Анализ стихотворения «признание» (а.с. пушкин)

«признание», анализ стихотворения александра пушкина

Содержание произведения

Стих «Признание» Державина написан всего лишь одной строфой, размер которой — 32 строки. Условно его можно разделить на 3 части:

  1. Начинается повествование с рассуждений лирического героя, что он никогда не умел важничать и лицемерить, а в других людях больше всего ценил искренность, порядочность, душевность. Эти качества он старался всячески культивировать и развивать в себе, что характеризует его как человека честного и трудолюбивого.
  2. Во второй части автор рассуждает о своей роли как поэта. Он рассказывает, что свой гений считает даром богов, а стихи пишет с целью «передать потомкам» урок о великих делах их предков. Там же поэт рассказывает о своей преданности родине, желании служить ей. Одновременно он продолжает делать акцент на честности, считая, что должен высказать правду не только народу, но и высокопоставленным вельможам, духовенству и даже правителям.
  3. В последней третьей части герой говорит о своих недостатках и слабостях. Именно благодаря ей стихотворение называется признанием. Автор рассказывает, что ему не чужда ни слабость к женщинам, ни тяга к светским удовольствиям, рассуждает о взлётах и падениях, неизбежных в любой жизни.

Анализ стихотворения «Признание» А.С. Пушкина

В 1824 году за вольнодумство и резкие суждения о царе Александр Сергеевич Пушкин был сослан в село Михайловское в имение своей матери. По словам самого писателя, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой, но все это нравилось мне недолго». Ему предстояло провести в поместье долгих два года.

Друзья поэта опасались, что уединение в деревне станет губительным для поэта. Но их страхи были напрасными. Писатель много работал, размышлял, быстро свёл знакомства с соседями по имению. Стал часто бывать у помещицы П.А. Осиповой в Тригорском. Именно там он встретил Александру Осипову (Алину), которой посвятил одно из самых известных своих стихотворений о любви — «Признание».


Александра Осипова приходилась падчерицей хозяйке поместья Прасковье Александровне Осиповой. Сашенька восхитительно играла на фортепьяно, была весьма артистична, нрава весёлого, чувственна и кокетлива. Во время появления в их доме поэта она была увлечена своим сводным братом Алексеем Вульфом, отношения с которым давно перестали быть романтическими. Любовники ругались, расставались, но неизбежно опять сближались. Этот роман длился годами.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Стихотворение «Признание» начинается с чувственных строк неподдельной страсти поэта к тригорской красавице:

В следующих строках, поэт молит о любви Алину, прекрасно понимая, что поступает глупо:

Поэт догадывался, что чувства его безответны. Сердце прекрасной Алины занято. Он знал о ее романе с Алексеем Вульфом:

Поэт любил женщин, был натурой страстной и влюбчивой. Возникает вопрос, под влиянием каких чувств написал своё «Признание» Пушкин, была ли это искра пылкой влюблённости, или любовь в «силу привычки»? Пушкинисты склоняются к тому, что всё-таки любовь поэта к Алине Осиповой была только лишь капризом писателя:

Все произведение пронизано строками любовного признания поэта к тригорской красавице, но последнее четверостишие всё-таки заставляет читателя с улыбкой отнестись к чувствам писателя:

Я сам обманываться рад! Поэт просит барышню об игре, не настаивая на серьёзности чувств к себе. Он подтрунивает над девушкой: «Мой ангел, я любви не стою!». Скорее всего, поэт относится к Алине как к очаровательному ребёнку:

«Признание» — это не элегия: несмотря на искренность писателя, в словах присутствует легкая ирония и тонкий юмор, никоим образом неоскорбительный для Алины.

Стихотворение датируется 1826 годом. Через несколько месяцев он покинет Михайловское. Поэт уедет, чтобы через несколько лет (в 1833 году) еще раз вернуться в родовое имение на похороны матери. Писатель будет просить Сашеньку Осипову о встречи, но просьба останется без ответа.

К тому времени Александра выйдет замуж за полицмейстера Петра Николаевича Беклешева. Этот брак не принесёт ей счастья. Роман с Алексеем Вульфом будет ещё продолжаться долгие годы. Поэт больше никогда не встретится со своей «мимолётной» музой, подарившей миру, может быть, одни из самых чувственных строк о любви.

Сравнение «Признания» с другими стихотворениями автора

Сравнивая «Признание» с другими стихотворениями Пушкина, можно заметить, что в нем автор использует меньше метафор и символов, чем в других своих произведениях. Например, в «Евгении Онегине» Пушкин использует множество метафор и символов, чтобы описать чувства героев и создать образы природы. В «Признании» же автор обращается к простым, но выразительным образам, таким как «сердце», «глаза», «душа». Это делает стихотворение более доступным для понимания и ближе к читателю. Однако, несмотря на отсутствие избыточных метафор и символов, «Признание» остается глубоким и эмоциональным произведением, которое до сих пор волнует сердца читателей.

А. С. Пушкин, «Признание»: анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин «Признание» написал в возрасте 27 лет. Это стихотворение посвящалось одной из его многочисленных муз – Александре Осиповой. Как и многие другие творческие люди, Пушкин имел чрезмерно влюбчивую и страстную натуру. Личные переживания помогали ему развиваться и переводить свое творчество на новый уровень. Каждому объекту своего обожания поэт посвящал многочисленные стихи. То время, когда Александр Сергеевич был очарован очередной музой, было для него самым лучшим и худшим одновременно, потому что на его чувства мало кто отвечал взаимностью, красавицы лишь дразнили мужчину, заставляя страдать и ревновать.

Именно одной такой неприступной возлюбленной посвятил Пушкин «Признание». Кому посвящено это стихотворение, интересует всех поклонников поэта, ведь он восхищался многими дамами. С одними девушками Александру Сергеевичу приходилось видеться довольно часто, с другими же судьба сводила лишь на короткое время и разлучала навсегда. Предпосылкой к написанию стихотворения стало отстранение Пушкина в 1824 году от государственной службы. Тогда его сослали в родовое поместье Михайловское за резкие и опрометчивые высказывания по отношению к царскому режиму. В усадьбе поэту пришлось провести два года, уезжать из поселка категорически запрещалось. Друзья и знакомые к опальному дворянину приезжали очень редко, поэтому Александр Сергеевич развлекал себя общением с соседями. Он часто наведывался в гости к овдовевшей помещице, у которой жила 19-летняя Александра Осипова. Пушкин «Признание» написал не сразу, а после двух лет знакомства с красавицей. Александра была приемной дочерью помещицы, поэтому чувствовала себя неуверенно и стесненно. Поэт часто играл с родными детьми соседки, а вот девушка в этих забавах не принимала никакого участия.

Стихотворение Пушкина «Признание» проникнуто искренними чувствами к красавице, поэт страдает от того, что не может поведать ей о своей любви. Он дорожит каждым мгновением, когда она рядом, смотрит на него или разговаривает. В то же время поэт понимает, что он не самая лучшая партия для юной красавицы, и она никогда не ответит на его чувства взаимностью, поэтому и просит хотя бы притвориться в благосклонности к нему.


Написал Пушкин «Признание» в 1826 году, но преподнести его своей избраннице так и не успел, потому что как раз в то время получил разрешение вернуться в Петербург. После расставания с объектом обожания поэт не забыл об Александре Осиповой. Он посвятил ей еще несколько романтичных и волнующих стихотворений. Только через 10 лет вновь в Михайловское возвращается Пушкин. «Признание» до этого времени так и не было прочитано Александрой, поэтому поэт обрадовался, когда узнал, что его муза гостит у мачехи.

Осипова получила короткую записку от Александра Сергеевича с просьбой задержаться на несколько дней, до того времени, пока он не приедет в поместье, но девушка ему не ответила. Александра удачно вышла замуж, поэтому ее не интересовали ни Пушкин, ни его стихи. Больше они нигде не пересекались и не встречались, но Осипова в истории литературы так и осталась одной из муз великого поэта.

Образ лирического героя

Лирический герой «Признания» — сам автор, потому понимание его характера — главный ключ к раскрытию произведения. В нём поэт подводит итог собственной жизни, рассказывает о себе — стих можно считать автобиографическим. Первым делом герой заявляет, что «не умеет притворяться» и «ценит честность превыше всего» и рассказывает, как никогда не терпел несправедливость и неверность родине, которые мог заметить. Это отражает личность автора при жизни.

Державин представляет себя как поэта, творящего на благо отечества и желающего сохранить память о великих героях и делах для потомков

Но одновременно с этим он уделяет внимание и простым людям, ценя индивидуальность каждого из них. Выстроив доверие с читателем, Державин признаётся, что был далёк от совершенства

Он освещает свои недостатки — чрезмерное увлечение женщинами, пристрастие к светским удовольствиям, споры с правительством. Это показывает его как человека смелого, не стесняющегося публично признать ошибки.

В раннем творчестве он восхищался императрицей Екатириной II, но когда стал её секретарём и узнал о государственных делах поближе, не смог сказать о ней почти ничего хорошего. Этот момент тоже кратко освещается в строках стиха («Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам») — поэт признаётся в разочаровании правителями, которые издалека казались безупречными. Бегло затрагивается и тема религии — автор упоминает свой талант как божий дар, но не заостряет на этом внимания.

Лирический герой не скрывает своего несовершенства — он доверительно рассуждает с воображаемыми собеседниками, что из себя представляет и как прошла его жизнь, признаётся в помыслах и желаниях, раскрывает тайны

Он понимает, что далеко не святой, но акцентирует внимание, что у всех людей есть изъяны — и свои он не боится признать

Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма

Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям

Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.

Художественное своеобразие произведения

С точки зрения звукописи, обращает на себя внимание аллитерация со звонкими согласными «б» и «д»: «люблю», «бешусь», «вдруг», «день». Они передают напряжённость момента, тревогу и решимость лирического героя

Когда он описывает возлюбленную, его речь становится похожей на шёлковый шёпот, благодаря аллитерации с «ш»: «Ваш лёгкий шаг, ваш платья шум».

Ассонансы с «о», «у», «э», «и» передают интонацию восторга и робкой просьбы.

Лексика стихотворения общеупотребительная, близкая к разговорной. Речь поэта обращена к юной девушке, а потому она естественна и проста.

Чувства автора красноречиво выдаёт синтаксис. Предложения сложные, с придаточными уступками и противительными отношениями. Так подчёркнут конфликт чувства и разума, внутреннего и внешнего.

Текст «Признания» изобилует вопросительными и восклицательными предложениями, обращёнными к предмету страсти героя.

Имеются предложения, вторая часть которых имеет значение следствия (они пишутся с тире). Они подчёркивают напряжённость момента, спонтанность высказывания.

Анализ стихотворения «Признание» Пушкина

А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.

Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».

При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».

Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой» или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.

Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.

В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».

Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Темы, проблемы

Темой данного стихотворения, как и многих других произведений автора, является неразделенная любовь лирического героя. Лирический герой страдает от своей любви, потому что с возлюбленной у них нет будущего. Он любит. Но любит не взаимно. Именно поэтому он испытывает мучения от разрывающего из нутрии его чувства.

В то же время он получает удовольствие от внимания возлюбленной, но это удовлетворение очень кратковременно.

Автор восхищается женской красотой, превознося её.

Александр Сергеевич был очень влюбчивым человеком, но в своих чувствах был очень честен. Если он любил – то любил всем сердцем, без утайки.

Он так же показывает то, что даже обман будет для него хоть кратковременным счастьем. Он понимает, что его чувства не взаимны, поскольку сердце возлюбленной принадлежит другому человеку. Лирический герой с состраданием смотрит на нее, поскольку понимает её состояние как никто другой. Ему жаль девушку, которая, как и он влюблена безответно.

Жанр, структура и композиция

Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:

  • стихотворение написано двустопным хореем;
  • используется перекрёстная рифмовка — классический вид, при котором рифма идёт через строку;
  • ударение на первый слог придаёт стиху особый ритм, подчёркивающий его двойственность — спокойные рассуждения смешиваются с пламенными признаниями;
  • часто употребляется местоимение «я», что создаёт дополнительный акцент на образе автора в виде лирического героя;
  • глаголы используется в прошедшем времени — этим автор подчёркивает, что стихотворение является кратким итогом его жизни, размышлениями о достигнутом.

Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.

Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.

Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.

Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:

  • духовное осмысление действительности — автор рассказывает о своём мировоззрении и системе ценностей;
  • сознание как отражение опыта;
  • призыв к действию путём попытки донести мировоззрение.

Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.

История создания

Стихотворение «Признание» было написано Пушкиным в 1826 году.

Находясь в Михайловской ссылке, поэт время от времени выбирался в гости к соседям в Тригорское, где проживала помещица Прасковья Александровна Осипова.

Умная, набожная и образованная женщина относилась к поэту с материнской теплотой.

В тексте содержатся намёки на счастливого соперника Пушкина, которым был Алексей Вульф. Их с Сашенькой уединённые прогулки и «разговоры в уголку вдвоём» были предметом ревнивого беспокойства поэта.

Александра не замечала Пушкина. Даже спустя годы, получив от него записку, тригорская муза не пожелала встретиться. Строки «Признания» так и не тронули её сердца, тем не менее, из-под пера поэта вышел шедевр русской любовной лирики.

Расшифровка основных метафор

Расшифровка основных метафор является важным этапом анализа стихотворения. Метафора – это перенос значения одного слова на другое, что позволяет создать образ, более яркий и выразительный, чем простое описание. В стихотворении «Признание» Пушкина можно выделить несколько основных метафор, которые помогают понять главную идею произведения.

Одной из таких метафор является метафора огня. Огонь в стихотворении символизирует страсть и любовь, которые охватывают героя. Он говорит о том, что его сердце горит огнем, что он не может унять свои чувства. Эта метафора помогает понять, что герой находится в состоянии сильной эмоциональной напряженности, что его чувства к девушке очень сильны и не поддаются контролю.

Еще одной важной метафорой является метафора моря. Море в стихотворении символизирует неизвестность и неопределенность, которые охватывают героя

Он говорит о том, что его душа, как море, полна тайн и загадок, что он не может понять свои чувства и разобраться в своих мыслях. Эта метафора помогает понять, что герой находится в состоянии внутреннего конфликта, что он не может определиться со своими чувствами и не знает, как поступить.

Таким образом, расшифровка основных метафор помогает понять главную идею стихотворения, а также позволяет увидеть скрытый смысл, который автор хотел заключить в своем произведении.

Средства выразительности

В плане художественных приёмов и средств выразительности стихотворение выделяется тем, что автор описывает всё очень реалистично. Он отказывается от привычной классицизму возвышенности и приукрашенных выражений, что редкость среди русской поэзии. Благодаря этому произведение кажется очень искренним и душевным, в нём нет напускного пафоса — Державин старается быть максимально откровенен с читателем, сблизиться с ним.

Особенностью стиха является сочетание словоформ «высокого» и «низкого» стилей: «сан» и «вельможа» соседствуют с просторечиями вроде «надуваться» и «брякнуть».

Дополнительную экспрессивность тексту придаёт высокая концентрация существительных и местоимений.

Свой посыл автор передал при помощи средств художественной выразительности:

  • метафоры — «сам был света обольщён»;
  • эпитеты — «важным», «властным», «громким», «беспристрастным»;
  • олицетворения — «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «со струн моих огонь летел»;
  • сравнения — цари «равны богам».

В своём философском стихе «Признание» Гавриил Романович Державин не только делится откровением с читателем, но и проводит глубокий самоанализ. Подводя итоги своей жизни, рассматривая творческие и политические достижения, он делится собственными мотивами и чувствами. Писатель не пытается приукрасить или возвысить себя, показывая лирического героя с человеческой стороны. В более широком смысле произведение также раскрывает темы смысла жизни и места человека в ней.

Жанр, размер

По жанру данное стихотворение относится к интимной лирике, поскольку раскрывает очень много личных подробностей, которые не принято выставлять на всеобщее обозрение. Здесь раскрываются те истинные чувства, которые присущи влюбленным.

Если брать во внимание литературное направление, то это – реализм. В стихотворении есть определенный сюжет, который постепенно развивается

Александр Сергеевич пишет стихотворение «Признание» четырехстопным ямбом. Рифмовку при этом он выбирает кольцевую, которая периодически чередуется с перекрестной. Рифмы присутствуют как женская, так и мужская.

Композиция

В данном произведении автор использует линейную композицию. То есть вся кульминация сосредоточена в самом начале произведения. Далее мы наблюдаем лишь развитие сюжета.

В этом стихотворении нет строф. Написано оно сплошным текстом, что так же указывает на любовное послание. Но если брать интонационно, то стихотворение можно разделить на девять четверостиший и одно пятистишие.

В первом четверостишье заложена кульминация произведения. Автор признается в своих чувствах, за которые ему самому стыдно, но он не в силах противится самому себе.

Со второго по девятое четверостишье мы можем видеть развитие сюжета. Здесь проглядывается и признание лирического героя, и его тоска. Так же, поскольку автор использует имя, мы можем догадываться, что произведение изначально писалось конкретному человеку. Пусть и не сразу автор признался в своих чувствах. Он оставил их лишь на бумаге. И только лишь спустя большое количество времени его сможет прочесть та, которой оно посвящалось.

В последнем пятистишье автор приводит нас к развязке.

Лирический герой не проявляет никаких решительных действий относительно любимой, но он больше не в состоянии держать внутри свои чувства. Именно поэтому он изливает их на бумагу. Здесь он уже не сдерживает себя и полностью выплескивает свои эмоции и переживания.

Стихотворение написано очень легко и читается на одном дыхании. Весь текст пронизан любовью и нежностью, которые лирический герой испытывает к своей возлюбленной. Он полностью раскрывает свою душу и свои чувства, «обнажаясь» перед читателем. Возможно, именно поэтому стихотворение так глубоко западает в душу, пробуждая у читателя собственные чувства, эмоции и переживания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: