Анализ стихотворения «Гроза» Лермонтова
Произведение «Гроза» Михаила Юрьевича Лермонтова впервые было опубликовано в «Северном вестнике» спустя много лет после смерти поэта.
Стихотворение написано в 1830 году. Самому поэту в эту пору исполнилось 16 лет, он уже студент, лето провел в одном из родовых имени, где успел влюбиться в черноокую Е. Сушкову. Она была на 2 года старше и уже примеряла на себя роль опытной кокетки. Жанр стихотворения – пейзажная лирика с философской нотой, размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Под маской байронического лирического героя скрывается сам юный автор. Название стихотворения обещает бурю в природе и чувствах. Стихотворение явно написано не в тисках морской стихии. Скорее всего, оно относится к периоду пребывания юноши в Середниково, расположенного в нынешней Московской области, или же по возвращении в Москву. Образы высокопарны и весьма традиционны для мировой поэзии. Лексика возвышенная, местами устаревшая: ужель, вкруг, сей, главой, губитель-пламень (двойное слово, придающее особую экспрессию). Начинается строфа с инверсий, эпитетов и сравнений. Посреди всего этого богатства лирический герой стоит «недвижим», как скала. Между тем, слышен рев грозы, плеск могучих волн, все стихи роем вьются над героем. Почти композиционный стык: стою. Презрением он встречает потуги ненастья устрашить его. За свою жизнь он не боится, напротив, в ней он давно уж разочарован, уж целый год, а то и два. «Сужденья клеветы» уже закалили его мужественную душу. Теперь ни ветер, ни огонь не в силах заставить биться его сердце хоть чуть-чуть сильнее: трепет не знаком со мной. Эпитеты многочисленны и драматичны: темной бездною, яд сердечный, пеною кипучей, огнистой лентой, печальной молнии. Усеченная форма глагола, живо напоминающая устное народное творчество: толпяся. Энергичное отрицание: о нет! В повелительном наклонении он почти требует: летай, свистите. Прием амплификации: холодный, равнодушный. Сравнение: молнии змея (еще и олицетворение). В дальнейшем он подкрепляет этот яркий образ лексическим повтором глаголов: вьется, вились, вьешься. Риторических вопроса два, восклицание одно. Стихотворение построено на противопоставлении разбушевавшейся природы и невозмутимого человека, пережившего куда большие потрясения сердцем.
«Гроза» М. Лермонтова – пример творческого поиска поэта на ниве романтизма.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…
Стихи Лермонтова о природе, которые легко учатся
Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
На севере диком стоит одиноко…
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Из Гёте
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
Посреди небесных тел…
Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!
Ночь (отрывок)
Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной
Жужжа в долине пролетит порой;
Из-под травы блистает червячок,
От наших дум, от наших бурь далек.
Высоких лип стал пасмурней навес,
Когда луна взошла среди небес…
Утро на Кавказе
Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там…
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Гроза (отрывок)
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется –
И здесь стою недвижим я.
История создания
Стихотворение «Одиночество» было написано поэтом в 1830 году, а впервые опубликовано в литературном журнале «Нива» в 1884 году (№ 12, с. 270). На момент создания стихотворения Лермонтову едва исполнилось 16 лет, но он уже успел ознакомиться с произведениями Байрона, подражание которым ясно прочитывается в ранней лирике поэта. Ощущая свою духовную близость с английским романтиком, Лермонтов вводит в свои работы лирического героя-изгнанника, отвергнутого обществом.
И несмотря на то, что в ранних произведениях поэта мотив одиночества зачастую носит весьма абстрактный характер, будучи в большей степени данью традиции романтизма, за маской условных форм скрывались искренние поиски поэтом своего места в мире. Что такое одиночество, Лермонтов знал не понаслышке: рано потеряв мать, он провёл своё детство в имении бабушки Елизаветы Алексеевны, которая хоть и бережно заботилась о внуке, но всё же не могла подарить ему ту нежность материнской любви, что так необходима каждому ребёнку. Кроме того, мальчик рос болезненным, а потому часто вынужден был оставаться наедине с собой, всё больше уходя в мир своих грёз.
«Гроза» М.Лермонтов
«Гроза» Михаил Лермонтов
Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется — И здесь стою недвижим я.
Стою — ужель тому ужасно Стремленье всех надземных сил, Кто в жизни чувствовал напрасно И жизнию обманут был? Вокруг кого, сей яд сердечный, Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной, Губитель-пламень, вьешься ты?
О нет!— летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главой; Я здесь, холодный, равнодушный, И трепет не знаком со мной.
Анализ стихотворения Лермонтова «Гроза»
Художественная манера поэта формировалась под знаком романтизма. По этой причине его лирический герой приобретает черты сильной личности, борца и мятежника, трагического любовника и страдальца. Он противостоит «ветхому миру», и одиночество становится расплатой за вызов общественным порядкам.
В «Грозе», датированной 1829—1830 гг. бесстрашный герой-романтик изображается на фоне природной стихии
Произведение построено в форме страстного монолога, однако сначала лирический субъект обращает внимание читателя не на свои чувства, а на пейзажную зарисовку
В картине морской грозы доминирует группа лексики, объединенная по принципу активного действия. Показательно, что в нее включены многочисленные глаголы и деепричастия: «ревет», «хлещут», «толпяся», «метется», «летай», «свистите». В цветовом решении преобладает темный оттенок, который периодически перебивается «огнистой лентой» молнии. Колористическая доминанта окружается разнообразными художественными приемами: кроме метафоры, молния получает сравнение со змеей и эпитет «печальная». Поэт использует и олицетворения: этот вид тропа задействован при описании грозы и волн.
Суммируя пейзажные впечатления, поэт нагнетает лексику с коннотациями тревоги, признаков мощи и силы. Неожиданно появляется антитеза: бушующей картине грозы противостоит лирический субъект. В отличие от кипучей стихии он сохраняет неподвижность. Герой «недвижим» не только внешне, но и в душе. Он спокоен, холоден и даже равнодушен.
В монологе объясняются причины хладнокровного поведения лирического «я»: герой испытал обман в любви и в жизненных ожиданиях, стал жертвой злых сплетен и клеветы. После бури негативных эмоций, череды разочарований и предательств не страшны бури природные. Оба риторических вопроса, посвященные теме крушения надежд, имеют сложную структуру. В них душевные муки сравниваются с природными явлениями — мощью стихии, огнем молнии.
В финальном катрене закрепляется антитеза «бушующая природа» — «неподвижный герой». Она усиливается бесстрашным призывом к стихии: однородные глаголы в повелительном наклонении адресованы молнии и ветрам.
По аналогичным принципам построено художественное пространство другого лермонтовского творения — «Гроза шумит в морях с конца в конец…» Шторм застигает лирического героя на корабле. Здесь мрачное спокойствие романтика не нарушают «бурные воды» моря, крики «ужаса» и «моленья» моряков.
В пансионе каникулы начинались только с 1 июля. Но теперь ничто не задерживало Лермонтова в Москве. Среди стихотворений этого времени, написанных в Середникове, ощущение весны. Из окна наблюдает поэт разбушевавшуюся грозу: «Ревет гроза, дымятся тучи. » В его творческом воображении возникает темная морская бездна:
Стихий тревожный рой мятется —
И здесь стою недвижим я.
Стихотворение называется «Гроза». На следующей странице коротенький набросок на ту же тему. Но теперь Лермонтов пишет о своем герое в третьем лице:
Гроза шумит в морях с конца в конец.
Корабль летит по воле бурных вод,
Один на нем спокоен лишь пловец,
Чело печать глубоких дум несет.
Герои лирики, драм и поэм юного Лермонтова родственны по духу. Одинокие сильные люди, они бесстрашно борются с враждебными силами природы и общества. С такими героями мы встречаемся уже в творчестве пятнадцатилетнего поэта.
Через одну страницу после описания грозы раскрыт источник впечатлений. «Гляжу в окно. » — так начинается стихотворение «Вечер после дождя». Гроза прошла, небо прояснилось, и у того же окна он любуется закатом.
Вариант 2
Михаил Юрьевич Лермонтов является известнейшим во всем мире русским писателем и поэтом. С творчеством данного поэта знаком каждый из нас с самого раннего детства. Стихи Лермонтова читают даже сегодня как дети, так и взрослые. Потому что его творчество можно назвать разносторонним, а не однобоким. Прекрасный поэт прожил не много лет, но оставил нам богатейшее литературное наследие.
Одной из ключевых тем в творчестве любого поэта является тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов не является исключением из правил. Он создал много стихотворений о природе, ставших в дальнейшем известными и цитируемыми.
Очень любил Россию и родную природу Лермонтов. Это несомненно не могло не отразиться на его творчестве. Зарисовки пейзажей – это неотъемлемая часть каждого романа или повести данного автора. Как правило, описание природы представляет собой фон, на котором протекают действия. А иногда описание состояний природы оказывают большую помощь в раскрытии образов героев. Свои личные переживания автор тоже вкрапливает описаниями природы и пейзажей родного края.
При это мир природы можно назвать самостоятельным и без гармоничным. Земля является символом финала и конечной цели жизни человека и иного существа. Земля – это смерть и конец бытия. Небо представляется как что-то вечное и непоколебимое, бескрайнее и широкое, не имеющее конца. Гору у Лермонтова таковы, что их не представляется возможным сломить и разрушить. Притом находятся они между бескрайним небом и конечной землей. Именно такие ассоциации были у поэта на начальном этапе творчества.
Когда поэт стал более зрелым, то его лирика «очистилась» от излишеств, украшений, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь природа у поэта приобрела конкретность, точно и правдивость образов. Мир стал более сгруппирован и равновесен. Эмоции пропадают.
Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». В ней описана природа Кавказа в небывало красивых красках
Здесь безусловно акцентируется внимание на внутреннем мире и переживаниях главного героя – мятежного монаха. Природа тревожится и радуется вместе с героем поэмы
Анализ стихотворения «Гроза»: ключевые моменты
Строение стихотворения Михаила Лермонтова «Гроза» можно подразделить на несколько частей: вступление, описание природных явлений, внутренний монолог говорящего. Давайте рассмотрим их более подробно.
Вступление:
В первых четырех строках поэт описывает атмосферу грозы: гремит гроза, дымятся тучи, волны хлещут пеною, море предстает как темная бездна. Эти строки создают образ могущественных и необузданных природных стихий, демонстрируя их бурность и неукротимость.
Описание природных явлений:
В следующих строках поэт использует метафоры, чтобы передать силу и ярость природы. Огнистая молния вьется вокруг скал, создавая образ печальной молнии змеи. Острые скалы, как остроконечные суждения клеветы, создают образ губительного пламени. Эти метафоры усиливают впечатление стихийного беспорядка и конфликта в природе.
Внутренний монолог:
В последних строках говорящий обращается к самому себе. Возникает вопрос, связанный с внутренним конфликтом: является ли ужас природных сил отражением ужаса перед неудачами и разочарованиями в жизни человека. Строки описывают возможность обмана жизнью, а также чувство напрасности и бесполезности усилий.
Анализ:
Строение стихотворения подчеркивает контраст между могуществом природы и внутренним миром человека. Герой стихотворения стоит перед явным разобщением между силами природы, выраженными грозой, и своим внутренним миром. Возможно, поэт передает свое чувство неприкаянности и беспомощности перед внешними и внутренними бурями.
В целом, «Гроза» Лермонтова — это стихотворение, в котором природа служит метафорой для внутренних конфликтов и бурь внутри человеческой души.
Жанр, композиция, рифма и тропы
Произведение написано четырехстопным ямбом в смешении жанров пейзажной и философской лирики, имея двухчастотную композицию (безумство грозы + холод обманутого сердца) с выраженным финалом.
Основная тема стиха – доминирование внутреннего над внешним, когда сердечные ожоги от обмана так велики, что даже вся мощь стихии грозы не может вызвать у обожженного сердца трепет.
Рифмовка перекрестная (тучи – морской – кипучей – собой), где женские рифмы чередуются с мужскими.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (бездна морская, темная бездна, пена кипучая, тревожный рой, скала остроконечная, холодный, равнодушный).
- Метафоры (стихий рой, дымятся тучи, яд сердечный).
- Олицетворения (ревет гроза, волны толпятся).
Также Лермонтов широко использует в стихотворении инверсии (скала остроконечная и пр.) и элементы аллитерации, показывающие через шипение звуков несладкую долю лирического героя.
Смысл названия пьесы.
Название своей пьесе Островский дал неспроста, гроза в ней – непосредственный ее участник.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Островский А.Н. «Гроза», краткий анализ 450 руб.
- Реферат Островский А.Н. «Гроза», краткий анализ 220 руб.
- Контрольная работа Островский А.Н. «Гроза», краткий анализ 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В композиции произведения гроза имеет важное значение. В первом действии, когда Катерина рассказывает Варваре о своих мыслях и намекает на тайную любовь, гроза надвигается, предвещая трагедию. Разражается гроза, когда Катерина признается свекрови и мужу в своей неверности
Гроза влияет на поведение героев пьесы. Она непосредственно участвует в пьесе
Разражается гроза, когда Катерина признается свекрови и мужу в своей неверности. Гроза влияет на поведение героев пьесы. Она непосредственно участвует в пьесе.
Но гроза имеет еще и переносное значение. Так Тихон грозой называет ругань и брань своей матери, а Кулигин видит в грозе живительную силу. Для Дикого всё отношение к людям основывается на том, чтобы вызвать в них страх. Так он и относиться к грозе, и считает, что все должны бояться ее, как боятся его. Для Катерины гроза равнозначна божьей каре, она боится не сколько грозу, сколько наказания.
Образ грозы позволяет нам раскрыть характеры героев. Душевное состояние Катерины тоже напоминает грозу. Когда она рассказала Варе о своей тайной любви, гроза только собиралась, и на душе у нее было неспокойно. Гроза не потревожила Катерину, когда она встречалась с Борисом, потому что она почувствовала себя счастливой. Когда же она рассказала всем о своем грехе, гроза разразилась, будто разорвалась душа у Катерины. Гроза появлялась всякий раз, когда она чувствовала беспокойство.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Жанр, тема и идея
Это социальное стихотворение, написано в жанре гражданской лирики. В нем поднята проблема российского общества и российского народа. Лермонтов не надеялся его опубликовать когда-нибудь. Он поделился с бумагой своими мыслями. Тема стихотворения заложена в его названии: предсказание о будущем России. И надо заметить, что Лермонтов не ошибся. В годы революции и гражданской войны Закон не защищал ни женщин, ни детей. Страна пережила эпидемии, были в ее жизни чума, и тиф, и голод.
Освобождение от царской власти – это и идея стихотворения, и мечта поэта. Вероятно, отсюда приписка в скобках. Поэт верит, что в России появится мощный человек, который освободит страну от царского гнета и выведет из феодального застоя.
Cочинение «Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»»
М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения — гениальный преемник А. С. Пушкина. В. Г. Белинский писал про него: «По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов». В творчестве М. Ю. Лермонтова звучат мотивы одиночества, изгнанничества, сомнения, отрицания. Но так же поэт обращается и к пейзажной лирике, находит утешение в единении с природой. Перечитывая внимательно лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечаешь, что чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает лирического героя наедине с природой. Но пейзажная лирика М. Лермонтова затрагивает еще одну тему — роль природывдуховной жизни человека. Очень ярко выражен этот мотив в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа»:
* Когда росой обрызганный душистой… * … Из-под куста мне ландыш серебристый * Приветливо кивает головой.
Для создания картины, полной красоты и гармонии, автор использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, мирный край, румяный вечер, ландыш серебристый. Стихотворение кажется простым и понятным. Это впечатление во многом обусловлено четкостью его построения. Три первых строфы начинаются словом «когда», а заключительная — словом «тогда». Мы видим здесь определенную последовательность действий. Природа находится в постоянном движении («волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка », «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ играет по оврагу»), а следовательно, и в постоянном обновлении.
Наблюдая за этими явлениями, лирический герой открывает для себя мир красоты и гармонии, где властвует закон жизни. И это помогает ему духовно возродиться:
* Тогда смиряется души моей тревога, * Тогда расходятся морщины на челе, * И счастье я могу постигнуть на земле, * И в небесах я вижу Бога…
Единение с природой дарит человеку счастье. Но идиллическая картина в стихотворении М. Ю. Лер-монтова заставляет задуматься, а возможна ли такая полная гармония в реальной жизни, или она подвластна лишь мечтам?
Похожие сочинения
Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба — отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека, в свободу его духа. В стихотворении «Братья». смотреть целиком
С.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия С.Е. удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности. На лирике. смотреть целиком
Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы — дети страшных. смотреть целиком
О Сергее Есенине я слышал еще в детстве, но знал о нем очень мало. Только то, что он поэт, и его стихи достаточно хорошие. А теперь, изучая его жизнь и творчество, я познакомился с ним поближе и узнал, что это великий русский поэт. К тому же простой. смотреть целиком
I. Любовь — умиротворенность для души. II. Анализ стихотворения. 1. Композиция стихотворения. 2. Жанр стихотворения. 3. Эпитеты, олицетворения, метафоры. 4 Параллель со стихотворением Пушкина. III. Вера в любовь — спасение души. Александр Александрович. смотреть целиком
Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению. смотреть целиком
Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий. смотреть целиком
Средства выразительности
Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:
- Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
- Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
- Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.
Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Зимний вечер» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – метафоры, средства выразительности, идея, история создания
Следующая
Анализ стихотворений«Весенний дождь» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, метафоры, история создания
Образы и символы
Образы и символы в стихотворении «Одиночество» представлены в ниже следующем списке:
- 1.Обречённый на одиночество, лирический герой чувствует себя несчастным пленником, которого жизнь заключила в свои «оковы». Жизнь без возможности искреннего понимания со стороны другого человека представляется ему суровым наказанием – тюремным заключением.
- 2.«Царь воздушный» – образ мечтателя, правящего в собственном воздушном замке, отгородившегося с помощью фантазий от равнодушия окружающего мира. Данный образ также отражает ту эгоцентрическую позицию, которую принимает лирический герой, его чувство собственной исключительности, избранничества.
- 3.«Года уходят, будто сны» – образ быстротечности времени, эфемерности жизни.
- 4.«Гроб уединённый» – образ, символизирующий одинокую смерть, которую герой предпочитает жизни среди безучастных людей.
История создания произведения
В 1840 году написал стихотворение «Тучи» Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.
Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества
Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом
Так родилось это стихотворение.
Страшна ли отроку стихия?
Стих «Гроза» состоит из двух больших строф и катрена в качестве финала произведения.
В первой строфе показано безумство природы, когда грохочет гроза, а морская бездна гонит волны в неведомые края под завывание ветра.
В конце строфы на сцене стихотворения появляется лирический герой Лермонтова, стоящий недвижимым под грозовыми раскатами.
Во второй части, отданной на откуп философским размышлениям, герой утверждает, что ему нечего боятся ярости стихии, так как в жизни он видел ураганы и похлеще.
Кто пережил яд сердечный, кто был обманут жизнью, вокруг кого вились круги клеветы, тот ли убоится грозы?
Финал стиха показывает полное спокойствие лирического героя на фоне бешеной пляски стихии – он холоден и равнодушен, его сердце не ударит лишний раз, а душа не затрепещет над силами природы.
На этом строки заканчиваются, оставляя нас в безумстве грозы, где на скале, под ударами молний, стоит недвижимый поэт с печатью рока на челе.
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон…
Лермонтов: стихи о природе для детей 6-7-8 классов
Солнце осени
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И всё, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем всё жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?
Вечер после дождя
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах;
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе, как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омоченных трав…
Один меж них приметил я цветок,
Как будто перл, покинувший восток.
На нем вода блистаючи дрожит,
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.
Приходит осень, золотит… (отрывок)
Приходит осень, золотит
Венцы дубов. Трава полей
От продолжительных дождей
К земле прижалась; и бежит
Ловец напрасно по холмам:
Ему не встретить зверя там.
А если даже он найдет,
То ветер стрелы разнесет.
На льдинах ветер тот рожден,
Порывисто качает он
Сухой шиповник на брегах
Ильменя. В сизых облаках
Станицы белых журавлей
Летят на юг до лучших дней;
И чайки озера кричат
Им вслед, и вьются над водой,
И звезды ночью не блестят,
Одетые сырою мглой.
Приходит осень! Уж стада
Бегут в гостеприимну сень;
Краснея догорает день
В тумане. Пусть он никогда
Не озарит лучом своим
Густой новогородский дым,
Пусть не надуется вовек
Дыханьем теплым ветерка
Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Увы! Пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана.
Свершилось! Дерзостный варяг
Богов славянских победил;
Один неосторожный шаг
Свободный край поработил!
Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнанье дальнем и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны:
Так, меж грядами темных туч,
Сквозь слезы бури, солнца луч
Увеселяет утром взор
И золотит туманы гор.
Когда волнуется желтеющая нива…
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе.
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Гроза»
26 февраля 2016
О Лермонтове услышали после смерти Пушкина, когда он написал свое знаменитое стихотворение «Погиб поэт», которые наизусть знают все российские школьники. Но писать он начал намного раньше, уже в пятнадцатилетнем возрасте, у него было несколько собственных стихотворений, которые он с удовольствием показывал своим друзьям и родным.
Удивительно, каким умным и смышлёным юношей был молодой Лермонтов. Его произведения «Гроза» наполнено красивыми эпитетами, афоризмами и прочими оборотами речи. Уже тогда мы можем увидеть предпосылки главной темы его творчество. Которое он пронесёт через всю жизнь.
Лермонтов был очень одиноким человеком, это качество будет ни раз отразиться на его героев. Вспомним Печорина, который был лишним человеком, из-за чего был вынужден оставаться один. Так же и много его стихотворений носят характер одиночества и отречение от реальности.
Так же и в стихотворении «Гроза» мы видим, что литературный герой :»стоит спокойно восседая, в то время, как вокруг него ревёт гроза», «дымятся тучи». Все вокруг него бунтует и зверствует, а он стоит в самом центре и остается безразлично равнодушным.
Литературный герой считает, что отгородив себя от людей и их страстей, он сможет оставаться в безопасности.
Ведь уже было так, что его обманывали и предавали, потому он выбирает одиночество, только оно не может принести герою разочарование. «Я здесь, холодный, равнодушный «- говорит о себе автор литературный герой. Ему не свойственно чувствовать себя полноценным человеком, он сам обрек себя на эту судьбу, когда запретил себе чувствовать и любить. Так по его мнению :»он будет цел и невредим».
Данное стихотворение непохоже на мысли 15-летнего юноши. Кажется он принес из другого времени уже прожив при этом десятки жизней. Его речь аккуратна и красива, слова возвышены и необычны. Все его герои — это сильные люди. которые близки по духу. Они готовы бороться с проблемами общества, прилагая к этому все свои усилия.
Описание природы в стихах Лермонтова
Михаил Юрьевич создал очень яркие образы, надолго врезающиеся в память читателей. Удивительная сила слова, словно рисует картины перед поклонниками поэта. Шелест листьев, знойная песня пустыни, рокот горных рек – все это становится реальным уже с первых строк. Способность одушевлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволила сделать стихи невероятно пронзительными, острыми:
«На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
Краткое четверостишие обладает характерной выразительностью. Легкий холод и щемящее одиночество чувствуется благодаря точно подобранным эпитетам: « на голой вершине», «севере диком» и пр. Поэт ассоциирует с этой несчастной сосной себя. Он также одинок и печален. Использование такого приема как олицетворение характерно для поэзии Лермонтова. Его стиль легко отличить среди сотен лирических произведений. Изящество, эмоциональность и выраженная страстность – все это присуще поэту не только в описаниях пейзажа:
«У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…».
Нескрываемая эмоциональность более всего свойственна описаниям природы Кавказа. Так, например, описывает Мцыри недолгое свое счастье на воле:
«Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг…».
Умение органично переплетать эмоции главных героев и явления природы сделало произведения Лермонтова настоящим шедевром русской поэзии. Образность позволяет легко заучивать целые поэмы Михаила Юрьевича. Поколонники сравнивают четверостишия с музыкой, которую просто невозможно забыть.
Композиция, построение стиха
Стихотворение написано одной строфой в 18 стихов. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка параллельная, все рифмы мужские, что усиливает, ужесточает ритмичность произведения. По композиции стихотворение делится на две части:
- В первой части поэт показывает будущее России;
- Во второй части он выводит на сцену лидера, который возглавит Россию.
Стихотворение написано от третьего лица. Мощный человек – единственный литературный герой этого произведения. Правда, мощный человек в представлении Лермонтова получился довольно мрачным и грозным. Прямо, Мефистофель какой-то. Но это от юношеского максималистского романтизма.