Образы и символы
Ключевым образом «Ленинграда» является сам город, будто живой. Для автора он сохранил старое название – Петербург. Где-то в переулках до сих пор звучат голоса умерших, а по старым адресам можно найти символы прошлого. Пустуют квартиры, где когда-то звучал смех, и велись беседы на тему литературы. Город мрачен и неприветлив, по вечерам тьму рассеивает только «рыбий жир» речных фонарей.
Петербург представлен как бы в двух образах. Один – тот самый, знакомый, город детства. Другой – место, где все живут в постоянном страхе. Герой в каморке под лестницей ждёт «гостей дорогих», то есть тех, кто придёт его арестовать под покровом ночи.
Анализ стихотворения Осипа Мандельштама
Печать
Это стихотворение открывает первый поэтический сборник Осипа Мандельштама «Камень». Оно – первое; по-видимому, не случайно именно им открывается цикл стихов. Поняв его, мы получим ключик ко многим другим стихотворениям поэта.
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
1908
Прочитайте стихотворение вслух и спросите учеников: что появилось раньше: лес или звук упавшего плода в этом лесу? Действительно, пространство стихотворения рождается, разворачивается вокруг «осторожного и глухого звука плода». Какая часть речи отсутствует в этом стихотворении? Глагол
Это создает вневременную атмосферу, передает тишину, которая существует еще до появления времени, мира, человека. Именно из этой первоначальной немоты (или среди немолчного напева тишины) рождается первый звук. А где именно возникает звук? «СРЕДИ» тишины, в самом ее центре, в сердце. Какими словами передается состояние тишины? Почему она поет? Тишина «немолчно поет», она живая, готовая к принятию первого звука. Какие ассоциации вызывают слова «плод» и «древо»? Это не что иное, как древо познания, добра и зла, мировое древо. Именно с плода этого древа началась сама история человечества.
Попробуем вслушаться в звучание существительных, использованных в этих четырех строках: звук, плод, древо, напев, тишина – какое ощущение они вызывают? Это что-то очень древнее, существовавшее давным-давно, в давние времена. Если бы вам предложили продолжить этот ряд, какое слово вы бы услышали? Жизнь, песня, музыка, стихи, поэзия…
В стихотворении тишина названа глубокой. Что общего между глубокой тишиной и глубоким озером? Если изобразить тишину как озеро, как бы вы изобразили звук в этой тишине? Звук подобен капле, началу жизни, началу безграничного мира. По воде идут круги, звук становится первым знаком этого мира. С него начнется песня жизни, рождается поэзия.
Послушайте стихотворение еще раз. Запишите согласные звуки, которые вы услышите: (з) (в) (к) (с) (т) (р) (ж) (н) (й) (г) (л) (х) (п) (л) (д) (ш) (м) (ч) (б) и т.д. Здесь 35 звонких согласных и 15 глухих. Кроме того, удивительно фонетическое богатство, заключенное в этих четырех строчках. Уже в первой строке использованы 14 согласных, причем только два из них (й) повторяются. Ритм стихотворения напоминает ритм медленного глубокого дыхания, начало первой строки передает ощущение выдоха, связанного с началом, рождением человеческого голоса.
С точки зрения синтаксиса стихотворение представляет собой простое назывное предложение, осложненное однородными членами и причастным оборотом, незаконченное. Так передается ощущение незавершенности, возникает ожидание того, что последует за рождением первого звука. Вселенная, рождающаяся в этих четырех строках, возникает из звука.
В дальнейшем многие стихи Мандельштама уточняют, передают нюансы этой первоначально данной картины. Вспомним стихотворение «Silentium» (1910), отсылающее, в свою очередь, к знаменитому одноименному стихотворению Тютчева: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» «Мандельштам отвечает: отказом от слов, возвращением к дословесной («первоначальная немота») всеобъединяющей музыке; в этой «первоосновее жизни» сольются сердца, и не нужно будет любви-Афродите связывать их пониманием» (М. Л. Гаспаров). Еще через 10 лет образы звука, древа, плода возникнут в стихотворении «Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» (1920), посвященном первоначальной, неуловимой и ускользающей любви.
М. А. Павлова
История создания
Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.
В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».
Вариант 2
Стих «Ленинград» Мандельштамом был написан в 1930 году, после того, как он вернулся с Кавказа в Санкт-Петербург. Свое произведение автор написал в предвкушении возвращения домой, ведь туда он был послан не по своему желанию.
Мандельштам затрагивал тему возвращения на родину. Его лирический герой с огромным воодушевлением говорил о том, что возвращается в родной Ленинград. Однако, какие-то мысли не давали покоя, тревожили героя.
Сама идея стихотворения заключается в том, чтобы показать то время, которое пришло с тем, как пришла новая власть. Именной этой власти не по душе пришлись многие люди творчества того времени. Мандельштам описывает то, как все-таки дорог герою его родной город, ведь с ним немого чего было связано, остались связи, однако, и это не придало герою уверенности в себе.
Весь сюжет стихотворения «Ленинград» развивается постепенно и плавно. Изначально лирический герой с огромным восторгом говорит о том, что наконец-то возвращается в родные места. Он говорит, что это его даже доводит до слез. Несмотря даже на то, что первые описания города очень даже мрачные, лирический герой все-таки восхищен величественным Ленинградом. Однако, совсем неожиданно для читателя герой говорит о том, что совсем не хочет погибать. Ведь у него есть друзья, хорошие знакома, однако, возможно кто-то уже умер.
Мандельштам для того, чтобы сделать текст более ярким и выразительным, использовал разные интересные художественные приемы. К примеру, было много эпитетов: черная лестница, декабрьский день. Так же, автор использовал различные метафоры, которые олицетворяли все, что происходило вокруг. Поэт использовал и олицетворения: дверной звонок ударяет в висок. Все эти приемы помогли Мандельштаму описать то, что он хотел, еще с большей яркостью. Все стихотворение было написано в интересной форме, а именно: четырехстопным анапестом. Строки между собой соединялись прекрасной и восхитительной рифмой.
Самое стихотворение Мандельштама «Ленинград» довольно-таки пессимистичное, унылое, пер без какой-либо надежды на положительное разрешение судьбы лирического героя. Нужно учесть так же тот факт, что Мандельштам в последствии подвергался репрессии, его отправили в ссылку, где он и трагически скончался. Вся его жизнь была трудной, тернистой, полно неожиданностей и трудностей, однако, он справлялся со всем и дарил миру свои восхитительные произведения.
Анализ стихотворения Ленинград по плану
Изобразительно-выразительные средства
Автором активно используются приёмы звукописи: аллитерация звуков «р», «з», «д», благодаря чему отдельные строки напоминают удар хлыста или выстрел.
Автор воссоздает атмосферу мрачного, чужого пространства через различные тропы:
- эпитеты («чёрная лестница» — не просто прилагательное, а художественный приём: лестница неосновная, но при этом и приносящая горе, «дорогие гости» — эпитет с перифразой, «зловещий деготь»).
- метафоры («рыбий жир фонарей», «вырванный с мясом звонок», «кандалы цепочек»).
- оксюморон («голоса мертвецов»).
Изменившийся Петербург напоминает Мандельштаму дёготь и рыбий жир: нечто терпкое, неприятное, даже резкое. В финальных строфах появляются и звуки: голоса мертвецов, удары вырванного звонка, шевеление дверных цепочек.
Образ города
В ходе анализа «Ленинграда» Мандельштама необходимо прежде всего обратиться к заглавию текста. Название символично и во многом выражает его основную идею. В первой строфе стихотворения местность не называется по имени, именуясь «городом, знакомым до слёз». Но внимательный читатель понимает, что городом детства для Осипа Мандельштама является именно Петербург.
Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама. Это город, омываемый Невой, украшенный гранитными мостовыми, вдохновляющий творцов и сам являющийся произведением искусства. С Петербургом связаны творческие фантазии автора, воспоминания о светлых днях детства и ученичества. В стихотворении «Адмиралтейство» 1911 года Мандельштам провозглашает Петербург центром всемирных вечных морей, пространством красоты и творческой энергии.
Только к любимому городу готов обращаться лирический герой Мандельштама, поэтому в дальнейшем в стихах город упоминается именно как Петербург, хотя в действительности это уже Ленинград. Это же название вынесено в заглавие стихотворения.
В Ленинграде лирическому герою попросту нет места. Символическое и сюжетное пространство наполняют чужие и страшные вещи.
- предательски жёлтый свет ленинградских фонарей;
- адреса мёртвых друзей;
- постоянная слежка;
- страх и одиночество.
Ленинград предрекает герою гибель и страдание. В городе не осталось ничего, что было дорого сердцу лирического героя, ничего, за что мог бы зацепиться взгляд. Ещё хранятся почему-то адреса и телефоны знакомых, но всё бессмысленно, ведь некогда знакомые люди уже ушли в небытие. Герой не узнаёт в страшном и полном несчастий месте «свой» город, в который мечтал вернуться.
История создания
Творчество Мандельштама условно можно разделить на три периода.
- Лирический герой раннего этапа поэзии – человек, находящийся в поиске смысла бытия, несколько наивный, имеющий надежду, человек, который ценит свою жизнь, благодарен за нее.
- Второй этап (1917-1928) неразрывно связан с революцией. Поэт не мог оставаться в стороне от политических событий того времени, в нем просыпается интерес к истории своей страны, которую он старается отразить в своих стихотворениях. Отношение к революции у Мандельштама неоднозначно. С одной стороны, он испытывает радость, предчувствуя перемены в жизни страны, с другой, поэт понимает, какими жертвами они могут быть достигнуты.
- В тридцатые годы после ареста и ссылки Мандельштама стихотворения поэта пронизаны трагичным настроением. Третий этап его творческого пути открывается циклом стихов об Армении. Трагизм судьбы народа и страны остается центральным в его произведениях. Стихотворения проникнуты чувством к разным народам, поэт говорит о том, что общечеловеческие ценности всегда должны оставаться выше всего остального. К этому периоду относится стихотворение «Ленинград» (1930).
Мандельштам пишет это произведение после возвращения в Петербург из долгого отъезда. Ему пришлось покинуть Петербург на время из-за учебы за границей, а затем из-за Гражданской войны. Поэт возвращается в город, который считает родным, и видит множество изменений, которые не может принять. Также к этому периоду относятся стихотворения “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и другие стихотворения, в которых поэт открыто говорит о трагедии страны и народа. За свое нежелание молчать поэт отправлен в ссылку, во время которой он умирает. Его тело было сброшено в братскую могилу (немногие смогли вынести режим сталинских тюрем) и до сих пор не найдено.
«Notre Dame»
Стихотворение «Notre Dame», как и предыдущее, основано на тех впечатлениях, которые оставила о себе учеба во Франции. Мандельштам много путешествовал в этот период и был потрясен видом Собора Парижской Богоматери. Именно этому архитектурному памятнику посвящено стихотворение. Невероятно метафорично и чувственно описывает здание Мандельштам. Анализ стихотворения «Notre Dame» раскрывает красоту собора, сравниваемого с живым существом: «играет мышцами крестовый легкий свод». Поэт испуган и восхищен зрелищем, он проникается красотой и величием строения и постепенно признает его красивейшим в мире.
Первой же строкой Мандельштам обращается к истории создания Собора: «Где римский судия судил чужой народ». Возникающая римская тема необходима для того, чтобы показать связь архитектуры и культурно-исторического развития народов.
Восхищается и удивляется способностями древних зодчих Мандельштам. Анализ стихотворения «Notre Dame» можно свести к описанию контрастов, на которых построено все произведение: «легкий свод» — «масса грузная стены», «египетская мощь» — «христианская робость», «дуб» — «тростинка». В сочетании противоречивых чувств, несхожих материалов и разных подходов к изображению скрыта красота как самого собора, так и стихотворения поэта.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Ленинград» создают атмосферу безысходности и тоски:
В стихотворении «Ленинград» явно прослеживается антитеза. Старое противопоставляется новому, а прошлое будущему.
Кроме того, поэт использует множество эпитетов, подчеркивающих «чужеродность» нового города на Неве, Ленинграда
Он стал «зловещим», «черным».
Нельзя не обратить внимание на использование Мандельштамом метафор: свет речных фонарей сравнивается с горьким рыбьим жиром («рыбий жир ленинградских речных фонарей»), «кандалы цепочек дверных», «вырванный с мясом звонок», ночная темнота – это для лирического героя зловещий дёготь.
Все эти средства выразительности передают мрачное настроение лирического героя, его переживания за свою будущую судьбу и судьбу страны.
Поэзия Мандельштама действительно уникальна. Прежде всего, несмотря на все обстоятельства, на угрозу жизни, поэт никогда не боится сказать правду. Он всегда очень искренен, прямолинеен и смел в своих стихотворениях. В произведениях он остается самим собой: человеком, любящим свою страну, любящим свой народ, переживающим за их судьбу даже больше, чем за свою собственную жизнь. Поэт всегда старается искать хорошие и светлые стороны жизни. В нем никогда не погибают надежда и вера в лучшее будущее. Читатель, знакомясь с творчеством Мандельштама, как будто знакомится с самим автором. Мандельштаму удается очень точно отразить в творчестве трагедию эпохи, трагедию поколения, трагедию отдельной личности, столкнувшейся с противоречивой политической ситуацией, в условиях которой каждый должен сделать свой выбор и нести за него ответственность.
Смысл
Каждый может увидеть в стихотворении разные смыслы. Для кого-то это крик души измученного человека, для кого-то – описание двух диаметрально противоположных миров, означающее временной перелом. Правильно и то, и другое. Поэт показывает, что революция, призывающая свободу, обернулась тиранией, равной которой Россия не знала. Если раньше он поддерживал перемены, с восторгом встречал их, то теперь он видит, как ошибался. Естественная жизнь его города, как и всей страны, не должна была нарушаться переворотом. Изменения должны были быть постепенными, как в природе, а то, что получилось в результате искусственного вмешательства, свободой, братством и равенством назвать нельзя. Такова основная идея стихотворения.
Представляется вероятным, что для автора стихотворение стало возможностью признаться в любви городу детства и выразить свои чувства. Главная мысль — это своеобразный призыв к потомкам: сохранить наследие прошлого.
Тематика и проблематика
Мандельштам рассказывает читателям о том, как быстро может измениться мир – настолько, что даже «знакомый до слёз» город станет неприветливым. И это происходит не только потому, что на смену старому строю приходит новый. Меняются люди, впечатления, характер бесед… Былые времена можно воскресить теперь только в воспоминаниях. Поэтому основная тема стихотворения – ностальгия по свободному и улыбчивому прошлому, которое сменилось временами грозными и опасными. Также чувствуются патриотические мотивы, ведь автор все равно любит свой Петербург и не хочет его покидать, несмотря на угрозу попасть под волну задержаний.
Автор пытается уйти от настоящего, цепляясь за прошлое. Ему тесно в новом мире. Дверные цепочки напоминают кандалы, дверной звонок – набат, в который бьют тревогу. Мандельштам предчувствует будущее: скоро ему предстоит оказаться в НКВД – правда, в Москве. Поэтому главная проблема, поставленная в произведении, — это неприятие репрессивной политики нового государства и постоянное ощущение опасности. Политические проблемы дополняются нравственными и социальными вопросами: люди меняются вместе с обстановкой, доносят друг на друга, прячутся и могут сделать все, что угодно, лишь бы миновать участи арестованных и загубленных смельчаков, осмелившихся восстать против тирании.
Образы и символы
Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.
С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.
Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.