Картинка к сочинению анализ стихотворения Старуха
На этой странице читайти стихи «Старуха»
русского поэта Ивана Тургенева
, написанные в 1878
году.
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за
моей спиною… Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки
одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней… Она остановилась.
— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил,
что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц:
они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала
зениц… из чего я заключил, что она слепая.
— Хочешь милостыни?- повторил я свой вопрос.-
Зачем ты идешь за мною?- Но старушка по-прежнему не
отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные,
словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина!- подумалось мне.- Что она ко
мне пристала?- Но я тут же мысленно прибавил:- Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое
место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими
мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня
толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой
моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма…
«Могила!- сверкнуло у меня в голове.- Вот куда она
толкает меня!»
Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо
мною… но она видит! Она смотрит на меня большими,
злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы…
Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик…
«Ах!- думаю я…- эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет
яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот
же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… все то же,
то же!
«Стой!- думаю я.- Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не
слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет,
ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо
на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…
— Не уйдешь!
И.С.Тургенев. Избранное.
Классическая библиотека «Современника».
Москва: Современник, 1979.
Старуха
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней… Она остановилась.
— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.
— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос.- Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собой те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина! — подумалось мне.- Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма…
«Могила! — сверкнуло у меня в голове.- Вот куда она толкает меня!»
Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик.
«Ах! — думаю я…- эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!
«Стой! — думаю я.- Обману же я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…
— Не уйдешь!
Февраль 1878
Где-то когда-то прочитала, что ковер нашей судьбы соткан. И мы только воспроизводим его рисунок. Так ли?
«Разговор» анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение в прозе «Разговор» было написано в 1878 г. и напечатано в «Вестнике Европы» . Эпиграф был заключен в кавычки, то есть имел вид цитаты. Но источник, из которого взят эпиграф, не обнаружен. Если этот источник — путеводитель по Швейцарским Альпам, то он должен быть очень старым, так как на Финстераангорн восхождение было совершено в 1810 г., а на Юнгфрау в 1811.
Тургенев видел горы Швейцарии задолго до написания стихотворения, в 1840 г. Романические вершины привлекали многих путешественников, еще Карамзин описывал вид Юнгфрау лунной ночью, а эпиграф напоминает цитату из поэмы Байрона «Манфред». И тема разговора горных вершин, и тема путешествия на одну из вершин Альп уже реализовались в литературе . Но Тургенев находит новую идею для того же самого предмета описания.
Литературное направление и жанр
По жанру стихотворение в прозе больше всего напоминает легенду или даже миф о человечестве, его возникновении и исчезновении. Трудно найти черты какого-либо направления в этом произведении . И все-таки это реализм, какой только может быть в лирическом произведении.
Это не просто предвидение конечности человеческого бытия и смирение с ним, это оценка роли человечества и его следа на земле. «Разговор» — это как раз «старческое» восприятие мира, который остается молодым и сильным, вечным и нерушимым, даже когда сам ты слабеешь и готов из него исчезнуть.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой диалог двух горных вершин. С их точки зрения оцениваются человеческие деяния. Декорация на небе не меняется в течение всего разговора, занимающего многие тысячелетия.
Вид земли меняется под влиянием человеческой деятельности и ее прекращения.
Хотя в ходе разговора проходят тысячи лет, Тургенев описывает только зимнее небо и обледенелые скалы. Лето, весна, осень слишком наполнены жизнью, чтобы стать фоном к такому монументальному разговору. К тому же вершины гор всегда покрыты снегом и льдом.
Они соприкасаются с вечностью, но зато никогда не видели жизни с ее страстями, радостями и горестями!
Тема стихотворения — быстротечность и суетность жизни пред лицом вечности. Основная мысль: каждый отдельный человеческий мирок и даже жизнь всего человечества в целом — просто миг в сравнении с вечностью
Тургенев рассуждает о важности человеческой жизни именно с помощью образов времени
Такая мысль высказывалась еще в Библии, где жизнь человеческая уподобляется цвету на траве.
Тропы и образы
Разговор двух вершин — это метафора. Горы возвышаются над горной цепью, подобно двум великанам , как будто беседуют друг с другом. Тургенев пользуется двойной условностью: лирический герой воображает, как будто горы беседуют о людях, оценивая их бытие.
Пейзаж, фон беседы, Тургенев рисует с помощью эпитетов, выделяя четыре составляющих суровой природы: небо , мороз , снег и скалистые глыбы, уступы . Разговору сопутствует тишина. Да и сам разговор не очень громкий, скорее, мысленный.
Тишина, неяркие цвета и холод — вот что ассоциируется у лирического героя с вечностью, с жизнью горных хребтов.
Такой жизни противопоставлена пестрота жизни человеческой. Цвета даны не как прилагательные, а как глаголы — недолгий и пестрый процесс. Явления вокруг синеют, чернеют, сереют.
Люди называются козявками и двуножками .
Все стихотворение в прозе строится на сопоставлении кратковременности человеческой жизни и монументальности вечности, что выражается в бессоюзном сравнении тысячи лет — одна минута. Это не просто относительность времени, но относительность разных жизней или жизненных позиций.
Безжизненность навсегда замолкшей земли горные вершины оценивают словом «хорошо». Снег и лед, белое и черное — идеальный, с точки зрения горных вершин, мир уж очень напоминает дантовский ад. Не только время, но и любые ценности относительны.
Лирический герой страшится вечности с ее холодными ценностями. В этом смысл стихотворения в прозе.
Анализ стихотворения «Порог» Тургенева
Полагают, что произведение навеяно реальной личностью — революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.
Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия — всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.
Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе, и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.
Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир — в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.
Творческий рассвет Ивана Тургенева
«Записки охотника»; «Современные заметки»; «Хорь и Калиныч».
1. Первая любовь
В юности Тургенев был страстно влюблен в дочь известной княгини Шаховской – Екатерину. Она была старше классика на четыре года. Красавица Катя Шаховская кружила головы многим аристократам. Кстати, перед чарами кокетки не устоял отец писателя – Сергей Тургенев. Девушка ответила ему взаимностью. А сердце Ивана Тургенева было разбито. Позже писатель наделил некоторыми чертами Кати Шаховской героиню своей повести «Первая любовь».
2. Путешествие по морю
Примечательный случай вышел с Тургеневым в 1838 году во время своего первого путешествия в Германию. На корабле произошел пожар. Как потом рассказывали очевидцы, писатель начал метаться по палубе, восклицая, что не хочет и не может умирать молодым. Когда спасательные шлюпки спустили на воду, Тургенев ринулся к ним, расталкивая по пути остальных пассажиров, в том числе женщин и детей. Так это или нет, мы этого никогда не узнаем. Но легенда распространилась, об этом случае узнали в кругу Тургенева, и его стали считать трусом. Позже классик описал это событие в новелле «Пожар на море».
3. Внебрачная дочь
В молодости Иван Тургенев считался ловеласом и не обходил вниманием как знатных девиц, так и крестьянок. Одна из мимолетных увлечений писателя стала белошвейка Дуня, через год она родила ему дочь Полину
Тургенев не признал ребенка официально, но заботился о девочке и возил ее с собой за границу. Позже девочку взялась воспитывать возлюбленная писателя Полина Виардо, знаменитая оперная певица, за которой Тургенев ездил по всему свету.
4. Дуэль с Толстым
Интересно, что из-за дочки Полины, Тургенев чуть не сразился на дуэли. И не с кем-нибудь, а с близким другом, Львом Николаевичем Толстым. Однажды Толстой пожурил Тургенева за то, что Полина за границей вынуждена зарабатывать себе на хлеб шитьем. Иван Сергеевич принял это близко к сердцу. Слово за слово, спор едва не перерос в драку. По рассказу жены Толстого Софьи, оба уже собирались пустить в ход кулаки. В итоге Толстой вызвал противника на дуэль на пистолетах, которая, к счастью, так и не состоялась. Спорщики успели остыть, но помирились они намного позже.
Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Но самое удивительное, что анатомы уже после смерти писателя взвесили его мозг. Он «потянул» аж на 2 килограмма, а это намного тяжелее, чем у многих других знаменитых людей.
На такую большую голову у творца просто не хватило материала, — говорил о Тургеневе Боткин.
Еще одна анатомическая особенность классика – кость на темени у его была очень тонкая. Из-за этого при ударе по голове Тургенев терял сознание. Из-за этого в школе писателю пришлось вытерпеть немало издевательств от сверстников. Тургенева не раз обвиняли в мягкотелости, на что он находчиво отвечал:
Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии… Чего тут ждать, когда на самом темени провал!
6. Белинский называл Тургенева мальчишкой
В молодости Иван Сергеевич Тургенев был довольно легкомыслен. Он мог, например, пригласить к себе гостей, а потом «случайно» об этом забыть. Он, конечно, извинялся перед гостями, снова приглашал их на обед, чтобы как-то загладить свою оплошность, но когда люди приезжали в назначенный час, хозяина снова не оказывалось дома. За это Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».
Сейчас трудно представить, но будущий классик в пору молодости хотел быть настоящим денди, но, похоже, у него мало получалось. По крайне мере, Александр Герцен назвал Тургенева Хлестковым, за то, что ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панталонах, в белом жилете и цветном галстуке.
7. Из воспоминаний современников
Личность Тургенева состояла сплошь из противоречий. Например, несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.
Были у Тургенева и свои странности. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.
Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.
Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева
«Русский язык» (1882) — поэтическая миниатюра-раздумье. Причём, раздумье это грустное и тягостное. Почему? Потому что лирический герой пребывает вдали от родины. Слегка замедленный в начале ритм хорошо передаёт ощущение не проходящей тоски. Но она всё-таки преодолевается уверенностью, что «великий» язык мог быть дан только «великому народу». Убеждённость мысли усиливается ритмом последнего предложения.
Короткое стихотворение начинается с грустного раздумья о судьбе родины, а заканчивается торжественной одой во славу языка и народа, его создавшего: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
«Щи»
Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки — вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» — это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.
Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской» Тургенева
Это произведение — отклик на гибель удивительной, редкой женщины. Ю. Вревская — баронесса, она была вдовой генерала, который погиб на кавказской войне. И. Тургенев познакомился с ней в 1873 г., несколько раз встречался, переписывался.
Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» написано от лица безмерно скорбящего человека. Возможно, он был в числе тех, которые «тайно и глубоко любили её». Наверное, это и вызвало незабываемую печаль, пронизывающую стихотворение.
Произведение разделено на короткие прозаические строфы. В каждой из них — эпизод внешней или внутренней жизни Вревской, переживаемый лирическим героем. Вместе они создают образ незаурядной женщины. Вот они — эти строфы-тезисы её жизни:
- «умирала она от тифа»;
- «ни один врач даже не взглянул на неё»;
- «она была молода, красива»;
- «отдалась на служение ближним»;
- «заветные клады… в душе»;
- «жертва принесена…»;
- «никто не сказал спасибо»;
- поздний цветок признательности «на её могилу».
Строки к финалу становятся короче, они иссякают, как и прошла жизнь Юлии Вревской. Незаурядность её личности и судьбы подчеркивается антитезами. С одной стороны — «грязь», «заражённые логовища», а с другой — «свет», «жизнь ей улыбалась». И в дополнение ещё одна антитеза, углубляющая драму жизни Ю. П. Вревской: «служение ближним» и «никто не сказал спасибо даже её труду».
Итог этой благородной жизни — поздний цветок старого друга. «Поздний цветок» здесь как символ памяти.
Стихотворение посвящено конкретному человеку — Юлии Вревской, но в нём присутствует и элемент обобщения. По сути это реквием русской женщине — самоотверженной и героической.
«Русский язык»
Одна из самых известных миниатюр этого сборника – «Русский язык». Обычно это произведение размещают даже в классных комнатах российских школ. Как можно догадаться, здесь автор выражает свое отношение, высказывает собственную любовь по отношению к родине. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Данную миниатюру можно рассмотреть отдельно, потому что здесь писатель затрагивает такую важную часть русской культуры и ее души, как язык. Здесь Тургенев призывает современников беречь тот язык, которым их наградили при рождении, а причина тому весьма проста – таким образом каждый сможет создать по-настоящему великие литературные произведения, которые вполне вероятно смогут когда-нибудь стать востребованными.
Тут же Тургенев связывает судьбу народа вместе с его языком. Все дело в том, что писатель на момент создания этого произведения сам находился далеко от родины. Язык в то время – единственное средство, которое связывало Тургенева и место, где он раньше жил. Вполне естественно, что именно из-за разлуки со своим родным краем, писатель так описал язык, его ценность для человека.
Старуха — Стихотворения в прозе (1878-1882) — И.С. Тургенев
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною. Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней. Она остановилась.
Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц. из чего я заключил, что она слепая.
Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос.— Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина! — подумалось мне.— Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти. Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится. какая-то яма. «Могила! — сверкнуло у меня в голове.— Вот куда она толкает меня!» Я круто поворачиваю назад. Старуха опять передо мною. но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами. глазами хищной птицы. Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам. Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик.
«Ах! — думаю я. — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!» «Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно. Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко. И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону. И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках. всё то же, то же!
«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад. Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой.
«Воробей»
В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.
Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.
Особенности стихотворений в прозе Тургенева
Восемьдесят три стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это горькие слёзы и высокие мысли мудрого человека. Он думал и писал о своём, но для тех, кто был, есть и ещё будет. Основные особенности стихотворений в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Русский язык» следующие:
- использование элементов разных жанров (раздумье, ода, личное воспоминание, философский этюд, беседа);
- прозаическая речь;
- разнообразие ритмов, их связь со смыслом стихотворений;
- антитеза — как способ выражения идеи;
- наличие прозаических строф;
- символичность;
- обобщение мыслей, образов;
- воссоздание мира чувств и мыслей лирического героя;
- тема гражданского подвига русских женщин;
- утверждение русского языка как национального символа.
Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог – пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.
Тургенев удачно облек в поэтическую
Форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины – революционерки. Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения – проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.
Самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» – эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.
Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода.
У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой
незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего – то».
Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб.
Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.
(Пока оценок нет)
Сочинения по темам:
- Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний…
- Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который…
- Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла…
- Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в…
Напечатать