Александр Блок — Люблю высокие соборы
Lyublyu vysokiye sobory,Dushoy smiryayas, poseshchat,Vkhodit na sumrachnye khory,V tolpe poyushchikh ischezat.Boyus dushi moyey dvulikoyI ostorozhno khoronyuSvoy obraz dyavolsky i dikyV siyu svyashchennuyu bronyu.V svoyey molitve suyevernoyIshchu zashchity u Khrista.No iz-pod maski litsemernoySmeyutsya lzhivye usta.I tikho, s izmenennym likom,V mertsanyi mertvennom svechey,Buzhu ya pamyat o DvulikomV serdtsakh molyashchikhsya lyudey.Vot — sodrognulis, smolkli khory,V smyatenyi brosilis bezhat.Lyublyu vysokiye sobory,Dushoy smiryayas, poseshchat
K/,k/ dscjrbt cj,jhs,Leijq cvbhzzcm, gjctofnm,D[jlbnm yf cevhfxyst [jhs,D njkgt gj/ob[ bcxtpfnm/,j/cm leib vjtq ldekbrjqB jcnjhj;yj [jhjy/Cdjq j,hfp lmzdjkmcrbq b lbrbqD cb/ cdzotyye/ ,hjy//D cdjtq vjkbndt cetdthyjqBoe pfobns e [hbcnf/Yj bp-gjl vfcrb kbwtvthyjqCvt/ncz k;bdst ecnf/B nb[j, c bpvtytyysv kbrjv,D vthwfymb vthndtyyjv cdtxtq,,e;e z gfvznm j LdekbrjvD cthlwf[ vjkzob[cz k/ltq/Djn — cjlhjuyekbcm, cvjkrkb [jhs,D cvzntymb ,hjcbkbcm ,t;fnm/K/,k/ dscjrbt cj,jhs,Leijq cvbhzzcm, gjctofnm
О, весна без конца и без краю
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
24 октября 1907 года
*****
На поле Куликовом
— 1 —
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908 года
— 2 —
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908 года
— 3 —
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908 года
— 4 —
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908 года
— 5 —
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
23 декабря 1908 года
*****
«Люблю высокие соборы…» А.Блок
«Люблю высокие соборы…» Александр Блок
Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать, Входить на сумрачные хоры, В толпе поющих исчезать
Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Свой образ дьявольский и дикий. В сию священную броню
В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа, Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста. И тихо, с измененным ликом, В мерцаньи мертвенном свечей, Бужу я память о Двуликом В сердцах молящихся людей. Вот — содрогнулись, смолкли хоры, В смятеньи бросились бежать… Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать
В сию священную броню. В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа, Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста. И тихо, с измененным ликом, В мерцаньи мертвенном свечей, Бужу я память о Двуликом В сердцах молящихся людей. Вот — содрогнулись, смолкли хоры, В смятеньи бросились бежать… Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать.
Анализ стихотворения Блока «Люблю высокие соборы…»
Произведение 1902 г. входящее в корпус «Стихов о Прекрасной Даме», обозначает контуры мотива двойничества, который получит развитие в более поздних циклах. «Печальная» фигура «стареющего юноши», появляющегося из зыбкого «октябрьского тумана», возникает в стихотворении «Двойник» из сборника «Страшный мир». Персонаж обращается к лирическому герою: он сообщает, что утомлен несправедливым жребием, вынуждающим проживать «чужую» жизнь.
В художественном пространстве «Люблю высокие соборы…» двойник лирического «я» пока не обрел собственную плоть, но успел прочно обосноваться в «двуликой» душе героя. Внутренние противоречия, возникающие между светлым и темным началом, определяют странное поведение лирического субъекта.
Христианская кротость, потребность в «молитве суеверной», упование на помощь высших сил — все эти черты принадлежат светлой стороне души, «священной броне». Повинуясь ее призыву, герой приходит в храм. «Дьявольский и дикий» облик проявляется в виде глумливой «лицемерной» маски с усмехающимися «лживыми устами». Герой, растерянный и устрашенный своим открытием, пытается спрятать разрушительную часть натуры от верующих, собравшихся в храме. Однако даже сумрак, озаряемый неверным «мертвенным» пламенем свечей, не помогает лирическому «я». «Измененный лик», напоминающий дьявольский, видят окружающие. Впечатление настолько ужасно, что паства содрогается, певчие смолкают и люди в панике бегут из церкви.
Финальное двустишие в точности повторяет первые строки, однако оно наполнено противоположным смыслом. Вместо смирения в заключительном рефрене слышатся зловещая насмешка и мрачное удовлетворение темного лика, на этот раз одержавшего победу над душой.
«Безумный смех и сумасшедший крик» звучат и в завершающей части стихотворения «Двойнику», датированного концом 1901 г. Лирический герой обращается к своему второму «я», именуя его «бедным другом», смешным и жалким. Самоуверенный и циничный двойник прогнозирует исчезновение соперника и свое скорое торжество, связанное с присвоением чужих наград.
В произведении «Она стройна и высока…» лирический субъект следит за свиданием влюбленной пары, как «злодей» или «невидимый» безумец, играющий «в прятки» на сумрачных городских улицах. Он выступает в роли двойника влюбленного, охарактеризованного как мужчина с «профилем грубым».
Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» (А. Блок)
February 4, 2016
Данное стихотворение было написано тогда, когда молодому Александру Блоку едва исполнилось 22 года. Именно это время ознаменовано самим поэтом как период активного творчества, открытого духовного поиска собственной высшей истины и правды. Целый цикл любовных стихотворений посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой. В ее лице поэт нашел милую подругу и музу, которой служил всю жизнь. Он боготворил эту девушку, впоследствии ставшую его женой, и видел в ней проявления божественной сути.
Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» призван показать и обозначить главную особенность духовных исканий Александра Блока на конкретном этапе развития творчества. А именно служение образу Вечной Женственности, попытки отыскать ее в материальном мире, приблизиться к ней и сделать цельный и нерушимый лик частью собственного существования.
Тема стихотворения
«Вхожу я в темные храмы» — одна из вершин поэзии Александра Блока в цикле, посвященном Прекрасной Даме. Ключевым моментом следует считать попытку отыскать мечту, образ Вечной Женственности в мире обыденном с преобладающими материальными ценностями и установками. Отсюда явственно прослеживается момент несовпадения в представлениях, безответность, тщетность поиска.
Анализ «Вхожу я в темные храмы» показывает, насколько лирический герой А. Блока оторван от реальности, поглощен собственной навязчивой идеей. И с этим мистическим желанием ему трудно совладать, оно подчиняет его себе, лишает воли, здравого смысла, рассудка.
Состояние лирического героя
Стих «Вхожу я в темные храмы» — одиннадцатый по счету в числе произведений, адресованных Любови Дмитриевне Менделеевой. Лирический герой находится в состоянии беспокойства, он хочет обрести целостность с самим собой, отыскать свою утраченную половинку – часть себя, без которой он не может сделаться счастливым
В святом месте, храме, он видит лишь отголоски того таинственного, неземного образа, на который направлены его искания, на чем сосредоточено и все внимание. Здесь сам автор соединяется с чувствами лирического героя в этих глубоких внутренних переживаниях
Образ Вечной Женственности
Одним из самых красивых и загадочных является стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Блок наделил свою героиню сказочными, мистическими чертами. Она неуловима по своей сути, прекрасна и непостижима, как сама мечта. Так возникает образ Красоты как ипостаси божественной любви. Нередко лирический герой сравнивает ее с Богородицей, дает ей мистические имена. Александр Блок называл ее Мечтой, Пречистой Девой, Вечно Юной, Владычицей Вселенной.
У читателей всегда оставались восторженные отзывы и впечатления после прочтения таких стихов, как «Вхожу я в темные храмы». Блок является любимым поэтом многих интеллектуалов, особенно его творчество оказывается близким молодым юношам и девушкам. Та, кому служит лирический герой, окутана величайшей загадкой. Он относится к ней не как к земной женщине, а как к божеству. Она окружена тайными знаками и тенями, в которых угадывается ее тяготение к аполлонистическому началу – герой созерцает ее и сам получает эстетическое удовольствие от переживания чувства. Анализ «Вхожу я в темные храмы» демонстрирует читателю интересный подход к интерпретации известных и любимых миллионами строк.
Ключевые символы
В стихотворении можно выделить несколько образов, которые создают своеобразный фон для развития действия, дополняют сюжет яркими картинами.
Ризы подчеркивают святость и возвышенность образа Прекрасной Дамы. Это материальное воплощение божественного начала (Богородица, церковь). Все земное ей чуждо, она являет собой возвышенную стихию свободы и света. Ей можно молиться ночами при лунном свете, каждой мыслью и действием воспевая непревзойденную красоту.
Красные лампады символизируют недостижимость мечты, ее далекость и нереальность, по сравнению с повседневной жизнью. Здесь происходит соединение вымышленного мира с действительностью.
Таким образом, анализ «Вхожу я в темные храмы» подчеркивает мысль о том, что интимно-личностные переживания молодости происходили у поэта на фоне стремления разгадать тайну Красоты.
Образы и символы
Главным образом произведения является сама Россия. Автор сравнивает её с девушкой, тем самым передает свою любовь и нежность к родной земле. Да, на данный момент у неё очень много забот, но пройдет время и все непременно наладится. Стоит только верить и не переставать бороться.
Автор обращается к помощи символов, благодаря которым умело передает ситуацию. Говоря о пути и распутье, он показывает то, что на данный момент Россия так же находится перед выбором, и от того, какое решение будет принято, зависит будущее. Как и на любой дороге, впереди очень много ям и ухабов, но после того, как они будут преодолены, Россию встретит светлое будущее. Не существует изменений без движения, поэтому не стоит бояться перемен, потому что за ними будущее.
Дорогу лирического героя облегчает его любовь к Родине, которая вселяет в него силу и надежду. Он смело шагает по ней вперед к светлому и лучшему будущему. Он не боится перемен, потому что рядом с ним всегда находится его любимая.
Александру Блоку удалось написать патриотическое произведение настолько легко и воздушно, что невооруженным взглядом видно то, насколько он влюблен в свою Родину.
Презентация на тему: » Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать, Входить на сумрачные хоры, В толпе поющих исчезать. Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Свой образ.» — Транскрипт:
2
Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать, Входить на сумрачные хоры, В толпе поющих исчезать
Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Свой образ дьявольский и дикий В сию священную броню. В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа, Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста
И тихо, с измененным ликом, В мерцаньи мертвенном свечей, Бужу я память о Двуликом В сердцах молящихся людей. Вот содрогнулись, смолкли хоры, В смятеньи бросились бежать… юблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать. 8 апреля 1902
3
Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил, Серо-каменное тело Кровью солнца окатил. Стены фабрик, стекла окон, Грязно-рыжее пальто, Развевающийся локон – Всё закатом залито. Блещут искристые гривы Золотых, как жар, коней, Мчатся бешеные дива Жадных облачных грудей, Красный дворник плещет ведра С пьяно-алою водой, Пляшут огненные бедра Проститутки площадной, И на башне колокольной В гулкий пляс и медный зык Кажет колокол раздольный Окровавленный язык. 28 июня 1904
4
Фабрика В соседнем доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. 24 ноябре 1903
5
Сытые Они давно меня томили: В разгаре девственной мечты Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы. И вот — в столовых и гостиных, Над грудой рюмок, дам, старух, Над скукой их обедов чинных – Свет электрический потух. К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги. Так — негодует всё, что сыто, Тоскует сытость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно – Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. 10 ноября 1905
8
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад. Август 1905
10
…И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль…
11
Поэтика А.Блока – поэтика тайны
12
А.А. Блок. Киев. Фото 1907
14
К 1913 году имя Блока обретает широкую известность. Выходят сборники стихов Снежная маска, Нечаянная радость (1907); Балаганчик, Король на площади, Незнакомка (1906); драма Роза и крест (1913). драма Роза и крест (1913).
15
Наталия Николаевна Волохова, артистка театра В.Ф. Комиссаржевской.
16
Наталия Николаевна Волохова, артистка театра В.Ф. Комиссаржевской.
17
Наталия Николаевна Волохова, артистка театра В.Ф. Комиссаржевской
18
Л.А.Дельмас в роли Кармен в опере Бизе «Кармен».
19
Л.А. Дельмас «МОЯ КАРМЕН»
20
«Ночь. Улица. Фонарь…» Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь – начнёшь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912
Александр Блок — Люблю высокие соборы
Lyublyu vysokiye sobory,Dushoy smiryayas, poseshchat,Vkhodit na sumrachnye khory,V tolpe poyushchikh ischezat.Boyus dushi moyey dvulikoyI ostorozhno khoronyuSvoy obraz dyavolsky i dikyV siyu svyashchennuyu bronyu.V svoyey molitve suyevernoyIshchu zashchity u Khrista.No iz-pod maski litsemernoySmeyutsya lzhivye usta.I tikho, s izmenennym likom,V mertsanyi mertvennom svechey,Buzhu ya pamyat o DvulikomV serdtsakh molyashchikhsya lyudey.Vot — sodrognulis, smolkli khory,V smyatenyi brosilis bezhat.Lyublyu vysokiye sobory,Dushoy smiryayas, poseshchat
K/,k/ dscjrbt cj,jhs,Leijq cvbhzzcm, gjctofnm,D[jlbnm yf cevhfxyst [jhs,D njkgt gj/ob[ bcxtpfnm/,j/cm leib vjtq ldekbrjqB jcnjhj;yj [jhjy/Cdjq j,hfp lmzdjkmcrbq b lbrbqD cb/ cdzotyye/ ,hjy//D cdjtq vjkbndt cetdthyjqBoe pfobns e [hbcnf/Yj bp-gjl vfcrb kbwtvthyjqCvt/ncz k;bdst ecnf/B nb[j, c bpvtytyysv kbrjv,D vthwfymb vthndtyyjv cdtxtq,,e;e z gfvznm j LdekbrjvD cthlwf[ vjkzob[cz k/ltq/Djn — cjlhjuyekbcm, cvjkrkb [jhs,D cvzntymb ,hjcbkbcm ,t;fnm/K/,k/ dscjrbt cj,jhs,Leijq cvbhzzcm, gjctofnm