Анализ стихотворения «отцы, пустынники и жены непорочны»

Анализ стихотворения «отцы, пустынники и жены непорочны»

Литературные особенности произведения

Данное стихотворение имеет глубокий христианский смысл. Как и молитва, оно содержит все необходимые прошения для пользы души.

Главная мысль этого произведения — покаяние, исправление жизни и через это — приближение к Богу. Есть мнения, что Пушкин отождествлял себя с Ефремом Сириным, который в юности имел грех празднословия, но после раскаялся в нем. Поэт также просит Бога избавить его от этого греха в стихотворении. Оно перекликается с другим произведением его — «Пророк».

Так же, как и в том стихотворении, Пушкин делает акцент на том, что слово должно служить человеку во спасение, а не во грех. Именно дар слова дан поэту для пользы других людей: «Глаголом жги сердца людей». Кроме того, автор просит Бога избавить его от праздности (пустого времяпровождения), любоначалия (стремления к власти), осуждения других людей. И так же, как и в молитве, испрашивается у Бога дар смирения, терпения, любви, целомудрия.

Стих содержит личное отношение поэта к главной молитве поста. Он признается, что никакая другая молитва его не вдохновляет так, как эта. На самом деле, даже святые замечали, что именно молитва св. Ефрема Сирина содержит все необходимые прошения для души человека, хотящего спастись. Она, несмотря на свою краткость, наполнена глубоким содержанием. Несомненно, она написана по наитию Святого Духа.

Религиозные мотивы

Поскольку этот стих написан по мотивам православной молитвы, многим людям, далеким от Церкви, будут непонятны некоторые слова и выражения. Например, что такое «отцы пустынники». Имеются ввиду монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир. «Жены непорочны» — скорее всего, имеются ввиду святые преподобные монахини.

«Непорочны» — свободные от греха, порока. «Области заочны» — недоступные для земного взгляда Обители Небесные. Именно туда и желают попасть верующие, с этой целью каются, читают молитвы. «Дольние бури» — земные искушения. «Падшего» — грешного, унылого. «Зреть» — видеть.

Структура и композиция стихотворения

Стих делится на две части, первая — это вступление к переложению молитвы, отношение автора к ней. По сведениям современников, Пушкин в последние годы жизни знал много молитв наизусть и часто их читал. Поэтому у него был выбор, но дороже всех поэту оказалось именно это молитвенное воздыхание.

Во второй части идет описание (стихотворное переложение) самой молитвы. Автор делает акцент на грехе любоначалия, потому что он много раз говорил, что власть действует на многих людей губительно. Он называет это стремление властвовать «змеей сокрытой».

Далее поэт описывает третье прошение молитвы, ставя его перед вторым: дай мне увидеть свои грехи и не осуждать ближнего. И затем следует описание второго прошения: автор вместе со святым просит у Бога терпения, смирения, целомудрия и любви.

Жанр и литературное направление

Данное произведение относится к жанру духовной лирики. Поздние сочинения Пушкина написаны в литературном направлении — реализм, этот стих тоже можно отнести к данному направлению. Потому что в нем прослеживается точность автора к деталям и развитие духовного состояния главного героя. Он видит свои согрешения и кается в них, стремится к исправлению.

Размер и рифмовка

Размер стиха — шестистопный ямб. В отличие от привычного для Пушкина четырехстопного, он более напевный, лучше передает чувства героя. Присутствует парная рифмовка.

Стилистическая специфика

Целью произведения является изображение покаянного настроения героя, для этого автор использует минимальное количество тропов. Он применяет церковно-славянские выражения для создания особой старинной, строгой атмосферы (« отцы пустынники и жены непорочны», «возлетать во области заочны», «дольних бурь» и т. д.). Эти словосочетания не употребляются в обыденной жизни, являются непонятными, загадочными, возвышенными.

Имеются выразительные эпитеты:

  • дни печальные (поста);
  • неведомая сила;
  • праздность унылая.

Есть в этом стихотворении сравнения и метафоры — любоначалие автор называет «сокрытой змеей».

Это произведение поражает своей глубиной, силой духа, красотой слога, еще раз доказывая высоту таланта поэта.

Литературные особенности произведения

Данное стихотворение имеет глубокий христианский смысл. Как и молитва, оно содержит все необходимые прошения для пользы души.

Идея и содержание

Главная мысль этого произведения — покаяние, исправление жизни и через это — приближение к Богу. Есть мнения, что Пушкин отождествлял себя с Ефремом Сириным, который в юности имел грех празднословия, но после раскаялся в нем. Поэт также просит Бога избавить его от этого греха в стихотворении. Оно перекликается с другим произведением его — «Пророк».

Так же, как и в том стихотворении, Пушкин делает акцент на том, что слово должно служить человеку во спасение, а не во грех. Именно дар слова дан поэту для пользы других людей: «Глаголом жги сердца людей». Кроме того, автор просит Бога избавить его от праздности (пустого времяпровождения), любоначалия (стремления к власти), осуждения других людей. И так же, как и в молитве, испрашивается у Бога дар смирения, терпения, любви, целомудрия.

Стих содержит личное отношение поэта к главной молитве поста. Он признается, что никакая другая молитва его не вдохновляет так, как эта. На самом деле, даже святые замечали, что именно молитва св. Ефрема Сирина содержит все необходимые прошения для души человека, хотящего спастись. Она, несмотря на свою краткость, наполнена глубоким содержанием. Несомненно, она написана по наитию Святого Духа.

Религиозные мотивы

Поскольку этот стих написан по мотивам православной молитвы, многим людям, далеким от Церкви, будут непонятны некоторые слова и выражения. Например, что такое «отцы пустынники». Имеются ввиду монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир. «Жены непорочны» — скорее всего, имеются ввиду святые преподобные монахини.

«Непорочны» — свободные от греха, порока. «Области заочны» — недоступные для земного взгляда Обители Небесные. Именно туда и желают попасть верующие, с этой целью каются, читают молитвы. «Дольние бури» — земные искушения. «Падшего» — грешного, унылого. «Зреть» — видеть.

Структура и композиция стихотворения

Стих делится на две части, первая — это вступление к переложению молитвы, отношение автора к ней. По сведениям современников, Пушкин в последние годы жизни знал много молитв наизусть и часто их читал. Поэтому у него был выбор, но дороже всех поэту оказалось именно это молитвенное воздыхание.

Во второй части идет описание (стихотворное переложение) самой молитвы. Автор делает акцент на грехе любоначалия, потому что он много раз говорил, что власть действует на многих людей губительно. Он называет это стремление властвовать «змеей сокрытой».

Далее поэт описывает третье прошение молитвы, ставя его перед вторым: дай мне увидеть свои грехи и не осуждать ближнего. И затем следует описание второго прошения: автор вместе со святым просит у Бога терпения, смирения, целомудрия и любви.

Жанр и литературное направление

Данное произведение относится к жанру духовной лирики. Поздние сочинения Пушкина написаны в литературном направлении — реализм, этот стих тоже можно отнести к данному направлению. Потому что в нем прослеживается точность автора к деталям и развитие духовного состояния главного героя. Он видит свои согрешения и кается в них, стремится к исправлению.

Размер и рифмовка

Размер стиха — шестистопный ямб. В отличие от привычного для Пушкина четырехстопного, он более напевный, лучше передает чувства героя. Присутствует парная рифмовка.

Стилистическая специфика

Целью произведения является изображение покаянного настроения героя, для этого автор использует минимальное количество тропов. Он применяет церковно-славянские выражения для создания особой старинной, строгой а, «возлетать во области заочны», «дольних бурь» и т. д.). Эти словосочетания не употребляются в обыденной жизни, являются непонятными, загадочными, возвышенными.

Имеются выразительные эпитеты:

  • дни печальные (поста);
  • неведомая сила;
  • праздность унылая.

Есть в этом стихотворении сравнения и метафоры — любоначалие автор называет «сокрытой змеей».

Это произведение поражает своей глубиной, силой духа, красотой слога, еще раз доказывая высоту таланта поэта.

О произведении

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» имеет точную дату: 22 июля 1836 года. Оно  переложение известной православной молитвы Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого поста. Что же заставило Пушкина в июле 1836 года обратиться к великопостной молитве? Главной причиной биографы и литературоведы считают воспоминание поэта о смерти матери в Пасхальное воскресенье 29 марта 1836 года. В тот год 21 июня, день рождения Надежды Осиповны Пушкиной, впервые отмечался как день ее поминовения, и это могло воскресить в памяти ее сына скорбные события. В одном из писем поэта лицейскому товарищу Михаилу Яковлеву от 9 июля Пушкин говорит, что он и его родственники продолжают носить траур.

Стихотворение было опубликовано в первом томе журнала «Современник» за 1837 год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в черновике 1836 года дал этому стихотворению заголовок «Молитва». Публикацию сопровозждало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье. Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при публикации пожелание императора Николая I: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника».

Обложка журнала «Современник»

«Отцы пустынники и жены непорочны…» — одно из стихотворений «каменноостровского цикла» Пушкина, которое сам поэт пометил римской цифрой II. Остальные стихотворения этого цикла: «Подражание италиянскому» (III), «Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI) (Стихотворения I и V неизвестны). Сюжеты стихотворений основаны на заключительных главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти Христа и Его крестных муках.Известный литературовед Вадим Старк высказывает версию о том, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина (в этот день она читается последний раз за Великий пост — ред.), четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница».

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» делится на две части. Само переложение молитвы составляет вторую часть. Первая — это своеобразное — вступление, в котором автор выражает свое отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает своего читателя к восприятию молитвенного стиха.

В первой части автор рассуждает не только о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Здесь же объясняется причина обращения к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».

Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема и основная мысль

Композиция произведения складывается из четырех строф и двух предложений, отличающихся по длине. По смыслу стих делится на 2 примерно одинаковые части: в первой 9, во второй 7 строчек.

В первой строфе Пушкин рассказывает о том, что отцы и жены слагали обращения к Всевышнему в виде молитв. Во второй строфе автор среди разнообразия молитв выделяет молитву покаяния. В последних двух строфах Пушкин практически дословно перепевает молитву пустынника IV века Ефрема Сирина.

Основная тема стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» — значимость искренней молитвы покаяния. Главная мысль, которую хотел передать Александр Сергеевич, заключается в том, что человек, пройдя через страдания и покаявшись в своих грехах, обретает благодать и для него становятся явными отличия добра и зла, которые ранее были невидимы.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Литературные особенности произведения

Данное стихотворение имеет глубокий христианский смысл. Как и молитва, оно содержит все необходимые прошения для пользы души.

Идея и содержание

Главная мысль этого произведения — покаяние, исправление жизни и через это — приближение к Богу. Есть мнения, что Пушкин отождествлял себя с Ефремом Сириным, который в юности имел грех празднословия, но после раскаялся в нем. Поэт также просит Бога избавить его от этого греха в стихотворении. Оно перекликается с другим произведением его — «Пророк».

Так же, как и в том стихотворении, Пушкин делает акцент на том, что слово должно служить человеку во спасение, а не во грех. Именно дар слова дан поэту для пользы других людей: «Глаголом жги сердца людей». Кроме того, автор просит Бога избавить его от праздности (пустого времяпровождения), любоначалия (стремления к власти), осуждения других людей. И так же, как и в молитве, испрашивается у Бога дар смирения, терпения, любви, целомудрия.

Стих содержит личное отношение поэта к главной молитве поста. Он признается, что никакая другая молитва его не вдохновляет так, как эта. На самом деле, даже святые замечали, что именно молитва св. Ефрема Сирина содержит все необходимые прошения для души человека, хотящего спастись. Она, несмотря на свою краткость, наполнена глубоким содержанием. Несомненно, она написана по наитию Святого Духа.

Религиозные мотивы

Поскольку этот стих написан по мотивам православной молитвы, многим людям, далеким от Церкви, будут непонятны некоторые слова и выражения. Например, что такое «отцы пустынники». Имеются ввиду монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир. «Жены непорочны» — скорее всего, имеются ввиду святые преподобные монахини.

«Непорочны» — свободные от греха, порока. «Области заочны» — недоступные для земного взгляда Обители Небесные. Именно туда и желают попасть верующие, с этой целью каются, читают молитвы. «Дольние бури» — земные искушения. «Падшего» — грешного, унылого. «Зреть» — видеть.

Структура и композиция стихотворения

Стих делится на две части, первая — это вступление к переложению молитвы, отношение автора к ней. По сведениям современников, Пушкин в последние годы жизни знал много молитв наизусть и часто их читал. Поэтому у него был выбор, но дороже всех поэту оказалось именно это молитвенное воздыхание.

Во второй части идет описание (стихотворное переложение) самой молитвы. Автор делает акцент на грехе любоначалия, потому что он много раз говорил, что власть действует на многих людей губительно. Он называет это стремление властвовать «змеей сокрытой».

Далее поэт описывает третье прошение молитвы, ставя его перед вторым: дай мне увидеть свои грехи и не осуждать ближнего. И затем следует описание второго прошения: автор вместе со святым просит у Бога терпения, смирения, целомудрия и любви.

Жанр и литературное направление

Данное произведение относится к жанру духовной лирики. Поздние сочинения Пушкина написаны в литературном направлении — реализм, этот стих тоже можно отнести к данному направлению. Потому что в нем прослеживается точность автора к деталям и развитие духовного состояния главного героя. Он видит свои согрешения и кается в них, стремится к исправлению.

Размер и рифмовка

Размер стиха — шестистопный ямб. В отличие от привычного для Пушкина четырехстопного, он более напевный, лучше передает чувства героя. Присутствует парная рифмовка.

Стилистическая специфика

Целью произведения является изображение покаянного настроения героя, для этого автор использует минимальное количество тропов. Он применяет церковно-славянские выражения для создания особой старинной, строгой а, «возлетать во области заочны», «дольних бурь» и т. д.). Эти словосочетания не употребляются в обыденной жизни, являются непонятными, загадочными, возвышенными.

Имеются выразительные эпитеты:

  • дни печальные (поста);
  • неведомая сила;
  • праздность унылая.

Есть в этом стихотворении сравнения и метафоры — любоначалие автор называет «сокрытой змеей».

Это произведение поражает своей глубиной, силой духа, красотой слога, еще раз доказывая высоту таланта поэта.

Анализ «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин

«Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.История создания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Язык, тропы и образы

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй, благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: