Безумных лет…
Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому. Здесь речь о жизни со всеми её волнениями, трудностями. Поэт ощущает как похмелье безумные года юности, а в будущем видит горе и труд. Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать всё сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, всё-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы – радости. Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.
«Элегия», анализ стихотворения Некрасова
Анализ стихотворения «Элегия»
Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.
Не исключением стало произведение «Элегия», написанное в 1874 г. которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.
В своем произведении Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжает бедствовать даже после получения свободы, в связи с проведенными реформами и отменой крепостного права.
В начале стихотворения Некрасов обращается к неизвестному оппоненту, убеждая его в том, что реформа практически не улучшила жизнь бедных людей. Во фразу «народ освобожден, но счастлив ли народ?» писатель вкладывает горечь, которая гложет его. Напущенное благополучие, убеждение, что человек сам себе хозяин, что он может вольно работать на поле – все это не вводят в заблуждение поэта. Ведь он видит, что большинство людей обречено прожить всю жизнь, зарабатывая гроши тяжкой работой. Лишь единицы могут получить образование и подняться к лучшей жизни.
Поэт считает, что его долг и предназначение – это привлечь внимание «сильных мира сего» на ничтожную жизнь бедных людей, на их убогое прозябание и безысходность в жизни. В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу
Ведь это спорный вопрос: с одной стороны раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью
В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу. Ведь это спорный вопрос: с одной стороны раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью.
Помимо анализа стихотворения «Элегия» стоит обратить внимание на другие сочинения по Некрасову:
Состояние лирического героя
Глубокое философское стихотворение о многом заставляет задуматься. Исходя из смысла произведения, можно увидеть, что лирический герой словно подводит итоги молодости, вдаль ушедшей юности. Какой-то сложный период остался позади. Прошлого не жаль, но у героя почти не осталось надежды на возрождение.
Он мучительно ищет правду в этом мире, но не находит ее. Лирический герой испытывает тоску по прошлому, описан момент внутреннего перерождения. Он не может больше жить, как прежде. Ему необходимы движение, ощущения творческих порывов, раздумья и волнения.
Анализ «Элегии» Пушкина показывает, что впоследствии лирический герой готов принять на себя ответственность, готовность к изменениям, связанные с принятием прошлого (и освобождением от него) и выстраиванием перспектив на будущее.
Произведение имеет глубокий психологический подтекст. Проникнуты философским значением, затрагивают тему человеческого бытия вопросы, которые ставит перед нами стихотворение «Элегия». Пушкин здесь подчеркивает быстротечность жизни и ее неоспоримую ценность.
Как создавалась «Элегия»
Когда поэт сочинял строки этого стихотворения, он отчётливо понимал, что времени у него в запасе осталось не так уж много. Непосредственным творческим импульсом было желание ответить своим критикам на предъявляемые ему претензии и задаваемые вопросы. «Элегия» Некрасова — стих о смысле жизни и назначении творчества поэта. Стихотворение эмоционально окрашено фактом неизлечимой болезни автора, вынуждающей его подводить итог своему творчеству. О поэзии Некрасова в определённых кругах принято было отзываться с оттенком лёгкого пренебрежения, как о чём-то, имеющем весьма отдалённое отношение к сфере высокого искусства. Стих Некрасова «Элегия» — это ответ в равной степени и поклонникам творчества, и его недоброжелателям. И первых, и вторых в русском обществе было более чем достаточно. На отсутствие внимания к себе поэт пожаловаться не мог.
В контексте эпохи
Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, центральной темой творчества которых стала жизнь простого народа. А жизнь крепостного крестьянства была наполнена лишениями и страданиями. Многие просвещённые люди своего времени не могли пройти мимо этого молча. Тема стихотворения «Элегия» Некрасова — служение общественным идеалам. Фактически поэт Некрасов был основоположником большого направления в русской литературе, впоследствии получившего определение «некрасовская школа». Но довольно значительной частью образованного общества, чаще всего дворянами-аристократами, подобная «литературная мода» отрицалась. Гражданскую тему в поэзии подобные эстеты считали признаком второсортности. Они признавали только «искусство ради самого искусства». Но именно этот антагонизм двух противоположных эстетических концепций и продвигал вперёд развитие русской литературы на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Без понимания сути этого противоборства невозможен даже простой анализ стихотворения «Элегия». Некрасов постоянно находился в самом центре столкновения общественных мнений. Такова была его судьба в литературе и в жизни.
Элегия или нечто иное?
Иногда возникает вопрос о том, почему автор назвал своё стихотворение именно так, а не иначе. Вполне можно согласиться с теми читателями, которые разглядели в названии этого произведения некоторую иронию. Если исходить из античного понимания этого стихотворного жанра, то публицистическое произведение русского поэта — что угодно, но только не элегия. Некрасов, тема которого была весьма далека от античности, по одной из существующих версий, в названии своего произведения просто пошутил. Тем не менее по своему минорному настроению и стихотворному размеру произведение своему названию вполне соответствует. Это грустное элегическое размышление о безысходности в судьбе русского народа и об отношении поэта ко всему происходящему.
Любовь погасла
«Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.
Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.
Анализ стихотворения Элегия по плану
Художественные особенности стихотворения
Когда Некрасов провозгласил, что поэт обязан быть гражданином, ему пеняли, мол, гражданские мотивы вытеснили в его творениях поэзию. Так ли это? Анализ стиха «Элегия» Некрасова подтверждает, что поэт был вовсе не чужд эффектных поэтических приемов. Написанное шестистопным ямбом с пиррихиями стихотворение сразу берет взволнованно-торжественную интонацию и напоминает о высоких образцах классицизма. Об этом же свидетельствуют слова высоко стиля: «внемлет», «девы», «рок», «влачатся», «вторят», «лира». Исследуя стихотворение, убеждаемся в том, как умело использует олицетворение Некрасов. «Элегия», анализ которой, конечно, не исчерпывается перечислением представляет нивы и долы внимательно слушающими лирического героя, а лес — откликающимся ему. Очень выразительны эпитеты: «красный день», «слезы сладкие», «наивное увлеченье», «медленный старик», «волнуемый мечтами». Народ под гнетом экспрессивно сравнивается с «тощими стадами» на «скошенных лугах». Лира метафорически осмысливается как воин, несущий службу во благо людей.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Слово Бунина 7 класс
Произведение относится к философской лирике поэта, имеющей оттенки гражданственности и публицистики. Основной темой стихотворения является важнейшая роль русского языка на жизненном пути человека
- Анализ стихотворения Старые письма Фета
Афанасий Афанасьевич Фет — поэт-романтик своего века. Его стихи наполнены любовной лирикой и особым даром описания человеческих отношений. Каждое стихотворение – отдельная жизнь, насыщенная душевно-эмоциональными красками.
- Анализ поэмы Маяковского Во весь голос
Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.
- Анализ стихотворения Чудная картина Фета
Есть такой жанр, в котором работают некоторые художники и он называется миниатюрой. Эти картины изображаются на совершенно маленьком полотне, по которому работают маленькими кистями.
- Анализ стихотворения Маша Некрасова
Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.
К юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.
Изобразительно-выразительные средства
Тематика народных страданий для Некрасова удивительно близка, не менее личностна, чем для отдельных романтиков описание любовных свиданий. Важнейший этап проведения анализа поэтического текста на уроках литературы — поиск используемых автором тропов и определение их роли. Некрасов — поэт, удивительным образом сочетающий в себе черты романтические и реалистические, поэтому его лирика богата образами, но они понятны, очевидны, не имеют двусмысленного толкования.
Примеры тропов:
- Эпитеты, позволяющие передать горестное положение простого народа (тощие стада, горестный напев, скошенные луга, народный враг).
- Торжественная лексика (рок, внимаю, влачат) помогает передать особое настроение. Сам себя Некрасов видит борцом за народные права, за свободу горячо любимого им крестьянства. Он противопоставляет себя тем, кто настолько слеп, что не видит — отмена крепостничества не сделала народ счастливым, рабство по-прежнему не отменено, оно глубоко укоренилось в душах крестьян.
- Риторические вопросы. Ни к кому не обращаясь, поэт задается вопросами, а стал ли народ более счастливым. На самом деле он обращается ко всем своим согражданам, призывая их задуматься и найти пути решения проблемы. В особой манере автор говорит со своими читателями, побуждает их отказаться от гордыни и протянуть руку помощи простому человеку, необразованному и не сильному в науках, зато душевному, доброму и удивительно отзывчивому.
- Олицетворения (песне вторят нивы, долы, откликнулся лес). Даже сама природа находится на стороне лирического персонажа и понимает его переживания. Поэтические образы сравниваются с настроением окружающего мира.
В строфах поэтического текста не изображены конкретные образы (что в целом для лирики Некрасова характерно), скорее, они являются собирательными. Это поющие на страде по вечерам жницы, мальчишка, несущий отцу в поле обед, сгорбленный годами старик, медленно бредущий за сохой. Каждый из них выполняет свою работу, трудится честно и на совесть, а потому — заслуживает счастья, мирной и свободной жизни, возможности заниматься своим делом.
Поэт имеет мужество предполагать, что рано или поздно, но справедливость восторжествует, и русское крестьянство получит то, чего жаждет — не только свободу на бумаге, но и настоящую волю, свое место в жизни, надел земли, труд на котором поможет содержать семью и не жить в нищете.
https://youtube.com/watch?v=1iJh0xATlWc
История создания
Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.
В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.
Композиционные особенности стихотворения
творческого пути
Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Элегия”
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — “Элегия”.
Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.
Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — епосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна, —
Не верьте, юноши! не стареет она.
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной ифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам.. . —
и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам.. .
Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь вемен.
Насущность обращения к этой теме Н. А
Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.. .
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением “Эхо”:
На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва.. . Таков и ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
…Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа.. .
“Не дает ответа” — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы
Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» — лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.
После Некрасова
Иногда бывают странные исторические сближения. Как будет сказано примерно через сто лет после Некрасова: «Поэт в России — больше чем поэт». Но к Николаю Алексеевичу Некрасову это утверждение применимо в полной мере. И поэзия его была чем-то большим, чем просто поэзией. Она была составной частью набирающего мощную историческую турбулентность течения русской общественной мысли. Вопросы, задаваемые поэтом в «Элегии», без ответа отнюдь не остались. Только нет ни малейшей уверенности в том, что ответы эти понравились бы тому, кто их задал. Ни счастья, ни благополучия, ни процветания русское крестьянство так и не дождалось. Лишь три с небольшим десятка лет отделяли поэта Некрасова от последовавшей после его кончины эпохи войн, революций, коллективизации и «ликвидации кулачества как класса». И многих других политических завихрений двадцатого века, в тридцатые годы которого неожиданно выяснилось, что пришедшим к власти большевикам совершенно не нужны некрасовские свободные землепашцы на своей земле. А нужны именно безропотные и покорные судьбе Исторический цикл замкнулся.
Имя русского поэта и публициста Некрасова теснейшим образом связано с понятием гражданской народной лирики. Николай Алексеевич, дворянин по происхождению, жил интересами самого многочисленного класса современной ему России — крестьянства. Поэту претила лицемерная позиция помещиков, которые, несмотря на образованность и либеральные настроения, продолжали оставаться крепостниками, по сути — рабовладельцами. Именно поэтому свою лиру Некрасов сознательно посвятил народу, надеясь на то, что пылающее поэтическое слово найдет отклик и сможет что-то изменить. Эта идея звучит и в произведении «Элегия». Стих Некрасова и сегодня выглядит современным.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Слово Бунина 7 класс
Произведение относится к философской лирике поэта, имеющей оттенки гражданственности и публицистики. Основной темой стихотворения является важнейшая роль русского языка на жизненном пути человека
- Анализ стихотворения Старые письма Фета
Афанасий Афанасьевич Фет — поэт-романтик своего века. Его стихи наполнены любовной лирикой и особым даром описания человеческих отношений. Каждое стихотворение – отдельная жизнь, насыщенная душевно-эмоциональными красками.
- Анализ поэмы Маяковского Во весь голос
Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.
- Анализ стихотворения Чудная картина Фета
Есть такой жанр, в котором работают некоторые художники и он называется миниатюрой. Эти картины изображаются на совершенно маленьком полотне, по которому работают маленькими кистями.
- Анализ стихотворения Маша Некрасова
Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.
Стихотворение «Элегия» Н.А. Некрасов написал в 1874 году в ответ на критику со стороны литературных историков. Они считали творчество поэта однообразным и повторяющимся, потому что основная тема Некрасова — изображение жизни русского народа. Но в то время крепостного права уже не было, а значит, многие считали, что крестьяне стали жить счастливо, и что данная проблема не актуальна.
Стихотворение относится к теме народа, как и большинство произведений Некрасова. Но здесь поэт обращается прежде всего к неизвестным оппонентам, утверждая, что проблема счастья простых людей актуальна до сих пор.
Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам
Некрасов считает важным «к народу возбуждать вниманье сильных мира», потому что крестьяне, получив свободу, всё также бедствуют. И поэт полностью их понимает, ведь ему самому приходилось жить в полной нищете на улице.
«Я лиру посвятил народу своему», — он спокоен за то, что герои его произведений — крестьяне, а не знатные люди. Ему посчастливилось видеть красный день, когда отменили крепостное право, но в этот момент заговорила Муза, и появился вопрос: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» В поисках ответа поэт обращается к повседневной жизни крестьян, трудящихся на поле и полностью отдающихся своей работе.
Взволнованный, он не находит ответа на «тайные вопросы» о том, пришли ли перемены в народные судьбы, «в напевы сельских дев», или нет.
Завершая «Элегию», Некрасов отмечает, что он не знает, лучше или хуже стало житься русским крестьянам. Он только просит благословения сельским трудам, сулит проклятия народному врагу и молит у небес могущества другу.
Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Не внемлет он — и не дает ответа…
Некрасов хотел выразить своё чувство любви и долга к народу, понимание проблем простых людей
Он обратил внимание на проблему счастья и показал, что отмена крепостного права вовсе не означает, что народ стал свободным и счастливым
Поэт использует лексические и синтаксические средства выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…», «природа внемлет мне), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), а также такой вид звукописи, как аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…») Все эти стилистические фигуры передают настроение поэта, его волнующую мысль. Стихотворение написано в двухсложном размере — ямбе, используется парная рифмовка, она придаёт тексту ясность, и в то же время выразительность.
Элегия впечатляем своим настроением, простой и в то же время хорошей рифмовкой, выразительностью. Поэт выступает как страстный защитник народных интересов, и даже природа ему «внемлет».
«Важно только одно — любить народ, Родину, служить им сердцем и душой»
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Обновлено: 2017-09-25
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Спасибо за внимание.
Сюжет
Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.
Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» можно назвать пророческим.
Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.
Реализм сменяет романтизм
Прежде главным направлением в литературе являлся романтизм, но в связи с острыми социальными изменениями глобальным переменам должна была подвергнуться и литература, в результате чего родился реализм. Это весьма широкое понятие: оно может применяться как к прикладному искусству, так и к литературной деятельности.
Реализм в литературе появился в качестве реакции на явление романтизма, на его острую популярность. Идеи романтизма постепенно теряли прежнюю востребованность, а новый вид межличностных отношений и жизненные ценности выходили на первый план. Читателю не была интересна сентиментальная лирика, присущая романтизму, он требовал детальный анализ. Реалистическое искусство теперь в большей мере отвечало идеям и потребностям времени, его приемы рассматривались с искренним и глубоким доверием.
Следовательно, реализм — это направление в искусстве и литературе, цель которого заключается в том, чтобы полно, емко, достоверно и всесторонне изображать картину мира, делая акценты на классических чертах, а главное — не идеализировать своих героев и окружение. Теперь стало необходимо глубоко раскрывать внутренний мир персонажей, сопоставлять их поступки и переживания с реалиями современного мира. Это означало полный пересмотр прежних подходов к художественному созданию героев и к написанию произведений.
Герои новых реалистичных произведений стали более глубокими и разумными, они мотивированы и стремятся к развитию. Персонажи стали личностями, поступки которых обусловлены внешними историческими и общественными обстоятельствами, объясняются уникальными чертами их характеров.
Герои погружены в социальную среду и живут в зависимости от общественных обстоятельств, которые напрямую влияют на их личность. Писатели-реалисты не боятся показать действительность такой, какая она есть, и наделяют своих героев способностями противостоять жизненным трудностям, находить собственные решения проблем и выходы из тяжелых ситуаций.