Полный анализ
Стихотворение относят к жанру пейзажно-философской лирики, однако в нем присутствуют элементы символизма и футуризма. Автором описано творческое вдохновение, возникшее на фоне капризной февральской погоды. Оно отличается от упоения, с которым восхищаются приходом весны другие поэты. Вместо радости от происходящих перемен Борис Леонидович испытывает желание «достать чернил…», а после — стать частью бушующей стихии. Его плач не вызван случайно, а слезы так же обильны, как весенний ливень. Они рождают удивительные строки, которыми делится поэт.
Выполняя анализ произведения, следует выделить его идею — пробуждение души человека вслед за природой во время наступления весны. Композиция состоит из четырех катренов и трех частей. Первоначально автор описывает перемены в природе. В основной части раскрывает общую мысль, говорит, что февраль еще не весна, но в воздухе уже витают ее признаки. Лейтмотивом являются слезы — это выражение чувств автора, поток дождя, чернил и стихов.
Внутренний план стихотворения раскрывает момент пробуждения природы, которая так влияет на автора, что он не сдерживает «стихов навзрыд». Ритмичная организация слога при этом напоминает колокольный звон (благовест), в котором чередуются быстрые и медленные ритмы.
В первой строфе темп медленный, с краткими фразами и перерывами. Во второй и третьей строфах все ускоряется, глаголы из безличных становятся личными, присутствует анафора («чрез благовест», «чрез крик колес»). В четвертом катрене темп снова замедляется.
Ночь
Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
1957 год
*****
Определение поэзии
Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках, Это — с пультов и с флейт — Figaro Низвергается градом на грядку.
Всё, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде — духота. Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная — место глухое
Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная — место глухое
Площе досок в воде — духота. Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная — место глухое.
«Июль» Б.Пастернак
По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.
Анализ стихотворения Пастернака «Июль»
Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.
В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц .
Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.
Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
Анализ стихотворения Пастернака «Ветер»
Стих размещен на последних страницах среди других 25 поэтических текстов. Роман был закончен в 1955 году, но буквально через пару лет его запретили власти, а Бориса Леонидовича начали травить.
Произведение Б. Эта вечная философская категория рассматривается сквозь призму жизненной мудрости. Автор показывает, что рано или поздно всему наступает конец, который ощущается со страшной силой, главное в такие моменты — не предаться ярости, заглушив ее легкой тоской. Этой короткой фразой он намекает на душевную гибель. Свое внутреннее состояние он выражает посредством пейзажной зарисовки, в которой появляется образ-символ ветра. Его можно толковать как душевное смятение и бурю.
Он раскачивает не отдельные деревья, а целый лес и даже дачу, но при этом ничего не крушит. Этой гиперболой автор намекает на силу внутреннего напряжения лирического героя. Интересно, что автор упоминает о сосне, которая в русской культуре символизирует жизненную силу.
Это способ найти слова для тихой колыбельной песни. Колыбельная песня в стихе символизирует последние минуты жизни, медленное угасание души. Начинается текст антитезой, основанной на контекстуальных антонимах.
Далее Б. Композиция стихотворения предельно проста. Поэт не играет с формой, как это было в стихах раннего футуристического периода его творчества.
Произведение состоит из двенадцати строк с перекрестной и параллельной рифмой преобладает первая. Пастернак не везде беспокоится о точности рифмы. Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Не смотря на то, что в центре стиха — плач ветра, автор придерживается спокойных тонов.
Интонационный рисунок ровный, без восклицаний, что усиливает ощущение тоски и чувство приближения смерти. Ритм и интонация дополняют философскую тему, способствуют донесению до читателя идейного звучания. Стихотворение Б. Рассматривать его также можно в двух планах: как творение, идущее от сердца Б.
анализ стихотворения ветер пастернак (кому быть живым..)
BerryGale / Jul 27, 2014 2:09:58 AM
Алгоритм анализа.1)Определить тему.2)Найти главные строки в стихотворении.3)как построено стихотворение,какой организующий принцип в тексте.
4)Какие изобразительные средства использует автор для выражения идеи(метафора,сравнение,эпитет и т.д.)
5)Каким представляется лирический герой стихотворения?6)Соотнесите 1-ю и последнюю строку стихотворения.7)Вопросы на воображение. при какких условиях могло быть написано стихотворение?
почему поэт его так назвал?
как ты назвал это стихотворение?
какие ассоциации возникают в твоём воображении?
Kuliginruslan / Jan 28, 2014 6:42:54 PM
1)историко-биографический материал,2)место стихотворения в творчестве поэта,3)ведущая тема,4)лирический сюжет,5)проблемы,6)композиция,7)лирический герой,8)преобладающее настроение и его изменение,9)жанр,10)строфа,11)основные образы,12)лексика,13)изобразительные средства иносказания,14)поэтический синтаксис,15)звукопись,16)размер стиха,17)ритм и рифма способа рифмовки.*в анализе могут присутствовать не все пункты, но не менее 60% должно быть. =(
Tuha / Jan 13, 2015 8:13:05 PM
лыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вьюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице?
Вы находитесь на странице вопроса «анализ стихотворения ветер пастернак (кому быть живым..) «, категории «литература «. Данный вопрос относится к разделу «10-11 «. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература «. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Nadjuska52 / Feb 24, 2017 7:21:10 AM
«Гамлет»
Однако, цикл стихов в романе «Доктор Живаго», открывает «Гамлет», написанный Борисом Леонидовичем в 1946 году. В нем автор находит своего духовного брата, и через него показывает свои опасения за новый век. В лирике неспроста появляется Иисус Христос. Юрий, как и сын Божий, предчувствует беды человечества, а также свою гибель. Он приходит на поле брани помогать, а не воевать, хочет помочь людям, а не партиям. И за искренний посыл он был сломлен и раздавлен.
Пастернак предвидел и свою смерть, ведь он изобразил трагическую судьбу русской интеллигенции, которая не приняла революцию, и знал, что правительство не простит ему этого. Так и произошло: писателя затравили в прессе, а гениальный роман оценили лишь за рубежом. Нобелевскую премию за него он так и не получил.
Борис Пастернак — Ветер (Я кончился, а ты жива): Стих
Тема — бабье лето на даче как удивительная пора, когда повседневная суета радует так же, как и красота окружающего мира. Композиция — произведение развивается линейно, для него использована простая одночастная композиция. Жанр — лирическое стихотворение с пейзажными элементами. Стихотворный размер — анапест с пиррихием и перекрестной рифмовкой. В определенном смысле это произведение созвучно одноименному стихотворению Дмитрия Кедрина, который также пишет о бабьем лете. Однако в его стихотворении звучит другая мысль — хорошо бы зима никогда не приходила. Тема Пастернак описывает бабье лето на даче, рисуя картины этого удивительного времени года, прекрасного и быстротечного. С одной стороны, люди погружаются в повседневные хлопоты, стремясь заготовить солений на зиму, с другой же невозможно не заметить красоту природы, которая уже готовится отцвести и от этого выглядит еще более удивительно.
Анализ стихотворения Пастернака «Ветер»
В 1955 году Пастернак завершил работу над ключевым своим прозаическим произведением — романом «Доктор Живаго». Книга получила высокую оценку за рубежом, после ее издания Бориса Леонидовича наградили Нобелевской премией по литературе. Советские власти приняли масштабный труд писателя без восторгов. Более того — началась травля Пастернака, продолжавшаяся до самой его смерти в 1960 году.
Роман заканчивается сборником, включающим в себя двадцать пять стихотворений. Согласно сюжету, они принадлежат перу главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Под восьмым номером в тетради расположился «Ветер». Текст представляет собой не просто короткую пейзажную зарисовку, локальную картину. Борис Леонидович рисует перед читателями огромный весенний мир. Это свойственно и ранней лирике Пастернака — он предпочитал описывать кусок живой природы, отражая в нем все мироздание. Что же изменилось с годами? В позднем творчестве поэт цельность бытия начал выражать и подчеркивать в большей степени. Кроме того, в стихотворениях последних лет Борис Леонидович обрел высшую гармонию, приведя в равновесие чувства и мысли.
В романе «Доктор Живаго» важную роль играют два образа: сада и леса. Первый считается кольцевым. Книга начинается описанием кладбищенского огорода. Тетрадь стихотворений Юрия Андреевича завершается « «. Круг замыкается. Что касается образа леса, то он упоминается чаще как в прозаической части, так и в стихотворной. Появляется он и в анализируемом тексте. Пастернак упоминает лес, состоящий из сосен. Издавна это дерево считалось олицетворением возрождения природы, жизненной силы, бессмертия. Через образ сосны можно подойти к философской составляющей произведения. Основная тема стихотворения «Ветер» — тема смерти, воспринимаемая через призму просветленной мудрости. Физическая гибель — не есть завершение пути. Смерть преодолевается в духе чуда, что соотносится с христианской тематикой многих текстов, вошедших в тетрадь Живаго. Здесь появляется мотив поэта и поэзии. Гений может воздействовать на человечество мгновенно, словно быстрее времени, как Петр Великий, Ленин. В основу «Ветра» положен другой тип чуда — спокойное присутствие стихотворца в будущем, как в случае с Пушкиным. Позднее творчество Пастернака — приятие и преодоление смерти, проходящее под знаком утешения и мудрости.
Произведение «Ветер» входит в один из самых знаменитых романов великого русского писателя Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго».
Само по себе это произведение представляет собой небольшую стихотворную зарисовку, которая расположилась в данном романе на восьмом месте. Стихотворение «Ветер» — это локальная картина, в которой описывается природная стихия. Причем стоит отметить, что описывается она довольно таки четко и ясно. Для этого автор использует различные литературные приемы, такие как метафоры, эпитеты, красочные прилагательные.
Нужно сказать, что в целом в данном романе природа описана очень ярком, и произведение «Ветер» не стало исключением.
Более того, нужно отметить, что ветер является непременным составляющим пейзажа данного произведения. Поэт считает, что ветер является некой стихией, которая способна все изменить, причем не совсем понятно в какую сторону. Тем не менее, он ярко описывает весеннюю природу, и данную стихию.
Вообще нужно сказать, что несмотря на такое подробное описание, это произведение было не понято ни в романе, ни в отдельном прочтение, за что после выхода произведения в свет на поэта посыпались обвинения и оскорбления.
Тем не менее, нужно сказать, что для того, чтобы понять данное стихотворение необходимо прочитать его именно как часть романа.
Рифма для данного стихотворения использована перекрестная, она делает стихотворение мелодичным, непрерывным и одновременно показывает основную мысль, которую автор хотел донести до читателей. Так же именно рифма помогла поэту сделать произведение ярким и запоминающимся.
Композиция
«Февраль» состоит из 4 катренов. Композиция стихотворения кольцевая, четырёхчастная, причем каждая новая строфа «зацеплена» с предыдущей словом, смыслом.
Первая строфа сообщает о факте наступления последнего месяца зимы, а также о чувствах, пробужденных в душе автора, о его порывах. Причем поэт будто боится не успеть уловить «романтику» этого периода, употребляя слово «пока» в 3-й строке: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Вторая строфа – это погружение в мечты, предвкушение процесса создания произведения, а точнее предвкушение более «поэтической» атмосферы
«Перенестись туда, где ливень еще шумней чернил и слез.».
Третья строфа продолжает вторую, но в ней автор зацикливает внимание на детали, бросающейся в глаза своей особой «тоскливостью». Отлетающих грачей поэт сравнивает с «обугленными грушами», что придаёт особую пикантность стихотворению, глубину и объем
Четвёртая строфа сообщает о том, что «сухая грусть», о которой поэт писал выше, помогает в создании стихотворения, причем, «чем случайней», тем лучше, то есть чем неожиданней придёт к творцу это сжимающее чувство тоски, «тем вернее слагаются стихи навзрыд».
Композиционное кольцо обозначено: «писать о феврале навзрыд» и «слагаются стихи навзрыд». Можно предположить, что замена «писать» на «слагается» указывает на значимость атмосферы, на значимость вдохновения для поэта.
Разлука
С порога смотрит человек, Не узнавая дома. Ее отъезд был как побег. Везде следы разгрома.
Повсюду в комнатах хаос. Он меры разоренья Не замечает из-за слез И приступа мигрени.
В ушах с утра какой-то шум. Он в памяти иль грезит? И почему ему на ум Все мысль о море лезет?
Когда сквозь иней на окне Не видно света божья, Безвыходность тоски вдвойне С пустыней моря схожа.
Она была так дорога Ему чертой любою, Как моря близки берега Всей линией прибоя.
Как затопляет камыши Волненье после шторма, Ушли на дно его души Ее черты и формы.
В года мытарств, во времена Немыслимого быта Она волной судьбы со дна Была к нему прибита.
Среди препятствий без числа, Опасности минуя, Волна несла ее, несла И пригнала вплотную.
И вот теперь ее отъезд, Насильственный, быть может! Разлука их обоих съест, Тоска с костями сгложет.
И человек глядит кругом: Она в момент ухода Все выворотила вверх дном Из ящиков комода.
Он бродит и до темноты Укладывает в ящик Раскиданные лоскуты И выкройки образчик.
И, наколовшись об шитье С не вынутой иголкой, Внезапно видит всю ее И плачет втихомолку.
О создании стихотворения
Работа над «Февралем» началась в 1912 году и продолжалась долго, поскольку автор регулярно обращался к строкам, переписывал их и совершенствовал. Первая публикация стихотворения состоялась в 1913 г., оно вошло в сборник «Лирика». Тема произведения касалась изображения душевных порывов человека, вдохновленного природой и приближением весны. Текст состоял из вступления, основной части и вывода-заключения.
Корректировка произведения выполнена в 1928 и 1945 годах. Набравшись жизненного опыта, поэт стремился выразить свое отношение к сиюминутности жизни и скоротечности пребывания на земле. Измененный первоначально текст ненадолго его устроил, но сомнения остались. Он долго не мог договориться сам с собой, поэтому в 1940-х годах вернулся к первоначальной версии. По его мнению, только первая редакция идеально отображала реальность и ее восприятие.
***
Я тоже любил, и дыханье Бессонницы раннею ранью Из парка спускалось в овраг, и впотьмах Выпархивало за архипелаг Полян, утопавших в лохматом тумане, В полыни и мяте и перепелах. И тут тяжелел обожанья размах, Хмелел, как крыло, обожженное дробью, И бухался в воздух, и падал в ознобе, И располагался росой на полях.
А там и рассвет занимался. До двух Несметного неба мигали богатства, Но вот петухи начинали пугаться Потемок и силились скрыть перепуг, Но в глотках рвались холостые фугасы, И страх фистулой голосил от потуг, И гасли стожары, и как по заказу С лицом пучеглазого свечегаса Показывался на опушке пастух.
Я тоже любил, и она пока еще Жива, может статься. Время пройдет, И что-то большое, как осень, однажды (Не завтра, быть может, так позже когда-нибудь) Зажжется над жизнью, как зарево, сжалившись Над чащей. Над глупостью луж, изнывающих По-жабьи от жажды. Над заячьей дрожью Лужаек, с ушами ушитых в рогожу Листвы прошлогодней. Над шумом, похожим На ложный прибой прожитого. Я тоже Любил, и я знаю: как мокрые пожни От века положены году в подножье, Так каждому сердцу кладется любовью Знобящая новость миров в изголовье.
Я тоже любил, и она жива еще. Все так же, катясь в ту начальную рань, Стоят времена, исчезая за краешком Мгновенья. Все так же тонка эта грань. По-прежнему давнее кажется давешним. По-прежнему, схлынувши с лиц очевидцев, Безумствует быль, притворяясь незнающей, Что больше она уж у нас не жилица, И мыслимо это? Так, значит, и впрямь Всю жизнь удаляется, а не длится Любовь, удивленья мгновенная дань?
Популярные темы анализов
Анализ стихотворения Пушкина Цыганы
Когда в 1821 году писателя Александра Сергеевича отправили в кишиневскую ссылку, он несколько провел в компании местных цыган. Он кочевал с их табором, что-то познавал, чему-то учился. Поэт был под большим впечатлением, именно переполняемые
Анализ стихотворения Некрасова Гадающей невесте
В творчестве Николая Алексеевича Некрасова огромное место занимала тема жизни и судьбы русской женщины
Не важно, была это крестьянка или дворянка, потому что женщины не имели никаких прав в обществе.
Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс
Стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» представляет собой любование обычным временем суток — ночью
Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,
Анализ стихотворения Некрасова Горящие письма
В творчестве Николая Алексеевича Некрасова присутствовала любовная лирика. Много стихотворений поэт посвятил любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой. Влюблённые были счастливы, но их отношения сопровождались
«Весенняя распутица»
Многие стихотворения непосредственно связанны с сюжетом книги, одно из них «Весенняя распутница». Оно связанно с эпизодом возвращения Юрия домой из Юрятина. В нем показаны эмоции природы, которая после долгой разлуки встречает молодого человека, радуясь и в то же время, злясь на него за долгое отсутствие.
Герой тонко чувствует окружающий мир, его поэтический дар тесно связан с природой: он дан ему свыше, как и розе дан волнующий аромат. Никто не может постичь ответ на вопрос, кто создал мир таким богатым на противоречия, и не нам его менять, сводя к единообразию. Для Юрия, как и для других интеллигентов, естественно было отличаться от пролетариев, каждый по-своему хорош и полезен, поэтому нельзя строить политику страны на отторжении того или иного естества. Именно эту идею автор вдохнул в роман, показывая возвышенного человека, растоптанного и сломленного, как весенний первоцвет.
Рассвет
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
B их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.
Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
В теченье нескольких минут
Вид города неузнаваем.
В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся недоев-недопив.
Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.
1918 год
Я кончился, а ты жива. Б. Пастернак
«Я кончился, а ты жива», И вновь блеснёшь красою полной, Лишь будет срок любви исполнен, И мёртво-тихие слова Перекочуют в преисподню.
Так память наша после нас Ещё мгновение теплится В зрачках уже потухших глаз
И искажает людям лица В весельи шумном, на пирах Или в объятиях с другими, Вдруг обнаруживая страх, Что те кому-то изменили.
Пастернак Б.Л. Посмертная маска. (скульптор Виленский З.М.(1899-1984)
Непременный компонент почти всего стихотворчества — пейзаж. Основные темы поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного авторского подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении. Стихотворение «Ветер» написано как будто в совершенно привычной для читателя по творчеству других поэтов манере: за стенами дома дует ветер. Я кончился, а ты жива. И ветер, жалуясь и плача, Раскачивает лес и дачу. Однако он раскачивает не только лес, но и дачу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к деревьям. Не каждую сосну отдельно, А полностью все дерева Со всею далью беспредельной, Как парусников кузова На глади бухты корабельной. Природа, поэтическое восприятие и воспроизведение ее в лирических произведениях, именно то, что подразумевается под одним словом «пейзаж», составляют одну из ключевых тем его творчества
Пристальное внимание поэта, не упускающее ни малейших тонкостей, элементов, присутствует почти в каждом его стихотворении и адресовано к прекрасному миру природы: зима и весна, снег и дождь, леса и луга, горы и моря, деревья и травы воспеты поэтом с ликующим восхищением. Пастернак не отдает предпочтения и не разъединяет природу на родную и экзотическую, на живую и неживую. В равной степени она вся живет и существует для него, вмещается в его поэзию наряду со всеми прочими родами бытия и наряду с самим автором
И это не из удальства Или из ярости бесцельной, А чтоб в тоске найти слова Тебе для песни колыбельной.Это,думаю,Вы догадались-рецензия на упомянутое стихотворение Пастернака.Ваше ст-е НЕ о Пастернаке.Печальное и ,думаю,несколько незаконченное(Об этом говорит знак умолчания в конце).Лексика стихотворения(мертво_тихие,преисподню и др,)придает мрачный тон
В равной степени она вся живет и существует для него, вмещается в его поэзию наряду со всеми прочими родами бытия и наряду с самим автором. И это не из удальства Или из ярости бесцельной, А чтоб в тоске найти слова Тебе для песни колыбельной.Это,думаю,Вы догадались-рецензия на упомянутое стихотворение Пастернака.Ваше ст-е НЕ о Пастернаке.Печальное и ,думаю,несколько незаконченное(Об этом говорит знак умолчания в конце).Лексика стихотворения(мертво_тихие,преисподню и др,)придает мрачный тон.
«Март»
«Март» относится к пейзажной лирике Пастернака. Он выразительно описал весеннюю красу, пробуждающееся тепло и возрождение жизни. Писатель смог не только описать сельское житье, но и наполнить стих тайным смыслом. Он показал, что для деревенских людей радости заключаются в малом, в то время как москвичи отторгают дикость мартовской природы. Для горожан это слякоть и сырость, а для сельчан – долгожданное дело, начало трудов и забот, сулящих урожай.
Образ весны перекликается с образом крестьянки: у обеих дело кипит в руках. Для поэта время года ассоциируется с трудолюбивой скотницей, которая, наконец, дорвалась до уборки, и даже вилы ее «здоровьем пышут».
Анализ стихотворения
Первое, что бросается в глаза в стихотворении «Ветер», это его эмоциональная напряженность и игра слов, рифм и звукоподражаний, что характерно для творчества Пастернака. Тема стихотворения, с одной стороны, кажется простой — это описание ветра, бури и ее влияние на окружающую среду и на человека. Но, с другой стороны, в стихотворении присутствует подтекст, который открывается при более внимательном прочтении.
«Ветер дул, дул и возобновился» — эти первые строки создают атмосферу напряженности и динамики, словно передают силу непоседливого ветра. Вторая строка «Буря мела снегом от погоста» подчеркивает яркость и непредсказуемость стихийной силы природы.
Взаимодействие между природой и человеком является центральной темой стихотворения. В следующих строках, говорится о диалоге автора с бурей: «Ты, ей-богу, — сказал я, — дура, А она улыбалась и смеялась». В этой фразе автор выражает свое негодование и непонимание перед мощью природы, но при этом употребляет термин «ей-богу» — подразумевая, что природа имеет свое особое таинственное начало.
Далее, автор описывает, как буря кружится и «начинало темнеть под небом» — словно создавая чувство опасности и неуязвимости перед этими стихиями. А слова «И не видала других солдат, Словно на море к берегу ухали» придают стихотворению дополнительную глубину и метафоричность. Здесь можно увидеть отсылку к судьбе Пастернака и его соприкосновению со смертью, с неизбежностью, которая, кажется, настигает каждого.
В конце стихотворения, автор использует метафору ветра как символа перемен и неопределенности. Ветер, как и сама жизнь, может быть непостоянным, неуправляемым и полным сюрпризов.
Жанр и художественные приемы
Анализ стихотворения Пастернака позволяет лучше разобрать особенности работы. В тексте можно выделить две части. В первой поэт описывает встречу мужчины с возлюбленной, во второй происходит разговор между ними.
При написании стихотворения Пастернак использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — у поэта улицы старинные, одежда дешевая, а походка усталая;
- метафора — автор описывает закат, как пожар;
- анафора — некоторые строки начинаются одинаково, и это позволяет усилить эмоциональный окрас стихотворения.
Жанр стихотворения — элегия. Автор делится своими размышлениями, описывает чувства и мысли. Можно предположить, что работа носит автобиографический характер. Герой в стихотворении выглядит потерянным и смятенным. Без любви жизнь для него перестала иметь значение, но стоило ему встретиться с избранницей, как все изменилось.
В тексте видно, что герой испытывает противоречивые чувства:
- с одной стороны, он стремится к встрече с любимой;
- с другой — страсть способна убивать.
Литературоведы считают, что сборник работ из «Доктора Живаго» посвящен Ольге Ивлинской, переводчице и музе поэта. Именно к ней он был больше всего привязан. Главная идея произведения очень простая: лучше стремиться к любви, испытывать чувства, поддаваться страсти. Тогда жизнь заиграет красками и не будет скучной. Без нее лирический герой ощущал себя, словно мертвым.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Весна» — это изменение. Это изменения в природе, связанные со сменой времени года, это изменения и в жизни, связанные с революцией.
Проблематикой данного произведения можно считать двоякость чувств, вызванных революцией. С одной стороны, позицию Бориса Леонидовича можно назвать нейтральной, а с другой стороны — нет, так как нейтральный – это практически то же самое, что и безразличный. Но очевидно, что Пастернак не был таковым, он, напротив, ярко выражал свои эмоции, пусть и противоречащие, искренне свои терзания и сомнения доверял читателям.
Настроение стихотворения «Весна» очень тревожное и смутное, неустойчивое. В начале автор упоминает о весне, то есть далее должны последовать нежные, романтические размышления поэта, ласкающие воображение читателя, но автор поступает иначе, оставаясь честным с собой и читателем. Автор сам бы с удовольствием «окунулся» в молодую весну, но обстоятельства диктуют другие действия, противоречащие «весеннему» настроению.
Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
*****
Жанр, направление, размер
На всём протяжении творческой жизни Пастернак красочно, любовно описывает пейзажи вдохновляющей его природы. Но отнести именно стихотворение «Февраль» к пейзажной лирике нельзя, оно более соответствует жанру философской лирики. В данном случае природные панорамы автор «показывает» для точной передачи своих мыслей, которые заполнены раздумьями на тему творческих исканий, на тему исканий стимуляторов вдохновения.
Ранний период творчества Бориса Леонидовича полон произведениями, в которых симбиотично сосуществуют символизм и футуризм. Но «Февраль» — это произведение символистской направленности. Стихотворение наполнено различными объемными образами, имеющими символистическое значение.
К группировке «Центрифуга» Пастернак присоединится лишь в 1914 году, а до этого, вместе с единомышленниками, поэт создаёт группу «Лирика», участники которой считались футуристами, но не кардинальными, как в «Гилеи», а умеренными, для которых не чужд был символизм.
Размер стихотворения «Февраль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Пастернак очень тонко использует неточные рифмы, которые создают эффект «обычной» речи.
Заключение
Борис Пастернак в стихотворении «Ветер» передает мощь и непредсказуемость стихии бури и природы. Он проявляет свое мастерство в использовании языка, рифмы и звука, заставляя читателя ощутить всю силу и динамику ветра. Анализируя стихотворение, можно увидеть глубину мысли Пастернака и его обращение к вечным темам судьбы и человеческой природы. «Ветер» является великолепным примером поэзии Бориса Пастернака и оставляет читателя смыслом и чувством волнения после прочтения.
- Немеет пол головы с левой стороны левая рука и язык: Что делать
- Почему брат Митька ухи просит?
- Каких вы знаете пышногрудых знаменитостей, не накачивавших грудь силиконом? А кто точно накачал?
- Есть что-нибудь от сибирской кошки?
- Зачем пересняли «13 район» с Полом Уокером?
- Как уменьшить затухание на модеме DSL2640U
- Подруга прислала по мылу книжку, в формате для ворда. Короче, я её открыла…
- Где лучше всего играть недорогую свадьбу?