Стихотворение «Еще весны душистой нега» Фет Афанасий Афанасьевич
Выразительные средства, которые использовал поэт
Говоря о красках, встречающихся в действительности, имеется в виду описание природы, ее состояния в разные времена года. Производя анализ «Я пришел к тебе с приветом» можно заметить, что автор использует такие литературные выразительные средства, как эпитеты, метафоры, олицетворения. При этом, сам образ природы не искажается — изображение становится легким, воздушным, возможно, более ярким: солнце затрепетало по листам «горячим светом», лес полон «весенней жаждой», причём проснулся он «веткой каждой».
Кроме того, производя анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом», важно заметить, насколько тесно поэт связывает чувство любви с природными явлениями, что создает особенную красоту, как и самого изображения природы, так и романтичного настроения самого лирического героя: «Отовсюду на меня весельем веет»
Средства художественной выразительности
Каким способом поэт добивается впечатления? Ритм, расстановка слов, поэтический синтаксис «подсказывают» читателю картину, рождённую в душе поэта.
Примеров метафорического способа передачи оттенков чувств и мыслей в стихотворении много: «душа служить готова», «песня зреет», проснулся «каждой веткой», встрепенулся «каждой птицей». Слово «веселье» означает не праздность, а настрой на работу, творчество.
Важным художественно-изобразительным средством является олицетворение, так как для поэта природа и человек – понятия неразделимые, взаимопроникающие: солнце «встало», «затрепетало»; лес «проснулся».
Приёмом ритмической организации текста является анафора (использование повторяющегося глагола «рассказать»). Глаголы придают динамичность всему тексту. Повторяющийся союз «что» создаёт напевность стихотворения, превращая его в «музыкальное» произведение.
Произведение состоит из четырёх строф, в каждой из которых по четыре строки (катрена), связанных перекрёстной рифмовкой. Размер стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» – динамичный четырёхстопный хорей. Однако использование в каждой строке пиррихия (два безударных слога в строфе) делают стихотворную строку лёгкой и воздушной.
Точно передают эмоциональное состояние человека, уверенного в своих мыслях и чувствах, аллитерация («ПРишёл с ПРиветом) и ассонанс (рАсскАзАть, чтО сОлнце встАлО).
Эти приёмы звукописи ассоциативно рождают мысль о смелом и энергичном отношении к самой жизни: наслаждайся каждым мгновением, действуй, не спи!
Жанр и композиция
Интересна содержательная сторона композиции: в каждой строфе заключена отдельная «микротема». В первой строфе – наступающий в природе рассвет; во второй – приход весны и пробуждение к жизни птиц, «веточек» и «листьев» в лесу. Следующая строфа – в душе лирического героя, открывающейся навстречу счастью, «поселяется» весна. В заключительной строфе – Весна и Любовь рождают вдохновение. Поэт заявляет о своём поэтическом «кредо»: воспевать красоту.
Форма повествования укладывается в «определённые рамки». Каждая строфа (кроме первой) начинается с глагола «рассказать». Желание быть услышанным – вот смысловая сторона композиционного построения
Этот приём позволяет привлечь внимание читателя, чтобы объяснить ему, с какой целью автор «ворвался» в мир литературы
Обращение к читателю написано в уважительной форме, располагающей к взаимной беседе. Поэтому по жанру это, скорее всего, послание, относящееся и к пейзажной лирике. Однако стихотворение Фета — не просто ответ на вопрос о предназначении творчества поэта. Это и философское рассуждение о любви, о чувствах, переполняющих душу, о счастье не только одного человека, но и всего мироздания.
«Весеннее» стихотворение – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, жгучим силам природы.
Немного о стихотворении
Стихотворение написано в 1843 году. Это произведение поэт посвятил своей возлюбленной — Марии Лазич. Несмотря на то, что поэт не собирался жениться на девушке, она была для него идеалом нравственности. Когда возлюбленная скончалась, Афанасий переживал тяжелое потрясение. Именно под воздействием своих чувств поэт написал данное произведение.
Перед тем, как приступить к анализу «Я пришел к тебе с приветом», нужно понять, о чем пишет автор в своем стихотворении.
Каждому, кто хоть немного знаком с творчеством российского классика, известно, что Афанасий Фет — настоящий лирик, который способен выражать свои чувства, связывая их с природными явлениями. Та легкость, которая присутствует во всех произведениях поэта, заставляет прочувствовать все эмоции, которыми была полна душа Фета. Эта романтичность, с которой он описывает родные края, находя красоту во всем, стала одним из первых шагов к появлению такого направления литературы, как чистая поэзия.
Прочитав произведение Афанасия Афанасьевича, важно выделить три основные темы, которые затрагивает поэт. Такими составляющими стихотворения стали: любовь, природа и красота
Несмотря на то, что очень многие поэты, которых мы сегодня называем «классиками золотого века литературы», обычно обозначали четкую грань между данными проблемами, у Фета все эти три темы тесно переплетены между собой. К такому выводу мы приходим, производя анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом». В стихотворении поэт изображает картину так, что невозможно представить любовь без красоты, природу без любви или красоту без природы. Для того, чтобы воспринимать стихотворение в соответствии с задумкой автора, нужно понимать эту удивительную черту всего творчества Фета.
Анализ стихотворения Фета «На рассвете»
Афанасий Афанасьевич Фет создал стихотворение «На рассвете», предположительно, 1 апреля 1886 года (датируется по записи, указанной секретарём поэта Анной Андреевной). Впервые оно увидело свет, будучи напечатанным в разделе «Весна» в книге «Вечерние огни. Выпуск третий неизданных стихотворений А. Фета» в 1888 году.
Это произведение не разделено на строфы. Всего в нём десять строк, рифмующихся попарно по схеме aabbccddee. Интерес представляет стихотворный размер. Каждая строка состоит из трёх стоп, первая из которых является хореем, вторая – амфибрахием, а третья – ямбом. Таким образом, наблюдается своеобразная поэтическая симметрия.
Основной приём, использующийся поэтом в этом стихотворении, – олицетворение. Ночь и заря предстают перед читателем в виде двух женщин, будто сошедших с полотен художников XIX века. Уместно будет вспомнить здесь цикл картин Уильяма Адольфа Бугро или Эдварда Роберта Хьюза, изображающих времена суток в виде юных дев.
Афанасий Афанасьевич тоже представляет эти явления в человеческом облике. У его ночи есть лицо. Поэт применяет устаревшее слово «чело», рассказывая об этой героине. Мы видим неявное сравнение: за эпитетом «мягкая мгла» чувствуется намёк на лёгкую вуаль, какую часто носили благородные барышни.
Фет ничего нам не сообщает о внешности второй героини, утренней зари. Но по выражению, проливающему свет на её поведение, мы можем легко воссоздать и её облик. В стихотворении повествуется о том, что эта девушка горит жаждой света, но стыдится сделать шаг навстречу дню. Наше воображение может нарисовать образ скромной юной девушки, предвкушающей, например, свой первый бал, но боящейся допустить какую-нибудь оплошность. Даже при мысли об этом на её щёках вспыхивает густой румянец, точь-в-точь напоминающий цвет занимающейся зари.
Но не только утро и ночную тьму одушевляет поэт. Под его пером даже неверная тень обретает живость. Благодаря применённому глаголу «жмётся» тень становится похожа на пугливое сказочное существо.
Пейзаж в этом стихотворении передаётся как бы лёгкими мазками поэтической кисти – с помощью небольших деталей. Взор автора выхватывает из пространства отдельные фрагменты – трепет птичьего крыла, скользящую по полю тень, розовеющий небосвод, первые лучи ещё не взошедшего солнца. Фон для них создаётся градацией «холодно, ясно, бело», которая одновременно отражает все особенности утренней атмосферы.
Поэт заканчивает произведение умиротворяющим заключением: «на душе благодать». Действительно, созерцание пробуждающейся на рассвете жизни способно принести в душу удивительный покой. В этом с Афанасием Афанасьевичем невозможно не согласиться.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑
Направление и жанр стихотворения
Несмотря на то, что произведение «Я пришел к тебе с приветом» часто относят по смысловому направлению к разряду любовной лирики, говорить об этом однозначно нельзя. Уже было сказано выше, что стихотворение включает в себя элементы и других направлений. Несомненно, произведение относится к лирической поэзии, но из-за смысловой многогранности, не стоит считать, что поэт пишет исключительно о любви.
Читая строки стихотворения, можно увидеть, как автор воспринимает природу. Все явления, которые происходят независимо от воли человека, Афанасий воспринимает как нечто великое. То есть, можно сделать вывод, что для поэта и сама природа является отдельным живым существом, которое имеет свои желания, потребности, характер и особенную манеру поведения.
Вчитываясь в строки произведения, важно заметить, какое внимание Афанасий уделяет мельчайшим деталям. Благодаря такому изображению окружающей среды, картина сразу приобретает другой вид. Столь повышенное внимание ко всем деталям, которые, на первый взгляд, абсолютно не играют никакой роли, стало не только отличительной чертой данного шедевра русской классической поэзии, но и удивительной особенностью всего творчества Афанасия Фета
Столь повышенное внимание ко всем деталям, которые, на первый взгляд, абсолютно не играют никакой роли, стало не только отличительной чертой данного шедевра русской классической поэзии, но и удивительной особенностью всего творчества Афанасия Фета.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Мережковского Дети ночи
Если рассматривать стихотворение Мережковского Дети ночи, исходя из современной действительности, то складывается впечатление, будто поэт говорил о нынешних днях, про смену эпох. К примеру, вполне возможно
- Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный
Это произведение было написано, 26 мая 1828г – в не самый благополучный для поэта промежуток времени. Кажется, уже в прошлом его гонения по ссылкам, восстание декабристов и трагические события, которые последовали за этим
- Анализ стихотворения Ахматовой Молитва
В 1915 году вышло стихотворение Ахматовой, которое называлось «Молитва». Это стихотворение покорило мир в какой-то степени. Потому что поэтесса жила в те времена, когда было трудно всем, и в том числе – ей
- Анализ стихотворения Вдохновение Дельвига
Произведение относится к раннему лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой строгую поэтическую форму сонета в виде стихотворного послания к лицейскому другу.
- Анализ стихотворений Беллы Ахмадулиной
Прекрасная Белла, прогремевшая в своё время, до сих пор звучит – в записях, в каждом своём стихотворении, в каждой, даже не озвученной – немой ещё, строчке.
Тематика стихотворения
Основные темы, затронутые в произведении, близки каждому одухотворенному и мечтательному читателю. В их число входят:
- уникальность русской природы
- любовь как самое заветное чувство
- философские размышления о смысле бытия и творчества
- красота окружающего мира
Произведение посвящено самому волнующему и красивому времени года. Образ Весны – любимый в поэзии Фета. Пробуждение ото сна, воскрешение души, небывалый подъём энергии и сил, ожидание всего свежего, чистого и нежного – все это главные темы в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом». Это «торжественное шествие» мощного чувства и настроения, которое «ставит точку» в беспробудной «спячке» человечества и зовёт к светлому, счастливому будущему.
Общий вывод по стихотворению
Произведя полный анализ «Я пришел к тебе с приветом» Фета, можно сделать общий вывод. Целью творчества Афанасия Афанасьевича Фета стало не просто описание прекраснейшего природного ландшафта, а восхваление всей русской природы, которая отличается особенным разнообразием. Поэтому удается описать родную культуру так, что в каждого читателя проникает эта любовь к родной земле, ко всем ее красотам.
Афанасий Фет точно дает понять каждому читателю то, что самая главная красота заключена именно в природе, в невероятных пейзажах, и только потом в самом человеке. Это можно понять по тому, как автор ставит на первое место тот факт, что человек — лишь небольшая составляющая природы, ее часть, ее дитя.
Жизнь складывается из отдельных мгновений, которые становятся звеньями одной цепи – Вечности. Афанасий Фет создал огромный мир поэзии, «звенья» которого — его стихотворения. В этом мире всё едино и всё говорит человеку – жить и наслаждаться тем даром, который отпущен нам сверху! Каждый стих – рой впечатлений, мыслей, радостей и печалей, рождающий желание проникнуть в иные миры, ощутить величие Вселенной – это и роднит нас с поэтом.
Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году. Прежде чем оно увидело свет, И.С. Тургенев настоял на отсечении последних двух строф, хотя сам автор и Н.А. Некрасов не были согласны. В 1863 году Фет восстановил эти строфы. Строки стихотворения положены на музыку композиторами А.Аренским, М.Балакиревым, Н.Римским-Корсаковым.