Анализ стихотворения «Сонет» Бродского
Произведение «Сонет» Иосифа Александровича Бродского – почти заклинание быть сильным, все вынести, выжить.
Стихотворение создано примерно в 1962 году. Поэт молод, встретил свою любовь М. Басманову, уже приобрел известность (для советских властей – скандальную), заводит литературные знакомства. Он также дебютировал в печати, отдав одно стихотворение в детский журнал. «Сонет» можно назвать во многом пророческим произведением. Спустя всего лишь пару лет поэт столкнется с судебным преследованием, шельмованием, принудительной психиатрической экспертизой, а затем – и вынужденной эмиграцией. Собственно, сонет – форма лирического стихотворения, ставшая классической в 14 веке. Состоит из четырнадцати строк, с особой системой строфики и рифмовки. В русском стихосложении впервые применен В. Тредиаковским. В жанровом отношении – заклятье и крик о помощи одновременно, рифмовка перекрестная, в финале – типичный сонетный замок, вывод. В этот период поэт все чаще обращается к свободному стиху, неклассическим размерам. Интонация требовательная, в повелительном наклонении. Ее внешняя безэмоциональность сочетается с внутренним напряжением. Стихи переполняют лексические повторы, чеканность которых создана в том числе звукописью. Обращений нет, себя автор также явно не обозначает. Адресуется он не столько к конкретному человеку, а ко всем, кто находится в трудном положении. Более того, и к самому себе. Если нужно – «переживи вновь». Есть беды циклические, накатывающие, как волны, раз за разом. Как «пляшущий снег», который, растаяв, возвращается следующей зимой. «Снег снов»: метафора и пример аллитерации. В сущности, удары судьбы – часть фантасмагории жизни, туман, который то сгущается, то рассеивается. Второе четверостишие открывает та же анафора. «Углы»: нет своего дома, или же он стал углом, чтобы просто провести ночь. «Углом»: не сдавайся, не теряй себя, ершись, будь острым, если ты таков. «Узлы между добром и злом»: чтобы одно не перетекало в другое, ясно различать грань. «Миг и век»: по сути, это одно и то же. «Крик и смех»: брань и насмешки. За то, что ты другой, не вписываешься в рамки. «Стих»: обращение к собрату-литератору. Финал завершается первой строкой. Возвратность строк – черта сонетной формы.
В ранней лирике И. Бродского звучит мотив сопротивления, душевного противостояния, борьбы за свою идентичность.
Анализ стихотворения «Сонет» Бродского
Произведение «Сонет» Иосифа Александровича Бродского – почти заклинание быть сильным, все вынести, выжить.
Стихотворение создано примерно в 1962 году. Поэт молод, встретил свою любовь М. Басманову, уже приобрел известность (для советских властей – скандальную), заводит литературные знакомства. Он также дебютировал в печати, отдав одно стихотворение в детский журнал. «Сонет» можно назвать во многом пророческим произведением. Спустя всего лишь пару лет поэт столкнется с судебным преследованием, шельмованием, принудительной психиатрической экспертизой, а затем – и вынужденной эмиграцией. Собственно, сонет – форма лирического стихотворения, ставшая классической в 14 веке. Состоит из четырнадцати строк, с особой системой строфики и рифмовки. В русском стихосложении впервые применен В. Тредиаковским. В жанровом отношении – заклятье и крик о помощи одновременно, рифмовка перекрестная, в финале – типичный сонетный замок, вывод. В этот период поэт все чаще обращается к свободному стиху, неклассическим размерам. Интонация требовательная, в повелительном наклонении. Ее внешняя безэмоциональность сочетается с внутренним напряжением. Стихи переполняют лексические повторы, чеканность которых создана в том числе звукописью. Обращений нет, себя автор также явно не обозначает. Адресуется он не столько к конкретному человеку, а ко всем, кто находится в трудном положении. Более того, и к самому себе. Если нужно – «переживи вновь». Есть беды циклические, накатывающие, как волны, раз за разом. Как «пляшущий снег», который, растаяв, возвращается следующей зимой. «Снег снов»: метафора и пример аллитерации. В сущности, удары судьбы – часть фантасмагории жизни, туман, который то сгущается, то рассеивается. Второе четверостишие открывает та же анафора. «Углы»: нет своего дома, или же он стал углом, чтобы просто провести ночь. «Углом»: не сдавайся, не теряй себя, ершись, будь острым, если ты таков. «Узлы между добром и злом»: чтобы одно не перетекало в другое, ясно различать грань. «Миг и век»: по сути, это одно и то же. «Крик и смех»: брань и насмешки. За то, что ты другой, не вписываешься в рамки. «Стих»: обращение к собрату-литератору. Финал завершается первой строкой. Возвратность строк – черта сонетной формы.
В ранней лирике И. Бродского звучит мотив сопротивления, душевного противостояния, борьбы за свою идентичность.
Особенности поэзии И. Бродского
Иосифа Бродского часто называют последним классиком 20-го столетия и при этом обвиняют в механичности, бездушности стиха. Его называли гением, вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, а также поэтом, лишенным национальных корней. Однако даже самые ярые противники Бродского не могли отрицать его таланта и роли в развитии значительных тенденций в литературе.
Иосиф Бродский стал пятым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Его судьба словно слепок с судьбы целого поколения. Бродский был выходцем из интеллигентной ленинградской семьи. По окончании восьми классов поэт ушел из школы. Он сменил больше десяти профессий. Он принимал участие в геологоразведочных экспедициях, работал на заводе.
Статья: Анализ стихотворения Бродского «Диалог»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Когда в феврале 1964 года Бродского по ложному доносу арестовали, он уже был известен в кругах любителей поэзии. После позорного судилища поэта приговорили к высылке в отдаленную деревню сроком на 5 лет с привлечением к физическому труду. Однако ссылка продлилась только полтора года. Это время стало рубежным для творчества Иосифа Бродского. Его стихи, некогда романтичные и стремительные, стали сдержанными, часто даже рассудочными. Боль и переживание скрывались за иронией и прихотливыми рассуждениями. Все чаще стихи Бродского требовали не сопереживания и сочувствия, а соразмышления, и порождали скорее мысль, чем эмоцию.
После эмиграции летом 1972 года в Америку этот процесс «остывания» лирики Бродского усилился. Несколько позже, в 1975 году, он сравнит свою судьбу с судьбой ястреба, который настолько высоко поднялся над долиной, что обратно на землю вернуться уже не в состоянии («Осенний крик ястреба»).
Это стихотворение, необычное, непростое для понимания, еще раз показывает, на каких противоречиях основан поэтический мир поэта. Самая главная особенности его поэзии заключается в том, что практически каждый читатель из огромного наследия Бродского может найти для себя то, что окажется ему по-настоящему близким, и то, что вызовет у него резкое неприятие.
Замечание 1
Бродский разный: оптимист, пессимист, космополит, патриот, циник. Бродский – метафизический, религиозный поэт, и он же – атеист.
И дело здесь не в беспринципности поэта, а в отсутствии у него твердой устоявшейся точки зрения. А взгляды поэта как раз достаточно понятны и за десятки лет изменились несущественно.
Поэт всегда избегал, особенно с годами, не только прямолинейного выражения своих убеждений и чувств, маскируя их в стихотворную форму, в сплетение синтаксиса и метафор. Он избегал и назидательности, истин в последней инстанции. Бродский никогда не путал откровенность и «душу нараспашку», отлично понимая свою ответственность как поэта за каждое слово, сказанное им. От своего читателя он требовал того же и твердо был убежден, что истинное понимание – это тяжелый духовный труд, который требует от человека напряжения всех душевных и умственных сил. Многие вещи Иосифа Броского сложны для восприятия, его произведения трудно читать «взахлеб», «залпом». За каждым словом, знаком препинания стоит мысль поэта, которую необходимо услышать, пережить, прочувствовать.
Тематика стихотворений Бродского разнообразна:
- Стихи о любви
- Стихи об осени
- Стихи о жизни
- Грустные стихи
*• Стихи о России, Родине - Стихи о войне
- Философские стихи и т.д.
В поэзии Бродского самое важное – его удивление перед жизнью, сбереженное им в ссылке, перед обыденным чудом. Благодарность возникает из ощущения того, что жизнь существует вопреки законам вселенной, а не в согласии с сними
В особом отношении Бродского к празднику Рождества проявилась его завороженность чудом возникновения жизни. из произведений разных лет выстраивается целый цикл, посвященный теме Рождества. Эта тема, чрезвычайно важная для поэта, иногда напрямую раскрывается на материале евангельской истории (например, «Рождественская звезда», «Рождество 1963»), а иногда она связана с ней глубинными смысловыми связями.
50 великих стихотворений. Иосиф Бродский. Рождество
Я вас любил безмолвно, безнадежно. То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Любовь еще возможно, что просто боль сверлит мои мозги. Все разлетелось к черту на куски. Я застрелиться пробовал, но сложно с оружием. И далее: виски: в который вдарить?
Напряженные отношения, измена любимой женщины, фактически, из-за нее Бродский был схвачен представителями власти и отправлен в ссылку в деревню Норенскую, сын, которому она дала другую фамилию и отчество Сын — Андрей Осипович Басманов. От одного из самых бурных, трагических и странных романов в русской литературе остались подлинно великие стихи: «Пока ты была со мною, я знал, что я существую… Кто был все время рядом, пока ты была со мною?
Анализ художественного времени
Художественное время можно характеризовать следующим образом:
1) статичное: в стихотворении нет событий, в нём ничего не происходит, за исключением циклического повторения движений лирического героя; автор создаёт грандиозную картину космического, необъятного пространства, в котором застыло время; неоднократно повторяющиеся лексемы «ночь» и «темнота» конкретизируют художественное время и выступают символами;
2) нереальное: художественное время является фантастическим, т.к. в тексте есть элемент, характеризующим его подобным образом: абсурдная дата «надцатое мартобря»;
3) цикличное: периодичность и повторяемость события подчёркивается употреблением настоящего времени по отношению к действиям лирического героя («взбиваю»), использованием образа зеркала (в этом образе уже заложена двойственность: реальное изображение и его иллюзия – отражение), а также лексемой «повторяя», которая констатирует периодичность действия.
4) использовано два времени: настоящее длительное и прошедшее. Причём течение настоящего прерывается точечным воспоминанием («я любил тебя…») об одном-единственном факте биографии лирического героя.
Итак, автор показывает читателю устоявшуюся картину в «нигде», в котором ничто не происходит, где время тоже сужено до одного мгновения – глубокой ночью лирический герой взбивает подушку «мычащим ты». Это зафиксировано как фотоснимок. Организация стихотворения как эпистолярного послания подчёркивает эффект статичного времени.
Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё… Бродского
Как жаль, что тем, чем стало для меня твое существование, не стало …В который раз на старом пустыре я запускаю в проволочный космос свой медный грош, увенчанный гербом, в отчаянной попытке возвеличить тому, кто не умеет заменить собой весь мир, обычно остается крутить щербатый телефонный диск, как стол на спиритическом сеансе, покуда призрак не ответит эхом последним воплям зуммера в ночи. С Марианной Павловной поэт познакомился в гостях у их общего знакомого в начале 1962-го. Закрутился роман, который сразу оказался полон сложностей. Против встреч молодых людей были и родители Иосифа Александровича, и отец его возлюбленной. При этом сам Бродский очень хотел жениться на Басмановой.
Сонет («Переживи всех…»)
Стихотворение создано примерно в 1962 году. Поэт молод, встретил свою любовь М. Басманову, уже приобрел известность для советских властей — скандальную , заводит литературные знакомства. Он также дебютировал в печати, отдав одно стихотворение в детский журнал. Спустя всего лишь пару лет поэт столкнется с судебным преследованием, шельмованием, принудительной психиатрической экспертизой, а затем — и вынужденной эмиграцией.
Собственно, сонет — форма лирического стихотворения, ставшая классической в 14 веке. Состоит из четырнадцати строк, с особой системой строфики и рифмовки. В русском стихосложении впервые применен В.
В жанровом отношении — заклятье и крик о помощи одновременно, рифмовка перекрестная, в финале — типичный сонетный замок, вывод. В этот период поэт все чаще обращается к свободному стиху, неклассическим размерам. Интонация требовательная, в повелительном наклонении.
Ее внешняя безэмоциональность сочетается с внутренним напряжением. Стихи переполняют лексические повторы, чеканность которых создана в том числе звукописью. Обращений нет, себя автор также явно не обозначает. Адресуется он не столько к конкретному человеку, а ко всем, кто находится в трудном положении.
Более того, и к самому себе. Есть беды циклические, накатывающие, как волны, раз за разом. В сущности, удары судьбы — часть фантасмагории жизни, туман, который то сгущается, то рассеивается.
Второе четверостишие открывает та же анафора. За то, что ты другой, не вписываешься в рамки. Финал завершается первой строкой. Возвратность строк — черта сонетной формы. В ранней лирике И. Бродского звучит мотив сопротивления, душевного противостояния, борьбы за свою идентичность.
Анализ художественного пространства
Важнейшей характеристикой пространства является её отчуждаемость от человека. Пространство осознаётся лирическим субъектом как некая абстрактная категория, которая существует сама по себе, вне поле зрения субъекта и нужная ему просто как «заполненность», вместилище всего остального, что не является предметным миром субъекта.
Пространство в стихотворении:
1) Открытое, практически не имеющее пространственных границ: бесконечность, необъятность характеризуется упоминанием больших и открытых пространств: континенты, моря; а также вызовом ассоциаций с теологическими пространствами: Небесами и миром («я любил тебя больше, чем ангелов и самого, / и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих» – имеется в виду и Бог, и сатана).
2) Нереальное – упоминание пяти континентов вместо реальных шести, пусть и явно соотносящихся с реальными (под континентом, «держащимся на ковбоях», явно подразумевается Северная Америка, имеющая устойчивую ассоциативно-культурную связь с понятием «ковбои»), разрушает правдоподобие и углубляет тему безумия лирического героя, заданного ещё в первой строке нереальным временем: «надцатого мартобря».
3) Чужое: герой – сторонний наблюдатель, заброшен на чужбину, не может найти себя.
4) Заполненное: в пространстве находится множество объектов: континенты, ковбои, ангелы, Бог, сатана, долина, городок, ручка двери, простыня, подушка, моря, зеркало.
Пространство имеет верх («ангелов и самого») и низ («в долине, на самом дне»). Также оно имеет пространственные координаты близости («простыня», «подушка») и дальности («за морями, которым конца и края»), т.е. пространство, строящееся по вертикали, сменяется пространством, строящемся по горизонтали. В центре пространства находятся простыня, подушка и лирический герой. Всё остальное – весь необъятный мир, все упомянутые географические объекты и все пространственные ориентиры – находится на периферии.
Пространственные координаты задаются ключевым словом «простыня». По мере прохождения пути к точке «простыне» автор постепенно то сужает, то расширяет пространство, доступное видению. Пространство в финале точечное, оно предельно сужено и конкретизировано.
Пространство монотопическое, замкнутое, основная точка локализации – простыня и подушка (т.е. кровать), на которой происходит действие; оно психологически замкнуто, сосредоточенно на внутренних переживаниях лирического героя.
Вы точно человек?
Я вас любил. Любовь ещё Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё… Бродского Произведение по жанровой направленности представляет собой форму сонета и является заимствованной вариацией знаменитого пушкинского стихотворения, неким подражанием великому поэту, выраженным в хулиганской форме, не лишенной яркой экспрессионной эмоциональности и глубоких чувственных откровений. Стихотворным размером произведения поэт выбирает форму пятистопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой в виде женской и мужской рифмы, а также разорванными фразами, которые переносятся на следующую строку. Применяя художественный прием гиперболизации, автор передает собственные ощущения посредством упоминания физиологических элементов бюст, виски, пломбы , через которые, с его точки зрения, познаются любовные страдания.
Анализ стихотворения «Диалог»
Стихотворение Бродского «Диалог» было написано в 1962 году. оно не так известно, как некоторые другие его произведения. Перед читателем диалог. И первая задача – это выяснить, кто является участниками. Ответ на этот вопрос содержится в словах «Уйми его, Боже, уйми». Отсюда очевидно, что в этом стихотворении идет разговор человека с Богом. Бог слушает его слова, однако этому сильно мешает ветер.
Замечание 2
В начальных строках этого стихотворения видна ситуация нарушения коммуникации.
Очевидно, что в стихотворении говорится о чьей-то смерти, причем последние слова, сказанные Богом: «Птицей, птицей он был» являются свидетельством того, что речь идет о поэте. Хорошо известно, что птица в творчестве Иосифа Бродского – постоянная метафора, которая указывает на поэта. И ясно, что в этом стихотворении речь идет о смерти какого-то талантливого, выдающегося стихотворца. Произведение было написано 6 июня 1962 года. И возможно, это может как-то прояснить ситуацию, так как эта дата – день рождения А. С. Пушкина. Однако то, что в дальнейшем говорится об этом поэте: «Все, что он сделал: крылья птице чёрной одной». То есть, это единственное действо является главным достижением умершего поэта, но в таком случае вряд ли речь идет о Пушкине.
Многие исследователи творчества Бродского склоняются к тому, что скорее всего в стихотворении «Диалог» речь идет об Эдгаре По, авторе знаменитого произведения «Ворон», которое породило огромное количество вариаций и подражаний. А «сотни внучат» умершего стихотворца – это те, кто находятся под влиянием произведения По.
Читателю, который не знает о религиозных взглядах Бродского, после знакомства со стихотворением «Диалог» могло бы показаться, что оно написано человеком глубоко верующим. Бродский с большим удовольствием создает такую иллюзию, словно примеряя на себя этот актант и задавая самому себе вопрос: что бы было, если б у меня была такая вера?
Стихотворение «Диалог» крайне загадочно. А балладная интонация произведения напоминает английскую поэзию.
Анализ стихотворения «Сонет» Бродского
Произведение «Сонет» Иосифа Александровича Бродского – почти заклинание быть сильным, все вынести, выжить.
Стихотворение создано примерно в 1962 году. Поэт молод, встретил свою любовь М. Басманову, уже приобрел известность (для советских властей – скандальную), заводит литературные знакомства. Он также дебютировал в печати, отдав одно стихотворение в детский журнал. «Сонет» можно назвать во многом пророческим произведением. Спустя всего лишь пару лет поэт столкнется с судебным преследованием, шельмованием, принудительной психиатрической экспертизой, а затем – и вынужденной эмиграцией. Собственно, сонет – форма лирического стихотворения, ставшая классической в 14 веке. Состоит из четырнадцати строк, с особой системой строфики и рифмовки. В русском стихосложении впервые применен В. Тредиаковским. В жанровом отношении – заклятье и крик о помощи одновременно, рифмовка перекрестная, в финале – типичный сонетный замок, вывод. В этот период поэт все чаще обращается к свободному стиху, неклассическим размерам. Интонация требовательная, в повелительном наклонении. Ее внешняя безэмоциональность сочетается с внутренним напряжением. Стихи переполняют лексические повторы, чеканность которых создана в том числе звукописью. Обращений нет, себя автор также явно не обозначает. Адресуется он не столько к конкретному человеку, а ко всем, кто находится в трудном положении. Более того, и к самому себе. Если нужно – «переживи вновь». Есть беды циклические, накатывающие, как волны, раз за разом. Как «пляшущий снег», который, растаяв, возвращается следующей зимой. «Снег снов»: метафора и пример аллитерации. В сущности, удары судьбы – часть фантасмагории жизни, туман, который то сгущается, то рассеивается. Второе четверостишие открывает та же анафора. «Углы»: нет своего дома, или же он стал углом, чтобы просто провести ночь. «Углом»: не сдавайся, не теряй себя, ершись, будь острым, если ты таков. «Узлы между добром и злом»: чтобы одно не перетекало в другое, ясно различать грань. «Миг и век»: по сути, это одно и то же. «Крик и смех»: брань и насмешки. За то, что ты другой, не вписываешься в рамки. «Стих»: обращение к собрату-литератору. Финал завершается первой строкой. Возвратность строк – черта сонетной формы.
В ранней лирике И. Бродского звучит мотив сопротивления, душевного противостояния, борьбы за свою идентичность.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Образ лирического героя
Далее поэт приводит ряд черт, которые характеризуют главного героя: говорит, что черты его лица всегда тверды и чужды любой беде, но также «чужды любой среде». Таким образом, он констатирует собственную противоречивость, анализирует свою сущность и делает это с крайним скептицизмом.
В предпоследней строфе читаем, что лирический герой — одновременно Лот и его супруга. Здесь видна отсылка к известной библейской легенде. Лот – благородный человек, спасшийся из разоренного Содома. Уйти из города подсказали ангелы. Лот сделал это вместе со своей женой и дочерьми. Однако супруга все равно погибла. Она, нарушив наставления, посмотрела назад, чтобы еще раз взглянуть на покинутый город, после чего обратилась в соляной столб.
Первыми двумя строками поэт хочет сказать, что не надо искать причину своих бед в окружающем мире и что вина в тебе самом. Возможно, можно трактовать эту отсылку на легенду как параллель с его душевным состоянием, то есть он одновременно идет вперед, но и не может не обернуться назад, что его убивает.
Анализ семантического пространства текста
Ключевые слова: ниоткуда, любовь (с любовью, любил), черты (черты лица, твои черты), ночь (ночью). В тексте встречаются слова одной тематической группы: ниоткуда, ничей; ночь, темнота; а также слова-клише эпистолярного стиля: дорогой, уважаемый, милая, ваш верный друг, сказано ниже.
Базовым концептом является понятие «ниоткуда». Структура первой строки, содержащее номинацию концепта, представляет собой клише эпистолярного стиля, но доведённого до абсурда. Начало стихотворения представляет собой скорее окончание некоего письма. (Стандартная подпись, например, такова: «Иванов Иван Иванович, из Нефтекамска с любовью / с уважением / с почтением. 13 февраля 2010 года.) Лирический герой стихотворения обращается к адресату из «ниоткуда». Это «ниоткуда» имеет вполне конкретное, но абстрагированное и суженое до предела пространство. «Ниоткуда» – это место на одном «из пяти континентов, держащегося на ковбоях», «за морями, которым конца и края», в «уснувшей долине, на самом дне», в городке, «занесённом снегом по ручку двери» – а именно: простыня. Это «ниоткуда» находится в абстрактном месте, удалённом из реальности (в реальном мире Земли шесть континентов, а не пять, хотя автором под этим континентом явно подразумевается Северная Америка) и из мира Божьего: лирический герой «дальше теперь от тебя, чем от них обоих» . «Ниоткуда» – т.е. из безвестности, из пустоты, из чего-то такого, что не воспринимается лирическим героем как физическое пространство; шире: то, что отвергается лирическим героем как реальность, несмотря на факты (топографические координаты). Т.о., можно считать, что «ниоткуда» – вполне реальное место, но оно не воспринимается таковым лирическим героем, не принимается им в полной мере. Из реальных (для лирического героя) в его окружении только простыня и подушка.
Концептуальное пространство данного текста – конкретное, предметное; но с точки зрения лирического героя – абстрактное, бытийное.
Структура концептуального поля «ниоткуда» организуется ядерными и периферийными компонентами.
К ядерным компонентам относится система лексико-семантических вариантов концепта «ниоткуда», формируемая гиперсемой «направление»: «с одного / из пяти континентов», «дальше теперь от тебя», «за морями». Словообразовательное гнездо с исходным именем концепта и этимологические знания об имени концепта в тексте не наблюдаются.
Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через перечисление топографических данных (перечисление как основная особенность «больших» стихотворений – особого жанра, изобретённого Бродским – характерна для значительной части его лирики; ср. перечисление обращений во второй строке: дорогой, уважаемый, милая). Но топография противоречива: обладая реальностью, она в то же время как реальная не воспринимается (точнее, нарочно отвергается лирическим героем, т.е. лирическому герою свойственна амбивалентность).