Анализ художественного времени
Художественное время можно характеризовать следующим образом:
1) статичное: в стихотворении нет событий, в нём ничего не происходит, за исключением циклического повторения движений лирического героя; автор создаёт грандиозную картину космического, необъятного пространства, в котором застыло время; неоднократно повторяющиеся лексемы «ночь» и «темнота» конкретизируют художественное время и выступают символами;
2) нереальное: художественное время является фантастическим, т.к. в тексте есть элемент, характеризующим его подобным образом: абсурдная дата «надцатое мартобря»;
3) цикличное: периодичность и повторяемость события подчёркивается употреблением настоящего времени по отношению к действиям лирического героя («взбиваю»), использованием образа зеркала (в этом образе уже заложена двойственность: реальное изображение и его иллюзия – отражение), а также лексемой «повторяя», которая констатирует периодичность действия.
4) использовано два времени: настоящее длительное и прошедшее. Причём течение настоящего прерывается точечным воспоминанием («я любил тебя…») об одном-единственном факте биографии лирического героя.
Итак, автор показывает читателю устоявшуюся картину в «нигде», в котором ничто не происходит, где время тоже сужено до одного мгновения – глубокой ночью лирический герой взбивает подушку «мычащим ты». Это зафиксировано как фотоснимок. Организация стихотворения как эпистолярного послания подчёркивает эффект статичного времени.
Особенности поэзии И. Бродского
Иосифа Бродского часто называют последним классиком 20-го столетия и при этом обвиняют в механичности, бездушности стиха. Его называли гением, вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, а также поэтом, лишенным национальных корней. Однако даже самые ярые противники Бродского не могли отрицать его таланта и роли в развитии значительных тенденций в литературе.
Иосиф Бродский стал пятым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Его судьба словно слепок с судьбы целого поколения. Бродский был выходцем из интеллигентной ленинградской семьи. По окончании восьми классов поэт ушел из школы. Он сменил больше десяти профессий. Он принимал участие в геологоразведочных экспедициях, работал на заводе.
Статья: Анализ стихотворения Бродского «Диалог»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Когда в феврале 1964 года Бродского по ложному доносу арестовали, он уже был известен в кругах любителей поэзии. После позорного судилища поэта приговорили к высылке в отдаленную деревню сроком на 5 лет с привлечением к физическому труду. Однако ссылка продлилась только полтора года. Это время стало рубежным для творчества Иосифа Бродского. Его стихи, некогда романтичные и стремительные, стали сдержанными, часто даже рассудочными. Боль и переживание скрывались за иронией и прихотливыми рассуждениями. Все чаще стихи Бродского требовали не сопереживания и сочувствия, а соразмышления, и порождали скорее мысль, чем эмоцию.
После эмиграции летом 1972 года в Америку этот процесс «остывания» лирики Бродского усилился. Несколько позже, в 1975 году, он сравнит свою судьбу с судьбой ястреба, который настолько высоко поднялся над долиной, что обратно на землю вернуться уже не в состоянии («Осенний крик ястреба»).
Это стихотворение, необычное, непростое для понимания, еще раз показывает, на каких противоречиях основан поэтический мир поэта. Самая главная особенности его поэзии заключается в том, что практически каждый читатель из огромного наследия Бродского может найти для себя то, что окажется ему по-настоящему близким, и то, что вызовет у него резкое неприятие.
Замечание 1
Бродский разный: оптимист, пессимист, космополит, патриот, циник. Бродский – метафизический, религиозный поэт, и он же – атеист.
И дело здесь не в беспринципности поэта, а в отсутствии у него твердой устоявшейся точки зрения. А взгляды поэта как раз достаточно понятны и за десятки лет изменились несущественно.
Поэт всегда избегал, особенно с годами, не только прямолинейного выражения своих убеждений и чувств, маскируя их в стихотворную форму, в сплетение синтаксиса и метафор. Он избегал и назидательности, истин в последней инстанции. Бродский никогда не путал откровенность и «душу нараспашку», отлично понимая свою ответственность как поэта за каждое слово, сказанное им. От своего читателя он требовал того же и твердо был убежден, что истинное понимание – это тяжелый духовный труд, который требует от человека напряжения всех душевных и умственных сил. Многие вещи Иосифа Броского сложны для восприятия, его произведения трудно читать «взахлеб», «залпом». За каждым словом, знаком препинания стоит мысль поэта, которую необходимо услышать, пережить, прочувствовать.
Тематика стихотворений Бродского разнообразна:
- Стихи о любви
- Стихи об осени
- Стихи о жизни
- Грустные стихи
*• Стихи о России, Родине - Стихи о войне
- Философские стихи и т.д.
В поэзии Бродского самое важное – его удивление перед жизнью, сбереженное им в ссылке, перед обыденным чудом. Благодарность возникает из ощущения того, что жизнь существует вопреки законам вселенной, а не в согласии с сними
В особом отношении Бродского к празднику Рождества проявилась его завороженность чудом возникновения жизни. из произведений разных лет выстраивается целый цикл, посвященный теме Рождества. Эта тема, чрезвычайно важная для поэта, иногда напрямую раскрывается на материале евангельской истории (например, «Рождественская звезда», «Рождество 1963»), а иногда она связана с ней глубинными смысловыми связями.
Анализ стихотворения «Диалог»
Стихотворение Бродского «Диалог» было написано в 1962 году. оно не так известно, как некоторые другие его произведения. Перед читателем диалог. И первая задача – это выяснить, кто является участниками. Ответ на этот вопрос содержится в словах «Уйми его, Боже, уйми». Отсюда очевидно, что в этом стихотворении идет разговор человека с Богом. Бог слушает его слова, однако этому сильно мешает ветер.
Замечание 2
В начальных строках этого стихотворения видна ситуация нарушения коммуникации.
Очевидно, что в стихотворении говорится о чьей-то смерти, причем последние слова, сказанные Богом: «Птицей, птицей он был» являются свидетельством того, что речь идет о поэте. Хорошо известно, что птица в творчестве Иосифа Бродского – постоянная метафора, которая указывает на поэта. И ясно, что в этом стихотворении речь идет о смерти какого-то талантливого, выдающегося стихотворца. Произведение было написано 6 июня 1962 года. И возможно, это может как-то прояснить ситуацию, так как эта дата – день рождения А. С. Пушкина. Однако то, что в дальнейшем говорится об этом поэте: «Все, что он сделал: крылья птице чёрной одной». То есть, это единственное действо является главным достижением умершего поэта, но в таком случае вряд ли речь идет о Пушкине.
Многие исследователи творчества Бродского склоняются к тому, что скорее всего в стихотворении «Диалог» речь идет об Эдгаре По, авторе знаменитого произведения «Ворон», которое породило огромное количество вариаций и подражаний. А «сотни внучат» умершего стихотворца – это те, кто находятся под влиянием произведения По.
Читателю, который не знает о религиозных взглядах Бродского, после знакомства со стихотворением «Диалог» могло бы показаться, что оно написано человеком глубоко верующим. Бродский с большим удовольствием создает такую иллюзию, словно примеряя на себя этот актант и задавая самому себе вопрос: что бы было, если б у меня была такая вера?
Стихотворение «Диалог» крайне загадочно. А балладная интонация произведения напоминает английскую поэзию.
Анализ семантического пространства текста
Ключевые слова: ниоткуда, любовь (с любовью, любил), черты (черты лица, твои черты), ночь (ночью). В тексте встречаются слова одной тематической группы: ниоткуда, ничей; ночь, темнота; а также слова-клише эпистолярного стиля: дорогой, уважаемый, милая, ваш верный друг, сказано ниже.
Базовым концептом является понятие «ниоткуда». Структура первой строки, содержащее номинацию концепта, представляет собой клише эпистолярного стиля, но доведённого до абсурда. Начало стихотворения представляет собой скорее окончание некоего письма. (Стандартная подпись, например, такова: «Иванов Иван Иванович, из Нефтекамска с любовью / с уважением / с почтением. 13 февраля 2010 года.) Лирический герой стихотворения обращается к адресату из «ниоткуда». Это «ниоткуда» имеет вполне конкретное, но абстрагированное и суженое до предела пространство. «Ниоткуда» – это место на одном «из пяти континентов, держащегося на ковбоях», «за морями, которым конца и края», в «уснувшей долине, на самом дне», в городке, «занесённом снегом по ручку двери» – а именно: простыня. Это «ниоткуда» находится в абстрактном месте, удалённом из реальности (в реальном мире Земли шесть континентов, а не пять, хотя автором под этим континентом явно подразумевается Северная Америка) и из мира Божьего: лирический герой «дальше теперь от тебя, чем от них обоих» . «Ниоткуда» – т.е. из безвестности, из пустоты, из чего-то такого, что не воспринимается лирическим героем как физическое пространство; шире: то, что отвергается лирическим героем как реальность, несмотря на факты (топографические координаты). Т.о., можно считать, что «ниоткуда» – вполне реальное место, но оно не воспринимается таковым лирическим героем, не принимается им в полной мере. Из реальных (для лирического героя) в его окружении только простыня и подушка.
Концептуальное пространство данного текста – конкретное, предметное; но с точки зрения лирического героя – абстрактное, бытийное.
Структура концептуального поля «ниоткуда» организуется ядерными и периферийными компонентами.
К ядерным компонентам относится система лексико-семантических вариантов концепта «ниоткуда», формируемая гиперсемой «направление»: «с одного / из пяти континентов», «дальше теперь от тебя», «за морями». Словообразовательное гнездо с исходным именем концепта и этимологические знания об имени концепта в тексте не наблюдаются.
Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через перечисление топографических данных (перечисление как основная особенность «больших» стихотворений – особого жанра, изобретённого Бродским – характерна для значительной части его лирики; ср. перечисление обращений во второй строке: дорогой, уважаемый, милая). Но топография противоречива: обладая реальностью, она в то же время как реальная не воспринимается (точнее, нарочно отвергается лирическим героем, т.е. лирическому герою свойственна амбивалентность).
Анализ поэмы Бродского «Представление»
«Представление» И. А. Бродского – уникальное явление в русской поэзии. Эта поэма была написана в 1986 году. Читатель возвышенный и привыкший к изящному языку, вероятно, встретив в ней обсценную лексику, может усомниться оскорбиться и прекратить чтение. Однако делать этого не стоит, поскольку поэма представляет собой произведение исключительной художественной ценности.
Сначала рассмотрим структуру поэмы. Произведение состоит из 16 строф. Строфа в свою очередь представляет собой сложный комплекс из нескольких частей: сначала идут 4 длинные строки, рифмующиеся перекрёстно, потом ещё две длинные строки с парной рифмой, за ними – две короткие строки с той же рифмовкой. Затем следует ещё одно четверостишие с парной рифмой. Таким образом, общая схема строфы выглядит так: abab cc dd eeff. Исключение – последняя строфа, включающая в себя два коротких четверостишия. Стихотворный размер напоминает многостопный хорей.
Что касается содержания стихотворения, то для его подробного анализа потребуется немало времени, так как поэту удалось вписать в него множество явлений, типажей и вещей в гиперболизированных сатирических образах и метафорах.
Поэма построена в виде сценария пьесы. Почти каждая строфа начинается с анафоры «Входит…», и читатель видит, как по очереди на сцене появляются известные персонажи и разыгрывают свою роль. Стремительно меняются декорации, в которых читатель или зритель этого безумного фарса узнаёт просторы покинутой Бродским России. Где-то из-за кулис слышится нестройный хор массовки, которая изображает голос народа – неприличные выкрики и шепотки.
Главные приёмы, которые Иосиф Александрович использует в этом произведении, – гипербола и метафора. Вот как, например, поэт рисует гротескный образ чинуши в первой строфе:
…Знак допроса вместо тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга – запятая.
Вместо горла – темный вечер. Вместо буркал – знак деленья.
Мы видим полностью обезличенное существо, напоминающее пустой костюм в одном из эпизодов романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Метафоры служат для ироничного упоминания известных читателю персонажей. В следующем образе легко угадывается фигура В. И. Ленина в Мавзолее:
Говорят лихие люди, что внутри, разочарован
под конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.
Различные исторические деятели в этой поэме приобретают черты преувеличенно комичные. Но это горькая ирония. Действительно, тяжело видеть как, например, произведения великого писателя превращаются в предмет мебели («нежный граф превратился в книжный шкаф…»). Страшно понимать, что в руках спесивых бюрократов оказалось опаснейшее оружие («Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом. Они пляшут и танцуют…»). Подобных отсылок к историческим реалиям ещё много в тексте поэмы.
Может быть, это произведение слишком жестоко высмеивает обстановку в России конца XX века
Однако, в этом заключается его цель – привлечь внимание к проблемам, чтобы найти их решение. Пусть для этого применяются хулиганские выходки, грубые словечки и оскорбительные образы
Поэт выступает как зеркало, показывая, пусть и преувеличенно, недостатки общества в надежде, что они будут исправлены.
Иосиф БродскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анализ эмотивного пространства текста
Доминирующая эмоция в тексте – отчаянье, доводящее до безумия. Эмоциональные маркёры: использование неологизма «надцатое мартобря», вызывающего аллюзию на «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя; парадоксальное нагромождение определений («дорогой уважаемый милая»); гипнотизирующее постепенное сужение пространства. Высший накал доминирующей эмоции – финал стихотворения, где эмоциональными маркёрами выступают фразы: «мычащим ты» как выражение муки; «как безумное зеркало повторяя» – ключевая фраза к пониманию сути всего стихотворения – как выражение безграничного отчаянья и явного безумия.
Репрезентация эмоции – внутренний монолог.
Анализ членимости текста
Ввиду особенностей синтаксического и семантического построения текста и его малого объёма лучше членить текст с позиций структурно-смыслового членения текста. Объёмно-прагматическое членение неактуально, т.к. в тексте невозможно выделить главы, абзацы и отдельные предложения. Анализ контекстно-вариативного членения текста не представляется возможным ввиду малого объёма текста и отсутствия в нём способов репрезентации чужой речи, также наличие в тексте только одной композиционно-речевой формы авторской речи: повествование.
При взгляде с композиционно-тематического плана, в стихотворении можно выделить два ССЦ, графически разделённых знаком точка с запятой.
Первое ССЦ представляет собой соединение двух микротем: зачина-приветствия и объяснения причины одиночества. Вначале стихотворения автор даёт развёрнутое описание самого себя, точнее, констатирует ситуацию утраты памяти о нём адресантом письма; затем он приводит причину, по которой он одинок и по которой пишет письмо.
Второе ССЦ, являющееся соединением других двух микротем: то сужающегося, то расширяющегося пространства и описания выражения эмоции, – кульминация стихотворения и его финал.