Влияние произведения на современную литературу
Влияние «Первого снега» ощущается в различных аспектах современной поэзии. Прежде всего, стихотворение Рубцова стало образцом для множества поэтов, которые стремятся передать атмосферу зимы, холода и таинственности первого снега. Однако, в то же время, произведение не является просто описанием пейзажа, оно открывает глубокие эмоциональные переживания, связанные со сменой времен года и символизмом снега. Это отношение к природе и окружающему миру стало важным вдохновением и для других поэтов.
Кроме того, «Первый снег» Рубцова оказал влияние на развитие темы отношений между людьми и их эмоционального состояния. В стихотворении присутствует глубокая трагика и меланхолия, что позволяет читателю почувствовать и размышлять о собственных чувствах и переживаниях. Это написание о самой жизни и ощущении ее краткости стало характерным чертой современной литературы, и многие писатели черпают вдохновение из искусства Рубцова.
Наконец, «Первый снег» стал одним из первых стихотворений, которое в полной мере выразило настроение эпохи, ее особенности и противоречия. В нем присутствует критическое отношение к современности и жизни в тот момент, а это является важным аспектом в развитии современной литературы. Многие авторы и поэты последующих поколений черпали вдохновение из «Первого снега», чтобы выразить свою позицию и поделиться своими мыслями о мире.
Таким образом, произведение «Первый снег» Станислава Рубцова оказало непрерывное влияние на современную литературу. Оно стало важным вехом в развитии тематики, эмоциональности и символизма, а также помогло многим авторам выразить свои мысли и чувства.
Встречи-расставания в лирике Н. Рубцова
На тёмном разъезде разлуки
И в тёмном печальном авто
Я слышу печальные звуки,
Которых не слышит никто…
Горьки встречи и расставания Рубцова! Как и дороги его… «Дорожная мука» и
«грустное таинство» расставания – лейтмотив его стихотворений. Щемящая, совсем
не радостная нотка их задана поэтом ещё в 1957 году в его стихотворении
«Воспоминание», посвящённого им брату:
Помню, луна смотрела в окно.
Роса блестела на ветке.
Помню, мы брали в ларьке вино
И после пили в беседке.
Ты говорил, что покинешь дом,
Что жизнь у тебя в тумане,
Словно о прошлом, играл потом
«Вальс цветов» на баяне.
Помню я дождь и грязь на дворе,
Вечер тёмный, беззвёздный,
Собака лаяла в конуре,
И глухо шумели сосны…
Какое рубцовское, осеннее: «дождь и грязь», «в тумане», «вечер тёмный
беззвёздный». В каждой строке раннего этого стихотворения виден будущий
сложившийся Рубцов. Грозен и тревожен путь к друзьям, к дому, к близким.
Радостны и пленительны краткие встречи и печальны расставания. Да и в самих этих
тайных вечерях друзей таится уже, созрело зерно разлуки, зерно близкого и
тревожного одиночества: «Повеселились с грустными глазами». Заметьте: светел и
возвышающ безлюдный пейзаж, а трагические нотки вносит присутствие родных людей,
друзей.
Вот в «Старой дороге», насёленной призраками пилигримов, «прошедших
поколений», воображаемых, почти сказочных всадников, душа поэта светла. Она,
«как лист звенит, перекликаясь, со всей звенящей солнечной листвой». В одиноком
пути до Устюга «через город Тотьму и леса» у поэта – «неплохая в жизни полоса!»
Только, пожалуй, как исключение, в «Дорожной элегии» – «страшно немного без
света, без друга»… Покоя, внутренней гармонии не хватает, даже находясь рядом с
«хорошим давним другом» («Зелёные цветы»).
В шумном празднике, в редкой, порой внезапной дружеской встрече поэт слышит
«печальные звуки, которых не слышит никто». Это – ведущая мелодия
встреч-расставаний.
Когда опять на мокрый дикий ветер
Выходим мы, подняв воротники,
Каким-то грустным таинством на свете
У тёмных волн, в фонарном тусклом свете
Пройдёт прощанье наше у реки.
Согласитесь, зябко и душу словно прищемили. Действительно, как в тайной
вечере… Последнее что-то переживаем и мы вместе с поэтом.
Так же, по сути, трагичны или печальны встречи с любимым человеком:
Поздно ночью откроется дверь.
Невесёлая будет минута.
У порога я встану, как зверь,
Захотевший любви и уюта.
Не случается встречи… и лирический герой уходит в тягостное, жутковатое,
лесное, мрачное, тревожное… Уходит «неприкаянный». И в мыслимой встрече в
«Прощальной песне» о том же:
Ты не знаешь, как ночью по тропам
За спиною, куда ни пойду,
Чей-то злой, настигающий топот
Всё мне слышится словно в бреду.
Да и в возвращении любимой в родной дом: — «в мокрых вихрях столько блажи,
//столько холода в пейзаже //с тёмным домом впереди».
А при каких исключительных обстоятельствах происходят эти встречи-расставания!
Иногда лирический герой на грани жизни и смерти, как в «Русском огоньке»,
например: «Один живой в бескрайнем мёртвом поле!» И вот, кажется, везёт,
подхватывают тебя проезжающие машины, но: – «Какая зловещая трасса! //Какая
суровая быль!»
Поэтому-то мне и «мерещится всюду драма», отдают его короткие праздники вкусом
тайной вечери…
Судьба стихотворения
Первый снег был восторженно принят читателями и критиками, и вскоре стал одним из самых популярных стихотворений Рубцова. В нем поэт очаровательно описывает первый снегопад, создавая образы снежинок, которые приносят волшебство и радость в серую зимнюю природу.
Стихотворение было включено в поэтический сборник Рубцова «Журчание весны», который был опубликован в 1956 году. С тех пор Первый снег стал бессмертным произведением русской литературы, продолжая восхищать людей своей красотой и глубиной.
Время не смогло ослабить влияние этого стихотворения на читателей. Оно по-прежнему вызывает чувства теплоты, умиротворения и сопереживания. Каждая строка Рубцова наполнена эмоциональной силой и гармонией, что делает его произведение вечным и незабываемым.
СВЕТОВОЕ
Если внимательно собрать световую и цветовую лексику рубцовской поэзии, то
очевидно, что она демонстрирует нам предрасположенность к чистым тонам: белый
(19), тёмный (25), светлый (18), чёрный (10), жёлтый (13), чистый (9), зелёный
(10), синий, голубой, лазурный (13), красный и багряный (9), золотой и солнечный
(14), серый (5). Совсем почти неохоч поэт был к сложным живописным
прилагательным: их всего 6 в сборнике «Подорожники», Москва. «Молодая гвардия»,
1976): серебряно-янтарный, огнеликий, сказочно-огнистый, белоколонный,
златогривый, многоцветный.
Здесь почитатель поэзии века серебряного заскучает: Рубцов традиционен.
Присовокупим к перечисленному пару десятков кратких прилагательных тех же
тонов, редкое другое: тусклый, медный, рыжий, ясный, смутный, атласный, сияющий
и ещё несколько. Если всю эту палитру раскинуть по всему полю сборника, то
получится немного. Однако Николай Рубцов так умел распорядиться «скромным
багажом» световой лексики, что простые цвета у него наливаются то драматическим,
то умиротворённым, то ликующим…
Вот только первая строфа одного из самых его тревожных, «нервных», загадочных
стихотворений — «На ночлеге»:
Лошадь белая в поле тёмном.
Воет ветер, бурлит овраг,
Светит лампа в избе укромной,
Освещая осенний мрак.
Все существительные испытывают давления «света» или «мрака». А за внешней
простотой изложения – глубокий драматизм.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
Два стихотворения о снеге Рубцова и Анищенко
Есть у Михаила Анищенко стихотворение «Спасение», с посвящением Сергею
Морозову. Всякий, кто его прочитает, сразу припомнит «Выпал снег…» Николая
Рубцова. Прочитает и подивится внешней схожести и внутренней разности их.
Конечно, Анищенко шёл по следу Рубцова, как младший брат. Вбирать в себя и
переплавлять в своих стихах другие поэтические миры – вообще фирменная черта
Михаила Анищенко, дающаяся ему как никакому другому поэту. И здесь мы видим, как
поэт вбирает в себя мелодику и мотивы рубцовского стихотворения.
Шёл с вырубов с корзинкой брусники в руках и «раскачивал» внутри оба
стихотворения. Читал Рубцова – вспыхивал свет, читал «Спасение» – свет гас. Свет
внешний – не внутренний. Как будто лампочка на улице качалась от ветра, то
пропадая в тени, то снова являясь мне. Кажется, ни одного светового слова нет у
Рубцова, разве что «чистый» и «красотою древнерусской обновился городок».
Пожалуй, ещё и «храм Софии» (а если ещё и бывал в Вологде в зимний денёк и в
снегопад!). И всё-таки очистительный свет плещет вам в душу! От него легко, как
от воображаемого выпитого вина («словно выпил я вина»). Световая гамма Анищенко
поплотней, появственней: «на склоне дня», «во мгле», «ночь», «в аду» (правда, мы
ничего не знаем о последнем, но, согласитесь, всем «опытом» культуры своей мы
связываем его с кромешной ночью). Я со смущённой улыбкой прокомментировал про
себя: у Рубцова предвкушение «вина» от нахлынувшей радости чистоты и света, как
это было у него после написания очередного шедевра, у Анищенко – освобождение от
«ада» пития: «Хорошо что я не запил // нынче с самого утра». «Спасение» – так он
называет своё стихотворение. Освежающий снег «ада». Временное избавление от мук:
«Так встречают снег и холод // лишь в России да в аду».
Хотя… это же временность счастья, ощущение его краткости – один из лейтмотивов
лирики Рубцова. Вот и здесь мелькнуло в конце – «Жизнь порой врачует душу». И
тут невольно возвращаешься к началу: «…и всё забылось, чем душа была полна»!
Тоже очень рубцовская черта, присущая, думаю, более чем 90 процентам его лирики.
Бинарность: свет – мрак. Эти внутренне-световые снижения окольцовывают то и
другое стихотворение, а внутри шедевров теснятся – «пленительно, как в детстве»,
«радостная весть», «сердцу хочется чудес», «врачует», «то-то славно на земле»,
«сердце проще вдруг забилось»… И всё-таки – простодушие, доверчивость Рубцова,
его «живое обнажённое русское чувство», а с другой стороны – предел, «умирание в
каждом стихотворении», бездна. «Ну и ладно! И добро» – вершит своё стихотворение
Рубцов, «Россией и адом» – Анищенко.
Невольно же, сразу, начинает звучать и «Первый снег» Анищенко, тоже идущий
ночью: «Здесь ночи из чёрного крепа, //И голос прощальный дрожит…//Зачем же он с
ясного неба // На тёмную землю бежит?» И ещё мне кажется, что внутреннее
пространство «Выпал снег…» Рубцова обращено к Миру – храму, городку, детям, всей
России, пространство Анищенко сжато сильнейшей судорогой личного, но предельно
мощного, пронзающего. Но по-другому, чем у Рубцова.
Выпал снег — и все забылось.
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось.
Словно выпил я вина.
Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Снег летит на храм Софии.
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Снег летит — гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.
СПАСЕНИЕ
Сергею Морозову
Первый снег ударил залпом.
Нету худа без добра.
Хорошо, что я не запил
Нынче с самого утра.
Было больно и тревожно,
А теперь, на склоне дня,
И представить невозможно –
Снег, идущий без меня.
Не мечталось о наследстве,
А оно летит с небес.
И пленительно, как в детстве,
Сердцу хочется чудес.
Снег идёт. Летит, как небыль.
Тихо светится во мгле.
Снова люди смотрят в небо…
То-то славно на земле!
Я давно уже не молод,
Но всю ночь стою в саду…
Так встречают снег и холод
Лишь в России да в аду.
стр.4 |
Оригинальное написание стихотворения
«Первый снег» — это не просто описание природного явления, это символ первых любовных переживаний и волнений. Стихотворение наполнено глубокими эмоциями и чувствами, которые Рубцов умел выразить с помощью ярких образов и удачного выбора слов.
В стихотворении автор использует преимущественно повествовательный ритм, что придает тексту особую мелодику и легкость. Он играет с ритмом и звучанием слов, создавая таким образом гармоничное и мелодичное произведение.
«Первый снег» — это не только описание природы, но и описание внутреннего состояния героя. В каждой строчке можно почувствовать его настроение, его радость и тревогу. Рубцов умел передать все нюансы этих эмоций, затрагивая струны читательской души.
Это стихотворение стало началом творческого пути Владимира Рубцова и показало его талант и потенциал. В «Первом снеге» прослеживается особый стиль автора, его способность видеть прекрасное даже в мелочах и умение передать это в своих произведениях. Данное произведение стало отправной точкой в его поэтическом творчестве и завоевало признание у читателей.
Строки стихотворения «Первый снег» заставляют задуматься о жизни, о любви и о том, как важно находить красоту в простых вещах. Это произведение до сих пор остается актуальным и дотрагивается сердец читателей
Биография Рубцова
В 1951 году Иван поступил в Шуховское педагогическое техникум. Он начал активно заниматься писательством ещё в учебные годы. В 1956 году Рубцов поступил на филологический факультет Московского педагогического института имени В. И. Ленина. В 1958 году было опубликовано его первое стихотворение «Мария». Он стал одним из студентов-поэтов «Шестидесятников», группы молодых поэтов, которая критиковала советскую систему.
Особое место в творчестве Рубцова занимает его поэма «Вольная песнь», опубликованная в 1961 году, в которой он обращается к проблемам существования и свободы личности в советском обществе. В 1963 году вышла его первая книга стихов «Тучи в голубом». В 1969 году Иван Рубцов получил звание лауреата Ленинской премии.
Творчество Рубцова отличается проникновенным и лирическим подходом к существенным проблемам жизни и смысла. В его стихотворениях часто возвращается мотив природы и осень – это аллюзия к его биографии, поскольку Рубцов скончался в результате аварии в день своего 35-летия. Поэт оставил после себя значительное наследие, и его стихи до сих пор находят отклик в сердцах читателей и являются неразрывной частью русской литературной культуры.
Развитие темы снега в других произведениях Рубцова
В стихотворении «Белые вершины» Рубцов использует образ снежных гор, чтобы передать ощущение величия и устремления. Величественные сугробы и заснеженные пики создают образ спокойствия и гармонии, вызывая у читателя чувство прекраса и восхищения перед мощью природы.
В другом стихотворении «С новым снегом» Рубцов обращается к теме снега в контексте новогодних праздников. Он описывает, как снежные хлопья принесли радость и волшебство в дом, создавая атмосферу тепла, любви и счастья. Тема снега здесь символизирует чистоту, свежесть и новое начало.
В стихотворении «Над метелью» Рубцов снова обращается к образу снега и метели, но уже с другой интонацией. Здесь он передает ощущение одиночества и печали, вызванных сильным метелевым снегопадом. Тема снега становится символом холода, чуждости и безнадежности.
Тема снега в произведениях Рубцова поражает своим разнообразием оттенков и эмоциональной глубиной. Он использует образы снега, чтобы передать различные настроения и эмоции, от радости и восхищения до грусти и безысходности. Таким образом, тема снега становится одним из ключевых мотивов в поэзии Рубцова, отображающим разные сферы человеческой жизни и эмоций.
РУБЦОВ И ЖЕМЧУЖНИКОВ
Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим
Слышен крик журавлей всё ясней и ясней…
Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим,
Из холодной страны, с обнаженных степей.
Вот уж близко летят и все громче рыдая,
Словно скорбную весть мне они принесли…
Из какого же вы неприветного края
Прилетели сюда на ночлег, журавли?..
Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,
Где уж савана ждет, холодея, земля
И где в голых лесах воет ветер унылый,-
То родимый мой край, то отчизна моя.
Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,
Вид угрюмый людей, вид печальный земли…
О, как больно душе, как мне хочется плакать!
Перестаньте рыдать надо мной, журавли!..
Прочитал вчера к ночи стихотворение Алексея Жемчужникова и понял, что Николай
Рубцов точно читал «Осенние журавли» и что его знаменитое «Журавли» написано как
отклик, как современное и абсолютно рубцовское продолжение лучших традиций
русской классической поэзии!
В обоих шедеврах по 16 строк и они не разбиты на отдельные строфы. Размер…
Поставлю рядом две первые строчки: «Меж болотных стволов красовался восток
огнеликий…» (Рубцов) – «Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим». Рубцов
музыкально делает концовку шире, свободней, а Жемчужников чуть сжимает дыхание
стиха
Обратите внимание на тематическую общность первых стихов поэтов: и там и
там вечер, пространственное начало – «сквозь» и «меж»
Главное, конечно, в родстве стихотворений в их глубочайшем общем настрое и
тематическом единстве, в которых можно найти массу общего! Достаточно назвать
ключевые слова «крик», «рыдание», «плач», которыми (обратите внимание снова!) –
приносят журавли «скорбную весть» (А.Ж.) и «срок увяданья возвещают» (Н.Р.). Лексически, «постановочно» некоторые стихи буквально перепевают другу друга:
«Вот уж близко летят» (А.Ж.) – «Вот летят, вот летят…» (Р.)
Лексически, «постановочно» некоторые стихи буквально перепевают другу друга:
«Вот уж близко летят» (А.Ж.) – «Вот летят, вот летят…» (Р.)
Печаль русского осеннего простора выражена при всей разнице слов, определяющих
её, – тоже едино: «забытость полей, «утраты знобящих полей», «увяданье» у
Рубцова, «Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть» у другого.
При всей градационной начинке стиха Жемчужникова рубцовские «утраты знобящих
полей» не уступают в печали…
Даже в знаках препинания есть несомненная перекличка: и там и тут три
эмоциональных вершения. Четыре стиха заканчиваются у поэтов многоточием. Они
по-разному расположены в структуре стихотворений, но всё же…
Также можно говорить и о глубокой поэтической трансформации нашим
современником «высокого полёта» птиц. Например, пристальное прописывание «гордых
прославленных птиц» или акцент на соборном взгляде с Земли (Руси) у Рубцова в
отличие от более субъективного (и чем-то стеснённого) у Жемчужникова
Но и это
– отдельная тема, как ни странно, только ещё раз обращает наше внимание на
перекличку поэтов
Даю и стихотворение Рубцова, чтобы было удобно.
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные клики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей —
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…
Анализ стихотворения Рубцова «Первый снег»
В произведении раннего периода творчества перед читателем предстает картина русской природы — гармоничной, торжественной и светлой.
Восхищение, которое задается с первым «ах», лишено шумной силы: это спокойное любование естественной красотой, рождающее у лирического героя умиротворенное настроение. Оно подтверждается неторопливым ритмом и сложным синтаксисом стихотворного текста. Замедляет движение и аллитерация: «замерзших руслах», «слегка гудящем». Она опирается на повторы глухих согласных, особенно шипящих — как отдельных, так и в сочетании с сонорными звуками.
Поэтом применяется метод смены плана, как при съемке кинофильма. В первой строфе читатель «видит» бескрайнюю зимнюю панораму. Во второй — средний, крупный и общий план следуют друг за другом: они соотносятся с сельским праздником, снежинками на гармони и видом «отдаленного берега», на котором появляется лось. В третьем четверостишии «камера» движется вместе с повозкой.
Неопределенно-личное «празднуют» отделяет лирического героя от сельских жителей, участвующих в гуляньях. Герой, который слышит лишь отголоски веселья, больше интересуется видами природы. В них преобладают белые оттенки, свет, блеск и тишина. Последнюю не нарушают даже скачущие кони: их образ лишен конкретики и скорее является символом воли, удали и свободного полета души. Показательно, что снег, вылетающий из-под копыт, сравнивается с белыми голубиными стаями.
Мотив движения, возникающий с образом конной упряжки, не противостоит мотиву покоя, заявленному в первой строфе. Плавный бег саней, подчиненный ритму падающего снега, не мешает неторопливому созерцанию.
Риторический вопрос, ставящий под сомнение необходимость подстегивать лошадей, появляется неслучайно. Герой противится попыткам разрушить умиротворенность, возникшую при виде прекрасного пейзажа, тронутого первыми холодами. Кольцевая композиция также подчинена идее гармонии: она придает законченность и усиливает музыкальное начало стихотворения.
Мотивы снега и света связаны между собой, они символизируют покой, внутреннее равновесие и надежду. Природное явление становится бесценным подарком для внимательного созерцателя и в позднем произведении «Выпал снег». Оно сходно по тематике, но содержит новые оттенки смысла: событие не только приносит радость, но излечивает душу, помогая забыть о былых тревогах.
В прошлом году я стала классным руководителем пятиклашек. Это второе моё классное руководство. Первых ребят любила очень, как-то даже не «по-учительски», как мама, переживала, как сложится у них жизнь после школы, на год от классного руководства отказалась. Всё первое – всегда незабываемое!
К новому классу привыкала долго, но и эти ребятки постепенно становятся родными. Класс активный, творческий. В любой проект включаются моментально. Каждый классный огонёк – театральное представление, песни, танцы, игры.
Хочется рассказать об одном интересно проведённом незапланированном мероприятии, на котором я смогла реализовать учебно-воспитательные задачи: развитие речи, креативного мышления, укрепление здоровья учащихся, сплочённости ученического коллектива. Буду рада, если мой опыт кому-нибудь пригодится.
Отплытие
Одно из самых волнующих для меня стихотворений Рубцова – «Отплытие». Я не
шутя считаю его шедевром и одним из самых лучших его произведений. Первая же
строчка бросает в родное: «Размытый путь. Кривые тополя». Кстати, поэт
достаточно часто обращался в начале своих стихотворений к форме назывного
предложения. У вас ведь, наверное, сразу же зазвучало его же: «Высокий дуб.
Глубокая вода» – один к одному. А «Тихая моя родина! // Ивы, река, соловьи…»?
Или – «Лошадь белая в поле тёмном»?… Ключевые стихотворения. Шедевры. Так вот,
меня первая строчка почему-то обращает к некоторым полотнам русских пейзажистов
– в первую очередь, наверное, к Саврасову. Мерцающие лужи дорог, грязные колеи,
раздетые осенью, грустные деревья по обочинам бездорожья… «Была пора отлёта». А
дальше… загадочное ведь совершенно: «И вот я встал и вышел за ворота, //Где
простирались жёлтые поля…». Что-то вне конкретной предметики. Вне быта. Вне
места. Вне дома. Платоновское грустное пространство русской равнины. Ворота
выходят в неё, в мир, а не на деревенскую улицу. А «жёлтые поля», простирающиеся
за шагом в мир, это никак не рожь, скажем, по логике стихотворения и строфы, а
его же «поблекшие травы луга». Осеннее, грустное пространство русской равнины.
Следующий шаг – тоже вне пространства, неопределённости: «И вдаль пошёл…». Звуки
печали сопровождают лирического героя: крики перелётных птиц, «гудок чужой
земли, гудок разлуки!» В них такая нам знакомая у поэта «тоска»: «…тоскливо
пел». Волнение пути, тревога дороги, печаль «дорожной смуты».
«Я ни о чём ещё не сожалел…» – так завершается вторая строфа, и право, она
только добавляет грусти, но не объясняет нам – «о чём»?
Следующие две строфы (совершенно потрясающие!) с огромной силой пробуждают в
нас тайну отплытия на больших северных реках: скрип дебаркадера, плеск холодно
мерцающей воды, её шлепание по доскам пристани, качающиеся и скрипящие трапы,
смутные силуэты «хмурых» матросов, молчаливые и усталые пассажиры, летящие в
воду окурки, шаркание ног, пугающий бряк цепи трапа, резкий гудок теплохода,
блики света на чёрной воде, бурлящая у винта вода, глухое урчание мотора.
Наверное, только пьяный и счастливый человек не будет затронут тайной, магией
отплытия…
И дальше молния, яркий прочерк чувства, его ослепляющая сердце вспышка:
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Вот она – причина сожаления! Встречи-расставания… Всегдашний налёт боли
сердечной, тоски. Одиночество среди русской равнины, северной реки, времени
«распада» – так им любимой и воспетой осени… Отрывание от родного, нажитого,
уютного к неясному контуру «мглистой юности». По сути же – в неизвестность.
Какой зыбкий ориентир – «мглистый берег юности»! Где он? Вы знаете?
Щемящее стихотворение! Равное другому шедевру – «На ночлеге», столь же
магическому, таинственному, вызывающему в душе дрожную волну воспоминаний…
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум — была пора отлёта.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались жёлтые поля,
И вдаль пошёл… Вдали тоскливо пел
Гудок чужой земли, гудок разлуки!
Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,
Я ни о чём ещё не сожалел…
Была суровой пристань в поздний час.
Искрясь, во тьме горели папиросы,
И трап стонал, и хмурые матросы
Устало поторапливали нас.
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Я уплывал… всё дальше… без оглядки
На мглистый берег юности своей.
Исторический контекст написания произведения
Строфы стихотворения «Первый снег» были написаны в 1962 году русским поэтом Андреем Вознесенским в эпоху Советского Союза. В это время в СССР происходили значительные социальные и политические изменения, а именно период после Сталинского времени и до распада СССР.
Во время написания стихотворения в стране продолжалась проводиться фанатичная политика развития социализма, осуществление коллективизации сельского хозяйства и строительства промышленных объектов. В литературе господствовало направление социалистического реализма, которое пропагандировало коммунистические идеалы и героическую образность.
Тема стихотворения «Первый снег» характеризует традиционный зимний пейзаж с романтическим акцентом и олицетворяет надежду на перемену, возможность нового начала. Именно эта тематика была ходовой на тот момент среди многих советских поэтов.
Таким образом, стихотворение «Первый снег» Андрея Вознесенского отображает дух времени и общественно-политические события в СССР в период «оттепели». Стихотворение стало символом смены эпох и новых надежд, которые всегда сопровождают промежуточные исторические периоды.