поэт избегает напрямую именовать изменников, комплекс намеков прозрачно указывает на определенный народ. Автор уподобляет отступников Иуде, предавшему своего учителя. Библейская аллюзия дополняется выразительным образом, изображенным в произведении « » Если нищие русские просторы освящаются присутствием Христа, то поведение польской шляхты сродни бесчестному предательству.
Осознавая грядущие трудности, лирический герой не теряет надежды: он связывает отрадные перемены с образом российского императора, пророча ему славную роль освободителя.
Стихи Тютчева о вере
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..».
Он, умирая, сомневался…
Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но Бог, недаром, в нем сказался —
Бог верен избранным Своим.
Сто лет прошли в труде и горе —
И вот, мужая с каждым днем,
Родная Речь, уж на просторе,
Поминки празднует по нем.
Уж не опутанная боле,
От прежних уз отрешена —
На всей своей разумной воле
Его приветствует она…
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим,
Во имя Правды и Науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье —
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье —
Не нас поработил ему —
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной —
И устоял в борьбе ночной.
Святая ночь на небеса взошла…
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он —
Упразднен ум, и мысль осиротела —
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.
Чертог твой, спаситель, я вижу украшен…
Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,
Но одежд не имею, да вниду в него.
О вещая душа моя!..
О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты — жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Пошли, Господь, свою отраду…
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий, мимо саду,
Бредет по жесткой мостовой;
Кто смотрит вскользь — через ограду —
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.
Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись —
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.
Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит…
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий — мимо саду —
Бредет по знойной мостовой.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Тема стихотворения Тютчева «Славян должно прижать к стене! «
Что подразумевает Тютчев под стеной? В общем какой смысл? Каким событиям посвящен текст произведения?
Stihiy Мудрец (11700) 4 года назад
Стихотворение было прочитано 21 мая 1867 г. на банкете, данном Москвой в честь прибывших на Этнографическую выставку славянских гостей. Эпиграф – слова австрийского министра иностранных дел гр. фон Бейста, проводившего политику подавления славянских народностей Австро-Венгрии. Характеризуя роль Австрии в судьбах славянства, Тютчев еще в 1849 г. писал в набросках к трактату «Россия и Запад». что именно Австрия «выражала факт преобладания одного племени над другим: племени немецкого над славянским.
Man muss die Slaven an die Mauer drucken *
Они кричат, они грозятся: «Вот к стенке мы славян прижмем! » Ну, как бы им не оборваться В задорном натиске своем!
Да, стенка есть — стена большая, — И вас не трудно к ней прижать. Да польза-то для них какая? Вот, вот что трудно угадать.
Ужасно та стена упруга, Хоть и гранитная скала, — Шестую часть земного круга Она давно уж обошла.
Ее не раз и штурмовали — Кой-где сорвали камня три, Но напоследок отступали С разбитым лбом богатыри.
Стоит она, как и стояла, Твердыней смотрит боевой: Она не то чтоб угрожала, Но. каждый камень в ней живой.
Так пусть же бешеным напором Теснят вас немцы и прижмут К ее бойницам и затворам, — Посмотрим, что они возьмут!
Как ни бесись вражда слепая, Как ни грози вам буйство их, — Не выдаст вас стена родная, Не оттолкнет она своих.
Она расступится пред вами И, как живой для вас оплот, Меж вами станет и врагами И к ним поближе подойдет.
Тема, размер и тропы
Основная тема стихотворение – это единство славянского мира под плетью России и плевок в сторону Европы, которая не хочет признать могущество русского царя на фоне нищеты российского народа и частой российской же агрессии по отношению к соседним странам.
Стих написан четырехстопным ямбом, имеет линейное развитие композиции с последовательным сюжетом и перекрестной рифмовкой (концов – изъятья – готов – Россия – любви – дорогие – свои), где есть закрытые и открытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (семейный пир, враждебная судьбина, славянская семья, задушевный привет, фарисейская наука и т д).
- Метафоры (цепи злых обид, иноязыческие власти).
- Инверсии (гости дорогие, наука фарисейская, позор немалый и т д).
Стих есть яркий пример русской пропаганды, когда Россия называется святым местом, а весь окружающий мир показан врагами с фарисейскими двойными стандартами…
Давайте же не будем омрачать новогодние праздники политикой и её пропагандой, а лучше прочитаем «зимний» стих Тютчева «Чародейкою Зимою», написанный в 1852 году. Федор Иванович, без политики у вас получается много лучше)).
Тема недели: Православие, психология и психиатрия
Статья
К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека
Статья
О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии
Статья
Актуальность богословского взгляда на современную психологию
Статья
Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического
Статья
Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики
Статья
Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя
Статья
О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению
Статья
Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу
Статья
Психология для священника: польза или вред?
Статья
Какая психология полезна пастырям?
Статья
Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком
Статья
Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах
Статья
Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система
Статья
Христианская и светская психология — точки соотнесения
Статья
К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих
Статья
Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии
Анализ стихотворения Тютчева «Славянам»
На создание поэтического приветствия автора вдохновило значительное общественное событие, произошедшее весной 1867 г., — съезд, принявший более 80 зарубежных гостей. К делегатам, которые представляли 11 славянских народностей, не имевших собственной государственности, обращены торжественные тютчевские строки.
Произведение открывает радушное обращение к обобщенному образу лирического адресата: начавшаяся встреча трактуется как пир в кругу родственников, зримое подтверждение искренних и добрых отношений «своих» — русских хозяев и славянских гостей.
Во второй строфе возникает образ гостеприимной России, надежного дома для братских народов, подвергаемых гонениям на родине. Изображение идеального художественного пространства дома-страны дополняется комплексом характеристик через отрицание: здесь нет чужаков-расистов у власти, язык един для всех, славянская национальность не возводится в ранг недостатка, существенного изъяна.
Лирический герой приходит к выводу: истинная причина ненависти к славянам — боязнь, что они объединятся, явив на политической арене дружную и мощную силу. Возвращаясь к образному ряду, заявленному в зачине, автор оперирует понятиями родства: семья, братья, сыновья одной матери.
Критические интонации, адресованные европейскому обществу, достигают кульминации в пятой строфе. Герой-оратор обвиняет западных оппонентов в двойной морали. Она предусматривает принципы верховенства закона и справедливости лишь для избранных народов. Незавидное «наследие славян» составляют ложь и насилие. Субъекта речи возмущает сложившаяся ситуация. Чувства притесняемых, обделенных славян метафорически уподобляются старой ране, которая тревожит больного.
Два восьмистишия посвящены позорному явлению, расколовшему единство славянской среды. Опальным племенем становятся поляки: хотя поэт избегает напрямую именовать изменников, комплекс намеков прозрачно указывает на определенный народ. Автор уподобляет отступников Иуде, предавшему своего учителя. Библейская аллюзия дополняется выразительным образом, изображенным в произведении « » Если нищие русские просторы освящаются присутствием Христа, то поведение польской шляхты сродни бесчестному предательству.
Осознавая грядущие трудности, лирический герой не теряет надежды: он связывает отрадные перемены с образом российского императора, пророча ему славную роль освободителя.
Славянам
Привет вам задушевный, братья,Со всех Славянщины концов,Привет наш всем вам, без изъятья!Для всех семейный пир готов!Недаром вас звала РоссияНа праздник мира и любви;Но знайте, гости дорогие,Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,Чем там, на родине своей,-Здесь, где господство незнакомоИноязыческих властей,Здесь, где у власти и подданстваОдин язык, один для всех,И не считается СлавянствоЗа тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбинойИ были мы разлучены,Но все же мы народ единый,Единой матери сыны;Но все же братья мы родные!Вот, вот что ненавидят в нас!Вам не прощается Россия,России — не прощают sacs
Смущает их, и до испугу,Что вся славянская семьяВ лицо и недругу и другуВпервые скажет: — Это я!При неотступном вспоминаньеО длинной цепи злых обидСлавянское самосознанье,Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,Где ложь так пышно разрослась,Давно наукой фарисейскойДвойная правда создалась:Для них — закон и равноправность,Для нас — насилье и обман,И закрепила стародавностьИх как наследие славян.
И то, что длилося веками,Не истощилось и поднесьИ тяготеет и над нами-Над нами, собранными здесь…Еще болит от старых болейВся современная пора…Не тронуто Коссово поле,Не срыта Белая Гора!
А между нас,- позор немалый,-В славянской, всем родной среде,Лишь тот ушел от их опалыИ не подвергся их вражде,Кто для своих всегда и всюдуЗлодеем был передовым:Они лишь нашего ИудуЧестят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,Когда же будешь ты народ?Когда же упразднится времяТвоей и розни, и невзгод,И грянет клич к объединенью,И рухнет то, что делит нас?..Мы ждем и верим провиденью-Ему известны день и час…
И эта вера в правду богаУж в нашей не умрет груди,Хоть много жертв и горя многоЕще мы видим впереди…Он жив — верховный промыслитель,И суд его не оскудел,И слово царь-освободительЗа русский выступит предел…
Написано в 1867 году русским гражданином — поэтом, дипломатом, академиком, публицистом — Федором Ивановичем Тютчевым.
Вывод филолога
Композиция развивается последовательно – от сердечной веры в чудеса, через сравнение души с неземными цветами до финала – ответа на вопрос, кому снизойдет благодать и сколько за неё надо заплатить в земной жизни.
Средства выразительности:
- Эпитеты (нетленная краса, неземные цветы, полуденный зной).
- Олицетворения (сердце верит, жизнь учила, вера не обманет).
- Метафоры (в искушениях жизни, нескудеющая сила, врачевать страданием).
Стих имеет задумчивую интонацию, в нём нет ярких эмоциональных всплесков, но чувствуется глубина, свойственная и ряду других стихотворений поздней лирики Тютчева.