Анализ стихотворения белого из окна вагона

Анализ стихотворения андрея белого из окна вагона!!!!!!

Путь России

Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», мы видим, что первые строки цикла раскрывают путь России. Автор представляет два плана: временной и пространственный. Временной план открывает читателю исторический путь России, раскрывая минувшее и открывая будущее. В прошлом он ищет животворящую силу, позволяющую России не бояться «мглы ночной», которая скрывает ее долгий путь. И сила Руси в вечном движении.

Время течет медленно, как река. Но войско отправляется в путь, и вскоре «скудная глина» обрыва и «в степи» грустящие стога сменяет дорога сквозь мглу. Время ускоряет свой ход, и тьму сменяют огни костров, блеск знамени и сабель. Начался бой, и от былого спокойствия уже не осталось следа. Степная кобылица летит так быстро, что уже закат в крови. Смертельные баталии на земле отображает небо. И нет числа погибшим, — это случается так же часто, как закат на небе.

В образе несущейся «степной кобылицы» автор представляет родину. Этот образ воплощает в себе вечное движение и скифские истоки. Плата за движение вперед — страдание. Поэтому поиски будущего у автора трагичны — путь Руси лежит через боль: «стрелой татарской» наш путь «пронзил нам грудь». Пространственный план в сочетании с временным придает произведению особый динамизм. Русь не застынет в неподвижности, на пути ее всегда будут ожидать перемены: «И нет конца!».

Следует отметить особое изображение России поэтом. Как показал анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», основную роль здесь играют не внешние впечатления, а сопоставления с внутренними переживаниями поэта. «Закат в крови», льющейся из сердца поэта, иллюстрирует глубокое личное восприятие автором родной земли. Блок отходит от традиционного в литературе образа Родины-матери и сравнивает ее с любимой женщиной.

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье. 

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика

Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому. 

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Родина как центральный лейтмотив произведения

Стихотворение «Россия» поражает своей искренностью и честностью: ни в одной строчке, ни в одном слове автор не солгал в том, какой он видит и чувствует родную страну.

Именно благодаря его честности перед читателями предстает образ нищей Родины, которая устремлена «В даль веков».

В стихотворении чувствуется влияние лирического отступления о птице-тройке из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

«Тройка» Блока перерастает в зловещий признак драматического противоборства народа и интеллигенции. Образ Родины воплощен в могучей и безудержной стихии: вьюге, ветре, метели.

Мы видим, что Блок пытается осмыслить значение России, понять ценность, необходимость столь сложного исторического пути.

Блок верил, что за счет скрытой силы и мощи Россия выберется из нищеты.

Поэт описывает свою любовь к Родине, восхищение красотой природы, размышления о судьбе своей страны. Блок использует мотив дороги, проходящей через все стихотворение. Сначала мы видим нищую Россию, но потом она предстает нам в образе страны, которая широка и могуча. Мы верим, что автор прав, ведь нужно всегда надеяться на лучшее.

Блок показывает нам Россию нищей, но прекрасной. Это противоречие проявляется даже в использованных поэтом эпитетах, например, «разбойная краса».

Образы и символы

  • В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
  • В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
  • Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
  • Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.

Главная тема стихотворения

Центральной темой произведения является, безусловно, любовь. В «Певице» нет места гражданской лирике, злободневным темам и остросоциальным вопросам, занимавших современников Афанасия Афанасьевича. Всем этим поэт интересовался, но считал, что к творчеству вопросы политики не должны иметь отношения. Именно поэтому «Певица» — удивительный по красоте звучания, тонкости и изяществу гимн искусству, в котором нашла отражение любовь во всех ее проявлениях — любовь к людям, любовь к творчеству и к проводнику, точнее, проводнице этого творчества — безымянной певице, своим голосом пробудившей в поэте столь чудесные ассоциации.

Афанасий Афанасьевич стремится передать с помощью образов, каждый из которых не требует конкретного прочтения, не нуждается в объяснении, эмоции, вызванные в нем песней. Музыкальность характерна для творчества Фета в целом — известно, что когда поэт еще не находил слов для выражения своих мыслей и чувств, он напевал мелодию, через ритм находя необходимые эпитеты и сравнения.

«Певице» словно бы состоит из музыкальных аккордов, не слишком ясных в отдельности, но вместе соединяющихся в прекрасную картину, передающую торжество любви и творчества во всех его проявлениях. Песня здесь — путеводная нить, за которой преданно и послушно следует поэт.

«Из окна вагона» А. Белый

Эллису

Поезд плачется. В дали родные
Телеграфная тянется сеть.
Пролетают поля росяные.

  • Пролетаю в поля: умереть.
  • Пролетаю: так пусто, так голо…
    Пролетают — вон там и вон здесь,
    Пролетают — за селами села,
  • Пролетает — за весями весь;
  • И кабак, и погост, и ребенок,
    Засыпающий там у грудей;
    Там — убогие стаи избенок,
  • Там — убогие стаи людей.

Мать-Россия! Тебе мои песни,
О немая, суровая мать!
Здесь и глуше мне дай и безвестней

Непутевую жизнь отрыдать.

Поезд плачется. Дали родные.
Телеграфная тянется сеть —
Там — в пространства твои ледяные —

С буреломом осенним гудеть.

Август 1908 г., Суйда.
Сборник «Пепел», цикл «Россия».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Из окна вагона»

Стихотворение «Из окна вагона» Андрей Белый написал в 1908 году в местечке Суйда, что под Петербургом. Там раскинулось имение семьи Мережковских, у которых поэт гостил в августе того года. Чтобы добраться туда, нужно было проехать по Варшавской железной дороге. Видимо, из впечатлений, вызванных такими поездками, и родилось это мрачное произведение.

Стихотворение входит в цикл «Пепел» сборника «Россия». Оно состоит из пяти четверостиший; рифма везде перекрёстная, а размер – анапест.

Лирическим героем в произведении является сам автор. Он рассказывает о тягостном путешествии, которое ему довелось совершить. Поэт обозначает цель своего странствия: «умереть».

Безжизненно «тянется сеть», замечает автор.

Основной приём в произведении – анафора. Она встречается несколько раз и усиливает атмосферу безнадёжности и унылой монотонности.

Каждая строка с третьей по восьмую (первая и вторая строфы) начинается либо словом «пролетает», либо «пролетаю», либо «пролетают». Умножая тягостное настроение, поэт добавляет градации: «так пусто, так голо».

Особенно ошеломляет перечисление «и кабак, и погост, и ребёнок», которое словно уравнивает эти явления, обрисовывая с их помощью нехитрый жизненный путь несчастных обывателей.

  1. Новая анафора тоже поражает ум читателя:
    Там – убогие стаи избёнок,
  2. Там – убогие стаи людей.

Здесь присутствует горькая ирония. Намеренно употребляя по отношению к людям и их бедным жилищам слово «стая», поэт словно причисляет их к животному миру.

Вся эта удручающая обстановка заставляет автора воззвать к родине, как к живому существу или даже божеству.

Для неё поэт находит эффектный точный эпитет «немая, суровая мать», в котором воплотились характерные черты русского народа – молчаливое долготерпение и угрюмый нрав.

Но даже такая холодная родина всё же способна утешить своего сокрушённого тяготами сына, дав ему выплакаться на своей широкой груди.

  • В первой строфе мы видим строки:
    Поезд плачется. В дали родные
  • Телеграфная тянется сеть.

И эти же слова вы встречаем в последнем четверостишии, но в немного изменённом виде. Настроение этого фрагмента тоже другое – уже нет той безысходности и смертельной тоски, какая присутствовала в начале произведения. Может быть, это добрый знак: поэт изменил намерения, и готов продолжать бороться за жизнь вместе со своей молчаливой печальной родиной.

Анализ произведения

Анализ стихотворения «Россия» А. Блока нужно начинать с определения темы. Тема: любовь к родной стране, где ты родился. Даже зная, что твоя Родина несовершенна, ты ее любишь и хочешь, чтобы жизнь для всех людей стала лучше.

По композиции это стихотворение можно условно поделить на две неравные части:

  • в первой части мнится «птица-тройка» Гоголя. Летит гордая тройка, сама не зная куда и не разбирая дороги. Лирический герой понимает, что Русь — страна нищая и невежественная, но любит ее. Именно поэтому стих начинает со слова «опять»;
  • Кроме того, он не может не гордиться своей страной. Ведь, невзирая на все горести, она «все та же: лес да поле, да плат узорный до бровей». Все она вынесет и вытерпит, и станет еще краше и желаннее.
  • Первая часть заканчивается мыслью, что как любая мать в глазах любящего сына всегда красива и молода, так и Родину нужно любить такой, какова она есть, и стараться сделать ее лучше своими силами.
  • Вторая часть намного короче первой. Вновь звучит в ней мотив дальней дороги, но теперь уже где-то впереди маячит лучшее будущее, ведь хоть песня ямщика и звучит «тоской острожной», но из-под платка утешительно блестят ясные глаза красавицы.

Краткий анализ произведения поможет учащимся лучше понять замысел автора.

Ответы на вопрос

Отвечает Новаковський Вітя.

Стихотворение Андрея Белого «Из окна вагона» было написано им в 1908 году. Это произведение вошло в ряд стихотворений Белого о почти безграничных, «пустых», «страшных», голодных пространствах России, в которых обречен на горести измученный болезнями, голодом и пьянством народ. Стихотворение «Из окна вагона» вошло в сборник «Пепел», который является некой книгой скорби за дюбимую родину. Тема хаоса — сквозная тема сборника — особенно акцентирована в этом произведении. В «Из окна вагона» мы можем наблюдать полосу «народничества» в творчестве Белого. Я считаю, что идея этого стихотворения заключается в следующем: автор хотел показать, какова она, жизнь в России, чтобы человек, читающий произведение, проявил свою естественную реакцию — страх, ужас перед встречей с хаосом. Данное произведение несет в себе глубокий смысл, оно раскрывает нам порой грустные стороны жизни, заставляет о многом задуматься… Я советую каждому прочесть его, чтобы в действительности понять и проникнуться духом, который правил в то время Белым.

Анализ стихотворения Фета «Поэтам»

«Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.

А. Фет стремился передать тонкие переживания человека, сделать их доступными читателю.

Стихотворение «Поэтам» было написано 5 июня 1890 года и обращено к собратьям по перу.

Стихотворение отражает в целом мотивы и настроения поэзии Фета: быть убежищем от всех житейских скорбей. «Поэтам» можно отнести к ряду стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе. Стихотворение состоит из четырех строф, каждая из которых цепь образов, внутренней жизни человека, объединенных мотивом поэзии. Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией — каждое четверостишие — одно предложение, прославляющее поэзию. Тон всему повествованию задает первая строфа, в которой лирический герой показывает свое отношение к поэтам, а значит и поэзии:

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи и руки воздеты,

Здесь на коленях я снова невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Лирическое напряжение передают слова высокого стиля: очи, руки воздеты, провидит, песнопенье, чертоги, грезы; эпитеты: благовонные розы, прозрачно-воздушные радуги, мимолетные грезы.

Возможности поэзии огромны:

Только у вас мимолетные грезы

Старыми в душу глядятся друзьями,

Только у вас благовонные розы

Вечно восторга блистают слезами.

Она, поэзия, воспитала и лирического героя, в чертогах поэтов «окрылился» его дух:

В ваших чертогах мой дух окрылился,

Правду провидит он с высей творенья,

Этот листок, что иссох и свалился,

Золотом вечным горит в песнопенье.

В стихотворении выдержано «единство представления», которое Фет называл первым художественным законом. Здесь можно говорить о ритмической композиции. Ритм следует за смыслом, за развитием темы.

Стихотворение «Поэтам» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Если радует утро тебя…» и др. где особенно выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты

(« мертвенно-свинцовые», «молочно-синий »), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительнысравнения (« один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль …»),олицетворения (« угрюмо меркнет зимний день »),гиперболы (« нет конца лесам сосновым »),метафоры (« Родина — снежная пустыня »).

«Россия» А.Блок

«Россия» Александр Блок

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле — Одной слезой река шумней А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Анализ стихотворения Блока «Россия»

Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.

Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим. Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.

Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. Вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…». Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.

У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов. Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. И сам же признается в утопичности подобных идей. раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».

Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи

Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: