Анализ стихотворения: птичка в клетке

Анализ  стихотворения птичка в клетке | велимир хлебников

Анализ стихотворения Хлебникова Птичка в клетке

Данное стихотворение Велимир Хлебников написал в возрасте тринадцати лет. Вначале он писал совершенно понятные для всех стихотворения, они были просты и незамысловаты. Через некоторое время писателя признали одним из одиозных в поэзии. Стихотворение «Птичка в клетке» было опубликовано лишь после смерти Хлебникова. Связано это было с тем, что все, что он писал в раннем возрасте, для него перестало иметь значение. Хлебников нашел для себя новое направление в своем творчестве и все, что было до этого, он забыл.

В стихотворении говорится о том, как пойманная птичка поет в клетке и писатель пытается понять, о чем она тоскует. Хлебников начинает перечислять из-за чего птица, посаженная в клетку, может горевать. Велимир предполагает, что птица скучает по своему вольному образу жизни деревьям, полям, лесам. Как птичка строила для себя гнездышко, в котором у нее были птенцы, а теперь она одна была заточена в клетку. Птичка поет о том что у нее была подруга и как они вместе летали и ловили мошек для того чтобы выкормить своих птенцов.

Автор рассуждает на тему того как в данный момент чувствует себя птичка. Она сидит целыми днями и скучает в своей клетке на жердочке. Хлебников пишет, что птичка греется на солнышке через решетку своей клетки, у нее всегда есть что покушать и пить. Ей не нужно летать по полям и лугам и добывать себе еду самой, человек каждый день вложит ей в кормушку еду и нальет в поилку воду. Хлебников словно пытается уговорить птицу в том, что находясь в неволе безопаснее и сытнее.

Велимир Хлебников уверен, конечно, в том, что ей бы очень хотелось быть свободной и наблюдать за всей красотой природы, ощущать дуновение теплого ветерка и чувствовать аромат свежескошенной травы и цветов. Она же вынуждена наблюдать за всем происходящим из окна дома, в котором она находится в клетке. Птичка не жалуется, ведь за ней хорошо ухаживают и не обижают. В заключении она всегда находится в безопасности, тепле и уюте.

Перед ней сложная дилемма на свободе она вольна делать все что хочет и летать где угодно, а в заточении всегда сыта и напоена. Хлебников не может утверждать точно как птичке лучше в неволе или на свободе, но ему кажется, что она ничего не потеряла и ей хорошо и с ними.

Велимир Хлебников являлся родоначальником русского футуризма. В его честь после смерти было открыто два музея имени Хлебникова. Была основана Всероссийская премия, которая выдается писателям 9 ноября каждый год, а в Калмыкии установлен памятник.

По плану

Тризна

Гол и наг лежит строй трупов,

Песни смертные прочли.

Полк стоит, глаза потупив,

Тень от летчиков в пыли.

И когда легла дубрава

На конце глухом села,

Мы сказали: «Небу слава!» —

И сожгли своих тела.

Люди мы иль копья рока

Все в одной и той руке?

Нет, ниц вемы; нет урока,

А окопы вдалеке.

Тех, кто мертв, собрал кто жив,

Кудри мертвых вились русо.

На леса тела сложив,

Мы свершали тризну русса.

Черный дым восходит к небу,

Черный, мощный и густой.

Мы стоим, свершая требу,

Как обряд велит простой.

У холмов, у ста озер

Много пало тех, кто жили.

На суровый, дубовый костер

Мы руссов тела положили.

И от строгих мертвых тел

Дон восходит и Иртыш.

Сизый дым, клубясь, летел.

Мы стоим, хранили тишь.

И когда веков дубрава

Озарила черный дым,

Стукнув ружьями, направо

Повернули сразу мы.

Между 1914 и 1916 годами

*****

Стихотворение «Бобэоби пелись губы» Хлебников Виктор Владимирович

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Коричневые губы ..коричневые губы, коричневые веки, сквозь кисею блузки два мазка сепии, из-за куска хлеба, три дня не ела, жить надоело, нет, ничего не было….
  2. Помню ли я воспаленные губы Помню ли я воспаленные губы И от любви под глазами круги, Берег в репейниках, плоский и грубый, У заболоченной низкой реки? Помню ли я? Но забыть ли я в силах!…
  3. Ваши губы так румяны Ваши губы так румяны, Так замедленны слова, Так идет лицу Светланы Под глазами синева. Жизнь — томительная сказка: Вы ни живы, ни мертвы. Ваша легкая гримаска — Маска Смерти и…
  4. Что мне шепчут беззвучные губы Что мне шепчут беззвучные губы Над весенним дыханьем реки? Золотые тревожные трубы Так огнисты и так далеки. Над сиреневым дымом прогалин, Выбегая на розовый свет, Серый лось подымает рогами Над…
  5. Губы привыкли к гуду Губы привыкли к гуду, Слух глухотой забило. Если тебя забуду, Значит, себя забыла. Возраст галлюцинаций. Полночь прибило к полдню. Честно если признаться, Только тебя и помню. Ну воротись хоть тенью!…
  6. Я любил эти детские губы Я любил эти детские губы, Яркость речи и мягкость лица: С непонятною нежностью любят Так березу в саду у отца. Ее легкая мудрость учила Мою темную, тяжкую кровь, Ибо если…
  7. Еще молитву повторяют губы Еще молитву повторяют губы, А ум уже считает барыши. Закутавшись в енотовые шубы, Торговый люд по улицам спешит. Дымят костры по всей столице царской, Визжат засовы, и замки гремят, И…
  8. Вновь губы произносят: «Муза» Вновь губы произносят: «Муза», И жалобно поет волна, И, улыбаясь, как медуза, Показывается луна. Чу! Легкое бряцанье меди! И гром из озаренных туч, Персей слетает к Андромеде, Сжимая в длани…
  9. Сочится кровь из треснувшей губы Сочится кровь из треснувшей губы, такое время, что не до улыбок. И лозунги по-прежнему грубы для золотых и просто мелких рыбок. Лелеять этих, нежных, что за прок? Чуть дунешь —…
  10. Сумрак рассвета, озябшие губы Сумрак рассвета, озябшие губы, снегом метель заровняла дворы. Только деревья остались и трубы. Дым, как деревья, встает от горы. Выйду с лопатой – начнутся раскопки, словно иду я к тебе…
  11. Плотно сомкнуты губы сухие Плотно сомкнуты губы сухие. Жарко пламя трех тысяч свечей. Так лежала княжна Евдокия На душистой сапфирной парче. И, согнувшись, бесслезно молилась Ей о слепеньком мальчике мать, И кликуша без голоса…
  12. Твои сурово стиснутые губы Твои сурово стиснутые губы с опущенными скорбно вниз концами, высокий, неподвластный смерти лоб — вмурованы под землю кирпичами и вдавлены в дубовый плоский гроб. Тебя обнять — обнять руками небо,…
  13. Прямо в губы я тебе шепчу — газэлы Прямо в губы я тебе шепчу — газэлы, Я дыханьем перелить в тебя хочу — газэлы. Ах, созвучны одержимости моей — газэлы! Ты смотри же, разлюблять не смей — газэлы….
  14. Вечер черные брови насопил Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может,…
  15. Сафические строфы (Слишком туго были зажаты губы) Слишком туго были зажаты губы, — Проскользнуть откуда могло бы слово? — Но меня позвал голос твой — я слышу — Именем нежным. А когда, так близки и снова чужды,…
  16. Если б водка была на одного Если б водка была на одного — как чудесно бы было! Но всегда покурить — на двоих, но всегда распивать — на троих. Что же — на одного? На одного…
  17. Опять мой посох приготовлен Опять мой посох приготовлен, Все тот же, старый и простой, И день отбытия условлен — Отмечен роковой чертой. Там, за окном, в пустом пространстве, Все тот же — милый лик…
  18. Годами когда-нибудь в зале концертной Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют,- тоской изойду. Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый, Прогулки, купанье и клумбу в саду. Художницы робкой, как сон, крутолобость, С беззлобной улыбкой,…
  19. Невинность и Живописец В Амуре на холсте все жизнию дышало; Невинность перед ним горит, потупя взор. Артист встревожился: «Что значит сей укор?. Что надобно еще Амуру?» — Покрывало….
  20. Не добела раскалена Не добела раскалена, и все-таки уже белеет ночь над Невою. Ум болеет тоской и негой молодой. Когда о купол золотой луч разобьется предрассветный и лето входит в Летний сад, каких…

Вы сейчас читаете стих Бобэоби пелись губы, поэта Хлебников Виктор Владимирович

Одинокий лицедей

И пока над Царским Селом

Лилось пенье и слезы Ахматовой,

Я, моток волшебницы разматывая,

Как сонный труп, влачился по пустыне,

Где умирала невозможность,

Усталый лицедей,

Шагая напролом.

А между тем курчавое чело

Подземного быка в пещерах темных

Кроваво чавкало и кушало людей

В дыму угроз нескромных.

И волей месяца окутан,

Как в сонный плащ, вечерний странник

Во сне над пропастями прыгал

И шел с утеса на утес.

Слепой, я шел, пока

Меня свободы ветер двигал

И бил косым дождем.

И бычью голову я снял с могучих мяс и кости

И у стены поставил.

Как воин истины я ею потрясал над миром:

Смотрите, вот она!

Вот то курчавое чело, которому пылали раньше толпы!

И с ужасом

Я понял, что я никем не видим,

Что нужно сеять очи,

Что должен сеятель очей идти!

Конец 1921 — начало 1922 года

*****

Сериал Птица в клетке: фото, видео, описание серий

Российская 4-серийная мелодрама 2013 года от режиссёра Анатолия Григорьева и кинокомпании Star Media.

Главная героиня сериала «Птица в клетке» — Стеша Тернова. Девушке, оставшейся сиротой, приходится самой менять собственную судьбу.

Главные роли в сериале «Птица в клетке» исполнили: Екатерина Астахова, Александр Давыдов, Иван Стебунов, Михаил Жигалов и другие.

О сериале Птица в клетке

Стеша Тернова – главная героиня сериала «Птица в клетке» — в семь лет осталась сиротой. Всю оставшуюся жизнь девушка винила в гибели родителей себя. Однако, несмотря на женственность и природную мягкость, Стеша обладает сильным характером. Ей нужно самой изменить свою жизнь к лучшему – и она знает это лучше других.

Выйдя замуж «по расчёту», Стеша становится заложницей «золотой клетки». Жизнь с нелюбимым человеком, хоть и роскошная, не могла быть счастливой. Достаток и материальные блага не смогли заменить Стеше простых женских радостей. Но, решив расстаться с мужем, героиня неожиданнос столкнулась с проблемами – чтобы иметь возможность спасти жизнь одного ребёнка, она оказывается вынуждена отказаться от второго…

Когда отца Стеши обвинят в хищении старинной и очень дорогой иконы, девушке придётся отыскать реликвию, чтобы защитить его имя.

Съёмки сериала «Птица в клетке» проходили в Киеве.

Шаг за шагом преодолевая все трудности, которые приготовила для неё жизнь, Стеша из милой и доброй девочки превратится в сильную и уверенную в себе женщину, способную защитить своё счастье и счастье своих детей… Кроме того, Стеша не теряет надежды встретить настоящую любовь, а кто ищет – тот всегда найдёт.

Съемочная группа сериала Птица в клетке

Сценарист: Наталья Шимборецкая.

Режиссер: Анатолий Григорьев.

Композитор: Даниил Юделевич.

Продюсер: Влад Ряшин.

Актёры: Екатерина Астахова, Александр Давыдов, Иван Стебунов, Михаил Жигалов, Юрий Мосейчук, Александра Платонова и другие.

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников, стоявший у истоков русского футуризма и снискавший себе славу одного из наиболее одиозных русских поэтов, начинал свой путь в литературу с простых и понятных стихов. Иногда они были настолько наивными, что даже вызывали улыбки умиления у взрослых. В 13-летнем возрасте Хлебников, наблюдая за научными экспериментами своего отца-орнитолога, написал одно из самых первых своих стихотворений под названием «Птичка в клетке». Впоследствии оно было опубликовано лишь после смерти автора, так как очень скоро Хлебников отказался от старой доброй классики и попытался найти свою литературную нишу. Конечно, до того момента, как он определится в своих взглядах и сформулирует главные принципы творчества, пройдет много лет. Но даже в первых стихах Хлебникова, по-детски наивных и чистых, уже проглядывает яркий и самобытный автор, которые умеет подмечать любые мелочи и даже пытается их трактовать по собственному усмотрению.

Наблюдая за пойманной птицей, находящейся в клетке, юный поэт проявляет к ней сочувствие и пытается понять, о чем же она поет в неволе. Автор рисует в своем воображении различные картины, представляя, что пленницу разлучили с подружкой либо с маленькими птенцами, которые так нуждались в ее ласке и заботе. Поэтому представляется, как эта милая певунья была счастлива в своем уютном гнездышке, ловила мошек и даже не предполагала, что ее жизнь может так круто измениться. Сожалеет ли об этом сама птичка? У Хлебникова нет ответа на этот вопрос, хотя он и подозревает, что «скучно бедняжке на жердочке сидеть», наблюдая через окно, как встает утреннее солнце, даря всему живому на земле свое благодатное тепло. Автор убежден, что эта пленница мечтает о свободе, хотя ей действительно грех жаловаться на гостеприимство людей.

«Свое горе забываешь, семечки клюешь, жадно водичку пьешь», — пытается утешить птичку автор, зная, что в неволе ей всегда будет тепло, уютно и сытно. Но достаточно ли этого для того, чтобы быть счастливой? Столь глубинный философский вопрос, задаваемый подростком, указывает на то, что Хлебников знает разницу между свободой и неволей, но пока еще не может для себя определить, где именно лучше – в уютном родительском доме или же на «просторных полях». Однако он понимает, что со временем ему, как и этой птичке, придется сделать свой выбор. Певунья в клетке считает, что вкусный корм и тепло важнее свободы, которая продолжает ее притягивать. Однако сам автор в этом не уверен, но и опровергнуть подобное утверждение в силу своей юности пока не в состоянии.

Птичка в клетке

О чем поешь ты, птичка в клетке?

О том ли, как попалась в сетку?

Как гнездышко ты вила?

Как тебя с подружкой клетка разлучила?

Или о счастии твоем

В милом гнездышке своем?

Или как мушек ты ловила

И их деткам носила?

О свободе ли, лесах,

О высоких ли холмах,

О лугах ли зеленых,

О полях ли просторных?

Скучно бедняжке на жердочке сидеть

И из оконца на солце глядеть.

В солнечные дни ты купаешься,

Песней чудной заливаешься,

Старое вспоминаешь,

Свое горе забываешь,

Семечки клюешь,

Жадно водичку пьешь.

6 апреля 1897

Тело — кружева изнанка

Тело — кружева изнанка,

Одинока и легка,

Ты срываешь спозаранку

Колыбели мотылька.

___

Вся — жизни радуги присуща,

Малиновому рту.

Кругом осокоревые кущи

И всё поет: цвету!

___

Север, запад, все сторонки

Замкнуты суровым садом.

Нехотя, но вперегонки

Я бегу с тобою рядом.

___

Черноокой горожанки

Косит око боязливо,

И вдруг медлительной южанки

Руку протянет за сливой.

___

Ах, юнак молодой,

Дай венок тебе надену,

Ты забудешь про бой

И забудешь измену.

___

Сядешь ты у ног покорно,

Будешь в очи мне глядеть,

И моя тебя задорно

Будет бить березой ветвь.

___

Дева, бойся указаний

Кремля белого Казани:

Стены, битвою пробиты,

Ведь негодны для защиты.

___

Хоть и низок Севастополь,

Целый год крепился он.

Я стройна, как гордый тополь,

Неприступна с всех сторон.

___

Прямодушнее туркмена

Нет на свете никого.

Дева милая, измена,

Право, право, не того…

___

С звонким смехом рассыпаясь,

Я смирюсь, щадя беднягу.

И, бледнея и шатаясь,

Я с тобою быстро лягу.

1912 год

*****

ПОЭМЫ

195. Зверинец 185
196. Журавль 189
197. Лесная дева 193
198. И и Э. Повесть каменного века 196
199. «Любовь приходит страшным смерчем…» 205
200. Гибель Атлантиды 216
201. Вила и Леший. Мир 222
202. Шаман и Венера 230
203. Марина Мнишек 237
204. Хаджи-Тархан 245
205. Сельская дружба 250
206. Каменная баба 255
207. Лесная тоска 257
208. Поэт 263
209. Три сестры 272
210. Ночь в окопе 275
211. Ладомир 281
212. Ночь перед Советами 294
213. Настоящее 306
214. Ночной обыск 317
215. Шествие осеней Пятигорска 331
216. Берег невольников 336
217.Переворот в Владивостоке 342
218. Тиран без Тэ 348

733

219. Уструг Разина 359
220. Синие оковы 363

Творчество Хлебникова

(0)

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников

(1885—1922). Его опыты в области стиха, языковое творчество, упорное стремление обновить слово, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний оказали позитивное воздействие на развитие отечественного стихосложения.

Хлебников принципиально называл себя не футуристом, а «будетлянином». Этим термином, с его подчеркнуто славянским обликом, он как бы давал понять, что художественное новаторство должно опираться не на отрицание, а, напротив, на творческое развитие национальных традиций, на возрождение древнейших истоков русской культуры.

Поэт-«заумник», постоянно нарушавший в своих произведениях привычные логические и словесные связи, тяготевший к созданию разветвленной цепи неологизмов (например, в стихотворении «Любхо» он образовал от основы глагола «любить» 400 новых слов), В. Хлебников был в то же время и поэтом-мыслителем, для которого свойственны напряженные раздумья о судьбах человека и вселенной. Он мечтал о восстановлении утрачиваемой гармонии человека с природой, призывал учиться высшей мудрости у зверей, птиц и растений. В поэме в Прозе «Зверинец» (1900) он полемически утверждает, что «взгляд зверя больше значит,//Чем горы прочтенных книг».

Хлебникова тревожила нарастающая власть техники над человеком, превращающимся в раба технического прогресса. В фантастической поэме «Журавль» (1909) он повествует о том, как происходит «восстание вещей» и над людьми берет власть чудовищный журавль, возникший из огромного подъемного крана. К нему слетаются дома, фабричные трубы, чугунные решетки, мертвецы с кладбищ, и «жизнь уступила власть союзу трупа и вещи». С близким кругом мыслей мы сталкиваемся и в поэмах «Змей поезда (1910) и «Бунт жаб» (1914). В первой из них жертвой поезда-змеи оказываются пожираемые им люди, а во второй — гибнущие под колесами локомотива жабы и лягушки. Техника выступает в этих произведениях в роли губительной силы, враждебной всему живому.

Не избегая в своем творчестве современных тем и проблем, Хлебников одновременно пристально обращался к прошлому. Современность для него — лишь отрезок в нескончаемом потоке времени, которое в своем движении устремлено и в будущее, и в прошлое. Прием «сдвига» во времени лежит в основе целого ряда фантастических произведений поэта.

В поэме «Внучка Малуши» (1908), например, внучка киевского князя Владимира встречается с петербургскими курсистками, а в поэме «Шаман и Венера» римская Венера попадает по воле автора в жилище сибирского, шамана. Противопоставляя современной ему бездуховной действительности культуру прошлого, Хлебников поэтизирует людей, которые и в современных условиях сохраняют свою «естественность», первобытную чистоту и красоту чувств («Охотник Уса-Гали»),

Как страшное преступление против человечности Хлебников воспринял первую мировую войну. В его поэмах «Война в мышеловке» и «Невольничий берег» скорбь о жертвах войны сочетается с ненавистью к тем, кто на ней наживается.

В стихотворениях «Война-смерть», «Где волк воскликнул кровью…», «Девы и юноши, вспомните…» и других поэт пишет о том, что война повсеместно сеет горе и смерть, что обесценивается самое дорогое — человеческая жизнь. («Правда, что юноши стали дешевле?//Дешевле земли, бочки воды и телеги углей?»). Подчеркивая бесчеловечность мировой бойни, он создает гротескный образ «войны-Великанши», которая «волосы чешет свои об трупья».

Поэт-гуманист обращается в своих произведениях к совести и сознанию людей всей планеты, призывая их одуматься и прекратить братоубийственное кровопролитие.

В последние годы жизни поэзия В. Хлебникова обогащается новыми красками, становится емкой и многогранной, пронизана стремлением ее создателя понять смысл происходящих в стране событий:

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая.

Беседуем с небом на ты.

Этот творческий взлет был 28 июня 1922 года прерван безвременной смертью поэта.

0 / 5. 0

Литература

Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.

Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.

Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова

Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.

В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).

Сборники стихов Велимира Хлебникова

В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»

Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».

Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,

Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.

Велимир Хлебников в военной форме

Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.

В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.

Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз…»

Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.

Анализ стихотворения Хлебникова “Голод

Велимир Хлебников по праву считается одним из наиболее ярких и непредсказуемых поэтов в русской литературе. Он считал себя футуристом, хотя легко находил общий язык с представителями любых литературных течений, дружил с Есениным и Маяковским, которые относились друг к другу весьма прохладно. Хлебников действительно был вне времени и политики. В то время, как вся Россия была охвачена революцией, поэт вынашивал идею создания Общества председателей земного шара, которое он сам и возглавил. По недоразумению попав в царскую армию, Хлебников открыто

выступал против военных действий, которыми очень тяготился. В итоге он объявил себя сумасшедшим и вскоре был отозван с фронта. Впрочем, поэт не хотел воевать ни с красными, ни с белыми. Когда Деникин захватил Харьков, из которого Хлебников не успел эвакуироваться, то спасаться от очередного призыва в ряды военнослужащих ему вновь пришлось в психиатрической больнице, где “косили” от армии многие интеллигенты. Именно там поэт впервые оценил масштабы бедствия, причиненного революцией, после чего написал в своей рубленой манере стихотворение “Голод” , датированное 1921 годом.

Впрочем, автор по-прежнему

был далек от всех общественных проблем. Он лишь выбрал для себя новую тему, затронув жизнь простых крестьян, столкнувшихся с таким явлением, как продразверстка. Не осуждая советскую власть и вообще не упоминая о том, что именно стало причиной столь бедственного положения людей, Хлебников очень ярко и образно рисует картину сельской жизни этого периода, когда единственным кормильцем селян становится мрачный весенний лес, обескровленный и исхоженный сотнями ног голодных людей. В пищу идет абсолютно все – осиновая кора, березовые листья, молодая трава и даже гусеницы с пауками, которые становятся любимым лакомством детворы. “Гадов шипящих стреляют из лука, хлебцы пекут из лебеды”, – отмечает поэт.

Автор просто констатирует факты, не придавая им никакой эмоциональной окраски. Хлебников считает, что на это он не имеет права, потому что его цель – максимально точно передать печальную действительность. Заключается она в том, что и люди, и лесные звери гибнут от голода, вся домашняя живность давно уже пущена под нож, и даже “собаки в деревне не лают”. А встреча с отощавшим лесным зайцем напоминает юным охотникам “светлого мира видение” и вселяет надежду на сытный обед. И эта непредвзятость автора создает настолько удручающую и устрашающую картину, что навевает мысли об апокалипсисе, когда человеческая жизнь теряет всякую ценность.

Она пошла, она запела

Она пошла, она запела

Скорбно, воинственно звонко.

И над головою пролетела

С пером в цвету сизоворонка.

«Я плясунья, я легка,

Я с крылами мотылька.

И на вопрос, путем каковым

Хочу я жизнь свою прожить,

Я отвечу: мотыльковым

Веду кумирам я служить.

Я толпы веселой вождь,

Я усмешек ясных дождь.

Эти белые уступы,

Белой чести белый кремель,

Он захочет, станут глупы

Вожаки грознейших земель.

Любимы мною мотыльки,

Поля, лужайки и цветки.

Я улыбкою грозна,

Любит пляску белизна.

Летом я в саду стрекоз,

А зимой — сестра славянки,

Закрывая мехом санки,

Мчусь на ветер и мороз.

Эй! Кричу чете проезжей,

Скрыта полостью медвежей».

1912 год

*****

Голод

Почему лоси и зайцы по лесу скачут,

Прочь удаляясь?

Люди съели кору осины,

Елей побеги зеленые…

Жены и дети бродят по лесу

И собирают березы листы

Для щей, для окрошки, борща,

Елей верхушки и серебряный мох, —

Пища лесная.

Дети, разведчики леса,

Бродят по рощам,

Жарят в костре белых червей,

Зайчью капусту, гусениц жирных

Или больших пауков — они слаще орехов.

Ловят кротов, ящериц серых,

Гадов шипящих стреляют из лука,

Хлебцы пекут из лебеды.

За мотыльками от голода бегают:

Целый набрали мешок,

Будет сегодня из бабочек борщ —

Мамка сварит.

На зайца, что нежно прыжками скачет по лесу,

Дети, точно во сне,

Точно на светлого мира видение,

Восхищенные, смотрят большими глазами,

Святыми от голода,

Правде не верят.

Но он убегает проворным виденьем,

Кончиком уха чернея.

Вдогонку ему стрела полетела,

Но поздно — сытный обед ускакал.

А дети стоят очарованные…

«Бабочка, глянь-ка, там пролетела…»

Лови и беги! А там голубая!..

Хмуро в лесу. Волк прибежал издалека

На место, где в прошлом году

Он скушал ягненка.

Долго крутился юлой, всё место обнюхал,

Но ничего не осталось —

Дела муравьев, — кроме сухого копытца.

Огорченный, комковатые ребра поджал

И утек за леса.

Там тетеревов алобровых и седых глухарей,

Заснувших под снегом, будет лапой

Тяжелой давить, брызгами снега осыпан…

Лисонька, огневка пушистая,

Комочком на пень взобралась

И размышляла о будущем…

Разве собакою стать?

Людям на службу пойти?

Сеток растянуто много —

Ложись в любую…

Нет, дело опасное.

Съедят рыжую лиску,

Как съели собак!

Собаки в деревне не лают…

И стала лисица пуховыми лапками мыться.

Взвивши кверху огненный парус хвоста.

Белка сказала, ворча:

«Где же мои орехи и жёлуди? —

Скушали люди!»

Тихо, прозрачно, уж вечерело,

Лепетом тихим сосна целовалась

С осиной.

Может, назавтра их срубят на завтрак.

7 октября 1921 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: