Борис Пастернак — Жизнь вернулась так же беспричинно ( Объяснение )
Жизнь вернулась так же беспричинно, Как когда-то странно прервалась. Я на той же улице старинной, № 4 Как тогда, в тот летний день и час.
Те же люди и заботы те же, И пожар заката не остыл, Как его тогда к стене Манежа № 8 Вечер смерти наспех пригвоздил.
Женщины в дешевом затрапезе Так же ночью топчут башмаки. Их потом на кровельном железе № 12 Так же распинают чердаки.
Вот одна походкою усталой Медленно выходит на порог И, поднявшись из полуподвала, № 16 Переходит двор наискосок.
Я опять готовлю отговорки, И опять все безразлично мне. И соседка, обогнув задворки, № 20 Оставляет нас наедине.
Не плачь, не морщь опухших губ, Не собирай их в складки. Разбередишь присохший струп № 24 Весенней лихорадки.
Сними ладонь с моей груди, Мы провода под током. Друг к другу вновь, того гляди, № 28 Нас бросит ненароком.
Пройдут года, ты вступишь в брак, Забудешь неустройства. Быть женщиной — великий шаг, № 32 Сводить с ума — геройство.
А я пред чудом женских рук, Спины, и плеч, и шеи И так с привязанностью слуг № 36 Весь век благоговею.
Но, как ни сковывает ночь Меня кольцом тоскливым, Сильней на свете тяга прочь № 40 И манит страсть к разрывам.
Obyasneniye
Zhizn vernulas tak zhe besprichinno, Kak kogda-to stranno prervalas. Ya na toy zhe ulitse starinnoy, Kak togda, v tot letny den i chas.
Te zhe lyudi i zaboty te zhe, I pozhar zakata ne ostyl, Kak yego togda k stene Manezha Vecher smerti naspekh prigvozdil.
Zhenshchiny v deshevom zatrapeze Tak zhe nochyu topchut bashmaki. Ikh potom na krovelnom zheleze Tak zhe raspinayut cherdaki.
Vot odna pokhodkoyu ustaloy Medlenno vykhodit na porog I, podnyavshis iz polupodvala, Perekhodit dvor naiskosok.
Ya opyat gotovlyu otgovorki, I opyat vse bezrazlichno mne. I sosedka, obognuv zadvorki, Ostavlyayet nas nayedine.
Ne plach, ne morshch opukhshikh gub, Ne sobiray ikh v skladki. Razberedish prisokhshy strup Vesenney likhoradki.
Snimi ladon s moyey grudi, My provoda pod tokom. Drug k drugu vnov, togo glyadi, Nas brosit nenarokom.
Proydut goda, ty vstupish v brak, Zabudesh neustroystva. Byt zhenshchinoy — veliky shag, Svodit s uma — geroystvo.
A ya pred chudom zhenskikh ruk, Spiny, i plech, i shei I tak s privyazannostyu slug Ves vek blagogoveyu.
No, kak ni skovyvayet noch Menya koltsom tosklivym, Silney na svete tyaga proch I manit strast k razryvam.
J,]zcytybt
;bpym dthyekfcm nfr ;t ,tcghbxbyyj, Rfr rjulf-nj cnhfyyj ghthdfkfcm/ Z yf njq ;t ekbwt cnfhbyyjq, Rfr njulf, d njn ktnybq ltym b xfc/
Nt ;t k/lb b pf,jns nt ;t, B gj;fh pfrfnf yt jcnsk, Rfr tuj njulf r cntyt Vfyt;f Dtxth cvthnb yfcgt[ ghbudjplbk/
;tyobys d ltitdjv pfnhfgtpt Nfr ;t yjxm/ njgxen ,fivfrb/ B[ gjnjv yf rhjdtkmyjv ;tktpt Nfr ;t hfcgbyf/n xthlfrb/
Djn jlyf gj[jlrj/ ecnfkjq Vtlktyyj ds[jlbn yf gjhju B, gjlyzdibcm bp gjkegjldfkf, Gtht[jlbn ldjh yfbcrjcjr/
Z jgznm ujnjdk/ jnujdjhrb, B jgznm dct ,tphfpkbxyj vyt/ B cjctlrf, j,juyed pfldjhrb, Jcnfdkztn yfc yftlbyt/
Yt gkfxm, yt vjhom jge[ib[ ue,, Yt cj,bhfq b[ d crkflrb/ Hfp,thtlbim ghbcj[ibq cnheg Dtctyytq kb[jhflrb/
Cybvb kfljym c vjtq uhelb, Vs ghjdjlf gjl njrjv/ Lheu r lheue dyjdm, njuj ukzlb, Yfc ,hjcbn ytyfhjrjv/
Ghjqlen ujlf, ns dcnegbim d ,hfr, Pf,eltim ytecnhjqcndf/ ,snm ;tyobyjq — dtkbrbq ifu, Cdjlbnm c evf — uthjqcndj/
F z ghtl xeljv ;tycrb[ her, Cgbys, b gktx, b itb B nfr c ghbdzpfyyjcnm/ ckeu Dtcm dtr ,kfujujdt//
Yj, rfr yb crjdsdftn yjxm Vtyz rjkmwjv njcrkbdsv, Cbkmytq yf cdtnt nzuf ghjxm B vfybn cnhfcnm r hfphsdfv/
История создания
Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.
Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана еще два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.
Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своей отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.
Снег идёт
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
1957 год
*****
Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
*****
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1956 год
*****
Композиция
Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.
Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.
Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд” , которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.
Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырехстопный ямб.
Рождественская звезда
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями тёплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры…
…Всё злей и свирепей дул ветер из степи..
…Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Всё время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1947 год
*****
Анализ стихотворения Пастернака «Сосны»
В автобиографической повести «Охранная грамота» Пастернак признавался, что в детстве любил в полном одиночестве прогуливаться по лесу и парку. В его воображении деревья представали то в роли грозных великанов, то в качестве верных поданных. Будущий поэт разговаривал с ними, чувствуя от растений обратную связь. Неудивительно, что тема природы впоследствии стала одной из ключевых в лирике Бориса Леонидовича. Уже в первых произведениях она изображается как священный храм. Особенной царственностью и величавостью отличаются сосны, принимающие поклонение и хранящие «иерархию мохнатых династов» («Урал впервые», 1916).
1941 годом датировано стихотворение «Сосны», в котором пейзажные зарисовки тесно переплетены с размышлениями лирического героя. Текст создавался в сложный исторический период – в самом разгаре была Вторая мировая война, многие страны уже сдались на милость немецко-фашистских захватчиков. Жестокости, крови, безумию Пастернак противопоставляет красоту и гармонию природы. Герои произведения укрылись от проблем, нашли успокоение «в траве, меж диких бальзаминов, ромашек и лесных купав». Более того – на время им удалось даже обрести бессмертие, уподобившись соснам. Размеренность текста Бориса Леонидовича дарит читателям ощущение вечности, принадлежности к бытийным тайнам. Тем самым поэт позволяет им приблизиться к героям стихотворения.
Однажды Цветаева сравнила своего друга Пастернака с деревом. По мнению Марины Ивановны, о чем бы он ни говорил – «это всегда природа, возвращение вещей в ее лоно». Деревья – важнейший образ творчества Бориса Леонидовича. Они могут определять своеобразие городов, отражать перемены, связанные с временами года. Поэт одушевляет растения, повествует об их чувствах, одновременно передавая собственное душевное состояние. C годами чувство общности с природой у Пастернака становилось только сильнее. В анализируемом стихотворении лирический герой сравнивает себя с соснами. При этом деревья напоминают ему святых, способных освободить людей от болей, эпидемий и смерти.
«Сосны» – произведение, отличающееся поистине гениальной простотой. Пастернак скрупулезно описывает пейзаж, подмечая мельчайшие детали и практически не используя слишком заумных средств художественной выразительности. Ему удается создать произведение величественное, мудрое, направленное в вечность.
Быть знаменитым некрасиво
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956 год
Во всём мне хочется дойти до самой сути
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956 год
*****
Кратко о произведении «Ночь»
Это творение отличается от других произведений поэта. В анализе стихотворения «Ночь» Пастернака следует отметить, что через призму обыденных профессий он рассуждает о творчестве. Все перечисленные занятия объединяет то, что люди бодрствуют в темное время суток.
Благодаря этому читатель может представить мир, в котором нет сна. Он бескрайний, таинственный и прекрасный. Поэт предупреждает о том, что художнику не до сна – он всегда должен быть готов творить. Следует отметить, что многие творческие люди считали ночное время наиболее подходящим для творчества. Сам Пастернак любил это стихотворение и с удовольствием декларировал его слушателям.
Когда строку диктует чувство… По лирике Б.Л. Пастернака.
Она была замужем за известным советским пианистом. Чувства к Борису Леонидовичу у нее возникли не сразу, но когда любовь захватила ее, брак не стал преградой. Окончательно отношения с супругом Зинаида Николаевна разорвала в 1931 году, отправившись с поэтом в путешествие по Грузии. Пастернак посвятил Нейгауз немало удивительных по своей силе стихотворений. В нем тема любви органично переплетается с размышлениями, связанными с природой творчества.
В понимании Пастернака процесс появления на свет произведения искусства заключается не в создании новых форм, а в открытии старых через призму свежего восприятия. Художник откликается на красоту окружающего мира. Искусство становится произведением двух множителей — жизненного потенциала и чувств творческого человека. Об этом говорится и в рассматриваемом стихотворении. Женщина, которой восхищается лирический герой, давно ему знакома. Красота постоянно порождает формы, эстетика изучает их в течение множества веков, поэтому человеком уже давно выработаны законы, приняты образцы.
Неслучайно Пастернак упоминает именно Поликлета — древнегреческого скульптора, творившего во второй половине пятого столетия. По мнению Бориса Леонидовича, открыть в привычном новое можно только в том случае, если красота провоцирует возникновение особого чувства, способного подвигнуть художника на создание произведения искусства.
Поэт отличался особенным отношением к женщине. Образ представительницы слабого пола в его лирике избавлен от крайностей. Это не Прекрасная Дама, не гений чистой красоты, не воплощение ветрености и коварства, не жертва превосходства мужчины. Больше всего Пастернак ценил в женщине ее изначальную близость к природе, естественность, убедительность. Недаром второй большой любовью Бориса Леонидовича стала Нейгауз.
С ней он чувствовал себя защищенным, она умела максимально комфортно обустроить совместный быт, в высшие сферы не устремлялась, могла полностью раствориться в интересах супруга. Пока оценок нет.
Средства выразительности
Для того, чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:
- Эпитеты – “ сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.
- Метафоры– “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
- Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.
В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “черная” и в то же время в мире человека также есть кое-что черное – это “чернила” .
https://goldlit.ru/pasternak/424-fevral-analiz https://tnuva.ru/boris-pasternak-obyasnenie-analiz-stihotvoreniya-pasternaka-obyasnenie.html https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pasternak/fevral-dostat-chernil-i-plakat.html
«Иней» Б.Пастернак
«Иней» Борис Пастернак
Глухая пора листопада. Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо: У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает её перед сном. Порядок творенья обманчив, Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнёшься от спячки И, выйдя на зимнюю гладь, Опять за углом водокачки Как вкопанный будешь стоять.
Опять эти белые мухи, И крыши, и святочный дед, И трубы, и лес лопоухий Шутом маскарадным одет.
Всё обледенело с размаху В папахе до самых бровей И крадущейся росомахой Подсматривает с ветвей.
Ты дальше идёшь с недоверьем. Тропинка ныряет в овраг. Здесь инея сводчатый терем, Решётчатый тёс на дверях.
За снежной густой занавеской Какой-то сторожки стена, Дорога, и край перелеска, И новая чаща видна.
Торжественное затишье, Оправленное в резьбу, Похоже на четверостишье О спящей царевне в гробу.
И белому мёртвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь, Я тихо шепчу: «Благодарствуй, Ты больше, чем просят, даёшь».
Анализ стихотворения Пастернака «Иней»
Лирика Бориса Пастернака носит философский оттенок, и в этом нет ничего удивительного. В своих произведениях этот поэт очень часто пытается постичь суть вещей и понять, почему мир устроен именно таким образом. Кроме этого, автор постоянно ищет ответы на различные вопросы, пытается выявить причинно-следственные связи не только между событиями и явлениями, но и связать все это воедино с собственными ощущениями. В результате на свет рождаются удивительные и необычные произведения, к которым, в частности, относится «Иней».
Это стихотворение было написано осенью 1941 года, когда войска германии уже приближались вплотную к Москве. Пастернак в это время находился на своей даче в нескольких километрах от столицы и пытался добиться отправки на фронт. Вокруг царил самый настоящий хаос, люди паниковали и пытались предугадать, возьмет Гитлер Москву или же нет. Однако Пастернак старался не поддаваться общей панике, так как понимал: в такой ситуации нужно положиться лишь на волю судьбы. Он много гулял по окрестным лесам и размышлял над тем, как нужно воспринимать эту внезапную, бессмысленную и жестокую войну.
Впрочем, о самой войне в стихотворении не сказано ни слова, однако оно пропитано тревогой и попытками найти точку опоры в том мире, который вот-вот готов рухнуть. «Расстраиваться не надо: у страха газа велики», — сам себя успокаивает поэт и пытается сосредоточиться на том, что видит вокруг. Поздняя осень уже готова уступить свое место зиме, и об этом свидетельствует серебристый иней, который украшает ветки деревьев, низины и овраги. Предвосхищая события, поэт с некоторой ностальгией отмечает: «Опять эти белые мухи, и крыши, и святочный лед». Он не знает, доведется ли в этот раз отметить Новый год, но хочет и верить в то, что праздник, несмотря ни на что, все же будет. Пастернак убежден в том, что «порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом», и война все равно завершится.
Следует отметить, что в первые месяцы военных действий многие верили в то, что советская армия скоро начнет теснить врагов и очень быстро освободит оккупированные территории. Подобные иллюзии питал и сам Борис Пастернак, ведь в его жизнь война еще не успела ворваться смертоносным вихрем. Мир, который окружает поэта, чист и прекрасен в своей белоснежной оправе, однако автор почему-то сравнивает его со «спящей царевной в гробу». За этой метафорой кроется подсознательный страх смерти, которая уже стоит на пороге. Однако ни сам автор, ни его друзья не знают, чью жизнь она унесет в следующий момент. И эта неизвестность точно также, как и белое безмолвие украшенного инеем осеннего леса, слегка пугает поэта. От паники его удерживает лишь мысль о том, что ничто в этом мире не происходит случайно, и в каждом событии есть свой глубинный смысл, который может быть попросту непонятен простому обывателю. Поэтому автор, обращаясь к безмолвному лесу, посеребренному инеем и погруженному в легкую дремоту, шепчет: «Благодарствуй, ты больше, чем просят, даешь».
Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»
Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким. В то время молодой стихотворец не мог предположить, что занятия искусством способны обернуться трагедией. Пастернак представляет перед читателями яркий образ обнаженной боли, квинтэссенция которого заключена в следующих словах:
…строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что у него есть. Так в тексте возникает сравнение литературного мастерства с актерским. Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для всего мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу. Главная задача человека творческого – не разочаровать их.
Неслучайно в произведении появляется образ Рима, города, славившегося жестокими гладиаторскими боями. Он требует от актера не читки (так называется начальный период репетиций), а «полной гибели всерьез». Сцена для артиста превращается в арену самозаклания. Смерть свершается во имя и ради зрителей. Пафос стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» – пафос жертвенности, важнейшее чувство – чувство нравственности. Подобные мотивы и мысли встречаются в другом произведении Пастернака – «Мне по душе строптивый норов…», где в роли старости выступает поздний опыт, в роли сцены – арена, в роли нравственного чувства – «борение с самим собой».
В некоторой степени стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» можно считать провидческим. В 1958 году началась масштабная травля Бориса Леонидовича в родном СССР. Причиной послужило получение Нобелевской премии. Ее вручили за достижения в лирической поэзии и за роман «Доктор Живаго», считавшийся на родине писателя клеветническим и антисоветским. Против Пастернака выступили крупнейшие литераторы того времени, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер. В народе травля нобелевского лауреата запомнилась под названием «Не читал, но осуждаю». Фактически гонения свели Бориса Леонидовича в могилу – в 1960 году он скончался. Причина смерти – рак легкого.
Главная » Глаголы » Когда строку диктует. «О, знал бы я, что так бывает…» Б
Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Сон»
Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы
Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека
Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.
Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».
Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.
Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Метель»
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Мы рядом шли, но на меня»
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «На распутье в диком древнем поле. »
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Настанет день – исчезну я»
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет»
Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
«Июль» Б.Пастернак
По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.
Анализ стихотворения Пастернака «Июль»
Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.
В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц .
Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.
Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.