Анализ стихотворения Сергей Есенин — Мир таинственный
В стихотворении «мир таинственный» Сергей Есенин рассказывает о своих мыслях и отношении к судьбе крестьян после наступления революции 1917 года. А именно о сложности самой крестьянской жизни в этот период. Стихотворение очень искренне передает его чувства, тревоги и состояние нестабильности вокруг.
«Мир таинственный» Сергей Есенин написал на основе анализа событий революционного периода. В тот момент автор, как и большинство других людей, восприняли как период освобождения, чего-то нового. Он ожидал, что с приходом к власти большевиков страна заживет более свободной и счастливой жизнью. К сожалению, все произошло с точностью «до наоборот». И очень скоро люди столкнулись с жестокой правдой жизни. Холод, голод, бесправность и беспредел со стороны новой власти стали постоянными спутниками жизни обычных людей.
На самом деле, поэт переживал что город , стал вытеснять деревню. Эти события послужили толчком к написанию стихотворения «таинственный лес».
В первых строках автор показывает деревню и город, в которых основным чувством становится ненависть. Отлично описана боль момента, когда жизнь в деревне меняется, и в ней появляется все новое из города. Поэт отлично с помощью метафоры рассказал о наступлении массовой индустриализации на деревню. О том, что она «давит ее каменными руками» и телеграфными столбами. Именно «каменные руки» символизируют конец деревне и желанию города ее уничтожить. Несмотря ни на что, деревня выходит на тропу войны и идет навстречу своей гибели. К тому же показано моральное отношение города к деревне, который окрестил ее жителей, как падаль и мразь. Хоть борьба и предрешена заранее и поражение деревни неизбежно, деревня не готова сдаваться. Схватка и битва эта очень жестока. И силы абсолютно не равны.
Во второй части стихотворения говорится о сравнении героя с волком. В такую же безысходность, как и деревня, попадает волк. На него ведется охота. Здесь многоточиями в стихотворении показана серьезность напряженность момента. При этом волк хочет сделать прыжок, когда стоит на грани жизни и смерти. При этом автор дает понять, что все равно деревня погибнет, как и погибнет волк, на которого направлены ружья.
Окончание стихотворения дает читателю надежду на все-таки справедливую месть за содеянное. Только на том берегу, возможно, людей все-таки ждет спасение. Так хочется в это верить, как автору, так и читателям.
Мир таинственный
Сейчас читают:
Сочинение на тему 12 декабря день конституции
День Конституции представляет собой один из наиболее главных праздников государства. Отмечается он 12 декабря ежегодно, как очередная годовщина принятия главного закона.
Сочинение на тему Прогулка по весеннему лесу
Весной лес выгладить волшебно, а прогулка по нему способна доставить удовольствие любому человеку. Весна – это золотая серединка между холодной и мрачной зимой и теплым, ласковым летом.
Сочинение Старый Оскол — мой город
Старый Оскол это небольшой городок Белгородской области России, где экономика и культура развиваются быстрым темпом. Город находится на берегу реки Оскол и очень богат своей историей. Он является одним из промышленных точек,
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение
Чацкий, главный герой комедии Грибоедова, воплощение образа прогрессивного дворянина той эпохи. Он честен, открыт и способен объективно и трезво мыслить
Наделенный критическим складом ума, он все же верит в светлые идеалы.
Сочинение-рассуждение Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Начну с немаловажной оговорки: когда слышишь словосочетание «портрет поколения», в воображении рисуется некий Левиафан, одолеть которого не так-то просто. Я не могу (вернее, не имею морального права) говорить от лица целого. Сочинение на тему Краски осени
Осень
Сочинение на тему Краски осени
Осень
Произносишь это слово, и сразу же хочется непроизвольно дополнить – золотая. Почему? Да потому что просто достаточно выйти на прогулку и оглянуться вокруг. Особенно ярко выражен золотой облик осени в парках и лесах в яркие солнечные дни.
Слайд 31Соловей, Т. Г. «Потому, что я с севера, что ли…»:
анализ поэтического цикла «Персидские мотивы» С. Есенина /Т. Г. Соловей
//Литература в школе. — 2005. — № 11. — С.23-29.
(ЦГБ, фил. 4, 6, 16)
Автор статьи, Т. Г. Соловей, анализируя цикл «Персидские мотивы» (1924-1925), останавливается на теме природы Востока. Какой предстает перед нами есенинская Персия? Это «голубая да веселая страна», где растут прекрасные розы-девушки, страна бархатных ночей и полной холодной луны, невиданных синих цветов и буйных тенистых садов, глухих заборов и потайных калиток, звонких соловьиных трелей и певучих старинных стихов…Персия очаровала лирического героя, он с восхищением бродит по «цветочным чашам», вдыхает «запах олеандра и левкоя», «ароматы, что хмельны, как брага», но сквозь экзотику Востока проступают черты «любимого края», знакомые с детства картины:Потому что я с севера, что ли,Что луна там огромней в сто раз,Как бы ни был красив Шираз,Он не лучше рязанских раздолий.Потому что я с севера, что ли?
Слайд 4Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны с возрастным течением человеческой
жизни — чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности
(«Этой грусти теперь не рассыпать…» (1924); «Отговорила роща золотая…» (1924;) «Какая ночь! Я не могу…» (1925). Излюбленный мотив — разлука с отчим домом и возвращение на свою малую родину («Я покинул родимый дом…» (1918); «Исповедь хулигана» (1920); «Эта улица мне знакома…» (1923); «Низкий дом с голубыми ставнями…» (1914); «Я иду долиной. На затылке кепи…», (1925); «Анна Снегина» (1925).Описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами.Поэтический язык С. Есенина оригинален и самобытен. Недаром на стихотворения поэта создано столько песен и романсов.
Анализ стихотворения Есенина «Мир таинственный, мир мой древний…»
Тема противостояния патриархального деревенского мира и «железной» цивилизации определяет идейное содержание стихотворения 1921 г. Стремясь передать остроту и серьезность момента, поэт прибегает к развернутым метафорическим образам: уподобляет конфликт физической борьбе, «схватке жестокой» или облаве на волчью стаю. С каждой из авторских ассоциаций связан собственный идейно-мотивный комплекс, что позволяет разделить композицию стихотворного текста на две части.
В первом фрагменте лирическое «я» представляет обе стороны конфликта: деревню и город, загадочный «древний» мир и агрессивную новую реальность. Для традиционного жизненного уклада характерны тишина, безмолвие и пассивность, для современного – энергичность, напористость, жестокость. Уверенное наступление на старые идеалы выражено при помощи причудливых гротескных образов: шоссе сдавливает шею деревни, а поле давится телеграфными столбами. Коварный враг, город не ограничивается физическим воздействием, дополняя его психологическим давлением. Стремясь морально унизить противника, он использует оскорбительные штампы, сниженную лексику.
Позиция героя отличается однозначностью. Субъект речи принадлежит к традиционной среде, крестьянскому обществу и природному началу. Особенности положения предполагают активное участие героя в противостоянии, и во втором четверостишии он выражает готовность не только бороться, но и погибнуть, защищая патриархальный уклад.
В центральных катренах возникает мотив отчаянного сопротивления, неожиданного для агрессора. Планы последнего на быструю победу не оправдались, конфликт затягивается. Пассивный крестьянский мир, ранее пребывавший в дремоте, обнаруживает новые качества: он внутренне крепок, жилист и готов постоять за себя.
Сцена охоты на волка открывает вторую часть текста. Здесь также на первый план выходит элемент неожиданности: хищник бросается на вооруженного человека, норовя разодрать «двуногого недруга». Субъект речи горячо сочувствует зверю, определяя его поведение как подвиг, сознательное самопожертвование.
Лирическое «я» сравнивает себя с волком. Двух героев объединяют общие качества – отверженность и постоянная готовность отразить опасность. Сравнение завершается отождествлением: в финальных строках субъект речи преображается в хищника. Предчувствуя гибель, он желает закончить жизнь отчаянной борьбой, «смертельным прыжком». Уверенность в грядущем возмездии сглаживает трагическую концовку.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Слайд 26Прокушев, Ю. Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха /Ю. Л.
Прокушев. — Москва: Современник, 1986. — 432 с.: ил.(ЦГБ, фил.
4, 16)
Научно-публицистическая книга критика и литературоведа, Ю. Л
Прокушева, написанная на основе документально-архивного материала — итог его многолетнего изучения литературного наследия Сергея Есенина В книге есть фотодокументы.Анализируя творчество Есенина по темам, автор работы большое внимание уделяет теме природы, пейзажной лирики в ранних стихотворениях поэта.Природа для Есенина — не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком:Сыплет черемуха снегом,Зелень в цвету и росе.В поле, склоняясь к побегам,Ходят грачи в полосе.Никнут шелковые травы,Пахнет смолистой сосной.Ой вы, луга и дубравы, -Я одурманен весной
Слайд 29Автор статьи анализирует цикл стихов о животных в творчестве Есенина,
который проявлял большую любовь к животному миру. Это стихотворения о
лошадях, собаках, кошках, ягнятах, коровах, лисице…: «Табун» (1915), «Голубень» (1916), «Отвори мне страж заоблачный…» (1918) «Разбуди меня завтра рано…» (1917), «Лисица» (1916), «Песнь о собаке» (1915), «Собаке Качалова» (1925) и др.Крестьянский мир с его хозяйством, двором, огородом, живностью воздействовал на поэта, рождал в его воображении метафоры:Ах, и сам я в чаще звонкойУвидал вчера в тумане:Рыжий месяц жеребенкомЗапрягался в наши сани.
Пустовойт, П. Гармония чувства и слова: «лирическое чувствование» в стихотворениях Есенина о животных /П. Пустовойт //Сергей Есенин. Проблемы творчества. Вып. 2-й /сост. П. Ф . Юшин, О. И. Юшина . — Москва: Современник, 1985. — С.129-147.
…И зверье, как братьев наших меньших,Никогда не бил по голове. С. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…» (1924)
(ЦГБ)
Слайд 10Есенин, С. А. Полное собрание сочинений: В 2-х т. —
Москва: Дрофа, 1995. — (Библиотека великих писателей).Т.1. Стихотворения. Поэмы. —
448 с.Т.2. Стихотворения. Статьи. Проза. Письма. — 416 с.
(ЦГБ, фил. 1, 2, 3, 6, 16, 17, 20)
Двухтомное издание великого русского поэта приурочено к 100-летию со дня его рождения.В первый том входят стихотворения 1910-1925 годов и поэмы. Второй том включает стихотворения, не вошедшие в основное издание, а также статьи, прозу и письма писателя.Значительную часть стихотворений составляют стихи о родине, природе, матери, о взаимоотношениях человека и мира природы.Это «Вот уж вечер. Роса» (1910), «Поет зима — аукает…» (1910), «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Русь» (1914), «Покраснела рябина» (1916), «Корова» (1915), «Лисица» (1916), «Письмо матери» (1924), цикл стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925) и многие другие.
Слайд 3Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии
и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.Природа
— главная стихия творчества поэта и с ней лирический герой его произведений связан врожденно и пожизненно. Природа у него — это одушевленное существо, которое живет собственной жизнью: роща «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополя шепчут, а вербы плачут.Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», главный герой которого — клен, а героини — березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан», «бедра», «груди», «ножка», «прическа», «подол», у клена — «нога», «голова» («Береза» (1913), «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» (1925); «Я по первому снегу бреду…» (1917); «Зеленая прическа…» (1918) и др.). Береза, во многом благодаря Есенину, стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения — липа, рябина, черемуха.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Есенин,_Сергей_Александровичhttp://mirznanii.com/a/357173/priroda-v-tvorchestve-esenina
Слайд 27«Мой край, задумчивый и нежный!» — так писал в своих
стихах Сергей Есенин о рязанском селе Константинове над Окой, где
родился и которое воспел в своей поэзии. «Изба крестьянская, хомутный запах дегтя, божница старая, лампады кроткий свет…» — эти и другие впечатления он сохранил в своей душе с детских лет, которые до конца дней помогали ему оставаться русским в жизни и творчестве.Рассказ о жизни и творчестве поэта сопровождается его лучшими стихотворениями, фотографиями Есенина, а также красочных пейзажей села Константинова, книжных экспонатов музея поэта.
Мой край, задумчивый и нежный!: Сергей Есенин в Константинове. Фотоальбом /авт.-сост. К. П. Воронцов. — Москва: Советская Россия, 1985. — 127 с.: ил.
(ЦГБ)
Отношение Есенина к революции и социальным идеям, политике большевиков
Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике большевиков? Как это отразилось в творчестве?
В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществится вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие революции обернулось разрушением всех основ национальной жизни. Все это привело к изменениям политической позиции Есенина. Иными в 1920-1921 годах становятся настроения его стихов.
В маленьких поэмах «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», стихотворениях этих лет возникает образ «железного гостя», символизирующий безжалостное разрушение «милого, родного», живого мира.
В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…» Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:
Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.
Народная, крестьянская Россия противостояла силам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим миром, единстве в любви и ненависти.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даешься ножу.
Как и ты — я, Отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты — я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок.
Есенин был человеком цельного душевного переживания. А состояние его души определялось прежде всего восприятием происходящего на родной земле. Лирико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают печально-элегическое звучание:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
(«Не жалею, не зову, не плачу…»)
Важный образ этого стихотворения созвучен цен тральному в «Сорокоусте»: «розовый конь» — «красногривый жеребенок». Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, «когда был край Moй болен», мог выразить нездоровые настроения сам. Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.
Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
(«Мне осталась одна забава…»)
После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание социальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.
Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Русь советская». Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924-1925 годом.
Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождающейся жизни: «Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз…» Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.
Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение «Отговорила роща золотая…». Оно написано в традиционной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя
слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
И только природа родного края по-прежнему дарит успокоение измученному духу, зовет к пониманию, прощению, прощанию:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром обметая,
Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.