«О Русь, взмахни крылами!..» (По лирике С.Есенина.)
Сочинения (см. по автору произведений)
Тема родины – одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве и в Петербурге, и за границей, возвращаясь ( в родную деревушку) только иногда. Расставания с родной землей заставили поэта почувствовать горечь разлуки. Россия – дом Сергея Есенина, его колыбель. Начиная уже с ранних стихов , звучат признания в любви к России. Так , в стихотворении « Гой ты , Русь, моя родная!» , поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая: « Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: « Не надо рая, Дайте Родину мою ». Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина- это его деревня, где он родился. В этом же стихотворении поэт показывает мир деревни, олицетворяя его с храмом, в котором вся гармония земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина- это и мир убогих, бедных, бедных крестьянских домов, край заброшенный, где радость коротка, А печаль бесконечна: Грустная песня. Ты — русская боль. Всё ему близко и понятно, ему известен каждый уголок Родины. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое. Родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село. Сам же Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: « Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвенных ». Но уже и тогда родина не представляется ему идеальным “ заоблачным раем ”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь. Всплывают образы « голубой» патриархальной Руси, нежной, печальной, кроткой. Особенно чувство грусти усиливается после 1914 года – начала войны. Деревня начинает казаться Есенину его невестой: Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции чего-то нового, светлого, чистого « рая ». Но надежды не оправдались, и поэт переживает духовный кризис. Непонятны ему изменения облика России, которые несла с собой Советская власть: Черт бы взял тебя, скверный гость! Наша песня с тобой не сживется. Жаль, что в детстве тебя не пришлось Утопить, как ведро в колодце. Понятно ему и вторжение этого «скверного, железного гостя». Он считает, что человек преобразуя землю, обязательно губит её красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщательно пытающейся обогнать паровоз: Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Есенин болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым миром. Он называет себя «последним поэтом деревни». Чтобы уйти и не видеть перемен в стране, Есенин едет за границу. Но всей своей душой он остается с родиной. Очень ярко свои чувства поэт показывает в стихотворении «Русь советская»: Вот так и страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Поэт чувствовал, что в Советской России он был чужим. Но для нас Есенин всегда останется поэтом, который воспевал и восхищался ею: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Есенин – это певец родной земли, ведь она неотъемлемая частичка человеческой души. Есенину по-настоящему удалось это прочувствовать и отразить в своих стихотворениях. Наше поколение всегда будет благодарно ему за это.
Вариант №2
Стихотворение «О Русь, взмахни крылами» — одно из немногих произведений Сергея Есенина, оптимистичное не просто каждым словом в нем, а каждой буквой.
С такой восторженностью и с такой горячей надеждой на перемены к лучшему поэт принял Февральскую революцию 1917 года.
В этом стихотворении он пишет о себе как о части некоего поэтического целого — народнической поэзии, где другие составляющие — старший брат Алексей Кольцов и средний брат Николай Клюев. Кольцов — в образе пастушка с краюхой хлеба, для которого стихия — бескрайние просторы Руси. Клюев — многое повидавший, мудрый и религиозный.
А о себе Есенин пишет как младшем, «разбойном» брате, непримиримом, дерзком и не знающим преград, готовым бросить в небо нож и спорящим с тайной бога.
Если Кольцов в стихотворении идет «по голубой долине», а Клюев выходит «из монастырских врат», то о себе Есенин пишет: «Долга, крута дорога, Несчетны склоны гор», как бы намекая на готовность к любым испытаниям, на которые будет щедра новая реальность стремительно меняющейся России. И он с радостью ждет перемен, даже понимая, что может быть нелегко.
Упоминая Алексея Кольцова, которого исследователи творчестве Есенина практически единогласно считают его предшественником в русской литературе, а также современников, поэта Николая Клюева и писателя Алексея Чапыгина, поэт как бы выстраивает проходящую сквозь время парадигму. И в ней все литераторы одного направления пусть и фактически жившие в разное время, — современники.
В стихотворении Есенин уверен, что не останется одинок, и выбранное им творческий путь привлечет еще множество последователей. Потому и пишет, что за ним «незримым роем Идет кольцо других». Действительно, в 1917 году поэты и прозаики народнического направления были весьма популярны в России. И Есенин наверняка ощущал это, видя интерес к его творчеству, а также к творчеству того же Клюева.
Под стать содержанию и форма стихотворения «О Русь, взмахни крылами». Поэт при написании использовал трехстопный ямб (этот стихотворный размер можно встретить у Есенина нечасто), двухсложную стопу с ударением на втором слоге и перекрестную рифмовку.
О Русь, взмахни крылами
Сейчас читают:
-
Сочинение Что такое сила духа 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
Что же все-таки сила духа? На этот вопрос, всегда можно найти ответ в глубине души. Скорее всего, каждый человек знает, что это такое, но многие даже и не задумываются об этом. По-моему мнению, сила духа это, то что заставляет человека бороться,
-
Сочинение Настоящее искусство 9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение
Настоящее искусство — это такое искусство, которое может заглянуть в самые потаенные уголки человеческого сознания. Такое искусство, которое заставит человека почувствовать все эмоции автора. Прочувствовать всё то, что испытал автор,
-
Сочинение Можно ли меняться, оставаясь собой?
Безусловно, человек с самого рождения наделен индивидуальными качествами. У каждого своя внешность, свой темперамент. В самом раннем детстве ребенок изучает окружающий мир,
-
Сочинение Осень в моем городе
Осень в моём городе — это сказочная пора. Когда вся природа переодевается в огненно-золотистые краски. Ещё недавно, пышные и зелёные деревья окутываются в жёлтые и красные цвета. Уличные тротуары покрываются ковром из опавших листьев.
-
Сочинение на тему Осенние каникулы 4 класс
Единственное что с нетерпением ждет каждый школьник в своей жизни, это перемену, каникулы и выпускной. Перемена достаточно короткое удовольствие. А вот каникулы в самый раз. Особенно я люблю осенние каникулы.
-
Сочинение Сравнение Гринев и Швабрин
Гринёв и Швабрин- две антагонические фигуры, пересекающиеся в романе А.С.Пушкина«Капитанская дочка», которые остаются непримиримыми до самого конца их взаимодействия. Давайте попробуем вместе понять, почему так случилось.
«О Русь, взмахни крылами…»
Дмитрий Дарин (третий справа) и победители конкурса. Фото Георгия Грушина
Эта поэтическая строка Есенина дала название Международной литературной премии имени Сергея Есенина, которая вручается с 2005 года. Она была учреждена Союзом писателей России и Национальным фондом развития культуры и туризма и приурочена к 110-й годовщине поэта. Председателем Комитета премии является первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов. Председателем отборочного жюри является сопредседатель Комитета премии, член Высшего творческого совета Московской городской организации Союза писателей России поэт Дмитрий Дарин.
В юбилейный год Есенина появилась новая номинация «Кино, театр и телевидение», в которой награду будут получать актеры и режиссеры, создавшие произведения, посвященные поэту, или образ самого Сергея Есенина. В этом году премию в этой номинации получил актер и режиссер, народный артист России Сергей Никоненко, одним из первых, еще в 1971 году, сыгравший Есенина в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт┘» и в 1996 году основавший Есенинский культурный центр в Москве. На торжественной церемонии в Союзе писателей России он получил изящную бронзовую статуэтку в виде березового листа с проступающим на нем лицом Сергея Есенина. Эту скульптуру – официальный приз премии – создал скульптор и живописец, академик Международной академии информатизации, член-корреспондент Педагогической академии, член Союза художников и Международного союза при ЮНЕСКО Григорий Потоцкий.
По словам председателя жюри поэта Дмитрия Дарина, сам отбор и все обсуждения кандидатов проводились предельно прозрачно и объективно, так как члены жюри уважаемые и принципиальные деятели литературы: председатель правления Московской писательской организации, секретарь правления Союза писателей России Владимир Бояринов; секретарь исполкома Международного сообщества писательских союзов (МСПС), главный редактор журнала «Российский колокол», поэт Максим Замшев; литературный критик Лев Аннинский; руководитель изучения творчества Есенина Института мировой литературы РАН Наталья Шубникова-Гусева; заслуженный артист России, композитор Владимир Пресняков (ст.); зам. главного редактора портала «Стихи.RU» Наталья Никифорова; секретарь правления Союза писателей России, поэт, бард Александр Ананичев; секретарь правления Союза писателей России, секретарь исполкома МСПС, главный редактор газеты «Московский литератор», заслуженный работник культуры Российской Федерации, поэт Иван Голубничий; профессор Литературного института, поэт Эдуард Балашов; член правления МГО Союза писателей России, поэт Олег Грисевич; член Высшего творческого совета Союза писателей России, поэт и прозаик Николай Беседин; директор всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри», поэт Александр Чистяков и другие.
На церемонию награждения в столицу приехали номинанты из разных городов России и из-за границы. В большом зале Союза писателей России был аншлаг. Церемония прошла динамично и очень интересно. Вел вечер поэт и председатель жюри премии Дмитрий Дарин. Все номинанты получили дипломы конкурса и получили возможность быть представленными на страницах журнала «Российский колокол». Между вручениями наград выступали артисты и барды, которых награждали в номинации «Песенное слово»: это и Владислав Туманов, записавший восемь дисков с песнями о России и написавший четыре книги стихов; и заслуженный артист России, актер театра и кино Игорь Карташев, выпустивший свой альбом на стихи Есенина «Грубым дается радость»; и, конечно же, победители в песенной номинации трио «Реликт» – заслуженные артисты России Александр Никеров, Алексей Кондратов и Вячеслав Моюнов.
Победителем среди интернет-поэтов стал Геннадий Банников, главной «Надеждой России» в поэзии стал Алексей Шмелев, награду за лучший дебют получила Ольга Меделян – все москвичи
В самой важной номинации «Большая премия» третье место разделили Ирина Кузьмина из города Старая Русса за подборку стихов «Поисковый дневник» и Вера Бурдина (Санкт-Петербург) за книгу «Волны и камни». Второе место получил Дмитрий Артис из Москвы за книгу «Мандариновый сад» и за самое почетное первое место награду вручили Валерию Воронову из села Кубенское Вологодской области за книгу «В чувственном взоре»
Критика[ | ]
Стихотворение сразу было расценено как манифест определённой литературной группы (см. заметку Н. В. Рыковского в газете «Раннее утро», М., 1918, 27 июня, № 117). Оценки группы в целом, и её отдельных поэтов были различные; подобная полярность сохранялась и в последующие годы.
В. Л. Львов-Рогачевский, пересказывая и обильно цитируя «верные и правдивые слова Сергея Есенина», развил «родословную целой группы певцов из народа» (журнал «Рабочий мир», М., 1918, № 8, 7 июля, С. 7—11). В последующим его оценка стихотворения как «нечто вроде манифеста новокрестьянских поэтов» не менялась (см., например, Львов-Рогачевский В. «Новокрестьянская поэзия» — журн. «Путь», М., 1919, № 5, август-сентябрь, С. 57—61; Львов-Рогачевский В. «Поэзия новой России», М., 1919).
Уже 8 июля в газете «Понедельник „Народного слова“» (М., 1918, 8 июля, № 11) вышла рецензия А. Б. Дермана с противоположной позицией. Есенин «слишком как-то трезво сознает, что он народный поэт, и тем самым отравляет свою поэзию рассудочностью….Дело не в человеческой гордыне Есенина, а именно в ущерблении этим „самосознанием“ самого драгоценного в его творчестве — вольной непосредственности. Тут один лишь шаг от поэтической вольности к искусственному вольничанью, от внутренней веры к пагубной самоуверенности. …Философия русского духа его не только не нова, не оригинальна, но просто даже избита, у родины, конечно, видит он „коровьи глаза“ — старый признак того смирения, которым наделяют и наделяли Россию с одной стороны славянофильская гордыня, с другой — германское презрение».
Иные (например, Ангарский Н. «Заметки о поэзии и поэтах» — журн. «Творчество», М., 1919, № 1/3, январь-март, С. 22—26) «считали неверной выдвинутую Есениным генеалогию и вредной декларированную связь его творчества с поэзией Н. А. Клюева» (Козловский 1995, С. 528).