Образы пространства и времени в поэзии з.н. гиппиус кондрашина ирина борисовна

Анализ стихотворения гиппиус бессилие сочинения и текст

Успехи в литературе

Стихи Зинаиды Гиппиус пользуются спросом во все времена, так как в строчках её поэзии спрятаны основные ноты мелодии души человека, познавшего чувство любви и тем самым пережившего волнующие ощущения, которые сложно передать обычными словами. Талантливые супруги были открыты для единомышленников, из-за чего их семейное поместье стало настоящим центром философской и общественной жизни Петербурга. Все начинающие писатели и поэты мечтали попасть на неординарные литературные вечера Мережковских.

С 1988 года Зинаида начала активно печатать свои стихи в журнале «Северный вестник». Позднее свет увидел рассказ, который был опубликован в «Вестнике Европы». После этого женщина взяла себе мужской псевдоним — Антон Крайний. Успешная литераторша успешно писала в разных направлениях, благодаря чему свет увидело много интересных стихов:

  • «Бессилие».
  • «Вымысел».
  • «Посвящение».
  • «Песня».
  • «Всё кругом».
  • «Знайте!».

Выпускаемые в свет стихи Гиппиус, а также безупречная проза Мережковского не вписывались в строгие рамки общепринятой литературы. Именно поэтому крупные издательства печатали их на свой страх и риск. Критики с особым интересом наблюдали за успехами поэтессы. Активная и целеустремлённая Зинаида в своё время оказалась у самих истоков символизма, который зарождался на территории России. Верными соратниками целеустремлённой женщины стали многие талантливые личности:

  • К. Бальмонт.
  • Ф. Сологуб.
  • Н. Минский.
  • И. Анненский.
  • В. Брюсов.

В 1926 году супруги решили организовать своеобразное братство под названием «Зелёная лампа». Это было долгожданное продолжение одноимённого сообщества начала XIX века, в котором участвовал известный Александр Пушкин. Но уже через некоторое время все собрания стали закрытыми, а определённый круг гостей приглашался только по списку. На сегодняшний день достоверно известно, что постоянными участниками таких сборов были Б. Зайцев, А. Ремизов, Н. Тэффи, И. Бунин, Н. Бердяев, М. Алданов.

Зинаида Гиппиус — Страшное, грубое, липкое, грязное ( Все кругом )

Vse krugom

Strashnoye, gruboye, lipkoye, gryaznoye,Zhestko tupoye, vsegda bezobraznoye,Medlenno rvushcheye, melko-nechestnoye,Skolzkoye, stydnoye, nizkoye, tesnoye,Yavno-dovolnoye, tayno-bludlivoye,Plosko-smeshnoye i toshno-truslivoye,Vyazko, bolotno i tinno zastoynoye,Zhizni i smerti ravno nedostoynoye,Rabskoye, khamskoye, gnoynoye, chernoye,Izredka seroye, v serom upornoye,Vechno lezhacheye, dyavolski kosnoye,Glupoye, sokhloye, sonnoye, zlostnoye,Trupno-kholodnoye, zhalko-nichtozhnoye,Neperenosnoye, lozhnoye, lozhnoye!No zhalob ne nado. Chto radosti v plache?My znayem, my znayem: vse budet inache.

Dct rheujv

Cnhfiyjt, uhe,jt, kbgrjt, uhzpyjt,;tcnrj negjt, dctulf ,tpj,hfpyjt,Vtlktyyj hdeott, vtkrj-ytxtcnyjt,Crjkmprjt, cnslyjt, ybprjt, ntcyjt,Zdyj-ljdjkmyjt, nfqyj-,kelkbdjt,Gkjcrj-cvtiyjt b njiyj-nheckbdjt,Dzprj. jkjnyj b nbyyj pfcnjqyjt,;bpyb b cvthnb hfdyj ytljcnjqyjt,Hf,crjt, [fvcrjt, uyjqyjt, xthyjt,Bphtlrf cthjt, d cthjv egjhyjt,Dtxyj kt;fxtt, lmzdjkmcrb rjcyjt,Ukegjt, cj[kjt, cjyyjt, pkjcnyjt,Nhegyj-[jkjlyjt, ;fkrj-ybxnj;yjt,Ytgthtyjcyjt, kj;yjt, kj;yjt!Yj ;fkj, yt yflj/ Xnj hfljcnb d gkfxt?Vs pyftv, vs pyftv: dct ,eltn byfxt/

Анализ стихотворения «Все кругом»

Анализ лирического произведения «Все кругом» З. Гиппиус Страшное, грубое, липкое, грязное, а Жёстко тупое, всегда безобразное, а Медленно рвущее, мелко-нечестное, б Скользкое, стыдное, низкое, тесное, б Явно-довольное, тайно-блудливое, а Плоско-смешное и тошно-трусливое, а Вязко, болотно и тинно застойное, б Жизни и смерти равно недостойное, б Рабское, хамское, гнойное, чёрное, а Изредка серое, в сером упорное, а Вечно лежачее, дьявольски косное, б Глупое, сохлое, сонное, злостное, б Трупно-холодное, жалко-ничтожное, а Непереносное, ложное, ложное! а Но жалоб не надо. Что радости в плаче? б Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. б

Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем — начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма — Зинаиду Гиппиус. Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире. Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое. Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение. Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая — очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях. Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу. В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2. Рифма здесь — смежная. В стихотворении используется два размера — дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):

Страшное, грубое, липкое, грязное _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)

Но жалоб не надо. Что радости в плаче? _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)

Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.

Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами. В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом. Автор также дважды использует рефрен:

Непереносное, ложное, ложное! И Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему. Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций. Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.

ВСЕ КРУГОМ

Зовет к себе меня природа- мать… И так легко, и тяжесть жизни спала… О милый друг, отрадно умирать! Написано оно в 1889 году. От мужского лица к этому приему Гиппиус будет прибегать и в дальнейшем, и не только в стихах. Ей было всего лишь 20 лет. Она проживет еще 56. Но это так заманчиво для поэта — в молодости писать о смерти… Однако поэзия и жизнь в гетевском понимании — Dichtung und Wahrhait — все же две разные вещи, и жизнь продолжалась, как продолжалась и поэзия, как писались и проза, и литературно-критические статьи. Это хорошо поймет и почувствует Иннокентий Анненский, тончайший лирик и проницательный критик. Гиппиус в лирике есть только безмерное Я, не ее Я, конечно, не Ego вовсе. Оно — и мир, оно — и Бог; в нем и только в нем ужас фатального дуализма; в нем — и все оправдание, и все проклятие нашей осужденной мысли; в нем — и вся красота лиризма З.

Вариант 2

Философская лирика Гиппиус часто обращается к мотивам безысходности, трудности земного пути и тяжелым обстоятельствам, в которых оказывается человек. Подобные рассуждения предполагают глубокий и объективный анализ мироздания, обращения к каким-то высшим инстанциям. При этом поэтесса отличается оригинальным взглядом и использует довольно интересные мыслительные конструкции.

К примеру, она говорит «люблю я себя, как Бога» и строчка указывает на инверсию заповедей христианства, которые предлагают возлюбить Господа и ближнего. Хотя, с другой стороны, если любовь к Господу является для Гиппиус изначальным ориентиром, то такая любовь присутствует с самого начала в душе и является руководящим принципом, а любовь к себе проистекает из этого факта, но, так или иначе, любовь является спасительным ориентиром для души.

На протяжении всего стихотворения герой обращается к некому духовно близкому собеседнику. Этот второй герой представляет собой как бы попутчика, человека, который обладает идентичными идеалами и взглядами. Такая конструкция является довольно распространенной в лирике. Поэт обращается к некому другу, близкому человеку, которого просит ободрить или сам ободряет, с которым чувствует единение мысли и чувства, с которым видит идентичную цель – «мы оба идем на восток».

Благодаря этому диалогу каждый читатель в той или иной степени вовлекается в общение в поэтом. При этом, конечно, не каждый чувствует в себе душевный отклик, хотя у некоторых он, безусловно возникает. Подобное возникает благодаря пониманию мироощущения, которое хочет передать поэтесса, а если мироощущение оказывается подобным, то появляется и близость – «с тобою близки».

Следует отметить характерный для поэзии Гиппиус образ низкого неба. Подобный верхний предел, который как бы закрывает героя от духовной высоты, часто используется поэтессой. К примеру, в Пауках он выражается через липкую паутину, которая застилает глаза и скрывает потолок.

В посвящении этот образ описывается как туманные дни, как унылые, злорадные и низкие небеса. Кстати, тут снова есть перекличка с Пауками, которые плетут паутину радостно своей звериной злобой. Злое небо – известный и мрачный образ, который тоже часто используется в целом в философской лирике.

Анализ стихотворения Посвящение по плану

Личная жизнь

Многих современных ценителей поэзии интересует биография и творчество Зинаиды Гиппиус. Но кратко изложить все важные моменты из жизни этого талантливого человека просто невозможно. В начале 1888 года Зинаида вместе со своей матерью переехала в Боржоми. Именно там будущая поэтесса в возрасте 18 лет познакомилась с писателем Дмитрием Мережковским

Этот творческий мужчина отличался от всех остальных поклонников юной красавицы своей мечтательностью и вдумчивостью, что и привлекло внимание Зинаиды.

Постепенно между парой возникла близость на духовном уровне, из-за чего они решили расписаться. Через 11 месяцев после знакомства влюблённые обвенчались в старинной церкви Архангела Михаила. Уже в скором времени пара решила перебраться в Петербург. В своих заметках Зинаида неоднократно указывала, что после венчания она не разлучалась со своим Дмитрием ни на один день в течение всей их семейной жизни.

Настоящий взлёт творчества девушки произошёл в тот период, когда она вместе со своим мужем переехала в Петербург. В этом городе перед Зинаидой открылось гораздо больше возможностей, так как она познакомилась с опытными поэтами, драматургами, писателями, философами и художниками. Близкие Гиппиус говорили, что общество не всегда понимало, но охотно принимало эксцентричную и немного дерзкую литераторшу.

Так как влюблённая пара занималась исключительно творчеством, они договорились, что Зинаида будет писать исключительно свою любимую прозу, а вот Дмитрий займётся поэзией. Но уже через некоторое время Мережковский первым нарушил устную договорённость, так как он решил написать целый роман о Юлиане Отступнике. После этого Гиппиус поняла, что их брак построен на родстве духовного мира и общности творческих идей.

Gippiu Мережковский, Антон Крайний)

ЛИЧНЫЙ НОМЕР: Родился 20 ноября 1869 г. в Белево, Россия; умер 9 сентября 1945 г. в Париже, Франция; вышла замуж за Дмитрия Мережковского (русского теоретика, романиста и поэта) в 1889 году.

КАРЬЕРА: Поэт, прозаик и эссеист.

ПИСЬМА:

Новые люди: Рассказы, первая книга (название означает «Новые люди: Рассказы, первая книга»), 1896.

Зеркала: Вторая книга Рассказы»), 1898.

Sobranzie Stikhov, 1904.

Alyi Mech, 1906.

Chernoe Po Bielomu, 1908.

Литературни, Dnevnik, 9004 1908 1908,

Metraturnyi Dnevnik, 9004 1908 1908 1908 1908, Wersincil, W. wersincith, Wersincil, 9008 1908 1908 1908 1908, 9002 . 1970.

Chortova kukla, 1911.

Lunnye murav’i, 1912.

Nebesnyia slova, 1921.

Stikhi, 1922.

Zhivyia litsa, 1925.

CHTO Dielat ‘Russkoi Emigratsii, 1930.

Sziianziia, 1938.

Dmitry Merezhovsky, Ymca Press (Paris, France), 1951.

Stiakemy Warsemy. (Мюнхен, Германия), 1972.

Последние стихи, (название означает «Последние стихи»), Prideaux Press (Летчворт, Англия), 1974. и Антон Крайний.

SIDELIGHTS: Русская поэтесса, прозаик и эссеист Зинаида Гиппиус была известна как своей резкой критикой различных современников, так и своими стихами, многие из которых содержат религиозные образы.

Одна из самых известных ее работ « Живыя лицо, » представляет собой сборник зарисовок об окружающих ее литераторах. Ее поэзия затрагивает множество тем. Некоторые стихотворения вращаются вокруг трудностей повседневной жизни, а другие — духовные мольбы к Богу. Гиппиус также публиковала различные художественные произведения, особенно в начале своей карьеры. Ее первое произведение, рассказ «Злополучная девица», представляет собой поворот к роману Николая Карамзина «179 лет».2 сказка «Бедная Лиза». В своей работе, опубликованной в 1890 году, Гиппиус через рассказанную женщину из низшего сословия рассказывает о предательстве своего главного героя мальчиком из высшего сословия. Гиппиус издала серию сборников рассказов, в том числе Новые люди: Рассказы, первая книга и Зеркала: Вторая книга рассказов. В этих произведениях также упоминается духовность и потребность человека в общении с Богом.

Гиппиус родилась в культурной семье, воспитывалась у частных репетиторов. Она вышла замуж за поэта Дмитрия Мережковского, известного теоретика и символиста. Под влиянием мужа Гиппиус также начала формировать серьезные представления о религии и философии. Между 1905 и 1917 супруги жили в петербургской квартире, ставшей центром литературно-философского движения. Поэты и другие единомышленники часто приходили обсудить идеи дня.

Супруги особенно беспокоились о Русской православной церкви. Полагая, что Церковь отклонилась от своей первоначальной цели служения Богу, они основали новую веру, основанную на учении Иисуса Христа. Они и другие члены написали свои собственные литургии и молитвы и построили свои службы по образцу обычаев первых христиан.

Гиппиус начала публиковать свои стихи в 1888 г. Такие стихотворения, как «Песня» (1893 г.), «Бессилие» и «Цветы ночи» (оба 1894 г.

Достигнув наибольшей известности между 1910 и 1917 годами, Гиппиус также была известна своим чувством эпатажа и эксгибиционизмом. В ее произведениях часто нападают на предполагаемые различия между мужчинами и женщинами, и она часто обращалась к человеческой сексуальности. «Все, что было «женским миром», ей казалось чем-то неинтересным, скучным и банальным», — писал историк в Голос России. «Ее недоброжелатели судачили о ее «антиженственности». Но другие говорили, что это результат тяжелой работы над собой». Ее творчество повлияло на многих других известных писателей по всей России, и некоторые критики считают ее одной из самых важных поэтесс на ее родине.

Гиппиус и Мережковский переехали в Париж в 1920 году, где они продолжали принимать группы, как и в Санкт-Петербурге. Они также основали в 1927 году Общество зеленой лампы, которое собиралось около десяти лет.

Смерть поэтессы

История любви Гиппиус и Мережковского впечатляет своей преданностью и искренностью, так как эти два уникальных человека могли понимать друг друга даже без слов. После внезапной смерти Дмитрия Зинаида принялась за написание книги о своём муже. Но произведение под названием «Дмитрий Мережковский» так и не было закончено, так как у поэтессы из-за болезни перестала работать правая рука. Без своего любимого творчества женщина начала терять здравый рассудок.

Писательница неоднократно говорила, что она хочет воссоединиться со своим любимым мужем. На этой почве она часто предпринимала различные попытки свести счёты с жизнью, чтобы покинуть этот мир раньше положенного срока. Но все действия заканчивались неудачами, из-за чего фантазия Зинаиды создала вымышленный мир, в котором такой любимый Дмитрий был по-прежнему жив.

Единственным утешением для души сходившей с ума женщины была её любимая кошка. Животное никогда не отходило от своей хозяйки. Удивительным считается то, что кошка внезапно покинула женщину только в день её смерти. Умирая, Зинаида Николаевна напрасно пыталась отыскать рукой верную спутницу своих последних лет. Василий Зеньковский по всем правилам причастил Зинаиду вечером 1 сентября 1945 года. Женщина на тот момент мало что понимала и практически не говорила.

Настоящая легенда Серебряного века тихо ушла в небытие вечером 9 сентября 1945 года. На тот момент Зинаиде было 76 лет. Похоронили её на русском кладбище под названием Сен-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с супругом, как она и хотела. Непревзойдённое литературное наследие величественной мистификаторши сохранилось в больших сборниках драм, стихов с глубоким смыслом и величественных романов.

https://youtube.com/watch?v=nStApPUviqo

Структура художественного пространства в «Последних стихах»; апокалипсическая топология

В сборнике «Последние стихи. 1914-1918» произведения Гиппиус представлены строго хронологически, сначала автор указывает лишь год, затем, начиная с 1917-го года, неизменно добавляет месяц и даже число. В стихотворении «Тли» датировка представлена наиболее полно: «28-29 октября 17. Ночью». Все сорок шесть стихотворений, входящих в сборник «Последние стихи. 1914-1918», имеют заглавия. Показательным нам видится тот факт, что треть заглавий стихотворений содержат в себе непосредственно пространственные (9 случаев) и временные (7 случаев) характеристики.

С первого взгляда на художественный мир «Последних стихов» Гиппиус создается впечатление географической отнесенности, локальной ограниченности, конкретности пространства (в названии стихотворений дважды встречается указание на географическое пространство, где происходят события). В то же время это пространство бесконечно расширяется: Петербург (Нева, улица и т.д.) как бы «втягивает», включает в себя весь мир, все происходящее там распространяется на всю вселенную. Самая яркая иллюстрация бесконечного расширения пространства до космизма — в стихотворении «Земля» 1908 г: Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие… Висел всегда, висит поныне… Безумие! Безумие! (с. 171) Заметим, что шар «висит», его положение не менялось веками: «всегда, поныне»… Тот факт, что Земля, будучи творением божьим, вдруг предстает «раздумием Дьявола», говорит о том, что мир оказался под властью антихриста, стоит на пороге апокалипсиса. Но есть и другая сторона вопроса, роднящая метафизику 3. Гиппиус с гностичискими учениями, проявляющими единство «в приятии идеи абсолютного дуализма добра и зла» (Слободнюк 1998: 41). С. Слободнюк полагает, что «весь пресловутый демонизм поэтессы не выходил за рамки традиционного христианского понимания пределов власти Сатаны — только природа» (Слободнюк 1998: 115), однако нам кажется, что не все так однозначно. З.Н.Гиппиус, со свойственным ей стремлением к крайностям, прикрываясь маской, играючи вставала и на позиции крайних дуалистов, манихейцев, «наделяющих злое начало всеми атрибутами Божества, считая его при этом и совечным добру» (Слободнюк 1998: 47),

В стихотворении «Сентябрьское» 1916 г. сборника «Последние стихи» повествование ведется из пространства, замещающего дом, или «келейного» пространства, знакомого нам по художественному миру первых двух книг стихов. Маркеры пространства, замещающего дом лирического героя, — окно, пол, угол; свеча и вереск. Снова перед нами семантические ориентиры, набор атрибутов, структурирующий пространство кельи. Ничего лишнего, никаких вещей, способных отвлечь от созерцания, раздумий и молитв. Стихотворение открывается описанием проникновения света луны из внешнего мира в пространство лирического героя: «Полотенца лунно-зеленые / На белом окне, на полу» (с. 214). Окно здесь имеет две характеристики: цветовую — «белое» и тепловую — «запотелое». Далее дается противопоставление по цветовой характеристике и по положению в пространстве: «Но желта свеча намолёная / Под вереском, там, в углу» (с. 214). Таким образом, пространству внешнему сополагается символический зеленый цвет, внутреннему — желтый, а пограничному, срединному — белый. Лирический герой в который раз оказывается перед символическим выбором, и его выбор не ограничивается двумя полярными вариантами, поскольку есть еще вариант промежуточный: Протираю окно запотелое, в двух светах на белом пишу… О зеленое, желтое, белое! Что выберу?.. Что решу?., (с. 215) Символика цвета зачастую является ключом к разгадке авторского отношения к действительности. «В поэзии символистов… мы обычно встречаемся с индивидуальной символикой или с традиционными символами в новом, индивидуальном истолковании» (Жирмунский 2001:,.770). Гиппиус присущи индивидуальные цветоощущения, с которыми связаны определенные эмоциональные состояния, повторное переживание которых воскрешает в сознании прежний цветовой фон. Так, устойчивыми являются употребления черного, белого и алого цветов.

В стихотворении «На Сергиевской», помеченном ноябрем 1916 года, у лирического героя не только не оказывается выбора, но более того — происходит прорыв замкнутого «келейного» пространства, выход в открытое, но враждебное пространство. Мир кельи не в силах уберечь от опасности, тем самым нарушается важнейшая его функция — защитная (ср. функцию дома (Топоров, А.Л. 1995: 168-169)):

Зинаида Гиппиус — Смотрю на море жадными очами ( Бессилие )

Smotryu na more zhadnymi ochami, K zemle prikovanny, na beregu. Stoyu nad propastyu — nad nebesami, — I uletet k lazuri ne mogu.

Ne vedayu, vosstat il pokoritsya, Net smelosti ni umeret, ni zhit. Mne blizok Bog — no ne mogu molitsya, Khochu lyubvi — i ne mogu lyubit.

Ya k solntsu, k solntsu ruki prostirayu, I vizhu polog blednykh oblakov. Mne kazhetsya, chto istinu ya znayu — I tolko dlya neye ne znayu slov.

Cvjnh/ yf vjht ;flysvb jxfvb, R ptvkt ghbrjdfyysq, yf ,thtue/// Cnj/ yfl ghjgfcnm/ — yfl yt,tcfvb, — B ektntnm r kfpehb yt vjue/

Yt dtlf/, djccnfnm bkm gjrjhbnmcz, Ytn cvtkjcnb yb evthtnm, yb ;bnm/// Vyt ,kbpjr ,ju — yj yt vjue vjkbnmcz, [jxe k/,db — b yt vjue k/,bnm/

Z r cjkywe, r cjkywe herb ghjcnbhf/, B db;e gjkju ,ktlys[ j,kfrjd/// Vyt rf;tncz, xnj bcnbye z pyf/ — B njkmrj lkz ytt yt pyf/ ckjd/

Линейная и циклическая модель художественного времени в «Последних стихах»

В поэтическом мире Гиппиус 1914-1918 годов заметно выражена линейность и движение исторического времени, но одновременно с этим и идея повторения, соединения прошедшего и настоящего в современности (стихотворения «У.С», «14 декабря 17 года», «Она»). Линейность «малого» исторического времени перекрывается цикличностью «большой» метаистории, которая как бы эксплицирует себя в рекуррентных структурах.

Историческое время мыслится и как циклический, и как линейный процесс. Время подвергается мифологизации, вслед за ним стремительно преображается пространство, характерно представленное в образном ряде: «мерзлое болото», «ползущие тела», «прожекторов лучи», «сизые стальные мечи», «железные объятья», «кровавая дорога», «гуща, …смертная вязь», «зубья машины», «фонарные блики», «кровавые зрачки», «кругом — …рыла тлей», «скользкие улицы». Дополнительной характеристикой пространства выступает звуковой ряд, который «созвучен» происходящему: «визг», «скрежетание», «жужжанья», «икота», «гогот», «стоны», «жалобы», «топот», «грохот», «крики», «хруст костей»; а также цветовая палитра, в которой преобладают оттенки красного — алый, багровый, кровавый, рыжий {вражда) и контрастные ему цвета — белый и золотой {святость, победа).

Сущность времени Гиппиус выражает в стихотворении «L imprevisibilite», написанном 1 января 1914 г.: По слову извечно Сущего, Бессменен поток времен, Чую лишь ветер грядущего, Нового мига звон. С паденьем идет, с победою? Оливу несет иль меч? Лика его не ведаю, Знаю лишь ветер встреч. Летят нездешними птицами, В кольцо бытия, вперед, Миги с закрытыми лицами, Как удержу их лет? И в тесности, в перекрестности, Хочу, не хочу ли я — Черную топь неизвестности Режет моя ладья, (с. 202) Художественное время «Последних стихов» неравномерно, оно претерпевает качественные и количественные превращения, преломляясь через видение лирического героя-наблюдателя. Один из доминирующих мотивов — мотив «застывшего времени»: «Без утра пробил час вечерний», «длится дленье»; затем возникает образ-символ «кольцо бытия», куда летят «миги с закрытыми лицами». Ход времени, спонтанно меняющего скорость течения, служит в сборнике общей идее пограничной ситуации, в которой находится страна и лирический герой, а также относит нас к петербургскому тексту русской культуры (неподвижность — особый ток времени Петербурга, образ «ладьи» в начальном стихотворении «Непредвиденное» помещен в водный локус — «топь неизвестности», вызывая образ Невы как Леты — неотъемлемой составляющей петербургского мифа). Весь мир представлен в пограничном экзистенциальном ключе, субъективное, художественное время приобретает характер циклического, не отменяя линейного времени. В основе композиции книги стихов лежит «логика движения во времени» (Фоменко 1992: 93-94), в чередовании стихотворений последовательно отражается смена времен года.

В «Сером блокноте» (1919 г.), одном из своих дневников, Гиппиус восклицает: «Ohe, Bergson! Мы вышли из твоей философии! Кончена imprevisibilite!» (Эй, Бергсон!.. Кончена непредвиденность! (фр.)). Гиппиус была лично знакома с французским философом, о чем свидетельствуют записи в дневнике 1908 года (Гиппиус 1999, Т.2: 517, 525). Т. Пахмусс отмечает, что «подобно Анри Бергсону, она (Гиппиус) различала «настоящую длительность и физическое время. Физическое время изобретено человеком как значение упорядочивания временных процессов через определенные, конкретные числа… Физическое время, таким образом, не обнаруживает… сущность длительности, или истинного времени, которое может быть понято только человеческим метафизическим чутьем» (Pachmuss, 1972: 20). Т. Пахмусс полагает, что для Гиппиус «настоящее время» — это мистическая связь между прошлым и будущим», потому что «настоящая длительность» вечна, это постоянная смена событий. «Настоящие моменты — не только сумма прошлых моментов: они обогащены переменами в их глубинной природе, которая существует в «настоящее время» (Pachmuss, 1972: 21).

Гиппиус, во многом вслед за Анри Бергсоном, в своем творчестве фиксирует историю, которая состоит не из «внешних» фактов и событий, а из событий внутреннего, психологического опыта.

Зинаида Гиппиус — Смотрю на море жадными очами ( Бессилие )

Smotryu na more zhadnymi ochami, K zemle prikovanny, na beregu. Stoyu nad propastyu — nad nebesami, — I uletet k lazuri ne mogu.

Ne vedayu, vosstat il pokoritsya, Net smelosti ni umeret, ni zhit. Mne blizok Bog — no ne mogu molitsya, Khochu lyubvi — i ne mogu lyubit.

Ya k solntsu, k solntsu ruki prostirayu, I vizhu polog blednykh oblakov. Mne kazhetsya, chto istinu ya znayu — I tolko dlya neye ne znayu slov.

Cvjnh/ yf vjht ;flysvb jxfvb, R ptvkt ghbrjdfyysq, yf ,thtue/// Cnj/ yfl ghjgfcnm/ — yfl yt,tcfvb, — B ektntnm r kfpehb yt vjue/

Yt dtlf/, djccnfnm bkm gjrjhbnmcz, Ytn cvtkjcnb yb evthtnm, yb ;bnm/// Vyt ,kbpjr ,ju — yj yt vjue vjkbnmcz, [jxe k/,db — b yt vjue k/,bnm/

Z r cjkywe, r cjkywe herb ghjcnbhf/, B db;e gjkju ,ktlys[ j,kfrjd/// Vyt rf;tncz, xnj bcnbye z pyf/ — B njkmrj lkz ytt yt pyf/ ckjd/

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон
  • Анализ стихотворения Несказанное синее нежное Есенина Подобное отношение, как высказывает Есенин в своем стихотворении Несказанное, синее, нежное… выглядит чем-то наподобие кризиса среднего возраста, лирический герой как бы отмечает свое тридцатилетие
  • Анализ стихотворения Баратынского Элегия Элегия – это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком стиле Евгений Баратынский и написал стихотворение
  • Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей
  • Анализ стихотворений Сурикова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: