Певец революции
У многих деятелей культуры существует свой устоявшийся образ в общественном сознании. Согласно традиции, сформировавшейся в советский период истории, имя поэта Владимира Маяковского неразрывным образом связано с образом русской революции. И для подобной взаимосвязи имеются очень веские основания. Автор стихотворения «Ода революции» отдал её воспеванию всю сознательную жизнь. Он делал это яростно и самозабвенно. И в отличие от многих своих коллег по литературному цеху, Маяковский не кривил душой. Творения, выходившие из-под его пера, шли от чистого сердца. Это было написано талантливо, как и всё, что создавал Маяковский. «Ода революции» — одно из его ранних произведений. Но оно отнюдь не ученическое, поэт проявил себя в нём как уже сформировавшийся мастер. У него свой стиль, своя образность и своя экспрессия.
Идея
Главная идея поэмы — это то, что только пройдя через испытание, такие, как голод, военные потрясения, готовность погибнуть за идею государственности, способны дать мощный толчок к развитию страны и способствовать позитивным переменам.
Главное — это думать о народе, о чем нам и говорит В. Маяковский в поэме «Хорошо!». И именно поэтому большевики, придя к власти, приняли декрет «О мире», «Об армейских революционных комитетах» и «О земле». Только коллективное решение задач в интересах народа может способствовать улучшению ситуации в стране в целом, привести к ее процветанию.
Конечно, можно много говорить о том, что данную поэму заказали автору большевики. Но факт остается фактом — данное произведение представляет собой оду революции и показывает настоящих героев большевизма, ставших во главе становящегося социалистического государства.
Проблемы человечества
Поэт переживал страдания народа, много работ посвящал описанию трагической жизни в капиталистическом обществе. Автору не нравилось, что буржуазия заставляет народ скрывать свои истинные чувства, но выставляет на публику лживый оптимизм.
Патриотическое стихи Владимира Владимировича разоблачают показную жизнь аристократов. Он считает, что разделение общества на классы уродует и калечит сильного и красивого от природы человека. Ненавистью к эксплуататорам проникнута вся его поэзия. Небольшие стихи Маяковского о родине пропитаны любовью к низшим классам, обездоленному и порабощенному человечеству.
Владимир пытается поднять самосознание народа, раскрывает сущность капитализма, который заставляет людей вымирать духовно и физически. Из-за этого и возник образ героя-бунтаря, списанный с самого автора.
Сначала были конфликты с народом, но затем все творчество Маяковского приобрело социальную направленность. Поэт воспевал дружбу и единство, говорил, что социализм — это весна, период расцвета общества. Капитализм в его понимании — зима, суровое и холодное время, когда больше всего погибают люди.
История создания
У каждого поэта, писателя, художника в творчестве находят отражение все те самые сильные чувства, которые ему довелось пережить. Владимир Владимирович не стал исключением. Хорошим подтверждением тому является любовная лирика поэта, которая занимает особое место в его творческой жизни.
Главной женщиной в жизни поэта являлась Лиля Брик, с которой у автора сложились очень непростые отношения. Женщина достаточно часто обижала поэта, делая это умышленно. Ей казалось, что подобные эмоции и переживания благотворно сказываются на его творчестве. Но, не смотря на это все, для автора эта женщина была музой, которая вдохновляла его на творчество. Не удивительно, что большая часть его любовных произведений посвящается именно ей.
Начнем с того, что у Маяковского не так уж много произведений на лирическую тему. Он верит в то, что любовь бессмертна, а так же считает, что во всем необходимо прислушиваться к своей второй половине. Он не стесняется выражать свои чувства, обнажая душу перед всем миром. Для него любовь – это символ вечности, бескорыстности, и полной самоотдачи. Именно такая любовь, в его понимании, способна пережить любые преграды на своем пути. Но его чувство было омрачено постоянными обидами, недопониманием и безысходностью. Ведь именно такими были его отношения с Лилией. В его лирике невозможно встретить сладкие томления, которые так часто встречаются в любовных произведениях других авторов.
Лирический герой его произведений всегда страдает, молит о неразделенной любви. Это встречается в таких произведениях как: «Лиличка!», «Люблю».
Если взять примером его поэму «Облако в штанах», то здесь мы видим страстные, настойчивые чувства. На одной ступени здесь стоят любовь и ненависть, которые ведут неустанную борьбу в душе поэта. Очень непривычно видеть поэта-бунтаря, в роли нежного и романтичного мужчины.
Другим примером является поэма «Про это», где лирический герой вновь предстает перед нами грустным и болезненным. Его настроение связано с тем, что «он» никак не может увидеть «её». Маяковский не совмещает великое чувство любви с банальной похотью, пошлостью. Замужество так же являлось для него неприемлемым и несовместимым с любовью.
Не всегда лирический герой является отражением самого автора. Зачастую те чувства, которыми наделяет автор своего героя, он сам не испытывал. Но Маяковский был не таким. Он искренне раскрывал свою душу и наделял героя всеми теми переживаниями, которые таились в его душе. Каждое чувство, описанное великим поэтом, он пережил и прочувствовал самостоятельно.
Дух бунтарства
Каждое стихотворное сочинение Маяковского звучало голосом той эпохи. Его ранняя лирика была пропитана духом бунтарства, ведь в те годы только назревала рабоче-крестьянская революция. Он призывал простой народ к действию, а иногда и к восстаниям. Силу ритма он сочетает со страстью публициста, использует множество метафор и эпических сравнений.
Лирический герой в стихотворениях Владимира обращается к аудитории, поэтому автора часто называли трибуном. Известные ранние работы:
- «Во весь голос»;
- «А вы могли бы?»;
- «Надоело»;
- «Человек»;
- «Несколько слов обо мне самом»;
- «Нате!».
В первой поэме автор сам себя называет агитатором. И это правда, ведь Маяковский часто выступал перед публикой с ораторскими обращениями. Но его ранняя лирика относится не только к публицистическому стилю. Он писал о любви и природе, сочетал серьезные строки с язвительной иронией и добродушной усмешкой.
Сочинение на тему: Революция в поэзии Маяковского
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Революция в поэзии Маяковского
Едва ли среди подлинных художников слова мы найдем писателя или поэта, который бы так решительно и безоговорочно принял революцию, как Маяковский. Все представители русской творческой интеллигенции конца XIX — начала XX века так или иначе ожидали революцию и связывали с ней свои надежды. Но далеко не все понимали, насколько разрушительным будет вихрь, который сметет все старое и отжившее. Мало кто осознавал масштабы массового террора, который неизбежно сопутствует завоеваниям революции, — ведь в первую очередь от него пострадала интеллигенция, рассуждавшая о необходимости “очистительной жертвы” во имя свободы. Маяковский никогда не обманывался, представляя себе грядущую мировую революцию, и с самого начала был готов заплатить любую цену за “светлое будущее”. Он так ненавидел старый уклад жизни, что его творчество буквально пропитано этой ненавистью, желанием разрушить старое “до основания”. Сломать, растоптать нужно было все, чтобы не оставалось никаких нитей, связывавших его со старым. Пафос разрушения был направлен в его поэзии на культуру и ее ценности, традиции, язык. Маяковский безжалостно ломает все привычные представления о жизни, любви, красоте. Он борется с ходульным восприятием искусства, выступая как полноправный хозяин, который смело наводит порядок в своем мире, не заботясь ни о чьем мнении, никому не давая права голоса. О, если б был я тусклый, как солнце! Очень мне надо сиянием моим поить земли отощавшее лонце! В своих стихах Маяковский уже совершил революцию, последовательно и вместе с тем страстно отрекаясь от “старого мира” во имя новизны, нарушая языковые нормы русского языка, изобретая новые слова. С отвращением смотрит он на предреволюционную российскую действительность: Мокрая, словно ее облизали, толпа. Прокисший воздух плесенью веет. Эй! Россия, нельзя ли чего поновее? “Издинамитить старое” — вот установка Маяковского в поэзии и в жизни. Но разрушительная сила этого динамита ему понадобится и при созидании новой жизни. Для него созидание — то же, что и разрушение, ибо в глазах поэта процесс строительства никак не мог быть “мирным”, это всегда война — с косной материей, уснувшей природой, человеческой инерцией. Не случайно его стихи изобилуют словами, заимствованными из военной лексики: “борьба”, “армия”, “таран”, “оружие”. Слишком жесток у поэта его новый мир! В нем правят бездушные машины, дым фабрик заменяет там “дым кадильный”; копоть автомобилей желаннее, чем зеленые листья, “чернила нефти” нужнее журчащих ручьев. Где уж тут пробиться солнечному лучу! Для строительства такого города будущего нужно обуздать природную стихию, поработить ее. Пусть в нем трудятся миллионы машин, а если для этого потребуются человеческие жизни, то их не жалко отдать: “Ваше слово, товарищ маузер!”; “Мы смерть зовем рожденья во имя. / Во имя бега, / паренья / реянья!” Слово “строить” в поэзии Маяковского становится синонимом слов “рушить”, “громить”, “ломать”. Маяковский ненавидит и презирает бездействие, пассивность. “Рваться в завтра, вперед!” — вот его лозунг. Революция олицетворяет для поэта движение, активность: Наш бог бег, Сердце наш барабан. “Запутавшемуся миру на выручку” нужно мчаться, “обгоняя погони пуль”, главное — не задерживаться, не оглядываться, не останавливаться ни перед чем… Маяковский, как и все атеисты, жаждал искоренить внешнее зло внешними же средствами. Он думал, что революцию можно осуществить чисто механически, главное — это запустить на всю катушку ее чудовищную Машину. Задача казалась ему простой: есть враг, носитель зла — буржуй, есть цель — уничтожить врага, есть средства — пули и штыки. Но революция отгремела, старый мир был разрушен, а в обществе вновь воцарились все те же продажность, взяточничество, бюрократизм. Оказалось, что революция, какой бы разрушительной она не была, не способна убить зло, которое живет не во внешней действительности, но внутри, в сердце человека. Маяковский не вынес разочарования и ушел из жизни. Последней жертвой разрушительного пафоса, который он воспевал в своих стихах, стал он сам. .
Трагизм и зрелищность
Известные крылатые фразы Маяковского появились благодаря тому, что автор использовал множество разных приемов в стихотворениях. Практически все его работы разобрали на афоризмы. Особенности творчества:
- зрелищность образов;
- трагизм;
- любовная линия;
- мотив одиночества;
- предметность.
Практически во всех стихотворениях есть зрелищные образы. Автор соединяет несовместимые понятия, смотрит на обыденные вещи с нестандартного ракурса. Но большинство событий описаны мрачно, безрадостно. Маяковский выражал свои страдания, отвращение от городской жизни.
Ранние работы проникнуты печалью и переживаниями. Это заметно в нескольких стихах:
- «Я»;
- «Послушайте!»;
- «Дешевая распродажа»;
- «Себе любимому»;
- «Человек».
Строки пронизаны темой одиночества и душевной болью. Маяковский страдал вместе со своим народом, переживал за родину. Но и в любви лирический герой автора не находит спасения. Отношения не спасают его от одиночества и тоски. Чаще всего в стихотворениях роман оканчивается трагически — предательством любимой, обманом.
При этом герой стремится к людям, пытается стать единым целым со своим отечеством и народом. Но и толпа его не понимает, отвергает и высмеивает. Чувство одиночества никуда не исчезает. Хотя и сам герой произведений слишком циничен и груб с окружающими, так как он прославляет материальные ценности и смеется над трудящимися. На самом деле это маска, за которой скрывается ранимая натура и уставшая от борьбы с рутиной личность.
Социальные проблемы проявляются и в ранней лирике. Маяковский создал искусство для масс, он упростил и сделал более грубой свою речь, чтобы ее понимал рабочий класс. Даже отрешенные чувства автор превратил в осязаемое, он использовал принцип предметности. Социальное содержание произведений носило воинственный характер. Это указывает на отсутствие связи Маяковского с футуристами, так как их лирика была совершенно другой.
«Вам!», анализ стихотворения Маяковского
Первая мировая война, ставшая для России временем суровых испытаний, конечно, не оставила никого равнодушным. В течение 1914 года Россия, поддерживаемая союзниками – Францией и Великобританией, осуществляла наступательные операции на Западном фронте (особенно в Восточной Пруссии). Уже в 1915 году основная тяжесть борьбы в первой мировой войне легла на армию России, которая обеспечила на этот период своим союзникам короткую передышку для мобилизации внутренних сил.
Именно в это тяжелое для России время, когда с фронта приходили тревожные вести о гибели русских солдат и офицеров, Владимир Маяковский написал стихотворение «Вам!». анализ которого и будет дальше представлен.
Любой, прочитавший название стиха, невольно задастся вопросом: а кому – вам? Можно предположить, что речь идет о тех, кто, по разным причинам, не попал на фронт и теперь «вычитывает из столбцов газет о представленных к Георгию». Как известно, Георгия, или Георгиевский крест, давали за личный подвиг, случалось, и после гибели. И в тот момент, когда люди, совершая подвиг, жертвовали своей жизнью, герой стихотворения «Вам!» видел перед собой людей, «проживающих за оргией оргию» .
Для самого Маяковского война была чем-то ужасным. В своей биографии «Я сам» он написал: «Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне – надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности». Действительно, сначала Маяковский поддался патриотическому подъему. Ведь на фронт добровольцами отправились Михаил Булгаков и Николай Гумилев. Позже, однако, поэт-футурист Маяковский понял, что война — «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы».
На злобу дня он написал несколько стихотворений о войне: «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон». В этих произведениях со всей силой звучит чувство боли за ставшего жертвой войны человека, что вызывает «отвращение и ненависть к ней». А в произведении «Я и Наполеон» во всей полноте встает трагическая картина войны, усиленная идеей о личной ответственности каждого за творящиеся на фронте бесчинства.
Тыл же, по словам поэта, «еще отвратительней». И стихотворение «Вам!» наглядно это демонстрирует. Перед взором читателя появляются самодовольные сытые лица обывателей, «имеющих ванную и теплый клозет». «думающих, нажраться лучше как». Это те же обыватели, что ярко были описаны Маяковским в более раннем стихотворении «Нате!». Но сейчас ситуация усугубилась тем, что на фронте отдавали свою жизнь за таких, как эти «бездарные, многие». кто приходил в увеселительные заведения, чтобы «измазанной в котлете губой похотливо напевать Северянина» .
Герой уже с первых строк стихотворения пытается их пристыдить:
Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?
Но вызвать чувство стыда в людях, думающих лишь о том, чтобы набить утробу, невозможно. И уж тем более нельзя добиться от них сочувствия к обычным рядовым. Ведь помимо офицеров, чьи имена попадали в сводки с фронтов, погибали десятки тысяч простых солдат, «приведенных на убой». Недаром их называли «пушечным мясом», а в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» старый железнодорожник, закрывая засовы на вагонах с солдатами, говорил: «Милая моя говядинка».
Но ничего из этого не волнует «любящих баб да блюда». Их не волнует, что «сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика». что наша страна с каждым днем несет все большие потери, что огромные средства из казны тратятся на военные расходы.
Герой справедливо задается вопросом:
Вам ли … жизнь отдавать в угоду?! И может быть, чересчур категорично заявляет от имени всех патриотов России: Я лучше в баре б. буду подавать ананасную воду!
Использование нецензурных выражений, наверное, не делает чести самому Владимиру Маяковскому, хотя, как известно, еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что не может представить себе русской речи без крепкого словца. И темпераментный Маяковский, конечно, не стал сдерживать своих чувств по отношению к напыщенным, самодовольным обывателям, привыкшим все в этой жизни, даже саму жизнь, покупать.
Проблемы человечества
Поэт переживал страдания народа, много работ посвящал описанию трагической жизни в капиталистическом обществе. Автору не нравилось, что буржуазия заставляет народ скрывать свои истинные чувства, но выставляет на публику лживый оптимизм.
Патриотическое стихи Владимира Владимировича разоблачают показную жизнь аристократов. Он считает, что разделение общества на классы уродует и калечит сильного и красивого от природы человека. Ненавистью к эксплуататорам проникнута вся его поэзия. Небольшие стихи Маяковского о родине пропитаны любовью к низшим классам, обездоленному и порабощенному человечеству.
Владимир пытается поднять самосознание народа, раскрывает сущность капитализма, который заставляет людей вымирать духовно и физически. Из-за этого и возник образ героя-бунтаря, списанный с самого автора.
Сначала были конфликты с народом, но затем все творчество Маяковского приобрело социальную направленность. Поэт воспевал дружбу и единство, говорил, что социализм — это весна, период расцвета общества. Капитализм в его понимании — зима, суровое и холодное время, когда больше всего погибают люди.
Анализ стихотворения Маяковского «Ода революции»
Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение «Ода революции», судя по названию которого можно сделать вывод, что речь в произведении пойдет именно о восхвалении диктатуры пролетариата. Но это совсем не так, потому что поэт живет в реальном, а не вымышленном мире, и каждый день сталкивается с обратной стороной свободы, равенства и братства, провозглашенных новой властью.
«Ода революции», выдержанная в традициях этого стихотворного жанра, действительно начинается с хвалебных строк, в которых поэт сразу же очерчивает тематику произведения, заявляя, что восторженно возносит «над руганью реемой оды торжественное «О»!». И сразу же награждает революцию такими нелестными эпитетами, как «звериная», «копеечная», «детская», подчеркивая при этом, что все равно она является великой .
«Как обернешься еще, двуликая?», — интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью. Поэт не знает, чем именно обернется революция для России — «стройной постройкой» или же «грудой развалин», так как любой из этих вариантов на фоне общей эйфории может быть запросто претворен в жизнь . Чего только стоят слова так популярного в эти дни «Интернационала», призывающего до основания разрушить старый мир!
Впрочем, Маяковского такое развитие событий нисколько не пугает, он действительно верит в то, что мир станет другим, более справедливым и свободным. Однако автор понимает, что для этого его еще предстоит освободить от «седых адмиралов» и «тысячелетий Кремля» — символов прошлой жизни, которым не место в новом обществе. При этом Маяковский прекрасно понимает, как именно все это будет происходить, так как еще свежи в воспоминаниях недавние события, когда революция «пьяной толпой орала» и требовала расстрела для всех, кто не согласен с большевистскими идеями. Действительно, одним пришлось после революции долго зализывать «вчерашние раны», вспоминая о славных сражениях с «контрой». Однако были и те, кто предпочел «вскрытые вены» позору и унижению. И таких оказалось немало. Из их уст, по словам поэта неслись обывательские проклятья, так как вполне успешные и обеспеченные сословия вмиг потеряли не только свое благосостояние, но и саму родину, ставшую для них чужой. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!» . И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями. Однако это осознание придет к Маяковскому гораздо позже и выльется с цикл саркастических стихов, в которых критика смешивается с юмором, а негодование – с беспомощностью. Но даже на фоне общественных, политических и социальных перегибов поэт остается верен своим идеалам, считая революцию не злом, а великим достижением русского народа.
Владимир Маяковский — Было — есть: Стих
Все хочу обнять, да не хватит пыла, — куда ни вздумаешь глазом повесть, везде вспоминаешь то, что было, и то, что есть. От издевки от царёвой глаз России был зарёван. Мы прогнали государя, по шеям слегка ударя. И идет по свету, и гудит по свету, что есть страна, а начальствов нету. Что народ трудовой на земле на этой правит сам собой сквозь свои советы. Полицейским вынянчен старый строй, а нынче — описать аж не с кого рожу полицейского. Где мат гудел, где свисток сипел, теперь — развежливая «снегирей» манера. Мы — милиционеры. Баки паклей, глазки колки, чин чиновной рати. Был он хоть и в треуголке, но дурак в квадрате. И в быт в новенький лезут чиновники. Номерам не век низаться, и не век бумажный гнет! Гонит их организация, гнет НОТ . Ложилась тень на все века от паука-крестовика. А где сегодня чиновники вер? Ни чиновников, ни молелен. Дети играют, цветет сквер, а посредине — Ленин. Кровь крестьян кулак лакал, нынче сдох от скуки ж, и теперь из кулака стал он просто — кукиш. Девки и парни, помните о барине? Убежал помещик, раскидавши вещи. Наши теперь яровые и озимь. Сшито село на другой фасон. Идет коллективом, гудит колхозом, плюет на кобылу пылкий фордзон. Ну, а где же фабрикант? Унесла времен река. Лишь когда на шарж заглянете, вспомните о фабриканте. А фабрика по-новому железа ва?рит. Потеет директор, гудит завком. Свободный рабочий льет товары в котел республики полным совком.
Тематика
Центральная тема поэмы – это, безусловно, любовь. Но любовь не светлая, окрыляющая, а мучительная, безответная, которая тесно переплетается с другими темами произведения: одиночеством, атеизмом, разочарованием. Любовные страдания лирического героя настолько сильны, что под их влиянием он отрекается от былых идеалов.
В произведении поднимается тема острых разногласий с политическим устройством. Будучи эмоциональной, импульсивной натурой, герой прямо и открыто выражает свой протест, и кричит: «Долой ваш строй!»
Его обескураживает тот факт, что серая масса людей своими же руками порождают насилие, бесконечные войны, и потому лирический герой намеренно противопоставляет себя всему миру, в котором он видит одни лишь изъяны.
Немаловажной темой произведения оказался и религиозный кризис, который особенно остро чувствовался в начале ХХ столетия. Маяковский намеренно принизил образ Господа, чтобы свести его влияние на массы к минимуму
Разочаровавшись в Боге и отрекшись от него, лирический герой стал верить лишь в собственные силы, поскольку не собирался сдаваться.
В поэме «Облако в штанах» поднята и тема искусства. Владимир Маяковский открыто заявляет о своем отношении к миру культуры: он стремится стать глашатаем улицы, но никак не придворным комедиантом. Новый век открывает новые возможности в искусстве, и Владимир Маяковский не желает более признавать авторитет давно почивших классиков – их время ушло, и настал черед заявить о себе поэтам нового формата. «Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» — этой фразой Маяковский хочет показать, что для него насущные проблемы пролетариата куда важнее абстрактных вопросах, о которых так любили поразмышлять классики.
В произведении не осталась без внимания и тема революции. Маяковский называет себя ее предтечей, но для этого ему пришлось очистить свою душу мучительными страданиями. Он очень хочет, чтобы и читатели последовали его примеру – встретили новую жизнь с очищенными, обновленными мыслями.
Немаловажная тема поэмы – разочарование, которое является тихим, неприметным, но верным спутником лирического героя: поначалу он разочаровывается в Марии, затем – в искусстве, и после – в религии. Устав от окружающего мира и выступая против него с протестами, он способен лишь критиковать все, что только можно.
Певец революции
У многих деятелей культуры существует свой устоявшийся образ в общественном сознании. Согласно традиции, сформировавшейся в советский период истории, имя поэта Владимира Маяковского неразрывным образом связано с образом русской революции. И для подобной взаимосвязи имеются очень веские основания. Автор стихотворения «Ода революции» отдал её воспеванию всю сознательную жизнь. Он делал это яростно и самозабвенно. И в отличие от многих своих коллег по литературному цеху, Маяковский не кривил душой. Творения, выходившие из-под его пера, шли от чистого сердца. Это было написано талантливо, как и всё, что создавал Маяковский. «Ода революции» — одно из его ранних произведений. Но оно отнюдь не ученическое, поэт проявил себя в нём как уже сформировавшийся мастер. У него свой стиль, своя образность и своя экспрессия.
Анализ стихотворения Маяковского «Ода революции»
Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение «Ода революции», судя по названию которого можно сделать вывод, что речь в произведении пойдет именно о восхвалении диктатуры пролетариата. Но это совсем не так, потому что поэт живет в реальном, а не вымышленном мире, и каждый день сталкивается с обратной стороной свободы, равенства и братства, провозглашенных новой властью.
«Ода революции», выдержанная в традициях этого стихотворного жанра, действительно начинается с хвалебных строк, в которых поэт сразу же очерчивает тематику произведения, заявляя, что восторженно возносит «над руганью реемой оды торжественное «О»!». И сразу же награждает революцию такими нелестными эпитетами, как «звериная», «копеечная», «детская», подчеркивая при этом, что все равно она является великой.
«Как обернешься еще, двуликая?», — интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью. Поэт не знает, чем именно обернется революция для России — «стройной постройкой» или же «грудой развалин», так как любой из этих вариантов на фоне общей эйфории может быть запросто претворен в жизнь. Чего только стоят слова так популярного в эти дни «Интернационала», призывающего до основания разрушить старый мир!
Впрочем, Маяковского такое развитие событий нисколько не пугает, он действительно верит в то, что мир станет другим, более справедливым и свободным. Однако автор понимает, что для этого его еще предстоит освободить от «седых адмиралов» и «тысячелетий Кремля» — символов прошлой жизни, которым не место в новом обществе. При этом Маяковский прекрасно понимает, как именно все это будет происходить, так как еще свежи в воспоминаниях недавние события, когда революция «пьяной толпой орала» и требовала расстрела для всех, кто не согласен с большевистскими идеями.
Действительно, одним пришлось после революции долго зализывать «вчерашние раны», вспоминая о славных сражениях с «контрой». Однако были и те, кто предпочел «вскрытые вены» позору и унижению. И таких оказалось немало. Из их уст, по словам поэта неслись обывательские проклятья, так как вполне успешные и обеспеченные сословия вмиг потеряли не только свое благосостояние, но и саму родину, ставшую для них чужой. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!».
И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями. Однако это осознание придет к Маяковскому гораздо позже и выльется с цикл саркастических стихов, в которых критика смешивается с юмором, а негодование – с беспомощностью. Но даже на фоне общественных, политических и социальных перегибов поэт остается верен своим идеалам, считая революцию не злом, а великим достижением русского народа.
Поэт и революция в лирике Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда — в таком масштабе. Определяющая черта лирики Маяковского — личное восприятие явлений общественного характера. Он сознательно совершал революцию в поэзии, противопоставляя создаваемую им лирику традиционной и демонстративно подчеркивая, что для него именно такая,
социально значимая, лирика — выражение самых интимных, самых личных чувств и переживаний. Возьмем, к примеру, стихотворение «Атлантический океан», в котором Маяковский обращается как будто к одной из традиционных поэтических тем — теме природы. Секрет оригинальности и самобытности этого стихотворения в том, что образные средства для поэтизации океана поэт черпает из сферы, наиболее для него близкой и значимой, — мира революции. Рождение образа революции из глубин океанской стихии в стихотворении не случайно, оно «объяснено» самим поэтом, обнажившим его внутренний «механизм»:
Волны будоражить мастера:
/> детство выплеснут; другому — голос милой. Ну, а мне б опять знамена простирать! Вон — пошло, застарело, загромило!