Список использованной литературы
3.Литература (изучение источников).
1) Брюсов В. Далёкие и близкие. — М.: Скорпион, 1912. — С. 172— 173.
2) Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.
3) Данчич А. На берегу моря… (О доме-музее в Коктебеле) // Нева. — 1963. — № 6.
4) Казак, В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / .
М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,
с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
5) Н. А. Кобзев, Н. Ф. Плясов, Т. М. Свидова, Т. В. Ярушевская. «Дом-музей М. А. Волошина. Путеводитель». «Таврия», Симферополь, 1990.
6) Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1877— 1916. .
СПб.: Алетейя, 2002.
7) Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1917— 1932. .
СПб.: Алетейя; Симферополь: Со-нат, 2007.
Орлов В. Л. На рубеже двух эпох // Вопросы литературы. — 1966. — № 10.
9) Павлова Т. А. Всеобщий примиритель // Долгий путь российского пацифизма, М., ИВИ РАН, 1997.
10) Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М. Волошин. Ф. Васильев. Очерки).
«Таврия». Симферополь. 1995.
11) Серков А. И. Русское масонство. 1731— 2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.
12) Тарасенко Н. Ф. Феодосия. — Симферополь: Таврия, 1978. — 112 с.
13) Цветаева М. Живое о живом // Литературная Армения. — 1968. — № 6-7.
14) Цветаева М. Живое о живом // «Воспоминания о Максимилиане Волошине», М., Советский писатель, 1990
15) Шульц Н. Планерское — Коктебель. Очерк-путеводитель. — Симферо-поль: Крым, 1966.
16) Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-2. — М.: Сов. писатель, 1961.
17) Давыдов З. Д.. Крым Максимилиана Волошина. Киев: «Мистецтво», совм. В. Купченко, 1994. 366 с.
18) Давыдов З., Купченко В. Путник по вселенным / Максимилиан Волошин. Москва: «Сов. Россия», 1990. 380 с. 2 издания. Общий тираж — 200 000.
19) Воспоминания о Максимилиане Волошине // Сборник, сост. Купченко В. П., Давыдов З. Д. — М., Советский писатель, 1990— 720 стр., ISBN 5-265-00665-6
Средства выразительности
Стараясь раскрыть перед читателями природный мир во всем его великолепии и многообразии, Волошин употребляет в своем творении самые разные тропы и художественные приемы. Основу составляют традиционные средства:
- Эпитеты – «четкий воздух», «дымчатые щели», зеленый, синий мир». Именно они создают в стихе веселое, светлое настроение.
- Олицетворения – «небо моргает», «дождик прыснет», «весна пишет акварели». Они оживляют пейзаж, делают его одушевленным.
- Метафоры усиливают эмоции и обостряют чувства, а также делают текст более ярким, образным. Например, «покров туч», «покров туманов» и другие метафоры.
Завершая наш анализ, можно утверждать, что стихотворение известного поэта М. А. Волошина является прекрасным эталоном пейзажной лирики. Автору не зря было трудно определиться со своим предназначением в мире, ведь он заявил о себе и как гениальный поэт, и как талантливый художник.
Образы и символика
Центральный образ стиха – весенний пейзаж. Лирическому герою он видится ярким, красочным, можно предположить, что герой – живописец, так как он представляет в воображении очертания и цвета будущего полотна, превращая открывшийся его глазам пейзаж в произведение искусства.. Лирический персонаж – человек особенный, необычный, мир раскрывается перед ним иначе. Например, говоря о воздухе, он использует прилагательное «четкий», а о бледном листе – что он на солнце «ярко» блеснул.
Поэт восхищается простой, обычной природой, которую называет зеленым и синим миром. Так на его душевное состояние влияет наступление весны, дарящей ему чувство пробуждения и обновления.
Особенно в стихотворении большую роль играет образ весны. Через образ лирического героя автор демонстрирует собственные мысли и эмоции, которые он чувствует, наблюдая за процессом ее уверенного наступления. При знакомстве с текстом мы можем себе представить, что поэт и он же художник в красках набрасывает картину, от которой веет юностью и свежестью.
Образы и символика
Центральный образ стиха – весенний пейзаж. Лирическому герою он видится ярким, красочным, можно предположить, что герой – живописец, так как он представляет в воображении очертания и цвета будущего полотна, превращая открывшийся его глазам пейзаж в произведение искусства.. Лирический персонаж – человек особенный, необычный, мир раскрывается перед ним иначе. Например, говоря о воздухе, он использует прилагательное «четкий», а о бледном листе – что он на солнце «ярко» блеснул.
Поэт восхищается простой, обычной природой, которую называет зеленым и синим миром. Так на его душевное состояние влияет наступление весны, дарящей ему чувство пробуждения и обновления.
Особенно в стихотворении большую роль играет образ весны. Через образ лирического героя автор демонстрирует собственные мысли и эмоции, которые он чувствует, наблюдая за процессом ее уверенного наступления. При знакомстве с текстом мы можем себе представить, что поэт и он же художник в красках набрасывает картину, от которой веет юностью и свежестью.
Анализ стихотворения Волошина «Мир»
Стихотворение «Мир» написано в ноябре 1917 года. Поэт не только не принял революцию – он считал случившееся ужасной катастрофой, о чем и свидетельствуют строки бессмертного – страшного и прекрасного одновременно – произведения. Гений Волошина сумел разглядеть истинной масштаб и значение событий 1917 года не с высоты прошедших лет: поэт-провидец удивительным образом прочувствовал их метафизический смысл, будучи в гуще событий.
Автор использует следующие средства художественной выразительности:
- лексику высокого стиля – «разверзни (открой бездонные глубины, в которых исчезает все)», расточи (в контексте речи – «уничтожь, сотри с лица земли»), «огнь», которая иллюстрирует значимость для автора описываемых событий, глубину его чувств;
- умолчание – «кончено…» – указывает на непоправимость случившегося;
- распространенные ряды однородных членов предложения, которые являются главным украшением стихотворения – «земли, республик, свобод, прав», «прогалдели, … пролузгали, пропили, проплевали, замызгали, распродали» – все как один имеющие отрицательную коннотацию, « «разверзни, расточи, … отдай в рабство», «огнь, язвы, бичи …» – настолько они ярки и оригинальны;
- контекстуальные антонимы – «запад – восток» – использованы, так как глобальный характер катастрофы подразумевает глобальные же последствия;
- риторический вопрос – «…не надо ль кому?..», содержащий горькую иронию – намек на торгашеский характер либеральных реформаторов;
- риторическое восклицание – «Отдай нас в рабство!..» – настоящий вопль отчаяния;
- сравнение – «выволок, как падаль» – страшное именно потому, что относится к самому дорогому – Родине;
- эпитеты – «страшный суд», «грязные площади», причем прилагательное «грязные» имеет и переносный смысл – на тех площадях творили грязные дела;
- обращение – «Господи».
Ряд слов требует объяснения: наречие «напоследях» – аналог слова «напоследок», «гноище» – это свалка, место гниения отбросов.
Стихотворение проникнуто мрачным библейским мотивом вины и воздаяния за нее – автор отсылает читателя к страшному суду, египетским казням и рабству. Он вспоминает самые трагические страницы истории России – нашествие монголов и германских завоевателей. Поэт рисует картины последних дней, в ходе которых закончится история человечества: слово «напоследях» употребляется не случайно. Оборот «кончено…», как медицинский диагноз, задает тон всему произведению.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Сонеты ✑
Сонеты
Выдержка из текста
1.Введение.
Серебряный век — образное название периода в исто-рии русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века).
По сути это даже не век, а это грандиозный пласт, по количественному и качественному составу поэтов, сравниться с которым не сможет никакой другой век.
Сам термин «серебряный век» является образным и весьма условным. Предложил его (возможно даже в шутку) философ Н. Бердяев, но подхва-тили его и прочно вошли в литературное сообщество в 60-е годы ХХ века.
Главный признак — мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести. Поэзия являлась сублимацией внутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного недуга.
Вся поэзия «серебряного века», воплотив в себе наследие Библии, опыт мировой литературы, античную мифологию, сердцем и душой, оказалась тесно связана с русским фольклором, местными, народными сказаниями и частушками, песнями и плачами.
Основными литературными течения и объединениями Серебряного века являются: символизм, акмеизм, футуризм.
Основные черты поэзии Серебряного века:
• Изменение тематики (больше философских тем).
• Использование ролевой лирики (высказывание от лица персонажа, например, Брюсов: «Я — клеопатра»).
• Культы мгновения, мимолетности, эстетической контрастности.
• Новое отношение к поэтическому слову: поэзия намёков, роль ин-туиции.
• Повышенная роль тропов.
• Новое отношение между поэтом и аудиторией ( поэт не всегда стремится быть услышанным, поэтому обращается к группе из-бранных).
• Установка на музыкальность стихотворения.
• Синтаксис рвущейся речи (роль многоточий, роль знаков автора).
Читать все стихи Максимилиана Александровича Волошина:
Corona AstralisMare internum (Я — солнца древний путь от красных скал Тавриза…)Безумья и огня венецБыть черною землейВ вагоне (Снова дорога. И с силой магической…)В неверный час тебя я встретилВ цирке (Андрею Белому…)В эту ночь я буду лампадойВ янтарном забытье полуденных минутВещий крик осеннего ветра в полеВозлюби просторы мгновеньяВозьми весло, ладью отчальВойнаВыйди на кровлю. Склонись на четыреГрозаДень молочно-сизый расцвел и замерДети солнечно-рыжего медаДоблесть поэтаЕсли сердце горит и трепещетЗдесь был священный лес… (Здесь был священный лес. Божественный гонец…)Зеленый вал отпрянул и пугливоЗеркало (Я — глаз, лишенный век. Я брошено на землю…)И будут огоньками розИ был повергнут я судьбойИ было так, как будто жизни звеньяИ день и ночь шумит угрюмоК твоим стихам меня влечет… (Балтрушайтису…)Как Млечный Путь, любовь твояКак мне близок и понятенКак некий юноша, в скитаньях без возвратаКастаньетыКосмосКрасногвардеецЛюбовь твоя жаждет так многоМатеринство (Мрак… Матерь… Смерть… созвучное единство…)Мир закутан плотноМой пыльный пурпур был в лоскутьяхМы заблудились в этом светеМысли поют: `Мы устали… мы стынем…` (Мысли поют: «Мы устали… мы стынем…»…)Над головою поднимаяНад горестной землей — пустынной и огромнойНад зыбкой рябью вод встает из глубиныНе успокоена в покоеНебо в тонких узорахО, как чутко, о, как звонкоОблака (Гряды холмов отусклил марный иней…)Обманите меня… но совсем, навсегдаОдиссей в КиммерииОсенью (Рдяны краски…)Отроком строгим бродил яПамяти В.К.Цераского (Он был из тех…)Пламенный истлел закатПлывущий за руном по хлябям диких водПо ночам, когда в тумане… (Валерию Брюсову…)Полдень (Травою жесткою, пахучей и седой…)Полынь (Костер мой догорал на берегу пустыни…)Портрет (Я вся — тона жемчужной акварели…)Поэту (Горн свой раздуй..)Пройдемте по миру, как детиПурпурный лист на дне бассейнаПустыня (Монмартр… Внизу ревет Париж…)Равнина вод колышется широкоРаскрыв ладонь, плечо склонилаРождение стиха (Бальмонту…)Священных стран вечерние экстазыСебя покорно предавая сжечьСеверовосток (Да будет благословен приход…)Сехмет (Влачился день по выжженным лугам…)Сквозь сеть алмазную зазеленел востокСклоняясь ниц, овеян ночи синьюСолнце (Святое око дня, тоскующий гигант!..)Сочилась желчь шафранного туманаСпустилась ночь. Погасли краскиСтаринным золотом и желчью напиталСтарые письмаСтупни горят, в пыли дорог душаСудьба замедлила суровоТаиах (Тихо, грустно и безгневно…)Так странно, свободно и простоТангейзер (Смертный, избранный богиней…)Темны лики весны… (Темны лики весны. Замутились влагой долины…)Теперь я мертв. Я стал строками книгиТо в виде девочки, то в образе старушкиФиалки волн и гиацинты пеныЧем глубже в раковины ночиЭта светлая аллеяЯ быть устал среди людейЯ глазами в глаза вникалЯ ждал страданья столько летЯ иду дорогой скорбной… (Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…)Я узнаю себя в чертахЯ шел сквозь ночьЯ, полуднем объятый
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Символизм М. Волошина
В начале января 1903 года Максимилиан Волошин вернулся в Россию. В Москве и Петербурге поэт познакомился с А. Блоком, И. Грабарем, Андреем Белым, В. Брюсовым и другими представителями творческой интеллигенции. В. Брюсов взял десять стихотворений Волошина, которые были напечатаны в августовском выпуске журнала «Новый путь». Но они были искажены редакцией: были пропущены некоторые строфы, а эпитеты изменены так, что некоторые строки приобрели новое смысловое звучание. В этом же году произведения М. Волошина были напечатаны в альманахах «Гриф» и «Северные цветы». Так в отечественную литературу вошел новый писатель, обладающий глубоко прочувствованным мироощущением и мировоззрением, при этом способный на творческую эволюцию, плавное движение к новому, преобразование старых форм.
Свой жизненный путь Волошин делит на семилетия, приписывая ему композиционную оформленность:
- 1877-1884 гг. – детство;
- 1884-1891 гг. – отрочество;
- 1891-1898 гг. – юность;
- 1898-1905 гг. – годы странствий;
- 1905-1912 гг. – блуждания;
- 1912-1919 гг. – война;
- 1919-1926 гг. – зрелость.
Возвращение М. Волошина в Россию совпало с борьбой символистов за признание. Русский символизм становился литературным направлением. К старшим символистам (К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов и т.д.) присоединились символисты младшего поколения (Андрей Белый, А. Блок, Вяч. Иванов и т.д.). Волошин был принят символистами в своей круг – в его поэзии были признаки декаданса. Брюсов даже считал, что нет истинно талантливых поэтов, кроме Андрея Белого и Максимилиана Волошина. В литературной борьбе Максимилиан Волошин не встал на сторону какой-либо стороны. По свидетельству А. Белого, Волошин излагал свои взгляды корректно, не навязывая их другим, заявлял всем своим видом, что он «проездом, что – зритель он» литературной борьбы. В художественных поисках и взглядах Волошина не было абсолютного совпадения с символистами. Поэту был чужд призыв к абстрактному слову, лишенному соотнесения с действительностью. Волошин, хоть и был близок многим символистам, был чужды их поэтическим исканиям.
Волошин в парижский период своей жизни глубоко проникся импрессионизмом, считал, что он изображает мир более пластично и правдиво. Это особенно сильно обнаружилось в цикле «Париж», который занимает значительное место в его творчестве. Постепенно поэт стал попадать под влияние парнасцев (Ж.-М. Эрелиа, Т. Готье), в символистских произведениях которых импрессионизм был стилевой сферой. С 1902 года поэт уже выступает как горячий приверженец символизма, беря на вооружение фразу Гете: «Все преходящее есть только символ». Знакомство в этот период с Бальмонтом перешло в дружбу, и это повлияло и на творчество Волошина. Влияние Бальмонта сказалось в том, что М. Волошин заставлял слово «живописать» созвучиями цветом и стремился превратить слово в нечто похожее на звук. Одной из особенностей символизма является стремление увидеть во всем вечное, жажда к вечности. В традициях символизма написан первый раздел сборника «Годы странствий» — «Когда время останавливается». Этот раздел посвящен творческой личности, которая находится в поиске соприкосновения с жизнью мироздания, пытается осознать себя частицей целого. Здесь символично и название сборника. Волошин говорит о странствии поэта в пространстве и времени. А центральным образом цикла является образ остановленного времени, восходящий к библейскому эпизоду из книги Иисуса Навина.
Е. Герцык вспоминала, что в кругах символистов поэзию М. Волошина недолюбливали. И действительно, поэт расходится с символистами в мнениях о понятии символа. Ему была ближе точка зрения А.Ф, Лосева, который считал, что символ – это отражение действительности, а не отражение потустороннего мира. Но для Волошина мистическое так же реально, как осязаемое и видимое.
Тематика, проблематика, настрой
Главная тема произведения «Как мне близок и понятен» – весенняя природа с ее чарующей красотой. Стих проникнут чувством радости, счастья. Поэт рисовал пейзаж, приближение весны, и рисовал его не кистями и акварелью, а при помощи слов. Волошин был одним из непревзойденных мастеров слова. Он подбирал красивые, точные выражения, изящные обороты речи, умел легко отразить конкретный настрой.
Тему приближения весны поэт выражает различными литературными приемами, находит яркие, необычные решения. О переменчивости погоды весной говорит, например, словосочетание «моргание неба». Пробуждающуюся природу автор изображает расплывчатыми контурами, используя в ее описании линии, пятна. Так творят на своих полотнах представители импрессионизма.
Переосмысление истории в творчестве М. Волошина
М. Волошин в начальный период своего творчества эпизодически обращался к древнерусской тематике. 1913 год стал переломным в творчестве поэта. Особый интерес Волошина к Древней Руси был вызван личным знакомством с В.И. Суриковыми и открытием первой большой выставки русских икон в Москве. Большая часть текстов Максимилиана Волошина, посвященных древнерусской истории и культуре, являются поэтическими переложениями исторических фактов, источников, памятников литературы или словесной «перекодировкой» произведений изобразительного искусства.
Стадиальность написания иконы Волошин воспринимает как метод создания произведения, который уместно использовать и в литературе. Владимирскую Икону Богоматери Волошин рассматривает не только как шедевр искусства, но и как символ пути России, ее хранительницу, один из ликов Вечной Женственности и соотносит с ней положительный христианский образ огня – Неопалимую Купину.
Статья: Поэтика символов в поэзии Маскимилиана Волошина
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В протопопе Аввакуме М. Волошин видит не только историческую личность, в которой соединились два амбивалентных начала русского народа – бунтарство и святость, но и творческий типаж поэта-пророка, и отчасти отождествляет себя с ним. Как персонаж, Аввакум представляет собой «деятельный» тип святости целителя и проповедника, а Епифаний, его соратник – «созерцательный» тип святого-отшельника. Для Волошина синтез двух типов святости воплотил в себе Серафим Саровский, живший в конце 18-начале 19 века. Поэма о Серафиме Саровском обусловлена предварительным обращением Волошина к образам лидеров раскола.
Революцию и Гражданскую войну М. Волошин считает повторением Смутного времени и 17 века. По мнению поэта, история страны развивается циклично. Русский народ, являясь носителем античного дионисийства, которое было ему передано через Византию, должен пройти испытания путем чередования периодов мятежей и относительного спокойствия. Он сравнивает Русь с Фениксом, или его славянским вариантом – Жар-птицей. Волошин говорит о том, что Русь – это прошлое, Россия – настоящее, а Славия – возможное будущее.
Современники Волошина предоставляли ему фактические данные о Древней Руси и оценивали его произведения. Это оказывало влияние на ход их создания и правку, что можно проследить при сравнении рукописных и печатных вариантов текстов.
Замечание 1
На литературных образах исторических личностей Волошина сказывается влияние мифологии и фольклора.
Анализ стихотворения Волошина «Мир»
Стихотворение «Мир» написано в ноябре 1917 года. Поэт не только не принял революцию – он считал случившееся ужасной катастрофой, о чем и свидетельствуют строки бессмертного – страшного и прекрасного одновременно – произведения. Гений Волошина сумел разглядеть истинной масштаб и значение событий 1917 года не с высоты прошедших лет: поэт-провидец удивительным образом прочувствовал их метафизический смысл, будучи в гуще событий.
Автор использует следующие средства художественной выразительности:
- лексику высокого стиля – «разверзни (открой бездонные глубины, в которых исчезает все)», расточи (в контексте речи – «уничтожь, сотри с лица земли»), «огнь», которая иллюстрирует значимость для автора описываемых событий, глубину его чувств;
- умолчание – «кончено…» – указывает на непоправимость случившегося;
- распространенные ряды однородных членов предложения, которые являются главным украшением стихотворения – «земли, республик, свобод, прав», «прогалдели, … пролузгали, пропили, проплевали, замызгали, распродали» – все как один имеющие отрицательную коннотацию, « «разверзни, расточи, … отдай в рабство», «огнь, язвы, бичи …» – настолько они ярки и оригинальны;
- контекстуальные антонимы – «запад – восток» – использованы, так как глобальный характер катастрофы подразумевает глобальные же последствия;
- риторический вопрос – «…не надо ль кому?..», содержащий горькую иронию – намек на торгашеский характер либеральных реформаторов;
- риторическое восклицание – «Отдай нас в рабство!..» – настоящий вопль отчаяния;
- сравнение – «выволок, как падаль» – страшное именно потому, что относится к самому дорогому – Родине;
- эпитеты – «страшный суд», «грязные площади», причем прилагательное «грязные» имеет и переносный смысл – на тех площадях творили грязные дела;
- обращение – «Господи».
Ряд слов требует объяснения: наречие «напоследях» – аналог слова «напоследок», «гноище» – это свалка, место гниения отбросов.
Стихотворение проникнуто мрачным библейским мотивом вины и воздаяния за нее – автор отсылает читателя к страшному суду, египетским казням и рабству. Он вспоминает самые трагические страницы истории России – нашествие монголов и германских завоевателей. Поэт рисует картины последних дней, в ходе которых закончится история человечества: слово «напоследях» употребляется не случайно. Оборот «кончено…», как медицинский диагноз, задает тон всему произведению.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Сонеты ✑
Сонеты
Средства выразительности
Стараясь раскрыть перед читателями природный мир во всем его великолепии и многообразии, Волошин употребляет в своем творении самые разные тропы и художественные приемы. Основу составляют традиционные средства:
- Эпитеты – «четкий воздух», «дымчатые щели», зеленый, синий мир». Именно они создают в стихе веселое, светлое настроение.
- Олицетворения – «небо моргает», «дождик прыснет», «весна пишет акварели». Они оживляют пейзаж, делают его одушевленным.
- Метафоры усиливают эмоции и обостряют чувства, а также делают текст более ярким, образным. Например, «покров туч», «покров туманов» и другие метафоры.
Завершая наш анализ, можно утверждать, что стихотворение известного поэта М. А. Волошина является прекрасным эталоном пейзажной лирики. Автору не зря было трудно определиться со своим предназначением в мире, ведь он заявил о себе и как гениальный поэт, и как талантливый художник.