Гадающей невестеСтихотворение Николая Некрасова
У него прекрасные манеры, Он не глуп, не беден и хорош, Что гадать? ты влюблена без меры, И судьбы своей ты не уйдешь. Я могу сказать и без гаданья: Если сердце есть в его груди — Ждут тебя, быть может, испытанья, Но и счастье будет впереди. Не из тех ли только он бездушных, Что в столице много встретишь ты, Одному лишь голосу послушных — Голосу тщеславной суеты? Что гордятся ровностью пробора, Щегольски обутою ногой, Потеряв сознание позора Жизни дикой, праздной и пустой? Если так — плоха порука счастью! Как бы чудно ты ни расцвела, Ни умом, ни красотой, ни страстью Не поправишь рокового зла. Он твои пленительные взоры, Нежность сердца, музыку речей — Всё отдаст за плоские рессоры И за пару кровных лошадей!
Н.А.Некрасов. Сочинения в трех томах.Москва: Государственное изд-вохудожественной литературы, 1959.
Особенности стихотворений
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.
« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова
Давно отвергнутый тобою Некрасов анализ стихотворения
1. История создания
. На протяжении всей жизни был влюблен в одну женщину — А. Панаеву. Их отношения были очень непростыми. Достаточно сказать, что поэт жил в одном доме с возлюбленной и ее мужем.
В начале романа Некрасов был вынужден пойти на отчаянный поступок: во время прогулки с Панаевой он, не умея плавать, бросился в реку. Женщина была поражена таким бурным проявлением чувств и стала более благосклонна к поэту. Этот эпизод и вся история любви в целом легли в основу стихотворения «Давно — отвергнутый тобою», написанном Некрасовым в 1855 г.
2. Жанр
— любовная лирика.
3. Основная тема
стихотворения — страдания от несчастной любви. В произведении реальный поступок молодого Некрасова видоизменен. Лирический герой, отвергнутый любимой женщиной, в отчаянии хочет покончить жизнь самоубийством. Однако потемневшие грозно волны вызывают в нем непреодолимый страх. Молодой человек остается в живых и в конце концов добивается взаимности.
Любимая женщина благословляет волны, которые сохранили жизнь лирического героя. Счастье поэта было не вечным. Прошло несколько лет, и он вновь испытал горечь и разочарование. Повторяется картина молодости на берегу реки. Но на этот раз есть одно существенное отличие: волны уже не пугают несчастного влюбленного, а словно бы «манят в глубину свою».
4. Композиция
стихотворения кольцевая. Начало и конец посвящены описанию двух одиноких прогулок страдающего влюбленного, которые разделяют «много роковых годов».
5. Размер произведения
— четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства
. Глубина и сила страдания влюбленного поэта подчеркивается характерными эпитетами: «отвергнутый», «роковою». В основе всего стихотворения лежит антитеза, выраженная в словах «давно» и «теперь». Водная стихия оживает благодаря использованию олицетворений: волны «приветливо яснели», «грозно потемнели», «грозят сурово», «манят». Большое значение имеет метафора «убитая душа», предвещающая физическую смерть.
7. Основная мысль
произведения заключается в том, что без любви невозможно жить. В первом случае сама природа предотвратила самоубийство лирического героя, так как еще была надежда на взаимность. Волны оказались правы и стали свидетелями счастливых прогулок влюбленных. В финале никакой надежды уже нет. Волны сами манят несчастного, потому что от мучений его избавит только смерть.
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре
. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты
. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.
Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная
мать, бедная
баба, ноженька голая
, жадно
подносит губы опалённые
, слёзы солёные
.
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый
, равнина безлесная
, ширь поднебесная
, солнце нещадно
палит, косуля тяжёлая
, жбан, заткнутый грязной
тряпицею.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька
.
В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова)
Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении
) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее
, а мать его многострадальна
(эпитеты)
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?
Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его.
- Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова
Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.
- Анализ стихотворения Батюшкова К другу
Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему
- Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс
Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии
- Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер
Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву — покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением.
Свой стих «Давно отвергнутый тобой» Николай Некрасов посвятил своей музе – необычайно красивой девушке Авдотье Панаевой. Она любила устраивать шумные вечеринки, среди ее фаворитов были чиновники, поэты и литераторы, например, Достоевский, Белинский и Герцен.
Опьяненные красотой женщины, многие пытались ухаживать за молодой красавицей, но, к их сожалению, они все получали отказ. Это стихотворение рассказывает об очередном отказе молодому и страстному юноше.
Из строчек стиха видно, что каждый их день был полон «любви и счастья». Поэт долгое время прожил в поместье Панаевых, вызывая осуждение общества. Но как видно из строк стихотворения, это его мало волновало. К сожалению, поэту так и не удалось официально жениться на прекрасной Авдотье. О чем он горько сожалеет в строчках «Брожу с убитою душой»
Ведь, по сути, она отказала ему второй раз (первый припал на момент, когда ему пришлось броситься в воду, чтобы завоевать сердце избалованной вниманием мужчин женщины), объяснив свой отказ достаточно банально: она устала от постоянной ревности поэта и слухов в обществе. Она не хотела «жить в бедности» с писателем, поэтому предпочла брак по расчету
Таким образом, писатель остался «один, забытый тобой», подчеркивая, что их отношения не повлияли на круг друзей поэта и его возлюбленной. «Давно отвергнутый тобой» – это не сожаление и не тоска, а простой рассказ о счастливых молодых годах.
Поэт не сожалеет, а, наоборот, с восторженностью вспоминает счастливые минуты, проведенные с прекрасной женщиной.
План анализа
1. История создания стихотворения.
2. Ритм, метр, рисунок текста.
3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы,
ключевые слова, время, пространство, композиционные
приёмы).
4. Художественные образы.
5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс,
лексика, морфологический уровень, синтаксический
уровень).
6.Тропы, фигуры.
7. Тема, идея.
8. Вывод.
Подробный анализ
Н.А.Некрасов — разносторонний писатель, его произведения- зеркало человеческих душ. Разные герои, характеры, судьбы, но все они наполнены истинной любовью своего творца. Бесценное сокровище оставил для будущих поколений великий поэт: множество образов женской красоты.
Женская тема у Некрасова ярко прослеживается во всем творчестве
Автору не важно сословное положение девушек в обществе: крестьянку и дворянку объединяет одно- они не имеет никаких общественных прав
В 1855 году Н.А.Некрасов пишет стихотворение «Гадающей невесте». Идею создания подсказала сама жизнь. С детства поэт наблюдал, как жестоко обращался с его матерью отец, мама не могла сказать ни слова поперек воли мужа, терпела обиды и безразличие. Отец унижал мать, что крепко запало в душу маленького Николая. Эта обида не давала покоя ему долгие годы и нашла свое отражение в стихотворной форме.
Идейная тема произведения -судьба молодой девушке, которая мечтает о семейном счастье. Автор словно приоткрывает завесу тайны, возможные варианты ее будущего. Девушка наполнена ожиданием чуда, но случиться ли оно на самом деле?
В стихотворении условно можно выделить три части. В первых строках произведения дается описание героини. Молодая, хорошо воспитанная девушка влюблена в своего жениха, но она сомневается во взаимности чувств. Гадая, она надеяться узнать свое семейное будущее. Как-то вскользь, ненавязчиво, автор описывает и самого жениха: достойного происхождения, умен, с изысканными манерами.
Автор описывает два варианта возможного развития событий девушки после замужества. Первый — счастливый, если муж будет любить и уважать супругу. Брак будет удачным, семья справиться со всеми невзгодами. Такие браки в те времена были редкостью.
Другой вариант самый распространенный. Муж, как глава семьи, любит только себя. Жена для него лишь существо, которое рожает и воспитывает детей. Ему абсолютно безразличны чувства и увлечения супруги. Мужчина позволяет себе любые развлечения: охота, карты, других женщин, скачки. Жена не вправе мешать ему получать удовольствия от жизни.
В тексте большую часть занимает именно описание несчастной судьбы девушки-дворянки. Это ближе писателю по духу и реалии жизни.
Множество эпитетов («музыка речей», «роковое зло», «жизнь дикая»), используемых поэтом, делает стихотворение поэтически выразительным. Они помогают читателю еще глубже вникнуть в суть проблемы.
Интересна композиция произведения. Шестистрофное строение, состоящее из четверостиший, делает произведение легким к прочтению и пониманию происходящего.
Неизвестно как сложиться судьба девушки, сам Некрасов не знает этого, но многоточие после предположений о счастливой жизни ясно показывают сомнения в душе поэта.
А.Н.Некрасов великий психолог женских чувств. Словно живописец, тонкими линиями выводит он женские образы, показывая не легкую судьбу русской женщины. Каждое произведение писателя, посвященное любви, наполнено глубиной чувств. В них нет лжи, глупой пустоты. Он словно обращается к другим поколениям и просит не обижать женскую половину человечества.
Анализ стихотворения Гадающей невесте по плану
Новаторство любовной лирики Н. А. Некрасова
В лирике Н. А. Некрасова тема любви раскрыта своеобразно. Именно в этой теме его художественное новаторство проявилось в полной мере. Н.А
Некрасов, в отличие от своих предшественников, которые предпочитали изображать любовь в «прекрасных мгновениях», не обошел вниманием «прозу жизни», которая неизбежна даже в таком прекрасном чувстве. В стихах Некрасова рядом с любящим лирическим героем появляется образ героини независимой и своенравной (например, в «Я не люблю иронии твоей…»)
Поэтому отношения влюбленных в лирике Некрасова более сложные, духовная близость сменяется ссорой и размолвкой. Иногда это связано с разным воспитанием и разными условиями жизни героев. Например, в стихотворении «Застенчивость» неуверенный в себе, стеснительный, робкий разночинец сталкивается с гордой и надменной светской красавицей. В стихотворении «Маше» супруги не могут друг друга понять из-за разницы в воспитании и разных представлений о главном и второстепенном в жизни. В произведении «Гадающая невеста» автор описывает горькое предчувствие будущей драмы. Наивная девушка влюблена в изящество манер и модную одежду избранника. Однако за внешним блеском скрывается пустота.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Часто личные драмы героев – это продолжение социальных драм. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» Некрасов предвосхищает образ Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского.
Таким образом, своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова заключается, прежде всего, в том, что в ней проявляется «проза» любви. В своих произведениях автор показывает сложность отношений между любящими людьми – ссоры, споры, встречи, разлуку, расставания. Лирический герой видит не только достоинства своей возлюбленной, но и недостатки.
В любовной лирике Некрасова отсутствуют атрибуты романтической поэзии, но присутствует психологический анализ взаимоотношений и чувств. Поэт показывает внутренний мир героев. Лирический герой в поэзии Некрасова словно оценивает свое чувство.
Новаторство любовной лирики Некрасова заключается не только в изображении «прозы» любви, но и в том, что для изображения таких «непоэтических» явлений он нашел соответствующую художественную форму: прозаизмы, разговорную речь, новаторское стихосложение.
Проза любви в лирике Николая Некрасова
Проза любви Н.А.Некрасова представляет огромную ценность для русской поэзии. Стиль пера и особое своеобразие произведений великого классика сразу же позволяет увидеть читателю всю колоритность и глубину чувств.
В стихотворениях поэта нет ни капли лжи, грубости и пустоты, каждое произведение пронизано яркими драматическими чувствами, изобличающими многострадальную человеческую душу и все её потаенные мечты, грёзы, желания.
В стихотворениях поэта мы можем прочувствовать особый ритм, разглядеть новые лица, новых персонажей, чьи профили подернутые поволокой печали и тоски, счастья и радости поведают нам свои грустные и смешные истории жизней.
Словно художник, Н.А. Некрасов рисует портреты своих лирических героев. Она – гордая, но не горделивая, прекрасная, полная легкой истомы, женщина, умная, рассуждающая обо всем и всех разумно и глубокомысленно, готовая поддержать в трудную минуту, заботливая, сильная, но ранимая душевно.
Он – умный, галантный, наблюдательный и весьма прямолинеен, но вместе с тем и застенчив и скромен, надеющийся и верящий в светлое будущее, через которое он готов идти, преодолевая жизненные неурядицы и невзгоды. Но бывает порою, мужчина в стихотворениях Некрасова являет собой довольно отталкивающий образ ротозея, глупого и горделивого, несмышленого, алчного человека.
В стихотворении «Ты всегда хороша несравненно» мы можем разглядеть эти образы, полные любви и страсти, пара возлюбленных находясь рядом, находят даже в гнетущем, «темном море» будущего надежду, свет на которую проливает им их нежная любовь.
В произведении же «Мы с тобой бестолковые люди» напротив лирические герои переживают некоторые трудности в своей любви.
В стихотворении «Гадающей невесте» мы явно можем увидеть печальную историю прекрасной девушки, гадающей на жениха, рокового красавца, ничего не ставящего превыше пары породистых меринов.
Своим творчеством Н.А.Некрасов ещё раз напоминает, какая тяжелая долюшка выпадает в жизни у русского человека, какие непростые испытания приходиться ему пережить нищета и голод, безответная любовь и отречение, иногда презрение. Но также в его любовной лирике невозможно не увидеть тот яркий свет, лучик тепла и сокровенной любви, таящейся в чувствах его лирических героев.
Детальный разбор катренов
1 катрен
Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол (ставят, рыдают, приносят, зажигают), с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные. Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии — братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места — нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.
2 катрен
С помощью метафоры («земля вставала на дыбы») автор пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также здесь есть противопоставление (фонетически достигается с помощью «игры» глаголов – в одной строке он есть, а в другой нет). Сначала шум и грохот, а потом тишина могильных плит. В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, подчеркнутая моноритмом – разные судьбы сливаются в одну. Также в двух последних строфах присутствует аллитерация и ассонанс.
3 катрен
В третьем катерне на передний план выдвигается слово «горящий». С помощью этого слова создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.
4 катрен
В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте
Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте
Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно..
Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте. Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно…
Анализ стихотворения Братские могилы по плану
«Панаевский цикл»
Главным адресатом любовной лирики Н. А. Некрасова является А.Я. Панаева. Отношения с ней стали темой многих произведений Н.А. Некрасова, написанных на протяжении практически десяти лет. «Панаевский» цикл — это настоящий роман в стихах, где отражены различные моменты из жизни лирических героев.
Замечание 1
Лирических, так как, хоть «Панаевский цикл» и имеет биографическую основу, образы героев нельзя отождествлять с литературными прототипами.
Сам писатель в своих стихотворениях видел не просто обращение к женщине, а придавал им большее значение. Он публиковал эти произведения в журналах. Это свидетельствует о том, что Некрасов их сознательно делал предметом поэзии и общим достоянием. «Панаевский цикл» является примером того, как интимное, личное в лирике вдруг становится общечеловеческим. В этом цикле практически нет присущих творчеству Некрасова социальных мотивов. Стихотворения цикла, можно сказать, намеренно асоциальны, лишены каких-либо намеков и конкретных деталей. Здесь на первом плане оказывается:
- Изображение переживаний и чувств героев;
- Психологическая мотивировка;
- «Поединок роковой».
Он, лирический герой, рефлектирующий человек, склонный к подозрениям, мнительности, озлоблению, унынию. Но о нем известно немного. В центре цикла оказывается ОНА. И именно в создании характера героини и проявилось новаторство писателя. Это совсем новый характер, и он дан в развитии, в разных, самых неожиданных проявлениях. Это противоречивый, сложный характер – жестокий и самоотверженный, ревнивый и любящий, страдающий сам и заставляющий страдать.
Основными мотивами этого цикла являются:
- Мотив ссоры;
- Мотив разлуки, расставания;
- Воспоминания;
- Мотив писем и т.д.
Стихотворения цикла объединены не только общностью содержания, но и художественными особенностями:
- Сквозные детали и образы;
- Фрагментарность, которая обозначается многоточиями;
- «Нервность» интонации.
Отношения героев «панаевского цикла» неровные, они меняются от взаимного недоверия, укоров, обид к прежней страсти. Однако разрыв неизбежен, и герой это предчувствует.
Каждое стихотворение этого цикла завершается многоточием, намекая на недоговоренность, недосказанность. Начала стихотворений цикла – продолжение начинаемого вновь диалога, спора и порой даже ссоры.
В стихотворениях этого цикла много побудительных, вопросительных предложений, много обращений – как к возлюбленной, так и к себе самому, что позволяет достичь глубины самоанализа и ярче отразить противоречивость эмоций.
В 1856 году Некрасов написал лирическую миниатюру «Прости». Стихотворение было написано с намерением примириться с А.Я. Панаевой после размолвки. Произведение насыщено самыми разными чувствами. Это очень эмоциональное произведение, в котором слова идут от сердца, каждый стих завершается восклицанием. Герой одновременно вспоминает о прошедших днях, исповедуется, просить простить ему обиды, нанесенные прежде, умоляет не помнить «Бурь», «ревности угроз», «слез», сохранить в памяти все прекрасное и светлое, которое связывало два любящих сердца.
Разрыв с Панаевой произошел в 1863 году. Но к этим отношениям Некрасов еще неоднократно возвращается в своем творчестве, например, в «Трех элегиях», написанных в 1874 году.
Любовная лирика Некрасова дополняется лирическими обращениями к «Зине» (Ф. А. Викторовой). С ней Некрасов обвенчался незадолго до своей смерти. Эти стихи пронизаны чувством благодарности женщине за ее нежное, ласковое, сострадательное отношение к больному супругу, за ее отзывчивость, самоотверженность, чуткость.
Краткий разбор и одновременно анализ содержания
Ода содержит десять строф, каждая из которых состоит из десяти строк.
В первой строфе автор пытается дать определение Богу. Он не имеет ни конца, ни начала, един, непостижим, всеобъемлющ. И это все истинная правда, если отталкиваться от современного понятия о Творце. Его современники, представители церкви, выступали против того, что Бог вмещает в себя бесконечное пространство, непрерывную жизнь и бесконечное время.
По их представлениям выходило, что не только все созданное Творцом имеет начало и конец, что верно, но жизнь во Вселенной конечна, что в корне неправильно. Ода «Бог» Державина, анализ которой начат, приближается к современным понятиям вечности и бесконечности мироздания. Здесь Державин опередил богословские представления своего времени.