«Благодарность», «Отчего», «Русалка» — анализ произведений
/В.Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840/
Гармонически и благоуханно высказывается дума поэта в пьесах: «Когда волнуется желтеющая нива», «Расстались мы; но твой портрет» и «Отчего» — и грустно, болезненно в пьесе «Благодарность». Не можем не остановиться на двух последних. Они коротки, по-видимому, лишены общего значения и не заключают в себе никакой идеи; но, боже мой! какую длинную и грустную повесть содержит в себе каждое из них! как они глубоко знаменательны, как полны мыслию!
Мне грустно, потому что я тебя люблю И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… потому, что весело тебе.
Это вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смирённого бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою…
За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченной в пустыне, — За всё, чем я обманут в жизни был… Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил…
Какая мысль скрывается в этой грустной «благодарности», в этом сарказме обманутого чувством и жизнию сердца? Всё хорошо: и тайные мучения страстей, и горечь слез, и все обманы жизни; но еще лучше, когда их нет, хотя без них и нет ничего, что просит душа, чем живет она, что нужно ей, как масло для лампады!.. Это утомление чувством; сердце просит покоя и отдыха, хотя и не может жить без волнения и движения. <…>
«Русалкою» начнем мы ряд чисто художественных стихотворений Лермонтова, в которых личность поэта исчезает за роскошными видениями явлений жизни. Эта пьеса покрыта фантастическим колоритом и по роскоши картин, богатству поэтических образов, художественности отделки составляет собою один из драгоценнейших перлов русской поэзии. «Три пальмы» дышат знойною природою Востока, переносят нас на песчаные пустыни Аравии, на ее цветущие оазисы. Мысль поэта ярко выдается, — и он поступил с нею как истинный поэт, не заключив своей пьесы нравственною сентенциею12. Самая эта мысль могла быть опоэтизирована только своим восточным колоритом и оправдана названием «Восточное сказание»; иначе она была бы детскою мыслию. Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок — сливают в этой пьесе поэзию с живописью. <…>
Мы не назовем Лермонтова ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным; но не думаем сделать ему гиперболической похвалы, сказав, что такие стихотворения, как «Русалка», «Три пальмы» и «Дары Терека», можно находить только у таких поэтов, как Байрон, Гёте и Пушкин…
Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня». Ее идея — мать; но поэт умел дать индивидуальное значение этой общей идее: его мать — казачка, и потому содержание ее колыбельной песни выражает собою особенности и оттенки казачьего быта. Это стихотворение есть художественная апофеоза13 матери: всё, что есть святого, беззаветного в любви матери, весь трепет, вся нега, вся страсть, вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — всё это воспроизведено поэтом во всей полноте. <…>
►
«Тамань»: анализ произведения
В роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» помимо повести «Тамань» вошли также следующие произведения:
- Бела»;
- «Максим Максимыч»;
- предисловие к Печоринскому журналу»;
- «Княгиня Мария»;
- «Фаталист».
С точки зрения хронологии сюжета, история Печорина начинается с «Тамани». Но автор решил поместить эту главу в центр романа. Лермонтов хотел, чтобы читатель сначала узнал Печорина со стороны, глазами других персонажей. И только после этого писатель делится страницами личного дневника героя (включая воспоминания о Тамани), позволяя ему больше узнать о персонаже.
Художественные особенности произведения «Тамань» помогут раскрыть его анализ:
История «Тамани»: YouTube / Но север мне вреден
История написания
Сюжет главы «Тамань» основан на событиях из жизни Михаила Лермонтова. Однажды писатель сам посетил город и стал участником похожей истории:
Лермонтов в Тамани
Когда Лермонтов приехал в Тамань, он тоже останавливался в доме местных жителей. Но не с глухим стариком, а со старым казаком. Он сразу решил, что гость приехал шпионить за контрабандистами.
Прототипы
Прототипом девушки-русалки в реальной жизни была красивая молодая татарка, которая жила по соседству с казачкой. Муж татарки был контрабандистом. Образ слепого мальчика был скопирован с реального человека — Яшки.
Впервые «Тамань» была опубликована в «Отечественных записках» в 1840 году. Вскоре, в том же году, было опубликовано полное первое издание «Героя нашего времени.
«Тамань»: жанр
Хотя «Тамань» — только одна глава романа, вполне возможно, что это отдельное произведение. Поэтому это и называется рассказом:
- таман имеет отдельный сюжет со своей композицией;
- в развитии событий задействовано несколько героев;
- автор рассказывает об эпизоде, раскрывающем внутренний мир главного героя.
Особенность повествования Лермонтова — своеобразная смесь литературных тенденций.
Итак, в «Тамани» есть черты и реализма, и романтизма: они видны в том, как автор описывает персонажей:
- С одной стороны, реалистично воссоздает их внешний вид, заставляя читателя детально представить персонажей.
- Но в то же время Лермонтов не экономит на пафосных описаниях. Так, чтобы передать мужество татарина Янко, писатель описывает бурное море, по которому плыл контрабандист. При этом достоинства героя не преувеличены — он остается для читателя обычным человеком.
Далее мы рассмотрим, как стилистика рассказа повлияла на образ главного героя Григория Печорина.
Автопортрет Лермонтова: YouTube / Денис Захаров
Популярные сегодня пересказы
- Девочка, с которой ничего не случится — краткое содержание рассказа Булычева Главными героями произведения являются отец и дочь. Девочку зовут Алиса, ее отец профессор по фамилии Селезнев. Он работает в очень необычном зоопарке, здесь находятся самые разные животные, собранные с разных планет.
- Лисица и виноград — краткое содержание басни Эзопа Почувствовав голод, лисица прокралась в сад и принялась искать пищу. На её взор упали сочные, спелые кисти винограда, глаза тут же загорелись, словно драгоценные камни, зубы предвкушали вкус.
- Воительница — краткое содержание повести Лескова В произведении повествуется о Домне Платоновне, которая была кружевницей. Женщина называла окружающих людей злыми и жестокими. Себе же она такой характеристики не дает.
- Знак беды — краткое содержание повести Быкова Действие повести разворачивается в небольшом хуторе Яхимовщина вокруг семьи Богатька во время войны. Семья состоит из четырёх человек: главы семьи Петрока, его жены Степаниды, сына Феди и дочери Фени
Магия подводного мира
С особым трепетом Лермонтовым показано водное царство русалки где под голубым покровом реки таится неведанное богатство.
Девушка-русалка поет об это песнь луне, разбрасывая серебристую пену воды, словно бы, пытаясь доплеснуть ей до самого ночного светила.
Однако главная ценность подводного мира – это не золото и хрусталь, а витязь, который когда-то подался русалочьим чарам и теперь спит без надежды на пробуждение.
Спящий на дне богатырь символизирует победу магических чар над жизнью, но это победа не полная, так как русалка может обладать только телом витязя, но ей никогда не покорить его души, не дождаться ответных чувств.
Эх, тяжела доля русалки – добраться до красавца-витязя, заполучить в сети речной пучины его сильное тело, но иметь за это только холодные уста и вечно закрытые глаза…
«Русалка» М.Лермонтов
«Русалка» Михаил Лермонтов
Анализ стихотворения Лермонтова «Русалка»
В отличие от Пушкина, Михаил Лермонтов никогда не увлекался народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды и предания, сохранившиеся с незапамятных времен. Тем не менее, в его литературном наследии достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. Одним из них является существующий миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.
Сейчас читают
- Краткое содержание Заходер Серая звездочка Борис Заходер знал о жизни все, так как не раз смотрел смерти в глаза (дважды он добровольцем уходил на войну) и поэтому стихи и сказки у него добрые.
- Краткое содержание Кундера Невыносимая лёгкость бытия В произведении «Невыносимая лёгкость бытия», созданном современным французским писателем – прозаиком Миланом Кундерой, повествуется не только об отношениях между любовниками, но и о событиях, которые происходили в Праге в середине прошлого века
- Фицджеральд
- Краткое содержание Шолохов Они сражались за Родину «Они сражались за Родину» — это роман о доблести, мужестве, силе воли и подвиге каждого советского солдата. Полк, из которого в живых осталось 117 человек, отчаянно защищает переправу через Дон
- Краткое содержание Разные колеса Сутеева В теремке, построенном на лесной опушке, дружно жили Еж, Лягушка, Петух и маленькая Мушка. Друзья все делали сообща. Вместе работали и отдыхали. Однажды повстречалась им в лесу необычная телега
Анализ стихотворения «Русалка» Лермонтова
Ранее творчество поэта Михаила Лермонтова окрашено романтичными произведениями, в которые он вкладывал свой взгляд на Вселенную и свое отношение к окружающему миру. Любовная лирика руки поэта приобретала новые грани, он словно пытался переложить хрупкое чувство на бумагу. Вдохновленный подвигами мифических героев и эпическим сосуществованием двух миров, реального и волшебного, автор подарил миру «Русалку».
Автор и название литературного произведения
Лермонтов М.Ю., «Русалка»
Исторические факты и предпосылки создания
Произведение написано в 1832 году, относится к раннему периоду творчества. Автор находился под впечатлением от древнегреческих мифов и отечественного фольклора, так появилась идея показать миру свой взгляд на «их» мир.
Автор отрицал идею создания героического эпоса, его желанием было создание романтической истории, в которой душевная лирика юноши находила отклик.
Произведение имеет конкретного адресата, которым является бывшая возлюбленная поэта, Екатерина Сушкова. История пары довольно запутанная, однако автор с разбитым сердцем сравнивал даму с хладнокровной Русалкой, которой не дано познать настоящую взаимную любовь.
Тема, идея, основная мысль
Темой стихотворения стало описание неизведанного и манящего подводного царства и его обитателей, а также завораживающих пейзажей ночи над рекой.
Согласно мифологии на дне реки живут красавицы – русалки, незамужние девушки, чья жизнь оборвалась, но мечтающие о любви.
Лейтмотивом стихотворения же выступает обратная сторона этой загадочной жизни. При всей своей красоте и огромном непоколебимом желании обрести счастье с любимым мужчиной, старания Русалки оказываются тщетными. Живому человеку не дано жить на дне реки.
А потому явственно ощущается тяжелая печаль и тоска главной героини и том, что ее мечтам не суждено сбыться.
Средства художественного наполнения
Поэт использует литературную лексику, ритм мелодичный, будто нараспев, протяжный и текущий, словно воды в реке. Автор применяет мужскую рифму, то есть ударение в строке падает на последний слог, за счет этого ритм получается четким и задает темп с первых строк.
Композиция произведения
Ведущее эмоциональное ощущение – печаль, словно при всем многообразии подводного мира и небывалой красоте Русалки эту тоску невозможно игнорировать.
Тягучее чувство переживаний от несбыточных мечтаний.
Размер, рифма
Неполный четырехстопный амфибрахий, рифма смежная (а-а-б-б)
Поэтическая лексика
Лексика стихотворения далека от разговорной, само произведение изобилует тропами, придавая ему мистичный эмоционал.
Использованные эпитеты: «хрустальные…города», «ярких песков», «…шелковых кудрей».
Гиперболы в произведении: «…доплеснуть до луны…», «добыча ревнивой волны», выделяется олицетворение «шумя…крутясь…колебалась река», также используется метафора «…к лобзаньям…остается хладен…не шепчет»
Используемые стилистические фигуры
Поэт использует повторы «Спит витязь» и инверсии «рыбок гуляют …стада», а также прием умолчания, ведь автор не раскрывает дальнейшую судьбу героини, а только описывает ее размышления и душевные чаяния.
Поэтическая фонетика в произведении
Мелодичный ритм произведения сохраняется за счет применения аллитерации и ассонанса: рекой-тоской, мне-сне, песков-тростников, кудрей-ночей.
Образ лирического героя, авторское «Я»
Стихотворение написано от третьего лица, наблюдателя
Литературное направление
Романтизм, лирика
Жанр
Элегия
Стихотворение открывает перед читателями неизведанный мир, прекрасный и гармоничный, чарующий и таинственный. Главная героиня взывает Судьбу подарить ей взаимную любовь, она печалится, что ее чаяния о семейной жизни останутся без ответа.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Фазы месяца
Наверняка, каждый заметил, что месяц не светится все время одинаково; иногда его не видно совсем. Интенсивность лунного света сильно варьируется, в зависимости от фазы. Фазы Луны меняются благодаря тому, что она вращается вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца. Во время движения спутник освещается под разными углами.
В некоторые моменты только половина поверхности обращена к Солнцу, а вторая половина находится в тени. При полнолунии Земля становится посредине между своим спутником и Солнцем. При этом вся поверхность Луны освещена и видна с Земли. В новолуние нам ее практически не видно, так как она располагается между Солнцем и Землей, так что сторона, отражающая солнечные лучи, обращена от нас. В дни до и после новолуния мы увидим только сияющий серп.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Русалка»
15 февраля 2016
М.Ю.Лермонтов больше в своем творчестве выплескивал свои переживания.
Произведение «Русалка» отличается от других стихотворений поэта. Автор представил свою интерпретацию сказки о русалке. Этот стиль написание больше присущ А.С.Пушкину. Сюжет произведения основан на народном творчестве, русских сказках.
Поэт раскрывает характер главной героини стихотворения. Русалка предстает не просто как жестокое мифическое создание, девушка испытывает безграничную тоску, в связи с очередной загубленной жизнью. Ведь героиня так и не может выйти замуж. Она рассматривает спящего вечным сном богатыря, угадывает черты его характера, тоскует о его кончине.
В первой половине произведения повествование проходит от третьего лица. Автор описывает реку и русалку, которая хочет доплыть до луны. Поэт раскрывает безнадежные мечты царицы. Она мечтает о невозможном событии, о счастье, которое ей сможет подарить земной мужчина. Поэтому мужчин и заманивают под воду, желание быть счастливой любой ценой овладевает владычицами морских глубин.
Во второй части произведения излита исповедь русалки. Ее тоска и жалость к рыцарю безгранична. Она перекладывает всю вину на волны, которые погубили богатыря. Она уверена, что поцелуи еще могут вернуть к жизни утопленника.
Русалка представляется как одержимое создание, она не понимает чего стоит ее стремление к счастью. Она сожалеет лишь о том, что очередная жертва не приблизила ее мечту. Рассказ царицы глубин обращен к силам природы. Она хочет познать истинную человеческую любовь. Она обращается к Богу, но у нее нет души. Все ее просьбы остаются не услышанными.
Несмотря на фантастический сюжет стихотворения, поэт вложил в строки глубокий философский смысл. Прототипом русалки стала бывшая возлюбленная автора госпожа Сушкова. М.Ю.Лермонтов длительное время страдал от издевательств этой красавицы. Ее бездушие и стало основой характера главной героини произведения.
После писатель все же отомстил женщине. За короткий период он, будучи известным поэтом и богатым наследником, влюбил красавицу в себя. После публично отказался от нее, заверив, что никогда не свяжет с ней свою судьбу.
Популярные сегодня пересказы
- Лиханов Годы советского периода отличаются творческим подъемом многих представителей литературного направления. Среди них огромной популярностью пользуются труды Альберта Анатольевича Лиханова.
- История Пугачёва — краткое содержание произведения Пушкина В этом историческом произведении Пушкин, с его слов, собрал все сведения о Пугачеве, которые были обнародованы правительством. Также писатель использовал труды зарубежных писателей, в достоверности которых был уверен
- Бальзак Оноре де Бальзак — французский писатель XIX века, основоположник реалистического течения в литературе. В своих произведениях отразил настроение общества, современному ему. В то время мир был потрясен классификацией видов
- Краткое содержание повести Записки институтки Чарской Лидия Чарская в книге записки институтки рассказывает о жизни воспитанницы института благородных девиц. Героиня Люда Влассовская поступает туда после гибели отца героя
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ поэмы «Русалка» Пушкина
Драма Пушкина «Русалка» изначально не имела названия, и так ее окрестили позднейшие издатели. Пушкинисты полагают, что поэт не закончил свое произведение. Оно было написано в период с 1826 по 1832 годы.
Сюжет драмы – история о брошенной крестьянской девушке, дочери мельника, обольщенной местным князем. Простая жизненная трагедия подневольных женщин, бесправных по своей сути, не имеющих права любить никого, кроме выбранного супруга, и жестоко разочаровывающихся в жизни. Главная героиня – воплощение беззаветной, безрассудной любви и столь же безрассудного отчаяния и ревности. Не нужная своему возлюбленному, гонимая тоской и болью, она бросается в воду, где становится повелительницей русалок, и мстит обманувшему ее возлюбленному, заманивая его в реку.
Третьим героем является Князь – олицетворение продажной власти. Он подневольный (и в какой-то степени даже безвольный) человек, который вынужден жениться не по любви, а по расчетам. Причем расчеты эти даже не для своих людей, а чужих – иноземцев. Он служит чужим интересам и практически не претерпевает изменений по ходу драмы.
Мельник – расчетливый отец героини. Он подвержен предрассудкам и пережиткам прошлого, от которого никак не может избавиться. Он ищет выгоду и для себя, и отчасти для дочери. С появлением богатого любовника у дочери получает определенные вложения в свое дело, что тоже ему выгодно. Однако появление князя нарушает привычный ход его жизни, а смерть дочери и вовсе оставляет его полубезумным стариком.
Еще одной героиней является молодая княгиня – толь же подневольная. Она подчеркивает незначительную роль женщин – быть лишь курицей наседкой да рожать детей, пока мужчины делают вольно то, что им хочется.
Пушкин показывает два плана бытия – явь и навь. Явь – обычный мир, в котором на первом плане стоит Мельница (а в нем – Княжеский терем, патриархат, и место женщины в нем – отдельно, в Светлице). Навь – мир подводный, параллельно существующий, в некоторой степени даже астральный. В нем – Терем русалок на дне Днепра. Навь существует не отдельно он общего мира, не отдельно от природы, а является невидимой человеческому глазу стороной, существующей незаметно от яви.
анализ стихотворения м ю лермонотова «русалка» ю лермонотова «русалка»
Непростительно
Higher Mind (969003) 4 года назад
Читая и перечитывая хрестоматийную поэму Лермонтова «Русалка» (1832), периодически сталкиваешься с противоречиями. Начало этих стихов не предвещает противоречия: оно мирное и красивое. Его необычный ритм как бы повторяет движение волны — откат — откат:
Сирена плыла по голубой реке, освещенная полной луной; И он попытался плеснуть серебряную пену волны на Луну.
Уже в первом стихе задана одна из повторяющихся тем в творчестве Лермонтова: неразрешенное желание другого мира или стихии. Сирена, обитательница водоемов, пытается обрызгать ночную звезду пеной волны. Глагол «попробовал» без бесполезных конкретизаций говорит о тщетности попытки.
Неожиданно начинается второй стих поэмы: пейзаж с голубой рекой и русалкой, спокойно плывущей по ней в свете луны, сменяется новым изображением:
И шумя, и кружась, река сотрясала отражавшиеся в ней Облака….
Осмелюсь сказать, что этот новый пейзаж противоречит предыдущему. Во втором куплете река явно неспокойная, шумная, пороги и облака сменяют лунный свет. В лунном свете облака обычно не видны на небе, но здесь они отражаются в воде. День совсем другой. В поэтическом пейзаже Лермонтова, как мне кажется, приметы улавливаются не каким-то временным моментом, а неким ВРЕМЕНИ, в котором есть и спокойная бурная река, и луна, и облака.
В конце второго куплета возникает новый мотив, повторенный и в стихотворении Лермонтова: пение:
И запела сирена — и звук ее слов полетел над крутыми берегами.
В отношении поющей сирены нельзя не упомянуть ангела, поющего из одноименной поэмы Лермонтова («Анджело». 1831). Сирена пела про себя, но жители земли, жившие на берегах реки, слышали ее. Ангел пел для жителей небесных сфер, эту песню хоть и было тихо, но слушало все вокруг — и месяц, и звезды, и облака; но случилось так, что почувствовал ее и душу, которую ангел нес на землю, «для мира боли и слез». Звук ангельской песни запечатлелся в еще не воплощенной душе, как материнская колыбельная, которую слышал Лермонтов в детстве, и остался «безмолвным, но живым»
Обратите внимание, что и сирену, и ангела слышат те, кто не может получить доступ к содержанию песни, поскольку они принадлежат другому миру, другому элементу, но, как мы знаем из собственных стихов Лермонтова, эмоционально на другом уровне понимания, можно понять даже «темную речь». Они оба поют о своем мире, восхваляя его
Ангел поет более или менее похоже на него, ангелов, обитателей рая и его владыку: Бог.Сирена поет о водной стихии: косяках рыб, хрустальном городе внизу. Еще раз отмечу некоторые нестыковки: в песне сирены сказано, что в основном «звучит мерцание дня», в то время как сирена плавает по реке ночью. И снова можно сказать, что в стихах Лермонтова передается не момент, а некое ВРЕМЯ.
Также отмечу, что представленные ниже «хрустальные города» больше связаны с морями и океанами, чем с рекой. Видимо, речь идет не о конкретной реке, а о водной стихии.
Песня сирены занимает большую часть стихотворения: четыре из семи строф. Три строфы рассказывают о главной диковинке речного дна: о рыцаре, который стал «добычей волны ревности». Интересно, что о нем говорят: «рыцарь чужой». Возникает вопрос: какая сторона будет чуждой русалке? В более позднем стихотворении «Дары Терека» (1839) река Терек страстно рассказывает каспийскому старику, что «для развлечения» своих детей он «испортил собственный Дарьял». Дарьял, Дарьяльское ущелье, для «родственников» Терека, протекающее по этим местам. Он предлагает престарелому Каспийскому морю убитого кабардинца и «труп молодого казака» — и кабардинцы, и казаки (терки) жили по берегам Терека.