Направление и стихотворная форма
«Мне нравится…» относится к женской любовной лирике Серебряного века. В нём явно угадывается одна из тенденций тех лет – мода на феминизм. Лирический герой – гордая сильная женщина, пытающаяся и в романтических отношениях ставить себя на одну ступень с мужчиной. Размер поэтического произведения типичен для раннего творчества Цветаевой – пятистопный ямб с периодически встречающимся пиррихием. К 1915 году она уже пробовала использовать популярный в начале ХХ века дактиль, но, вспоминая о минувшей бесплодной любви, поэтесса вернулась к привычной форме. Рифмуя строки перекрёстно и прибегая попеременно то к мужской, то к женской рифме, Цветаева сохраняет верность своему стилю.
Сочинение о стихе Уж сколько их упало в бездну
М. И. Цветаева начала писать стихи в достаточно юном возрасте — первый её сборник был опубликован в её 16 лет, и современники стали говорить о Цветаевой как о поэте, который только встаёт на свой путь.
М.А. Волошин отмечал, что если умение юной М. И. Цветаевой разглядывать обыденные детали, жесты и мимику перерастёт в умение посредством этих деталей увидеть человеческую душу со всеми ее страданиями и радостями, то тогда её поэзия окажется очень и очень интересной.
Критик не ошибся — вскоре, подпитываясь ходом истории и своим собственным характером, М. И. Цветаева превратила лирическую героиню в философа. Так в стихотворении «Уж сколько их упало в бездну…» она поднимает тему жизни и смерти — лирическая героиня рассуждает о бренности бытия, о скоротечности жизни.
Почти в каждой строфе звучит мысль о том, что героиня должна рано или поздно умереть: она «исчезнет с поверхности земли» канет «в бездну, разверзтую вдали», и всё «застынет» для неё.
Автор приводит метафору жизнь-горящие дрова – на истоке всё «становится золой».
И самым ужасным, непонятным, неразгаданным для героини оказывается тот факт, что она умрёт, исчезнет, пропадет вместе со всеми своими особенностями — изменчивостью, недолгой злобой, и даже с «зеленью глаз», и с «нежным голосом», и с «золотом волос», она утратит самое необыкновенное и дорогое — жизнь и мир… а жизнь и мир тем временем продолжат существовать.
Будут звучать виолончель и мчаться кавалькады, будет звенеть колокол — а её не будет. Более того: все «чужие и свои» останутся — а она исчезнет. Героиня, такая юная (автобиографично — и героине, и автору по 20 лет) и хрупкая, неопытная и испуганная внезапным осознанием «быстроты стремительных событий» обращается «с требованием веры и с просьбой о любви».
Она понимает, что ей необходимо, неизбежно простить обиды и самой попросить прощения за свою «безудержную нежность и слишком гордый вид». И завершает своё «требование» она словами о том, чтобы и её любили за то, что она умрёт.
Это означает, что героиня раскаялась во всех своих грехах, поняла все свои неудачи и, любя весь мир, просит любить и себя, как будто уже придя к порогу между жизнью и смертью.
Количество однородных членов и восклицательных предложений, а также чередование строк по 5 и 3 стопы, усиливает ощущение восторженности, запутанности мыслей героини, а также создаёт эффект придыхания при чтении, что будто разрывает речь на отдельные эмоциональные отрывки.
Мне нравитсяНе нравится
Таким образом, героиня, рассуждая о скоротечности жизни и близости смерти, приходит, любуясь людьми, слушая музыку жизни, к тому, что она безумно любит весь этот мир, что она не хотела бы уходить, опорочив его своим существованием и опорочив его негативными эмоциями других, испытываемых к ней самой.
Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
54
Подробный анализ стихотворения
25
Анализ стиха «Уж сколько их упало в бездну»
2
Сочинение о стихе Уж сколько их упало в бездну
Анализ стихотворения Цветаевой «Первый бал»
Сборник Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», куда входит стихотворение «Первый бал», был холодно встречен критиками. Если предшествующий ему «Вечерний альбом» современники хвалили, то эта книга не снискала симпатий публики. Например, Н. С. Гумилёв отмечал, что «стих уже не льётся весело и беззаботно». И с этим высказыванием поэта вполне можно согласиться, ведь многие произведения «Фонаря» повествуют уже об иной, нежели в «Вечернем альбоме», поре. Не о добром детстве рассказывает Марина Ивановна в этих стихотворениях, а о юности. Иногда о счастливом молодом времени, а нередко и о первых разочарованиях и печалях.
Именно об этом идёт речь в стихотворении «Первый бал». Произведение это небольшое. Оно состоит из трёх строф, написанных четырёхстопным ямбом. Четверостишия рифмуются неодинаково: первое и третье имеет перекрёстную рифму, а второе – кольцевую.
«О, первый бал – самообман!» – осуждающе восклицает Марина Ивановна. Странно, что автор ругает это, казалось бы, прекрасное событие. Ведь мы помним по произведениям классиков XIX века, как ждали юные дворяне своего первого бала. С каким трепетом девочки предвкушали, как впервые выйдут в свет в новых платьях. Как будут кружиться с благородными кавалерами в утончённых вальсах. Для многих из них бал был своего рода инициацией, ритуалом, сопровождавшим их вступление во взрослую жизнь. Здесь заводили полезные связи. Кроме того, именно на таких вечерах юноши и девушки впервые влюблялись
Как же можно называть это мероприятие самообманом, если во время него с молодёжью происходит столько важного и чудесного?
Однако не для всех бал проходил гладко. Например, если юноша или барышня обладали внимательным взглядом и острым умом, они могли заметить, что общество вовсе не так благородно, как казалось прежде. Что собравшиеся в зале люди интригуют, сплетничают, непристойно себя ведут и т. д. Тогда ореол праздничности спадает и с самого бала, и с взрослой жизни, которую он символизировал.
Потому-то начальную фразу стихотворения мы ещё не раз встретим в других строфах. С помощью рефренов автор усиливает горечь от разочарования. Этой же цели служат оригинальные сравнения, на которых, в сущности, построено стихотворение. Они показывают, насколько не соответствуют мечты, почерпнутые у поэтов-романтиков, тому, что ждёт юное поколение в реальности.
Ещё один эффектный приём – звуковые повторы. В тексте произведения постоянно звучит слог «ан», напоминающий звон стекла – холодной материи, способной искажать вид вещей и наносить увечья, «незаживающие раны».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Сочинение по литературе. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне Музеи изобразительных искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти и, по выражению дочери, «завила» их музыкой: «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом». Но, став поэтом, Марина Ивановна Цветаева в полной мере заплатила за это счастьем, неустроенностью быта, ранней гибелью. Все было предначертано свыше, и она шла по жизни гордо и с достоинством, прекрасно понимая предназначение художника: Как по канату и как на свет, Слепо и без возврата. Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное — взято. Она следовала своей судьбе и творила прекрасные стихи, наполненные звуками, простором и ветром, такие же непокорные и мятежные, как душа автора. Марина Ивановна прекрасно понимала значение своей поэзии, пусть не признанной и не принятой тогда, но созданной на века. Все же каждому творцу хочется славы при жизни, а не когда-нибудь потом… И этот «крест» Цветаева смогла принять мужественно и откликнуться неповторимыми стихами: Поэт — издалека заводит речь. Поэта — далеко заводит речь. Поэтов путь: жжя, а не согревая, Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом, — Твоя стезя, гривастая кривая, Не предугадана календарем! Цветаева, непокорная и порывистая, как бы соткана из противоречий, острых углов и ломаных линий. В ранней юности она написала в анкете: «одна против всех» — это была не гордыня, а ее суть, ставшая впоследствии основной чертой творчества. Стихи Цветаевой часто построены на антитезе, рядом с возвышенным слогом встречаются просторечные слова
Это не случайность, а хорошо продуманный прием, заставляющий читателя «споткнуться», задержать внимание на важном автору слове, понять глубинный смысл: А покамест пустыня славы Не засыпет мои уста, Буду петь мосты и заставы, Буду петь простые места. А покамест еще в тенетах Не увязла — людских кривизн, Буду брать — труднейшую ноту, Буду петь — последнюю жизнь! Осознав себя поэтом довольно рано, Цветаева поняла,, что главное — творить «для вечности». И никак иначе
Пусть ее стихи не поняты и не приняты сейчас, они дойдут до истинных почитателей. И Цветаева оставалась верной себе, своему таланту, ведущему ее по жизни. Что же, предсказания Марины Ивановны сбылись, к сожалению, слишком поздно. А ведь как хотелось внимания и признания при жизни! Но это удел избранных — творить для потомков: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. И мы благодарны этой мужественной женщине, сумевшей воплотить свои страдания и беды в мужественной, романтической и патриотической лирике
И никак иначе. Пусть ее стихи не поняты и не приняты сейчас, они дойдут до истинных почитателей. И Цветаева оставалась верной себе, своему таланту, ведущему ее по жизни. Что же, предсказания Марины Ивановны сбылись, к сожалению, слишком поздно. А ведь как хотелось внимания и признания при жизни! Но это удел избранных — творить для потомков: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. И мы благодарны этой мужественной женщине, сумевшей воплотить свои страдания и беды в мужественной, романтической и патриотической лирике.
- < Назад
- Вперёд >
История создания
Жизнь Марины Цветаевой непосредственно показывается буквально в каждом ее произведении, она будто старалась документировать каждой строкой историю своего существования. Возможно, именно поэтому такому огромному количеству людей ее творчество откликается, они находят в нем себя. Свои чувства и эмоции, пережитое горе и минуты счастья.
Говоря конкретно о данном произведении, стоит упомянуть, что написано оно в 1920 году, когда поэтесса находилась в очень тяжелом состоянии, как моральном, переживая личные драмы, так и в материальном. Новая власть не приняла ее лирику, да и сама поэтесса не приняла революцию. Ей были чужды пролетарские лозунги и новое искусство. Ее произведения не печатались, она писала практически «в стол», но, тем не менее, писала. Именно в творчестве, в строках, наполненных горем и отчаянием, силой жизни и верой в лучшее, верой в саму себя, Цветаева старалась пережить сложный жизненный период. Данное стихотворение, о котором сейчас идет речь, вошло в сборник стихов «Версты», который был издан в 1922 году небольшим тиражом.
Композиция
Композиционное деление стихотворения “Имя твое” весьма оригинально: оно делится не на привычные катрены, а три строфы из шести строк. Первая и третья строфа имеют общий лейтмотив “имя твое”, и в целом, отражают друг друга: обе они одинаково не экспрессивны. Первая, как и подобает вступлению, содержит нейтральные образы; третья — завершает стихотворение, будучи наполнена мотивом смерти — в большинстве своем, тихим явлением.
Однако во второй строфе наиболее четко выражена ориентированность Цветаевой на создание звуковых образов. Эта строфа — самая громкая, звучная, живая: здесь и булькание брошенного в воду камня, и звук стальных подков извозчичьей лошади, и звук взведенного курка револьвера. Разнопланово, контрастно, нестандартно. Словом, по-Цветаевски.
Таким образом, как настроение, так и душевный посыл поэтессы выстраивается в некую композиционную параболу: от меланхолического восхищения, через сангвиническую обостренность мироощущения (своеобразную эстетическую вершину), к флегматическому взгляду на все больше и больше тускнеющий мир.
Анализ стихотворения Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…» 1 вариант
Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к теме смерти, словно бы пытаясь заглянуть в мир, который ей еще недоступен. Цветаева признавалась, что очень надеется в той, другой жизни, встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.
В 1913 году поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все –– как будто бы под небом и не было меня!», – отмечает поэтесса.
Сама по себе смерть не пугает 20-летнюю Цветаеву, которой уже довелось столкнуться с этой незваной гостьей. Поэтесса переживает лишь о том, что близкие и дорогие ей люди уходят из этой жизни, и со временем память о них стирается. Тех, кто умер, Цветаева сравнивает с дровами в камине, которая «становится золой». Ветер разносит ее по земле, и вот уже она смешивается с землей, превращаясь в прах, который, возможно, станет основой для новой жизни.
Однако Марина Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет именно к той категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь хотя бы в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», – отмечает Цветаева. Столь необычная трактовка евангельских истин все же имеет право на существование. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла. Поэтесса не подозревает, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Марина Цветаева: стихи по алфавиту
* Произведения школьной программы помечены знаком
1 … в конец »
1918 г.
Aeternum vale (Волшебный фонарь, Не на радость)
Beau ténébreux! – Вам грустно. – Вы больны…
Boheme
Die stille Strasse (сонет) (Вечерний альбом, Детство)
Douce France
Ex-ci-dévant (Лебединый стан)
Ici – Haut (цикл)
Perpetuum Mobile (Вечерний альбом, Любовь) (+ анализ)
Ricordo di Tivoli (Вечерний альбом, Детство)
Rouge et bleue (Вечерний альбом, Только тени)
А Бог с вами!..
А была я когда-то цветами увенчана…
А взойдёшь – на краешке стола…
А во лбу моём – знай!.. (Вёрсты)
А всё же спорить и петь устанет…
А всему предпочла…
А девы – не надо… (Георгий)
А и простор у нас татарским стрелам!.. (Ремесло)
А как бабушке… (Бабушка)
А любовь? Для подпаска…
А мне от куста – не шуми… (Куст)
А над Волгой – ночь… (Стенька Разин)
А над равниной… (Стихи к Блоку)
А плакала я уже бабьей…
А пока твои глаза… (+ анализ)
А потом поили мёдом…
А следующий раз – глухонемая…
А сугробы подаются… (Сугробы)
А уж так: ни о чём!.. (Сугробы)
А царит над нашей стороной…
А человек идёт за плугом…
А что если кудри в плат… (Стихи к Ахматовой)
Август – астры… (+ анализ)
Автобус (Неоконченные поэмы)
Азраил
Аймек-гуарузим – долина роз…
Акварель (акростих) (Вечерний альбом, Детство)
Але (А когда – когда-нибудь – как в воду…) (+ анализ)
Але (В шитой серебром рубашечке…) (Лебединый стан)
Але (Есть у тебя ещё отец и мать…)
Але (Когда-нибудь, прелестное созданье…) (цикл)
Але (Не знаю, где ты и где я…) (цикл)
Але (Ни кровинки в тебе здоровой…) (цикл)
Але (Ты будешь невинной, тонкой…) (цикл)
Аля
Андрей Шенье взошёл на эшафот… (Андрей Шенье)
Андрей Шенье (цикл) (Лебединый стан)
Анжелика (Вечерний альбом, Только тени)
Анне Ахматовой (+ анализ)
Ариадна (цикл) (После России)
Асе (Гул предвечерний в заре догорающей…)
Асе (Мы быстры и наготове…) (цикл)
Асе (Ты мне нравишься: ты так молода…)
Ах, золотые деньки!.. (Ока)
Ах, недаром лучше хлеба… (Венера)
Ахилл на валу (После России)
Ахматовой (Кем полосынька твоя…) (Ремесло)
Бабушка (цикл)
Бабушке (+ анализ)
Бабушкин внучек (Волшебный фонарь, Деточки)
Байрону (+ анализ)
Балкон (После России), (Земные приметы)
Баллада о кривой хате (перевод) (Переводы из чехословацкой поэзии: Ондра Лысогорский)
Баллада о проходимке
Баловство (Вечерний альбом, Только тени)
Бальмонту (Лебединый стан)
Барабан (В майское утро качать колыбель?..) (Волшебный фонарь, Не на радость)
Барабан (По богемским городам…) (Стихи к Чехии. Март)
Барабанщик! Бедный мальчик!.. (Барабанщик)
Барабанщик (цикл)
Башенный бой… (Разлука)
Баярд (Волшебный фонарь, Деточки)
Беглецы? – Вестовые?.. (Деревья)
Бегство (перевод) (Переводы из польской поэзии: Юлиан Пшибось)
Бежит тропинка с бугорка… (Ока) (+ анализ)
Без Бога, без хлеба, без крова…
Без зова, без слова… (Стихи к Блоку)
Без повороту и без возврату…
Без самовластия… (Ремесло)
Безнадёжно-взрослый Вы? О, нет!..
Безумье – и благоразумье…
Безупречен и горд…
Бел, как мука, которую мелет…
Белая гвардия, путь твой высок… (Дон)
Белизна – угроза Черноте… (Лебединый стан) (+ анализ)
Белогвардейцы! Гордиев узел… (Лебединый стан)
Белое солнце и низкие, низкие тучи… (Вёрсты: Выпуск 1)
Белоснежка (Волшебный фонарь, Деточки)
Бельё на речке полощу…
Берлину (После России) (+ анализ)
Бессонница! Друг мой!.. (Вёрсты: Выпуск 1), (Ремесло), (Бессонница)
Бессонница (цикл) (+ анализ)
Бессрочно кораблю не плыть…
Библейский мотив (перевод) (Переводы из еврейской поэзии: Ицхок Лейбуш Перец)
Бич жандармов, бог студентов… (Стихи к Пушкину)
Благая весть (цикл) (Ремесло)
Благодарю, о Господь… (+ анализ)
Благословляю ежедневный труд… (Вёрсты) (+ анализ)
Благоухала целую ночь…
1 … в конец »
Тоска по родине! Давно
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
3 мая 1934 года
*****
Темы и проблемы
- Основная проблема стихотворения «Кто создан…» – это противостояние. Не просто поэта, здесь она не зависит от своего призвания, здесь она личность, человек, женщина. Автор не ставит себя в один ряд со всем обществом, она считает себя выше, особенной. Она говорит «меня…земною не сделаешь солью», пытаясь таким образом показать, что она не станет смиряться и покоряться судьбе, не станет прогибаться ни под новое правительство, ни под желания основной массы.
- Призыв к протесту — основная тема стихотворения. Она хочет быть уникальной, это сквозит в каждой фразе стихотворения, читается между строк. Говоря «дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной воскресаю…», она прекрасно отдает себе отчет, что говорит уже не с теми, кто требует ее не печатать, она говорит со всем народом, будто призывает сделать также, выступить против. Стать ею.
- Индивидуальность — это тоже тема для размышления автора. Цветаева описывает уникальность своей личности и противопоставляет ее унификации пролетарской морали.
Композиция
В композицию стихотворения «Кто создан…» входят четыре строфы, две из которых начинаются одинаково «Кто создан из…». Подобная анафора делает стихотворение похожим на балладу, придает ему певучесть и некую народность. Однако уже во второй строке все это разбивается о силу слова Цветаевой, ее восклицания и противопоставления, которыми, кажется, и живут ее произведения. Вот и это не исключение — оно построено на противоположности не только в метафорах, которых здесь достаточно много, но и на ее характере, с которого писалось данное произведение. Это непостоянство, ее противоположность прослеживается с первых строк «Кто создан из камня, кто создан из глины, — а я серебрюсь и сверкаю!». Здесь не просто показан характер, здесь ярко читается вызов обществу, которое бросало вызов ей. Она отвечает всем тем, кто хотел ее сломить, а именно, советской власти, которая не признавала Цветаеву, не позволяла ей печататься большими тиражами.
Генералам двенадцатого года
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
___________
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена?
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна?
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век?
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
26 декабря 1913 года, Феодосия
*****
Поэтический ответ Тарковскому
Через некоторое время, снова в доме Нины Яковлевой Тарковский читает Цветаевой своё стихотворение «Стол накрыт на шестерых». Эти строки чем-то обидели поэтессу, и она отвечает на них своими, среди которых есть:
Цветаева видит себя седьмой лишней. Скорее всего, не только стихотворение Арсения стало причиной ответа, возможно, что-то случилось такое, что строки Арсения стали детонатором. Четверостишие:
Цветаева буквально бросает в лицо Арсению, как бы крича – а я?
Марина не долго в стихотворении жалуется на забывчивость хозяина, и сама присаживается седьмой к столу, но её гордость задета, самолюбию нанесён удар. В строках поэтесса олицетворяет себя с жизнью, которая пришла к заколдованному смертью столу и расколдовала его.
Дом был разбужен ненадолго, скоро отношения с Тарковским перетекли из близких в отдалённые и Цветаева снова потеряла лучик надежды. Сложно сказать до какого уровня развились отношения Марины и Арсения, но факт – это была последняя любовь поэтессы. Далее продолжилась череда неудач, непризнания и депрессии. Конец весны и лето 1941 тяжелы для Цветаевой, в эти дни она пишет в дневнике:
Стихи не пишутся, жить негде, денег нет, а над головой висит ужас небытия.
Стихотворение закрывает поэтическую страницу великой русской поэтессы Марины Цветаевой, не получившей при жизни и части заслуженных оваций. Марина Ивановна всю жизнь искала любви, но находила лишь её отблески, она всю жизнь жила стихами, но воздать им должное получилось только далеко после самоубийства поэтессы.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Кто создан…» можно охарактеризовать, как лирическое стихотворение. Оно очень напоминает оду, но не в честь кого-то другого, а в честь самого себя. Цветаева в этом своем произведении будто кричит всему миру о том, что справится, что она сильная. Это легко прослеживается в строках «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье». Она здесь не бросает вызов кому-то, она направляет энергию на себя. Здесь Цветаева — и враг самой себе, и друг, она и поддерживает себя, и укоряет.
Размер этого стихотворения — амфибрахий, который представляет собой такое построение строфы, при котором ударение падает на второй слог. Подобный размер очень часто придает стихотворению плавность, размеренность, но и в данном случае Цветаева доказала, что является прекрасным поэтом — она играет с нами, показывая сначала резкость и определенную обрывочность строк, а затем умело добавляя им легкости и уверенности.
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
— «Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
26 сентября 1909 года, Таруса
*****
Средства художественной выразительности
Главным средством создания столь ярких образов в стихотворении является, безусловно, метафора. Именно на ней фактически и строится всё лирическое произведение. «Имя твоё – птица в руке…» почти полностью состоит из метафорического обыгрывания имени Александра Александровича Блока. «Имя твоё – птица в руке, // Имя твоё – льдинка на языке, // Одно единственное движенье губ, // Имя твоё – пять букв» и тому подобное – всё это метафоры. Интересно также и то, что между некоторыми из них есть явная антитеза. Так, имя поэта у Цветаевой ассоциируется с чем-то лёгким и тихим, но в это же время оно «гремит».
Эффектней метафоры делает синтаксический параллелизм, который Цветаева употребляет достаточно часто. Строя предложения по одному принципу и прибегая к анафоре (единоначатию), поэтесса будто бы добавляет всё новые и новые краски в портрет Блока, нагнетает атмосферу.
Далеко не последнюю роль в создании образов играют и эпитеты. Такие характеристики, как «нежная стужа» и «громкое имя» делают картину более богатой и выпуклой.
При анализе стихотворения также необходимо обратить внимание на звукопись. Аллитерация является характерной особенностью лирики Цветаевой и в стихотворении «Имя твоё – птица в руке…» она тоже присутствует
Так, в строке «Громкое имя твое гремит» повторение звука создаёт шумовой эффект, а повторы шипящего в строке «В нежную стужу недвижных век» помогают передать ощущение убаюкивающей вьюги, метели.
В стихотворении поэтесса использует ещё и ассонанс. В заключительных строках («Ключевой, ледяной, голубой глоток…// С именем твоим — сон глубок») слышится нечто протяжное, долгое, как, собственно, сам сон (повтор ).
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Марина Цветаева с необычайной трепетностью относилась к творчеству Александра Блока, она настолько проникновенно отзывалась о его поэзии, что называла её неземной, будто сотворённой сверх существом. Знакомство их не было близким, хотя Цветаева нередко присутствовала на литературных встречах поэта, всегда очаровываясь его незаурядностью. Александр Блок покорил сердца немалого количества женщин, в том числе и приятельниц Цветаевой. Даже испытывая чувства к поэту, она не упоминала о них, считая невозможной любовь в силу недосягаемости образа, нарисованного ею в мечтах.
Множество прекрасных поэтических произведений были посвящены Цветаевой предмету её незыблемого обожания. Написанное в 1916 году «Имя твоё — птица в руке» олицетворяет высокую степень восторженности, все строки обнажают главную мысль стихотворения, — наиболее из значимых чувств на жизненном пути автора обращены к Блоку.
Его имя приводит к различным ассоциациям и порождают меткую образность в описании. Употребляемые эпитеты с точностью дают понять читателю осознанную степень восхищения, с которой Цветаева передаёт свои бесконечно сильные эмоции. Но каждая строка будто пронизана размышлением, что этот человек, чьё имя переливается разными гранями, наделён мистическими качествами. Загадочное творчество Александра Блока, напрочь лишённое земной обыденности, не оставляет возможности поэтессе думать о каких-либо романтических отношениях. Она искренне убеждена в недостойности ею этого человека, обожествляя его.
Кажется, это ведь всего одно слово, обозначающее имя, но Цветаева настолько мастерски проникновенно раскрасила в своём стихотворении детальную тонкость ассоциаций, что непроизвольно воображается каждое её сравнение. И это даёт право по достоинству оценить чувства, переполняющие душу автора. Цветаева, осознавая недосягаемость своего кумира, сочетает в его имени самые неожиданные художественные определения, здесь летящий мячик, что удалось поймать, и кусочек льда на устах. И даже громкость, с которой произносится его имя передаётся в строках непревзойдённо точно.
Делая анализ стихотворения «Имя твоё — птица в руке» Марины Цветаевой, становится предельно ясно, что оно написано с неподдельной чувственностью, каждое слово здесь пропитано искренностью. Заключительные строки дают тому подтверждение, говорящие о глубине сна поэтессы с именем своего героя, ведь она действительно засыпала, держа в своих руках томик его произведений.
Подлинность испытываемых чувств наглядно воплотилась на бумаге в бессметное стихотворение, анализируя которое читателю передаются не только душевные порывы автора, но и вся значимость испытуемой сердечной склонности.
Жилая архитектура россии Жилая архитектура
Уравнения прямой в пространстве — это уравнения двух пересекающихся плоскостей Как найти прямую пересечения двух плоскостей
Тебе — через сто лет
К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр — как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу:
— Друг! не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
— Ртом не достать! — Через летейски воды
Протягиваю две руки.
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Со мной в руке — почти что горстка пыли —
Мои стихи! — я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я — или
В котором я умру.
На встречных женщин — тех, живых, счастливых, —
Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:
— Сборище самозванок! Всё мертвы вы!
Она одна жива!
Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
Украдены у ней!
О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила, —
Тебя не дождалась!
И грустно мне еще, что в этот вечер,
Сегодняшний — так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, — и навстречу
Тебе — через сто лет.
Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье
Моим друзьям во мглу могил:
— Все восхваляли! Розового платья
Никто не подарил!
Кто бескорыстней был?! — Нет, я корыстна!
Раз не убьешь, — корысти нет скрывать,
Что я у всех выпрашивала письма,
Чтоб ночью целовать.
Сказать? — Скажу! Небытие — условность.
Ты мне сейчас — страстнейший из гостей,
И ты откажешь перлу всех любовниц
Во имя той — костей.
Август 1919 года
*****
Август — астры,
Август — звезды.
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных —
Август! — Месяц
Ливней звездных!
7 февраля 1917 года
*****