Михаил Лермонтов
«Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829 годом. К тому же периоду времени относится начало работы над поэмой. В произведении нашлось место большинству мотивов, впоследствии встречающихся в «Демоне» и являющихся отражением трагического мировосприятия Михаила Юрьевича. Юный поэт страдает от одиночества, не верит в существование искренней любви и в силу добра, скептически относится к окружающей действительности. К осмыслению природы демонизма он обращается на протяжении всей жизни. Косвенно или напрямую тема присутствует в поэмах «Азраил», «Ангел смерти» и «Сказка для детей», романе «Герой нашего времени», балладе «Тамара», драмах «Два брата» и «Маскарад», незавершенном произведении «Вадим».
Своим стихотворением Лермонтов продолжает развивать мотив демонизма, придерживаясь классической европейской традиции. Она восходит к библейской истории о падшем ангеле, восставшем против бога и превращенным им в духа зла. Вариации этой легенды встречаются в творчестве Мильтона, Гете, Клопштока, Байрона, Виньи, Мура. В России одним из первооткрывателей темы считается Пушкин, написавший в 1823 году стихотворение «Демон». Оно настолько впечатлило пятнадцатилетнего Михаила Юрьевича, что тот сочинил своего рода ответ. Важнейшее отличие в восприятии демонической темы у двух поэтов отражается уже в названии. У Лермонтова к слову «демон» прибавляется местоимение «мой».
Первые восемь строк стихотворения Михаила Юрьевича — изображение духа зла через описание пейзажа. Важнейшую роль здесь играет ощущение движения — Демон носится между облаков. Он наслаждается роковыми бурями, пеной рек и шумом дубрав. Его мятежная душа постоянно стремится к действию. Трон Демона, осмелившегося отказаться от власти бога, находится средь желтых облетевших листьев. Дух зла, унылый и мрачный, подвержен страстям, но старается подавить их в себе. Всесильность Демона сочетается с тотальным одиночеством. Только «онемевшие ветры» способны существовать рядом с ним. Лермонтов явно восхищен главным героем стихотворения. Поэту импонирует его мятежность, сила духа, умение управлять собственными страстями. Величие образа духа зла передается Михаилом Юрьевичем при помощи высокой лексики и устаревших слов.
Мой демон
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
О чём?
В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.
Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.
Темы
- Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
- Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
- Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
- Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
Анализ стиха Мой демон Лермонтова
Эта поэма считается основополагающей из всех романтических русских поэзий. Поэт работал над ней фактически на протяжении всей своей творческой карьеры, создал он 8 разных вариантов данной поэмы. В ней мы наблюдаем картину его любимого Кавказа, природой которого он вдохновлялся, также философское сравнение добра и зла в мире. Поэма была создана на основании мифа о падшем ангеле, узнав о котором, он сразу же решил раскрыть мысль и сотворить то, что читают до сих пор.
Главный герой — тот самый Падший Ангел, страдающий от своего душевного состояния (одной из проявляющихся черт его характера — дерзость). Теперь, давайте поговорим о всех героях этого произведения:
— Демон — Лермонтов сотворил «своего» демона, опираясь на уже описанного в Библии. Можно сказать, что главный герой наказан собственной жизнью потому, что она ему дана вечной, но счастливым не быть никогда. Но вот однажды, он встречает девушку необыкновенной красоты не только внешней, но и внутренней — душевной.
— Тамара — невероятного ума девушка, верующая в Бога. Хочет приносить только добро. Не зря Падший Ангел влюбился именно в неё, таким образом он хочет найти спасение. Поняв, что именно она — его судьба, он встаёт на путь истинные и решается творить только добро. Но из-за своей гордости и эгоизма, он не справляется и все его планы рушатся.
— Любовь — имеет невероятную силу. Именно она может давайте героям как безграничное счастье, так и бесконечными муками.
— Одиночество — сильнейшее чувство, которое рано или поздно испытывает каждый человек. Демон начинает ещё больше понимать, что он одинок, после любви к смертной девушке. Именно она пробудила в нем безграничные чувства. При чтении нам кажется, что иногда он даже готов преклониться перед Богом.
— Борьба — Демон больше не хочет находиться в этом мире, он не живёт, а существует. Даже зло ему больше не приносит счастья. Оставшийся шанс — любовь к искренней девушке, которая поможет ему.
— Вера — благодаря вере в Бога, Тамара спасётся от мучений в Аду. Жениха княжны губит именно то, что он спокойно относится к религии
Демон, привлекая внимание красивой девушки, говорит ей, что Бог только на небе и на земле его не существует, он не знает, что здесь происходит. Девушка не поддалась злу и вскоре её спас Ангел-Хранитель
Лермонтов в своей поэме описал трагедию, которая была, есть и будет существовать в мире. Она связана, с проблемой духовных ценностей людей
Поэма привлекает внимание своим слогом, содержанием и актуальностью проблемы в любое время
Мой демон 1829 кратко, по плану. Краткое содержание
Михаил Лермонтов — Собранье зол его стихия ( Мой демон )
Собранье зол его стихия.Носясь меж дымных облаков,Он любит бури роковые, № 4 И пену рек, и шум дубров.Меж листьев желтых, облетевших,Стоит его недвижный трон;На нем, средь ветров онемевших, № 8 Сидит уныл и мрачен он.Он недоверчивость вселяет,Он презрел чистую любовь,Он все моленья отвергает, № 12 Он равнодушно видит кровь,И звук высоких ощущенийОн давит голосом страстей,И муза кротких вдохновений № 16 Страшится неземных очей.
Sobranye zol yego stikhia.Nosyas mezh dymnykh oblakov,On lyubit buri rokovye,I penu rek, i shum dubrov.Mezh listyev zheltykh, obletevshikh,Stoit yego nedvizhny tron;Na nem, sred vetrov onemevshikh,Sidit unyl i mrachen on.On nedoverchivost vselyayet,On prezrel chistuyu lyubov,On vse molenya otvergayet,On ravnodushno vidit krov,I zvuk vysokikh oshchushchenyOn davit golosom strastey,I muza krotkikh vdokhnovenyStrashitsya nezemnykh ochey.
Cj,hfymt pjk tuj cnb[bz/Yjczcm vt; lsvys[ j,kfrjd,Jy k/,bn ,ehb hjrjdst,B gtye htr, b iev le,hjd/Vt; kbcnmtd ;tkns[, j,ktntdib[,Cnjbn tuj ytldb;ysq nhjy;Yf ytv, chtlm dtnhjd jytvtdib[,Cblbn eysk b vhfxty jy/Jy ytljdthxbdjcnm dctkztn,Jy ghtphtk xbcne/ k/,jdm,Jy dct vjktymz jndthuftn,Jy hfdyjleiyj dblbn rhjdm,B pder dscjrb[ joeotybqJy lfdbn ujkjcjv cnhfcntq,B vepf rhjnrb[ dlj[yjdtybqCnhfibncz ytptvys[ jxtq/
Анализ стихотворения «Мой демон» Михаила Лермонтова
Многие помнят известную поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон». Стихотворение «Мой демон» является одним из набросков к этому творению, однако его можно воспринимать, как отдельное самостоятельное произведение. Разнообразных черновиков сохранилось множество, они переделывались автором год за годом. В повествовании менялись события, но лирический герой и его страдания оставались прежними.
Первый вариант, сохранившийся под названием «Мой демон», был написан пятнадцатилетним Лермонтовым в 1829 году. В этом стихотворении отражено всё одиночество, вся боль молодого поэта, его отсутствие веры в свет, любовь, добро.
Главным мотивом здесь выступает мотив демонизма, который является классическим в европейской культуре и её традициях. Эта история обязана своими корнями истории библейской, рассказывающей о падшем ангеле, который пошёл против бога и за это был обращён в демона. Также в основе произведения лежит и некоторая часть народного фольклора, в котором есть сказ о девушке-грузинке, которую поглотил горный дух.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом и имеет перекрёстную рифмовку, сочетая в себе чередование женской и мужской рифмы. Композиционно оно состоит из шестнадцати строк и является астрофическим, то есть, не разделённым на строфы, что придаёт целостность образу лирического героя — демона.
В первой половине стиха Лермонтов изображает его через природу и описания пейзажа в движении — пена рек, шум дубров. С помощью анафоры продолжает раскрывать сущность героя, начиная строки со слова «он». Также поэт использует такие средства выразительности, как ассонансы, эпитеты («бури роковые», «чистую любовь», «высоких ощущений»), метафоры («ветров онемевших», «пена рек»), чтобы придать величие создаваемого образа демона, для этого же он оперирует некоторыми устаревшими словами («неземных») и высокой лексикой («моленья», «очей»). В кульминации, которую содержит в себе вторая часть стихотворения, автор даёт понять, что демон, несмотря на свои пороки, всё же подвластен чувствам, но «звук высоких ощущений он давит голосом страстей».
Особенно интересным является то, что во всём стихотворении ни разу не было использовано само слово «демон». А в названии оно стоит рядом с притяжательным местоимением «мой», что может указывать на близость лирического героя произведения самому автору, его глубокая связь с этой фигурой в произведении.
http://yebanko.ru/analiz/lermontov/sobranye
http://litcult.ru/lyrics.analiz/840
Критика
В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание
Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В
Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.
Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.
Жанр и направление
В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».
Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.
Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).
Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.
Проблематика
Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.
Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.
Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.
Главные герои и их характеристика
- Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
- Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.