Анализ стихотворения Северянина «Моя Россия»
17 февраля 2013
О своей безграничной, чистой и светлой любви к родине, к великой России говорили в стихах многие поэты. У кого-то это звучало лирично и душевно, у кого-то громко и пафосно.
И вот перед нами очередное произведение «Моя Россия». Его автор — Игорь Северянин. Само название говорит о том, что это личное восприятие автора, что это его понимание своей родины, что так видит он сам свою Россию.
Думается, что поставив в начале названия местоимение «моя», автор выразил таким образом гордость за свое отечество, за каждый уголок необъятной родины. Все здесь его: и широкие просторы, и живописная природа, и народ с его радостями и бедами.
При этом Игорь Северянин совершенно объективно оценивает окружающую его обстановку. Он видит не только красоту и радость бытия, от него не скрылись и негативные стороны жизни. Но он любит свою родину всякой: и ползущей, и крылатой. Не в этом ли истинные чувства? Так сын бескорыстно любит свою мать, которая не всегда нарядна и весела.
И эти эмоции, страдания, переживания глубоко взаимны. Недаром открывает Россия-матушка своему сыну всю красоту снеговых равнин и пламенно-ледяных ночей, поэт слышит и понимает мелодии, что поют девицы. Знает он и о бунтарях своей крылатой страны, уважает творчество коллег-писателей, стремится постичь передовые идеи и мысли.
Таким образом, можно сказать, что Северянин живет той жизнью, которую проживает каждый человек и вся страна в целом. Поэтому, не смотря на то что его Россия страна безбожная, для него, как и для большинства из нас она священная. Пусть новые поэты слагают достойные гимны России, но пусть наши сердца и умы запомнят простые и понятные строки, посвященные России начала XX века:
Ее мечты передовые, Ее порывы огневые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна.
Гордость за свою Россию, такую разную, но такую родную автор передает своим потомкам. Так будем же гордиться родной державой, научимся видеть в ней больше хорошего, чем плохого, станем участниками возрождения и становления великой страны и живописной природы.
Анализ стихотворения Северянина «Моя Россия»
Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений
Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере
«авто», и наизобретал кучу салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила на самопародию. Необходимо отметить, что излюбленными стихотворными формами Игоря Северянина были сонет и рондо, хотя он выдумал и такие формы, какие искусству стихосложения были неведомы до него: миньонет, дизэль, кэнзель, секста, рондолет, перекат, перелив, переплеск, квинтина, квадрат квадратов.
Он часто называл свои произведения по названиям музыкальных жанров и форм: «Увертюра», «Рондо», «Интермеццо», «Соната», «Интродукция», «Прелюдия», «Баллада», «Фантазия», «Романс», «Импровизация», «Лейтмотив», «Канон», «Дифирамб», «Гимн», «Элегия», «Симфония», «Дуэт душ», «Квартет». Излюбленная поэтом музыкальная форма — песня: «Песня», «Chanson russe», «Chanson coquette», «Шансонетка горничной», «Бриндизи» (итальянская застольная песня), «Эпиталама» (свадебная песня), «Серенада». Есть и колыбельные песни — «Berceus сирени», «Малиновый berceus», «Berceus томления».
Игорь-Северянин отдал дань танцу: «Шампанский полонез», «Хабанера», «Кадрильон» (от кадриль), «Вальс», «Пляска мая», «Фокстрот». В названиях стихотворений встречаются аккорд, октава, лейтмотив, мотив и мелодия. Анализ стихотворений: 1) Стихотворение «Град».
Качнуло небо гневом грома, Метнулась молния — и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой И поднял я бокал высоко,— Блеснули мысли для наград Я пил вино, и в грезах сока В моем бокале таял град Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым.
В стихотворении множество аллитераций — многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие.
Продолжение на след. странице
Биография 3 Анализ творчества 5 Анализ стихотворений 6 1) Стихотворение «Град». 6 2) Стихотворение «Ананасы в шампанском». 7 Заключение 8 Список литературы 11 Игорь Северянин (Настоящее имя Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941 гг. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Характеристика автора Слова о полку Игореве складывается из трех разных частей из его исторических взглядов по данным самой поэмы, из его отношения к современным ему князьям и из сопоставления поэта историка с другими современными ему историками летописцами.
В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты. Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко
«Анализ стихотворения И. Северянина «Моя Россия»»
Стихотворение «Моя Россия» написано Игорем Северяниным. Оно очень красиво и содержательно. Автор хочет показать всю Родину: и ее природу («равнины снеговые», «соловьи ночные», «ночи пламно-ледяные»), и ее жителей («писатели живые», «бабы избяные», «цыгане кочевые»). Автор восторгается и гордится Отечеством, и такие же чувства испытывает каждый, кто читает это стихотворение. Поэт очень часто использует местоимение «ее», но и с гордостью употребляет «наше» (солнце и луна). То есть Россия — это не только все ее безбрежные просторы и природные богатства, но и человеческие заслуги. Игорь Северянин достигает своей поэтической цели, используя тропы. В стихотворении присутствуют сравнения (голоса девиц «молодые как весна», «разливные как волна»). Также в этом произведении есть много восклицательных конструкций:
Их кубки полные вина! Их шей лебяжья крутизна!
В стихотворении есть анафора:
Ее мечты передовые, Ее порывы огневые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна.
Стихотворение богато эпитетами, которые помогают описать все достоинства России («песни разрывные», «крылатая страна», «бунты удалые»)… Это произведение написано ямбом, где встречается и пиррихий. Присутствуют простая, мужская, точная (страна — дана) рифмы. Рифмовка — кольцевая. Также в этом стихотворении можно увидеть и приемы аллитерации:
И тройки бешено-степные, И это сбруи золотые, И кряльчатые пристяжные Их шей лебяжья крутизна.
Автор объективно показывает Россию в своем произведении. Да, у нее есть и недостатки, и достоинства! Но это наша родина! Хотя Россия «безбожная» и «ползучая», в то же время она «священная» и «крылатая».
«Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.
Написанное в 1915 году стихотворение «Увертюра» принесло Северянину славу «салонного» лирика.
История создания этого произведения была такова: В.В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов «Ананасы в шампанском».
Стихотворение создает ощущение восторга, торжественности, и вместе с тем нервозности и истеричности. Оно символизирует время, в котором творил поэт. Неудовлетворенность жизнью рождало у многих стремление уйти от реальности. В творческих людях рождалось новое мироощущение. Восторженно выкрикивая «ананасы в шампанском!», поэт вдохновляется и «берется за перо!». В этом внезапном вдохновении выражается лиричность героя, который бежит от пустоты действительности и пафоса.
Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как «пульс вечеров!» Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.
Картина «легкой жизни» передана благодаря теме женщин в высшем свете. Девушки «нервны», дамское общество «остро». Такая среда жестока, она способна «трагедию жизни» претворить в «грезофарс».
Атмосфера толкает что –то предпринять , куда-то отправиться: «из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!» Нервный ритм, неожиданное соединение несовместимого укладывается в трех строфах стихотворения.
Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.
Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.
Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.
Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.
При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.
Лирическое стихотворение «Увертюра» можно отнести к песенному жанру. Не зря автор дал такое название стиху, сравнивая его с музыкальным произведением.
Творчество Игоря Северянина сильно отличается от творений его современников. В нем больше стремления к новизне, смелости. Сейчас стихотворение «Увертюра» актуально как никогда раньше. Неприятие жизни по навязанным стереотипам, равно как и бессмысленной гонки за модой, явились для автора импульсом для создания этого шедевра литературы.
- «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
- «Классические розы», анализ стихотворения Северянина
- «Град», анализ стихотворения Северянина
- «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
- «Родник», анализ стихотворения Северянина
- «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- Игорь Северянин, краткая биография
По произведению: «Увертюра»
По писателю: Северянин Игорь
«Анализ стихотворения И. Северянина «Моя Россия»»
Стихотворение «Моя Россия» написано Игорем Северяниным. Оно очень красиво и содержательно. Автор хочет показать всю Родину: и ее природу («равнины снеговые», «соловьи ночные», «ночи пламно-ледяные»), и ее жителей («писатели живые», «бабы избяные», «цыгане кочевые»). Автор восторгается и гордится Отечеством, и такие же чувства испытывает каждый, кто читает это стихотворение. Поэт очень часто использует местоимение «ее», но и с гордостью употребляет «наше» (солнце и луна). То есть Россия — это не только все ее безбрежные просторы и природные богатства, но и человеческие заслуги. Игорь Северянин достигает своей поэтической цели, используя тропы. В стихотворении присутствуют сравнения (голоса девиц «молодые как весна», «разливные как волна»). Также в этом произведении есть много восклицательных конструкций:
Их кубки полные вина! Их шей лебяжья крутизна!
В стихотворении есть анафора:
Ее мечты передовые, Ее порывы огневые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна.
Стихотворение богато эпитетами, которые помогают описать все достоинства России («песни разрывные», «крылатая страна», «бунты удалые»)… Это произведение написано ямбом, где встречается и пиррихий. Присутствуют простая, мужская, точная (страна — дана) рифмы. Рифмовка — кольцевая. Также в этом стихотворении можно увидеть и приемы аллитерации:
И тройки бешено-степные, И это сбруи золотые, И кряльчатые пристяжные Их шей лебяжья крутизна.
Автор объективно показывает Россию в своем произведении. Да, у нее есть и недостатки, и достоинства! Но это наша родина! Хотя Россия «безбожная» и «ползучая», в то же время она «священная» и «крылатая».
[править] Северянин и Маяковский
Северянина невозбранно троллил Владимир Владимирович Маяковский, написавший о гениальном поэте такие правдивые строки:
Те самые ананасы!
И эту секунду, бенгальскую, громкую, я ни на что б не выменял, я ни на… А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе! |
Также Маяковский намекал на сомнительный моральный облик любителей Северянина:
Если б он, приведенный на убой, вдруг увидел, израненный, как вы измазанной в котлете губой похотливо напеваете Северянина! Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?! Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду! |
Есть предположение, что строчки Маяковского «Ешь ананасы и рябчиков жуй!» тоже имеют отношение к «ананасам в шампанском» Северянина. В 1918 году в Питерском политехе проходил вечер поэзии, носивший соревновательный характер. Все зрительские симпатии были на стороне сабжа. Уделал Вовочку как мелкого, одной левой.
Анализ стихотворения «Стансы» Сергея Есенина
Стихотворение «Стансы» Сергея Есенина
Стихи «Стансы» Сергея Есенина посвящены его бакинскому другу Петру Чагину.
Стихотворение написано осенью 1924 года. В эту пору поэт гостит в Азербайджане, где его опекает П. Чагин, видный коммунист и редактор местной газеты. Собственно, ему и адресованы эти откровенные, местами хулиганские, строки. По жанру – автопортрет, творческий манифест, полемика. Стансы – еще и жанр средневековой лирики. Автор с ходу бросается в бой: «о своем таланте знаю». Его дар отдан не служению искусству ради самого искусства, а жизни, кровно связанной с родным краем, временем, людьми. Ему подвластна любая тема, однако кривить душой в угоду конъюнктуре он не будет. «Певцом и гражданином»: вполне преданный идеям революции, он имеет свою точку зрения на многие из них. Поэт чувствует свою ответственность перед крестьянской Россией, чьим голосом себя всегда считал. В стихе и некоторых оборотах отчетлива интонация В. Маяковского («давят череп мне», «великих штатах СССР»).
Поэт без ложной скромности повествует о своих буднях и праздниках. Скрывать что-либо смысла нет: ведь уже «прокатилась дурная слава» о нем как о скандалисте. Впрочем, разве что по столице. Остальной России было явно не до того. В нескольких строфах он в анекдотическом тоне рисует картину своего бегства из Москвы. Кутежи и приводы в милицию, которую он шутливо благодарит за заботу о его моральном облике. «Не чета каким-то Демьянам»: имеется в виду пламенный пролетарский поэт Д. Бедный. «Прозрений дивный свет» — знак подлинного мастера, способного смотреть в глубину явлений. Кажется, Д. Бедному он в этом качестве решительно отказывал. «Я вам не кенар»: тот, что искусно подражает чужим песням, кого учат петь с чужого голоса. Обращение к самому себе (что для С. Есенина не ново): «давай, Сергей». Именно в Баку он дал клятву, наконец, одолеть том К. Маркса. Но заранее предвидит, что его «премудрость» будет изрядно скучной. Но на какие жертвы не пойдешь, чтобы проникнуть в тайну ленинской эры. Экономическая теория и практика, научно-технический прогресс – отныне его Муза. Фонари ярче звезд, нефтяные вышки лучше храмов. В финале – автор покоряется чарам К. Маркса, хотя и вновь с непередаваемой иронией. Фразеологический оборот: не фунт изюму. Сравнение: как ветр по краю, как ручьи, как крылам, как буквы. Повелительные, чуть насмешливые, обращения: вертитесь, милые! Перечисления, повторы, эпитеты (мистических туманов, звездный куль). Диалог и монолог, инверсия (мелькают города), имена и названия. Метафора (вечер рассыпал), рефрены, прозаизмы.
«Стансы» С. Есенина – поиск своего места в советской действительности, критический взгляд на современную поэзию.
LiveInternetLiveInternet
Игорь-Северянин
Ни доброго взгляда, ни нежного слова — Всего, что бесценно пустынным мечтам… А сердце… а сердце все просит былого! А солнце… а солнце — надгробным крестам!
И все — невозможно! и все — невозвратно! Несбыточней бывшего нет ничего… И ты, вся святая когда-то, развратна… Развратна! — не надо лица твоего!..
Спуститесь, как флеры, туманы забвенья, Спасите, укройте обломки подков… Бывают и годы, короче мгновенья, Но есть и мгновенья, длиннее веков!
Игорь-Северянин
Еще подростком Игорь Северянин влюбился в Евгению Гуцан, которая оказалась его соседкой по имению в Гатчине.
Евгения Гуцан
Его юношеская привязанность очень скоро переросла в сильное чувство, и 18-летний начинающий поэт предложил своей избраннице руку и сердце. Впрочем, о свадьбе не могло быть и речи, потому что обе семьи не отличались финансовым благополучием. Тогда Северянин поселился со своей возлюбленной на съемной квартире в Петербурге и целый год искренне считал себя женатым человеком.
Жила пара очень бедно. Игорь-Северянин пытался зарабатывать на жизнь тем, что изредка публиковал стихи, а его избранница оказалась прекрасной рукодельницей. Но совместного дохода хватало лишь на скромное питание и оплату жилья. Поэтому когда девушка забеременела, то приняла решение устроить свою жизнь древним, как мир, способом, став содержанкой одного богатого пожилого господина.
Этот поступок любимой настолько потряс поэта, что в 1909 году он написал стихотворение «Стансы», в котором обвинил избранницу во всех смертных грехах. Конечно, можно понять ту душевную боль, которую в тот момент испытывал Игорь-Северянин. Именно поэтому и родились обличительны строки: «И ты, вся святая когда-то, развратна…». Автор обличает свою возлюбленную и, вместе с тем, мечтает о том, чтобы вернуть прошлое, хотя и понимает, что теперь это невозможно. Даже если его любимая и согласится оставить свое ремесло продажной девки, то вряд ли они смогут быть снова так же счастливы, как раньше. Но у будущей матери его ребенка даже и мыслей нет о том, чтобы возвратиться в крохотную квартирку, тесную даже для двоих. «Ни доброго взгляда, ни нежного слова» она не намерена больше дарить человеку, которого когда-то любила.
Спустя годы Игорь-Северянин признавался, что он в то время был действительно молодым и глупым. Вместо стихов ему следовало бы найти хорошую работу и создать семью, чтобы спасти Женечку, которую в своих произведениях он из-за роскошных волос называл Златой. Но, с другой стороны, тогда бы Игорь-Северянин не состоялся бы, как поэт. Поэтому в жертву литературному дару он принес самое ценное, что имел – любимого человека и личное счастье.
В тот же момент, когда поэт узнал об измене своей избранницы, ему хотелось забыться и вернуться к жизни уже другим человеком. Однако долгожданное освобождение от мыслей и чувств все не наступало. Поэтому автор и написал, что «бывают и годы короче мгновенья, но есть и мгновенья длиннее веков!».
pishi-stihi.ru
«Град», анализ стихотворения Северянина
Имя Игоря Северянина, поэта Серебряного века, стало широко известно читателю сравнительно недавно. В советское время его стихи были запрещены как идеологические вредные. Сейчас нам доступно все творчество поэта, и можно изучать его, наслаждаться, давать свою оценку.
В начале двадцатого века среди мастеров художественного слова существовал такой вид развлечений, как литературная дуэль. Один из участников такой дуэли должен быль задать тему и в стихотворной форме выразить ее своему оппоненту. Второй «дуэлянт» в ответ готовил свое стихотворение. Иногда такой поединок мог длиться несколько лет.
Игорь Северянин однажды стал участником такого соревнования. Его напарником был Дмитрий Николаев, который публиковался под псевдонимом Дорин. Так в 1909 году появилось стихотворение «Град». История сохранила для нас описание случая, когда Игорь Северянин, будучи на даче у своих знакомых, написал за несколько минут это стихотворение и вручил его своему другу с дарственной подписью. Этот экспромт оказался удачным, в чем мы можем теперь убедиться, спустя много лет.
Из названия произведения «Град» сразу становится понятно содержание, это описание стихии природы, а именно града. Тема — единство природы с человеком, ее влияние на духовное состояние творческой личности. Динамично и необыкновенно точно изображена погода в момент начала и развития дождя с градом: качнуло небо громом, затем метнулась молния, и следом запрыгал по воде у парома град. Примечательно, что автор использует контраст в описании каждого явления: гром называет гневным, молния «метнулась», а град – наоборот ласково определил как «серебристый».
Во второй строфе показано состояние души поэта в момент вдохновения, вызванного картиной природы и погоды. Как будто зима на миг впорхнула в июльский день. И это вызвало у автора новые мысли, которые сложились в стихотворение.
И вот, автор поднимает высоко бокал, в нем тает град, плещется вино, а поэт торжественно излагает в строках своего произведения увиденное им.
Конечно же, автор выступает лирическим героем, который сумел даже опасное стихийное явление град описать мелодично и красочно, передать читателю влияние погоды на состояние его души. Удивительный миг, несмотря на грозность этого яркого и эмоционального явления, искренне восхищает автора. Любуясь красотой стихии, Игорь Северянин радуется тому, что наблюдает за ней, и не может не поделиться своим восторгом с окружающими его людьми. Природа живет своей собственной таинственной жизнью, а человек становится к ней причастным на вершине своего духовного развития.
Четкий ритм, плавность и соразмерность перекрестной рифмы характерно для стихотворения «Град». А то, что оно написано в энергичном стиле, с ударением на четные слоги, дает нам право утверждать, что применен такой распространенный стихотворный размер, как ямб.
Романтичность этого лирического произведения передается с помощью использования множества эпитетов, сравнений и метафор. Практически из троп «соткано» все стихотворение: небо качнуло, гром гневный, град запрыгал, град «как серебристый виноград», «вспорхнула искорка», «июль дохнул», мысли блеснули, грезы сока.
Игорь Северянин, воспевая красоту природы и стихии, показал и красоту своей души. Его искренний, чувственный , глубокий стих нашел отклик в сердцах читателей.
Стихотворение «Град» еще раз подтверждает гениальность его автора. Это произведение создано в манере, не свойственной поэту. В этот раз стиль его написания не новаторский, а скорее классический. Тем не менее, можно смело утверждать, что Игорь Северянин превзошел своего соперника в литературной дуэли, а мы, читатели, теперь имеем возможность наслаждаться прекрасным литературным произведениям автора.
- «Классические розы», анализ стихотворения Северянина
- «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
- «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
- «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
- «Родник», анализ стихотворения Северянина
- «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- Игорь Северянин, краткая биография
По произведению: «Град»
По писателю: Северянин Игорь
Анализ стихотворения Северянина «Моя Россия»
Поэт Игорь Северянин отказался принимать идеи революции и в 1918 году эмигрировал в Эстонию, которая до Великой Отечественной войны оставалась независимым европейским государством. Однако один из ярчайших русских эгофутуристов пристально следил за событиями в СССР и не переставал удивляться тому, что его родина все же находит в себе силы подняться с коленей. И это несмотря на то, что все духовные принципы активно уничтожаются, а место молитвам уступают идеологические лозунги, лишенные человеколюбия и порой даже здравого смысла. «Моя безбожная Россия» — именно так поэт обращается в своем стихотворении «Моя Россия» (1924 год) к стране, которой оказался не нужен. Таких, как он, талантливых и неприкаянных, после революции оказалось очень много. Те, кто не успел уехать из России, были попросту раздавлены и уничтожены той беспощадной силой, которая вырвалась на свободу и под видом изменения мира к лучшему превратила его в руины. Однако Игорь Северянин убежден, что ни одна революция не в состоянии уничтожить исконно русский дух, благодаря которому эта страна все равно остается непобедимой
. И никакие «порывы огневые» не в состоянии стереть из людской памяти «эти земли неземные», наполненные голосами «девиц грудных», их песнями, звоном кубков с вином и бренчанием лошадиных сбруй.
Автор понимает, что его родина сочетает в себе удивительным образом православие и язычество, любовь и ненависть, грязи и чистоту. Неслучайно в качестве эпиграфа к этому произведению Игорь Северянин взял строчку из стихотворения Александр Блока «И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Действительно, роскошь в России граничит с нищетой, и из-под соболиной шубы могут торчать рваные лапти. Однако именно этими противоречиями и сильная страна, которую автор, несмотря ни на что, бесконечно любит и вспоминает с особой нежностью. Северянин искренне верит в то, что его родина, несмотря не все выпавшие на ее долю испытания, сможет сохранить ту первозданность и безыскусность, которые защищают от врага надежнее любого оружия. Именно поэтому поэт с болью и радостью одновременно восклицает: «Ползучая моя Россия, крылатая моя страна!». И в этой фразе нет пафоса, присущего многим стихам послереволюционного периода. В ней отражена сама суть страны, которая может возродиться даже тогда, когда практически полностью уничтожено, обескровлена и поругана.