Анализ стихотворения фета прости во мгле воспоминанья. «прости! во мгле воспоминанья…» афанасий фет

Анализ стихотворения фета ты говоришь мне прости сочинения и текст

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Вариант 2

Многие читатели на сто процентов уверены, что Фет очень хорошо умел писать стихи и каждый его стих, это вершина русской лирики. Вот только не все так думали. Кроме этого сначала он был совершенно не популярен среди других авторов.

В произведении «Прости во мгле воспоминанья» сочетаются полутона от одного чувства к другому, от одной мелодии к другой, а также от одного цвета к другому. Оно было написано примерно в 1888 году.

Кроме этого после прочтения данного произведения остается немного непонятно, какое именно событие здесь описывается. Остается понятным только то, что герой признается, но в чем именно также неясно. Сначала автор старался выбраться из замкнутого пространства, в котором уже находится очень долго. Но вот появился свет в конце туннеля и появился шанс поменять свою жизнь и он этого момента упускать не собирается.

В следующем столбике четверостишья перед читателями предстает большой камин, в котором пылает яркий и теплый огонь. Смотря на этот огонь можно немного отойти ото всех дел и забот и включить немного фантазию и мысленно перенестись туда, куда вам очень давно хотелось бы и помечтать. Камин обозначает как домашний уют, а также любовь, которая может ждать вас только дома. При помощи этого вечера можно вспомнить очень много хороших моментов, которые автор еще раз переживал в своей жизни и очень радовался этому дню.

Кроме этого автор затрагивает огромное количество разных риторических вопросов, которые его очень сильно волнуют и тревожат. Также при помощи данных вопросов он выражает свою точку зрения. А поскольку в этом произведении имеется двойник автора, то он оценивает его как безумного человека. А как жертву он использовал тот самый камин, который был описан немного выше. Также он постоянно что-то ищет и старается отыскать, но пока ничего у него не получается и для высказывания всего этого автор использует слова «дебри» и «метель».

И заканчивается все это просто горьким подведением итогов, что происходит сегодня с нашим миром и с людьми в целом. Он очень долго искал свою любимую, но когда нашел, то удержать надолго не смог. И теперь поэтому поводу очень сильно переживает. Пока он ее искал, то успел преодолеть огромное количество разных испытаний, с которыми было справиться тяжело и порой даже невозможно. Но теперь он все это понимает, что постарел и является практически блудным сыном. Кроме этого он понимает, что в жизни наделал очень много разных и очень глупых ошибок и сейчас их уже не исправить. Немного погодя он опять обращается к слову «метель». Именно ей удалось выкрасить волосы автора в белый цвет. Кроме этого она мешает ему двигаться дальше и постоянно заметает следы, а также и дорогу, по которой он двигается.

Анализ стихотворения Прости! во мгле воспоминанья по плану

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Сон» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – композиция, рифма, эпитеты, главная мысль

Следующая

Анализ стихотворений«Признание» анализ стихотворения Державина по плану кратко – тема, эпитеты, смысл, средства выразительности

«Прости! во мгле воспоминанья…» А.Фет

«Прости! во мгле воспоминанья…» Афанасий Фет

Прости! во мгле воспоминанья Всё вечер помню я один, — Тебя одну среди молчанья И твой пылающий камин.

Глядя в огонь, я забывался, Волшебный круг меня томил, И чем-то горьким отзывался Избыток счастия и сил.

Что за раздумие у цели? Куда безумство завлекло? В какие дебри и метели Я уносил твое тепло?

Где ты? Ужель, ошеломленный, Кругом не видя ничего, Застывший, вьюгой убеленный, Стучусь у сердца твоего.

Анализ стихотворения Фета «Прости! во мгле воспоминанья…»

Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического «я»? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ «пылающего камина». К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак — молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. Подобный мотивный компонент встречается в стихотворении «Тополь », где присутствует лаконичная формула «сады молчат». Она призвана передать тоску и апатию, мучащие героя-наблюдателя в «тлетворный» период поздней осени.

Во втором четверостишии художественного текста главной точкой притяжения становится пылающий огонь камина. Молодой человек, двойник постаревшего лирического «я», заворожен магией природной стихии, явленной в уменьшенном, уютном домашнем варианте. Поэт намеренно не уточняет значение метафорической конструкции «волшебный круг»: ей можно обозначить и теплоту преданной любви, и комфорт надежного жилища, и «избыток сил», свойственный юности. Неоднозначное толкование позволяет расширить художественное пространство, вывести его за рамки воспоминаний об «одном вечере». Герой из прошлого не ценит искренние отношения и, движимый жаждой честолюбия, тяготится своим положением.

Череда горьких риторических вопросов, составивших содержание предпоследнего катрена, выражает точку зрения героя из настоящего. Он оценивает поведение молодого двойника как «безумство». В жертву сомнительным идеалам было принесено высокое чувство, метафорически уподобленное теплу камина. Искания, скитания и сомнения получают иносказательную характеристику «дебри и метели».

Финальный эпизод предъявляет горький итог дня сегодняшнего. Потеряв возлюбленную, «ошеломленный», измученный жизненными испытаниями, постаревший странник, подобно блудному сыну, внезапно прозревает и осознает глубину ошибок молодости. Изображая лирического субъекта в настоящем, автор вновь обращается к образу метели, позже унаследованному блоковской поэтикой: вьюга выбелила волосы раскаивающегося грешника, она же дезориентировала его в пути. Яркий троп «стучусь у сердца твоего» продолжает игру с категориями пространства, трактуя сердце, область человеческих чувств, как микрокосм.

Образы и символы

Лирический герой, скребя сердцем сжигает письмо, содержание которого, очевидно, питает его силами, наполняет пережитыми чувствами, однако к нему, повзрослевшему и возмужавшему, не приходит наивное, но светлое ощущение всевозможности. Его душа “ничему уже не внемлет”, вся его неуверенность сублимируется в некий импульс, заставляющий покончить прошлым, хоть и бывшим для него мерилом счастья.

Герой начинает мыслить другими категориями, под влиянием которых и формируется новый, живительный аффект — “Отрада бедная в судьбе унылой”. Наблюдая за агонией письма, герой точно так же пылает, шипит и тлеет, с каждой минутой все больше жалея о содеянном, находя все более пустые оправдания столь бездумного убийства части себя. Он, подобно пропавшему в пустыне путнику, начинающему есть свою плоть, утешает себя тем, что боль естественна и неизбежна, и Всевышний и так милостив над ним: хотя бы в том, что дает ему выбор.

«Сожженное письмо», анализ стихотворения Пушкина

Одна из жемчужин любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина — стихотворение под говорящим названием «Сожженное письмо». которое было написано в 1825 году. История создания произведения прекрасна, ибо повествует о любви, но горька и трагична, потому как любовь эта «погибшая в огне».

История создания

В 1823 году, летом, Александр Сергеевич переезжает в Одессу из Кишинева, где поэт коротал дни южной ссылки. На новом месте жительства Пушкин становится служащим в канцелярии графа Михаила Воронцова, градоначальника. По первости отношения Пушкина и Воронцова складывались вполне дружескими: поэт часто бывает в доме графа, развлекая гостей чтением своих стихов во время светских проемов. Переломным моментом пребывания на службе у Воронцова станет знакомство Пушкина с женой градоначальника, Елизаветой.

Утомленная и болезная графиня, ждущая ребенка, вызывала сочувствие Александра Сергеевича. Но спустя полгода он вновь видит ее на губернаторском балу, где приходит в изумление и восторг. Перед ним прекрасная женщина, отличающая удивительной красой, образованностью и увлечением литературой. Первые минуты тесного общения графини и поэта воспламеняет их сердца любовным чувством, у них завязывается роман. Елизавета не стала даже и скрывать это от мужа, отчего по городу очень скоро поползли слухи о Воронцове-рогоносце, который стал объектом насмешек. Воронцов не смог терпеть того, потому бросил все силы на то, чтобы Пушкин покинул Одессу.

Александр Сергеевич уехал в Москву в 1824 году. Графиня подарила поэту сердоликовый перстень со старинной гравировкой перед отъездом. Такой же перстень остался и у Воронцовой, напоминая о любви к поэту. Художник не желал мириться с тем, что ему больше не доведется видеть возлюбленную, но та настаивала на том, чтобы отношения были прекращены. Однако влюбленные какое-то время после отъезда Пушкина переписывались, скрепляя послания перстнями-печатками. Елизавета каждый раз ставила возлюбленному условие о сожжении компрометирующих ее посланий.

Тема, рифма, жанр стихотворения

В «Сожженном письме» Пушкин горько говорит о том, что не может пойти против воли любимой. Бесценные для него письма он придает огню, смотря, как дорогое сердцу посланье становится горстью пепла. Первые строки стихотворения проникнуты болью, трепетом и горечью. Лирический герой кажется нам бессильным, опустившим руки, колеблющимся, но твердо намеренным выполнить желание любимой женщины. Для него это дело чести: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…» Александр Сергеевич прощается с любовью, покидающей его, но не с письмом. Состояние героя тревожно, изменчиво.

Едва успокоившись, его сердце вновь заходится болью, отчего строки читаются «взахлеб». Восклицательные знаки, контрастирующие с молчанием, дополняют общий темп и характер «Сожженного письма». Для того, чтобы ясно и ярко передать терзающие его чувства, Пушкин использует разнообразные красочные выражения («милый пепел». «горестная грудь». «жадное пламя». «унылая судьба» ). И пепел мил поэту, он его бедная отрада, единственное напоминание об погибшей в пламени любви. Последняя строка остается без рифмы, словно дотлев, как дорогое сердцу послание:

Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди.

Первые три четверостишья использована смежная мужская рифма, в последнем трехстишии – тоже, но последняя строка остается без рифмы, что символично для «Сожженного письма». Жанр определить невозможно, поскольку творение несет в себе черты элегии, романса, послания и даже сонета. Размер, которым написано «Сожженное письмо» — шестистопный ямб. Литературное направление – романтизм.

Особенности пятой части поэмы

Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам

Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды

В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.

Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых заключает в себе законченную мысль.

Так, в первой строфе показаны размышления лирического героя о любви в зрелом возрасте. Любовь он сравнивает с «зарей вечерней», освещающей жизненный путь.

Во второй строфе чувствуется отрешённость героя, стоящего на пороге неизбежной старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться очарованием чувства.

В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения – несмотря на все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в любом возрасте.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмы.

Структурный анализ стихотворения

В первую очередь для произведения характерно обилие необычных эпитетов, позволяющих нам, с одной стороны, взглянуть на привычные предметы и явления с новой точки зрения, а с другой — не требующие буквального понимания и слишком пристальной, подробной трактовки. «Серебристый путь», «шаткая тень», даже голос, который замирает, «горя» — все это рисует удивительную по силе картину, передает эмоции поэта, увлеченного ассоциациями, которые вызвало пение.

Звукопись и использование символических метафор, ставшее неизменным признаком творчества Фета, складываются в музыкальную композицию, действительно напоминающую песню. Попарная рифма, повторы, восклицания только усиливают это впечатление.

«Певице», равно как и другие образцы фетовской лирике, является проникнутым любовью гимном творчеству и красоте, воспеванием силы искусства.

Анализ стихотворения Фета «Прости! во мгле воспоминанья…»

Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического «я»? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ «пылающего камина». К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак — молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. Подобный мотивный компонент встречается в стихотворении « », где присутствует лаконичная формула «сады молчат». Она призвана передать тоску и апатию, мучащие героя-наблюдателя в «тлетворный» период поздней осени.

Во втором четверостишии художественного текста главной точкой притяжения становится пылающий огонь камина. Молодой человек, двойник постаревшего лирического «я», заворожен магией природной стихии, явленной в уменьшенном, уютном домашнем варианте. Поэт намеренно не уточняет значение метафорической конструкции «волшебный круг»: ей можно обозначить и теплоту преданной любви, и комфорт надежного жилища, и «избыток сил», свойственный юности. Неоднозначное толкование позволяет расширить художественное пространство, вывести его за рамки воспоминаний об «одном вечере». Герой из прошлого не ценит искренние отношения и, движимый жаждой честолюбия, тяготится своим положением.

Череда горьких риторических вопросов, составивших содержание предпоследнего катрена, выражает точку зрения героя из настоящего. Он оценивает поведение молодого двойника как «безумство». В жертву сомнительным идеалам было принесено высокое чувство, метафорически уподобленное теплу камина. Искания, скитания и сомнения получают иносказательную характеристику «дебри и метели».

Финальный эпизод предъявляет горький итог дня сегодняшнего. Потеряв возлюбленную, «ошеломленный», измученный жизненными испытаниями, постаревший странник, подобно блудному сыну, внезапно прозревает и осознает глубину ошибок молодости. Изображая лирического субъекта в настоящем, автор вновь обращается к образу метели, позже унаследованному блоковской поэтикой: вьюга выбелила волосы раскаивающегося грешника, она же дезориентировала его в пути. Яркий троп «стучусь у сердца твоего» продолжает игру с категориями пространства, трактуя сердце, область человеческих чувств, как микрокосм.

Сравнительная характеристика Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачёв» (таблица)

Параметры сравнения В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В поэме С. А. Есенина «Пугачёв»
Черты характера Ум, находчивость, сметливость, наблюдательность, отсутствие рабского унижения, смелость, решительность, самоуверенность, свободолюбие.
Дерзость, жестокость, но в то же время милосердие, великодушие; глубокая связь с народом. Мечтательность; неприятие жестокой стихийности бунта; желание вести войну справедливо; умение прощать.
Отношение автора к герою Пушкин представил Пугачёва как человека с противоречивым характером, но своего отношения к нему не обозначил, считая, что читатели сами оценят этого героя. Есенин сочувствует своему романтическому герою-мечтателю, жалеет, что он был предан своими сподвижниками.
Вывод Образ Пугачёва для Пушкина — это повод для размышления о соотношении жизни исторической и частной жизни человека, а для Есенина — раскрытие трагедии личности, поднявшейся на протест и обречённой на гибель.

Нужен анализ стихотворения А.А.Фета » Прости! во мгле воспоминанья. «

Jenny Знаток (433), закрыт 6 лет назад

Прости! во мгле воспоминанья Все вечер помню я один, — Тебя одну среди молчанья И твой пылающий камин.

Глядя в огонь, я забывался, Волшебный круг меня томил, И чем-то горьким отзывался Избыток счастия и сил.

Что за раздумие у цели? Куда безумство завлекло? В какие дебри и метели Я уносил твое тепло?

Где ты? Ужель, ошеломленный, Кругом не видя ничего, Застывший, вьюгой убеленный, Стучусь у сердца твоего.

Помогите с анализом стихотворения, несколько предложений. Буду очень благодарна.

АМИ Мудрец (14516) 6 лет назад

Как и многие стихотворения А. А. это во многом напоминает эскиз, набросок с некоторой незаконченностью, или точнее, недосказанностью. Сотканный сплетением полутонов трудноуловимых переходов от чувства к чувству, от мелодии к мелодии, от цвета к цвету, от звука к звуку, от ощущения к ощущению двух линий, сливающихся в, если так можно выразиться, гротесковом, в изначальном значении этого слова, изображении конфликта — что тоже привычно нам в его творчестве. Две стихии огня и стужи распространяются им на самые разные, но родственные друг другу сферы единого мира человека и природы, души и тела, настоящего и минувшего. Жаркие и тёплые шипящие Ч, Ш, потрескивающие и плавящиеся сочетания согласных вроде ГРК и ПЛ, огненные и чёрные гласные О и А сталкиваются с холодным и острым ознобом З, С, сливаются друг с другом протяжными Ы, Э.

Ну, и предметно-изобразительный ряд добавь. В подобном ключе — ритмику.

Да, кстати, о хронотопе (в пространственно-временном плане) зашибись сказать: начало — бытовая ситуэйшн («телА»)), затем «внезапное» (дежурно-поэтическое) расширение до необорзимых беспределов («стихии»), в конце — сужение/сворачивание/схлопывание в точку («сердцА»).

И главное, в конце — идею (см. выше).

Локки Знаток (348) 1 месяц назад

Еще более яркий пример «скольжения» между прямыми и переносными значениями и смелого, наперекор «прозаической» логике, развития и реализации переносного значения находим в стихотворении 1888 г. «Прости! во мгле воспоминанья…».Если в стихотворении 1856 г. «У камина» Фет сперва дает картину тускнеющих углей, а затем стремится передать то настроение, которое возбуждает эта картина, то в стихотворении «Прости! во мгле воспоминанья…» тепло камина нераздельно с душевным теплом воспоминания о вечере у этого камина. Душевное тепло вызывает контрастные образы «метелей» и «вьюги». Но хотя вьюга в душе, она студит и заносит снегом.Здесь Фет предвосхищает Блока. Подобные стихотворения ясно показывают, насколько поэзия Блока связана с фетовской. Целый ряд символов, характерных для поэзии Блока («метель», «вьюга», «ночь», «сумрак», «заря», «мгла», «весна», «лазурь»), уже приближается к блоковским значениям в лирике Фета.Как у Тютчева есть основной любовный цикл — стихи, посвященные Денисьевой, у Некрасова — стихи, посвященные Панаевой, так и у Фета можно говорить об основном цикле любовных стихотворений, посвященном Марии Лазич. Но в отличие от стихов Тютчева и Некрасова стихи Фета глубоко ретроспективны, посвящены умершей, вызваны не непосредственным переживанием любви, а воспоминаниями о ней. И это вообще можно сказать о любовной лирике Фета ее питают больше воспоминания и мечты, чем непосредственное чувство. В большинстве любовных стихотворений Фета глаголы употреблены в прошедшем времени.

Стихотворение «Русь»

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь — везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая

Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ… Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой — Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, — Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: