Композиция
Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.
«Бесы» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – образы, средства выразительности, композиция, разбор
Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.
Краткий анализ
История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1910 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.
Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.
Олицетворения – “край посылает крик”, “над откосами косят людей”.
Размер и рифмовка
Стихотворение сложно ритмически организовано. Восьмистишья имеют оригинальную рифмовку: АбАбВВВб. Женская рифма чередуется с мужской, а перекрёстная рифмовка – с парной и кольцевой. Ритмический рисунок тоже непрост. Трёхсложный дактиль чередуется с двухсложным во втором и последнем стихах.
- «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
- «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
- «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
- «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
- «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
- «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
- «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
- «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
- «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
- Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества
По произведению: «Белладонна»
По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич
“Родина” – анализ стихотворения Андрея Белого
Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина» позволяет семиклассникам понять, как поэт ощущал страну. Это стихотворение не только посвящение России.
Родина в нем показана такая, какая есть. Далеко не каждый русский поэт может похвастаться точностью и умением отобразить социально-экономические проблемы, используя дар слова.
История создания стихотворения Андрея Белого
В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.
Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.
Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.
Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:
Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
Начало первой русской революции.
Написание стиха «Родине».
Публикация стиха в сборнике «Пепел».
Тема стихотворения
Центральной является тема матери – Родины, России. Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.
Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.
Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».
Жанр, направление и композиция
Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.
В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?
В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.
Жанр произведения – гражданская лирика с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика. Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому
Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.
Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.
Средства художественной выразительности
Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.
Эпитеты
Писатель использует такие эпитеты:
«рдяный восход»;
«холодеющий шелест»;
«бедный народ»;
«суровый свинцовый край»;
«холодное поле»;
«безысходные возгласы»;
«роковая страна, ледяная».
Метафоры
Поэт использует метафоры:
«шелест поляны»;
«край посылает»;
«стаи несытых смертей»;
«ветер доносит»»;
«над откосами косят людей».
Сравнения
В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:
«как и все умирают»;
«те же росы, откосы, туманы»;
«те же взгласы»;
Заключение
Стала ли чужой для поэта Россия в этом стихотворении? На первый взгляд это так, особенно если вчитаться в слова «роковая страна, ледяная». Но на самом деле Белый любит свою страну, ощущает ее мощь. Он и его друзья не понимают, почему в стране столько лет ничего не меняется.
Стих Андрея Белого «Родине» – яркий пример глубоко реалистичного творчества, где каждое слово, каждая частичка наполнены глубочайшим философским смыслом.
Пролог
Шеф так орал, что я поняла со всей обреченностью: работу потеряю. Вот прямо в эту минуту, стоя в кабинете, освещенном лучами заката. И не просто потеряю, а уйду с волчьим билетом, не смогу заплатить за жилье, еду, окажусь на улице, а жить буду в коробке из-под рояля.
Бездарно! Бездумно! Безобразно! Без… — Он задумался. — Вы, леди… Безответственная! Безнравственная! Безалаберная! Без…
«Безработная», — услужливо подсказало подсознание, но я прикусила язык.
Ваш провал, леди Леруа, грозит не просто финансовыми потерями. Он ставит под угрозу политическую ситуацию!
Я побледнела. Кажется, меня сейчас не просто уволят, а еще и под суд отдадут. Но в тюрьме хотя бы кормят. И работу наверняка дадут. Так что это даже плюс в какой-то мере, а уж если стоит выбор между смертью от рук шефа и влачением бездомного существования, так покажите мне, демон подери, куда сдать плащ и где получить тапочки?!
Что вы можете сказать в свое оправдание?
«Жить хочу!» — подумала я, но сказала другое:
Этого больше не повторится, господин Сантери.
Постепенно он успокаивался, и во взгляде уже не читалась жажда испепелить меня на месте, а руки не подрагивали, готовые вот-вот сомкнуться у меня на горле. Что ни говори, а нрав у начальства крутой. Несмотря на то, что я, конечно, крупно накосячила.
Разумеется, не повторится. Так как отныне проект я буду вести сам, и не думайте даже…
Он не договорил — дверь в кабинет с грохотом распахнулась. В проеме появился статный высокий господин в длинном фиолетовом плаще, расшитом золотыми узорами, — шейх Ашан ибн Мурр. Вид у него был еще более хмурый, чем у шефа.
Господин Сантери, — сказал он, — смею напомнить об условии, что я поставил. К моим сокровищам не должны приближаться свободные мужчины. Если ваша компания не способна обеспечить мне нужный уровень, возможно, стоит подыскать другую?
Что вы, господин ибн Мурр, — поспешил заверить его начальник, — мы не отказываемся от обязательств, и все будет сделано на высшем уровне. Сегодняшнее недоразумение… я щедро компенсирую. Что касается вашего условия, то можете не волноваться. Я помолвлен и, как вы знаете, все виндаринцы исключительно верны своим избранницам.
На лице шейха Ашана ибн Мурра отражался непростой мыслительный процесс.
Помолвлены? И можете предоставить доказательства?
Без проблем, — улыбнулся Ильмир Сантери. А потом… потом вдруг притянул меня к себе и сказал совершенно невероятное:
Я могу даже представить вам свою невесту, леди Хелми Леруа!
Я почувствовала, как меня дернули за косу, а потом у самого уха раздался шепот — шеф делал вид, что целует меня в висок:
Если не хочешь вылететь на улицу, улыбайся.
Я не сразу сообразила, что коробка из-под рояля и тюремные нары откладываются. Выдавила робкую улыбку и понадеялась, что достопочтенный дарийский шейх примет мою гримасу за сожаление. Ну не хотела я, чтобы так вышло!
Последний шанс, — наконец сухо бросил шейх.
И удалился, оставив после себя слабый аромат пряного парфюма.
Пошли! — рыкнул начальник, потащив меня к столу.
Контракт подписывать! На помолвку!
О творчестве Андрея Белого
Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как прозаик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны лирической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпретацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочногротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стремлении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:
Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Веселье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru
Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)
Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.
На этой странице материал по темам:
- творчество поэта белого
- жизнь и творчество белого кратко
- тест по творчеству а белого
- соинение творество а. белого
- тесты андрей белый
Анализ стихотворения Андрея Белого «Солнце»
Стихотворение А. Белого «Солнце» входит в сборник «Золото в лазури». Как и многие другие произведения этого цикла, оно посвящено поэту, который оказал большое влияние на поэтический путь Андрея Белого, – Константину Дмитриевичу Бальмонту. Молодой символист даже оставил указание на своего вдохновителя, оставив эпиграф «Автору « ».
Это произведение было создано в 1903 году в имении Серебряный Колодезь, принадлежавшем отцу Андрея Белого. Известно, что поэт придавал этому месту с его неповторимыми пейзажами (чего стоит хотя бы таинственный сад, подбиравшийся к краю каменистого плато!) большое значение, связывая свои литературные взлёты с пребыванием в имении.
Вот и стихотворение «Солнце», судя по всему, относится к такому периоду поэтического триумфа. Белого регулярно печатали, он подружился со знаменитыми личностями – А. Блоком, З. Гиппиус. К тому же поэт наконец познакомился с кумиром своей юности – К. Д. Бальмонтом. Неудивительно, что в душе молодого литератора вспыхивает страстное пламя, по силе не уступающее солнечному свету.
Именно этот душевный пыл, видимо, и скрывается за яркой метафорой. В своём произведении Андрей Белый много рассуждает о том, что такое Солнце. Используя анафору, он показывает, что в основе всего – и стремления к совершенству, и любви, и мечты о славе и вечности, – лежит животворный свет вдохновения. Причём это вдохновение и есть путь, на что указывает повтор «к вечному стремительность» – «вечное окно». Восторг от осознания этой истины усилен созвучием «солнце» – «сердце», которое указывает на связь между этими явлениями.
Вторая строфа раскрывает ещё один важный компонент яркой творческой жизни. Снова строфа содержит анафору:
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей…
Думается, роза является метафорой молодости, ведь часто в литературе цветочные лепестки сравнивают с девичьим румянцем. Встречая формулировку «роза в золоте кудрей», легко представить себе свежее лицо светловолосого юноши или вечно молодой златокудрой нимфы. Воздействие вдохновения («золото лучей») на юную душу автор описывает эпитетом «красный жар». Этот образ можно понимать как созидающую жизненную энергию, хотя в системе символов поэта красный цвет олицетворяет и опасную плотскую страсть, и тогда он служит предостережением молодым творцам.
Третье четверостишие содержит вывод о том, что такое человек и его душа. Поэт рассуждает, что наши сердца сталкиваются со многими бедами, но людям всё же удаётся победить зло в себе. В результате сердце становится чистым, способным воспринять красоту окружающего мира. «Зеркало, отражающее золото» – такая прекрасная метафора находится у Андрея Белого для человеческой души.
Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь
Андрей Белый писал множество произведений, закончившихся не самым лучшим образом. Автор рассматривал себе пару очень тщательно и многого от них требовал. Он понимал, что из-за этого у него в жизни будут белые и черные полосы.
- Анализ стихов
- Белый
- Родине (Рыдай, буревая стихия)
Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.
Оба его названия как бы связывают главные идеи, выраженные в произведении. «Родине» — показывает любовь автора к своей стране. «Рыдай, буревая стихия» — это тоже обращение, но содержащее и характеристику изменений в России, и призыв не останавливаться на достигнутом.
Стихотворение наполнено образами разрушения. Это огонь, гром, кипение. Поэт восхваляет хаос разрушения того, что вызывало в нем отвращение. В прежних стихотворениях Андрей Белый описывал сою страну как достаточно унылое место. Он рисовал огромные пространства, на которых протекает безрадостная и однообразная жизнь. В разрушении поэт, безусловно, любивший свою страну видит шанс на возрождении в новом качестве, надежду на воскресение из пепла.
Автор не обошел стороной и вопрос о цене изменений. Вероятно, он не желал написать слишком циничное и безнравственное стихотворение, повествующее о допустимости пожертвовать чужими жизнями. В силу этого, мысль о жертвах подается через лирического героя, выражающего взгляды самого автора. И в начале, и в конце стихотворения он призывает Россию, обратившуюся в пожар, сжечь его самого. Человеку, готовому пожертвовать сами собой ради будущего счастья допустимо также и прославлять наступивший хаос.
Создавая символ новой России, Андрей Белый использовал религиозную тематику. Он называет революционную Россию Христом и Мессией. Этот образ, конечно, зная о мировоззрении интеллигенции начала двадцатого века, нельзя воспринимать прямо в библейском контексте. Для них Христос был символом всего благого, он олицетворял жертву, приносимую одним, во имя многих. Типичный русский интеллигент того времени должен был быть готов отдать самого себя для достижения счастья народа. Кроме того, наименование России Мессией должно было показать, что весь мир должен измениться в эту сторону. Как Христос принес жертву за людей, так и Россия должна теперь пострадать для благо всего человечества.
Жизнь и творчество Мандельштама: основные темы и стихотворения
Кроме понятного всем религиозного образа, поэт рисует новые символы для будущего своей страны. Он ставит рядом и пение серафимов (одного из разрядов ангелов) и космические дни. Само время должно было привести мир к тому новому бытию, которое теперь получила Россия.
Показательно, что поэт ничего не говорит о людях. Счастье обычного человека не интересует проповедника разрушения. Он говорит лишь о «светозарных снах», которые мало чем могли утешить большинство его соотечественников.
Космические символы, вроде колец Сатурна, рисуемые поэтом-символистом, представляют собой просто образ чего-то хорошего, без конкретизации. Андрей Белый, исповедуя идею прогресса, видимо, не мог представить будущее, как упадок и деградацию, любое движение он видел как шаг вперед. Для поэта, разрушавшего своим творчеством привычные речевые конструкции, разрушение в другой сфере виделось творчеством.
Анализ стихотворения Родине (Рыдай, буревая стихия) по плану
О русской природе
Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора. Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж. Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.
Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо. Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках. Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.
- Краткое содержание «20 тысяч лье под водой» (Жюль Верн). Главные герои, цитаты Понять особенности произведения помогает его краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» – это один из наиболее известных романов знаменитого французского писателя-фантаста Ж. Верна….
- Краткое содержание «Кукла» Носова – рассказа, который научит состраданию Евгений Носов – писатель, лауреат государственной премии им. Горького. У него много произведений о войне, родном крае. В своём рассказе «Кукла» он поднимает проблему…
- Сценка на военную тематику. Инсценировка военной песни: сценарий Мероприятия, подготовленные ко Дню Победы, всегда отличаются сдержанностью репертуара и сухостью постановок. Однако военные сценки для школьников младших и старших классов могут демонстрировать не…
- Почему Мастер не заслужил свет? Образ Мастера в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» Взаимоотношения между Иешуа Га-Ноцри и Воландом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — тема очень интересная, которая вызывает поначалу недоумение. В этих…
- Биография Лермонтова: самое главное из жизни поэта Всем еще со времен школы знакома биография Лермонтова. Самое главное, что можно сказать об этом человеке, – известный талантливый поэт, настоящий офицер, восхитительный прозаик…
- Чем отличается фантастика от фэнтези? Основные различия Сегодня многие писатели умело сочетают в своих творениях различные жанры литературы, воспроизводя на свет новые шедевры. В последнее время особой популярностью среди читателей пользуются…
- Басня Крылова «Квартет»: в чем мораль и суть? Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давали родителям книжки, чтобы они нам их читали перед сном. Нам очень нравилось знакомиться с…
Тропы и образы
В первой строфе утомлённая душа (метафорический эпитет) сравнивается с полусонным ночным цветком. День и ночь, сон и жизнь противопоставлены. Образы создаются с помощью метафор: дневной блеск и шум, светиться внутренним светом, забыться в блеске и шуме, упиться сном. В описании утомлённой души важны эпитеты и наречные эпитеты: цветок полусонный, внутренний свет, тающий сон, тихо, но жадно упиться.
Бальмонт использует пары однокоренных слов, благодаря повторам корней достигает особой мелодичности: полусонный – сон, светиться светом, позабыть и забыться.
Во второй строфе образ ночного цветка конкретизируется, становится объёмным, белладонна олицетворяется. Если в первой строфе душа человека уподобляется ночному цветку, то во втором ночной цветок похож на страстную женщину. Она убивает лаской, её взоры полусонны, ей любо позабыть день, встречаться сердцем с Луною и любить в смерти (метафоры). Но белладонна сохраняет приметы ночного цветка. Она «расцвечается» светом Луны и тихо качается под ветром. Луна в стихотворении тоже олицетворена. Она подобна божеству смерти и сна, потому и пишется с прописной буквы.
Белладонна – дитя ночи, луны, смерти. Её любовь смертельна, цветение губительно. В третьей строфе поэт обходится минимумом тропов. Антитезы в философских рассуждениях («радости нет без печали, между цветами — змея» создают образ мира, в котором противоположное, добро и зло одинаково ценно. Змея имеет такое же право на существование, как и цветы, смерть существует, как и любовь.
Ключевая метафора стихотворения в вопросе: «Кто расцветёт белладонной?» Какие человеческие чувства и поступки подразумевал Бальмонт под этим тропом, можно только догадываться. Цветение растения – вершина его развития. Так и в любви, в этом запретном союзе, должна случиться кульминация, цветение, которое погубит и любовь, и влюблённых. Возможно, это слова или поступки одного из них, готовность к действию. В таких непрочных отношениях, которые скрыты от света, как жизнь души, катастрофу и разрыв часто провоцирует один из пары. Об этом вопрос лирического героя.
В последней строфе имеют значение не только повторы слов из первой строфы (устали, душа утомлённая, мечта полусонная), но и повторы в пределах строфы («радость моя» — «радости нет без печали»). Банальная житейская мудрость подкрепляется примерами из мира природы, в которой прекрасное и безобразное, жизнь и смерть рядом.
О русской природе
Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора. Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж. Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.
Смотреть галерею
Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо. Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках. Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.
Тропы и образы
В первой строфе утомлённая душа (метафорический эпитет) сравнивается с полусонным ночным цветком. День и ночь, сон и жизнь противопоставлены. Образы создаются с помощью метафор: дневной блеск и шум, светиться внутренним светом, забыться в блеске и шуме, упиться сном. В описании утомлённой души важны эпитеты и наречные эпитеты: цветок полусонный, внутренний свет, тающий сон, тихо, но жадно упиться.
Бальмонт использует пары однокоренных слов, благодаря повторам корней достигает особой мелодичности: полусонный – сон, светиться светом, позабыть и забыться.
Во второй строфе образ ночного цветка конкретизируется, становится объёмным, белладонна олицетворяется. Если в первой строфе душа человека уподобляется ночному цветку, то во втором ночной цветок похож на страстную женщину. Она убивает лаской, её взоры полусонны, ей любо позабыть день, встречаться сердцем с Луною и любить в смерти (метафоры). Но белладонна сохраняет приметы ночного цветка. Она «расцвечается» светом Луны и тихо качается под ветром. Луна в стихотворении тоже олицетворена. Она подобна божеству смерти и сна, потому и пишется с прописной буквы.
Белладонна – дитя ночи, луны, смерти. Её любовь смертельна, цветение губительно. В третьей строфе поэт обходится минимумом тропов. Антитезы в философских рассуждениях («радости нет без печали, между цветами — змея» создают образ мира, в котором противоположное, добро и зло одинаково ценно. Змея имеет такое же право на существование, как и цветы, смерть существует, как и любовь.
Ключевая метафора стихотворения в вопросе: «Кто расцветёт белладонной?» Какие человеческие чувства и поступки подразумевал Бальмонт под этим тропом, можно только догадываться. Цветение растения – вершина его развития. Так и в любви, в этом запретном союзе, должна случиться кульминация, цветение, которое погубит и любовь, и влюблённых. Возможно, это слова или поступки одного из них, готовность к действию. В таких непрочных отношениях, которые скрыты от света, как жизнь души, катастрофу и разрыв часто провоцирует один из пары. Об этом вопрос лирического героя.
В последней строфе имеют значение не только повторы слов из первой строфы (устали, душа утомлённая, мечта полусонная), но и повторы в пределах строфы («радость моя» — «радости нет без печали»). Банальная житейская мудрость подкрепляется примерами из мира природы, в которой прекрасное и безобразное, жизнь и смерть рядом.