Введение
Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь..
Тема любви вечна и стара как мир. Не было еще ни одного выдающегося человека, который не затрагивал бы ее. Высоцкий — не исключение, поскольку было бы странным предположить, будто человек с такой страстной натурой и с таким богатым личным опытом смог бы обойти сию тему стороной. Личная жизнь Владимира Семёновича была настолько сложной, что она самым непосредственным образом отразилась в его творчестве. Высоцкий — автор с сильной автобиографической, исповедальной жилкой… Многие говорят о том, что для творчества Владимира Высоцкого не было запретных тем, а его любовная лирика это открытый, отчаянный крик о собственных чувствах и переживаниях. Но сам поэт не любил говорить о своей любви, не любил рассказывать о ней какие-нибудь подробности, но многое можно понять из его лирики душевной и откровенной. Кроме того, все те черты личности и стиля, которые столь ярко характеризуют Высоцкого, так или иначе наложили свой отпечаток на творческое отражение всей интересующей нас проблематики.
Выбранная тема исследования представляется актуальной в связи с 80-летием со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого, которое отмечалось в 2020 году.
Проблема работы: является ли любовная лирика Высоцкого однородной или она многогранна?
Объект исследования: любовная лирика Высоцкого.
Предмет изучения: разнообразие форм изображения в любовной лирике Высоцкого.
Цель проекта – доказать, что тема любви в творчестве Высоцкого многогранна.
В связи с выдвинутой проблемой и поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1) показать разнообразие любовной лирики Высоцкого в связи с ее содержанием;
2) раскрыть особенности любовной лирики Высоцкого.
Метод: при изучении лирики Высоцкого был использован метод сравнительного анализа.
Книга: Суворов Д.В. Галактика Высоцкого. – Екатеринбург, 2008.
Практическая база. Анализ стихотворных текстов был произведен по сборнику Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. — Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993.
Гипотеза исследования: многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
История создания «Песни о друге» Высоцкого
Это музыкальное произведение В.С. Высоцкого стало одним из ключевых в кинофильме «Вертикаль» С.С. Говорухина и Б.В. Дурова. Данная кинокартина содержит в себе несколько музыкальных композиций Высоцкого, многие из которых стали очень популярны и были буквально разобраны на цитаты. Сама песня в исполнении Владимира Высоцкого длится всего две с половиной минуты, но эти минуты остаются по сей день волнующими и важными в сердцах многих людей, которые прониклись этой музыкальной композицией. История «Песни о друге» сложилась благодаря разговору Высоцкого с консультантом кинофильма «Вертикаль», профессиональным альпинистом Леонидом Елисеевым. Последний поведал поэту историю восхождения группы альпинистов из шести человек, которая попала под обрыв скалы. По нелепой случайности из-за паники одного из альпинистов вся команда оказалась на краю гибели. И лишь по счастливой случайности всей команде удалось благополучно совершить восхождение. Подробный и пронзительный рассказ Елисеева, а также романтизм горной тематики побудили Высоцкого к написанию песни о дружбе, ведь как не на краю гибели можно познать силу человеческих отношений?
Кем же друг оказался вдруг?
И тут же мы наблюдаем чудесное преображение. Если с первым образом «слабака» уже всё понятно, то суть настоящего друга нам ещё предстоит узнать. Мы видим, что этот человек силён не менее, чем тот, кто его проверяет, что он способен быть даже сильнее своего товарища. Ему можно доверить многое, даже собственную жизнь. Это верный друг, способный не просто покорить вершину, а взойти на неё вместе, как бы это ни было трудно. Именно момент тяжести решает, быть дружбе или не быть. Закалится ли она и станет крепкой, нерушимой, или же просто лопнет, как мыльный пузырь. Этот смысл и доносит до нас В.С. Высоцкий, производя сравнение между двумя характерами.
В заключение хочется ещё отметить пятую строчку песни – «Парня в горы тяни – рискни». Она кажется мне наиболее примечательной. В ней есть та прекрасная вера в человека, которая позволяет и по сей день познавать людей. Высоцкий призывает, несмотря ни на какие обстоятельства, всегда давать «парню» шанс, чтобы он мог показать, чего стоит и какого отношения заслуживает. Здесь заключено стремление к вере в человеческий характер наперекор возможным неудачам, предательствам, ошибкам. И для памяти В.С. Высоцкого наилучшим подарком будет сохранение этой тенденции в сердцах будущих поколений.
Военная тема
Лирика Высоцкого тем и примечательно, что любую поднятую в ней тему, поэт пропускает через себя, переживает ее полноценно, не жалея самого себя. О войне Высоцкий говорил, что он отдает дань той эпохи и тем людям, которые прошли этот ужас в своих песнях и стихах, что для него это долг перед самим собой, ведь последующие поколения живут лишь благодаря тем, кто самоотверженно отдал свои жизни на войне.
Причем его военная лирика полна ассоциаций, и поэт говорит об обобщенном явлении войны, которое затрагивает каждую личность. Знаменитыми произведениями Высоцкого на тему войны являются «Песня о летчике», «На братских могилах…», «Мы вращаем Землю».
Эти песни о долге и чести, о той суровой действительности жестокой войны, на которой приходится быть смелым, отважным и решительным. Владимир Высоцкий описывал ощущение войны с такой точностью и душевностью, что перед глазами слушателей становились настоящие военные картины.
Поэт тем и парадоксален, что он практически заставляет людей задумываться о таких важных жизненных понятиях, как преданность, долг, любовь к жизни и Родине, о настоящей дружбе и любви.
Жанр и композиция
Данное стихотворение относится к гражданской лирике, написано в жанре элегии.
Композиционно текст делится на несколько частей. В каждом из 4-х катренов обозначена своя тема и идея, которые объединены общей мыслью о необходимости помнить героев своего Отечества.
1 строфа построена чётко, кратко, строго. Благодаря использованию неопределённо-личных предложений автор показывает огромный масштаб трагедии, подчёркивает особое отношение к месту массового захоронения. Он говорит о традициях, которые соблюдаются при посещении памятника: сюда приносят цветы, здесь горит Вечный огонь.
2 строфа начинается с метафоры, передающей накал событий. Высоцкий использует антитезу, основанную на том, что было/ что есть. Он показывает общность трагедии, отсутствие «персональной судьбы». Здесь прослеживается единение народа перед вражеской угрозой.
3 строфа начинается с противопоставления. В неё переходит образ Вечного огня, что создаёт ощущение кольцевой композиции. Использованная поэтом анафора «горящий», ряд однородных членов, указывает, что огонь войны перевоплощается в незатухающее никогда пламя, символизирующее вечную память.
4 строфа заканчивается риторическим вопросом. Ответ на него понятен каждому: трагедия страны общая для всех, помнить о ней должен любой из потомков тех солдат, которые безымянными лежат в «братских могилах». Забыть о ней – значит совершить предательство по отношению к ним.
Анализ стихотворения ,, На братских могилах не ставят крестов Пожалуйста, срочно
Анализ стихотворения ,, На братских могилах не ставят крестов
Пожалуйста, безотлагательно надобно .
- Леонид Соторов
- Литература
- 2019-06-30 17:15:01
- 1
Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением Братские могилы, которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий нередко писал о войне, писал глубоко и проникновенно, желая сам никогда в боевых деяниях не участвовал. Секрет такой проникновенности, таковой яркости образов, кроется в невозможном ощущенье гражданственности поэта.
Композиционно стихотворение состоит из 4 катренов. Не считая того, повторение первых 2-ух исходных строф в конце стихотворения показывает на то, что композиция кольцевая
Таковой тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве
Сюжет поэтического творения
Как такого сюжета нет. На первом плане переживания пота. Его собственное, личное, переосмысление событий.
Ритм и интонация
Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте находятся многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют уникальный поэтический мир творенья.
Детализированный разбор катренов1 катрен
Строчки первого катрена очень лаконичные, требовательные, точные. Практически в каждой строке находится глагол (ставят, плачут, приносят, поджигают), с подмогою которого появляется фонетически верная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-собственные. Это подчеркивает масштабность произошедшей катастрофы – братские могилы, бойцы без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с подмогою этого приема подчеркивается особенность места – нет крестов, нужен особенный памятник, особенный знак памяти Постоянный огнь, тут не вопят, так как боль утраты так велика, что можно только молчком тосковать, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, создатель старается пробудить в чтеце эмоции, вынудить вспомнить и сопереживать.
С поддержкою метафоры (земля вставала на дыбы) создатель пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также тут есть противопоставление (фонетически достигается с подмогою забавы глаголов в одной строке он есть, а в иной нет). Сначала шум и грохот, а позже тишина могильных плит. В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, акцентированная моноритмом разные судьбы соединяются в одну. Также в 2-ух заключительных строфах присутствует аллитерация и ассонанс.
В третьем катерне на фронтальный план выдвигается слово пламенеющий. С подмогою этого слова создается основной образ, вида Постоянного огня, в котором мерцают блики горящих хат и пламенеющих сердец боец, погибающих за свою Отчизну.
В заключительном катрене важно направить внимание на вопрос. Вопрос не просит ответа, ответ ясен. Вопрос занимает главную, сильную позицию в тексте
Разумеешь, что бойцы ушли юными, сгорели в пламени войны, но предать их память невероятно
Вопрос занимает главную, сильную позицию в тексте. Разумеешь, что бойцы ушли юными, сгорели в пламени войны, но предать их память невероятно.
http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/cypkajkina-obraz-vojny-v-tvorchestve-vysockogo.htmhttp://infourok.ru/tema-voyni-v-poezii-visockogo-2580210.htmlhttp://obrazovalka.com/qa/literatura/8584643-analiz-stihotvorenija-na-bratskih-mogilah-ne-stavjat-krestov-pozhalujsta-srochno.html
голоса
Рейтинг статьи
Идея в стихотворении «Если друг оказался вдруг»
Часто мы слышим: «Друзья познаются в беде», «Друг проверяется делом». И это абсолютно верно. В.С. Высоцкий в своей музыкальной композиции настолько пронзительно доносит суть человеческой дружбы, что все необходимые дополнения и прилагательные сами собой приходят в голову
Что совершенно неважно, сколько воды утекло между людьми, сколько добрых слов они сказали в адрес друг друга. Не столь важны и материальные блага, которыми друзья одарились взаимно
Если между ними есть поступки, которые проверили их дружбу, то качество их взаимоотношений, а самое главное, доверие между ними приумножится. «Значит, как на себя самого, положись на него» — это конечная цель. Тот уровень взаимопонимания между людьми, когда они становятся едиными опорами одного моста под названием «Дружба» через реку, имя которой «Жизнь». И она будет полна подобных испытаний, которые время от времени будут проверять на прочность силу их отношений.
Средства выразительности в «Песне о друге»
Стихотворение содержит в себе различные выразительные средства. Фонетическая анафора, использованная в самой первой строчке, ставшей «крылатой фразой», усиливает её звучание и вводит читателя в суть песни
Эпитеты присутствуют в достаточном количестве, чтобы обеспечить сравнение трусливого и малодушного образа героя с образом храброго и отважного покорителя вершин. Использование сравнений также объясняет стремление автора провести границу между положительным и отрицательным героями
Несколько умело вкраплённых метафор также добавляют красок к образам героев. Творчеству Высоцкого также свойственна некоторая грубость, которая выражается в усилении твёрдых согласных звуков в процессе исполнения песен. Таким образом, автор придавал своим произведениям большую выразительность и натуралистичность.