«Страшный мир» в творчестве А.Блока.
Творчество Блока пришлось на самые сложные годы в истории страны. Он стал творить на рубеже двух эпох. Поэт говорил: «Век может простить художнику все «грехи», кроме единственного – измены духу времени». Блок ждал перемен от жизни, ибо его волновала судьба страны, он видел нищету и страдания большого количества людей и самодовольство и роскошь властьимущих. Поэт не только презирал, ненавидел и проклинал «страшный мир» капитализма, но и пророчил ему неизбежную гибель. Замечательно в этом отношении одно из самых сильных стихотворений Блока – «Фабрика». Само его название символично. Фабрика – это целая эпоха рубежа 19-20 веков. Здесь показана обреченность рабочих на тяжелый труд в то время, как кто-то пользуется их непосильной работой:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
В стихотворении «Сытые» презрение высшего общества прослеживается еще сильнее. Для поэта эти люди слишком искусственны, бездушны и расчетливы. Они не способны думать, анализировать, да и вообще чувствовать:
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах – желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
Здесь поэт находит беспощадно-точную характеристику этому обществу:
Так – негодует все, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Этот мир не знает, в чем смысл жизни, в чем назначение человека на земле. Но пришло новое время, когда «жгут им слух мольбы о хлебе и красный смех чужих знамен!»
Лирический герой тяжело воспринимает несправедливость, которая окружает его. Все его существование сводится к постоянным преодолениям трудностей. Жизнь героя – это постоянная борьба, но эта борьба не становится для него счастьем:
Вздохнешь, глядишь – опасность миновала…
Но в этот самый миг – опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало,
Летит, жужжит, торопится волчок!
Подобная жизнь не может быть счастливой. Она только еще сильнее убеждает лирического героя в мысли о жестокости и суровости жизни:
Когда ж конец? Назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать…
Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.
«Страшный мир» не только вокруг лирического героя, но и в его душе. Он уже не верит, что наступят лучшие дни, его внутренний мир пуст. От этой пустоты создается ощущение страха:
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?
Жизнь человека – это страдание, не имеющее под собой основы. Люди несправедливо, по мнению Блока, терпят столько горя и боли.
На мой взгляд, в этих стихах поэта чувствуется его собственная внутренняя, душевная боль, которая не позволяет ему чувствовать всю красоту мира:
Что счастие? Короткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот…
Очнешься — вновь безумный, неизвестный
И за сердце хватающий полет.
Вершинным произведением этого периода, на мой взгляд, является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Здесь лучше всего ощущается эмоциональное состояние самого поэта. Я думаю, в этом стихотворении автор говорит об обреченности человечества. Складывается впечатление, что люди идут в никуда, ибо все в нашем мироздании повторяется, и ничего нового и лучшего не происходит:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Тоска и одиночество – вот что является действительным и реальным в настоящее время для лирического героя. Но самое страшное в том, что герой не видит выхода из сложившейся ситуации. Он смирился с несправедливостью:
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Я считаю, что данные стихотворения были написаны Блоком в одни из самых сложных лет в истории России. Поэтому подобные размышления были свойственны для многих людей того времени.
Разбор творчества
Писатель А. А. Блок был чувственным человеком, который восприимчиво относился к окружающему миру. Лики страшного мира в поэзии Блока стали основой стихотворений третьего тома в одноименном цикле (1910—1916). Эту тему писатель связывал с обличением буржуазного мира, а также проблемы города, его без духовности и социальных противоречий.
Иногда, кажется, что эти произведения предстают перед читателями из отдельных разделов целого произведения: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их публикации также логична. В первой части поэт описывает бессмысленную жизнь, следом за ней идет рассказ о судьбе человека и завершает этот цикл внутреннее состояние личности.
Особое впечатление производит стихотворение «Черная кровь». Произведение состоит из монолога лирического героя, который ранен низменной страстью. История включает в себя 9 частей и описывает двух героев. Концовка сочинения трагична, так как возлюбленную главного героя убивают.
Стихи Блока в «Страшном мире» основываются на угасании человеческих проявлений, а поэт все же теплица надеждой и пытается возродить личность.
Одним из сюжетов творчества поэта это омертвление городской цивилизации. Он писал о людях, которые не радуются солнцу и наступившему дню, для них все скучно и однообразно. У такой личности всегда опустошенность в душе и безразличие к жизни. Цикл «Жизнь моего приятеля» дает понять, что ежедневно возникают мелкие дела, которые отвлекают от реальности. Но как только герой остается один на один со своими размышлениями его окутывает грусть.
А. Блок в созданных произведениях затрагивал темы, которые интересуют каждого человека на определенном жизненном этапе. Он делал акцент на том, что в душе всегда возникает извечный спор и нужно сделать правильный выбор между:
- Добром и злом.
- Ненавистью и любовью.
Большинство людей запутываются, не могут решить ряд проблем только потому, что веселится и радоваться жизни искренне не умеют. Тогда их существование превращается в скучную рутину, когда день и ночь сливаются воедино и кажутся бессмысленными. Проводя анализ цикла Блока «Страшный мир», можно ощутить боль души. Но стоит помнить, что на протяжении всего существования присутствуют тяжелые испытания, которые впоследствии помогут по-настоящему оценить яркие и светлые моменты радости.
История создания
Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил её не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он всё же не мог её не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, как раз об этом.
К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое всё же возможно.
“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907–1916 годов написания.
Развернутый анализ
Тема родины проходит красной нитью через творчество многих русских поэтов. В начале 20 веке, в период поднятия революционных настроений, писатели и поэты поделились на два лагеря — те, кто принимал происходящие события и на тех, кто критиковал революционеров. Каждый творческий человек пытался отразить эти настроения в своем творчестве и тема родины в этот период стала набирать популярность.
Исторические события
В период своего зрелого творчества Блок создает цикл стихотворений о родине, в который и входит произведение, повторяющее название сборника. Стихотворение «Родина» написано в 1908 году, за несколько лет до революции 1917 года. И в этом произведении Блок выразил всю свою любовь к родине.
В 1908 году поэт, как и многие другие представители интеллигенции и народа, ждали перемен в политическом строе. Многие были недовольны царской властью и несправедливостью режима. Подавление революции 1905 года, период реакции, поражение в Японской войне наложили отпечаток на настроения в обществе.
Тема произведения
Стихотворение посвящено теме родины. В произведении показан тот образ России, который представляется лирическому герою. Можно выделить целый ряд особенностей образа. Для лирического героя родина — нищая, со старыми избами и разъезженной дорогой, в которой застревают колеса, на улице повсюду слышны ветровые песни. Герой выражает свое отношение к родине: ему ее не жаль, он готов принимать со всеми несовершенствами. У Блока тема родины тесно переплетается с темой любви к женщине и эти два образа сливаются в один. Поэт сравнивает Россию с доверчивой и простой женщиной, которую легко обмануть. Но такая женщина стойко переносит все тяготы жизни (Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней).
Композиционные особенности
Текст поделен на две смысловые части: первая состоит из пяти катренов, вторая — последние 6 строк. Обе части объединены мотивом дороги, который ярко показан в первой строфе и последней. Но эти образы противопоставлены друг другу. В начале дорога кажется лирическому герою долгой, грязной, непроходимой. А во второй части мотив дороги переплетается с мотивом надежды и возможности невозможного. Так вводится тема предвестия преобразований в стране, которые в скором времени грядут. Лирический герой верит в эти изменения.
Определение жанра
Последняя строфа помогает ввести в стихотворение гражданскую проблематику. Лирический герой выражает свои нежные чувства к родине, но также он недоволен положением страны, тем, что она нищая и бедная. Герой ждет изменений и перемен. Поэтому стихотворение можно отнести к гражданской лирике.
Мне нравится3Не нравится1
Тема
Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для её развития автор создал оригинальную систему образов. В центре её лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным её проявлениям: мечте, удаче и неудаче.
В первой строфе лирический герой говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, своё внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.
Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографическую основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.
В последних стихах лирический герой представляет, как встретит трудности жизни. Он знает, что встреча эта будет «враждующей»
. Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя»
. Однако герой не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.
Тема «страшного мира» в поэзии А. А. Блока
А. А. Блок со всей присущей его поэтическому сознанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Февральская революция дала поэту свежие силы, надежды на новое, светлое будущее России, что нашло отражение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».
Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Мировой Души — идеала, присутствующего почти в каждом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошлостью буржуазного быта, но он не может найти ей достойное противопоставление, мучаясь от неразрешимых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворений, получивший название «Страшный мир». Лирический герой этого цикла бредет во тьме, уже не испытывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго страсти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».
Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертвецом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться.
Блок понимал, что человек, поддавшийся соблазнам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не принятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл своей жизни.
Потеря духовных ценностей, и, как следствие этого, бессмысленность бытия угнетает Блока.
В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспевается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».
Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд.
Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнетает его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.
Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим.
В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в природе нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую желтизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему вокруг. Природа кажется лирическому герою враждебной:
Вон месяц, как палец, над кровлями громад
Гримасу корчит мне.
В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «мелочных забот», а на дне души, «безрадостной и черной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, высказать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смутным».
Лирический герой цикла «Страшный мир» одинок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навевает тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «скелет», «безносые женщины», «пляска смерти» — обилие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в стихотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощущение Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Жанр, направление и композиция
В цикле стихов «На поле Куликовом» имеется единая сюжетная линия. Также можно отметить лирические переживания героя. Вместе с тем, здесь упоминаются события многовековой истории Руси. Поэтому произведение относится к лиро-эпическому жанру.
Стихотворение принадлежит к литературному направлению символизм, которому А. Блок посвятил своё творчество.
Цикл состоит из пяти стихов. Каждый имеет свой сюжет:
- В первой части образ степной кобылицы, несущейся вперёд, является символом Родины, неумолимо идущей своим путём. Никто не может её остановить.
- Во второй части два друга воина готовятся к битве с татарами. Они настроены умереть, защищая свою землю. Родина уже становится подобна светлой жене.
- Третья часть повествует о том, что ночью в тревожном сне перед сражением людям слышался голос родной земли в криках лебедей. Они не зря считаются символом верности и любви. С неба сходит Богородица, чтобы вселить в души смелость, мужество и отвагу.
- В четвёртом стихе цикла герой возвращается в своё время. На душе его тревожно. Он слышит отзвуки прошлой битвы и мечется в поисках способа защитить свою Родину.
- В пятой части взор обращается в будущее. Оно туманно, но чувствуется, что скоро снова будет битва. Остаётся только надеть доспехи и помолиться.
Все части объединяет идея пересечения прошлого, настоящего и будущего времени.
Кажется, что лирический герой, ощущая тревожное состояние за судьбу Родины, попадает в прошлое и вместе с древними воинами готовится к битве.
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
- судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
- революция и роль интеллигенции в ней;
- верная любовь и дружба;
- судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
- роль поэта и поэзии в жизни общества;
- неразрывная связь человека и природы;
- вероисповедание и мироздание.
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.
Сочинение Страшный мир в поэзии Блока
В поэзии Блока легко увидеть тот самый Страшный мир. Он и сам по себе страшен, но ещё ужасней становится по контрасту с Идеалами Блока, например, с его Прекрасной дамой. Существует и цикл стихов с эти названием, и сборник.
Вот в стихотворении «За туманом…» уже и луга печальны, возможно, от несбыточности мечты. (Это, правда, из цикла о Даме.) Из сборника о Страшном мире наиболее известно стихотворение «В ресторане». Здесь вечная любовь, знакомство с прекрасной девушкой. Что страшного? Но сама обстановка… Цыганка визжит о любви, смычки скрипок какие-то иступленные, зал переполнен… и сама незнакомка, по моему ощущению, связана – закована в условности. Она бросает взгляды умоляющие на поэта, но для других насмехается над ним.
Стихотворение «Авиатор» показывает трагедию – крушение воздушного судна. В финале поэт задаёт риторические вопросы погибшему пилоту. Зачем был этот полёт? Чтобы в войнах будущего бомбы скинуть, чтобы «продажная» женщина восхитилась? Или это просто человеческая гордыня…
Пугает «Униженье», где описано что-то вроде притона (тут подлецы, шулера, которых Блок за людей не считает – «не людская рука»). Но именно тут происходит встреча поэта и его «вчерашнего ангела». Её шлейф напоминает ему змею, закат заставляет думать об эшафоте, всё кажется автору грязным. И закат «бьет», и свист «замогильный», а герой в сердце, как будто, получает удар каблуком.
В «Песне Ада» как раз прямо говорится о Страшном мире. Его основные черты: маски притворства и лести, мерзость всякая, пошлость, мрак… И ещё страшней, но уже фантастично: вокруг трупы друзей, которые ещё молят героя о помощи. А поэт идёт во мраке, потеряв надежду, идёт ужасам навстречу. Жутко.
Здесь два стихотворения с названием «Демон». В одном повествование от лица этого существа, которое разговаривает со своей жертвой, чей ужас его только вдохновляет. Он грозится заколдовать её, унести высоко-высоко. И предчувствует, смеясь, что жертву он сбросит вниз – в бездну. В другом тоже Демон размышляет вслух, вспоминая Тамару – мотивы Лермонтова. И это злое существо смеётся, что Деву никто не спасёт, для жениха есть чеченская пуля.
Также демон упомянут в стихотворении «Черная кровь». Там это образ чего-то нехорошего в сознании. (Говорят ведь, мол, мои демоны.) Почему-то влюбленному хочется ударить возлюбленную, задушить… Но он всё это объясняет влиянием демонов.
Мир Блоку кажется страшным, когда вокруг обыденность и пошлость. Кроме того, мир этот полон мистики, страшных для человека существ. Но во всем этом ужасе Александр Блок, я думаю, видел, как поэт, определенную красоту. Иначе, он не стал бы так в неё «всматриваться», она тянула его, как бездна.
11 класс
Тема
Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.
Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.
«Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова по плану кратко – тема, история создания, средства выразительности
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10
Билет 12
- Тема страшного мира в лирике Блока «Фабрика», «Сытые».
Русский поэт, драматург, литературный критик.
Александр Блок был романтическим поэтом . Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А.Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла.Так, если бы стихотворение «Фабрика» не имело названия, то читателю было бы трудно догадаться, о чем конкретно идет речь. Предметные образы вроде бы создают впечатление фабрики, но это слово не звучит в тексте. Не определена и социальная принадлежность лирических персонажей стихотворения, это просто люди, а не рабочие. Они названы «нищими», но не в значении «бедные», а скорее, «обездоленные». Ощущение недоговоренности усиливает упоминание «черного кого-то»,того кто предстает как символ власти над людьми, заставляющей их безропотно подчиняться. Эпитет «черный» нагнетает атмосферу страха и безнаказанности зла, «желтый» — значит мертвящий, бездушный. В стихотворении есть лирическое «я», как практически и во всех произведениях Блока . Лирический герой Блока в «Фабрике» как бы находится над городом, он и не с «черным», но и не с «нищими. Название стихотворения перерастает в символ злой судьбы человека раба. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить.
2.В.В.Маяковский-поэт,художник,человек. Ранняя лирика поэта.
Маяковский родился в Грузии, в семье Лестничего. 1902 г.-учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из тюрьмы, где он провел 11 месяцев. 1 стих-е «Ночь» опубликовал в футуристическом сборнике « Пощечина общественному вкусу. Маяковский вступил в литературу как футурист. В футуризме Маяковского привлекла энергия отрицания, критики. Ранние стихотворения Маяковского «Утро», «А вы могли бы . К ранней лирике поэта можно отнести стих-е «Нате». Пафос этого стих-я социальный. В изображаемом им мире нет места идеальному. Произведение пронизано духом бунтарства. Лирическому герою противопоставлена мещанская толпа. Вещный мир стих-я представлен предметами потребления: щи, белила, вещи. Лирический герой пытается докричаться до слушателя.Для этого Маяковский использует характерное качество гротеска — сочетание правдоподобности и фантастики.».. Поэзия Маяковского попытка приблизить будущее, направлена для потомков.
Идеальный герой «Прекрасной Дамы»
Герой является лирическим, идеальным, что живет в невероятном, волшебном мире. Он способен любить, имеет пылкое сердце и широкую душу. И его основная цель заключается в том, чтобы найти ту, кому сможет быть предан. По сути, это, пока что, всего лишь образ, но, герой верит, что она живет в реальном мире. Спустя время, герой начинает испытывать разочарование, спускаясь с небес на землю, и попадает в этот самый «страшный мир». Здесь живут такие же разочарованные личности, их очень много.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Решение задач Контрольные работы Эссе
Что вообще подразумевает цикл стихов «Страшный мир»? Если рассматривать внимательно, можно увидеть следующий перечень смысла:
- автор словно бы убирает все радужное с жизни человека, показывая этим реальность. Он сам с болью осознает, что под радужной оболочкой есть только черная грязь, пошлость, но самое ужасное, так это то, что он сам принимает участие в этом всем. Так что же собой представляет этот мир, который описывает Блок? На это есть разные мнения;
- для Блока самым страшным и опасным представляется в виде «мертвецов». Это те люди, что потеряли основное в жизни. Они лишились своей души, живут по зову плоти, чтобы быть принятыми в обществе. Это отравляет других, ведь ужасные поступки не могут пройти бесследно, задевая тех, кто живет рядом;
- цикл «Жизнь моего приятеля» рассказывает, что, подходя к тридцати годам жизни, человек начинает понимать, что у него нет сердца. Но как быть дальше? Ведь такой человек не способен испытывать любовь, и это ужасно;
- в мире, о котором идет речь, природа точно такая же. К примеру, луна донельзя желтая, настроена враждебностью и пошлостью к повседневности. Тот, кто не имеет сердца и души, видит мир только в ужасных оттенках.
Если вернутся к циклу стихов «Жизнь моего приятеля», то здесь можно отметить, что Блок выставляет напоказ отчаяние, что символизирует страшный грех. Полагает, что нет ничего хуже, чем отчаяние. Причем, поэт, понимает, что данный процесс омертвения происходит и с ним самим, но не хочет верить в то, что в его жизни есть данный грех, что он катится по наклонной.
К примеру, черти считают, что они ангелы, если посмотреть на них как на толпу. Они бы так не считали, если бы в мире жили люди, что имели чистую душу, живущие не только как велит им плоть. И в этом заключается ужас мира, где даже черти считаются ангелами.