Анализ поэмы «Люблю» Маяковского
Тема любви в творчестве В. Маяковского
Все сильные эмоции и чувства, которые пришлось пережить поэту, часто отражаются в его творчестве. Ярким примером этого служит Владимир Маяковский. В его стихах особое место отводится любовной лирике. Главной любовью в жизни поэта была Лиля Брик, с которой у Маяковского складывались сложные отношения. Поэт часто страдал из-за обид на Лилю, которая специально причиняла ему боль, считая, что страдание самым благоприятным образом влияет на творчество Маяковского. Ляли Брик была для поэта его музой и большая часть стихов на любовную тему посвящены именно ей:
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
- «Лиличка»
- «Люблю!»
- «Хорошо»
- «Про это» и т. д.
Любовной лирики у Маяковского не так много. В своих стихах он заявляет о вере в вечность любви, поэт твердо убежден, что нужно всегда и во всем поддерживать избранника своей любви, везде следовать за ним. Маяковский ведет непрерывную борьбу с ежедневным бытом обывателей, которой способен в мгновение разрушить всю любовь. Маяковский тщательно оберегает свое чувство, свою любовь, ведь она для него – абсолютная самоотдача. Поэт со смелостью заявляет об этом на весь мир, кричит о громадности своей любви, считает это чувство бескорыстным. Он убежден, что для настоящей любви не страшны недопонимания и расстояния. Однако сквозь эти строки доносится безысходность и отчаяние, которые Маяковский пронес через длительные отношения с Лилей Брик. Именно этим объясняется отсутствие в его стихах сладких томлений, которые как правило сопутствуют любовной лирике.
Замечание 1
Лирический герой стихотворений Маяковского всегда страдает от неразделенной любви.
Поэма «Облако в штанах» говорит уже о более настойчиво и страстно выраженных чувствах, в этом произведении конкурирует любовь и ненависть, борющиеся внутри главного героя. Эти два противоположных чувства окончательно совмещаются во что-то трагичное и очень сложное. Привычный образ революционера и бунтаря плавно переходит в образ нежного романтика, который эгоистично заявляет о величии своих чувств.
В поэме «Про это» читатель снова сталкивается с болезненными эмоциями, которые возникли по причине того, что «он» не может увидеть «ее». Маяковский выступает против того, чтобы любовь совмещалась с пошлостью, похоть и замужеством. Это чувство для него – нечто высшее, находящееся на уровне с безграничной Вселенной.
Композиция
Средства художественной выразительности
В поэме очень много окказионализмов. Так, например, фразы «штыки ощетинивши», «шаги саженьи», «город, в плакаты кадрованный», «по анфиладе, приветствиями оранной». Керенки перекликается с фамилией Керенский, а также сам Александр Федорович Керенский (министр-председатель Временного правительства) ассоциируется у Маяковского с царицей Александрой Федоровной («Быть Керенскому биту и ободрану!/Уж мы подымем с царёвой кровати/ эту самую Александру Федоровну»).
Встречаются неожиданные сравнения: «слухи-свиньи», «тучи-корабли».
Часто можно встретить имитацию разговорной речи, разговорных фраз («Мне скушно…», «три тыщи дней»), очень подробно передаются аббревиатуры («Эс Эс Эс Эр», «Веэсэнха»).
Для Маяковского Россия- «страна-подросток», а значит, ее ожидает пора взросления и долгих лет жизни («Лет до ста расти нам без старости»). Молодая республика только начинает строиться и дыбиться, расти и развиваться, засеиваться и улучшаться, а значит, всё действительно будет хорошо.
Темы и проблемы
Исследователь А. Лежнев считает, что единственным настоящим фактом в поэме является взятие Зимнего дворца, а все остальное – это «разговоры «по поводу», остроты, лозунги». В то же самое время в статье В.А. Катаняна утверждается, что строфа, посвященная взятию Зимнего, накладывается на мотив песни о Степане Разине:
В данной поэме остро встает вопрос о буржуях и рабочем классе, о большевиках и Временном правительстве, о переходе к новому социалистическому строю. Голод солдат («за хлебными карточками стоят лесорубы») перемежается с раздольем богачей. Революция была призвана положить этому конец, вернуть народу то, что принадлежит ему по праву — его землю, а также объединить усилия, чтобы заключить перемирие со странами, с которыми шла война. Сделать всё возможное для того, чтобы Россия вновь стала процветающим и сильным государством. Темы, поднимаемые в данном произведении – это тема вооруженного восстания, тема распределения ресурсов, тема перехода к социалистическому строю государства, тема мира и свободы («За хлебом! За миром! За волей!»), тема культурного просвещения («Нет, я не за монархию с коронами, с орлами, НО для социализма нужен базис. Сначала демократия, потом парламент. Культура нужна. А мы-Азия-с!»). Автор говорит нам о том, что в ближайшем будущем Россию ждут великие перемены. Ей предстоит кардинальным образом перестроиться, стать сильным и независимым государством преодолеть проблемы, связанные с голодом, разрухой и истощением после Первой мировой войны. Каждый гражданин в отдельности, все люди вместе взятые должны отстаивать честь родной страны, вместе способствовать росту и становлению процветающего государства.
Вариант 2
Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной «Люблю».
Поэма несколько автобиографичная, ведь поэт рассказывает о том, как зарождалась с детства любовь в его сердце. Ещё ребенком он ощущал любовь ко всему этому миру. Даже очеловеченное солнце удивлялось ему, мол, в таком ещё маленьком сердце (и анатомически, и психологически) есть место и горам, и реке, и самому Солнцу.
Дальше поэт смеётся, что пока другие учились в школе умножать, читали любовные романы, осваивали галантное обхождение, его «вышибли» из пятого класса. И вскоре он попал в тюрьму. Любовь Маяковского росла не в тепличных условиях
Важно, что человек не озлобился, а сохранил чувство любви, сохранил свой дар. Маяковский планету изучал не по глобусу, а на своих боках, поэтому он имеет право смеяться над теоретиками
И пользуется этим правом. Всегда противопоставляет себя обывателям.
Взрослея, поэт сохранил любовь к миру. Он ловит сердцебиение столиц… Но появляется, конечно, и женщина. К любимой женщине поэт возвращается всегда, стремится. Его тянет к ней, как поезд к вокзалу – неожиданное, но такое логичное сравнение. В такой любви нет места играм, интригам, тут всё честно и открыто.
В поэме есть даже оформленный вывод. Он в том, что любовь Маяковского не тонкая и романтичная, непроверенная, мимолётная, а испытанная, честная, крепкая. Такую любовь ничто не смоет… Разве что предательство любимой. Ведь сильное чувство может устоять перед всем внешним, но от внутренней угрозы его трудно спасти. От такой любви-страсти до ненависти тоже один шаг.
И ещё одна опасность существует даже для проверенной любви – рутина. Через пять лет поэт с сожалением напишет, что любовная лодка разбилась о быт.
Анализ стихотворения Люблю по плану
Основные образы и их характеристики
Перед нами предстают реальные исторические лица, современники поэта, в том числе и собрат Маяковского по перу –А.А. Блок.
Ленин, Каменский, Каледин, Подвойский, Дзержинский, Красин, Войков и некоторые другие — вот реальные исторические лица, появляющиеся на страницах поэмы. Так или иначе, но некоторые из них изображаются несколько иронично – например, Милюков и Керенский.
Образ Александра Блока вводится в поэму преднамеренно. Прежде всего, потому, что данный поэт является автором поэмы «Двенадцать», также посвященной революционным событиям 1917-го года. Мы видим, как у Маяковского в поэме тонет «Россия Блока», с ее таинственностью, незнакомками, дымками севера. Это время перемен, время, когда некогда ждать чуда — нужно действовать самим и поднимать страну с колен. А это возможно сделать только сообща, сплотившись и объединив усилия народа.
Идея
Главная идея поэмы — это то, что только пройдя через испытание, такие, как голод, военные потрясения, готовность погибнуть за идею государственности, способны дать мощный толчок к развитию страны и способствовать позитивным переменам.
Главное — это думать о народе, о чем нам и говорит В. Маяковский в поэме «Хорошо!». И именно поэтому большевики, придя к власти, приняли декрет «О мире», «Об армейских революционных комитетах» и «О земле». Только коллективное решение задач в интересах народа может способствовать улучшению ситуации в стране в целом, привести к ее процветанию.
Конечно, можно много говорить о том, что данную поэму заказали автору большевики. Но факт остается фактом — данное произведение представляет собой оду революции и показывает настоящих героев большевизма, ставших во главе становящегося социалистического государства.
Любовь и быт в поэме «Про это»
Поэма «Про это» в творчестве Владимира Маяковского имела долгую историю. Работать над ней он начал еще в дооктябрьский период. Первая глава произведения «Про что — про это?» является своеобразным поэтическим итогом этой темы в предыдущих произведениях поэта. Тема любви была затронута еще в «Человеке», «Флейте-позвоночнике» и в «Облаке в штанах». Во многом «Про это» связано с этими поэмами, однако поэт в этом произведении идет к новым, достаточно смелым решениям и открытиям.
Тема трагического, неразделенного чувства в поэме «Про это» отходит на задний план. Сложно даже понять отношение любимой к поэту. Тема любви здесь развивается на фоне реальных, вполне обыденных событий, таких как разговор гостей возлюбленной, звонок по телефону. Лирический герой пытается сам выяснить отношение к нему со стороны его возлюбленной. И тогда он решается позвать ее, чтобы бежать вместе к мосту. Ему кажется, что этот вопрос вот-вот разрешится. Но поэт преднамеренно не дает точного, конкретного ответа на этот вопрос. Такими недосказанностями, недомолвками Маяковский стремится показать, что любовный поединок не является центральным в поэме.
В этой поэме тема любви раскрывается гораздо шире и глубже, чем, например, в «Человеке». Здесь любовь соизмерима с миром. Центр тяжести конфликта оказался не между им и ею, а между личным миром и миром большой жизни общества. Именно поэтому центральным конфликтом произведения является столкновение традиционных, устоявшихся форм личной жизни, таких как семья, любовь, быт, и новой жизни общества.
В произведении выделяются два мира:
- Мир личной жизни;
- Мир общественной жизни.
В соответствии с этими мирами идет разделение и поэтических образов. С одной стороны – это чувство любви, родные, друзья, образующие замкнутые островки под названием «быт», а с другой – «огнеперое крыло» Революции, мир будущего, который весь оборачивается на крик «товарищ». Маяковский специально заостряет эти противоречия. В поэме есть момент, когда они раскрываются с напряженно трагической, кульминационной силой, четко подчеркивая порочную замкнутость понятий «личная жизнь» и «быт». Это приводит ко второму поединку. Возникает вопрос, почему «любимые, друзья» стремятся расквитаться с лирическим героем.
Это можно объяснить тем, что они – божки маленьких кружков, которые делятся на маленькие «домики». Друзья – это чьи-то друзья, любимая – чья-то любимая, и это то, что противостоит единому человеческому общежитию. И эти друзья, и любимые, охваченные ненавистью и злобой, идут растерзать лирического героя произведения, так как весь мир им не нужен, им нужен лишь узкий круг своего счастья. А поэт мечтает о единой семье всего человечества, к тому же, он не только противостоит «любимым», но и сам любит огромной любовью, что добавляет противоречия.
Это чувство такого сильного напряжения, что рвет телефонную сеть, вызывает землетрясение.
Замечание 2
Таким образом, в поэме Маяковского трагически заостряется исходный жизненный конфликт – противостояние личного и общественного.
Суть произведения составляют поиски возможного решения данного конфликта, и в этом заключается своеобразие поэмы Маяковского.
Любовь в поэме «Про это» — это огромное чувство, пронесенное через лета, которая не может смириться с крайне узкими рамками быта и с жизнью во имя личного счастья. Эта любовь толкает лирического героя на мучительные поиски выхода и судорожные метания. Выход бескомпромиссный, и он необходим в любом случае. Разрешение противоречий, мучающих героя, относится в отдаленное будущее.