Анализ стихотворения лермонтова «разлука»

Стихи к екатерине александровне сушковой

История создания

Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.

Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».

Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.История создания – Стих написан в 1817 году и посвящен близкому другу поэта – Кюхельбекеру.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.

Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы».

Эпитеты – «последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого».

Олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».

Сушкова Екатерина Александровна

18 марта 1812 — 10 октября 
1868

русская дворянка, мемуаристка

Екатерина Александровна родилась
18 марта 1812 года в Симбирске. С младенчества
была разлучена с родителями и 
до двух лет воспитывалась в доме
деда Василия Михайловича Сушкова
(1747-1819), бывшего Симбирского губернатора.
После, до шести лет, проживала с родителями
в Пензе, а потом в Москве. Семейная жизнь
родителей не сложилась. По воспоминаниям А.М.Фадеева отец Екатерины
Александр Васильевич Сушков:

В 1820 году родители Екатерины разъехались.
Отец, посчитав, что жена больная 
сердцем не может воспитывать 
детей, силой забрал их себе и отдал 
Екатерину и её младшую сестру
Елизавету (1815-1883) на воспитание своей
сестре.

В богатом доме своей тетки Марии 
Васильевны Беклешовой (1792-1863) Екатерина 
жила до замужества. В 1829 году Екатерину 
стали вывозить в свет, где она 
имела успех и поклонников. Многие
считали Екатерину суетной и 
слишком светско-пустой девушкой, возможно
это мнение составилось вследствие того,
что её тетка Беклешова очень любила свет
и держала свой дом открытым. У них была
вечная сутолока, обеды и балы. Сама Екатерина
признавалась:

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Разлука»

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор»)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «К Сушковой» было написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой – первой возлюбленной поэта. Известно, что любовь Лермонтова была безответной, имела продолжение – по прошествии некоторого времени – и закончилась для Сушковой довольно печально. Однако первый «этап» этого романа завершился грустно для самого Лермонтова – его юношеские чувства были безжалостно отвергнуты. Думаю, поэт пишет стихотворение-обращение «К Сушковой», подводя своеобразный итог этой любовной истории По форме произведение легко и непринужденно. В нем герой беззаботно прощается с предметом своего увлечения: Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор Не билось сердце у меня. Однако он признается, что, при необходимости разлуки, почувствовал грусть и свою привязанность к девушке: Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть; Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить. Однако это ни в коем случае не любовь! – предупреждает герой: Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать! Так ли это на самом деле? Зная автобиографический подтекст этого произведения, можно предположить, что беззаботность – это всего лишь маска. Вполне возможно, что лирический герой страдает и страдает сильно. Что является причиной его переживаний – чувство любви или ущемленное самолюбие? Трудно сказать, однако, на мой взгляд, в стихотворении все же преобладает теплая и дружеская интонация. Герой хочет показать, что видит в героине скорее доброго друга, способного отвлечь его от горестных мыслей и суеты бренного мира: Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить. Стихотворений состоит из трех строф, планомерно развивающих авторскую мысль. Зачин — героя не было даже намека на чувство к героине. Развитие темы — предстоящая разлука выявила его привязанность к девушке. Вывод — это не любовь, а скорее, дружеская привязанность, которая способна утешить лирического героя, страдающего в этом мире. Художественный строй стихотворения основывается на метафорах:«не слыхал в груди огня», «разлуки первый звук», «предвестник мук», «блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить». По жанру стихотворение представляет собой обращение, поэтому оно построено как диалог, что придает ему живости и эмоциональности. В плане синтаксиса это выражается в наличие вопросительных и восклицательных предложений (вторая строфа), в лексических повторах («Нет, нет, он не предвестник мук»; «Однако же хоть день, хоть час…»). С фонетической точки зрения в произведении наблюдаются аллитерации: повторы звонких согласных, например («разлуки первый звук»). Стихотворение создано с помощью перекрестной рифмовки, с преобладанием точных мужских рифм. Оно написано четырехстопным хореем с пиррихиями и спондеями. Таким образом, «К Сушковой» — высокохудожественное произведение юного Лермонтова, написанное в жанре обращения. Несмотря на то, что оно было создано шестнадцатилетним юношей, стихотворение содержит в себе основные черты стиля великого русского поэта.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Благодарность за отказ

По сути стихотворение является благодарностью Сушковой за отказ и получение первого печального опыта отвергнутого любовника.

Без смеха – уже хорошо, пусть пока страсть и отвергнута, а небольшое внимание к ухажеру притворно. Во второй строфе автор, по сути, признается в любви к девушке, но он не хочет, чтобы она в отношении его чувств ограничилась только благодарностью. Во второй строфе автор, по сути, признается в любви к девушке, но он не хочет, чтобы она в отношении его чувств ограничилась только благодарностью

Во второй строфе автор, по сути, признается в любви к девушке, но он не хочет, чтобы она в отношении его чувств ограничилась только благодарностью.

Лирический герой не желает стать одним из рабов сердца героини и получить за это благодарность, вместо язвительной укоризны, которая адресуется в адрес тех, кто отказался от рабства.

В финальном катрене герой благодарит девушку за отказ, ведь, как бы горек он не был, но он испытал в сердце радость любви.

Как показала история, Лермонтов в этот момент только вступал в бой за сердце Екатерины и получит в конце концов ответ «Да», пусть для этого и придется играть не по правилам своей чести, а по законам светского общества того времени.

Композиция

Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.

Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.

В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Проведя анализ непродолжительной жизни поэта, можно понять, что любовных отношений в ней было не так уж и много. Виной всему образ Лермонтова, впечатление, которое он производил на окружающих.

Одна из его муз, А. О. Смирнова, которой посвящены многие произведения Лермонтова лирического характера, говорила, что Михаил Юрьевич производит впечатление злого, дерзкого человека. Но на деле он добрый, частный и порядочный. Просто свои хорошие качества умело прячет под маской дерзости.

История жизни поэта драматична, но это не значит, что в ней не было искренних чувств. Варенька Лопухина – первая любовь автора. 

Он описывает ее как легкую, красивую и довольно умную девушку, которая умела вдохновлять. Все вокруг оживало, когда она представала перед ним. 

Но увы, эти чувства были обречены. Несмотря на то, что Лермонтов любил Варвару Александровну, она была вынуждена выйти замуж за другого мужчину.

С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве. Образ кокетки вдохновил его на написание 11 стихотворений, которые были объединены в цикл. Повторная встреча Сушковой и Михаила Юрьевича состоялась в Петербурге, но тогда красавица уже готовилась выйти замуж, причем ее избранником стал друг поэта.

С Александрой Воронцовой-Дашковой отношений у Лермонтова не было, на момент знакомства она была уже замужем. Но живость, остроумие и необычный взгляд на жизнь, вдохновили поэта на написание одного из своих лучших произведений «К портрету».

Анализ стихотворения Лермонтова Расстались мы, но твой портрет

Творчество М. Ю. Лермонтова очень разнообразно. В нём можно заметить философию, лирику, драматизацию и личностные мотивы. Особый акцент в творчестве был сделан на любовной лирике. Она хорошо прослеживается в стихотворении «Расстались мы, но твой портрет».

1837 году данное стихотворение было написано, к тому времени Михаил Лермонтов уже расстался с Екатериной Сушковой. Свою любовь к ней он хранил в своём сердце и пронёс через всю сознательную жизнь. В сборнике «Стихотворение» лирическое произведение было напечатано в 1840 году.

В стихотворении отражается та любовь, которая до сих пор была в нём.

Стихотворение состоит из двух четверостиший, поделенное на две части, в первой части автор описывает свою любовь к Екатерине, хранит ее портрет около груди. Во второй части стихотворения отражены страдания героя от того, что с возлюбленной расстались, и нет утешения никакого, чтобы её забыть.

С композиционной точки зрения это одночастное стихотворение, которое направленно одному адресату.

В стихотворении применяется мужская рифма.

За не такую длинную жизнь Лермонтова, у него было несколько любовных романов. Наиболее трудным и тяжёлым был с Екатериной Сушковой.

Молодой поэт познакомился с возлюбленной, когда ему было 16 лет, спустя несколько дней он признался в своих чувствах, но был отвержен. Михаил руки не опустил, писал всё время своей возлюбленной признания в стихах.

Встреча снова 2 людей произошла в Москве спустя 5 лет. Любимая его женщина открыла секрет, что хранила все письма от Лермонтова бережно. Роман молодых людей длился не долго, к сожалению, они расстались, но Лермонтов сохранил любовь у себя в сердце.

Расставание произошло у них из-за того, что Михаил добился, наконец, Екатерину, а после этого потерял к ней интерес. Расстроил ее свадьбу со своим другом. После того как Екатерина и Михаил повстречались год, он выставил ее в глазах общества в некрасивом свете. Сказал всем, что ее он никогда не любил. Если бы он её не любил, как высказался, то не стал бы носить её портрет у сердца в виде медальона, а в лучшем случае снял и убрал в шкатулку, а в худшем выбросил.

Спустя пару лет Михаил опомнился, что натворил и своим лирическим произведением «Расстались мы, но твой портрет» просит у Екатерины прощения.

Поэт носил медальон рядом с крестом, на котором была изображена Наталья Сушкова до конца своих дней.

Хоть они и расстались, Лермонтов продолжал любить Екатерину.

Расстались мы, но твой портрет
Сейчас читают:

  • Цель побега Мцыри (почему, причины побега) сочинение

    Михаил Юрьевич Лермонтов – это уникальный русский писатель 19 века, который в своем творчестве использовал разные литературные направления. Именно подобное использование течений позволяет современному читателю наслаждаться его литературным наследием.

  • Сочинение Прогулка на лыжах по зимнему лесу рассуждение

    Почему мне нравиться зима? Потому, что я очень люблю кататься на лыжах. Зимний лес очень красив в эту пору, поэтому катаюсь именно там. Каждый день я с нетерпением жду прогулку на лыжах.

  • Сочинение Новогодняя сказка рассуждение

    Я думаю, волшебство и сказка все еще существуют в нашей жизни, а новогодняя ночь — самое волшебное время в году. Я верю, что если чудеса и существуют, то случаются они именно в такую ночь,

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова рассуждение

    Вера Алмазова живет со своим мужем небогатым офицером, все мысли которого в последнее время занимает успешная сдача экзаменов в Академии генерального штаба. Он долго пытался поступить туда и именно поэтому, с таким трепетом относится к своей учебе.

  • Сочинение на тему Благородство

    Благородство – это такое качество человека, которое встречается не у каждого. Это свойство было присуще людям с высоким нравственным обликом. Благородство в душе можно формировать и воспитывать.

  • Сочинение Курск — мой город

    Курск находится на юго-запад от Москвы, на расстоянии чуть больше 500 км. Ему 988 лет. Географически город расположен на Среднерусской возвышенности на берегах реки Сейм и её притока. В городе пересекаются железнодорожные,

Анализ стихотворения Лермонтова “Разлука

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл “мучительной” и “бессмысленной”. В последствии он так

и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием “Разлука” датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем

И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение,

адресованное Сабурову, автор начинает со строк: “Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал”. Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: “Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты”. Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: “Вечную разлуку трепеща вижу пред собой”. В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

Анализ стихотворения Я не унижусь перед тобою Лермонтова

Элегия «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), издана М.Ю.Лермонтовым 1832 г. Любовная лирика стояла на первом месте у поэта. В ту пору он был безумно, страстно влюблен в Наталью Иванову. Именно ей он посвятил данное произведение. В своем стихотворении он описывает чувства разочарования, о безответной любви, о предательстве девушки, которая не поверила в настоящие благородные, нежные чувства героя. Униженный и оскорбленный поэт, обвиняет свою возлюбленную в предательстве и лжи. Она ему все время врала и только напрасно давала надежду. Наталья постоянно меняла поклонников и практически не обращала внимания на поэта. Девушка разбила сердце лирика, он долго переживал по поводу разрыва отношений с Натальей.

Известно, что летом 1831 г. Поэт окончательно порвал все отношения с Натальей. После чего свет увидит новую пьесу «Странный человек». Написанная элегия «Я не унижусь пред тобой» была послана и бывшей возлюбленной лирика. Разочаровавшись в любви лирик, по-прежнему считает свою любимую самой лучшей. Пусть даже она его предала и предпочла кого то другого. Герой был гордый и свободолюбивый. Поэтому хоть и испытывал глубокие возвышенные чувства, не может и не хочет больше унижаться пере своей возлюбленной. Так же, как и А.С. Пушкин в своем знаменитом «Я Вас любил…», М.Ю. Лермонтов жаждет любимой отрады и удачи с другим ее возлюбленным.

В ее особе он винит всех женщин в неверности и легкомыслии. С огромной обидой герой спрашивает, как же можно доверять вам, если даже ангел изменил. Поэта постигло разочарование во всех красавиц мира. После разбитой безответной любви он становится холодным и расчетливым. Увлекает женщин, для того чтоб жестоко предавать и обманывать их. Герой полагает, что он правильно поступает по отношению ко всем представительницам женского пола. И с гордость произносит: «Я не унижусь пред тобой…». Чтобы изобразить состояние, в котором находился герой, лирик, применяет любимый прием: духовного внутреннего состояния при помощи эпитетов, гипербол, метафор. Вся элегия написана без деления на строки, большое количество восклицательных предложений и риторических вопросов, один взволнованный монолог, который читается на одном дыхании.

После этой элегии лирик больше не когда не посвящал стихи Натальи. Запустение стало своеобычным местью за растерзанные грезы и мечты.

Прочитав элегию М.Ю. Лермонтова «К***», я полагаю это одно из экспансивных по настоящему открытых и искренних произведений выдающего произведения.

9, 10 класс кратко по плану

Анализ стихотворения «Благодарю» Лермонтова

Ранняя любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова вызвана чувством к Екатерине Александровне Сушковой.

Стихотворение написано в августе 1830 года. Его автору в эту пору почти исполнилось 16 лет, он проводит лето в имении бабушкиного брата, где знакомится с обворожительной Е. Сушковой. Именно ей посвящено стихотворение. Следует отметить, что этот период их отношений самый мучительный для юноши: его чувство уже обнаружено, но по-прежнему безответно. Более того, близится осень, которая разведет их жизненные пути еще на несколько лет. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 4 строфы. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам жестоко влюбленный поэт. В композиции произведения выделяется хлесткий многозначный рефрен «благодарю». В каком-то смысле, можно сказать, что меньше всего в нем чувствуется как раз благодарности. Итак, стих с признаньем ты «без смеха приняла»: герой с горькой иронией выражает девушке свою признательность. Измученный насмешками, колкостями и обидным безразличием, он садится писать стихи, приободренный столь ничтожным знаком внимания. «В другом краю»: герой чувствует, что эта страница жизни будет перевернута, его страдания закончатся. Похоже, словом, вынесенным в название стихотворение, она ответила на вручение стихов. Поэту в нем слышится почти оскорбление, слишком светский тон. В 3 строфе он справедливо замечает, что не хотел бы лучшие годы жизни потратить на обожание кокетки, присоединиться к «печальной толпе рабов» (толпа печальна, потому что, как знал поэт, счастливого соперника у него не было, все воздыхатели были в более-менее одинаковом положении). И все же он задет глубоко. Не такой юноша ждет реакции на признание в любви. В финальной строфе он внутренне готовится быть уничтоженным неумолимой красавицей, однако не может отрицать, что сердце его дрогнуло, впервые столкнувшись с «благодарю!» вместо града «язвительной укоризны». В заключительных строках он сообщает героине, что этот опыт был бесценен для него, как для поэта. Поэтому ему не на что жаловаться в преддверии разлуки, на пути в самостоятельную жизнь, на пути в жизнь литературную. Эпитеты: чудный взор, притворное вниманье, жестокой укоризны. Метафора: взор убьет. Инверсия: возродила ты.

Впервые «Благодарю» М. Лермонтова было напечатано в «Библиотеке для чтения» уже после смерти поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Звезда

Вверху однаГорит звезда,Мой ум онаМани́т всегда,Мои мечтыОна влечётИ с высотыМне радость льёт.Таков же былТот нежный взор,Что я любилСудьбе в укор.Мук никогдаОн зреть не мог,Как та звезда,Он был далёк.Усталых веждЯ не смыкал,Я без надеждК нему взирал!

1830 или 1831

Стансы

Взгляни, как мой спокоен взор,Хотя звезда судьбы моейПомеркнула с давнишних порИ с нею думы светлых дней.Слеза, которая не разРвалась блеснуть перед тобой,Уж не придёт, как этот час,На смех подосланный судьбой.

Смеялась надо мною ты,И я презреньем отвечал, —С тех пор сердечной пустотыЯ уж ничем не заменял.Ничто не сблизит больше нас,Ничто мне не отдаст покой…Хоть в сердце шепчет чудный глас:Я не могу любить другой.

Я жертвовал другим страстям,Но если первые мечтыСлужить не могут снова нам —То чем же их заменишь ты?..

Чем успокоишь жизнь мою,Когда уж обратила в прахМои надежды в сем краю,А может быть, и в небесах?..

1830

Очи

Нет смерти здесь, и сердце вторит: «нет».Для смерти слишком весел этот свет.И не твоим глазам творец судилГореть, играть для тленья и могил…Хоть всё возьмет могильная доска,Их пожалеет смерти злой рука.Их луч — с небес, и, как в родных краях,Они блеснут звездами в небесах!

1830

Чёрны очи

Много звёзд у летней ночи,Отчего же только две у вас,Очи юга! чёрны очи!Нашей встречи был недобрый час.

Кто ни спросит, звёзды ночиЛишь о райском счастье говорят.В ваших звёздах, чёрны очи,Я нашёл для сердца рай и ад.

Очи юга, чёрны очи!В вас любви прочел я приговор,Звёзды дня и звёзды ночиДля меня вы стали с этих пор!

1830

Вблизи тебя до этих порЯ не слыхал в груди огня.Встречал ли твой прелестный взор —Не билось сердце у меня.

И что ж? — разлуки первый звукМеня заставил трепетать, —Нет, нет, он не предвестник мук:Я не люблю — зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть часЕщё желал бы здесь пробыть,Чтоб блеском этих чудных глазДуши тревоги усмирить.

1830

Екатерина Александровна Сушкова (1812—1868) — русская мемуаристка из рода Сушковых. Сестра писательницы Елизаветы Лодыженской, двоюродная сестра поэтессы Е. П. Ростопчиной и писательницы Елены Ган. Посмертно в 1870 г. были опубликованы её записки, содержащие ценные сведения о Лермонтове.
В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики. Правда, Сушкова, принимая стихи влюбленного в неё поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви.

Истрия любви…

С Екатериной Сушковой, внучкой губернатора Симбирска, Лермонтов познакомился в доме своей московской кузины Александры Верещагиной. Он еще был 16-летним гимназистом и совсем неизвестным начинающим поэтом. А 18-летняя Екатерина уже считалась завидной невестой, имела успех у поклонников, хотя о ней и отзывались как о «суетной и светско-пустой кокетке».

Екатерина Александровна с первой встречи покорила поэта. Он не скрывал своих чувств и, как вспоминали знакомые поэта, нельзя было не заметить его любви к Сушковой. Девушка же на ухаживания не то что не отвечала, а предпочитала вообще не замечать Лермонтова. О молодом человеке она высказывалась так:

Неизвестный автор. Миниатюра с портретом Екатерины Александровны Сушковой, 1837 годМестонахождение: Частная коллекция

Кроме того, красавица не принимала всерьез московских кавалеров, предпочитая блистательное петербургское общество. Однако через несколько месяцев Лермонтов все же решился на признание, но, естественно, получил отказ. Даже помощь кузины не помогла. Верещагина вспоминала в своих дневниках:

Еще одной попыткой стал цикл стихотворений о неразделенной любви, адресованный Екатерине Александровне («Сушковский цикл»). Но и поэтические стенания не тронули сердца красавицы. Она снова отказала влюбленному поэту, подчеркнув разницу в возрасте и, главное, в положении.

Юный Михаил Лермонтов без памяти влюбился в Екатерину Сушкову / stapravda.ru

М. Ю. Лермонтов — Сушковский цикл стихов

М. Ю. Лермонтов — Сушковский цикл стихов

Сушковский цикл, утвердившееся в лермонтоведении название группы стихотворений 1830 года, отразивших юношескую влюбленность Лермонтова в Екатерину Александрвну Сушкову. В отличие от ивановского цикла, Сушковский цикл обладает известной определенностью: о Сушковой, о встречах с нею Лермонтова и стихах, написанных по этому поводу, известно из разных источников, в том числе из воспоминаний самой Сушковой. К Сушковсокму циклу принято относить стихотворения:

а также с большой степенью вероятности

Необходимо учитывать и возможность переадресовки Лермонтовым тех или иных стихотворений 1830—1831 гг.

Сушковский цикл — лирический дневник юноши Лермонтова; несмотря на традиционную романтическую стилистику, стихи цикла (особенно первые два) отличаются психологической точностью и конкретностью: зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью:

«И что ж? — разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать!»,

и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделенной любви. Биографическая конкретность проникает и в самую поэтическую стилистику — «притворное вниманье», «острота речей», насмешка и «презренье» — все это, вплоть до романтического клише, — «чудный взор», «блеск чудных глаз» (Сушкову называли черноокой красавицей), отражает реальную ситуацию отношений Лермонтова и Сушковой.

Хотя в стихах Сушковского цикла уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в поэзии Лермонтова ) с его разочарованностью, обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного и исключительного по силе чувства («Такой любви нельзя не верить») пройдет через всю лирику Лермонтова. Отвергнутая любовь несет герою разочарование во всех ценностях — и земных и небесных:

«Чем успокоишь жизнь мою, Когда уж обратила в прах Мои надежды в сем краю, А может быть и в небесах. »

Но и к неразделенной любви Лермонтов предъявляет абсолютные критерии, предпочитая светской благосклонности определенность, «чистоту» безответности («Благодарю!»). Отсюда — из стремления исчерпать, дойти до конца в крушении своих надежд, своей «оставленности» всеми в мире — поражающее читателя парадоксальное желание увидеть «труп» возлюбленной, при том, что ее «взор» — единственное «блаженство» героя («Прости, мой друг. »).

Через многие стихи Сушковского цикла проходит мотив неистребимости первого чувства, не вытесняемого и новыми увлечениями: «Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней» («У ног других не забывал»). Именно в Сушковском цикле поэт дает знаменательное для его творчества определение памяти как «демона-властелина».

По сравнению с непримиримо обвиняющим тоном стихов ивановского цикла в Сушковском цикле упреки в безответности возлюбленной и непонимании ею героя выражены в смягченной форме, что м. б. объяснено биографически (Сушкова была равнодушна — и не скрывала этого — к Лермонтову, когда создавались обращенные к ней стихи, но внимательно относилась к его поэтическим опытам). В стихотворение «Нищий» (написано после пребывания Лермонтова и Сушковой в Троице-Сергиевой лавре) на основе конкретных реалий поэт создал символически обобщенный образ душевного равнодушия, человеческой «глухоты».

Важная особенность стихов Сушковского цикла в том, что их написание совпало с открытием Лермонтова поэзии Дж. Байрона. Многие мотивы цикла — неразделенной любви, памяти, разлуки, смерти и др. — представляют собой поэтические реминисценции из его стихов. Однако связь с английским поэтом далеко превосходит сферу обычных литературных влияний. По убедительному предположению современных исследователей, «огромный Байрон», с которым Лермонтов, как свидетельствуют многие современники, не разлучался, был биографией Байрона, написанной Т. Муром. И свой собственный жизненный опыт Лермонтов интерпретировал в то время сквозь призму судьбы (а не только поэзии) Байрона, стремясь найти сходство в своей жизни с его жизнью и нередко формируя свое поведение и эмоциональное восприятие по образу и подобию английского поэта. Такого рода настроения, связанные с особой, оплаченной самой жизнью, «игрой под Байрона», лежат в основе многих лирических ситуаций и мотивов стихов Сушковского цикла.

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.

Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не красит жизнь мою.


Она как чумное пятно


На сердце, жжёт, хотя темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:

«Ты знаешь, мира и забвенья


Не надо мне!».

Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:

«И я бы мог быть счастлив; но зачем


Искать условий счастья в былом!».

Восприятие Лермонтова женщинами

На протяжении своей короткой жизни Михаил Юрьевич встречал многих женщин, к которым испытывал трепетные чувства. Только узами брака поэт так и не был ни с кем соединён. Адресаты любви Лермонтова отличались своим характером, миропониманием. Некоторым из них удалось разжечь в душе юноши огненное пламя.

Чаще всего любовные истории заканчивались для писателя разочарованием, потому что избранницы не разделяли его чувства. Автор же посвящал им стихи, где искренне и чисто выражал свои чувства. На первый взгляд юноша не всегда нравился девушкам. Они не были очарованы его внешним видом. Его черты не были идеальными, но внутри скрывался огромный талант не только писателя, но и художника.

Сначала поэт переживал по этому поводу. Когда Михаил дослужился до офицера, то сам подшучивал над своими внешними изъянами. Женщины стали замечать в нём пылкий ум, порядочность, военную выправку. Его необычный склад ума и мыслей первыми бросались в глаза. Многие любовные адресаты Лермонтова видели в нём доброго и порядочного человека. Они отмечали, что Михаил никогда не злился, а проявлял доброту с долей дерзости.

Возлюбленные писателя редко отвечали ему взаимностью. Иногда даже письма и послания, которые юноша им посвящал, не вызывали у них пламени страсти. Все стихи поэт обязательно подписывал и с трепетом и нежностью относился к объектам своего воздыхания. Адресаты лирики Лермонтова были не только вдохновением для поэта, но и выступали чем-то священным.

Екатерина Сушкова

Весной 1830 года в Москве у А. М. Верещагиной Лермонтов познакомился с Екатериной Александровной Сушковой. Он увлёкся этой красивой, умной и ироничной женщиной. Неудержимая кокетка подшучивала над влюблённостью юноши. Вот список «сушковского» цикла:

  • «Благодарю!»,
  • «Стансы»,
  • «Ночь»,
  • «Нищий»,
  • «К Сушковой».

Со временем Екатерина переехала в Петербург. Женщина собиралась замуж за друга Михаила, Алексея Лопухина. Лермонтов стал преградой для брака, потому что сумел влюбить в себя девушку. Только продолжения романа так и не состоялось.

Екатерина вышла замуж за известного дипломата. Свою боль поэт выразил в стихотворении «Так я молил твоей любви…».

Александра Воронцова-Дашкова

На жизненном пути писателя встретилась Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова. Она была богатой замужней женщиной. Михаил Юрьевич восхищался её необыкновенным складом ума и мыслей. С ней можно было поговорить на любую тему. Графиня была остроумная, утончённая во всём. Своей живостью Александра заражала всех окружающих. Лермонтов посвятил ей стихотворение «К портрету». Поэт был очень рад, что графиня получила в подарок его портрет.

Это произведение воспевает красоту души Воронцовой, её стремление справляться с серыми буднями. Он нежно называет музу «птичкой», «змейкой». Получить любовь замужней женщины было трудно, поэтому переживания поэта угасли.

Александра Верещагина

Не только родственные чувства испытывал Михаил Юрьевич к Александре Михайловне Верещагиной. Он познакомился с ней в Москве и воспылал нежным влечением. Верещагина увидела в Михаиле умного, талантливого юношу. Женщина отправляла поэту записки, восхваляющие его творчество. Они очень радовали поэта.

Вскоре Александра вышла замуж и уехала в Германию. Возлюбленная Лермонтова не переставала ему писать. Следует указать на стих «Звезда», который автор посвятил уже замужней Верещагиной. Поэт сравнивает девушку с волшебным светом, зовущим к себе. Эта любовь была безнадёжна и не имела будущего.

Александра Смирнова

Ещё одна неразделённая любовь возникла у Лермонтова к Александре Осиповне Смирновой. Многие друзья поэта знали эту умную, красивую, независимую особу. Женщина стала прототипом лермонтовской героини Минской из повести «Штосс». Писатель тонко подчеркнул все её милые черты.

Кокетка и кавалер

Екатерина и Михаил познакомились у баронессы Александры Хюгель, когда поэту было 16, а девушке 18 лет и она уже была известной в светском обществе кокеткой. Вот что писала сама Сушкова о встрече с Лермонтовым:

Признания из уст юноши долго ждать не пришлось, но он получил холодный и несколько насмешливый отказ – зачем он был нужен красавице, за которой увивались косяки кавалеров?

Катеньке Лермонтов посвятил более 10 стихотворений (сушковский цикл), но на первом этапе не добился и толики взаимности.

Однако «жизнь с@ка ещё та», позже Михаил Юрьевич отомстил – когда Сушкова собиралась замуж за друга поэта Лопухина, то Лермонтов пригрозил Екатерине, что вызовет его на дуэль. Как результат – Лопухин вычеркнут из списка потенциальных мужей, а Михаил, наконец-то, добился признания в любви, пусть для этого и надо было ждать 4 года.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.История создания – Стих написан в 1817 году и посвящен близкому другу поэта – Кюхельбекеру.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.

Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы».

Эпитеты – «последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого».

Олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».

LiveInternetLiveInternet

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: