Анализ стихотворения пушкина не спрашивай

Композиция

Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.

Сначала он печален, страдает, и все вокруг кажется безнадежным. Ткань стихотворения пропитана отчаяньем, тоской. Все это мы видим в первых четырех стихах «Желания».

Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.

Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!

Адресаты любовной лирики поэта

У Александра Сергеевича было много любовных увлечений, сердце поэта было трепетным и чувствительным, оно легко поддавалось женскому очарованию и красоте. Встречи с известными красавицами рождали красивые лирические строки.

Каждая женщина, к которой Пушкин обращался в своих поэтических произведениях, оставила свой след в литературном мире всеми любимого автора. А таких женщин, подаривших вдохновение писателю, было около ста.

Одной из известных персон, к которым поэт был неравнодушен, была 20-летняя Екатерина Бакунина. Она была первой девушкой, которая пленила воображение поэта. 16-летний Пушкин стал посвящать любовные стихотворения фрейлине императрицы. Стройную и изящную царицу балов сложно было не заметить. Многие были в восторге от одного взгляда прелестных темных глаз.

Юный лицеист мог доверять свои мысли только дневнику, написав 22 стихотворения, посвященные возлюбленной. Он был рад встрече на мгновение, и ждать этого момента весь день.

Пыл юношеской любви вспоминается и в более поздних стихах, а после окончания лицея Александр пишет трогательные прощальные строки своей любви о том, что она прошла. Автор будет вспоминать о ней со слезами тоски и нежностью.

После переезда в Петербург поэт увлекся театром и красавицами, которые там пели и танцевали. Следующим романтическим образом в сердце А.С. Пушкина стала Авдотья Истомина, выступающая в балете.

Он писал о ее блистательности, воздушности и музыкальности, о красоте и легкости ее танца. Он написал гимн этой известной балерине, который быстро распространился среди любителей театра.

Следующей страницей в личной жизни писателя стала княгиня Голицына. Имя Евдокии Ивановны, которую называли принцессой, поэт тоже обессмертил в своих стихах. Строки, посвященные ей, были приложены к оде «Вольность».

В ссылке 1823 года, будучи в Одессе, А.С. Пушкин обращается в стихотворных строках к жене видного коммерсанта. Амалия Ризнич отличалась необыкновенными глазами, длинной косой, искренностью и эксцентричным, ярким внешним видом.

Ее выделяли особые манеры, любовь к безудержному веселью и развлечениям, экстраординарные выходки – так, она могла нарядиться в костюм для верховой езды и гулять в нем везде.

Амалия отвечала поэту взаимностью, но муж узнал об этом и решил отправить супругу в Италию. На память об их чувстве осталось стихотворение «Ночь». Через год любимая Пушкиным женщина скончалась от чахотки. В память о ней Александр написал еще одно произведение – “Для берегов отчизны дальней…”.

В Одессе внимание Александра Сергеевича привлекла жена графа Воронцова. Она была очень изящна, приветлива, очаровательная. Вигель, часто бывавший в доме Воронцовых ‚писал, что перед ее женственностью не устоял и Пушкин, многим она нравилась

Именно Елизавета подарила поэту талисман – золотой перстень с сердоликом. Этому перстню писатель посвятил строки стихотворения «Талисман»

Вигель, часто бывавший в доме Воронцовых ‚писал, что перед ее женственностью не устоял и Пушкин, многим она нравилась. Именно Елизавета подарила поэту талисман – золотой перстень с сердоликом. Этому перстню писатель посвятил строки стихотворения «Талисман».

Много красавиц повстречал знаменитый поэт, среди них есть и Софья Потоцкая младшая, которой исследователи его творчества и биографии определяют важную роль. Он мечтал жениться на дочери великой авантюристки. Однако не сложилось, мать желала красавице лучшей судьбы, запретив влюбленному Пушкину видеться с ней.

Образы и символы

Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:

  1. «Смутное похмелье» выражает состояние тупика, в котором пребывает лирический герой. Он находится в неком переходном состоянии — переосмыслении смысла жизни.
  2. Вино символизирует печаль героя. Она пьянит и заволакивает сознание туманом.
  3. Образ моря — неизвестность, страх перед будущим.
  4. Образ лирического героя весьма интересен и динамичен: сначала он вспоминает о бурной, но безотрадной юности, сожалеет и грустит о прошлом, но и в будущем не видит отрады. Это меланхолик, обуреваемый приступом хандры. Но затем он преображается и принимает свой крест. Не зря он хочет «мыслить и страдать», ведь одно неразрывно связано с другим. Герой, видимо, не раз испытывал горе от ума, но теперь он надеется познать не только муки пророка, но и наслаждение от любви. Заканчивается стихотворение почти оптимистично.

Приговор

31 декабря 1828 г.

А вот и точка. Есть резолюция Николая I на докладной записке: «Мне это дело подробно известно и совершенно кончено. 31 декабря 1828 г.».18

Так кто же автор? Все, абсолютно все уверены, и до сих пор уверены, что в письме императору Пушкин все-таки признался в авторстве, и есть косвенные тому свидетельства, и первое из них — не было в России поэта, который мог бы так по-пушкински, со всеми признаками его пера, сочинить «Гавриилиаду». Все равно, что найти по отпечаткам пальцев. Масса косвенных указаний в других текстах и письмах Пушкина.19

А вот еще одно свидетельство: «Гавриилиада» Пушкина. Отпирательство. Признание. Обращение с ним государя». Это запись, продиктованная Голицыным, членом Комиссии.20

«Сам Пушкин позднее, как говорят, не терпел даже упоминания в своем присутствии об этой поэме».21 И истреблял ее списки.22

Но рукописи, тем более, божественные, не горят.

И остаются свидетельством того, как мы, увы, взрослеем. Как становимся консервативнее и осмотрительнее, как начинаем строить опасливые отношения с государством, утрачивая юношескую бесшабашность. И как же ее жалко! Этой бездумности, этого поношения всех и вся, этой полной уверенности, что именно с нас все начинается заново!

И каким странным может стать государство, когда нет свободы слова, свободы совести, но есть уверенность государя в том, что ему лично — во всем огромном государстве, на миллионы подданных — нужно заниматься поэмой, в которой просто кипит кровь и которой можно улыбнуться, или просто пожать плечами: ну надо же, до чего дошли!

«Гавриилиада» есть теперь в любом собрании Пушкина, она — классика русской словесности. Какие же устои веры этим подорваны? Никакие. Что это меняет для тех, кто нашел себя в вере, глубокой, прочной, только для них предназначенной? Ничего.

Мария и ее младенец для всех священны. Были, есть и будут.

План «Гавриилиады» в рукописи А.С. Пушкина. 1821 год.

Средства художественной выразительности

Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».

Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.

Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».

Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя. Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:. Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:

Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:

Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви…

«К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)» А.Пушкин

«К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)» Александр Пушкин

Не спрашивай, зачем унылой думой Среди забав я часто омрачен, Зачем на все подъемлю взор угрюмый, Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой

Я разлюбил веселую любовь И никого не называю милой — Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья. На краткий миг блаженство нам дано: От юности, от нег и сладострастья Останется уныние одно…

Анализ стихотворения Пушкина «К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)»

В 1816 году из Европы в Россию вернулась княгиня Авдотья Ивановна Голицына. Ее салон пользовался необыкновенной популярностью в Санкт-Петербурге. Хозяйка отличалась красотой и эксцентричным поведением. Гостей она всегда собирала не раньше десяти часов вечера, за что получила прозвище «княгини полуночи». Странность эта появилась у Голицыной после предсказания известной гадалки Ленорман. Согласно ее словам, Авдотье Ивановне суждено было умереть ночью. В салон княгини приезжали многие знаменитости того времени. Среди них – Карамзин, Батюшков, Жуковский. Они вели непринужденные беседы на различные темы. Хозяйка принимала именитых гостей в одеяниях, похожих на древнеримские. В период с 1817 по 1820 год Голицыну часто навещал Пушкин. По свидетельству Карамзина, Александр Сергеевич был пылко влюблен в Авдотью Ивановну. Ей он посвятил несколько стихотворений. В частности, речь идет об элегии «К ***», датированной 1817-м.

Лирический герой анализируемого произведения рассуждает о недолговечности счастья в человеческой жизни. Его слова проникнуты глубоким разочарованием. Кажется, ничто не способно принести ему радость. Даже любовь не может выступить в качестве панацеи. Герой утверждает, что больше никого не назовет милой. Вероятно, он пребывает в состоянии сильнейшей депрессии. Стихотворение проникнуто безысходностью. В финале читателей ждет совсем безрадостный вывод: …От юности, от нег и сладострастья Останется уныние одно… К элегии Пушкин обратился в 1816 году, следуя за Жуковским. Александр Сергеевич разрабатывал темы, характерные для жанра, — неразделенной любви, уходящей молодости, постепенного угасания души. В рассматриваемом тексте присутствуют вариации этих мотивов. Любовь оказывается невозможной, юность прошла, оставив после себя лишь уныние, душа практически мертва, так как потеряна способность радоваться жизни.

Элегия «К ***» еще при жизни Пушкина превратилась в романс. Впоследствии к ней не раз обращались композиторы – Даргомыжский, Шусер, Гречанинов, Калинников. Одна из наиболее популярных сегодня версий принадлежит Исааку Иосифовичу Шварцу, автору музыки ко многим известным фильмам. В их числе – «Звезда пленительного счастья» и «Белое солнце пустыни». Его романс «Не спрашивай, зачем унылой думой…» впервые также прозвучал в кино. Это была картина «Станционный смотритель», вышедшая на экраны в 1972 году.

Не спрашивай, зачем унылой думой Среди забав я часто омрачен, Зачем на все подъемлю взор угрюмый, Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой Я разлюбил веселую любовь И никого не называю милой — Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья. На краткий миг блаженство нам дано: От юности, от нег и сладострастья Останется уныние одно.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.

Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.

Покупка такого прибора как аудиометры — что нужно знать? Читайте у нас.

Аллегория и главная мысль стихотворения

Рассказывая об анчаре, Пушкин в поэтической форме напоминает властителям об ответственности за жизнь людей, которые доверяются им

И не важно, в какой форме эта власть выражена: российский это император или турецкий султан, помещик в имении или командир в воинской части. Если ты стоишь у власти, ты несешь ответственность за свои действия, за свои поступки, и не имеешь права потворствовать своим желаниям, страстям

О своей ответственности власть имущие вспоминают только тогда, когда нужна народная поддержка, когда они выступают перед народом, или когда люди, устав ото лжи и бездействия властей, возмущаются безответственностью властителей.

Неслучайно царская цензура напряглась, читая стихотворение «Анчар». В нем также в аллегорической форме показана тлетворность самодержавного всевластия. Человек не может быть безупречным. Он имеет право на ошибки. Даже царь. Поэтому власть не должна сосредотачиваться в одних руках. Этим стихотворением Пушкин напоминает о том, что человек не должен, не имеет права быть покорным рабом. Рабская психология, засевшая глубоко в подсознании крестьянства, делает их игрушками в руках своих господ.

Бенкендорф потребовал от Пушкина изменить в последней строфе слово «царь» на слово «князь». Поэт пошел на эту уступку, чтобы не ссориться с царем, прекрасно понимая, что умный читатель и без того поймет суть основной мысли, выраженной в стихотворении. Поэтому в разных изданиях встречаются разночтения.

Описание

Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.

Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.

Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.

Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.

Александр Пушкин — Не спрашивай, зачем унылой думой

Ne sprashivay, zachem unyloy dumoySredi zabav ya chasto omrachen,Zachem na vse podyemlyu vzor ugryumy,Zachem ne mil mne sladkoy zhizni son;

Ne sprashivay, zachem dushoy ostyloyYa razlyubil veseluyu lyubovI nikogo ne nazyvayu miloy —Kto raz lyubil, uzh ne polyubit vnov;

Kto schastye znal, uzh ne uznayet schastya.Na kratky mig blazhenstvo nam dano:Ot yunosti, ot neg i sladostrastyaOstanetsya unyniye odno.

Yt cghfibdfq, pfxtv eyskjq levjqChtlb pf,fd z xfcnj jvhfxty,Pfxtv yf dct gjl]tvk/ dpjh euh/vsq,Pfxtv yt vbk vyt ckflrjq ;bpyb cjy;

Yt cghfibdfq, pfxtv leijq jcnskjqZ hfpk/,bk dtctke/ k/,jdmB ybrjuj yt yfpsdf/ vbkjq —Rnj hfp k/,bk, e; yt gjk/,bn dyjdm;

Rnj cxfcnmt pyfk, e; yt epyftn cxfcnmz/Yf rhfnrbq vbu ,kf;tycndj yfv lfyj:Jn /yjcnb, jn ytu b ckfljcnhfcnmzJcnfytncz eysybt jlyj///

Анализ стихотворения Пушкина «Желание»

Екатерина Павловна Бакунина (1795-1869) приходилась сестрой однокласснику Пушкина по Царскосельскому лицею. Вместе с матерью она часто навещала брата. Девушка подолгу жила в Царском селе, нередко блистала на лицейских балах. Согласно воспоминаниям современников, у нее было прелестное лицо и дивный стан. Кроме того, Бакунина обладала особенным очарованием, имела талант к рисованию. Екатерина Павловна покорила сердце Пушкина и некоторых других лицеистов.

Юный поэт посвятил красавице ряд элегий и стихотворений, проникнутых меланхолическими

настроениями. Скорей всего, романа между молодыми людьми не случилось. Велика вероятность, что их отношения ограничились несколькими мимолетными встречами. Первое свое серьезное любовное чувство Александр Сергеевич вспоминал по прошествии многих лет после окончания обучения в Лицее. В частности, строки, посвященные Екатерине Павловне, присутствуют в строфе, не вошедшей в финальную редакцию «Евгения Онегина».

Бакуниной адресовано и стихотворение «Желание». Его основная тема — неразделенная любовь. Безответное чувство — причина подавленности, безграничной тоски лирического героя. Дни влюбленного молодого

человека идут медленно, каждый прошедший миг только увеличивает горести. Время не лечит, но лишь усугубляет ситуацию. Тем не менее, герой не собирается окончательно падать духом. Он никому не жалуется на свою тяжкую долю — слезы служат ему утешением. Более того — любовные страдания не делают существование юноши невыносимым. Без них ему пришлось бы еще труднее. Согласно Пушкину, даже неразделенная любовь способна подарить вдохновение, воодушевить. Благодаря ей жизнь наполняется особым смыслом. Гораздо лучше испытать хотя бы один миг настоящей любви, нежели долгие годы провести в спокойствии, так и не познав душевных волнений. В финале лирический герой приходит к закономерному выводу:

…Мне дорого любви моей мученье — Пускай умру, но пусть умру любя!

Екатерина Павловна, не знавшая недостатка во внимании со стороны представителей сильной половины человечества, вышла замуж достаточно поздно — ей было около сорока лет. Чести стать супругом красавицы удостоился ее давний знакомый — Александр

Александрович Полторацкий (1792-1855). С ним Бакунина прожила в счастливом браке порядка двадцати лет, удалившись от петербургского света в имение Рассказово Тамбовской губернии.

Музы стихотворений А. С. Пушкина – сочинение

Пушкин был человеком творческим. Чтобы написать такие прекрасные произведения, нужна муза. Муза – это женщина. Как человек, в жилах которого течёт восточная кровь, поэт часто влюблялся в прекрасных женщин своей эпохи. Он посвящал им стихи.

Ещё, будучи юным лицеистом, Пушкин влюбился в Екатерину Бакунину. Она была сестрой его однокашника. Он посвятил ей почти двадцать стихотворений. Больше никогда и никому из женщин он не посвящал столь много стихов. Это и понятно – первая любовь самая сильная.

Следующим адресатом, кому поэт адресовал стихи, была Авдотья Голицына. Даже разница в возрасте на двадцать лет, не помещала поэту полюбить её. Она держала в Петербурге литературный салон, который посещали знаменитости. Она была скорее не любовью, а лучшим другом и советчиком, хотя одно другому не мешает.

Анна Петровна Керн. Её он посвятил это замечательное стихотворение «Я помню чудное мгновенье». А видел всего два раза, но встречи оставили неизгладимый след в жизни. А мы получили возможность наслаждаться этим прекрасным творением.

Положенное на музыку, оно превратилось в чудесный романс. Всего два раза виделись, но видно, она сильно «зацепила» поэта. «Гений чистой красоты» — прекрасней сравнить и сказать невозможно.

Елизавете Воронцовой, жене генерала, он посвятил своё стихотворение «Талисман». Генеральша подарила поэту перстень с красивым камнем сердоликом. Он и хранил его, как талисман. Отсюда и такое название стихотворения. На некоторых страницах поэтических рукописей можно видеть точёный профиль красавицы, нарисованный рукой Пушкина.

Дочь генерала Раевского Екатерина. Пушкин гостил у них в семье и наблюдал, как она играла с волнами в догонялки. Вот и родилось стихотворение «Я помню море пред грозою…» Поэт сам бы хотел быть волной, и ластиться к ногам красавицы. Увы, красавица вышла замуж за другого. А Пушкину ничего другого не оставалось, как грусть-печаль обратить в стихи — «Красавица перед зеркалом» и другие.

Её сестре Марии, жене декабриста Волконского, он пишет стихотворение под названием «Посвящение».

Своей будущей жене он посвятил ряд стихотворений. Для него она была идеалом, последней музой. Одно из посвященных ей стихотворений называется «Мадонна». Для Пушкина она была олицетворением библейской чистоты и красоты.

Какие странные поэты! Вроде женат на одной красавице, а стихи пишет другой красавице Петербурга. Всё никак не успокоится. Бурлит восточная кровь.

Так сколько же было женщин, которым он посвящал стихи? Точно ни один из биографов сказать не может. Сбились со счёта, дойдя до сотни.

Александр Пушкин — Не спрашивай, зачем унылой думой

Ne sprashivay, zachem unyloy dumoySredi zabav ya chasto omrachen,Zachem na vse podyemlyu vzor ugryumy,Zachem ne mil mne sladkoy zhizni son;

Ne sprashivay, zachem dushoy ostyloyYa razlyubil veseluyu lyubovI nikogo ne nazyvayu miloy —Kto raz lyubil, uzh ne polyubit vnov;

Kto schastye znal, uzh ne uznayet schastya.Na kratky mig blazhenstvo nam dano:Ot yunosti, ot neg i sladostrastyaOstanetsya unyniye odno.

Yt cghfibdfq, pfxtv eyskjq levjqChtlb pf,fd z xfcnj jvhfxty,Pfxtv yf dct gjl]tvk/ dpjh euh/vsq,Pfxtv yt vbk vyt ckflrjq ;bpyb cjy;

Yt cghfibdfq, pfxtv leijq jcnskjqZ hfpk/,bk dtctke/ k/,jdmB ybrjuj yt yfpsdf/ vbkjq —Rnj hfp k/,bk, e; yt gjk/,bn dyjdm;

Rnj cxfcnmt pyfk, e; yt epyftn cxfcnmz/Yf rhfnrbq vbu ,kf;tycndj yfv lfyj:Jn /yjcnb, jn ytu b ckfljcnhfcnmzJcnfytncz eysybt jlyj///

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Желание.История создания – стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году. Увлечение поэта историей своего рода, влияние байроновских традиций сыграли свою роль в создании стихотворения “Желание”.

Тема – тоска по родине, о невозможных, несбыточных мечтах, одиночество.

Композиция – размышления лирического героя, его воображаемое путешествие в страну своих предков. Состоит из 6 строф, разделённых содержательно на “путешествие” и “монолог лирического героя”.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – произведение написано чередующимся амфибрахием и анапестом, рифмовка парная (ААВВ).

Эпитеты – “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”.

Метафора – “расстилаются волны морей”.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой части лирический герой равнодушен к славе, удалён от суетного мира (так чувствовал себя Пушкин в ссылке). Для героя важны только отношения с возлюбленной. Он даже забывает о грядущей разлуке. Вторая часть отделена от первой риторическими вопросами и восклицательным предложением. После несчастий, обрушившихся на лирического героя, всё затмилось перед ним, как перед путником, который увидел молнию.

Во второй части лирический герой рассказывает о новой цели своей жизни – желании славы, которая должна потрясти возлюбленную и напомнить ей о минуте расставания.

Синтаксически стихотворение симметрично. Первое и последнее предложения – сложные предложения с разными видами связи, состоящие из 8 строчек каждое. Первое предложение о том, что упоённый любовью не желает славы. Последнее – о том, что в разлуке герой мечтает о славе, чтобы имя его достигло милых ушей.

Среднюю часть составляют короткие эмоциональные предложения: риторические вопросы, предложения с многоточиями и восклицательные предложения.

Тема стихотворения – любовь и слава. Основная мысль: поглощённый любовью не мечтает о славе, но в разлуке с любимой желает славы единственно для того, чтобы любимая вечно слышала и вечно помнила о нём.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: