Слайд 2Краткая биография Н. КлюеваРодился 10 октября 1884, в деревне Коштуги, Олонецкой
губернии в семье урядника и сказительницы-плачеи.Учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска.Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.С 1923 года Клюев жил в Ленинграде В начале 1930-х переехал в МосквуВ 1934 года Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений», сослан в Томск.Был расстрелян в Томске 23—25 октября 1937 года.
Слайд 4Особенности ранней лирикиШироко необъятное поле,А за ним чуть синеющий лес!Я опять
на просторе, на волеИ любуюсь красою небес.В этом царстве зеленом природыНе увидишь рыданий и слез;Только в редкие дни непогодыВетер стонет меж сучьев берез.Не найдешь здесь душой пресыщеннойПьяных оргий, продажной любви,Не увидишь толпы развращеннойС затаенным проклятьем в груди.Здесь иной мир — покоя, отрады.Нет суетных волнений души;Жизнь тиха здесь, как пламя лампады,Не колеблемой ветром в тиши.1904
1. Обращение к природе2. Использование приемов символистов: — двоемирие,- антитеза город – лес, поля- тема жизни- напевность, музыкальность стиха- использование символов – «пламя лампады»3.Образ женщины = образ России
Слайд 10Особенности лирики периода после октябрьской революцииСказочные и фольклорные мотивы«Я пришел к
тебе, сыр-дремучий бор,
Чтоб у ног твоих, витязь-схимиище,
Подышать лесной древней силищей.»«Ты прости, отец, сына нищего,Песню-золото расточившего!Не кудрявичем под гуслярный звонВ зелен терем твой постучался он».
В произведениях Клюева герой выступает в двух ипостасях: в качестве реального лица и в маске сказочного героя.Автор отдает предпочтение «былинным» именам: Еруслан, Лель, Садко Сказочным героям даны условные социальные и профессиональные характеристики: витязь, королевич, гусляр, баян. Как и в сказке, герой молод и прекрасен. Не детализируя портрет, фольклор тем не менее выделяет кудри героя («парень в кудрях») и снаряжение («ослепительная броня», «серебряные латы»)Сначала сказочный герой может выглядеть неказисто, но в финале он прекрасен.Образы девушек в поэзии соотносятся с образами сказочных красавиц, похищенных злыми существами.В лирике, как и в сказке, герою противостоит «ворог» Типичный для сказки счастливый конец описан так: «Супротивники пересилены, ..»
Анализ стихотворения Клюева «Лес»
Стихотворение «Лес» было написано в 1912 году, когда Клюев не просто печатался, но и был уже объявлен провозвестником народной культуры. Небольшое стихотворение «Лес» изобилует средствами художественной выразительности, свидетельствующими о большом таланте русского поэта-самородка, это:
- эпитеты – «сладостный орган», «небесная десница (правая рука)», «несбыточные сны», «тысячеустный (имеющий тысячи уст – губ) прибой», «тоскующий и грустный поклон», «скорбящие крыла», «неуязвимая броня», «хищность людская», «смутный звон» – настоящие украшения текста;
- инверсия – «десницею небесной», «могилы тесной» «прибой тысячеустный», «вздохи их», «броней неуязвимой», «от хищности людской» – используется для облегчения рифмовки;
- олицетворения – «прибой рождает», «скорбящие крыла», «тысячеустный прибой», «неуязвимая (в контексте стихотворения – прочная) броня» – способствуют созданию ярких образов природы;
- сравнения – «вызван, как орган»;
- метафоры – «вызван из земли», «дарить покой», «сны навевать дыханьем», «своды души», «рождает звон», «зыби хвой», «гул крыл» – позволяют сократить объем теста, выделяя ключевое слово;
- оксюморон – «жильцы могилы»;
- синтаксический параллелизм – «Как будто моряку…, Как будто в зыбях хвой…»;
- катахреза (сочетание несовместимых слов) – «доносится поклон» – но надо понимать, что слово «поклон» в контексте речи – означает не наклон корпуса, а весточку, приветствие с родины;
- оригинальные контекстные антонимы – «живым – жильцам могилы»;
- авторские неологизмы – «хищность», «утишать»;
- ряд однородных членов предложения – «утишать, дарить, навевать» – позволяет многостороннее охарактеризовать назначение (по мнению автора) леса.
Лексику высокого стиля «зыби (волны)» – Н. А. Клюев гармонично сочетает с лексикой просторечной – «родимый». Лес в представлении поэта – это созданный природой храм, недаром Клюев упоминает орган – инструмент, предназначенный создавать особую атмосферу и настрой прихожан, своды души (ассоциированные со сводами храма) и смутный звон. Произведение является гимном лесу не только как главному природному богатству России. Оно олицетворяет русский лес в целом, наделяя его чертами духовного существа, способного очистить любого человека, успокоить бури, в том числе душевные. Он уподобляет лес столь любимой поэтами морской стихии – «зеленых волн прибой».
Своеобразная клюевская религиозность в рамках стихотворения «Лес» совершенно свободна от присущего ей налета чувственности и рискованных натуралистических отсылок: лексика «серафимы (ангелы высшего ангельского чина)», «небесная десница», «Саваоф (один из титулов Бога)» предельно ясна и конкретна.
Николай КлюевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Слайд 8Особенности лирики периода после октябрьской революции«Таинственный деревенский Клюев» А. Ахматова«…Много на
Руси уездных татарийОт тоски, что нельзя опохмелиться солнцем.Что луну не запечь, как палтосу, в тесто,И Тихий океан не влить в самовар.- Не величайте революцию невестой,Она только сваха, принесшая дар -В кумачном платочке яичко и свечка,(Газеты пищат, что грядет Пролеткульт.)Изба — Карфаген, арсеналы же — печка,По зорким печуркам не счесть катапульт…»
Поэзия от земли и народа. Неизменное присутствие во всех стихах земной тяжести, житейской заботы. Все пронизано крестьянским бытом; вещественная определенность. Связь крестьянской работы с творчеством.Изба – символ патриархальной крестьянской России, которая противостоит индустриальному ЗападуСтихи о любви и счастье редки, они еще более оттеняют ощущение горя и безысходности.
Слайд 5Особенности лирики периода между двумя революциями«Беседная изба— подобие вселенной: в ней
шолом — небеса, палати — Млечный Путь…»
Высокая степень поэтизации крестьянского быта.Природа уподоблена «живому богу», лес — «многопредельный хвойным храм», где каждый из его обитателей выполняет функцию того или иного элемента храма.Природа дополнена сценами крестьянского быта и составляет художественный мир поэта.Образ крестьянской избы – центральный. Изба – вселенная, вмещает в себя все временные и культурные пласты.Подъем духа, вызванный первой русской революцией, характеризуют только отдельные стихи. В целом поэт передает мучительное душевное состояние человека эпохи безвременья, ищущего правильный путь
Анализ стихотворения Клюева «Рождество избы»
Клюев родился в глухой деревне, расположенной на русском Севере, в крестьянской семье. Среди его предков были старообрядцы. Все это оказало огромное влияние на творчество Николая Алексеевича
Лирику его нельзя рассматривать, не принимая во внимание фольклорное орнаментальное искусство. Клюев внимательно изучал народные вышивки и кружева, коньки на крышах изб и причудливую резьбу, украшающую оконные наличники. Северное зодчество – неизменный источник вдохновения поэта
Стихотворения Николая Алексеевича обращены не только к слуху, но и к зрению читателей. В лучших произведениях Клюева большое значение придается предметности рисуемого мира, сочетанию бытового разговора и сказочности повествования. В них наблюдается нечто общее с картинами великих русских художников – Коровина, Поленова, Васнецова
Северное зодчество – неизменный источник вдохновения поэта. Стихотворения Николая Алексеевича обращены не только к слуху, но и к зрению читателей. В лучших произведениях Клюева большое значение придается предметности рисуемого мира, сочетанию бытового разговора и сказочности повествования. В них наблюдается нечто общее с картинами великих русских художников – Коровина, Поленова, Васнецова.
Центральный образ поэзии Николая Алексеевича – русская изба крестьянина, а также связанный с ней мир, причем не только вещественный, но и духовный. Деревенский дом для него – не просто жилище бедняка. Он представляет собой символ патриархальной Руси. Кроме того, Клюев наделяет его мистической сущностью, делает основой мироздания. Иногда в рассказах о северной избе появляется восточная тема. Это связано с восприятием Николаем Алексеевичем Руси как избяной Индии. Есть версия, что сам поэт в юности посещал Индию по поручению секты хлыстов. Скорей всего, ничего подобного не было. Рассказ о поездке в дальнюю страну – просто придуманный Клюевым факт. Тем более, ему было свойственно мифологизировать собственную биографию.
Своеобразной поэтической декларацией Клюева принято считать стихотворение «Рождество избы», написанное незадолго до Великой Октябрьской революции – в 1915 или 1916 году. Оно посвящено крестьянскому дому и его строителю – «крепкогрудому плотнику», «тайновидцу», «красному древоделу». Для создания деревенского колорита используется особенная лексика. Современному человеку сложно понять значение некоторых слов (шоломок, кудель, кокора), не прибегая к специальной литературе. Процесс возведения избы уподобляется художественному акту, зодчий – творцу. Для строителя, изображенного в произведении Клюева, «щепа как письмена», при этом сам он оказывается на «слова медлителен и скуп». В финале ему предсказывается заслуженная мировая слава. По мнению поэта, сказ о талантливом зодчем молва разнесет «по лесам, на запад и восток».
Николай КлюевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Слайд 12Выводы1. В поэзии Н.Клюева отразились исторические события России и его отношение
к ним.2.Убеждение, что крестьянство спасет Россию, приводит к его размежеванию с символизмом. 3.Поиск новых выразительных средств подталкивает автора к синтезу фольклорного и литературного искусства.4. В своих произведениях Клюев прославляет крестьянство, крестьянскую Россию, природу и выступает за справедливость.5. Клюев – крестьянский поэт. Писал о народе и для народа.6. Клюеву более свойственно «учить умирать» во имя будущего, но он не лишает читателя надежды увидеть лучшие дни своими глазами.«Радость незримо придет,И над вечерними намиТонкой рукою зажжетЗорь незакатное пламя.»