Анализ стихотворения Рождественского «Мгновения»
Военный фильм «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к заглавной песне этого сериала под названием «Мгновения» были написаны поэтом Робертом Рождественским. Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в так популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной. Но так случилось, что именно это произведение смогло наиболее полно передать настроение фильма и стать его «визитной карточкой». Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину. Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о скоротечности человеческой жизни.
Философский смысл «Мгновений» очевиден, ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально переменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился на краю пропасти. Роберт Рождественский относится к числу таких людей, так как расцвет его творчества пришелся на послевоенные годы, когда за одно необдуманное слово можно было стать жертвой репрессий. Между тем, этому поэту не только удалось выжить, но и стать культовой фигурой в советской поэзии. Но какую цену за это пришлось заплатить, знает один лишь поэт. Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких
. Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку. Но при том он отмечает, что для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения.
Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков. Сам же поэт считает, что специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести. Тогда не придется сожалеть о секунда, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения, последствия которых станут очевидными лишь спустя какое-то время.
Не думай о секундах свысока.
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола, своя отметина,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье, где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
Анализ стиха Р. Рождественского «О Мастерах»
Стихотворение «О Мастерах» опубликовано в 1988 году. Оно славит людей труда, провозглашает непреходящую востребованность рабочего человека, его творческих способностей, осуждает поверхностность, наплевательское отношение к делу и подмену истинного эрзацами. Все о чем говорит поэт, сегодня обозначают сухим выражением «человеческий фактор».
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «мир стареет», «вещие руки», «время надеется» – делают речь живой и образной;
- антонимы – «денно – нощно», «немедля – потом», в том числе контекстуальные – «сегодня – вчера» – отражают контрасты бытия;
- риторические восклицания – «землю держат … мастера!», «… срочно! спешно! всюду! всегда!» – свидетельствуют о значимости для автора затронутой темы;
- лексический повтор – «землю держат … мастера! Мастера» – фиксирует в сознании читателя ключевое слово;
- многочисленные метафоры – «мастера держат и несут землю», «щедрость камня», «душа металла», «свежесть формулы», «нрав земли», «механизм сердца», очеловечивают предметы и явления и придают речи удивительную выразительность;
- синекдоху – «козни планет», говоря об инопланетных жителях, автор заменяет их словом «планета», на которой они, возможно, живут;
- синонимы – «мастера, мастаки, умельцы, профессионалы», «срочно, спешно» – расширение толкования помогает точнее передать авторскую мысль;
- инверсию – «держат мастера», «руки вещие», «лозунг добродушный», формирующую рифмы;
- эпитеты – «звездные миры», «добродушный лозунг»;
- лексику высокого стиля – «простирать (протягивать)», «взывать (обращаться)», «вещие (в контексте речи – открывающие, формирующие будущее)»;
- просторечную лексику – «сварганенный» – сделанный кое-как, быстро, «до фени» – все равно, безразлично;
- парцелляцию – «А они стоят … в правоте своего труда. И не могут иначе. И требуются…», «… умельцы. Понимающие до глубин…», которая придает тексту интонационную экспрессию.
Выражение «сводит на нет» означает «делает безрезультатным, обесценивает».
Автор доносит до читателя простую мысль: труд других начинаешь уважать только тогда, когда на себе узнаешь, что такое физическая работа. Стихотворение необыкновенно актуально наши дни, в эпоху поголовной вовлеченности в цифровую среду на фоне фатального упадка образования, когда личная ответственность становится краеугольным камнем человеческого благополучия.
Роберт РождественскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анализ стихотворения «Мгновения» Рождественского
Роберт Иванович Рождественский — мастер песенного жанра, автор множества полюбившихся произведений из ряда советских кинофильмов. Его стихотворение «Мгновения» стало одной из самых популярных песен XX века.
Стихотворение стало песней для телефильма «Семнадцать мгновений весны», выпущенного в 1973 году. Р. Рождественскому в эту пору 41 год, он автор около 16 сборников стихов, включая переиздания. Музыку написал композитор Микаэл Таривердиев, исполнил песню певец Иосиф Кобзон.
По жанру — элегия с элементами гражданской лирики, по размеру — пеон (сверхдлинный напевный размер) со сложной рифмовкой. Композиция кольцевая, с возвратом к началу. Структура — лесенка, ступени которой позволили автору расставить акценты в нужных местах, подчеркнуть ритм, интонацию и особенности синтаксиса. Поэт вложил в стихи общечеловеческий смысл, еще драматичнее они зазвучали в кино от лица советского разведчика. Поэт показывает мир крупно, с напряженностью текущего момента. Центральный образ «мгновения» встречается в тексте 15 раз, включая название. Р. Рождественский не играет с формой и смыслами, его строки чеканны, выверены, прямы, говорят о непреходящей ценности понятий: Родина, честь, совесть, долг. Поэт широко пользуется тавтологическими рефренами, внутренней рифмой, звуковыми повторами: мгновения спрессованы в года (в данном случае — анафора), глоток воды. Сравнения: свистят, как пули у виска, большое, как глоток. Образ «обыкновенной воды», быта, суеты, монотонности контрастирует с напряженным ожиданием, внутренней готовностью к подвигу, малому или большому. Произведение метафорично: у каждого свои колокола, своя отметина. Олицетворения: мгновение придет, раздают, секунды свистят. Эпитетов мало: крохотных, обыкновенная. Литота: крохотных мгновений. Поэт обращается к читателю на «ты», интонация его подчеркнуто серьезна, со сдержанным пафосом. «Наверное» — указание на то, что автор не уверен, что его посыл будет понят и принят. Он открывает перед читателем свое сердце, принципы, но разделят ли их современники и потомки — ему неизвестно. Жизнь — череда моментов, среди которых нет неважных, проходных. Человек постоянно принимает решения: сказать, промолчать, начать или отложить.
Масштабность темы и лиричность ее воплощения — вот основа созданного в 1970-х годах произведения Р. Рождественского «Мгновения». Песня ушла в народ, стала одним из смысловых акцентов телефильма «Семнадцать мгновений весны».