Содержание стихотворения «Родное»
Стихотворение «Родное» было написано Андреем Мережковским, одним из величайших русских поэтов. В этом стихотворении автор обращается к родной земле и родному краю. Он описывает свою любовь к этим местам и свою связь с ними.
Строки стихотворения передают тепло и нежность, которые Мережковский испытывает к своей родной земле. В стихотворении звучит тема верности и преданности родине. Автор говорит о своей готовности умереть за родину и о том, что это единственное место, где он может чувствовать себя счастливым.
Одним из главных приемов в этом стихотворении является использование образов и метафор. Автор описывает родное место с помощью ярких и живописных образов, создавая ощущение красоты и гармонии. В стихотворении также используются повторы и параллелизм для усиления эмоциональной силы текста.
Строфическая форма стихотворения «Родное» включает в себя правильные рифмы и ритмические элементы
Такая структура создает чувство гармонии и согласия, подчеркивая важность родной земли и ее значимости для автора
В итоге, стихотворение «Родное» является ярким примером поэтического анализа родного места и родины. Мережковский передает свои эмоции и чувства к родной земле с помощью ярких образов и метафор, используя стихотворную форму, чтобы усилить эмоциональную силу текста.
Тема и основные мотивы
Тема и основные мотивы стихотворения «Родное»
Статья предлагает анализ стихотворения «Родное» Мережковского, опираясь на тему и основные мотивы, присущие данному произведению.
Тема
Одной из главных тем стихотворения Мережковского «Родное» является тема родины и связанного с ней чувства принадлежности. Автор возвышает родину как священное понятие, которое имеет глубокий и непреходящий смысл. Стихотворение отражает чувство любви, преданности и тоски по родине, показывая, что связь с родительской землей остается неразрывной независимо от времени и пространства.
Основные мотивы
В стихотворении «Родное» выделяются такие основные мотивы, как:
— Природа: автор описывает красоту и величие родной природы, подчеркивая ее уникальные особенности и связь с душой поэта;
— Минувшее: Мережковский воскрешает прошлое, описывая пейзажи и события, которые взывают к ностальгии и тоске по ушедшим временам;
— Символы: стихотворение наполнено символичным значением, автор использовал такие символы, как река, лес, мост и другие, чтоб подчеркнуть важность родины и красоты ее окружающего мира;
— Человеческая судьба: Мережковский показывает влияние родины на судьбу человека, рассказывая историю самого поэта и его связь с родным краем.
Структура и языковые особенности
Структура стихотворения Мережковского «Родное» сочетает в себе элементы классической формы и собственные авторские особенности. В стихотворении преобладает размеренный ямбический строфический стих, состоящий из четырех стихов, объединенных общей темой и метафорой «родное».
Заглавная буква в начале строки и конечные рифмованные звуки дают стихотворению определенную ритмическую и музыкальную мелодичность. Вместе с тем, Мережковский позволяет себе некоторую свободу в использовании исторических дефектов и архаизмов, чтобы передать глубину своего внутреннего мира.
Язык стихотворения отличается высокой и подчеркнутой эмоциональностью. Автор использует метафоры и эпитеты, чтобы раскрыть свое отношение к родной земле. В стихотворении обнаруживается сильная эмоциональная связь автора с природой и родными местами, что делает его стихотворение ярким и запоминающимся.
Средства выразительности
Мережковский не скуп на тропы и синтаксические средства художественной выразительности. В основном здесь можно выделить эпитеты:
-
крепкий запах;
-
глубокое молчание;
-
тоскливое затишье;
-
беспомощные и робкие слезы;
-
задумчивый май (можно отнести к олицетворению);
-
бесстрашная тишина;
-
унылое мычанье;
-
бледный май;
-
печальные места.
Есть сравнение «миг подобно капле в море», а также инверсия (нарушение порядка слов с целью увеличения выразительности слога) «струится дождь, тьма ночная».
Таким образом, стихотворение является отражением душевного состояния автора. В нём он нашёл способ рассказать и передать свои эмоции. Мережковский – настоящий патриот своей страны, его стихи могут помочь изменить взгляд на Родину и полюбить её ещё больше.
Жанр и композиция
«Не надо звуков» Мережковского при анализе стихотворения становится более понятным, его смысл раскрывается полнее. Жанр нельзя определить очень точно, произведение предстает их смешением. Так, можно выделить послание (в данном случае к читателю) и элегию (стихотворение философского и грустного содержания).
Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые в смысловом значении предстают единым полотном:
1) начинается всё с зарисовки пейзажа в вечернее время, окутанного безмолвием, спокойствием и статичностью – здесь раскрыта необходимость человека учиться у окружающего мира, природного пространства умиротворению;
2) второе четверостишие развивает эту же мысль, подводится итог; автор прямо просит не вмешиваться в тишину, а, напротив, помочь её сохранению. Чуть ранее раскрытое пожелание повторяется, безмолвие можно получить и от облаков. Они, небо (как что-то божественное) и вечность становятся высокими ценностями, которые преобладают над земными делами.
Анализ стихотворения Мережковского «Родное»
У каждого человека есть такое место на планете, которое он считает своей родиной. Для Дмитрия Мережковского таким местом является Елагин остров недалеко от Санкт-Петербурга, где у большой и дружной семьи будущего поэта была собственная дача. Здесь Дмитрий Мережковский появился на свет, и именно сюда он любил сбегать от городской суеты, чтобы предаться философским размышлениям и честолюбивым творческим мечтам.
В один из приездов на дачу весной 1896 года Мережковский написал стихотворение «Родное», в котором отчетливо проскальзывают грустные нотки. К тому моменту Мережкоский считался уже довольно известным питерским поэтом, который публиковался в лучших журналах. Многие критики пророчили автору блестящее будущее, не подозревая о том, что очень скоро Мережковский настолько увлечется прозой и философией, что сложение стихов станет для него занятием совершенно неинтересным. Однако грусть поэта связана отнюдь не с поворотом в литературной карьере – поэт очень глубоко переживает смерть матери, с которой был особенно близок в последние годы. На старой даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло рук этой удивительной женщины. Именно поэтому Мережковский старается как можно реже бывать в фамильном особняке и очень много гуляет по окрестностям, отмечая: «Родимые, печальные места!».
Его успокаивает «протяжный гул однообразных сосен», который созвучен внутренним мироощущениям поэта. Даже яркие краски мая меркнут в его глазах, и автору кажется, что уже наступила осень. «В полях затишье, полное тоски», — отмечает он, внутренне удивляясь тому, что лишь «крепкий запах молодой березы» напоминает о наступлении весны. Теплый майский дождь он сравнивает с «беспомощными слезами», которые становятся его частыми спутницами. Однако поэт признается, что в родном доме боль несколько утихает и притупляется. «Здесь – тише радость и спокойней горе», — отмечает Мережковский, а сама загородная жизнь напоминает «безгрешный сон», который тянется бесконечно. Именно здесь поэт осознает, что его внутренние переживания подобны капле в море, которая «теряется в бесстрастной тишине». Это открытие одновременно и радует, и огорчает Мережковского, который постепенно начинает свыкаться с мыслью о том, что самые близкие люди рано или поздно уходят. Но остаются воспоминания о них, которые являются бесценным даром и могут причинят в равной степени и боль, и радость.
Родное (Далеких стад унылое мычанье…)
РОДНОЕ
Далеких стад унылое мычанье, И близкий шорох свежего листа… Потом опять — глубокое молчанье… Родимые, печальные места!
Протяжный гул однообразных сосен, И белые сыпучие пески… О бледный май, задумчивый, как осень!.. В полях — затишье, полное тоски…
И крепкий запах молодой березы, Травы и хвойных игл, когда порой, Как робкие, беспомощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной.
Здесь — тише радость и спокойней горе. Живешь, как в милом и безгрешном сне. И каждый миг, подобно капле в море, Теряется в бесстрастной тишине.
Май 1893
Примечания:
ЛПН. 1896. № 5 — ПСС-II, т. 22. Перепеч.: Ежов и Шамурин. Автограф (ИРЛИ), без загл., без строфического деления, с зачеркнутой пометой «Нива» и с вар. в ст. 11 («тихие» вм. «робкие»); датируется по положению в тетради среди ст-ний 1893 г. и по содержанию: упоминается «бледный май». Написано, по всей видимости, на даче под Лугой (см. помету под предыдущим текстом —
Тема стихотворения
Главная тема – вечность. Это широкое понятие, размышлять о котором можно долго. Автор в своих рассуждениях приходит к тому, что человеческая жизнь не так длинна, поэтому нужно ценить её, уметь оставлять обыденные заботы и предаваться спокойствию и душевному умиротворению. Это то, что необходимо для отдыха и перезагрузки.
А покой и принятие помогут справляться со сложными ситуациями. От огромного количества волнений, бесконечных переживаний не будет ничего хорошего, в конечном итоге всё человечество приходит к одному завершению. Жизнь лучше потратить на что-то более стоящее. Между ней и смертью стоит очень тонкая черта, что сам Мережковский осознает и пытается передать в своих строках. Бег времени – та вещь, что ускорять не нужно
Иногда лучше остановиться и подумать о важном, взять и сделать важные вещи, оставив рутину.
Пробы пера
В 1876 году юный Дмитрий стал учеником Третьей классической гимназии Петербурга. Атмосферу заведения уже подросший гимназист позже охарактеризует как убийственную. Чтобы как-то отвлечься от бесконечных зубрежек и выправок, 13-летний Дмитрий начинает пробовать свои силы в поэзии — на свет появляются первые стихотворные строки Мережковского. Стилем написания он подражал «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.
Там же в стенах гимназии начинающий сочинитель открыл для себя творчество Мольера и под влиянием нового увлечения сформировал «мольеровский кружок». Никакой политической подоплеки в организованном Дмитрием сообществе не было, однако в императорской канцелярии посчитали иначе — все члены кружка были приглашены на допрос.
Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.
Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.
Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.
«Нетерпеливая досада», не сходившая с лица писателя в течение всего выступления, во время оглашения вердикта выразилась в словах Федора Михайловича: «Слабо. Не годится. Чтобы хорошо писать, надо страдать и страдать». Сергей Иванович поспешил возразить: «Пусть лучше не пишет, чем страдает». Но было поздно — стремление добиться признания уже засело в сознании Дмитрия.
История создания
Судьба редко баловала Михаила Васильевича, и всем, чего он достиг в жизни, он обязан исключительно своему таланту и целеустремленности. Родиной поэта стала небольшая деревушка Глотовка Смоленской губернии, где он появился на свет в бедной крестьянской семье.
Денег на образование детей у родителей не было, однако природа щедро наградила Михаила, который самостоятельно выучился грамоте, научился писать и читать. В возрасте 11 лет у него появилась возможность посещать школу, которую он окончил спустя два года, получив по всем предметам отличные отметки.
Стихотворение «Родное» как раз посвящено родной деревне Глотовке, в которой прошли детские и юношеские годы Исаковского. Пусть они не были легки и безоблачны, однако для каждого детство является счастливой порой, которую так приятно вспоминать.
Точная дата написания стихотворения «Родное» неизвестна.
Детские годы
Выдающийся русский прозаик и поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (по новому стилю — 2 августа) 1865 года в дворцовом здании на Елагином острове. Литератор — коренной петербуржец.
В обычное время семья Мережковских жила в старом доме неподалеку от Прачечного моста, но на летний сезон перебиралась в одну из дворцовых построек, используя ее как дачу. В стенах дворца будущий литератор и появился на свет. Всего в семье было 9 детей — 6 мальчиков и 3 девочки. Дмитрий был самым младшим ребенком четы.
Род Мережковских был дворянским, но нетитулованным. Отец Дмитрия — Сергей Иванович Мережковский — всю жизнь служил чиновником и достиг немалых карьерных высот. К моменту появления на свет девятого ребенка он дослужился до чина действительного статского советника и работал при императорском дворе, но на этом не остановился. Наивысшим постом в карьере Сергея Ивановича стал тайный советник. Именно в этом чине отец семейства вышел в отставку в 1881 году в возрасте 59 лет.
Мать Дмитрия — Варвара Васильевна Чеснокова — занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. Она была дочерью обер-полицмейстера, управлявшего канцелярией в Петербурге. Женщина удивительной красоты, она, несмотря на свой ангельский характер, ловко и умело командовала мужем, который при всей своей эгоистичности и черствости буквально боготворил супругу. Именно Варваре Васильевне принадлежит заслуга в том, что ее дети хотя бы отчасти получали родительское (а, вернее, материнское) тепло и ласку.
Благодаря высокому положению отца, семья Мережковских была богатой (в частности — владела великолепным имением-дворцом в Крыму) и могла позволить себе жить с шиком, в роскоши. Однако несмотря на широкие возможности и материальное благосостояние семьи, дом Мережковских был обставлен по-простому, а на обеденном столе не было изысканных блюд или обилия яств.
Скромная жизнь в режиме повышенной бережливости была решением главы семейства. Таким образом Сергей Иванович надеялся уберечь детей от двух распространенных пороков — мотовства и любви к роскоши.
Сопровождая мужа в служебных разъездах, Варвара Васильевна препоручала заботу о детях экономке немецкого происхождения и пожилой няне. Последняя в качестве сказки на ночь рассказывала маленькому Дмитрию жития святых, что в результате стало главной причиной его экзальтированной религиозности на уровне фанатизма.
Мережковский «Родное» — анализ стихотворения
Статья предлагает анализ стихотворения «Родное» Валерия Брюсова. В стихотворении автор обращается к своей родине, передающей ему глубокие эмоции и воспоминания.
Анализ стихотворения «Родное» начинается с понимания образов и метафор, используемых автором. В стихотворении присутствует образ деревни, сельской местности, который символизирует родину Брюсова. Автор описывает природу, ее красоту и спокойствие, передавая свои чувства и впечатления.
Далее в анализе стихотворения «Родное» рассматривается ритм и мелодичность текста. Брюсов использовал стихотворную форму для передачи своих мыслей и эмоций. Рифма и размер стиха подчеркивают созерцательный характер произведения и создают особую атмосферу.
Для полного анализа стихотворения «Родное» важно обратить внимание на смысловую нагрузку и тематику произведения. Брюсов обращается к родной природе и пытается воссоздать свои воспоминания о местах, которые он помнит и ценит. Он выражает свою любовь и привязанность к родине через поэтическую речь и различные образы
Он выражает свою любовь и привязанность к родине через поэтическую речь и различные образы.
В заключение, анализ стихотворения «Родное» Валерия Брюсова позволяет понять глубину его чувств и его связь с родной землей. Это произведение обладает особым символизмом и мелодичностью, влияющими на восприятие стихотворения и передающими его основную тему — любовь к родине и природе.
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Центральная тема произведения – любовь к малой родине, которая имеет большое значение для каждого человека. Для кого-то это шумная городская улица и знакомая дорога в школу, для кого-то – бескрайние степные просторы, раскинувшиеся сразу за родительским домом.
Для лирического героя это сосновый лес и небольшая извилистая речушка. Это родная деревенька, где знаком каждый двор, каждый куст. Автор с большой любовью описывает дорогие сердцу пейзажи. В его словах остро чувствуется ностальгия по давно ушедшим дням, когда он был беззаботным мальчиком, который бегал по лесным тропинкам, собирал спелые орехи и весело гонял гусей во дворе.
Старшее поколение автор ненавязчиво призывает вспомнить о своей малой родине, а молодому – дает понять, что нужно с большой бережностью относиться к своим родным местам, ценить и любить их. Куда бы ни закинула судьба, даже в самых дальних краях в воспоминаниях будет храниться тот маленький островок родной земли, где прошли лучшие детские и юношеские годы.
Возможно вам будет интересно
Стихотворение А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» – это выражение искренних чувств автора в отношении собственного видения природы после дождя. Читатель становится свидетелем того
С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.
Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»
Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.
Источник
Анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Часы»
Стихотворение «Часы» написано в конце лета 1895 года. В этот период Дмитрий Сергеевич пишет работы, посвященные философским течениям в русской поэзии. Произведение относится к жанру философской лирики.
Основным образом стихотворения являются часы как символ механицизма – метафизического метода мышления и миропонимания, который заключается в одностороннем сведении всего многообразия мира к механическому движению, а сложных закономерностей развития – к простейшим механическим законам.
Думается, таким образом тридцатилетний поэт старался подчеркнуть свое умение (возможно – воображаемое) быть «над схваткой» – то есть способность к трезвому расчету, холодному анализу действительности. Произведение становится символом веры сверхчеловека, каким Дмитрий Сергеевич, безусловно, не являлся. Оно отражает прочтение автором действительности, и прочтение это довольно мрачное и противоречивое: поэт отказывает людям в их праве быть живыми – испытывать чувства, иметь привязанности. Часы как предмет являются перифразом времени как философской категории.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- ряды однородных членов предложения – «наслаждение, мука, вдохновение», «не ропщу, не страдаю» – отражают многообразие чувств, которых якобы не существует;
- метафоры – «вдохновение страстей», «бремя дней» – позволяют сократить объем текста без потери смысла;
- олицетворение – «язык (как средство бессловесного общения) часов»;
- лексику высокого стиля – «удел», «ропщу», которая придает торжественность, определяет значимость темы;
- эпитеты – «тупая скука», «лишние дни», «пустое бремя (бесполезное обременение)», «утомительный язык», «мертвое (в значении нечеловеческое, механическое) сердце» – ярко характеризуют явления и отражают авторское отношение;
- лексические повторы – «я не ропщу …, я … привык» – создает акцент на лирическом герое, «часы, часы» – одновременно выступают обращением, выделяя ключевое слово, «нет друзей и нет врагов» – создают акцент на одиночестве;
- инверсию – «смотрю я», «хладнокровно бьется сердце», «сердце мертвое часов», формирующую рифму;
- антонимы – «друзья – враги»;
- сравнения – «бьется, как сердце часов».
Дмитрий Сергеевич не страдал от одиночества уже потому, что был кабинетным ученым, трудолюбивым, скрупулезным человеком не от мира сего. Поэтому тезис о тупой скуке является лукавством. Нельзя не отметить и тот факт, что Мережковский, называвший дни пустым бременем, скончался от кровоизлияния в мозг в преклонном возрасте.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑
Философская глубина стихотворения
Как анализировать стихотворение Мережковского и понять его философскую глубину? Для начала следует обратить внимание на основные темы, которые присутствуют в его произведении. Строки стихотворения Мережковского обычно переплетаются с элементами философии и религии
Они заставляют читателя задуматься о смысле жизни, человеческой природе и вечных ценностях
Строки стихотворения Мережковского обычно переплетаются с элементами философии и религии. Они заставляют читателя задуматься о смысле жизни, человеческой природе и вечных ценностях.
Анализ стихотворения Мережковского поможет ознакомиться со сложной концепцией автора и понять его философскую позицию
Для этого нужно обратить внимание на образное описание, внутренний монолог героя и использование символов и аллегорий
Чтение стихотворения Мережковского может быть сложным, так как его произведения обычно содержат непривычные метафоры и изощренные сравнения. Однако, разбираясь в этих приемах, можно проникнуть в истинное значение произведения и увидеть философскую глубину в каждой строчке.
Сделать анализ стихотворения Мережковского можно постепенно, шаг за шагом. Необходимо вникать в каждую фразу, разбивать ее на составные части, выделять повторяющиеся мотивы и образы. В результате получится полный образ произведения и его философское послание.
Исследование стихотворений Мережковского требует времени и внимания. Нет нужды спешить, ведь главное — понять и прочувствовать истину, которую хотел донести автор своими стихами.
Взгляд на мир и человека
Один из способов понять, как Мережковский смотрит на мир, это проанализировать его стихотворения. Через свои стихи он передает свое видение мира и человеческой природы. Как вносит влияние на мир человек? Какое влияние оказывает мир на человека?
Анализ стихотворений Мережковского позволит увидеть, каким образом он описывает взаимодействие между миром и человеком. Он проникает в глубину человеческой души и раскрывает ее тайны, показывая, что каждый человек является миром в мире. В его стихах присутствует цельность и гармония, которая является отражением взаимодействия между разными составляющими мира и человека.
Как Мережковский делает этот анализ? Он использует различные мотивы и символы, чтобы раскрыть свою концепцию мира и человека. Его стихотворения пронизаны философскими мыслями, религиозными образами и сильными эмоциями. Автор использует язык поэзии, чтобы создать особую атмосферу и передать свои мысли и чувства.
Анализ стихотворений Мережковского позволяет увидеть полную картины мира и человека. Они помогают нам понять, что мир и человек неразделимы, и их составляющие взаимодействуют друг с другом. Это позволяет нам по-новому взглянуть на окружающую нас реальность и понять наше место в ней.
Роль эстетического и художественного опыта
Эстетический и художественный опыт играют важную роль в анализе стихотворений, в том числе и стихотворений Мережковского. Именно благодаря этому опыту мы можем понять и оценить родное стихотворение Мережковского во всей его глубине и красоте.
Эстетический опыт предоставляет нам возможность оценивать стихотворение с точки зрения его красоты, гармонии и эмоционального воздействия на нас. Это позволяет лучше понять и почувствовать авторскую идею, проникнуться её внутренней силой и эстетическими ценностями.
Художественный опыт, в свою очередь, позволяет анализировать структуру стихотворения, выявлять литературные приёмы и художественные особенности, которые использует автор. Именно благодаря художественному опыту мы можем понять, как Мережковский делает своё стихотворение ярким, выразительным и запоминающимся.
Объединение эстетического и художественного опыта позволяет нам создать полный анализ стихотворения Мережковского, где мы можем выделить особенности его стиля, тему, мотивы, образы и идею. Это делает наше восприятие стихотворения более глубоким и полным, помогая лучше понять и оценить художественный путь и творчество самого Мережковского.