Жанр, размер, направление
«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма — своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха — пятистопный хорей.
Направление, выбранное Есениным, — философская лирика. «Письмо матери» — это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития — когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.
Образ лирического героя
В целом, образ проходит три этапа развития:
- деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
- затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
- и, наконец, — страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности — «Чёрный человек» (1925).
Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.
Анализ стихотворения Некрасова «Родина»
Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного крепостным правом, показывая резкий контраст между жизнью помещиков и крестьян. Одним из таких обличительных произведений является стихотворение «Родина», написанное в 1847 году, когда Некрасов уже был достаточно известным поэтом и публицистом, а также вполне состоявшимся и зрелым человеком. В этом произведении автор обращается к своим детским воспоминаниям, навеянным поездкой в родовое имение Грешнево Ярославской губернии.
Следует отметить, что детство поэта прошло под знаком вечной тирании отца, отставного поручика. В семье Некрасовых было 13 детей, и, по воспоминаниям поэта, царил казарменный порядок. Мать Некрасова, польская красавица Александра Закревская, вышла замуж по любви без родительского благословения и очень скоро разочаровалась неравным союзом, так как ее избранник оказался человеком неуравновешенным и жестоким. В подобной атмосфере нетерпимости и вырос Николай Некрасов, с детских лет наблюдая над тем, как отец издевается не только над крепостными крестьянами, но и над домочадцами. Поэтому родина у поэта ассоциируется с мрачным и угрюмым домом, темным садом и постоянным ощущением несправедливости. При этом автор о, а также впервые примерил на себе обличие помещика, стыдясь этого в душе и не имея сил изменить домашний уклад жизни.
Мать свою поэт вспоминает как очень умную, гордую и образованную женщину, которая, тем не менее, всю свою жизнь вынуждена была сносить унижения со стороны мужа-тирана. При всех своих достоинствах Александра Закревская никогда не помышляла о том, чтобы восстать против собственного супруга. Поэтому «все, что вынести в тебе достало сил, предсмертный шепот твой губителю простил», — пишет поэт, обращаясь к матери .
Из стихотворения «Родина» становится ясно, что отец поэта не только свел в могилу свою законную супругу. Такая же участь постигла и многочисленных любовниц помещика Некрасова. Поэтому в холодном большом доме единственной отрадой будущего поэта была няня, к которой он убегал в самые трудные моменты своей жизни. Но даже ее доброту Некрасов называет «бессмысленной и вредной», так как она отравляла существование автора сильнее, чем царившая вокруг ненависть. Поэтому поэт отмечает, что в его юности «отрадного душе воспоминанья нет». И годы, проведенные в отчем доме, вызывают у него чувство злости
. Поэт убежден, что этот период жизни стал для него проклятьем, и «всему начало здесь, в краю моем родном».
Именно поэтому картина разрушающегося родового гнезда, которое автор посетил спустя много лет, вызвала у Некрасова чувство отрады . Поэт словно бы хороним вместе со старым домом, вырубленной рощей и опустевшими полями свое безрадостное прошлое, которое ассоциируется у автора с болью, горечью и осознанием того, что он на своей родине почти так же бесправен, как и крепостные крестьяне. Это чувство вполне оправдано, так как юношей поэт был вынужден бежать из дома в Санкт-Петербург, провожаемый проклятьями отца, который грозился лишить его наследства. В итоге в родовом поместье из многочисленных наследников никто так и не захотел жить. Объясняя этот феномен, поэт отмечает, что в доме ему до сих пор чудится «глухой и вечный гул подавленных страданий». А единственным человеком, который ощущал себя здесь по-настоящему счастливым, был его отец.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс
Утес — это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.
- Анализ стихотворения Русь Некрасова
Произведение относится к классической лирике поэта, выраженной в форме народной песни, высказанной простым для народного понимания языком. Стихотворение является частью поэмы поэта «Кому на Руси жить хорошо»
- Анализ стихотворения Рубцова В горнице
Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» — это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами
- Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным Есенина
Стихотворение «Вечером синим, вечером лунным» является коротким произведением. В нем описывается все промахи, а также ошибки, которые допустил за всю свою жизнь Есенин.
История создания
История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась — после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.
В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем.
Анализ стихотворения Некрасова ,, мать»
Еще одно горе довелось ему видеть «в золотую пору малолетства» — горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а муж у нее был невежественный, жестокий и грубый. Целыми днями она оставалась в усадьбе одна, а муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми часами играла на рояле и плакала и пела о своей горькой неволе. «Она была певица с удивительным голосом» , — вспоминал поэт о ней впоследствии. По его словам, тот печальный напев, который слышится в иных его стихах, внушен ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный; Ту песню, вопль души многострадальной, Твой первенец наследовал потом. С участием относилась она к принадлежащим ее мужу крестьянам и нередко вступалась за них, когда тот угрожал им расправой. Но попытки обуздать его ярость не всегда удавались ей. Бывали случаи, что при этих попытках муж набрасывался и на нее с кулаками. Можно себе представить, как ненавидел его в такие минуты сын! Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Через много лет, уже пожилым человеком, он вспоминал в стихотворении «Мать» : И голос твой мне слышался впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данта и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме напечатлела ты. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина» , «Мать» , «Рыцарь на час» . «Баюшки-баю» , «Затворница» , «Несчастные» и др. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться. Вторая — быть матерью сына раба. А третья — до гроба рабу покоряться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины (см. стихотворения «Тройка» , «В полном разгаре страда деревенская» , «Мороз, Красный нос» и др.).
Анализ 3
На первом месте в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин в произведениях поэта выступала его родная мать, которая покорно терпела тиранство мужа.
В произведении «Орина мать солдатская», которое вышло в свет во второй половине XIX века, Некрасов повествует о подлинной любви матери к сыну. Стихотворение передает все страдание, которое довелось пережить женщине ожидающей сына с войны, а затем потерявшей его на мирной земле.
Идейная составляющая произведения состоит в том, что поэт хотел показать настоящую русскую женщину — мать, которая самоотверженного справляется со своим несчастьем, утратой сына — солдата. Женщина находясь в горе никого не стремится обвинять, она единолично переживает свою невосполнимую потерю.
Некрасов строит свое стихотворение в форме диалога, который идёт между женщиной — матерью солдата и лирическим героем. Роль лирического героя берет на себя сам поэт.
В стихотворении превалируют слова в уменьшительной форме: «кумушка», «кручинушка», «солдатик» и другие. Такая форма слов способствует передачи особенностей речи крестьянской женщины.
Стихотворение имеет начало, в котором сообщается, что лирический герой возвращаясь с охоты заходит на ночлег в уже знакомое место к одной крестьянке. Женщина делится своей печальной историей о том, как ждала сына из армии долгие годы, а по возвращению он оказался тяжело болен и вскорости умер. Страданиям женщины нет предела, несколько дней счастья сменяются новыми страданиями.
Во время описания последних часов при жизни Ивана, поэт употребляет ряд глаголов: чистит, набелил, пел, вытягивал, которые придают речи динамизма и эмоционального напряжения.
С утра Иван был в памяти и попрощавшись с матерью он погасает будто свечка, такое сравнение позволяет эмоционально представить, как солдат скоропостижно умирает.
И снова остаётся страдать одинокая мать наедине с рекой личного горя.
В стихотворении Некрасов применяет множество знаков восклицания, которые способствуют передачи сильных эмоций и переживаний.
Многоточия стоят там, где у женщины не остаётся слов и она погружается в воспоминания.
В произведении автор раскрыл смысл жизни матери. Перед нами образ сильной русской женщины, которая смиренно переносит судьбу.
Анализ стихотворения Орина мать солдатская по плану
Тема
- Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
- В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
- Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине — и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии — своего родного края. Эта малая родина — сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя — своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю — ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
- В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема — непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.
В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.
Основная идея
Главная мысль, которую хочет донести поэт, — это необходимость заботы и памяти о родителях, об их чувствах. Нельзя забывать о матери, сердце которой всегда тревожится за детей, поэтому герой успокаивает «свою старушку», просит не волноваться и не рисовать себе страшных картин. Поэт напоминает читателям: если вы можете жить спокойно, забывшись собственными делами и проблемами, то родители живут только заботами своих детей. Сергей Есенин, обращаясь к матери, использует только нежные слова и выражения, просит ее отбросить пустые переживания, которые лишь тревожат ее. Поэт обещает приехать, а его слову надо верить, ведь он «не такой уж горький пропойца». Смысл его обращения – вселить надежду, но не только в пожилую женщину, но и в себя, ведь именно себя он убеждает в том, что все хорошо.
В образе матери интересна деталь – шушун, с его старостью и ветхостью. Эта деталь рисует картину одиночества и покинутости — частых «друзей» пожилых людей. Поэт ощущает трагизм ее положения и спешит утешить ее, убедить, что она – не одна на свете, даже если дорога пока пустует.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Орина мать солдатская
Ключевой темой произведения является описание тяжелой судьбы крестьянских женщин, которая основана на реальных событиях, услышанных поэтом, при этом прототипом главной героини стихотворения автор представляет собственную мать, покорно переносившую унизительное отношение мужа.
Старая женщина встречает сына, вернувшегося с воинской службы больным чахоточным заболеванием и постепенно угасая под гнетом тяжелой болезни, при этом мужчина, понимая приближение конца, пытается помочь матери по хозяйству, подремонтировав избу, забор, не жалуясь на непрекращающиеся боли, поскольку является глубоко верующим человеком, привыкшим к жизненным трудностям.
Только в болезненном бреду солдат рассказывает матери о непосильной доле простых людей в армии, вынужденных переносить жестокое отношение вышестоящих офицеров.
Орина испытывает душевные страдания, осознавая скорую сыновью кончину, и раскрывает свои переживания соловушке, покорно принимая жизненную несправедливость виде скоропостижной смерти собственного ребенка, не ропща на судьбу и не пытаясь найти виноватых.
Повествуя о материнской доле русской женщины, поэт демонстрирует огромную силу воли и мужество обычной крестьянки.
Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»
Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью.
Неудивительно, что впоследствии в своем творчестве Некрасов уделял много внимания вопросам жизни и быта простых людей, пытаясь привлечь к их проблемам внимание общественности. Сам факт наличия крепостного права в России возмущал поэта до глубины души, и он всячески пытался бороться с этим пагубным явлением
Соответственно, угнетали Некрасова и многие другие явления в современном обществе, среди которых – солдатская служба, срок которой составлял 25 лет. Это означает, что молодые крестьянские парни, призванные в русскую армию, возвращались домой стариками
. Если, правда, доживали до того момента, когда уже были непригодны к строевой службе. Правда, бывали и исключения, когда русских солдат раньше срока отпускали домой умирать. Именно о такой ситуации рассказывает Некрасов в своем стихотворении «Орина, мать солдатская», написанном в 1863 году.
С этой пожилой женщиной поэт повстречался совершенно случайно, и она поведала ему свою печальную историю. Отправив сына в армию, она уже не чаяла увидеть его вновь. Но прошло всего восемь лет, и Ванюша вернулся домой. Но не для того, чтобы порадовать свою старушку-мать, которая протопила баню и выставила на стол все имеющиеся в доме запасы еды. Через 10 дней ее сын скончался от чахотки. Обращаясь к своей героине, поэт спрашивает: «Что сгубило сына милого – чай, спросила ты детинушку?». Однако Орина так и не смогла ответить на этот вопрос, потому что русские солдаты не привыкли жаловаться на свою долю. Обладая богатырским здоровьем, Ванюша растратил его в казармах, но даже родной матери ни словом не обмолвился о том, что ему пришлось пережить за эти годы. «Все ему перед кончиною служба эта представлялася», — призналась Орина. Но при этом женщина не сказала ни одного худого слова в адрес тех, кто, возможно, был повинен в смерти ее сына. И эта покорность судьбе, это удивительное смирение до глубины души тронули поэта, который всеми доступными способами пытался облегчить участь своего народа, понимая, что помочь всем и каждому ему не под силу.
Ключевой темой произведения является описание тяжелой судьбы крестьянских женщин, которая основана на реальных событиях, услышанных поэтом, при этом прототипом главной героини стихотворения автор представляет собственную мать, покорно переносившую унизительное отношение мужа.
Старая женщина встречает сына, вернувшегося с воинской службы больным чахоточным заболеванием и постепенно угасая под гнетом тяжелой болезни, при этом мужчина, понимая приближение конца, пытается помочь матери по хозяйству, подремонтировав избу, забор, не жалуясь на непрекращающиеся боли, поскольку является глубоко верующим человеком, привыкшим к жизненным трудностям.
Только в болезненном бреду солдат рассказывает матери о непосильной доле простых людей в армии, вынужденных переносить жестокое отношение вышестоящих офицеров.
Орина испытывает душевные страдания, осознавая скорую сыновью кончину, и раскрывает свои переживания соловушке, покорно принимая жизненную несправедливость виде скоропостижной смерти собственного ребенка, не ропща на судьбу и не пытаясь найти виноватых.
Повествуя о материнской доле русской женщины, поэт демонстрирует огромную силу воли и мужество обычной крестьянки.
Вариант 2
Лирическое произведение, повествующее о горе матери, потерявшей сына, одновременно имеет соей целью расшатать основы самодержавного строя. Автор подводит читателя к мысли о несправедливости существующих порядков, хотя и не утверждает ничего прямо.
Автор рисует картину встречи охотников и крестьянки. Спрашивая о ее горе, они узнают о смерти сына своей случайной знакомой. Некрасов ничего не говорит о притеснениях, котором подвергался сын крестьянки Орины в армии, о телесных наказаниях, которые тогда применялись очень широко и которых вряд ли можно было избегнуть в течение многолетней службы. Мало того, при описании болезни отставного солдата автор говорит о кровохаркании. Это указание на обычный туберкулез, который в те времена не умели лечить. Заражение инфекционным заболеванием, конечно, нельзя напрямую связать с военной службой.
Однако Некрасов все же мягко подводит читателей к мысли, что именно государство, призвавшее сына Орины в армию, несет ответственность за его смерть и горе матери. В тексте произведения неоднократно упоминается, что крестьянский парень до призыва был не просто совершенно здоров, но обладал большой физической силой. Кроме того, автор называет солдатскую службу бессрочной. Действительно, в те времена она продолжалась 25 лет, и не каждый мог дожить до ее окончания. Автор сопоставляет горе Орины после того, как ее сына забрали в рекруты и после его смерти. Это должно было побудить читателей еще раз задуматься о жизнях, сломанных такими суровыми порядками.
Автор, желая, чтобы читатели сделали сами вывод о несправедливости действующих законов, вкладывает в уста умирающего солдата отказа объяснить, в чем причина его болезни. Ссылка на нежелание прогневить Бога своим ропотом на судьбу также подчеркивает крестьянскую покорность. В стихотворении никто из героев не жалуется не только на господ и начальство или жестокие законы, но и на свою тяжкую долю
Указание на терпение простого народа важно для Некрасова тем, что именно им он объяснял нежелание крестьян подняться на борьбу против угнетателей, за установление боле справедливого строя
На осуждение автором многолетней солдатской службы указывает и перемены, произошедшие в крестьянском сыне во время его службы в армии. Даже покинув службу, он продолжал, уже умирая чувствовать себя солдатом. Привычка чистить форму и доведенные до автоматизма приемы обращения с оружием буквально въелись в него. Умирая, сын Орины впадает в беспамятство и начинает чувствовать себя в казарме, повторяя то, что он делал там изо дня в день. Это превращение человека в придаток государственной машины особенно ярко показано на фоне деревни. Русская природа, которую любил и поэт и его герои, служит контрастом той жизни, в которую годами был погружен сын Орины. Солдат, которого отпустили домой умирать, и мать, оплакивающая его кончину, предстают перед читателями живыми людьми. Критика существующих порядков дана ненавязчиво, целью автора было не столько обличить, сколько заставить задуматься.
Николай Некрасов — Она была исполнена печали ( Мать )
Ona byla ispolnena pechali, I mezhdu tem, kak shumny i rezvy Tri otroka vokrug neye igrali, Yee usta zadumchivo sheptali: «Neschastnye! zachem rodilis vy? Poydete vy dorogoyu pryamoyu I vam sudby svoyey ne izbezhat!» Ne omrachay veselya ikh toskoyu, Ne plach nad nimi, muchenitsa-mat! No govori im s molodosti ranney: Yest vremena, yest tselye veka, V kotorye net nichego zhelanney, Prekrasneye — ternovogo venka.
Jyf ,skf bcgjkytyf gtxfkb, B vt;le ntv, rfr ievys b htpds Nhb jnhjrf djrheu ytt buhfkb, Tt ecnf pflevxbdj itgnfkb: «Ytcxfcnyst! pfxtv hjlbkbcm ds? Gjqltnt ds ljhjuj/ ghzvj/ B dfv celm,s cdjtq yt bp,t;fnm!» Yt jvhfxfq dtctkmz b[ njcrj/, Yt gkfxm yfl ybvb, vextybwf-vfnm! Yj ujdjhb bv c vjkjljcnb hfyytq: Tcnm dhtvtyf, tcnm wtkst dtrf, D rjnjhst ytn ybxtuj ;tkfyytq, Ghtrhfcytt — nthyjdjuj dtyrf///
Картинка к сочинению анализ стихотворения Орина мать солдатская
Особое место в поэзии Н. А. Некрасова занимает тема печальной судьбы русских женщин. Независимо от сословия они были совершенно бесправны. Прототипом несчастных женщин в творчестве поэта стала мать Некрасова, которая смиренно терпела унижения супруга.
В стихотворении «Орина мать солдатская», которое было написано в 1863 году, Николай Алексеевич рассказывает о материнской любви женщины-крестьянки, похоронившей любимого сына.
Идея стихотворения заключается в том, чтобы рассказать о матери, которая стойко и безропотно переносит скоропостижную смерть сына-солдата, не обвиняя и не проклиная никого.
Перед стихотворением поэт ставит эпиграф, отражающий смысл произведения.
Николай Алексеевич пишет стихотворение в виде диалога между женщиной-крестьянкой и лирическим героем. В роли лирического героя выступает сам Некрасов.
В произведение преобладает огромное количество деминутивов: «кумушка», «думушка», «кручинушка», «солдатик» и много других. Они передают особенность речи крестьянки, свойственную простому русскому народу.
Произведение начинается строками поэта о том, что он едет с охоты к «ночлегу прошлогоднему». Он уже знаком с крестьянкой, у которой остановится на ночлег.
В этот приезд Николай Алексеевич замечает, что женщина «насупилась». Некрасов очень переживал за нелёгкую судьбу простых русских людей, поэтому попросил рассказать крестьянку, что ее беспокоит. Он надеялся, что сможет помочь — «размыкать».
И Орина рассказала печальную историю, которая произошла с её сыном.
Женщина проводила сына в армию и больше «свидеться не чаяла», потому что служба затягивалась на долгие двадцать пять лет. Вернувшись, сын мог уж и не застать мать живой.
Неожиданно через восемь лет её сын Иван возвращается в «бессрочные…». Раньше времени солдат отпускали со службы либо чтобы продлить свой род, либо умирать. Мать не могла нарадоваться приезду сына: истопила баню, напекла блинов.
Но радость была не долгой. Оказалось, что Ваня вернулся с серьезным заболеванием. По ночам его «кашель бьёт» и платок «в крови мокрёхонек». Поэт называет болезнь Ивана эпитетом «хворость окаянная». Промучился Ваня девять дней, а на десятый «преставился…»
Женщина описывает сына эпитетами: «богатырского сложения» и «здоровенный детинушка». Чтобы построить избу матери, брёвна «он один таскал сосновые…» Даже генерал «подивился» такому крепкому парню.
Вспоминая сына, в словах Орины звучит сравнение — «русы кудри как шелковые…». Это говорит о том, что Иван был не только сильным, но и красивым юношей.
Вернувшись домой, Ваня понимал, что умрёт. Напоследок он старался всё успеть: подремонтировал дом, поставил забор вокруг огорода. Но ни разу не обмолвился о тяготах военной службы и никого не винил в своей болезни. Во-первых, потому что крестьяне с малых лет привыкли беспрекословно выполнять непосильную работу, молча перенося все трудности. Во-вторых, Иван был верующим человеком, что следует из слов «немота перед кончиною подобает христианину». Эта фраза говорит о том, что перед смертью ни в коем случае нельзя никого обвинять и проклинать, чтобы не гневить Бога. Ведь «гневить всевышнего» – это «бесов радовать». Поэтому женщина не расспрашивала сына ни о чём, чтобы после его смерти никого не осуждать.
И вот ночью накануне смерти сына «бесталанная» мать увидела страшную картину. В бреду Ивану «служба представлялась».
Описывая последние часы жизни Вани, поэт использует глаголы, которые придают эмоциональное напряжение: «чистит амуницию», «набелил ремни», «пел песни хватские», «артикул выкидывал», «носок вытягивал». От этих действий даже «домишка вздрагивал». И Орина поняла, что сына сгубили постоянные военные тренировки — муштра.
Утром к Ивану «память воротилась». Он попрощался с матерью и «погас … словно свеченька», то есть умер быстро, как сгорает восковая свеча.
И осталась у матери только «горя реченька бездонная!..» Любящая мать не роптала на судьбу, она просто тихо страдала.
Несколько раз в стихотворении встречается многоточие в словах любящей матери. Этим поэт показывает, что женщина, погружаясь в грустные воспоминания, не может сказать ни слова.
В стихотворении поэт рассказал о материнской любви крестьянки, которая похоронила сына – солдата, измученного муштрой. Автор показал сильную, смиренную русскую женщину, которая кротко переносит смерть сына, никого не обвиняя.