Дмитрий мережковский: стихи

Trounin.ru

Возможно вам будет интересно

Стихотворение А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» – это выражение искренних чувств автора в отношении собственного видения природы после дождя. Читатель становится свидетелем того

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.

Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»

Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.

Источник

Тема

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Центральная тема произведения – любовь к малой родине, которая имеет большое значение для каждого человека. Для кого-то это шумная городская улица и знакомая дорога в школу, для кого-то – бескрайние степные просторы, раскинувшиеся сразу за родительским домом.

Для лирического героя это сосновый лес и небольшая извилистая речушка. Это родная деревенька, где знаком каждый двор, каждый куст. Автор с большой любовью описывает дорогие сердцу пейзажи. В его словах остро чувствуется ностальгия по давно ушедшим дням, когда он был беззаботным мальчиком, который бегал по лесным тропинкам, собирал спелые орехи и весело гонял гусей во дворе.

Старшее поколение автор ненавязчиво призывает вспомнить о своей малой родине, а молодому – дает понять, что нужно с большой бережностью относиться к своим родным местам, ценить и любить их. Куда бы ни закинула судьба, даже в самых дальних краях в воспоминаниях будет храниться тот маленький островок родной земли, где прошли лучшие детские и юношеские годы.

Пробы пера

В 1876 году юный Дмитрий стал учеником Третьей классической гимназии Петербурга. Атмосферу заведения уже подросший гимназист позже охарактеризует как убийственную. Чтобы как-то отвлечься от бесконечных зубрежек и выправок, 13-летний Дмитрий начинает пробовать свои силы в поэзии — на свет появляются первые стихотворные строки Мережковского. Стилем написания он подражал «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.

Там же в стенах гимназии начинающий сочинитель открыл для себя творчество Мольера и под влиянием нового увлечения сформировал «мольеровский кружок». Никакой политической подоплеки в организованном Дмитрием сообществе не было, однако в императорской канцелярии посчитали иначе — все члены кружка были приглашены на допрос.

Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.

Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.

Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.

«Нетерпеливая досада», не сходившая с лица писателя в течение всего выступления, во время оглашения вердикта выразилась в словах Федора Михайловича: «Слабо. Не годится. Чтобы хорошо писать, надо страдать и страдать». Сергей Иванович поспешил возразить: «Пусть лучше не пишет, чем страдает». Но было поздно — стремление добиться признания уже засело в сознании Дмитрия.

LiveInternetLiveInternet

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах. Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра — это мы. Мы — над бездною ступени, Дети мрака, солнце ждем: Свет увидим — и, как тени, Мы в лучах его умрем.

Дмитрий Мережковский является одним из ярких представителей русского символизма, у которого было много последователей. Этот поэт умел остро чувствовать время и предвосхищать события, став, по сути, пророком для своего поколения. И примером этому служит стихотворение «Дети ночи», написанное в 1895 году и посвященное революции, о которой в то время никто и не догадывался.

Впрочем, называть Мережковского пророком было бы ошибочно, потому что он не знал, что же именно произойдет через 22 года. Он сумел уловить лишь общее настроение толпы, понять, что люди утратили в своей душе все то светлое и чистое, благодаря чему они были надежно защищены от мирской грязи и суеты. Именно поэтому свое поколение автор именует детьми ночи, которые блуждают в потемках и ждут «придет ли наш пророк».

Передавая свои ощущения, Мережковский не подозревал, что вместо пророка его соотечественники очень скоро попадут во власть мессии, коварного и безжалостного. Революция унесет жизни десятков тысяч людей, которые будут убивать друг друга за убеждения. Однако поэт оказался прав в одном: общество на пороге 20 века нуждалось в серьезной встряске, так как увязло в грехах. Поэтому, характеризуя своих соотечественников, поэт о. Таким образом, Мережковский исключает божественную суть современного человечества, намекая на то, что пришла пора его очищения. Каким оно будет, автор умалчивает, однако предполагает, что солнечный свет для детей ночи может оказаться губительным. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — убежден Мережковский.

Примечательно, что себя автор также отождествляет с детьми ночи, считая, что избежать участи тех, кто находится рядом, ему не удастся. Поэт считает, что очень скоро каждому человеку придется взойти на собственную Голгофу, чтобы погибнуть окончательно или же очиститься ради новой жизни. Такой Голгофой для поэта очень скоро станет эмиграция – в 1919 году он навсегда покинет Петербург, который считает «царством Зверя» и последние годы жизни проведет в Париже, считая, что в полной мере заслужил подобное наказание. До конца жизни Мережковский будет упрекать себя в том, что слишком мало сделал для России и не смог вырвать ее из революционной пучины, хотя и предвидел столь кардинальные перемены в обществе и даже предсказывал, что его родина станет ареной битвы темных и светлых сил.

«Двойная бездна»Мережковский по плану

1. Написание данного произведение длилось на протяжении 4 лет: с 1895 по 1899 года. А свет увидело стихотворение лишь в 1901 году

2. Поэзия у Мережковского была не лучшей частью всего его творчества . Довольно часто встречаются произведения очень слабые, сюда же относится стихотворение «Двойная бездна»

3. Идея о «двух безднах» — одна из основополагающих в работах Мережковского. Полагается, что источники образа — знаменитое описание сна в произведении Л. Н. Толстого «Исповедь» и размышления о двух безднах русской души в «Братьях Карамазовых» Достоевского.

4. Основная тема – сопоставление жизни и смерти друг с другом.

5. Смысл названия «Двойная бездна» заключен в сравнении двух бездн –смерти и жизни.

6. Лирический сюжет: автор рассуждает над равнозначностью жизни и смерти. Та и другая равны и подобны друг другу, при этом непонятно где есть что.

7. Композиция стихотворения «Двойная бездна»

1) сравнение двух бездн

2)функции человека в едином целом двух бездн

3)метод достижения цели

4)призыв человека к тому чтобы быть творцом своей жизни

8. Звучит мотив грусти, глубоких философских рассуждений, задумчивости

9. Ведущая тема: рассуждение о жизни и смерти, сравнение этих двух миров: «ужас тот же, та же тайна», «родные бездны…подобны и равны».

10 Выраженного лирический героя в произведении нет, автор ведет рассуждения от своего имени

11. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Лирических персонажей в стихотворении нет.

12. В данном стихотворении Дм. Мережковский превращается в человека, соединяющего несоединимые вещи, что говорит о его двойственности в сознании.

13 Позиция автора – полемика

15 Размер данного произведения — Четырехстопный ямб

16 В стихотворении мужская перекрестная рифма

17,18 Поэтический синтаксис: антитеза (смерть и жизнь, в цепях свобода), инверсия предложений («Есть в мире здешнем — мир иной.»)

19 Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка. Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

20 Главная идея данного стихотворения- донести до читателя равнозначность жизни и смерти и то, что, они обе ведут к одной цели, и неважно, по какому пути. 21 Отклик С А. Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова»

В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли

Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли

21 Отклик С А. Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли.

Полезный материал по теме:

  1. Дмитрий Мережковский Родное. Анализ. Литература 9 класс.
  2. «Поэт» по плану

Образование

В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию. Именно там, в возрасте 13 лет, он пристрастился к стихам. До первой серьёзной публикации оставалось немного. В 1881 году в литературном сборнике «Отклик» состоялся дебют Мережковского. Но настоящее признание ему принесло стихотворение «Сакья-Муни», опубликованное в «Отечественных записках».


Д. Мережковский. (Wikimedia Commons)

Мережковский отучился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В образовательной среде он завёл много необычных знакомств, в том числе с В. Г. Короленко и К. Д. Бальмонтом. Тогда же Дмитрий увлёкся идеями народничества, что скоро нашло отражение в его стихах.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой, стихотворение можно поделить на три условные части.

  • В первой части автор с большой любовью описывает живописные пейзажи родных мест. Создается ощущение, что он неспешно прогуливается по лесным тропинкам, наблюдая за природой, любуется «желтолистой рекой», петляющей между оврагами и обрывами.
  • Во второй части автор дает описание деревенского быта. Это и любимая школа, за стенами которой прошли счастливые отроческие годы, и «гусь степенный», который копошится в луже, и табун лошадей, пасущихся у лесной опушки. Эти наблюдения за укладом жизни села указывают на ностальгические воспоминания автора.
  • В третьей части автор обобщает вышесказанное – все, что он с такой любовью описал, является его родиной.

Анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Часы»

Стихотворение «Часы» написано в конце лета 1895 года. В этот период Дмитрий Сергеевич пишет работы, посвященные философским течениям в русской поэзии. Произведение относится к жанру философской лирики.

Основным образом стихотворения являются часы как символ механицизма – метафизического метода мышления и миропонимания, который заключается в одностороннем сведении всего многообразия мира к механическому движению, а сложных закономерностей развития – к простейшим механическим законам.

Думается, таким образом тридцатилетний поэт старался подчеркнуть свое умение (возможно – воображаемое) быть «над схваткой» – то есть способность к трезвому расчету, холодному анализу действительности. Произведение становится символом веры сверхчеловека, каким Дмитрий Сергеевич, безусловно, не являлся. Оно отражает прочтение автором действительности, и прочтение это довольно мрачное и противоречивое: поэт отказывает людям в их праве быть живыми – испытывать чувства, иметь привязанности. Часы как предмет являются перифразом времени как философской категории.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • ряды однородных членов предложения – «наслаждение, мука, вдохновение», «не ропщу, не страдаю» – отражают многообразие чувств, которых якобы не существует;
  • метафоры – «вдохновение страстей», «бремя дней» – позволяют сократить объем текста без потери смысла;
  • олицетворение – «язык (как средство бессловесного общения) часов»;
  • лексику высокого стиля – «удел», «ропщу», которая придает торжественность, определяет значимость темы;
  • эпитеты – «тупая скука», «лишние дни», «пустое бремя (бесполезное обременение)», «утомительный язык», «мертвое (в значении нечеловеческое, механическое) сердце» – ярко характеризуют явления и отражают авторское отношение;
  • лексические повторы – «я не ропщу …, я … привык» – создает акцент на лирическом герое, «часы, часы» – одновременно выступают обращением, выделяя ключевое слово, «нет друзей и нет врагов» – создают акцент на одиночестве;
  • инверсию – «смотрю я», «хладнокровно бьется сердце», «сердце мертвое часов», формирующую рифму;
  • антонимы – «друзья – враги»;
  • сравнения – «бьется, как сердце часов».

Дмитрий Сергеевич не страдал от одиночества уже потому, что был кабинетным ученым, трудолюбивым, скрупулезным человеком не от мира сего. Поэтому тезис о тупой скуке является лукавством. Нельзя не отметить и тот факт, что Мережковский, называвший дни пустым бременем, скончался от кровоизлияния в мозг в преклонном возрасте.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Тема стихотворения

Сочинение рассказывает о прошлом лирического героя, светлых воспоминаниях. Они счастливые и приносят положительные эмоции. Многое с тех пор изменилось, а укромный уголок продолжает существовать, радовать глаз, побуждать мечтания.

Однако рядом со светлыми чувствами стоит грусть. Это тоска по когда-то запавшим в душу полям, травам, лесам – по всем предметам природы. Здесь стоит дом, где царил уют. В нём счастлива была вся семья. На улице давно стоит весна, на подходе стоит лето, но ощущается веяние холодной осени.

Родные стены притупляют боль, в них легче перенести беды и страдания. Они будто чувствуют то, что испытывает лирический герой, и готовы помочь ему справиться с трудностями.

Грусть и радость смешиваются друг с другом, стоят рядом. Вместе они образуют уникальное настроение произведения.

Любовь к Родине, единство патриота с дорогими сердцу местами – это то, о чём говорит Мережковский.

Сюжет

Сюжет послания прост.

По своему обыкновению, Пушкин начинает с кульминации и в первых же строках, без предисловий сообщает девушке, что любит её.

Он понимает, что возраст и статус делают его положение смешным и глупым, возникшее в нём чувство раздражает его («хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный»), однако он ничего не может с собой поделать.

Пушкин описывает досуги милой Алины (шум её платья, голос, вышиванье за пяльцами, игру на фортепиано) и признаётся, что любуется девушкой, как дитя.

Далее он исповедуется в терзающей его ревности, которая усугубляет любовную тоску.

Стихотворение завершается призывом обмануть его, на краткий миг притвориться очарованной или хотя бы заинтересованной. Даже этой малости поэту будет довольно, ведь он сам «обманываться рад».

Семья

Дмитрий Мережковский родился 2 августа 1865 года на Елагином острове в Петербурге. Будущий писатель от рождения был дворянином. Его отец, Сергей Иванович, служил столоначальником при Александре II. Мать, Варвара Васильевна, была дочерью главного полицмейстера. Помимо Дмитрия, у Мережковских родилось ещё восемь детей.

На формирование характера писателя большое влияние оказала обстановка в семье. Позже Мережковский напишет, что у него будто «не было семьи». Отец Дмитрия отличался холодным, сухим и даже эгоистичным нравом. Детям не хватало родительского тепла и участия в их жизни. Повзрослев в таких условиях, писатель сам стал человеком отчуждённым. Своё одиночество Мережковский излил в поэзии.

Литературная карьера

Первую поэму «Протопоп Аввакум» Дмитрий Мережковский написал в 1888 году. Ещё через полгода вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения». Ненадолго потеряв интерес к поэзии, Мережковский начал составлять античные переводы. В круг его работ вошли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, а также роман «Дафнис и Хлоя». Исследователь литературы Серебряного века Юрий Зобнин назвал их «гордостью русской школы художественного перевода».

Позже Мережковский всё чаще стал выступать как критик. Он публиковал статьи о А. П. Чехове, А. С. Пушкине, Ф. М. Достоевском и других. Параллельно продолжал сотрудничать с несколькими петербургскими журналами, где публиковал свои переводы.

Композиция

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

  1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;
  2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;
  3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;
  4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.

Детские годы

Выдающийся русский прозаик и поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (по новому стилю — 2 августа) 1865 года в дворцовом здании на Елагином острове. Литератор — коренной петербуржец.

В обычное время семья Мережковских жила в старом доме неподалеку от Прачечного моста, но на летний сезон перебиралась в одну из дворцовых построек, используя ее как дачу. В стенах дворца будущий литератор и появился на свет. Всего в семье было 9 детей — 6 мальчиков и 3 девочки. Дмитрий был самым младшим ребенком четы.

Род Мережковских был дворянским, но нетитулованным. Отец Дмитрия — Сергей Иванович Мережковский — всю жизнь служил чиновником и достиг немалых карьерных высот. К моменту появления на свет девятого ребенка он дослужился до чина действительного статского советника и работал при императорском дворе, но на этом не остановился. Наивысшим постом в карьере Сергея Ивановича стал тайный советник. Именно в этом чине отец семейства вышел в отставку в 1881 году в возрасте 59 лет.

Мать Дмитрия — Варвара Васильевна Чеснокова — занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. Она была дочерью обер-полицмейстера, управлявшего канцелярией в Петербурге. Женщина удивительной красоты, она, несмотря на свой ангельский характер, ловко и умело командовала мужем, который при всей своей эгоистичности и черствости буквально боготворил супругу. Именно Варваре Васильевне принадлежит заслуга в том, что ее дети хотя бы отчасти получали родительское (а, вернее, материнское) тепло и ласку.

Благодаря высокому положению отца, семья Мережковских была богатой (в частности — владела великолепным имением-дворцом в Крыму) и могла позволить себе жить с шиком, в роскоши. Однако несмотря на широкие возможности и материальное благосостояние семьи, дом Мережковских был обставлен по-простому, а на обеденном столе не было изысканных блюд или обилия яств.

Скромная жизнь в режиме повышенной бережливости была решением главы семейства. Таким образом Сергей Иванович надеялся уберечь детей от двух распространенных пороков — мотовства и любви к роскоши.

Сопровождая мужа в служебных разъездах, Варвара Васильевна препоручала заботу о детях экономке немецкого происхождения и пожилой няне. Последняя в качестве сказки на ночь рассказывала маленькому Дмитрию жития святых, что в результате стало главной причиной его экзальтированной религиозности на уровне фанатизма.

Пробы пера

В 1876 году юный Дмитрий стал учеником Третьей классической гимназии Петербурга. Атмосферу заведения уже подросший гимназист позже охарактеризует как убийственную. Чтобы как-то отвлечься от бесконечных зубрежек и выправок, 13-летний Дмитрий начинает пробовать свои силы в поэзии — на свет появляются первые стихотворные строки Мережковского. Стилем написания он подражал «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.

Там же в стенах гимназии начинающий сочинитель открыл для себя творчество Мольера и под влиянием нового увлечения сформировал «мольеровский кружок». Никакой политической подоплеки в организованном Дмитрием сообществе не было, однако в императорской канцелярии посчитали иначе — все члены кружка были приглашены на допрос.

Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.

Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.

Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.

«Нетерпеливая досада», не сходившая с лица писателя в течение всего выступления, во время оглашения вердикта выразилась в словах Федора Михайловича: «Слабо. Не годится. Чтобы хорошо писать, надо страдать и страдать». Сергей Иванович поспешил возразить: «Пусть лучше не пишет, чем страдает». Но было поздно — стремление добиться признания уже засело в сознании Дмитрия.

Анализ стихотворения Мережковского «Дети ночи»

Дмитрий Мережковский творил в духе модного для его времени символизма. Он не только добился колоссальных успехов в этом направлении, но и стал образцом для многих поэтов. Исследователи утверждают, что этот мастер слова чувствовал не только настоящее, но мог предсказывать и грядущие события. Этот тезис подтверждает и стихотворение «Дети ночи». Оно было создано Мережковским в 1895 году на честь революции, которая вспыхнула спустя 22 года. Нельзя сказать, что Мережковский был пророком, он просто сумел почувствовать и понять настроение общества. Тема стихотворения – перемены в человеке и обществе под влиянием обстоятельств. Автор утверждает, что его современники погрязли в мирской суете и мраке, растратили в нем свои светлые души. Он уверен, что единственный путь этого поколения – к погибели и даже если его озарит свет, выжить «дети мрака не смогут». Как видим, идея очень близка к настроению декаданса. Главный образ стихотворения сборный – это дети ночи. К ним причисляет себя и лирический герой. Он не остается в стороне от мрачной толпы, а видит все происходящее ее глазами. Именно поэтому произведение написано от первого лица множественного числа. Лирический герой не боится заявлять «мы» подписываться под сказанным от имени всего поколения. Главная проблема «детей скорби», «детей ночи» – бездействие. Они видят, как рушится их мир, но, сложив руки, ждут, когда прибудет их пророк. Конечно же, ожидание лишь угнетает сердца людей, они «тоскуют о несозданных мирах». Как ни странно, надежда в их душах остается и даже умирают они с ней.

«Дети ночи», по мнению Д. Мережковского, заведомо осуждены на гибель, но сначала умирают их «дерзновенные речи». Оказывается, что их предтечи были «слишком ранние», а весна «слишком медленная». Таким образом, во всех бедах обвиняются обстоятельства, но никак не сами «дети ночи». «Дети ночи» стонут от обстоятельств, а для других людей кажутся посмешищем, они прекрасно это понимают. Тем не менее, эти люди еще надеются увидеть солнце. Под образом небесного светила автор как раз и подразумевает общественные изменения, в том числе и революцию. Д. Мережковский знает, что для его пассивных современников это солнце, несмотря на все надежды, станет гибелью. Сложная идея стихотворения Д. Мережковского «Дети ночи» доносится при помощи художественных средств. Автор наполняет текст оригинальными метафорами: «бледнеющий восток», «дети скорби, дети ночи», «слишком медленная весна», «глубокая тьма». Один раз автор использует сравнение, но оно перебирает на себя . Метафоры выполняют вспомогательную роль: «несозданные миры», «ранние предтечи», «ночное пенье». Д. Мережковский не разделяет стихотворение на куплеты. Это целостный монолог, такой себе поток мыслей, который постепенно реализует идею. Автор использует перекрестную рифму, строки написаны анапестом, что придает тексту мрачного настроения, создает угнетающую атмосферу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: