Тема недели: Православие, психология и психиатрия
Статья
К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека
Статья
О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии
Статья
Актуальность богословского взгляда на современную психологию
Статья
Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического
Статья
Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики
Статья
Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя
Статья
О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению
Статья
Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу
Статья
Психология для священника: польза или вред?
Статья
Какая психология полезна пастырям?
Статья
Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком
Статья
Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах
Статья
Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система
Статья
Христианская и светская психология — точки соотнесения
Статья
К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих
Статья
Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии
«Не верь себе» М.Лермонтов
Ques nous font apres tout les vulgaires abois De tous ces charlatans, qui donnent de la voix Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase Et tous les baladins qui dansent sur la phrase? A. Barbier*
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья… Оно — тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. В нем признака небес напрасно не ищи: То кровь кипит, то сил избыток! Скорее жизнь свою в заботах истощи, Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный чудный миг Отрыть в душе давно безмолвной Еще неведомый и девственный родник, Простых и сладких звуков полный,— Не вслушивайся в них, не предавайся им, Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей, Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,— Не выходи тогда на шумный пир людей С своею бешеной подругой; Не унижай себя. Стыдися торговать То гневом, то тоской послушной И гной душевных ран надменно выставлять На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет? На что нам знать твои волненья, Надежды глупые первоначальных лет, Рассудка злые сожаленья? Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной; На лицах праздничных чуть виден след забот, Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый, До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор, С своим напевом заученным, Как разрумяненный трагический актер, Махающий мечом картонным…
*Какое нам в конце концов дело до грубого крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе?— О. Барбье (фр.)
Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»
«Не верь себе» — стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив — конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение. У Барбье говорится: «Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов…». Михаил Юрьевич вместо местоимения «мне» ставит «нам». В итоге существенно меняется смысл. У Барбье лирический герой осуждает других стихотворцев. В интерпретации Лермонтова строки звучат будто бы от лица толпы.
Уже в самом тексте «Не верь себе» подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта. Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом. Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.
«Не верь себе» — произведение, до сих пор вызывающее споры среди литературных критиков. По мнению Белинского, речь в стихотворении идет о сочинителе, не имеющем истинного дарования. Якобы именно поэтому в первых строках лирический герой советует «молодому мечтателю» опасаться вдохновения и не искать в нем напрасно признака небес. Подобное толкование «Не верь себе» стоит признать несколько узким. Лермонтов не столько обличает эпигонство, сколько размышляет о важнейшей проблеме романтизма как направления в искусстве — невыразимости. Поэтический дар в стихотворении представляется отравленным напитком, раз узнавший его в дальнейшем обречен на мучения от неудовлетворенности собственными творениями. Для художника-романтика процесс сочинения сложен и порой невыносим, ведь он способен воспринимать сигналы из другой реальности. Мир обыденный отразить в творчестве возможно, но как передать то, что ощущается душой?
По мнению ряда исследователей, прямой предшественник лермонтовского «Не верь себе» — «Невыразимое» (1819) Жуковского, а ближайший известный последователь — «Silentium!» (1833) Тютчева.
Анализ стихотворения «Не верь себе»
Здесь совершенно парадоксально то, что сочетание жизни, творчества, поэзии, вдохновения с демонической тематикой оказывается совершенно парадоксальным, но идея некоего почти бездушного и лишенного живого огня связана с Богом.
С одной стороны, он жаждет контакта с людьми, а с другой стороны, этот контакт для него в его универсальном существовании становится невозможным. Понятно, что тема поэта и поэзии предполагает тему диалога между поэтом и его читателями, между поэтом и народом. Но, войдя в такую необычную атмосферу всеобщего одиночества персонажа Лермонтова, он приобретает особый колорит, особый смысл.
Начнем со стихотворения 1839 года «Не верь себе». С одной стороны, он продолжает разгадывать мотивы пушкинского стихотворения «Поэт и толпа». Перед нами с одной стороны поэт, с другой — его читатель, все та же толпа.
Сочинения Лермонтова — поэтическое оружие
Впервые тема потерянного поколения в лирике Лермонтова прозвучала в стихотворении под названием «Монолог». Люди, как недолго цветущие и быстро увядающие растения, потеряли ко всему интерес. Для чего «глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы»? Жизнь молодого дворянства пуста, безрадостна.
Забота о будущем своих современников говорит об ответственности поэта перед потомками в стихотворении «1831-го, июня 11 дня»: «Грядущее тревожит грудь мою». Чувства его поколения задушены, тоска и уныние процветают. Лермонтов не желает оставаться сторонним наблюдателем увядания общества, он пишет: «мне нужно действовать». Поэт хочет вести борьбу с равнодушием, оно ему ненавистно, но одновременно боится: «не успею я свершить чего-то». Поэтическим словом автор пытается расшевелить людей, вернуть им чувства, желания, жажду нового и неизведанного. Ему близки их нравственные мучения.
Стихотворение «Дума» начинается со строки «Печально я гляжу на наше поколенье!», которая выражает неравнодушное отношение к современникам, окружавшим Лермонтова. Их богатство привело к равнодушному отношению к добру и злу, малодушию и преклонению перед властью.
Неинтересными стали науки и искусство. Развлечения, балы, дуэли и праздное времяпрепровождение заменили желание счастья и славы. Люди живут с неверием в возможность перемен.
Тема поколения в лирике Лермонтова хорошо выражена в произведении «Как часто, пестрою толпою окружен». Поэзия автора описывает «образы бездушные людей». Отгородиться от бездуховного мира современников поэт пытается в мечтах о «недавней старине». Осмысление черствого отношения людей вызывает у Лермонтова желание «смутить веселость их». Железным стихом, который «облитый горечью и злостью», хочет обратиться автор к соплеменникам, разбудить и изменить их.
Тема поколения в творчестве Лермонтова еще печальнее озвучена в стихотворении «Не верь себе». Равнодушное и холодное общество не желает знать о чьих-то страданиях, печалях, для него вдохновение — «бред души». Скопление неодушевленных людей идет «дорогою привычной», нет у него никаких переживаний, надежд и веры. Общество — безликий, безыдейный монстр, оно представляется поэту как «трагический актер, махающий мечом картонным».
Искренними стихотворениями поэт пытался:
достучаться до своего поколения;
обратить внимание на бездуховность жизни людей;
задуматься о судьбе поколения;
встряхнуть общество, воодушевить его на новые идеи, поступки.
Никто из его современников не протянет руку помощи «в минуту душевной невзгоды».
Вставка «Но угаси сей чудный пламень»
Один из очевидных парадоксов, особенно на фоне традиции, — это необычная интерпретация Лермонтовым того, что можно было бы назвать поэтическим вдохновением. Действительно, по традиции это всегда тема, связанная с божественным вдохновением и положительными силами. Но вдруг в творчестве Лермонтова творчество и поэзия становятся демоническими силами. Например, стихотворение 1829 года «Молитва», обращенное к Богу:
Не обвиняй меня, Вседержитель, и не наказывай, пожалуйста, за то, что я люблю тьму могильной земли с ее страстями; За то, что поток твоей живой речи редко входит в душу, За то, что мой разум блуждает от тебя в иллюзиях; Потому что на моей груди кипит лава вдохновения; От дикого возбуждения Очнись в моих глазах; Поскольку земной мир мне мал, я боюсь проникнуть в тебя И часто под звук грешных песен Я, Боже, Тебе не молюсь. Но потуши это чудесное пламя, Пылающий огонь, Преврати мое сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песни Позволь мне, творец, освободиться, Тогда узким путем спасения я снова обращусь к тебе.
Сочинение на тему: Образ поэта в лирике М.Ю Лермонтова
Тип работы: | Написать |
Дата добавления: | 14.11.2020 |
- Данный вид работы не является научной работой, это не законченная квалификационная работа!
- Данный вид работы является законченным результатом обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенный для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам сложно разобраться в этой теме, напишите мне в WhatsApp, мы проанализируем вашу тему, договоримся о сроках и я вам помогу!
Если вы хотите научиться писать сочинение самостоятельно, то на странице «что такое сочинение и как его писать» я написал подробно.
Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт, произведения которого — в основном стихи на патриотическую тему. Он пишет стихи о Родине, проникнутые любовью и состраданием к своей стране. Он беспокоится о собственном успехе в обществе на фоне страданий простых людей, поэтому в стихотворении «Безумец» Михаил Лермонтов говорит: «Как я смею желать большой славы, когда ты счастлив в пыли». И отчасти он сожалеет о своем отказе от нормальной жизни. Но, несмотря на всю свободу мысли и любовь к человеку, у поэта есть цель; он не поднимает «гордых бровей» и превращает поэзию в мощное политическое оружие.
Под влиянием патриотического долга он создает «Бородино» и «Песню купца Калашникова», воспевает подвиги русских солдат, утверждает, что каждый человек, независимо от звания, имеет честь и достоинство — а это прежде всего добро.
Лермонтов часто пишет, что поэту уготована великая судьба, и его высокое предназначение — донести до людей иногда горькую правду, разоблачать человеческие пороки, а не только развлекать мирское дворянство веселыми вечеринками. Таким образом, Лермонтов прославляет Пушкина, выдающегося поэта Серебряного века. В своем произведении «Смерть поэта» он отражает гордость и честь этого великого человека, любовь к людям и умение передать сострадание простым крестьянам и рифмующим слугам.
Лермонтов винит смерть Пушкина в моральном упадке общества. «Свобода, гений и слава палачей», — пишет он, понимая, что виновником смерти поэта было распутство знати, их низкая духовность и деградация. Лермонтов также посвящает Пушкину свое стихотворение «Пророк», в котором утверждает, что настоящий поэт чувствует себя счастливым только в полной гармонии с окружающим миром и людьми, верящими его слову.
Гражданская поэзия Михаила Лермонтова часто перекликается с его посвящением природе. В пейзажной поэме «Когда желтеют луга…» поэт продолжает размышлять о красоте своей земли. Его любовь и чудо к России отражено в каждой строчке: здесь «прячется серебряный ландыш», «в овраге играет холодная весна», свистит зеленый лес и алые сливы в саду.
Так родные просторы исцеляют душу поэта, оплакивающего упадок русского духа и остающегося на чужбине, вспоминая родные поля, леса, быстрые ручьи и чистую утреннюю росу на листьях деревьев. И разочарованный, но все же скучающий, он пишет: «Прощай, немытая Россия, земля рабов, земля господ».
Своими проникновенными и глубокими стихами Лермонтов на протяжении веков прославлял русскую литературу и стал самым популярным народным поэтом своего времени, оставив глубокое наследие русской литературы будущим поколениям.
Анализ стиха 3
Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1832 году. Оно лишний раз заставляет задуматься о даре поэта. Он в нескольких строчках рассказывает о своей судьбе, как сделал это в стихотворении «Сон». Лермонтов открыто говорит «Я начал раньше, кончу ране». Это и оказалось судьбой поэта, погибшего на двадцать шестом году своей жизни.
Мы понимаем, читая стихотворение, что в основном Лермонтов рассказывает о своей судьбе и как обычного человека, и в качестве поэта. Он говорит с самых первых строк, что он еще не знаменит, он как Байрон, но с русской душой. Лермонтов предчувствует, что он успеет совершить немного, но кто, если не он?
Во всех стихотворениях Михаила Юрьевича Лермонтова есть особый смысл, который он с детальной точностью преподносит читателю. Данное стихотворение не является исключением. Лермонтов не просто рассказывает о том, кто он и о своей судьбе, он также раскрывает роль поэта. В последней строфе он написал «Я-или Бог-или никто!».
Свое призвание Лермонтов осознал в довольно раннем возрасте для нашего времени. Когда он написал стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой», ему было 17 лет. На самом деле Михаил Лермонтов не превозносил своего таланта, как, например, Александр Пушкин.
Почему именно Байрон? Лермонтов читал его творения с детства. Хотя интересен тот факт, что судьбы Лермонтова и Байрона невероятно похожи. Как и Байрон, Лермонтов обладал вспыльчивым характером и обидчивостью. Лермонтова не понимали сверстники, современники, поэтому он чувствовал, что создан для другого времени. Байрона также не понимали современники.
В какой-то мере, Михаил Лермонтов в стихотворении осознает свое дальнейшее одиночество и похожую с судьбой Джорджа Байрона свою судьбу. Он связывает их незримой нитью. Но пытается отказаться от этого, говоря, что он не Байрон, он другой…
9, 10 класс
Анализ стихотворения Нет, я не Байрон, я другой… по плану
Значение лирики Лермонтова в русской литературе
Лирическая поэзия Лермонтова в зрелом возрасте — величайшее достижение русской литературы. В своих стихах Михаил Юрьевич раскрывает и углубляет образ положительного героя своего времени, который является центральным образом всех произведений поэта.
Период зрелости Лермонтова открыли стихи «Смерть поэта» и «Бородино», написанные в 1837 году. Каждое из этих великих произведений по-своему знаменательно. В одном стихотворении преобладает отрицание, в другом — утверждение. «Бородино» — первое произведение Лермонтова, в котором он развивает тему русского народа как великой исторической державы, сохраняя при этом ее исторический и национальный колорит. В Бородино Лермонтов ярко рисует образ ветерана сказочника.
В другом своем великом стихотворении, написанном после смерти Александра Пушкина, «Смерть поэта», Лермонтов поднимает вопрос о трагической судьбе «чудесного гения» России, павшего жертвой суда и светской общественности. Именно творческие идеи и принципы, воплощенные в этих стихотворениях, имели первостепенное значение для дальнейшего развития творчества Лермонтова.
Два непохожих «Пророка»
В цикле о поэте и поэзии выделяется ещё одно стихотворение – «Пророк». Следует сказать, что Пушкин в 1826 году написал одноимённое стихотворение на подобную тему. Поэт здесь мыслился пророком, призванным «глаголом жечь сердца людей». Вдохновение и способности к сочинительству представляются даром свыше, который передал влачащемуся в пустыне мученику шестикрылый серафим:
Кроме религиозных образов и мотивов, в стихотворении использована возвышенная лексика (архаизмы и библейские слова) для создания торжественности и возвышенного пафоса.
Лермонтов своим «Пророком» (1841) отвечает своему предшественнику, не вступая с ним в полемику, а написав «продолжение» — что стало с Поэтом, которого щедро одарили талантом высшие силы.
Следуя за Пушкиным, Лермонтов вводит в текст стихотворения библейские афоризмы («посыпал пеплом я главу», «в меня все ближние мои бросали бешено каменья») и книжную лексику и устаревшие словоформы: старцы, град. Но функция у этого приёма совершенно другая: показать различие в миропонимании наделённого даром Поэта и той толпы, ради которой он творит. Поэт вновь возвращается в пустыню, нищий, непонятый и чуждый этому миру. Герой стихотворения уходит туда, где его могут понять – свободное от условностей и осуждения место – на природу:
Завершающие строки выдержаны в стиле предыдущих стихотворений этого цикла: глас общества, насмехающегося над творцом, открыто презирающее его.
Поэт в лирике Лермонтова предстаёт отчуждённым, не воспринятым публикой, обречённым на вечное непонимание. Вопреки тому, что образ поэта вписывается в традиционное понимание героя эпохи романтизма, романтические противоречия поэта и толпы снимаются. Поэт и толпа сближаются, так как современная толпа порождает современного поэта, готового отвечать каждому требованию аудитории. Романтическая антитеза растворяется, вместо неё отражена попытка реалистического осмысления проблемы. В цикле М. Ю. Лермонтова о поэте и поэзии отчётливо прослеживается плавный переход от романтизма к реализму, характерный для всех писателей первой величины XIX века.
Материал, опубликованный на этой странице, поможет учащимся 9 и 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ поэта в лирике Лермонтова».
Самые популярные материалы апреля для вашего класса:
Чичиков как новый герой эпохи
Смысл названия романа «Война и мир»
Теория Раскольникова и ее крах
Дуня Раскольникова
Особенности жанра «Война и мир»
Краткое содержание «Старший сын»
Краткое содержание «Дама с собачкой»
Мечта и реальность (Человек в футляре)
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона)
Любовь в цикле «Темные аллеи»
Новые материалы
Книги
Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)
Книги
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).
Книги
Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2
Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).
Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8
Книги
Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2
Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Книги
Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Анализ стихотворения «Не верь себе» Лермонтова
Стихотворение «Не верь себе» М.Ю. Лермонтов написал в 1839 году. Его стихотворение вызвало не мало споров касательно смысла и главной идеи.
Стихотворение начинается с эпиграфа, смысл которого заключается в отношении обыкновенной толпы к поэтам. Для нее они не более, чем шарлатаны. Именно эпиграф и позволяет понять основной мотив произведения — конфликт между лирическим героем и обществом. Толпе все равно на чувства и переживания поэта, они проходят мимо него:
Они насмехаются над поэтом, его миром и творчеством: «поверь: для них смешон твой плач и твой укор».
В стихотворении дар поэта является чуть ли не проклятием. Этот дар не нужен и бесполезен:
Словом невозможно передать все чувства, всю полноту картины: «не вслушивайся в них, не предавайся им…». Люди заботятся лишь о своей жизни и своих проблемах, они сами несут свой крест. Им нет никакого дела до чужих проблем. Именно поэтому попытки поэта открыть и показать свой мир обесцениваются:
Но лирический герой не понимает, что он не виновен в равнодушии толпы. Он разочаровался в литературном искусстве. Герой обвиняет во всем творчество и умение писать.
Особого внимания заслуживает и название стихотворения. Утверждение «не верь себе» словно говорит о том, что как раз-таки нужно верить себе, а не толпе. В стихотворении много глаголов: не верь, не бойся, истощи, не ищи, не предавайся, разлей и так далее. Эти глаголы и создают ощущение того, что стих — это некий перевертыш.
Кажется, это стихотворение — некая мантра для всех поэтов. У всех людей искусства непростой и тернистый путь. Все поэты рано или поздно сталкиваются с осуждением, пренебрежением и тем более равнодушием. Всем придется выходить к толпе
И очень важно сохранить себя и свою гордость. И не смотря на все, поэты все равно продолжат свое творчество
Важно также понимать, что поэзия не поддается никакой логике и тем более рассудку. Нельзя смотреть на нее через призму точности
Это стихотворение — послание всем молодым творческим людям, рассуждение которого невозможно закончить. О чем и говорят троеточия в конце.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен»
Но в других стихотворениях все же поэт Лермонтова пытается использовать силу поэтического слова, чтобы влиять на окружающий мир, изменять его. И затем, конечно, обращается к традициям гражданской декабристской поэзии. То же стихотворение, в котором пытались использовать слово «поэтический» с целью изменить мир. Наиболее ярким стихотворением, развивающим этот вариант решения темы поэта и поэзии, является стихотворение 1840 года «Сколько раз в окружении разнородной толпы»:
Сколько раз разнородная толпа окружена, Когда передо мной, как сквозь сон, Шумом музыки и танца, С диким шепотом созвучных речей, Трепещут образы бездушных людей, Маски приличия скованы…
Маскарад, задуманный как шоу, в котором люди скрывают свои истинные чувства, свои истинные эмоции. Глядя на этот фальшивый и неестественный образ жизни людей, поэт увлекается мечтой в далеком детстве, где все происходило иначе — на лоне природы, конечно, конечно. И, вернувшись позже из мира того же сна, он вдруг с ужасом обнаруживает неестественность этого танца, этого маскарада. И завершает свое стихотворение гневной инвективой:
Когда, вернувшись в себя, я узнаю обман И шум толпы людской испугает мою мечту, На отдыхе незваный гость, Ой, как хочется смутить их веселость И смело бросить им в глаза железный крик, Заряженный с горечью и гневом!..
Анализ стихотворения «Поэт»
Эта причина бесполезности пророческого слова для народа у Лермонтова возникает незадолго до этого, в 1838 году, в стихотворении, прямо озаглавленном «Поэт», где есть образ сегодняшнего времени, сегодняшних людей, которым это совершенно не нужно слово поэта, слово пророка.
В наш испорченный век, разве ты, поэт, не потерял свое предназначение, на золото, обменяв силу, которую слушал свет, с безмолвным почтением? Иногда размеренный звук твоих могучих слов Зажигал борца на битву, Толпа нуждалась в нем, как чаша для застолий, Как ладан в часы молитвы. Стих твой, как божественный дух, витал над толпой И, зов благородных помыслов, Звенел, как колокол на старой башне, В дни праздников и людских бед.
Но нам наскучил твой простой и гордый язык, Мы веселимся блестками и обманами; Как дряхлая красавица, наш дряхлый мир привык прятать морщинки под румянцем… Ты проснешься снова, насмешливый пророк! Или никогда, в ответ на голос мести, Не вырвет ли ты свой клинок из золотых ножен, Покрытых ржавчиной презрения?..
Но это только желания, это всего лишь призыв, и на самом деле эта высокая пророческая миссия оказалась обреченной.
Анализ стихотворения «Пророк»
Если в стихотворении «Не верь себе» поэт все еще близок к толпе, то, допустим, в стихотворении «Пророк», написанном в 1841 году, возникает совсем другая ситуация. Поэт здесь в образе пророка. Само название этого стихотворения возвращает нас к пушкинскому «Пророку». Напомним, что в поэзии Пушкина речь шла о превращении, которое претерпевает обыкновенный человек, превращаясь в пророка, несущего слово Божие, и завершается энергичным призывом «глаголом сжечь сердца людей». Сюжет Лермонтова представляет для нас трагическое продолжение этой истории. Здесь пророк Пушкина как бы идет к людям, чтобы принести теперь не человеческое, а божественное слово, но, к сожалению, оказывается, что люди не понимают:
Когда я быстро пробираюсь по шумному городу, старшие с гордой улыбкой говорят детям: «Смотрите, вот вам пример! Он был горд, он не ладил с нами: Дурак, он хотел заверить нас, что Бог говорит через его уста! Посмотрите на него, детки: какой он угрюмый, худой и бледный! Посмотрите, какой он голый и бедный, как все его презирают!»
Но это неприятие пророка людьми, невозможность, из-за его контакта с людьми, компенсируется тем, что он способен войти в контакт со Вселенной:
Соблюдая вечный завет, земное существо покоряется мне там; И звезды меня слушают, радостно играя лучами.
Но этот особый союз пророка со Вселенной вовсе не гарантирует ему контакта с людьми, а даже приводит к трагическому и драматическому разрыву.
«Журналист, читатель и писатель»
Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:
Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.
Не верь себе
В центре внимания автора одно из самых загадочных стихотворений Лермонтова «Не верь себе».
В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его «романтической иронией», вместе с тем оно предвосхитило эстетику ХХ в.
«Не верь себе» вызывало недоумение у критиков с момента появления в печати (1839 г.) и в конце концов заслужило репутацию самого загадочного стихотворения Лермонтова. Странности и противоречия здесь, и в самом деле, на каждом шагу. Не один исследователь сломал о них копья.
Ю.В. Манн, проведя в своем фундаментальном труде о русском романтизме глубокий и подробный анализ различных интерпретаций стихотворения критиками прошлого и современными авторами, предложил собственную трактовку: «Не верь себе», считает ученый, являет собой оригинальный вариант «романтической иронии». Оригинальный потому, что лермонтовская ирония лишена той «легкости», которая свойственна ей в европейской литературе: поэт отдается иронии «с горечью, сарказмом, внутренним надрывом – почти с отчаянием».
Но тогда, быть может, правильнее сказать, что перед нами ирония, возведенная в ранг трагедии? А если так, то смысл стихотворения не исчерпывается ироническим «снятием» романтической традиции, а заключает в себе некий новый для эстетики ХIХ в. взгляд на поэтическое творчество. В чем же суть лермонтовской концепции искусства слова и в чем ее трагизм?
Уже в первой строфе свершается профанированное развенчание священного для любого поэта понятия – вдохновения:
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы бойся вдохновенья. Оно – тяжелый бред души твоей больной, Иль пленной мысли раздраженье. В нем признака небес напрасно не ищи: – То кровь кипит, то сил избыток! Скорее жизнь свою в заботах истощи, Разлей отравленный напиток!
В.Г. Белинский объяснение этому шокирующему посягательству на самую сущность поэзии нашел в том, что речь в стихотворении якобы идет о поэте ложного дарования, которому заниматься сочинительством не следует. Автор, Лермонтов, его от сего пагубного начинания и предостерегает.
Ключ к разгадке тайны стихотворения «Не верь себе» – в понимании того, что это явление в художественном процессе ХIХ – ХХ вв. «пороговое» как по своему содержанию, так и по стилю. В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его «романтической иронией». Вместе с тем оно предвосхищало эстетику ХХ в. ибо здесь мы наблюдаем элементы «амбивалентной поэтики»
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Вставка «Пушкин и Лермонтов»
В стихотворении Лермонтова «Поэт» образ поэта сравнивается с образом кинжала, и это сравнение отсылает нас к творчеству Пушкина, к самому революционному стихотворению, написанному Пушкиным на юге в 1821 году, «Кинжал». В этом стихотворении мы действительно говорим о кинжале, хотя кинжал предстает в виде последнего судьи, восстанавливая затоптанную несправедливость. Это, пожалуй, единственное стихотворение Пушкина, в котором убийство с моральной точки зрения оправдывается поэтом:
Бог Лемнос связал тебя Руками бессмертной Немезиды Свобода — тайный страж, карающий кинжал, Верховный судья стыда и негодования. Где Зевс молчит гром, где меч закона спит, Ты исполнитель проклятий и надежд, Ты прячешься в тени престола, Под блеском праздничных одежд.
Как луч ада, как молния от богов, в глазах злодея светится безмолвный клинок,
И, оглядываясь, он дрожит, Среди своих партий.
Но Лермонтов, по-своему переработав этот образ карательного кинжала, уносит его в далекое прошлое: когда-то этот кинжал был орудием борьбы, а сегодня он оказывается предметом, украшающим комнату:
Мой кинжал сияет золотом; Клинок надежный, безупречный; Булат сохраняет загадочный характер, наследие жестокого востока.
Он много лет служил рыцарем в горах, не зная платы за службу; Страшный след он оставил не на груди И порвал не одну кольчугу.
……………………………………………..
Теперь родной нойон, побитый на войне, лишенный бедной спутницы героя, сияет золотой игрушкой на стене. Увы, бесславно и безобидно!
Рис. 2. Кинжал (
)
Нечто подобное случилось и с поэтом: однажды его голос звенел колоколом «на вечевой башне // В дни праздника и народной скорби», а сегодня утратил свое предназначение. И снова оказывается, что сюжеты Пушкина, такие как пророк, кинжал, звучащие в его стихах положительно и оптимистично, в лермонтовских переработках и переработках приобретают пессимистический и драматический характер: пророка предстают гонимым, кинжал преображается в игрушке поэт теряет способность влиять на окружающий мир. И в этом смысле действительно случилось, что, продолжая и противопоставляя свои решения пушкинским, Лермонтов нашел свою особую нишу, свое особое место в истории русской поэзии.
Но если у Пушкина с одной стороны священник, а с другой — толпа непросвещенных, то единственное, что объединяет поэзию Пушкина и Лермонтова, — это причина их взаимного непонимания. И если у Пушкина это недоразумение связано с тем, что с одной стороны у нас священник, а с другой — толпа непросвещенных, то Лермонтов в корне меняет этот диалог. Между поэтом и толпой существует связь. Это обычные люди, которые переживают обычные человеческие судьбы: трагические, драматические. Поэт оказывается своего рода одним из персонажей этой же толпы.