Примечания
. Хотя сборник «Литавры солнца» был подготовлен Северяниным к печати в 1934 г. и в рукописи на обороте титула есть авторская пометка: «Работа периода «Классические розы». Выполнена большей частью в Эстонии (Тойла)», большая часть включенных в сборник стихотворений датируется 1923—1924 гг. За счет этого «Литавры солнца» можно признать хронологическим «предшественником» «Классических роз».
. Северянин И. Сочинения. В 5-ти т. Т. 4 / Состав., вступ. ст., коммент. В.А. Кошелева, В.А. Сапогова. СПб., 1995.
. Виноградова В.В. Игорь Северянин. С. 108.
. Бабичева Ю.В. Аще не умрет… Игорь Северянин. С. 13.
. Исаков С. Игорь Северянин в русской эмигрантский критике 1920-х — начала 1930-х гг. // Русская эмиграция: Литература, История, Кинолетопись. Таллинн, 2004. С. 80, 84.
. Иванов-Разумник Р.В. «Мороженое из сирени» // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 347.
. Все примеры взяты из сборников «Литавры солнца» и «Очаровательные разочарования».
. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 61.
. Там же. С. 58.
. Там же. С. 61.
. Там же.
. Цит. по: Исаков С. Игорь Северянин в русской эмигрантский критике 1920-х — начала 1930-х гг. С. 76.
. Кошелев В.А., Сапогов В.А. «Музей моей весны…» // Северянин И. Стихотворения. Поэмы. Архангельск, 1988. С. 18.
. См. главу, посвященную «Классическим розам».
. «Или это чудится?», 1929 (сб. «Классические розы»)
. «Я мечтаю»,1922 (сб. «Классические розы»)
. Ср.: «Весенний лепет не разнежит / Сурово стиснутых стихов…» (В. Ходасевич «Весенний лепет не разнежит…»)
. Северянин И. Письма к А.Д. Барановой // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 204.
. В книготворческой практике И. Северянина прослеживается определенная тенденция: иногда поэт перемешивает привычные тематические заголовки разделов («Живи, живое!», «А сад весной благоухает!..», «Это было так недавно…», «Что значит — время?», «Монументальные моменты») с интуитивными, диковинными, эпатажными («Колье принцессы», «Розирис», Жемчуг прилива», «Пчелы и стрекозы», «Шорохи интуиции», «Сирень средь лютиков», «Змей укусы», «Бессмертника золотоцвет» и др.).
. Рождественский Вс. Игорь Северянин // Северянин И. Стихотворения. М., 1975. С. 35.
. Письма к Г.А. Шенгели // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 224.
. Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы. С. 779—780.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Личная жизнь
До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.
В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.
Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.
Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.
В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.
Анализ стихотворения Северянина «Весенний день»
В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. «Весенний день» — произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги «Сирень моей весны». В нем отразились некоторые ключевые особенности «Громокипящего кубка» — поклонение любви и очарованность весенним возрождением человеческой души и природы.
Стихотворение «Весенний день» посвящено Константину Михайловичу Фофанову, поэту и публицисту, представителю первых в России футуристов и импрессионистов в литературе. Кроме того, он считается предшественником русских символистов. Северянин называл себя учеником Фофанова и именовал его своим королем. В лирике поэтов действительно просматривается нечто общее. Например, в 1887 году, после выхода сборника «Стихотворения», Константина Михайловича многие критики обвиняли в нарушении грамматических норм, большом количестве небрежностей, отказе от строгого отбора произведений. Похожие претензии предъявлялись Северянину после выпуска второй книги «Златолира». С Фофановым поэт дружил с 1907 по 1911 год. Виделись приятели очень часто. Перед смертью Константина Михайловича Северянин дежурил у его постели. После кончины Фофанова он принял активное участие в организации достойных похорон.
«Весенний день» — выражение порыва души, истосковавшейся по жизни гармоничной и простой. Стихотворение переполнено восклицательными предложениями, передающими высшую степень восторга, юношеского, беспредельного. Лирический герой творчества Северянина — городской человек, о природе мало что знающий и излишне романтизирующий, эстетизирующий ее. Поэтому в пейзажах поэта часто встречаются образы с налетом по-мещански пошлого артистократизма: форелевая река, дача, названная шалэ или коттэдж, женщина, уподобленная Богоматери великого Корреджи. Порыв души, выраженный в «Весеннем дне», к сожалению, так и останется лишь порывом. Скорей всего, лирическому герою не хватит сил, мужества вырваться из урбанистической реальности на свободу. Придется только в мечтах преображать не слишком экзотический русский пейзаж, придумывая для него невероятные метафоры и эпитеты.
Психология
Творчество Северянина, анализ произведения
Творчество Северянина
Творчество Северянина.Еще в 1905 году А. Блок в стихотворении «Балаганчик» поведал о драме непонятого художника. Мальчик и девочка смотрели, как смешно дергается паяц, как развертывается немое уморительное действо. Неожиданно паяц перегнулся через рампу и закричал: «Помогите!» Он обливался кровью: «Заплакали девочка и мальчик, и закрылся веселый балаганчик».Я думаю, что судьба И. Северянина в России и эмиграции повторяет жизнь блоковского паяца. Поймем ли мы теперь, что его трагедия была настоящей? Угадаем ли мы за маской эгофутуриста, мечтателя страдающее лицо поэта?Он тем хорош, что он совсем не то,Что думает о нем толпа пустая,Стихов принципиально не читая,Раз нет в них ананасов и авто.»Игорь Северянин», 1906.С 1918 года Северянин «играл роль» «веселого дачника», так как автоматически оказался в числе эмигрантов. «Ирония … вот мой удел», — заявил тогда поэт. Избранный Королем поэтов на состязании с Маяковским в Политехническом музее в 1918 году, он продолжал активно работать и в эмиграции. В 1920-1930-ые годы Северянин издает очень много. Одно только перечисление его сборников впечатляет: «Менестрель», «Мирэлия», «Соловей», «Трагедия Титана», «Космос», «Классические розы», «Адриатика», «Медальоны» и другие. Прибавьте к этому еще романы в стихах: «Падучая стремнина», «Рояль Лесендра» и так далее.И. Северянин известен как поэт, эпатирующий публику. Тем самым он стремился сгладить противоречия своей эпохи, противоречия человеческой души. В декабре 1917 года Северянин писал:И в зле добро, и в добром злоба,Но нет ни добрых, нет ни злых,И правы все, и правы оба, Их правоту поет мой стих.И нет ни шведа, ни японца.Есть всюду только человек,Который под ненужьем солнцаЖивет свой жалкий полувек.В «Балладах» (1916 — 1917) поэт пытается осмыслить современность. Он предлагает яркие философские формулы, иногда шокирующие дерзким противостоянием привычному взгляду на мир: «Жизнь человека одного … Дороже и прекрасней мира…» Страну, погрязшую в крови, Северянин рисовал с присущей модернизму экспрессией:Все, все в крови: вода, луна,Трава, лампасы генерала.В крови зеленая весна.Весь земной шар в представлении поэта беззащитен и хрупок, почти как надувной шарик:Людскою кровью он набух, Вот-вот не выдержит и лопнет…Никто не ахнет и не охнет,И смерть у всех захватит дух.С особой горечью поэт скорбит о судьбе своего народа, втянутого в мировой водоворот. Отмеченные «вселенством душ», соотечественники Северянина все же не могут избежать роковой участи:Мы не хотим пролития крови,Но жаждет крови земной шар!Среди стихов Северянина 1917 года есть немало, написанных «на злобу дня». Они отличаются яркой публицистичностью, тревогой за человека, на которого время обрушивается неимоверной тяжестью. Даже самый нравственный человек бессилен остановить эту жестокую лавину, и даже гений в потоке времени оказывается в фокусе трагической иронии:О как ничтожен человек.Хотя бы даже гениальный,Пред мыслью глубоко печальнойО мертвой жизни всех кален!Современность Северянин рассматривал как время огромного мужества. Он считал свою эпоху удивительной не только безобразиями и отчаянием, но и взлетами духа, созданием прекрасного, взлета интереса к искусству. Такое противоречие настаивало поэта на иронический лад. В «Поэзе последней надежды» (1917) ирония усиливает патетическое звучание этого произведения:Не странны ли поэзовечера,Бессмертного нашества карнавалыВ стране, где «завтра» хуже, чем «вчера»,Которой, может быть, не быть пора,В стране, где за обвалами … обвалы?Лишь лица увлеченных поэзией современников внушают надежду: красота спасет. В финале сохраняется эта авторская уверенность:Какой шампанский, искристый экстаз!О, сколько в лицах вдохновенной дрожи!Вы, тысячи воспаленных глаз, -Глаза крылатой русской молодежи!Но красота обманчива. Стоит изменить освещение, и она превращается в безобразие. Цветные стекла, через которые хочется глядеть на мир, искажают его до неузнаваемости:Так создан белый свет,Что только в белом освещеньиЛицо приводит в восхищенье…Но все меньше и меньше белого света оставалось в жизни поэта. Жизнь грубела. Приходил новый век, жестокий, сухой, рациональный. Люди жили без стихов и не чувствовали их необходимости.Игорь Северянин умер 22 декабря 1941 года. Творчество его осталось неизученным в Советской России. Только теперь мы понемногу открываем для себя его произведения.
Анализ произведений русской и зарубежной литературы ( все произведения )
Анализ стихотворения И.Северянина «Увертюра»
Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью. Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение «Увертюра», которое в некоторой степени закрепило за ним славу «салонного» лирика, воспевающего в своих произведениях «красивости» и «изыски». Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко. Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! «Ананасы в шампанском», на мой взгляд, создают уже с первой строки некую «красивость», «роскошь». Лирический герой восхищается окружающим миром и собой. В стихотворении присутствует вещный мир, мир предметный, который определяет убогие интересы персонажа. Герой вдохновенно восклицает: «Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!» Однако, на мой взгляд, это попытка спрятаться от жизни за броской вещью. Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления: Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В данном четверостишии автор использует неологизмы: «ветропросвист», «крылолет», которые свидетельствуют о смелости поэта экспериментировать над словом. Неологизмы создают еще большую необычность происходящему на глазах у поэта. Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения: В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс… Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Лирический герой в этом четверостишии раскрывает свое истинное лицо: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…»Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском в этой строфе становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться «из Москвы — в Нагасаки». В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости. Автор почти не использует в стихотворении эпитеты, таким образом достигается динамизм, легкость. Только два эпитета можно найти в строках: «нервные девушки» и «острое дамское общество». Они создают атмосферу, в которой находится лирический герой. Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: «Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике – вот основные черты поэтической деятельности автора. Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий. Северянин назвал это лирической произведение «Увертюрой», прямо как музыкальное произведение. А может, стихосложение как процесс очень напоминает создание музыкального шедевра? Ведь ощущения от прочтения талантливой лирики сравнимы с ощущением от прослушивания «живой» инструментальной мелодии.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Северянин И. / Стихотворения / Анализ стихотворения И.Северянина «Увертюра»
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Анализ стихотворения И. В. Северянина «К воскресенью»
Стихотворение «К воскресенью» написано в эстонской эмиграции в Тойле в 1919 году. Оно относится к жанру публицистической лирики. Его тональность обуславливали сложные отношения противоборствующих сторон в эстонской освободительной войне 1918 – 1920 годов.
Военные реалии были особенно страшны для Игоря Васильевича, сугубо гражданского человека с богатым воображением и привычкой к комфорту и поклонению. Вдобавок более чем скромное существование на средства гражданской жены было слишком ярким контрастом с прежней небывалой славой в самодержавной России – тюрьме народов.
Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «идут бои», «грохочут снаряды», «проходят отряды», позволяющую выстроить именные рифмы и выделить ключевые слова;
- эпитеты – «дикие отряды», «грустные мечты», «спокойный угол», «Великий Бог», «благостная весенняя сень», которые ярко характеризуют явления и чувства лирического героя;
- олицетворения – «вершащие мечты», «лик Нужды», придавая явлениям человеческие черты, они позволяют точнее выразить мысль;
- перифразы – «на карте угол (в мире дом, убежище, пристанище)», «весенняя сень (распустившаяся весной листва, образующая шатер)», «строй лир (совокупность разных видов искусств, творчества)»;
- лексику высокого стиля – «изнемог», «благостный», «лик», «бряцай (пой, издавай звуки, звени)»;
- многочисленные обращения – «Великий Бог», «тихий мир», «любовь», «искусство», «строй лир» – которые выделяют значимые для автора понятия – высвеченные войной истинные духовные ценности;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «грохочут бешено» – нагромождение шипящих имитирует шум боя; «благостная весенняя сень», в рамках которой тревожащая свистящая «с» противостоит мягкой носовой «н»;
- религиозную лексику – «обряд», «Бог», «чудо», «воскресение», которая подчеркивает значимость поднятой темы;
- риторические восклицания – «Воскресни в мире, … мир!», «Любовь …, воскресни!» – отражают высоту чувств лирического героя;
- кольцо – «Воскресни, мир… любовь воскресни!».
Метафорический смысл названия – наивный призыв к преображению и миру. Стихотворение пронизано чувством горечи, естественным для человека в расцвете творческих сил, брошенного в водоворот политических событий.
Используя глаголы повелительного наклонения – спаси», «вокресни», «расцвети», «бряцай», волшебник слова Игорь Северянин, утративший связь со своим народом, словно пытается повернуть время вспять.
Игорь СеверянинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Отличительные черты
Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями.
Среди них:
- стремление к исследованию новизны в искусстве;
- отрицание старых норм и традиций;
- эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
- широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
- бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
- стремление создать ощущение грядущего переворота;
- антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
- прославление новых технологий, культ города.
В поэзии и литературе
Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:
- необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
- акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
- широкое использование авторских неологизмов;
- эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
- сочетание поэтического с обыденным;
- использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
- пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).
В изобразительном искусстве
Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:
- работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
- изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
- интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
- динамичные формы;
- раздробленные на фрагменты рисунки;
- зигзаги и спирали как основные фигуры;
- передача движения путём наложения;
- динамика;
- использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
- попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.
Игорь Северянин — Весенний день: Стих
Весенний день Анализ стихотворения Северянина Весенний день Замечательный русский писатель — Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. О чем этот стих? Что хотел передать автор?
Стихотворение было написано в 1911 году, в период, когда писатель с Фофановым устроили большое турне по городам России и знакомили народ со своим творчеством. Центральная тема стиха — это природа.
Для поэта природа является огромным источником вдохновения, именно через сравнения с природными явлениям, можно передавать самые различные чувства и эмоции. Стих был написан в апреле, разгаре весны. Настроение Северянина веселое, природа и жизнь пробудилась от весны, первых солнечных лучей. Весна, как маленькая новая жизнь, именно в этот период автор чувствует себя снова молодым и готовым к новым впечатлениям и эмоциям. Автор использует повторы для усиления, восклицательные предложения показывают настроение писателя.
Душа поэта требует природных просторов и полей. Этим он показывает как важна природа для человека, какие неповторимые эмоции она ему даёт. Автор говорит и о жителях страны, с любовью и трепетом, используя красочные и эффектные эпитеты. Настолько автор покорён весной, настолько он счастлив, что даже врага готов расцеловать.
Своё очарование, конечно, есть и в осени, в снежной зиме и солнечном лете, но именно весной все оживает и распускается.
Северянин отлично раскрывает весеннюю атмосферу и значимость этого романтичного периода в жизни людей.
Творческий расцвет
В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление в литературе – эгофутуризм. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.
Первый сборник стихов поэта был назван “Громокипящий кубок”. Он увидел свет в 1913 г. Предисловие к нему было написано известным писателем, Ф. Сологубом.
Осенью этого же года Северянин выступает вместе с В. Маяковским. В это же время он знакомится с С.Спасским и К.Паустовским.
В 1918 г., после блестящего выступления в московском политехническом музее, он получил почетную должность “Короля поэтов”. Также за нее боролись Маяковский и К. Бальмонт.
«Весенний день», анализ стихотворения Северянина
Такое словесное выражение благодарности — лишь малая доля того, что испытывал поэт по отношению к своему учителю и другу. Константин Михайлович Фофанов, русский поэт, один из предшественников символизма, приветствовал появление Северянина в литературе, и на протяжении всей творческой жизни поддерживал его, и можно даже сказать, был соратником в творческом мире. С этого момента Северянин совместно с Фофановым отправляются в турне по большим русским городам, чтобы прочесть свои произведения перед широкой публикой. Тема природы во все времена волновала поэтов и писателей. Это закономерно, ведь человек всю жизнь ощущает силу и влияние на него могучей окружающей среды. Природа — неиссякаемый источник вдохновения для поэта. Литература дает ему возможность познать этот удивительный мир, и выразить себя через нее.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Лирика Игоря Северянина
Смерть поэта
Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941 г. в Таллине во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Настоящая фамилия И. Северянина – Лотарев. По мнению коллег по перу, раннее творчество поэта полно самовосхваления и популизма.
- Доктор медицинских наук, Н. Эльштейн, полагал, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза. Феномен этой патологии заключается в том, что на определенной стадии больные становятся невероятно влюбчивыми.
-
/10
Вопрос 1 из 10
История возникновения
Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого. Послание было ориентировано на молодых творцов.
Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.
В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами.
Расцвет футуризма был коротким, но ярким. Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.
После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас. Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.