Анализ стихотворения Признание Заболоцкого

Поэтика лирического 
цикла  «последняя любовь»  
н.а. заболоцкого | русский язык и литература  | учительский журнал

Образы и символы

В стихотворении «Завещание» Заболоцкий использует множество символов, которые по-своему влияют на раскрытие замысла произведения. Из них можно выделить следующие:

  1. Символ свечи. Образ свечи связан в сознании автора со смертью и началом новой жизни. Заболоцкий верит, что после того, как наступает конец, всегда следует продолжение – он превращается миллионы раз, взаимодействуя с природой и со стихией. Его прах суждено приютить природе. С другой стороны, свечу можно ассоциировать с надеждой. Если поэт упоминает, что она погаснет от его руки, можно отметить, что он сам является владельцем своей судьбы и может влиять на свою жизнь.
  2. Образ дуба. С этим символом мы знакомы еще из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». Там дуб приобретает такой же почти сакральный смысл – именно его видит князь Болконский и переосмысливает всю свою жизнь. Он является отражением изменений внутри его души. Дуб у Заболоцкого так же связан с его душой – именно в нем он надеется найти себе пристанище после смерти. Он символизирует вековую мудрость, а также надежность. Находясь под его листами, каждый может стать причастным к сознанию писателя.
  3. Образ дождя. Дождь у Заболоцкого связан с началом новой жизни. Именно он несет в себе энергию, которая, воплощаясь лишь в одной волшебной капле, готова оживить кристалл, которому жизнь не дана. Поэт и сам рано или поздно станет дождем и прольется на траву, даруя ей часть своей души.

Детство и юность

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий в Казани, недалеко от Кизической слободы 7 мая 1903 года. Отец будущего поэта, Алексей Агафонович, по профессии был агрономом, трудился управляющим на крупной ферме.

Мать, Лидия Андреевна, имела педагогическое образование, работала в местной школе учительницей.

Детство Николая прошло в селе Сернул, которое располагалось в Вятской губернии. Природа родины будущего поэта была удивительной, вдохновляющей, поэтому уже в детском возрасте он начал сочинять стихотворения. Учеба давалась Заболоцкому легко. В третьем классе талант мальчика заметили преподаватели. Уже тогда школьник издавал собственный рукописный журнал, в котором писал свои стихи. После окончания школы жизнь юноши резко поменялась:

  1. В 1913 году Николай переезжает в Уржум, где поступает в училище. Предпочтение юноша отдает истории, рисованию и химии.
  2. Учебу он совмещает с написанием стихотворений, в которых четко просматривается тоска по родине, детские переживания, связанные с трудом на ферме, восхищение природой и другими мелочами. Помимо этого, критики в раннем творчестве поэта увидели следы символизма, что связано с предпочтениями молодого человека. В те годы его увлекали произведения Александра Блока.
  3. В 1920-м Заболоцкий окончил училище и перебрался в Москву, где сразу же поступил в университет, выбрав медицинский и историко-филологический факультеты.

Однако в этом университете Николай задерживается ненадолго. Через некоторое время он перебирается в Петроград, поступает в Пединститут имени Герцена. Основным направлением выбирает иностранный язык и литературу. В 1925 году Заболоцкий окончил институт. К этому времени у него на руках была довольно объемная тетрадь со стихотворениями. Если верить самому автору, он считал их откровенно плохими.

«Признание» Н. Заболоцкого — ищите женщину

Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная,

И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится, Что не сбудется — позабудется… Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится?

У многих меломанов на слуху замечательный романс «Очарована, околдована», который вошел в репертуар ряда исполнителей, от группы «Санкт-Петербург» до Александра Малинина. Между тем, мало кому известно, что произведение было создано на стихи «Признание» российского поэта Николая Заболоцкого, и входит в его знаменитый лирический цикл «Последняя любовь».

В юности Николай Заболоцкий, входивший в питерскую литературную групп ОБЭРИУ, был, по воспоминаниям очевидцев, ярым женоненавистникам. Именно ему принадлежит утверждение, что «курица – не птица, а баба – не поэт». Однако в 1930 году он, неожиданно для многих друзей, женился на Екатерине Клыковой, в которую влюбился до беспамятства.

Именно эта хрупкая женщина стала музой и ангелом-хранителем поэта. Иначе как объяснить тот факт, что, арестованный в 1938 году, Николай Заболоцкий не только смог избежать расстрела, но и выжил в ГУЛАГе, откуда вернулся спустя 8 лет – постаревший, больной, но мечтающий о встрече с женой и сыном.

Спустя несколько лет благодаря хлопотам друзей-литераторов семье Заболоцкий было разрешено поселиться в Подмосковье на даче одного из знакомых. Этот период считается одним из самых плодотворных в творчестве поэта, который, ко всему прочему, активно занялся переводами. Постепенно пришло признание и уважение коллег, широкая известность в литературных кругах, достаток и видимое благополучие. Однако в семейной жизни наметилась явная трещина. Дело в том, что Николай Заболоцкий был очень требователен и, порой даже, деспотичен к домочадцам. Работал он много, по 10-12 часов в сутки, и в это время в доме должна была стоять идеальная тишина. В противном случае скандал был неизбежен.

В итоге Екатерина Клыкова, обожавшая мужа, в 1956 году не выдержала психологического давления и ушла от него к писателю Василию Гроссману. Для Николая Заболоцкого эта новость стала громом среди ясного неба. Только теперь он смог осознать, что жена, которой отводилась роль прислуги, была для него самым близким человеком. Свои эмоции, страхи, обиды и надежды он попытался излить в стихах. В результате появились замечательные лирические произведения «Можжевеловый куст», «Гроза», «Сентябрь», «Голос в телефоне». Неожиданно у 54-летнего поэта вспыхивает роман с его давней поклонницей, 28-летней Натальей Роскиной, которая даже внешне очень сильно напоминает Екатерину Клыкову в молодости. В итоге образы двух женщин не только тесно переплетаются между собой, но и рождают проникновенные по красоте стихи для нового цикла под названием «Последняя любовь». Причем, даже сам Николай Заболоцкий не может ответить на вопрос, которую из двух женщин он действительно любит и боготворит.

В 1957 году лирический цикл был завершен. Финальным аккордом и самой крупной жемчужиной в этом стихотворном ожерелье стало «Признание», адресованное сразу обеим женщинам. Страсть и чувственность, легкая грусть и покорность судьбе – Николай Заблоцкий вложил в строчки всю свою душу, словно бы прося прощение у законной супруги, но при этом благодаря любовницу за подаренные ему минуты счастья. Собирательных характер образа главной героини произведения получился настолько ярким и волнующим, что критики единодушно заявили, что «Признание» является одним из лучших стихотворений Николая Заблоцкого.

Самое парадоксальное в том, что Наталья Роскина, оказавшись женщиной мудрой и дальновидной, после завершения цикла «Последняя любовь» попросту исчезла из жизни поэта. Зато законная супруга поспешила оставить своего любовника и вернулась в семью. Однако насладиться примирением паре так и не удалось – через несколько месяцев Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта.

Служба и новые увлечения

Через год после окончания института в жизни поэта Заболоцкого снова случается резкий поворот: его призывают на военную службу. Проходит он ее в Ленинграде на протяжении 12 месяцев. После этого он увольняется в запас, получает место в отделе детской книги, руководителем которой был Самуил Маршак.

Служба в армии оказала на личность молодого человека сильное влияние, несмотря на ее краткосрочность. Заболоцкий позже признается, что жизнь в казарме сыграла роль своеобразного катализатора, который подстегнул творчество, перевел его в другое направление. Николай нашел свой неповторимый стиль. В первые годы после службы он написал произведения, заслуживающие внимания.

Помимо стихотворений, поэт стал увлекаться искусством, уделял внимание работам Филонова, Брейгеля и Шагала. Именно живопись научила Николая видеть мир глазами художника, воспринимать многие вещи абстрактно.

Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы»

Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы». Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Несмотря на это, Николаю удалось продвинуть некоторые стихотворения из сборника. Они даже были напечатаны в журнале «Звезда». Многим читателям было сложно понять пародийную и сатирическую нотку в произведениях поэта. Он попытался раскрыть тему быта мещан, трудности повседневности, которые оказывают огромное влияние на формирование личности

Заболоцкий акцентирует внимание на том, что гнет обычных бытовых манипуляций становится причиной морального разложения и потери собственных взглядов на многие вещи.

Большинство авторов того времени не принимает и не понимает творчества Николая Заболоцкого. Его читают только те, кто способен проникнуть в мысли поэта, посмотреть на мир его глазами, увидеть причины, которые стали поводом к формированию именно таких взглядов. Однако мужчина не останавливается на достигнутом, поскольку мечтает достучаться до критиков и большего количества читателей.

https://youtube.com/watch?v=TC02psi7yLI

Есть лица – подобья ликующих песен…

Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.

Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.

Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Периодизация творчества Заболоцкого

В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.

На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом. Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства. Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.

Главной темой в послевоенной лирике Заболоцкого стала человеческая душа. Чем отличается истинная красота от ложной? На этот вопрос стремился ответить поэт. Анализ стихотворений Заболоцкого, относящихся к позднему этапу, проясняет мнение автора относительно красоты человеческой души.

Средства художественной выразительности

Создавая стихотворение «Завещание», поэт использует множество средств для передачи идеи и отражения основного смысла. Некоторые из них:

  1. Эпитеты («…необозримый мир туманных превращений», «…бедный прах», «…зеленый лес» и т.д.);
  2. Метафоры («безмолвный мрак могил…», «безжизненный кристалл» и т.д.);
  3. Олицетворения («Многовековый дуб …обовьет», «…почуял жизнь безжизненный кристалл» и т.д.);
  4. Обратный порядок слов («…отправлюсь я», «…покроют эти воды» и т.д.);
  5. Риторическое обращение («Я не умру, мой друг»);
  6. Повторы («Я в небе пролечу…» и «Я вспыхну над тобой…», «Когда почуял жизнь…» и «Когда впервые капля…» и т.д.);
  7. Сравнения («…как медленная птица», «…как бледная зарница», «…как летний дождь»);
  8. Риторическое восклицание («О, я недаром в этом мире жил!»).

Смысл названия

Поэт выбирает такое название неслучайно. Ранее отмеченное сходство с «Памятником» рождает замысел: Николай Заболоцкий точно так же пытается написать свою вариацию этого стихотворения. Мягко называя его «Завещанием», он словно подчеркивает, что вознесение самого себя и увековечивание своего творчества в камне не является его основной целью. Он всегда будет присутствовать в этой жизни, но только в других воплощениях: как дыхании цветов, как листья дуба, как птица, парящая в небе.

Единственное, чего желает автор, — это передать свое творчество потомкам, но не для того, чтобы они воспевали его или заучивали наизусть. Он хочет, чтобы люди, знающие его творчество, продолжали начатое им дело. Заболоцкий испытывает наслаждение, выбираясь на свет из тьмы, справляясь с горестями судьбы, надеясь, что другой человек в будущем закончит начатое им дело.

Вариант 2

Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин. Так устроен этот мир, что всё вращается вокруг женщин. История говорит, что у поэта было две женщины. И кто может в это поверить, когда на заре своей молодости он открыто высказывался не в пользу женщин. Что-то типа «Курица – не птица, женщина – не поэт».

За это судьба «наказала» его встречей с Екатериной Клыковой. Женщина стала верной спутницей поэта. Она ждала его все годы, пока поэт был в лагерях. С поэтами жить трудно. Некоторые, к которым как раз и относился поэт, требовали идеальной тишины в доме, в шуме он писать не мог. Это сейчас такая проблема решается просто – надел наушники, и ты в своём мире.

Но женщины, хоть и народ терпеливый, долго такое пренебрежение терпеть не могут. Вот и жена ушла к другому мужчине. Заболоцкий недолго горевал. У него появилась другая женщина, которая была младше его в два раза. Она ему понравилась тем, что напоминала жену в молодые годы.

Но его любовница оказалась не по годам мудрой. Скоро вторая женщина, так же как и появилась внезапно, так же внезапно и исчезла. Жена вернулась. Но счастливая жизнь продолжалась недолго, всего несколько месяцев. Поэт так и не смог определиться, какую из женщин он любит больше.

Поэт так тонко создаёт образ любимых женщин. Она как-будто повенчана с ветром, это наложило на неё оковы. Она, как-будто выжатый лимон – ни весёлая, ни печальная. Всё высохло не осталось сил на эмоции. Или может, похожа на инопланетянку, которая как, сумашедшая звезда, упала с небес. Это, наверное, про любовницу. Он хочет прижаться к её коленям и плакать горючими слезами. Почему? От долгой разлуки с женой? Она милая, но с горчинкой, т.к. ушла к другому, и оставила горький привкус на губах.

Жена, наверное, была женщина не чисто славянского происхождения, были в ней и черты, присущие восточным женщинам. Поэтому, она и была так красива, что поразила поэта. Он называет её красавицей. Но поэт не слишком много времени уделяет описанию женщины. Гораздо больше его интересует её состояние. Вроде как она роняет слёзы, или ему это только кажется. Он пытается догадаться, раскаивается жена в своём поступке или нет.

Стихотворение состоит из пяти столбиков. В каждом столбике по четыре строчки. Они рифмуются через одну. Даже не зная, что это стихотворение положено на музыку, получился очень тонкий душевный романс благородного, сдержанного звучания. Хочется спеть его по-своему, на свой мотив, до того оно музыкальное.

Довольно простенький сюжет. Я бы сказала, исповедь поэта, пытающегося разгадать загадочную женскую душу. Но всегда, чем проще история, тем лучше получается, особенно, когда сюжет прочувствован, пропущен через душу, и сердце автора. Ведь потом Заболоцкий раскаивался, что был таким деспотом по отношению к жене и сыну.

Но счастье длилось недолго. Второй инфаркт – и всё. Я бы сказала строчками другого поэта, Александра Кочеткова, « С любимыми не расставайтесь».

Анализ стихотворения Признание по плану

Анализ стихотворения Заболоцкого «В кино»

В поздних творениях Заболоцкого усиливается эпическое начало. Идейное содержание стихотворений приближается к жанру рассказа, развернутого психологического портрета

Одинокие жизни осторожного неудачника или старика-генерала, описание отношений пожилого кузнеца и его «железной» супруги – изображая лаконичные сценки, автор проявляет проницательность, точность, тонкое понимание человеческой природы

Портрет одинокой немолодой женщины является центральным образом в стихотворении 1954 г. Главная черта внешнего облика персонажа – озабоченное выражение лица, о котором трижды упоминается в тексте.

Характеристики женского портрета сопровождаются подробным описанием обстоятельств лирической ситуации. Субъект речи наблюдает за своим персонажем в кинотеатре, при этом не конкретизируются причины, побудившие уставшую героиню прийти туда.

Постепенно развивается антитеза, противопоставляющая суровую «правду жизни» вымышленному миру масс-культуры. Первую часть оппозиции представляет образ женщины, скорбные черты лица которой отражают нелегкий жизненный опыт. Второй компонент образован при помощи комплекса образов. Облик артиста, кривляющегося «рыжего малого», подчеркнуто снижен: комик фиглярничает, отпуская неудачные шутки. Характеристики вымышленной среды дополняет оригинальная трактовка кинофильма как обманчивого видения, в котором действуют неубедительные, «призрачные, плоские» персонажи.

Желая отвлечься от собственных проблем, посетительница старается включиться в круг развлечений, предлагаемых публике в кинотеатре. Однако плоские остроты, ненатуральные кинообразы и надуманные конфликты столь далеки от жизни, что не могут развеять «тяжелой заботы», следы которой неблагоприятно отразились на внешности героини.

Почему на лице центрального персонажа появилась гримаса скорби? Серия риторических вопросов указывает на разнообразие вариантов развития событий. Разлука с любимым из «далекой весны» вызвана историческими факторами. О войне поэт упоминает прямо, о ссылке или лагерном заключении – опосредованно, актуализируя образ далекого края.

Печальная история одного одиночества заканчивается жизнеутверждающей нотой. Обобщая образ современницы, лирический повествователь сумел различить в нем главные черты личности: негаснущую любовь и бесконечное терпение. Не замыкаясь в ощущении безнадежности, автор оставляет читателю надежду на позитивные перемены.

Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Заключение

В 1938 г. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской пропаганде за его критические статьи и «рецензии» якобы искажавшие советскую действительность.

От расстрела его уберегло только то, что он отказался признавать себя виновным в образовании организации контрреволюционеров.

Николай Заболоцкий за работой

Сотрудники НКВД «попросили» критика Николая Лесючевского написать отзыв о творчестве Заболоцкого. В результате тот публично заявил, что поэт неоднократно дискредитировал действия руководства страны и боролся с социализмом.

В начале 80-х были опубликованы мемуары Николая Заболоцкого – «История моего заключения». Писатель признавался, что на него постоянно оказывали, как моральное, так и физическое давление.

Первое время он часто подвергался пыткам. Заблоцкого постоянно допрашивали, лишая пищи и сна, а также сутками не давая вставать со стула. Следователи менялись, а он продолжал отвечать на бесконечные вопросы.

С 1939 по 1943 годы Николай отбывал заключение в трудовом лагере в Комсомольске-на-Амуре, после чего 1 год провел в лагере «Алтайский». В этот период биографии Заблоцкий не забывал писать трогательные письма жене и детям, которые позже будут опубликованы в его труде «Сто писем 1938-1944 годов».

Возвращение к литературной жизни у Заболоцкого произошло в 1944 г., когда ему после долгих лет наконец-то удалось завершить перевод «Слова о полку Игореве». Интересен факт, что его работа была признана лучшей, среди всех известных переводов данного произведения. Благодаря этому он смог вернуться из Караганды в Москву, и даже войти в состав Союза писателей СССР.

Стихи, написанные Николаем Алексеевичем в послевоенный период, получили лестные отзывы от советских критиков. Наиболее известными из них стали «Журавли» и «Оттепель».

После того, как в 1953 г. умер Иосиф Сталин, в Советском Союзе произошли большие перемены, коснувшиеся и литературы.

Николай Заболоцкий в Комсомольске-на-Амуре

С приходом Никиты Хрущева идеологическая цензура ослабла, что позволило Заблоцкому вновь писать те стихотворения, которые ему действительно хотелось писать.

В середине 50-х у поэта наблюдался небывалый творческий подъем. В 1955 г. издаются его произведения «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих душ». Спустя 2 года он представил четвертый сборник стихов, вместе с гениальным произведением «Не позволяй душе лениться».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: