Карточка-задание № 2. Гумилёв-романтик
Информация для творческой группы
22 ноября 1909 года состоялась последняя в истории
русской литературы дуэль. Дуэлянты Николай
Гумилёв и Максимилиан Волошин сошлись
неподалёку от места дуэли Пушкина — на Чёрной
речке. Дуэль была из-за женщины, Елизаветы
Ивановны Дмитриевой, которая под псевдонимом
Черубина де Габриак писала стихи, потрясшие весь
литературный Петербург. Гумилёв промахнулся,
пистолет Волошина дал осечку — и вновь поэты
встретились только в 1921 году на пристани в
Феодосии, подали руки друг другу и расстались
примирёнными.
Как правило, в поэзии Гумилёва действуют
персоны неординарные: гордые короли,
заколдованные девы, бесстрашные рыцари. Это во
многом традиционный романтический набор тем и
героев, полный грёз и возвышенных чувств. Стихи
эти — ответ на потребность человека в
необычайном, нездешнем, уводящем от серой скуки
повседневности.
Сон
Вопросы по тексту
1. Назовите чувства, которые терзают
лирического героя этого стихотворения.
(Скорбь, безответная любовь, жалость,
ревность, гордость, одиночество.)
Маэстро
Вопросы по тексту
1. Каковы главные художественные приёмы
этого стихотворения и какова их роль?
(Олицетворения — “звуки мчались и
кричали”, “метались в гулкой зале”, “ласкали
плечи дамам”, “тихо падали к подножью”; сравнения
— “как виденья, как гиганты”. Благодаря этим
приёмам звуки музыки оживают, приобретают
динамизм, становятся тише или громче — словом,
живут самостоятельной жизнью, лаская и тревожа
слушателей.)
2. Сколько героев в этом стихотворении? Кто
они? Что вы можете о них сказать?
(Это “в красном фраке с галунами,
надушенный”, то есть праздничный и нарядный
маэстро, по воле которого совершается чудо —
звучит музыка, это сам автор, восхищённый
мастерством дирижёра и очарованный
божественными звуками, и наконец — сама ожившая
мелодия и её слушатели.)
Дон Жуан
Вопросы по тексту
1. Форма стихотворения — сонет (какой —
английский или итальянский?) Что она даёт автору?
(Неожиданный вывод в конце.)
2. Лирический герой этого стихотворения
пытается примерить на себя образ Дон Жуана
(повествование ведётся от первого лица), но в то
же время концовка стихотворения рисует грустный
итог жизни. Какова же мораль стихотворения?
Карточка-задание № 3. Гумилёв-воин
Информация для творческой группы
Когда началась Первая мировая война, Гумилёв
принял её с восторгом, она стала для поэта ещё
одной мужской игрушкой. “Патриотический угар”
охватил страну, а в характере Гумилёва всегда
было стремление идти навстречу опасности,
презрение к смерти, бесстрашие. Война была его
стихия — как полная риска и приключений Африка,
как схватки, в которых он любил командовать, как
возможность показать себя, отличиться в боях.
Спустя двадцать четыре дня после объявления
войны, 24 августа, несмотря на полученное
освобождение, он с трудом проходит медкомиссию,
прорываясь на фронт, записывается добровольцем в
лейб-гвардии уланский полк.
Служил Гумилёв прилежно, отличался храбростью.
По воспоминаниям современников, в дружбе был
верен, в бою — отважен, даже безрассудно храбр.
Награды Гумилёва — два Георгиевских креста 4-й и
3-й степеней, которые давались за исключительное
мужество.
Наступление
Вопросы по тексту
1. Что вы можете сказать о лирическом герое
этого стихотворения?
(Это мужественный воин, который находится в
самой гуще событий, несмотря на тяготы ратной
жизни, “залитые кровью недели” для него
“ослепительны и легки”, вместе со всеми он идёт
“по дымному следу отступающего врага” и
испытывает сладость грядущей победы, герой
уверен в своей неуязвимости, так как он не просто
воин, а поэт, “носитель мысли великой”, в груди
которого бьётся “золотое сердце России”.)
» «Она» Н. Гумилев
«Она» Николай Гумилев
Я знаю женщину: молчанье,Усталость горькая от слов,Живет в таинственном мерцаньиЕё расширенных зрачков.
Её душа открыта жадноЛишь медной музыке стиха,Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,Так странно плавен шаг её,Назвать нельзя её красивой,Но в ней всё счастие моё.
Когда я жажду своеволийИ смел, и горд — я к ней идуУчиться мудрой сладкой болиВ её истоме и бреду.
Она светла в часы томленийИ держит молнии в руке,И чётки сны её, как тениНа райском огненном песке.
Анализ стихотворения Гумилева «Она»
Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.
С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.
Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.
Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».
О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.
Анализ троп и композиции
Стих написан в жанре любовной лирики, имеет четыре авторских катрена (строфы) и перекрестную рифмовку (мелькают – мои – опадают – соловьи). Рифмы мужские и женские (ударение на предпоследний слог).
Композиция развивается в стихотворении линейно, а для передачи стихотворной идеи Гумилев использует художественные тропы:
- Эпитеты (отравленная кровь, белые облака, слепые дети).
- Олицетворение (приказавшая любовь).
- Метафора (слушать мертвых соловьев).
Произведение передает видение поэтом счастья, которое редко стучится в двери на земле, но мечта о нём позволяет находить силы для жизни.
Карточка-задание № 4. Гумилёв-поэт
Информация для творческой группы
Огромное влияние на литературные вкусы и
симпатии Гумилёва оказал
Иннокентий Анненский — известный поэт,
директор гимназии в Царском Селе, где учился
будущий поэт, переводчик, драматург, прозаик,
критик.
Гумилёв был убеждён в том, что стихи может
писать каждый грамотный человек, овладевший
техникой, ремеслом, поэтому и появляется такое
непривычное название — «Цех поэтов» (1911).
Разделив участников на “мастеров” и
“подмастерьев”, Гумилёв вменял в обязанность
“подмастерьям” беспрекословное повиновение,
работу над “вещью” по указанию “мастера” и
запрет на публикацию без разрешения “мастера”.
Выдержать подобное мог далеко не каждый, и
поэтому многие “подмастерья” в скором будущем
покинут свой «Цех». Создавая «Цех поэтов», а за
ним и акмеизм, Гумилёв не отрицал достижений
символизма, наоборот — призывал взять у него
лучшее.
Если исходить из того, что акме — расцвет,
вершина, то «Чужое небо» действительно являет
собой лучшую из вышедших до 1912 года книг
Гумилёва.
Весь путь Гумилёва — от начала до конца — был
путём освоения и изучения (теоретического и
практического). Это способствовало тому, что
Гумилёв оказался проницательным, точным
критиком поэзии. А в окружавшей его литературной
среде он приобрёл звание мастера.
Мои читатели
Вопросы по тексту
1. На сколько частей вы могли бы поделить это
стихотворение?
2. Что является предметом гордости
Гумилёва-поэта?
3. Какой человек мог написать это
стихотворение? Чему в нём он учит своих
читателей? Найдите и зачитайте ключевые строки.
Стихи для самостоятельного чтения и анализа:
«Творчество», «Волшебная скрипка», «Слово»,
«Памяти Анненского».
Анализ стихотворения Н.С. Гумилева «На полярных морях и на южных»
Николай Степанович Гумилёв поэт «серебряного века». Он основал новое течение в русской поэзии – акмеизм. Еще мальчиком Гумилёв заинтересовался географией и мечтал о далеких путешествиях, рассматривая карты и слушая рассказы своего отца – корабельного врача. Он зачитывался приключенческими книгами о далеких странах и отважных путешественниках, играл с друзьями в индейцев и ковбоев, пиратов и капитанов. Так возникли образы, которые легли в основу стихотворения «На полярных морях и на южных». Это прославление идеальных мужественных людей, которые покинули свой родной порт, чтобы «иглой на разорванной карте» отмечать свой «дерзостный путь».
Есть две версии написания стихотворения «На полярных морях и на южных». Если верить А.Н.Толстому, то свое стихотворение он написал в июне 1909 году, не выходя из комнаты, а по другим воспоминаниям, во время пребывания в гостях у Волошина в Коктебеле. По последней версии, Николаю Гумилеву помогала поэтесса Елизавета Дмитриева, к которой он питал особую симпатию. Стихотворение должно было стать частью поэмы о мореплавателях, но осталось недописанным.
Стихотворение состоит из 20 строк, пяти строф, написано трёхстопным анапестом. Каждая строфа это четверостишье с АВАВ — перекрестной рифмой. По своему ритму и характеру, стихотворение напоминает военный марш, гимн мужеству и бесстрашию капитанов, которые бросают вызов стихиям, тем «для кого не страшны ураганы, кто изведал мальстремы и мель». Это «открыватели новых земель», которые смотрят в глаза опасностям и рискуют своей жизнью «…бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет…». Стихотворение это мечта романтического юноши о морских путешествиях, о приключениях и славе, которой окружены эти отважные люди – капитаны кораблей.
Особую романтичность и даже сказочность в стихотворении Гумилёва придают такие эпитеты как: жемчужные скалы, быстрокрылые корабли, дерзостный путь, трепещущий мостик. А так же метафоры: изгибы зелёных зыбей, солью моря пропитана грудь, сыпется золото кружев.
В стихотворении очень заметен акмеистический стиль, тут нет никакой мистики и недосказанности, а наоборот очень четкие и яркие образы и картины, которые пытается показать нам Гумилёв. Это и описание моря (базальтовые и жемчужные скалы, зеленые изгибы зыбей), и романтическое, описание самого капитана (солью моря пропитана грудь, трость, высокие ботфорты, пистолет за поясом, кружева, розоватые брабанские манжеты).
Стихотворные строки несутся вперед как морские волны, перекатываясь и играя на солнце разноцветными бликами, они передают красочность тех чувств и событий, которые испытывает капитан быстрокрылого корабля, а мы, перечитывая стихотворение Николая Гумилёва, можем закрыть глаза и помечтать о далёких странах и незабываемых и опасных морских приключениях.
История произведения
Стихотворение «Заблудившийся трамвай», история создания которого связана с революционными переменами в царской России, было написано в 1919 году. О том, почему у поэта появилась идея написать произведение, он поделился с ученицей, поэтессой и прозаиком Ириной Одоевцевой. Однажды, возвращаясь вечером после гулянки домой, он остановился на питерском мосту. Здесь его нетрезвый взгляд приковал трамвай, который приближался на большой скорости.
В какой-то момент Николаю пригрезилось, что он видит будущее. Первые строки нового стихотворения возникли в его голове сами собой, как и продолжение. Поэт был очень этим удивлен и вдохновлен своим творческим порывом. В финальной редакции он изменил только имя девушки, к которой обращался (с Катеньки на Машеньку).
Анализ по пунктам
Перед анализом следует изучить текст произведения. В нем описывается ситуация, когда поэт в образе лирического героя проносится сквозь время от светлого прошлого к темному, неизвестному будущему в охваченной революцией стране. Анализ стихотворения «Заблудший трамвай» Гумилева позволяет разделить произведение на такие основные части:
- Рассказ, как герой очутился на подложке трамвая. Герой идет по улице, и тут, словно из другого мира перед ним предстает трамвай без вагоновожатого. Его появление сопровождается светом стуком, что одновременно восхищает и настораживает. Автор отправляет своего героя на подложку, и трамвай несется вперед, не оставляя времени для сомнений и раздумий.
- Описание путешествия. Словно призрак, транспортное средство проносится по загробному миру, в котором герою вспомнилась прежняя жизнь. Он ностальгирует по местам, где был счастлив. «Через Неву, Нил и Сену» — места, где длительно жил и бывал поэт во время путешествий. Индия Духа — отсылка к поэтическому течению акмеистов.
- Рассказ о Машеньке и мертвых головах. Трамвай сбился с пути, но несется по кем-то заранее предначертанной дороге. И вот уже он на Зеленной, где вместо капусты и брюквы торгуют мертвыми головами. Поэт переживает и свою смерть от палача в красной рубашке, а затем оказывается в переулке, где «жила и пела» Машенька. Девушка была возлюбленной поэта, но умерла в молодые годы. Обращаясь к ней, он вспоминает былое, и снова в его душе возникает гибельное предчувствие: «…отслужу молебен о здоровье Машеньки, и панихиду по мне».
Проезжая в трамвае мимо улиц и домов, герой мысленно прощается с прошлыми понимает, что оно уже не будет таким светлым и безмятежным, как прежде. Он отказывается в это верить, и теряется в бездне времени.
Гумилев был убежден, что умрет в 53 года
Владимир Казимирович Шилейко, востоковед, поэт, переводчик и второй муж Анны Андреевны Ахматовой, вспоминал:
«Николай Степанович почему-то думал, что он умрет в 53 года. Я возражал, говоря, что поэты рано умирают или уж глубокими стариками (Тютчев, Вяземский). И тогда Николай Степанович любил развивать мысль, “что смерть нужно заработать и что природа скупа и из человека выжмет все соки и, выжав, — выбросит”, и Николай Степанович этих соков чувствовал в себе на 53 года. Он особенно любил об этом говорить во время войны. “Меня не убьют, я еще нужен”. Очень часто к этому возвращался. Очень характерная его фраза: “На земле я никакого страха не боюсь, от всякого ужаса можно уйти в смерть, а вот по смерти очень испугаться страшно”.
Кто-то из очень солидных людей (…) хотел от него узнать по-толстовски, зачем писать стихи, когда яснее и короче можно сказать прозой. И тогда Николай Степанович, сердясь, говорил, что ни короче, ни яснее, чем в стихах, не скажешь. Это самая короткая и самая запоминающаяся форма — стихи».
Отсылки к Библии
Для того чтобы продемонстрировать былую власть слова над миром, Гумилёв пишет, что оно было способно остановить солнце и разрушить города. Эти образы не случайны.
Когда и где в библейском тексте было остановлено солнце?
Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего.
Где в Библии «словом разрушали города»?
Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19).
Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса.
Страшный суд, Виктор Васнецов (фрагмент). 1904.
Что такое «огненный столп»?
Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии.
В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22).
Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела , сходившего с неба , и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1).
Переход евреев по дну Красного моря. Картина Даниэля Герхарца
«В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв?
«И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».
Что такое «умное число»?
В «Слове» Гумилёва показано противопоставление слова и числа. В этом отрывке замена слов числом знаменует несчастливое событие: все те «оттенки смысла», которые передает «умное число», оказываются теперь более важными, чем созидательная сила слова. Та живая сила, божественный звук, однажды потрясший стены города, сменяется немым, недвижимым числом.
Образ седого патриарха, который молча чертит на песке число, восходит к образу Пифагора или, как отмечают некоторые исследователи, пророка Моисея, жизнь которого описана в ветхозаветной Книге Чисел.
Моисей.
Чем же пахнет слово?
Образ мертвых, дурно пахнущих слов указывает на мифологические представления, согласно которым благоухание является знаком блаженства, а дурной запах — знаком смерти, зла.
Он сопоставляет былое Божественное слово с обыкновенными словами, которые оказываются «мертвыми».
Непонятные слова
Оный (устар.) — тот, тот самый;
Осиянный (устар. высок.) — озаренный, освещенный;
Подъяремный (устар.) — находящийся в порабощении у кого-то, под ярмом. У самого же слова «ярмо» два значения: 1) деревянный хомут для рогатого скота; 2) бремя, тяжесть.
Патриарх — изначально это слово означало главу рода, большой семьи. Именно в этом смысле оно и употреблено в стихотворении.
Занегина Ася
Все короткие стихи Николая Гумилева списком
- Короткие стихи Николая Гумилева — Две розы
- Короткие стихи Николая Гумилева — Еще не раз Вы вспомните меня…
- Короткие стихи Николая Гумилева — Луна на море
- Короткие стихи Николая Гумилева — Нежно-небывалая отрада…
- Короткие стихи Николая Гумилева — Нет, ничего не изменилось…
- Короткие стихи Николая Гумилева — Однообразные мелькают…
- Короткие стихи Николая Гумилева — Они спустились до реки…
- Короткие стихи Николая Гумилева — Перчатка
- Короткие стихи Николая Гумилева — После стольких лет
- Короткие стихи Николая Гумилева — Посылка
- Короткие стихи Николая Гумилева — Телефон
- Короткие стихи Николая Гумилева — Ты говорил слова пустые…
- Короткие стихи Николая Гумилева — Хокку
- Короткие стихи Николая Гумилева — Это было не раз
- Короткие стихи Николая Гумилева — Я больше её не люблю
Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»
Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро.
Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение «Шестое чувство», написанное в 1920 году – менее, чем за год до собственной смерти. В это произведении нет каких-либо мистических пророчеств, которые впоследствии бы пришлось расшифровывать литературоведам. Автор лишь пытается понять, что собой представляет это пресловутое шестое чувство, и на чем именно оно основано.
С присущим ему фундаментализмом Николай Гумилев рассматривает различные аспекты жизни человека, подчеркивая, что каждый из нас стремиться, в первую очередь, к материальным благам. «Добрый хлеб», женщины и вино – вот тот минимум, которым вполне может довольствоваться любой мужчина, который прекрасно знает, как распорядиться этими бесценными дарами жизни. Гораздо сложнее обстоят дела с духовными ценностями, которые невозможно «ни съесть, ни выпить, не поцеловать». В самом деле, что делать с розовой утренней зарей и бессмертными стихами, которые неосязаемы, но наполняют душу трепетным волнением? Ответа на этот вопрос нет и у Николая Гумилева. Однако поэт убежден, что именно умение наслаждаться прекрасным влияет на развитие не только пяти основных чувств человека, но и наделяет его даром предвидения .
Его автор сравнивает с крыльями ангела, считая, что шестое чувство имеет божественное происхождение. И чем чище человек духовно, тем проще ему увидеть то, что скрыто от нас самой судьбой. Однако при этом Николай Гумилев не отрицает, что подобным даром могут обладать и люди, лишенные высоких моральных качеств. И «появившиеся крылья» на плечах «скользкой твари» вызывают у нее ощущение полного бессилия, а также боль и страдания, ведь теперь придется принести миру огромную жертву – отказаться от душевной грязи, стать лучше и чище.
Процесс обретения шестого чувства, по мнению Николая Гумилева, является весьма длительным и болезненным. Прибегнув к весьма красочной метафоре, поэт сравнивает его появление с операцией, благодаря чему «под скальпелем природы и искусства» человек со временем обретает возможность предвидеть будущее. Однако знания эти весьма обременительны, потому что под их тяжестью «кричит наш дух, изнемогает плоть». Автор не считает нужным объяснять в данном произведении, почему именно судьба того, кого в наши дни называют ясновидящим, является столь незавидной . Но, по воспоминаниям очевидцев, дар этот очень сильно угнетал Николая Гумилева, который предвидел очень многие события собственной жизни, однако не мог их изменить. В частности, доподлинно известно, что его любовь к поэтессе Анне Ахматовой, которую он считал порождением темных сил, а свою супругу именовал не иначе, как колдуньей, заставила поэта совершить три попытки самоубийства. Таким образом Николай Гумилев пытался разорвать порочный круг, понимая, что не сможет существовать без избранницы, и при этом доподлинно зная, что, согласившись выйти за него замуж, Ахматова превратит его жизнь в сплошной кошмар. Именно поэтому поэт подсознательно искал смерти и был готов ее принять, зная, что век его короток. И именно шестое чувство подсказало Гумилеву, что он не умрет в собственной постели
в обществе нотариуса, как благопристойный гражданин, а будет расстрелян (во имя или вопреки?) собственной любви менее, чем через год после создания этого стихотворения.
Анализ стихотворения Гумилёва
Анастасия Ремизова Ученик (58) 6 лет назад
Лирическии герои знает «веселые сказки таинственных стран про черную деву, про страсть молодого вождя», но они вызывают у собеседницы лишь слезы, так как «слишком долго» жила она в реальном мире, слишком мало фантазировала, воображала и поэтому не в состоянии поверить в «веселые сказки таинственных стран».
Каково настроение стихотворения?
(оно грустное, почти тревожное)
Кто ведет повествование?
Каким вы представляете его себе?
Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!
Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера. Критика считала, что в “Пути конквистадоров” много поэтических штампов. Однако за самыми разными влияниями — западных эстетов и русских символистов — различим собственный авторский голос. Уже в этой первой книге появляется постоянный лирический герой Гумилёва — завоеватель, странник, мудрец, солдат, который доверчиво и радостно познаёт мир. Этот герой противостоит и современности с её будничностью, и герою декадентских стихов.
Эту книжку радостно встретил Иннокентий Анненский (“…мой закат холодно дымный / С отрадой смотрит на зарю”). Брюсов, чьё влияние на начинающего поэта было несомненно, хотя и отметил в своей рецензии “перепевы и подражания, далеко не всегда удачные”, написал автору ободряющее письмо.
Мелодия стихотворения сродни спокойствию и грациозности жирафа. Звуки неестественно протяжны, мелодичны, дополняют сказочное описание, придают повествованию оттенок волшебства. В ритмическом плане Гумилёв использует пятистопный амфибрахий, рифмуя строки при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге). Это в сочетании со звонкими согласными позволяет автору более красочно описать изысканный мир африканской сказки.
Гумилёв, чтобы передать настроение своего стихотворения использует выразительные средства: красочные эпитеты («чудесного», «мраморный», «тропический», «стройные»), сравнения («вдали он подобен цветным парусам корабля//И бег его плавен, как радостный птичий полёт»), метафоры («вдыхала тяжёлый туман», » и шкуру его украшает волшебный узор»). Также автор использует кольцевую композицию – он начинает и заканчивает стихотворение одними и теми же словами:
Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, — чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны.
В 1906 году он совершил первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное, — в Париж, где учился в Сорбонне, затем – Италия, древние, гор- дые города-государства. Потом последовали Греция, Швеция, Норвегия и, нако- нец, его любимая Африка.
Лексика стихотворения (нормативное и окказиональное словоупотребление;. В своем стихотворении автор использует прием антитезы, но не конкретный, а подразумеваемый. Человек, глаз которого привык к русскому пейзажу, рисует так зримо картину экзотической страны. Рассказ идет об «изысканном жирафе». Жираф является воплощением прекрасной реальности. Гумилев использует яркие эпитеты, чтобы подчеркнуть необычность африканского пейзажа: изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, мраморный грот, таинственные страны, немыслимые травы. Также используется сравнение: «Вдали о
сам по смыслу распредели
Никита Осолодкин
Знаток (475) 6 лет назад
История создания произведения, жанр, композиция
Творчество Н. Гумилева порой сложно для восприятия из-за необычных метафор. Стихотворение «Заблудившийся трамвай» является свидетельством этого. В этом произведении Гумилев описывает свое отношение к России во время Октябрьской революции и после нее.
История создания этого стихотворения связана с общественной ситуацией, сложившейся в России в начале 20 века. Отношение Гумилева к Октябрьской революции было негативным, так как он был уверен, что невозможно построить новую страну на лжи. Гумилев открыто говорил, что Россия оказалась в руках настоящих варваров, которым совершенно не жалко того, что создавалась веками. После революции в стране вспыхнула гражданская война. Естественно, она тоже не была поэту по душе. Все эти мятежные события вызывали у поэта неприятные ассоциации. Они нашли воплощение в стихотворении «Заблудившийся трамвай». Стихотворение было написано в 1919 году. В 1921 году «Заблудившийся трамвай» был опубликован в сборнике «Огненные столпы».
Статья: Анализ стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
И. Одоевцева вспоминала о том, как появилась задумка этих необычных стихов. Гумилев ей рассказывал, как однажды возвращался поздней ночью после веселой гулянки домой. И вдруг он увидел трамвай, летевший по небу. Это видение перенесло мысли поэта в прошлое, затем показало будущее. В голове сами собой стали появляться строки стихотворения. Произведение было написано за 40 минут. Гумилев не скрывал, что был искренне удивлен результатам этого необычного творческого процесса.
Замечание 1
В первой версии стихотворения Н. Гумилев использовал имя Катенька, однако позже заменил имя на Машеньку.
«Заблудившийся трамвай» написан в жанре элегии. В этом произведении представлены грустные размышления поэта о своей эпохе. Стихотворение написано разностопным дольником. Поэт использует перекрестную рифмовку АВАВ.
Стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей:
- Рассказ о том, как лирический герой оказался на подножке трамвая;
- Рассказ о странном путешествии;
- Рассказ о Машеньке и мертвых головах.
Произведение формально состоит из 15 катренов.
Тема стихотворения
Гумилев в своем стихотворении развивает тему революции и жизни после нее. исторический события он завуалировал с помощью метафор, поэтому искать смысл стихотворения нужно между строк.
Стихотворение «Заблудившийся трамвай» написано от первого лица, проблема произведения раскрывается с точки зрения лирического героя. он рассказывает о своих приключения, при этом используя символические и аллегорические образы. Герой сначала вспоминает о том, как увидел летящий трамвай. Образ трамвая в этом произведении является символическим. Традиционно в литературе под ним подразумевается история. Гумилев в подробностях описывает звуки, которые слышны в этот момент: карканье ворон, звоны и громы лютни. Это сочетание не удивляет, так как является символом хаоса, царившего в стране в начале 20 столетия.
Лирический герой произведения очень удивлен тому, как оказался на подножке трамвая. Затем удивление сменяется страхом. Лирический герой умоляет вагоновожатого остановиться, однако остановить это стремительное движение не удается. Железный зверь подвозит пассажиров к странному вокзалу, в котором торгуют мертвыми головами. Этот эпизод – намек на участие тех, кто пытался сопротивляться, плыть против течения. Намек на таких, как он. И лирическому герою тоже отрезают голову.
Затем лирический герой замечает дом, в котором жила его невеста Машенька. Но теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что Машенька умерла, и в ее смерти он винит себя. Он вспоминает, что слышал стоны, но не бросился в ту же минуту на помощь, а отправился «представляться Императрице».
По мнению исследователей, под образом Машеньки поэт подразумевает Россию.
В последних строфах произведения Н. Гумилев выражает довольно смелую мысль о том, что истинная свобода наступает лишь после смерти, когда человека оказывается на небесах. Стихотворение завершается признанием лирического героя в любви, адресованным Машеньке.
Проблема, которую Гумилев раскрывает в своем стихотворении, была весьма распространенной в литературе начала 20 века. Но «Заблудившийся трамвай» на фоне других выделяется своей оригинальностью.
Слоненок
Моя любовь к тебе сейчас — слоненок,
Родившийся в Берлине иль Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных —
Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахара или конфету.
Не плачь, о нежная, что в тесной клетке
Он сделается посмеяньем черни,
Чтоб в нос ему пускали дым сигары
Приказчики под хохот мидинеток.
Не думай, милая, что день настанет,
Когда, взбесившись, разорвет он цепи
И побежит по улицам, и будет,
Как автобус, давить людей вопящих.
Нет, пусть тебе приснится он под утро
В парче и меди, в страусовых перьях,
Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала.
*****