Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Роландов рог»
Главная тема стихотворения
«Роландов рог» (1921) — тема одиночества и сиротства, которая сплавляется с
темой поэта и толпы. Творческая личность в понимании Цветаевой одинока. Это
слышится во многих стихотворениях. Первая часть стихотворения (первые четыре
двустишия) развивает тему одиночества. С помощью большого количества одинаковых
синтаксических конструкций нагнетается ощущение того, что каждый в мире —
часть чего-то:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких,
как он…
И только цоэт — сирота. В
«Роландовом роге» реализуется традиционный конфликт поэта и толпы:
Под свист глупца и мещанина смех — Одна из всех — за
всех — противу всех!..
Два последние двустишия
поясняют смысл названия стихотворения. Обессилев, устав «драться», то есть
противостоять толпе, лирическая героиня призывает помощь, трубит в Роландов
Рог:
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в
небесные пустоты.
И сей пожар в груди тому залог,
Что некий Карл тебя
услышит, Рог!
Вводя
в текст стихотворения образ мифологического Роландова рога, поэт тем самым
сопоставляет лирическую героиню с бесстрашным Роландом.
Роланд — герой
французской эпической поэмы «Песнь о Роланде». Он благороден, доблестен,
бесстрашен и неутомим в бою; именно поэтому Карл поручил Роланду командовать
арьергардом при возвращении войска франков из Испании во Францию. Однако в
Ронсевальском ущелье Роланд вместе с двенадцатью пэрами попал в ловушку. В
Ронсевальском сражении Роланд ведет себя как не знающий страха и непобедимый
воин, склонный, впрочем, к переоценке собственных сил: трижды его друг Оливье
уговаривает Роланда протрубить в рог Олифант, чтобы призвать на помощь Карла, и
трижды тот отказывается, считая позорным «трубить из-за мавров» и не желая
таким образом «посрамить свой род» и себя. Его упорство стоит жизни всему
арьергарду, в том числе Оливье и двенадцати пэрам Франции. Осознав, что виновен
в их гибели, Роланд, хотя и с опозданием, трубит в рог, причем с такой силой,
что у него на висках лопаются жилы и кровь струится по лицу. Свою трагическую
вину он может искупить, лишь приняв смерть вместе с остальными защитниками
Ронсеваля. Вот почему он погибает, хотя на его теле нет ни одной раны.
Сюжет
Гибель Роланда. Миниатюра Жана Фуке из рукописи «Больших Французских хроник». Сер. XV в. После успешного семилетнего похода в мавританскую Испанию император франков Карл Великий завоевывает все города сарацин, кроме Сарагосы, где правит царь Марсилий. Мавры, представленные в поэме язычниками, созывают совет у Марсилия и решают отправить к Карлу послов. Послы предлагают французам богатства и говорят, что Марсилий готов стать вассалом Карла. На совете у франков бретонский граф Роланд отвергает предложение сарацинов, но его недруг граф Гвенелон (вариант: Ганелон) настаивает на другом решении и едет как посол к Марсилию, замышляя погубить Роланда. Ганелон настраивает Марсилия против Роланда и 12 пэров Франции.
Ганелон советует Марсилию напасть на арьергард армии Карла Великого. Возвратившись в лагерь, изменник говорит, что Марсилий согласен стать христианином и вассалом Карла. Роланда назначают начальником арьергарда, и он берёт с собой только 20 тысяч человек.
В результате предательства графа Ганелона отряд франков оказывается отрезанным от основного войска Карла, попадает в засаду в Ронсевальском ущелье и вступает в бой с превосходящими силами мавров. Перед этим Роланд несколько раз отказывается последовать совету друзей и позвать подмогу, чтобы не погубить Карла и не осквернить его честь. Роланд был племянником Карла. Проявляя чудеса мужества, Роланд и его сподвижники — граф Оливье, Готье де л’Ом и архиепископ Турпин (Турпен) — отражают многочисленные атаки мавров, но в конце концов погибают.
Карл слишком поздно замечает неладное и возвращается в Ронсеваль. Разгромив коварного врага, император обвиняет Гвенелона в измене. Тот заявляет, что невиновен, и с целью оправдания выставляет на судебный поединок своего могучего родственника Пинабеля. На стороне обвинения сражается друг Роланда граф Тьерри. Он побеждает Пинабеля, и Гвенелон вместе со всей своей семьей погибает.
Анализ стихотворения Цветаевой “Роландов рог”
Произведение М.И
Цветаевой Роландов рог с первых строк привлекает внимание немыслимыми антитезами, которые отражают внутренний мир поэтессы. Вечная борьба бушует в душе автора, героиня понимает, что она остается одна в своих творческих порывах
Можно обрести друга, семью, родить детей, но понять всю глубину тайны не просто человеческой души, а души поэта, который зачастую видит мир совсем иначе, невозможно. Автор сравнивает себя с шутом – таким не похожим на остальных людей, скрывающих истинные свои чувства под маской дерзкой улыбки
и глуповатой нежности.
Само произведение довольно пафосно, об этом можно судить уже из названия. Роланд – герой французского эпоса, который погибает за своё войско, за свой народ. Так и героиня произведения шлёт «громкий зов» обращаясь к небесам. Но и там «пустоты», лишь полыхающие чувства, «пожар в груди» являются залогом обретения спокойствия. К кому обращается героиня Цветаевой, кто это мифический Карл, который поймёт и примет поэтессу? Вопрос остается открытым, каждый сам найдёт утешенье.
Тема непринятия довольно широко освещена в произведения мировой литературы, но именно в России, под гнетом сложившихся
обстоятельств, одиночество стало доминирующей темой многих поэтов. Творчество – это, как ни странно, борьба. Этот парадокс видим в стихотворении М. Цветаевой, она одна «противу всех», но и одна «из всех», выбранная неспроста нести свою тяжелую ношу. Но и её покидают душевные силы, нет больше сил «драться».
Именно этот глагол как нельзя точно описывает действия поэтессы. Бороться за права, признание, почет и славу можно физически, но и моральная сторона не на последнем месте, и именно эта составляющая наиболее травмирующая душу, раны на которой заживают очень долго, а рубцы остаются навсегда.
Стиль изложения произведения – довольно жесткий, это видно в частом использовании согласных в конце строк. Бессоюзность, множество запятых и тире даже визуально выстраивают текст, как лозунг, призыв к борьбе, преодолению непонимания, под «мещанина смех». Поэзия – нелёгкий труд, нужно быть готовым к тому, что сказанное будет воспринято в штыки, а слова, пробирающие до слез одних, станут поводом для веселья другими «глупцами».
Поэтесса употребляет существительное «сиротство» в значении «одиночество» вовсе не напрасно. Сиротство – это высшая степень духовной пустоты, именно то чувство, которое зреет в душе поэта когда наступит срыв, когда протрубит Роландов рог о помощи, невидимые силы утешенья найдутся в строках стихов, творчестве, которое невозможно убить.
«Роландов рог» М.Цветаева
«Роландов рог» Марина Цветаева
Как бедный шут о злом своем уродстве, Я повествую о своем сиротстве: За князем — род, за серафимом — сонм, За каждым — тысячи таких, как он,— Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену Упал — и знал, что тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд, За вором — сброд, а за шутом — все горб. Так, наконец, усталая держаться Сознаньем: долг и назначеньем: драться,— Под свист глупца и мещанина смех,— Одна за всех — из всех — противу всех, Стою и шлю, закаменев от взлету, Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди — тому залог, Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Анализ стихотворения Цветаевой «Роландов рог»
Рыцарь Роланд — популярнейший герой эпохи раннего французского Средневековья. О том, что он действительно жил на свете, говорится лишь в одном документе — биографии «Жизнь Карла Великого», написанной франкским ученым Эйнхардом. В эпических сказаниях Роланд предстает храбрейшим рыцарем и родным племянником короля франков Карла I Великого. Погиб герой в битве в Ронсевальском ущелье. На отряд под его предводительством напали сарацины. Внезапная атака в эпосе объясняется изменой со стороны Ганелона — приближенного Карла и врага Роланда. Перед смертью рыцарь успел позвать на помощь короля, протрубив в свой знаменитый рог. Карл услышал зов вассала и поспешил отомстить за него. Бесстрашный рыцарь стал главным героем «Песни о Роланде» — самого раннего из сохранившихся эпических произведений Франции. По информации исследователей, написано оно через несколько столетий после реальной Ронсевальской битвы, произошедшей в 778 году.
В истории про Роланда важнейшую роль играет его олифант — сигнальный рог, который носили с собой средневековые рыцари. Изготавливались подобные инструменты из слоновьих бивней. Зачастую их украшали резьбой, металлическими или серебряными цепями и кольцами.
«Роландов рог» — стихотворение, написанное в марте 1921 года. Его ключевая тема — тотальное одиночество поэта. Согласно Цветаевой, творческая личность — сирота. За каждым в мире кто-то стоит: за солдатом — полк, за серафимом — сонм, за вором — сброд, за князем — род. И только стихотворец вынужден в одиночку противостоять толпе, которая освистывает и осмеивает его. Впрочем, иногда и ему не хватает сил. Тогда приходит время обратиться за помощью, протрубив в рог, направив зов в небесные пустоты. Мотив сиротства был крайне важен для Цветаевой. Мысли, подобные тем, что высказаны в произведении «Роландов рог», встречаются в записных книжках поэтессы. В 1918 году она писала, что находится вне профессии, ранга, сословия, что за ней — пустота.
Первый образ, который вводится в стихотворение, — шут. Профессия эта особенно широкое распространение получила в Средневековье. Шут воспринимался в качестве символического близнеца короля. Ему позволялось безнаказанно говорить даже самую горькую и неприглядную правду в завуалированной форме. Для Средних веков, когда король и вельможи часто не могли в открытую критиковать друг друга, шут был спасением. По сути, он единственный обладал свободой слова. У Цветаевой шут становится олицетворением поэта — одинокого, но при этом способного в открытую высказывать свои мысли. Ближе к финалу стихотворения появляется образ рыцаря. Согласно «Песни о Роланде», франкский отряд потерпел поражение из-за того, что Роланд поздно протрубил в рог. Он считал, что обращение за помощью — признак трусости. Получается, Роланд погубил своих воинов исключительно из-за собственной гордости. Здесь Цветаева объединяет два образа. Шут одинок, потому что уродлив и наделен свободой слова. Одиночество рыцаря — следствие его гордыни.
История создания, жанр произведения
«Песнь о Роланде» является главным памятником французского эпоса («шансон де жест» (жеста)).
Замечание 1
Жеста – это песнь о деянии.
На сегодняшний день известно около сотни жест, созданных в период с 1 по 13 вв. Бродячие певцы-жонглеры исполняли chansons de geste под аккомпанемент виолы или арфы на ярмарках и в замках феодалов. Объем жест, как правило, составлял от одного до двадцати тысяч стихов, поэтому иногда на исполнение жесты уходило несколько дней.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В жестах могли изображаться конфликты внутри феодальной знати, однако особой популярностью пользовался каролингский эпос.
Каролингский эпос – это песни о «каролингском возрождении», о времени правления императора Карла Великого.
В народной памяти Карл Великий заслонил собой всех других правителей своей династии. Он считался идеальным королем, создателем могущественной державы, защитником веры. Император Карл является одним из главных героев произведения «Песнь о Роланде».
Историческая основа «Песни о Роланде» изложена в арабских и франкских хрониках. В конце 18 века Испания подверглась нашествию мавров. Карл в 778 году вмешался в спор мусульманских правителей на территории Испании, но экспедиция оказалась неудачной. Карлу пришлось снять осаду Сарагосы. На пути во Францию Карл был атакован отрядами басков, которые исповедовали христианство и хотели отомстить франкам за разрушенные поселения. Баски взяли верх над французами. Единственная хроника среди погибших в бою упоминает некоего Хруодланда, то есть эпического Роланда.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Песнь о Роланде 490 ₽ Реферат Песнь о Роланде 230 ₽ Контрольная работа Песнь о Роланде 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Этот эпизод жонглеры превратили в картину войны Карла с сарацинами за христианизацию Испании.
Существует 9 вариантов песни, самым известным из которых является Оксфордский список. До нас дошли 289 тирад. Текст «Песни» был записан предположительно в 1170 году.
Одна тирада содержит 7-17 стихов в строфе, всего 4002 стиха, которые соединены ассонансами.
Поэма по своей форме является эпической и может быть причислена к жанру исторических песен, в которых события прошлого рассказаны через перечисление военных описаний.
Черты эпического повествования прослеживаются во всех строфах произведения.
Активный словарный запас
Использовано уникальных слов:
3537
Активный словарный запас (АСЗ):
3381
Активный несловарный запас (АНСЗ):
156
Удельный АСЗ на 3000 слов текста:
1193.80
Удельный АСЗ на 10000 слов текста:
2720.07
—> 6330-е место в рейтинге УАСЗ-10000
Динамика изменения УАСЗ-3000 от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: УАСЗ-3000)
Максимальное значение УАСЗ-3000 (1285) приходится приблизительно на 36-ю страницу текста.
Миниимальное значение УАСЗ-3000 (1095) приходится приблизительно на 12-ю страницу текста.
Рост АСЗ от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: АСЗ)
История создания
До нашего времени дошло 9 рукописей «Песни о Роланде» на старофранцузском языке. Канонической считается Оксфордская рукопись, написанная между 1129 и 1165 годами на англо-нормандском диалекте и хранящаяся в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. По-видимому, она была своего рода «шпаргалкой», использовавшейся для того, чтобы освежить память певца, когда возникала необходимость.
Существует две теории происхождения: Бедье считает, что автор — некий Турольд, клирик XII в. Рамон Менендес Пидаль выдвигает теорию постепенного возникновения эпоса, ядро которого развивается сказителями. В произведении повествуется о гибели в битве в Ронсевальском ущелье арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 года из завоевательного похода в Испанию. В поэме противниками франков представлены сарацины (мавры, арабы), хотя в реальности отряд Роланда погиб в сражении с басками.
Историчность
Поэма в так называемой Оксфордской версии, вобравшая в себя воспоминания о каролингской эпохе, имперскую мифологию, следы норманнских походов в Эпир и Англию, почти необработанные образы, посещавшие в мечтах какого-нибудь испанского князька, душевный подъём, сопутствовавший первым крестовым походам на Восток, одновременно и пропитана историей, и лишена всякого современного ей измерения. |
В своем описании битвы при Гастингсе в 1066 году, которое было составлено до 1127 года, Уильям Мэлсмберийский рассказывает, что перед битвой была исполнена cantilena Rollandi
, песнь о Роланде, «дабы примером воинственного мужа вдохновить бойцов». Вас добавляет к этому, что её пел Тайлефер, который испрашивал для себя чести нанести первый удар врагу.
Исторические прототипы некоторых персонажей
Турпен | архиепископ Реймса Турпин |
Жоффруа Анжуйский | граф Анжу Жоффруа I Гризгонель (у. 987) |
Ришар Нормандский | герцог Нормандии Ришар I Старый (у. 996) |
Жирар Руссильонский | Жирар, регент Прованса при Карле Лысом |
Тибо из Реймса | Тибо I Шампанский |
Гвенелон (Ганелон) | Венилон, архиепископ Сансский, живший во времена Карла Лысого |