Анализ стихотворения «еще майская ночь» (фет а.а.)

«еще майская ночь» анализ стихотворения фета по плану кратко – образы, история создания, тема

Средства художественной выразительности

Все стихи автора очень мелодичны. Сам поэт писал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. А. А. Фет постоянно искал новые, неизведанные, интересные изобразительные средства. Фетовская поэзия очень близка к импрессионистическому восприятию мира, то есть он стремился передать то, что мимолетно, неуловимо.

В стихотворении «Майская ночь» присутствуют такие тропы:

  1. Эпитеты: «отсталых туч», «последняя толпа», «весны таинственная сила», «воздушною дорогой»;
  2. Сравнение: «счастье, как дым»;
  3. Метафора: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа»;
  4. Повтор: «За ним! за ним! воздушною дорогой»;
  5. Инверсия: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа», «Царит весны таинственная сила»;
  6. Риторический вопрос и восклицание «А счастье где?», «За ним! за ним!».

Вариант №3

Почти все стихотворения Афанасия Фета, созданы на основе образов природы, так как поэт видел ее по своему, и с ней отожествлял все свои самые, сокровенные чувства. Почти все его мысли и идеи, которые он хотел передать читателям, отожествляются картинами природы, и именно за ними кроется самое основное. И к одному из таких произведений относиться стих под названием « Еще майская ночь », датированная в 1857 году. В этом тонком лирическом стихотворение, происходит упование лирическим героем, красоты и безмятежности майской ночи. Необходимо заметить, что за всем этим скрывается, переживания и реальные события из жизни самого поэта.

Однозначно за всеми описанными событиями произведения кроется свое значение, ночная природа успокаивает и восхищает лирического героя. Но на фоне всей безмятежности, кроется тень сомнения и сожаления. Это заметно в последних строчках « и в воздухе за песней соловьиной, разносится тревога и любовь », что ощутимо веет прохладой и тенью не хорошего предчувствия. В дальнейшем четверостишие автор сравнивает образ берёзы, которые стоят неподвижно, словно чего то ждут и манят к себе взор лирического героя. Эта картина напоминает автору, внешность невесты, которая так же робко стоит и неподвижно ждет. За этой композицией, возможно, кроется реальный случай из жизни поэта, за стройной березкой подразумевается воспоминание о какой то женщине, что оставила след в душе поэта. Для автора она похожа на невесту в своем радостном и одновременно печальном наряде. Дальше по стихотворению наш герой снова возвращается к ночной природе. И это подтверждает сам поэт, повествуя нам о лике и бестелесной нежности, подаренные ему самой ночью. Все это может намекать только на одно, душа и сознание поэта чем то обременены, скорее всего, тем, что нельзя исправить и только в безмятежности ночи он находит покой.

Подводя итоги нашего анализа, стоит отметить, что данное творение Афанасия Фета, это живой случай, возможно, не счастливой любви, которая отягощает душу поэта. Но только одно способно, утихомирить воспаленные чувства, это исцилительная красота природы. От которой наш автор не в силах оторвать взгляд.

6 класс, 10 класс кратко по плану

Справочная таблица по стихотворению

Элемент анализа Описание
Тема стихотворения Автор выражает восхищение майской ночью, используя образы природы и описывая свои чувства.
Переживания автора Стихотворение написано после брака Фета с М. Боткиной, но внутренняя трагедия заключается в том, что он был влюблен в М. Лазич, но не мог на ней жениться. Брак с Боткиной привел к материальной обеспеченности, но разрушил надежды на любовь. Фет страдает от ощущения вины перед Лазич, что влияет на его эмоции в стихотворении.
Символика природы Автор использует образы природы (ночь, звезды, снег, соловей, березы) для передачи своих чувств и создания атмосферы. Ночь становится символом возможного счастья в семейной жизни, но также олицетворяет внутренний мир поэта. Соловей и звезды выражают любовь и тревогу.
Отношения с Боткиной Фет, несмотря на отсутствие любви к Боткиной, относится к ней с уважением. Брак с ней приносит финансовую независимость, что позволяет поэту посвятить себя поэзии и временно забыть о несбывшейся любви к Лазич.
Надежда на счастье Фет надеется на счастье в браке с Боткиной, основываясь на русской поговорке «стерпится-слюбится». Боткина готова быть ему верной и заботливой женой, и финансовое благополучие создает иллюзию счастья.
Стихотворение как защита Анализ показывает, что стихотворение Фета — это попытка отгородиться от болезненных воспоминаний о Лазич и притвориться счастливым молодым мужем. Майская ночь становится временным убежищем от прошлой боли.
Финальные чувства В конце стихотворения проявляются настоящие чувства Фета, и становится понятно, что нежная майская ночь помогает ему временно справиться с утратой Лазич. «Невольная песня» может стать последней, отражая тоску и желание встретиться с любимой в другом мире.

Одиночество вечером

Недлинное, всего 12 строф, стихотворение Фета «Вечер». Анализ, точнее наслаждение меркнущим вечером, далекими неясными звуками за рекой. Герой внимательно вслушивается. Что-то прокатилось в тишине над рощей — об этом говорит стихотворение Фета «Вечер». Анализ простой повседневности — это и есть тема стихотворения. Неброская красота божьего мира объемлет поэта целиком. Но как лирический герой пристально вглядывается в детали! Анализ стихотворения Фета «Вечер» — это тонкая фиксация минутного прихотливого настроения. Изгибами бежит на запад речушка, прогорев на солнце, дымом растворяются облака.

Из этих визуальных и музыкальных подробностей, из этой зоркости складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ уходящего дня, его вздохи, затеплившаяся, голубым и зеленым, яркая зарница, веющий влагой теплом пригорок — ничего не пропустил внимательный любовный взгляд. Сегодня ему и спутника не надо — требуется только дать всему миру войти в его душу и наполнить ее. Внутренние связи тщательно подобранных деталей передают Из этих подробностей складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ своих акварельных переживаний он передает читателю. Как он близок к тому, что видит взгляд и слышит ухо. Его искренние песни учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Композиция стихотворения

Это изысканное лирическое произведение состоит из четырех последовательно усиливающих друг друга четверостиший. Первое начинается и заканчивается восклицанием, отражает восхищение и вводит в атмосферу весны. Второе четверостишие повторяет в первой строчке восклицание и дарит звуковые и зрительные образы, которые подготавливают взволнованное настроение ожидания, развернутое в следующем четверостишии. Оно открывается метафорой березы-невесты, которая «дрожит» — в этом слове объединены физический трепет листвы на ветру и эмоциональное состояние. В четвертом четверостишии автор вновь обращается к ночи, «объясняясь» с нею как с «бестелесной» возлюбленной. Песня соловьиная (безмятежная и легкая) сменяется «невольной песнью» внутреннего «я». Обе песни возникают инстинктивно, непроизвольно. Последняя строка стихотворения, которая на первый взгляд звучит диссонансом с общим настроением, тем не менее оказалась подготовленной: томление, которое сначала имело оттенок блаженства, постепенно перетекало в чувство смятения.

Общая информация о стихотворении

«Ещё майской ночи» — стихотворение, написанное русским поэтом Афанасием Фетом в 1850 году. Оно входит в цикл «Майские ночи», который был опубликован в 1851 году. Стихотворение состоит из 4-х строф, каждая из которых содержит по 4 строки. Рифма в стихотворении следует схеме АВАВ. Тема стихотворения — любовь и разлука. Фет описывает майскую ночь, когда природа пробуждается к жизни, но герой стихотворения остается один, разлученный с любимой. В стихотворении присутствуют мотивы природы, меланхолии и тоски. Стихотворение Фета является одним из наиболее известных его произведений и считается классикой русской поэзии.

Тема стихотворения

Кто бы ни был музой, вдохновлявшей поэта, на первом месте в стихотворении находится природа. Оно проникнуто приподнятым восторженным настроением. Воспевание свежей и невинной природной красоты — вот главная тема этого произведения, изучаемого в 6 классе. Красота ночи пробуждает в сердце поэта возвышенные чувства, он чутко отзывается на ее призыв. Любовь как бы растворена в воздухе и ощутима душой человека.

Стихотворение можно отнести к жанру «невольных песен» поэта. Его творение — не просто тщательно выверенное чередование размеров и рифм на определенную тему, а спонтанное выражение восторга, радости, красоты, подобно «песне соловьиной», вырвавшейся из груди под натиском переполняющих чувств. «Невольная песнь» — это поэтический порыв, вспышка вдохновения, внезапно приходящая по воле небесных сил, а не по желанию человека.

История написания стихотворения

История создания произведения Фета берёт начало из его биографии. Стихотворение было написано в 1857 году, когда писатель женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости он был влюблён в другую девушку, но их отношения не сложились из-за материального положения Фета. Однако после расставания со своей возлюбленной писатель узнаёт, что та погибла при пожаре в доме. Ему было нелегко смириться с этой мыслью и не упасть духом, но он всё-таки пересилил себя, отпустил прошлое и решил создать семью.

Мария Боткина была из богатой семьи, чего нельзя сказать о семье Афанасия. Брак для писателя стал маленькой надеждой на дальнейшее счастливое будущее. Однако он не любил её настолько же сильно, как свою предыдущую возлюбленную. Писатель не скрывал этого факта, но признавался, что испытывает к Марии симпатию. Когда Фет вступил с ней в брак, мысли о счастливом будущем пробудили в нём вдохновение, и тот решился написать свой стихотворение «Ещё майская ночь».

Темы, проблемы, настроение

Поэзию А. А. Фета можно ограничить тремя темами: любовь, природа, искусство.

Афанасий Афанасьевич понимал, знал, что жизнь полна страданий и мук. Но человек рождён для счастья! Где его взять? В общении с природой, в творчестве, в любви. Это три «вершины» всего творчества поэта.

Особенностью любовной лирики Фета является соединение двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания. Настроение его произведений можно назвать восходящим, то есть в них присутствует мотив тоски и грусти, но потом всё это удивительным образом преобразуется в светлую надежду, в ожидание прекрасного.

Только благодаря стихам поэт чувствовал себя близко с той, которую отняла судьба, он стремился к ней, к счастью.

История создания

История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, однако покинул ее из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара. Он долго не мог смириться с утратой, но все же решился создать семью.

Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной мужчина не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стиха.

Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки ее отобразились в последней строфе.

Тема

В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тематику. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.

Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов».

Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.

Есть в стихотворении и символ русской земли – березы. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной», вероятно, следует понимать Марию Боткину.

В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить» его. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.

«Майская ночь», анализ стихотворения Фета

Основная тема и проблематика

В русской литературе большое количество произведений, в которых писатели и поэты восхваляют весенние пейзажи родного края. У Афанасия Фета же стих тесно связан с его историей любви. В своё произведение он решил вложить всю душу и чувства.

Основной темой стихотворения является восхваление майской ночи. Лирический герой любуется пейзажами и благодарит свою родину за то, что та ему преподнесла такой подарок. Писатель описывает безоблачное небо, на котором он может наблюдать небесные светила. Звёзды смотрят прямо в душу героя, отчего в воздухе возникает печаль и чувство любви. Поэт упоминает о соловьиной песне, которая является любовным символом.

В своём произведении писатель поднимает проблемы, которые актуальны и в настоящее время:

  • проблема красоты природы;
  • проблема любви.

В последней строфе стихотворения Фет предаётся воспоминаниям о своей предыдущей возлюбленной, что навевает тоску на строки произведения. Он вспоминает с горестью и никак не может забыть счастливые моменты с ней. Писатель намекает, что брак с Марией Боткиной произошёл не из-за сильной любви к девушке, а из-за нужды.

Основная тема и проблематика

В русской литературе большое количество произведений, в которых писатели и поэты восхваляют весенние пейзажи родного края. У Афанасия Фета же стих тесно связан с его историей любви. В своё произведение он решил вложить всю душу и чувства.

Основной темой стихотворения является восхваление майской ночи. Лирический герой любуется пейзажами и благодарит свою родину за то, что та ему преподнесла такой подарок. Писатель описывает безоблачное небо, на котором он может наблюдать небесные светила. Звёзды смотрят прямо в душу героя, отчего в воздухе возникает печаль и чувство любви. Поэт упоминает о соловьиной песне, которая является любовным символом.

В своём произведении писатель поднимает проблемы, которые актуальны и в настоящее время:

  • проблема красоты природы;
  • проблема любви.

В последней строфе стихотворения Фет предаётся воспоминаниям о своей предыдущей возлюбленной, что навевает тоску на строки произведения. Он вспоминает с горестью и никак не может забыть счастливые моменты с ней. Писатель намекает, что брак с Марией Боткиной произошёл не из-за сильной любви к девушке, а из-за нужды.

klassreferat.ru

Афанасий Афанасьевич Фет Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и других. Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка. Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи. Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте. При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Русалки колобродят: мистика и суеверия, связанные с картиной


Иван Крамской. Русалки (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Русалки в народных поверьях — это девушки, которые утопились от несчастной любви и стали духами природы. По ночам они якобы выходят из воды, путают сети рыбаков, ломают плотины и мосты, очаровывают путников и затягивают их в свои подводные чертоги. В некоторых поселениях России, например в Брянской области, верили, что «на Троецкой, или Русальной (Русаличьей), неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю…». В Чистый четверг на Зеленой, или Троицкой, неделе не работали, не гневили русалок. Незамужние девушки плели венки и бросали их в лесу или в воду, гадая, какая судьба их ждет.

Русалки Крамского в белых рубахах до пят эфемерны и меланхоличны. Они вышли из пруда: одни устроились на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках, а другие ушли в лесную чащу, слились с листвой кустарников. Вероятно, девушка с «плетью тростника» в руках и с венком из трав на голове — это гоголевская панночка, сотникова дочка.

О картине ходило множество легенд. Говорили, что в галерее Третьякова по ночам слышалось пение, возникало ощущение внезапной прохлады, а барышни, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума или бросались в реку.

Соседством с «Русалками» суеверная публика связывала и тот факт, висевшая рядом картина «Грачи» Алексея Саврасова в первую же ночь на выставке передвижников упала со стены. А сам Третьяков будто бы чувствовал усталость рядом с полотном. По совету старухи няньки он перевесил его в темный угол, чтобы на картину не попадал солнечный свет, и только после этого русалки перестали «колобродить».

Анализ стихотворения «Майская ночь» Фета А.А.

«Майская ночь» — это лирическое стихотворение Афанасия Фета, написанное им в 1870 году. Все позднее творчество поэта обозначено неприкрытым трагизмом и внутренними переживаниями, которые выливались в стихи. В это время Фет уже покинул Москву. Бурная литературная жизнь была позади, журнал «Современник» уже не отнимал всё время. Писатель поселился в Орловской губернии, где планировал вести деятельность переводчика. Именно в этот период он делает свой знаменитый перевод Фауста.

Первая строфа играет роль экспозиции. Тут мы видим весенние небеса. Ощущается, что последние несколько дней были дождливы:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Причем здесь очень важно, что толпа туч именно отсталая. Это дает нам дополнительную информацию: только что прошел последний дождик, который кажется абсолютно ничтожным и страшным по сравнению с той бурей, что бушевала совсем недавно

Создается впечатление постепенного прихода спокойствия в душу поэта: от гроз и бурь шумной Москвы до прояснения в провинции, где Фет наконец-то увидел чистое небо. Облака уходят, тают, и читатель видит лунный серп. Это момент удивительного успокоения, которое луна дарит своим появлением, своим светом, что проходит сквозь майскую ночь.

Во второй строфе автор продолжает любоваться небом:

Но в то же время начинается и главная линия всего стихотворения — разговор с весной. Бесспорно, пейзаж весеннего неба вызывает у Фета глубокие воспоминание, которые всё еще тревожат его душу. Он начинает разговор с нею с восхищенного «Ты, нежная!». Читатель отчетливо понимает всю любовь автора к этой прекрасной поре.

Эта строчка отсылает к всё той же Москве, где перед этим длинное время проживал писатель. В этих строчках упоминаются счастливые дни, который некогда подарила ему весна.

Начало финальной строфы продолжает разговор с весной: «А счастье где?». Счастье, очевидно, у поэта не осталось. Он безусловно любит природу, и здесь открывается ее главная причина: когда-то именно весна подарила ему долгожданное счастье, но потом оно было утеряно. Нет, поэт не винит ее за это, он ей искренне благодарен. «Не здесь, в среде убогой» — это очень загадочный момент в стихе. Почему убогой? Ведь суета Москвы покинута, и поэт может наконец-то насладится красотой провинции. Наверное, и это не принесло долгожданный покой и забвение. Фет не может отпустить свое прошлое, оно всегда будет рядом. «А вон оно — как дым» — этой строчкой мы возвращаемся в самое начало, это очевидный намек на тучи. Финал приводит нас к желанию отправиться вслед за облаками:

Афанасий Фет все-таки находит путь исцеления. Он понимает, что горечь прошлого пройдет. Нужно плыть дальше небесными течениями — это очевидный намек на его литературную миссию: перевод классической литературы на русский язык. Смерть всех рассудит, в конце концов, будет место, где все мы найдем покой, а пока что нужно продолжать дело всей своей жизни и достигнуть своих целей.

Воистину прекрасное стихотворение, удивительный переход от пейзажа к интимным чувствам отдельного лирического героя. Оно будет близким каждому, кто переживал резкие колебания в жизни, прошел путь от полного беззаботного счастья до боли разлуки или потери и наоборот. Афанасий Афанасьевич Фет очень точно описал то, что задевает каждого хотя бы раз в жизни.

Смысл стихотворения

Немного биографии писателя и поэта. Афанасий Фет в молодые годы был пылко влюблен в девушку по имени Мария Лазич, но из-за определенных проблем с финансами ему пришлось отказаться от идеи замужества, да и отношений в широком смысле этого слова. Поэт очень долго жалел об этом, ведь девушка была любовью всей его жизни. Но судьба сложилась так, что женился он на Марии Боткиной, которая вроде бы и нравилась ему, но чувства, которые он испытывал к Лазич, были куда сильнее.

Однако очень многое изменилось после весны, проведенной вместе с женой. Поэт полюбил ее, стал видеть в ней близкого человека. Поэтому он и создал данное стихотворение. В нем он показал весну глазами пылко влюбленного человека. В конце же он несколько «взгрустнет» по упущенной Марии Лазич, однако, вероятно, там же он попытается отказаться от нее, оставить ту любовь в прошлом. Но не будем рассказывать заранее — пойдем по порядку.

Большая часть стихотворения — описание прекрасной природы весны. Чистейший воздух, свежесть. Поэт радуется, что зима отступила, а весна постепенно расходится. Тепло, хорошо, свежо — как же прекрасно! Фет безумно рад такой погоде, ведь сейчас рядом с ним дорогой человек, его жена, в которую он наконец-то влюбился. Он смог отбросить мысли о прошлой любви и начать жить сейчас. Видно, что поэт ощущает некую моральную свободу. «Якорь» в виде прошлых отношений сброшен — впереди только светлое и приятное будущее.

Однако в конце чувствуется некая нотка грусти. Что же хотел сказать поэт? Куда это он идет с «невольной песней»? Скорее всего, он поддерживал общение с Марией Лазич. Однако сейчас он понял, что пора заканчивать подобный формат диалога. Поэтому новая песня (то есть стихотворение) может стать последней. Возможно, именно в этот момент Фет осознал, что не стоит рисковать своей семьей. Весна, проведенная с женой, пошла ему на пользу — он полюбил эту женщину. Вероятно, новая встреча станет прощальной. Фет наконец-то станет примерным семьянином, а прошлую любовь оставит позади.

Каким же нужно быть талантливым поэтом и писателем, чтобы через природу показать собственные переживания! Видно, что в момент написания работы Афанасий Афанасьевич Фет был уже умудренным творцом. Он знал как подать мысль, чем ее «приправить», чем дополнить и так далее. Именно поэтому читать подобные стихи очень приятно — в них чувствуется искренность, доброта и реальные человеческие переживания. Надеемся, и у вас такие же эмоции от прочтения!

Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.)

Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь

Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь по плану

1. История создания. Произведение «Еще майская ночь» было создано А. А. Фетом в год его бракосочетания с Марией Боткиной (1857 г.).

В произведении отразились радостные чувства жениха, но тревожный финал раскрывает истинную причину свадьбы.

Фет был лишен наследства и в молодости страдал от безденежья. По этой причине он отказался от любимой девушки и выбрал себе жену не по любви, а по расчету.

С годами Фета все больше мучило осознание совершенной непоправимой ошибки. В произведении «Еще майская ночь» содержатся первые признаки будущих страданий поэта.

2. Жанр произведения — пейзажная лирика. Грустный финал придает ему характер элегии.

3. Основная тема стихотворения — красота весенней ночи. Несмотря на то, что Фет вступил в брак, исходя из практических соображений, он все равно испытывает счастье. Финансовая независимость открывает для него возможность спокойно заниматься творчеством.

Справедливости ради следует заметить, что Фет до конца жизни уважал супругу и никогда не говорил ей о своих истинных чувствах. Боткина же действительно полюбила мужа, и он был безмерно благодарен ей за это. Окрыленный жених потрясен великолепием майской ночи.

Он специально обращает внимание читателей на резкий контраст между суровой русской зимой («царство вьюг и снега») и весной («свеж и чист… вылетает май»). Лирический герой отмечает красоту звездного неба, пение соловьев

Кажется, что вся природа говорит в это время только о любви.

В третьей строфе становится очевидной связь стихотворения с личной жизнью автора. Он вводит традиционный для русской поэзии образ березы, сравнивая ее с «девой новобрачной». В последней строфе Фет обращается непосредственно к самой весенней ночи со словами благодарности («невольная песня»). В то же время он замечает, что эта песня может быть «последней».

Резкий переход к пессимистическому настроению объясняется очень просто: тонко чувствующий поэт понимал, что деньги скоро потеряют в его глазах свою ценность, а впереди еще целая жизнь с нелюбимой женщиной.

4. Композиция произведения последовательная. Три первых строфы посвящены описанию пейзажа, последняя затрагивает размышления автора о дальнейшей жизни.

5. Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Фет использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («соловьиной», «полупрозрачный», «новобрачной»), метафоры («царство вьюг и снега», «невольной песней»), сравнение («так деве новобрачной»). Восторженное состояние лирического героя подчеркивается многочисленными восклицаниями.

7. Основная мысль произведения. Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Счастливое настроение основной части омрачено финальным замечанием автора. Понять это противоречие можно только с учетом знания биографии Фета, для которого свадьба с Боткиной стала одновременно счастьем и трагедией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: