Другие редакции и варианты
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 3–3 об.
Первая публикация — Совр. 1836. Т. IV. С. 36, под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии», № XIX, с общей подписью — «Ф.Т.». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 10–11; Изд. 1854. С. 18; Изд. 1868. С. 21; Изд. СПб. 1886. С. 120; Изд. 1900. С. 105.
Печатается по автографу.
В группе стихотворений, пронумерованных в автографе (см. коммент. к стих. «В душном воздуха молчанье…». С. 401), обозначено цифрой 4. Написано на маленьких листах бумаги, как и все эти стихотворения: по две строфы на странице. Многоточия состоят из четырех, пяти и даже шести точек. Художественная эмоция не прерывается, и паузы-многоточия открывают перспективу в недосказанное, которое касается как внешних обстоятельств человеческого и природного бытия (строки 2, 12, 14, 16-я), так и внутренних — духовной жизни (строки 4, 8, 10-я), хотя, конечно, внешнее и внутреннее не строго разделены.
Датируется 1830-ми гг.; послано Тютчевым И.С. Гагарину в начале мая 1836 г.
В Сушк. тетради (с. 14–15) и в Муран. альбоме (с. 15–16) — списки. Нумерация стихотворений автографа здесь не соблюдается. Стихотворению предшествует «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», а последующим оказывается «Итальянская Вилла». В Совр. 1854 г. и в следующих прижизненных изданиях, а также в Изд. СПб. 1886 в 7-й строке — «ученый пастырь», но в первом изд. и в Изд. 1900 и в последующих — «ученый пастор».
Первый печатный отзыв о стихотворении — Н.А. Некрасова; он выделил стих. «И гроб опущен уж в могилу…», «Итальянская villa» в особый раздел, отличительным признаком которого является «едва заметный оттенок иронии», напоминающий поэзию Гейне (Некрасов. С. 213–215). Критик заключил рассмотрение словами: «Поэтическое достоинство приведенных нами стихотворений несомненно: оно не утратилось в десять с лишком лет — это лучшая похвала им». Но у рецензента из Отеч. зап. (с. 61) в отличие от Некрасова, указавшего на иронический оттенок, другой ракурс восприятия текста: «Самая мысль о смерти не возмущает ясности взгляда и разрешает гармонию». Критический аспект восприятия у рецензента из Пантеона. Отказываясь от общей оценки, он лишь указал на стилистическую, как ему кажется, неудачу: «Вещает бренность человечью» (Пантеон. С. 6). Л.Н. Толстой отметил это стихотворение буквами «Т.К.» (Тютчев. Красота) (ТЕ. С. 145). В.И. Алексеев вспоминал о пристрастии Толстого к этому стихотворению, выделенному в сборнике произведений Тютчева: «Особенно хвалил и часто декламировал два из них — «И гроб опущен уж в могилу…» и «Silentium!» (Толстой в восп. Т. 1. С. 229). С.Л. Франк так прокомментировал стихотворение: «Нетленно-чистое небо», которое в стих. «И гроб опущен уж в могилу…» противопоставляется и бренной жизни, и столь же бренным умным речам о религии, есть тоже природа, и именно чистейшая природа. В силу этого единства, небесная, горняя стихия, удаленная от земли и противоположная ей, есть все же не какое-либо обособленное от бытия начало, а именно стихия, органически проникающая собою все бытие, а следовательно, доступная и на земле » (Франк. С. 24). Стихотворение рассмотрено в связи с «Над виноградными холмами…» (см. коммент. С. 415). Франк выделил в этих произведениях идею восхождения к небу как к святому храму.
Тема
В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.
Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам
Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А
Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.
Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством».
В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.
Помогите срочно! нужен анализ стихотворения Тютчева «И гроб опущен уж в могилу. «
Алексей дмитриев Ученик (104), закрыт 3 месяца назад
Т С Оракул (50545) 3 месяца назад
В 1830-1836 г. г. Тютчев переживает внутренний конфликт «поэзии» и «истории». Это происходит в связи с событиями 1830 года — года июльской революции, ставшего для Европы эпохальным. Перелом в мировоззрении поэта приводит к тому, что вместо гармонии двух начал появляются в его поэзии образы двух непримиримых, несоединимых стихий. Оборотной стороной глубоко пережитой Тютчевым драмы стала ирония его по отношению к себе, проявляющаяся и в поэтическом творчестве.Стихотворение «И гроб опущен уж в могилу» написано в 1835 году.Основная интонация этого стихотворения – мрачно-ироническая, характерная для поэта в данный период, в период предощущения мировой катастрофы.В стихотворении явно прослеживается три уровня: могила — над могилою — небо. Причем мрачно-ироническим настроением пронизаны первые три строфы, создающие картину первых двух уровней, а в четвёртой строфе формируется иное настроение, которое можно охарактеризовать как чистую, звенящую тоску.Первая строка звучит как продолжение какого-то действия, какого-то события, оставшегося за рамками произведения. Какое это событие? Очевидно, человеческая жизнь, которая закончилась тем, что… «и гроб опущен уж в могилу». Авторское отношение к человеческой жизни обозначено прямо, откровенно: бренная, грешная. Мало того, могилу окружает толпа, безликая масса: «всё столпилося», «толкутся». Среди этой толпы выделяется одна фигура – пастор. Но эта фигура еще более подчеркивает авторскую иронию, чему способствует использование возвышенной лексики: «вещает», «гласит». Соответственно, люди должны «внимать» словам пастора, но… «и умною, пристойной речью толпа различно занята». Контраст между «вещает», «гласит» и «толпа» подчеркивает несуразность, нелепость человеческую.Последняя строфа начинается с противительного союза «а», противопоставляющего небо всему, что под ним. Образы, созданные в четвертой строфе, противопоставлены от начала до конца тем, что обрисованы в первых трех строфах. Птицы «реют голосисто», они свободны, а жизнь людей омрачена тем, что они находятся на краю мрачной бездны («и над могилою раскрытой»). Противопоставлены нетленная чистота неба и тлетворный дух могилы, беспредельность неба и ограниченность человеческой жизни. Тему ограниченности создает семантическая цепочка: гроб, толкутся, спирает грудь, пристойная речь. Взору поэта открываются две бездны: одна – мрачная – внизу, другая – воздушная, голубая – вверху. Человеческая жизнь проходит между ними и заканчивается мраком, к сожалению, человеку недоступна чистота бездонная неба.
Bloody Wolf Ученик (127) 3 месяца назад
Особенности творчества Ф.И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев – это изысканный русский поэт, который создал множество произведений. Некоторые исследователи утверждают, что их было более 400. Все творчество можно смело подразделить на несколько этапов. Первый этап считается ранним и относится к различным философским суждениям, а вот второй относится к чувствам поэта, а также личным переживаниям.
Дипломат и поэт, Фёдор Иванович был очень любвеобильным человеком. Был дважды женат и имел многочисленные связи. Особое место в его сердце занимала Елена Денисьева, с которой он познакомился в зрелом возрасте. Она была племянницей инспектрисы, находящейся при Смольном институте. Именно в этом учреждении воспитывались дочери поэта.
Елене было всего 24 года. Она была весьма очаровательной, и с первых же минут знакомства влюбилось в личность Тютчева и его особенное творчество. Автор изысканных произведений ответил Денисовой взаимностью и весьма страстной привязанностью, которая продлилась до самой смерти Елены.
Следует отметить, что высшее петербургское общество не одобрило взаимоотношения Елены и Федора. Возник грандиозный скандал. И хотя у пары за время отношений родилось трое детей, этот союз никогда не был принят общественностью. Сильное осуждение легло на плечи именно Денисовой, от нее отрекся даже собственный отец. Практически каждый человек указывал на то, что дети Елены рождены незаконно. Лучшие заведения закрыли перед девушкой свои двери.
Несмотря на то что Фёдор Иванович закрутил роман с Еленой Денисовой, он продолжал поддерживать отношения со своей законной семьей. Детей и жену он называл земным проведением.
Елена постоянно находилась в состоянии двусмысленности, это приводило к нервозности и взвинченному состоянию. Постоянная раздражительность привела к тому, что у девушки развилась чахотка, которая привела к смерти в 64-м году.
После смерти Елены на тот свет ушли и их двое детей – сын и дочь. Федора Ивановича Тютчева весьма потрясли такие события и он на протяжении долгого времени считал себя виновником в произошедшем. Именно такие чувства, переполненные смыслом и горечью, отражались в произведениях автора. Чуть позже эти произведения отнесли к определенному циклу, который известен и в настоящее время, являясь интересным для читателей со всего мира.
Наиболее яркими произведениями, затрагивающими жизненную ситуацию автора, являются стихи под названием «Предпочтение», «Я очи знал…», «Накануне годовщины…» и многие другие. Все данные стихотворения весьма драматичны и напоминают своей манерой письма исповедь. Они усиливаются формой написания – в виде диалога, когда определенный лирически герой просит прощения у девушки, которой на момент высказывания нет рядом.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры: ««все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество». Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».
Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.
Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации. Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».
Стихотворение Тютчева Ф.И. «И гроб опущен уж в могилу»
«И гроб опущен уж в могилу»
И гроб опущен уж в могилу, И все столпилося вокруг. Толкутся, дышат через силу, Спирает грудь тлетворный дух.
И над могилою раскрытой В возглавии, где гроб стоит, Ученый пастор, сановитый, Речь погребальную гласит.
Вещает бренность человечью, Грехопаденье, кровь Христа. И умною, пристойной речью Толпа различно занята.
А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землей. И птицы реют голосисто В воздушной бездне голубой.
Стихотворение Тютчева Ф.И. — И гроб опущен уж в могилу
См. также Федор Тютчев — стихи (Тютчев Ф. И.) :
И Дагмарина неделя И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род. 17 сентября 1866.
И дым отечества нам сладок и приятен «И дым отечества нам сладок и приятен!» — Так поэтически век прошлый.